Петр Семёнов-Тян-Шанский — Путешествие в Небесные горы. Отрывок, характеризующий Семёновы-Тян-Шанские

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 года, в итальянской деревне Ле Ронколе, расположенной в северной части Ломбардии, на нижнем притоке реки По, близ города Буссето, Французская империя - 27 января 1901 года, Милан, Италия) - итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Композитором созданы 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества - последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Ранний период

Родился Верди в семье Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини в Ле Ронколе - деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Таким образом, будущий великий итальянский композитор официально родился во Франции.

Верди родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером , в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) в Ле Ронколе, неподалёку от Буссето (Пармское герцогство). Отец композитора, Карло Верди, содержал деревенский трактир, а мать - Луиджа Уттини - была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжёлым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на орга́не учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци - богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни - годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции - Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы - Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений - роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.

В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.

Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi - местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 - 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 - 22 октября 1839). В то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умирают в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умирает от энцефалита.

Начальное признание

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачьо») (Oberto ) в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» (Un giorno di regno ) и «Набукко» («Навуходоносор»). Жена и двое детей Верди умерли, когда он работал над первой из этих двух опер. После её провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» (I Lombardi alla prima crociata ) и «Эрнани» (Ernani ), которые ставились и имели успех в Италии.

В 1847 году опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим» (Jérusalem ), была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле гранд-опера . Для этого композитору пришлось несколько переработать эту оперу и заменить итальянских персонажей на французских.

Мастер

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром - «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» является, возможно, одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали ещё несколько опер, среди них - постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes ; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore ), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera ), «Сила судьбы» (La forza del destino ; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» (Macbeth ).

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

Верди и Вагнер, каждый - лидер своей национальной оперной школы, - всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдёт пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

Последние годы и смерть

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

Опера «Отелло» (Otello ), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы - данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

Последняя опера Верди, «Фальстаф» (Falstaff ), либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (Merry Wives of Windsor ) в переводе её на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti, также в Милане, в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Он был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего».

Стиль

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество - Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный - Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр - большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я - самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) - характерно для творчества Верди - характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Оперы Джузеппе Верди

Vanity Fair , 1879

  • Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) - 1839
  • Король на час (Un Giorno di Regno) - 1840
  • Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) - 1842
  • Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi") - 1843
  • Эрнани (Ernani) - 1844. По одноимённой пьесе Виктора Гюго
  • Двое Фоскари (I due Foscari) - 1844. По пьесе лорда Байрона
  • Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) - 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
  • Альзира (Alzira) - 1845. По одноимённой пьесе Вольтера
  • Аттила (Attila) - 1846. По пьесе «Аттила, вождь гуннов» Захариуса Вернера
  • Макбет (Macbeth) - 1847. По одноимённой пьесе Шекспира
  • Разбойники (I masnadieri) - 1847. По одноимённой пьесе Шиллера
  • Иерусалим (Jérusalem) - 1847 (Версия Ломбардцев )
  • Корсар (Il corsaro) - 1848. По одноимённой поэме лорда Байрона
  • Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) - 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
  • Луиза Миллер (Luisa Miller) - 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
  • Стиффелио (Stiffelio) - 1850. По пьесе «Святой отец, или Евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
  • Риголетто (Rigoletto) - 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
  • Трубадур (Il Trovatore) - 1853. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
  • Травиата (La Traviata) - 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
  • Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) - 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
  • Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman) (Версия «Сицилийской вечерни»).
  • Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) - 1857. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
  • Арольдо (Aroldo) - 1857 (Версия «Стиффелио»)
  • Бал-маскарад (Un ballo in maschera) - 1859. На основе реального убийства Густава III, легшего в основу пьесы Эжена Скриба
  • Сила судьбы (La forza del destino) - 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса. Премьера состоялась в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге
  • Макбет (Macbeth ) - 1865. Вторая редакция оперы по заказу парижской Grand Opéra
  • Дон Карлос (Don Carlos) - 1867. По одноименной пьесе Шиллера
  • Аида (Aida) - 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
  • Отелло (Otello) - 1887. По одноимённой пьесе Шекспира
  • Фальстаф (Falstaff) - 1893. По «Виндзорским насмешницам» и двум частям «Генриха IV» Шекспира

Другие сочинения

  • Струнный квартет e-moll - 1873
  • Реквием (Messa da Requiem) - 1874
  • Четыре духовные пьесы (Quattro Pezzi Sacri) - 1892

Литература

  • Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958.
  • Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986.
  • Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967.
  • Соловцова Л. А. Дж. Верди. М., Джузеппе Верди. Жизненный и творческий путь, М. 1986.
  • Тароцци Джузеппе Верди. М., 1984.
  • Эсе Ласло. Если бы Верди вёл дневник… - Будапешт, 1966.

Фильмы и сериалы о жизни и творчестве композитора

  • «Джузеппе Верди» (на русском языке известен под названием «История одной жизни»; 1938, Италия). Режиссёр - Кармине Галлоне. В главной роли - Фоско Джакетти.
  • «Джузеппе Верди» (1953, Италия). Режиссёр - Рафаэлло Матараццо. В главной роли - Пьер Крессуа.
  • «Жизнь Джузеппе Верди (Верди)» (1982, Италия - Франция - ФРГ - Великобритания - Швеция). Режиссёр - Ренато Кастеллани. В главной роли - Рональд Пикап.

Русский географ, общественный деятель Петр Петрович Семенов‑Тян‑Шанский (до 1906 года — Семенов) родился 14 января (2 января по старому стилю) 1827 года в Рязанской губернии в дворянской семье . Его дед участвовал в суворовском альпийском походе, отец был капитаном в отставке, участником Бородинского и Кульмского сражений .

В 1845 году окончил школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1848 году окончил естественное отделение Петербургского университета.

В 1849 году Петр Семенов вступил в Русское географическое общество. В 1849‑1851 годах начинающий ученый проводил изучение растительности бассейна Оки и Дона, защитил магистерскую диссертацию "Придонская флора в ее отношениях с географическим распределением растений в Европейской России".

В 1853‑1855 годах Семенов изучал географию, геологию в Германии, Швейцарии, Италии и Франции .

В 1856‑1857 годах изучал Тянь-Шань, совершив крупные научные открытия. Он начертил схему хребтов Тянь‑Шаня, исследовал озеро Иссык‑Куль, открыл верховья Сырдарьи, увидел горную группу Тенгри‑Таг и пирамиду Хан‑Тенгри, достиг ледников, берущих начало в группе Тенгри‑Таг. Исследователь установил отсутствие на Тянь‑Шане действующих вулканов (в те времена это считалось неопровержимым утверждением), доказал, что вечные снега лежат на Тянь‑Шане на очень большой высоте, установил вертикальные природные пояса Тянь‑Шаня, открыл десятки новых, неизвестных науке видов растений. Большой его заслугой является составление первой схемы орографии Тянь‑Шаня в виде системы широтных хребтов. Кроме того, он собрал богатейшие коллекции горных пород и растений.

Семенов заложил основу геолого‑географических знаний о Тянь‑Шане. Эта заслуга в ознаменование 50‑летия его экспедиции в 1906 году была отмечена добавлением к фамилии Семенова составной части "Тян‑Шанский".

Также ученый перевел на русский язык "Землеведение Азии" Карла Риттера, дополнив его материалами по азиатской России.

В 1873 году он был избран вице‑президентом Русского географического общества и бессменно занимал этот пост вплоть до своей смерти в 1914 году. Он же опубликовал и первую (трехтомную) историю деятельности Общества за первые 50 лет его существования.

Семенов‑Тян‑Шанский был непосредственным организатором и идейным руководителем многочисленных экспедиций Николая Пржевальского, Григория Потанина, Петра Кропоткина и др., результаты которых коренным образом изменили прежние представления об Азии.

Семенов‑Тян‑Шанский сыграл большую роль в развитии статистики в России. Он выпустил в свет "Географическо‑статистический словарь Российской империи" (5 томов, 1863‑1885), вместе с академиком Владимиром Ламанским руководил многотомным изданием "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества" (19 томов, 1899‑1914) и др.

В 1859‑1860 годах участвовал в качестве члена‑эксперта в работе Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 года, в 1864‑1874 годах возглавлял Центральный статистический комитет, в 1874‑1897 годах ‑ Статистический совет.

По инициативе Семенова‑Тян‑Шанского в 1897 году была проведена первая всеобщая перепись населения России, оказавшаяся до революции 1917 года единственной.

В 1882 году Семенов‑Тян‑Шанский был назначен сенатором 2‑го (крестьянского) департамента Правительствующего Сената, в 1897 году ‑ членом Государственного Совета.

Семенов‑Тян‑Шанский также был крупным знатоком нидерландской живописи; издал обширный труд "Этюды по истории нидерландской живописи" (2 части, 1885‑1890). В 1874 году был избран почетным членом Академии художеств в Петербурге. Собранную им богатую коллекцию работ фламандских и голландских художников (700 картин и 3500 гравюр) он передал в 1910 году Эрмитажу .

11 марта (26 февраля по старому стилю) 1914 года Петр Петрович Семенов‑Тян‑Шанский скончался в Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт‑Петербурга.

Он завершил свой жизненный путь всемирно известным ученым. Более 60 академий наук Европы и России избрали его своим почетным членом. Был лауреатом многочисленных премий, кавалером отечественных и иностранных орденов, в том числе высшей награды России ‑ ордена Святого Андрея Первозванного (1911).

Выдающиеся заслуги ученого‑энциклопедиста увековечены названием в его честь 11 географических местностей в Азии, Северной Америке и на Шпицбергене и около ста новых видов растений и насекомых. Русское географическое общество награждает географов за выдающиеся достижения золотой и серебряной медалями имени П.П. Семенова.

В деревне Гремячка Рязанской области, в имении, где Семенов‑Тян‑Шанский провел зрелые годы своей жизни, в 1977 году была организована постоянная экспозиция, с 1984 года музею было присвоено звание "народный" , с 2005 года мемориальный музей стал муниципальным учреждением культуры.

В родовой усадьбе дворян Семеновых "Рязанка" на границе Рязанской и Липецкой областей в 1997 году был открыт Музей‑усадьба П.П. Семенова‑Тян‑Шанского .

Семенов‑Тян‑Шанский был дважды женат . В 1851 году он женился на Вере Чулковой, у них родился сын Дмитрий. Через шесть месяцев после родов Вера умерла от чахотки. В 1861 году он женился вторично. Во втором браке с Елизаветой Заблоцкой‑Десятовской было семеро детей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Свыше 40 лет, с 1873 по 1914 г., Русское географическое общество возглавлял Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский.

Это был замечательный ученый с необычайно разносторонними познаниями. Он известен как геолог, ботаник, энтомолог, статистик, знаток живописи. Но самой любимой его наукой, которой он посвятил жизнь, была география.

Семенов-Тян-Шанский родился в 1827 г., в Рязанской губернии, в семье Петра Николаевича Семенова - капитана в отставке, участника Бородинского и Кульмского сражений. Еще в детстве у него пробудились интерес и любовь к окружающей его русской природе, а позже родилась мечта - стать исследователем малоизвестных земель.

Юношеские годы Петра Петровича совпали со знаменательным событием - в 1845 г. было основано Русское географическое общество, которое стало центром географической науки в России.

В 1849 г. Семенов, окончив Петербургский университет, вступил в члены Общества. Уже тогда у молодого географа зародилась мысль о путешествии на Тянь-Шань.

Название «Тянь-Шань» в переводе с китайского языка означает «Небесные горы». Сто лет назад эта большая горная система была почти неизвестна науке. Знаменитый немецкий географ Александр Гумбольдт считал ее горным хребтом с действующими огнедышащими вулканами. Ни один из европейских исследователей не бывал еще на Тянь-Шане.

Семенов решил проникнуть в область этих гор. В первые годы пребывания в Географическом обществе он изучил много трудов по географии центральных частей азиатского материка и считался среди географов самым крупным знатоком Азии.

Но изучение географии по книгам не могло удовлетворить молодого географа, стремившегося к самостоятельному исследованию природы.

«Притягивали меня к себе горы, которых я, изучивши вполне географию в теории, не видал в своей жизни»,- рассказывал Семенов в своих воспоминаниях.

Как раз в эти годы начиналось присоединение части Тянь-Шаня к России. Это событие, происшедшее в середине XIX в., способствовало тому, что исследования исполинской горной системы Тянь-Шаня приобретали особое значение. Поэтому избранный Семеновым маршрут не был случайным. Когда Семенов готовился к далекому путешествию, у подножья Заилийского Алатау - одного из северных хребтов Тянь-Шаня - уже был заложен пост Верный (ныне г. Алма-Ата, столица Казахской ССР).

В период подготовки к путешествию в Тянь-Шань Петр Петрович отправился в Альпы и совершил много экскурсий пешком по горам без проводника. Это была прекрасная тренировка перед экспедицией в неизвестную горную страну. Ученый собирал в Альпах геологические и ботанические коллекции. Чтобы лучше ознакомиться с вулканическими явлениями, он побывал также на Везувии и совершил около двух десятков восхождений к кратеру вулкана.

В 1856 г. Семенов получил согласие Географического общества на снаряжение экспедиции в Среднюю Азию и весной отправился в путь.

Маршрут путешествия пролегал через Барнаул, Семипалатинск, укрепление Верное и далее в Тянь-Шань.

Две поездки Семенова на Иссык-Куль, в особенности вторая, когда он посетил западное побережье озера, привели к большим научным открытиям. Пройдя через узкое Боамское ущелье, по которому с шумом несет свои воды река Чу, Семенов достиг побережья Иссык-Куля. Он установил, что Чу берет начало не из озера, а в одной из горных долин Тянь-Шаня.

Очарованный величественной картиной Тянь-Шаньских гор, открывшейся у оз. Иссык-Куль, Семенов писал:

«Резкие очертания предгорий, темные расселины пересекающих передовую цепь поперечных долин - все это смягчается легкой и прозрачной дымкой носящегося над озером тумана, но тем яснее, тем определеннее, во всех мельчайших подробностях своих очертаний, тем блестящее представляются на темно-голубом фоне цветистого безоблачного среднеазиатского континентального неба облитые солнечным светом седые головы тянь-шаньских исполинов».

Проникнуть в сердце Тянь-Шаня, к этим исполинским горам, Семенову удалось лишь в следующем году. Его спутником был художник П. М. Кошаров - учитель рисования Томской гимназии, который по приглашению Петра Петровича принял участие в экспедиции. Выехав из Верного, путешественники добрались до южного берега Иссык-Куля, а оттуда проникли к верховьям Сыр-Дарьи, еще никем не изученным ранее и не достигнутым.

Вскоре Петр Петрович совершил второе, еще более удачное восхождение на Тянь-Шань. Маршрут экспедиции проходил в более восточном направлении, чем при его первом восхождении. Трудный путь, неизведанный исследователями, вывел Семенова к горной группе Хан-Тенгри.

Путешественником была открыта величественная вершина Хан-Тенгри, считавшаяся самой высокой в Тянь-Шане до открытия советскими исследователями пика Победы.

Семенов осмотрел обширные ледники северного склона Хан-Тенгри, откуда берет начало р. Сарыджаз.

В пути Петру Петровичу часто попадались черепа горных баранов - кочкаров с большими завитыми рогами. Черепа были настолько велики и тяжелы, что даже очень сильный человек с большим трудом мог поднять их. Зоологи считали, что кочкары полностью вымерли. Каково же было удивление Семенова, когда однажды он увидел, как вдалеке по горной тропинке промчалось большое стадо этих животных.

«Я мог рассмотреть в свой бинокль, - вспоминал исследователь,- что это были громадные бараны с теми характерными рогами, черепа которых мы находили во множестве в долине Сарыджаза».

Около двух лет продолжалась тянь-шаньская экспедиция Семенова. На географической карте были запечатлены открытия путешественника: истоки pp. Чу, Сыр-Дарьи и Сарыджаза, вершина Хан-Тенгри и др. Петр Петрович установил в общих чертах расположение хребтов Тянь-Шаня, высоту снеговой линии в этом горном районе и открыл громадные тянь-шаньские ледники.

Семенов выяснил, что в Тянь-Шане нет вулканов. Этим важным открытием он опроверг ошибочную теорию Гумбольдта о вулканизме Небесных гор, широко распространенную тогда в науке. Ученый собрал также разносторонние сведения о геологическом строении, растительности и животном мире Тянь-Шаня.

Эти замечательные результаты оказались возможными потому, что Семенов был исключительно многосторонним исследователем- геологом, ботаником, зоологом и прежде всего крупнейшим географом. Во взглядах на природу он во многом опередил современную ему науку. Так, например, он изучал зависимость рельефа от геологического строения местности.

Ученый выделил на Тянь-Шане природные зоны и дал характеристику особенностей каждой из них.

Спустя много лет после экспедиции за блестящие исследования горной страны Тянь-Шань к фамилии Семенова присоединили вторую часть - «Тян-Шанский».

Вся дальнейшая географическая деятельность ученого нераздельно связана с историей Русского географического общества, руководителем которого он был многие годы.

Географическое общество организовало многочисленные экспедиции выдающихся русских географов:

Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, В. И. Роборовского, М. В. Певцова, П. К. Козлова, И. В. Мушкетова, В. А. Обручева и многих других.

Петр Петрович разрабатывал маршруты экспедиций, участвовал в их снаряжении, в составлении программы полевых научных работ. «Стремлением каждого ученого, если он не желает остаться холодным космополитом1, а хочет жить одной жизнью со своими соотечественниками, должно быть, кроме старания продвинуть абсолютно вперед человеческое знание, еще и желание ввести его сокровища в жизнь народную», - так говорил Семенов еще на заре своей научной деятельности, накануне путешествия в Тянь-Шань.

По инициативе Петра Петровича создавались обширные труды по географическому описанию России. Под его руководством был составлен пятитомный «Географическо-статистический словарь Российской империи», издание которого продолжалось в течение почти четверти века. В этом словаре - замечательной для своего времени географической энциклопедии России - тщательно собраны имевшиеся сведения о русских реках, озерах, морях, горных хребтах, о разных городах, населенных пунктах, уездах, губерниях и т. п.

Семенов предпринял и ряд других изданий по географии России. Уже на склоне лет он принял на себя общее руководство многотомным коллективным трудом «Россия», редактором которого был его сын Вениамин Петрович - известный русский географ.

Вспоминая о славных трудах и подвигах русских путешественников и исследователей, Петр Петрович с гордостью говорил: «Наша слава есть слава русской земли».

Семенов — Тян-Шанский умер в 1914 г., значительно обогатив своими трудами географическую науку.

Ю. М. Шокальский, ставший после смерти Семенова-Тян-Шанского председателем Географического общества, писал: «Для нас, старых работников общества, имена «Петр Петрович» и «Географическое общество» - нераздельны».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Из школьных лет, наверное, практически у всех остались воспоминания о галереях портретов выдающихся учёных, висящих на стенах школьных кабинетов. Среди них внимание всегда привлекало изображение благообразного мужчины с необычной фамилией: «Семёнов-Тян-Шанский». Для многих знакомство с биографией и деяниями этого учёного так и заканчивалось портретом.

Между тем, Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский в истории российской науки след оставил отнюдь не только благодаря фамилии.

О фактах из биографии учёного и секрете его двойной фамилии — в материале АиФ.ru.

Отцом учёного был отставной военный, ставший драматургом

Будущий исследователь появился на свет 14 января 1827 года в поместье Рязанка, принадлежавшем его отцу,Петру Николаевичу Семёнову, отставному капитану лейб-гвардии Измайловского полка . Семёнов-старший прошёл несколько военных кампаний, проявив храбрость и мужество, но ратный труд успешно совмещал с увлечением литературой. Он писал оды, трагедии, водевили и даже пародии на произведения других литераторов.

Интерес к географии и ботанике начался с... лото

До 15 лет Петя Семёнов воспитывался в деревне, развиваясь самостоятельно, с помощью книг из семейной библиотеки. В детстве у него появилась игра: географическое лото с названиями стран, материков, рек, городов. Петя, втянувшись в игру, заинтересовался географией и ботаникой всерьёз. Разобравшись с систематикой растений благодаря библиотеке и домашней оранжерее, юноша перенёс свои первые исследования в окрестные леса.

Колесов А. М. «Портрет П. П. Семёнова-Тян-Шанского», 1874 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Первой экспедицией стал переход из Петербурга в Москву

Окончив школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, в 1845 году Пётр Семёнов стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук. Спустя четыре года он выдержал экзамен на степень кандидата и был избран в члены Императорского Русского Географического Общества по отделению физической географии.

Первой экспедицией стал переход из Петербурга в Москву через Новгород с изучением растительности. Она продолжилась затем в чернозёмной полосе России, в Воронежской губернии, в верхнем течении Дона. В результате была защищена диссертация на звание магистра ботаники.

Первый европеец на Тянь-Шане

В 1856 году Пётр Семёнов, имея за плечами обширный опыт исследований в России, курс обучения в Берлинском университете и путешествие по Европе, получает поручение Русского географического общества о проведении экспедиции для исследования горной системы Тянь-Шаня. Молодой учёный давно вынашивал планы экспедиции в Центральную Азию, и теперь получил одобрение. До Семёнова этот регион не посещал ни один европеец.

В течение двух лет Семёнов посетил Алтай, Тарбагатай, Семиреченский и Заилийский Алатау, озеро Иссык-Куль, Тянь-Шань, первым посетив высочайшую горную группу Хан-Тенгри.

Предварительный отчёт о путешествии был помещён в «Вестнике Императорского Русского географического Общества» за 1858 год, а подробный анализ результатов экспедиции вёлся многие годы.

Петр Семёнов-Тян-Шанский. Портрет работы Валентина Серова, 1905 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Тян-Шанский» по указу императора Николая II

Экспедицию на Тянь-Шань совершил 30-летний молодой учёный, а на фамилии это «сказалось», когда Петру Петровичу было без малого 80 лет. Императорским указом 23 ноября 1906 года за заслуги в открытии и первом исследовании горной страны Тянь-Шань к его фамилии «с нисходящим потомством» была присоединена приставка: Тян-Шанский.

К этому моменту на счету учёного было множество других исследований: геологическое исследование о переходных пластах между девонской и каменноугольной системами в Средней России, работы в области энтомологии и ботаники Сибири, Туркестана, Закаспийского края и других регионов.

Путешественник участвовал в ликвидации крепостного права

В 1858 году, после окончания экспедиции на Тянь-Шань, Пётр Семёнов был приглашён принять участие в занятиях по «крестьянскому вопросу», и в 1859 году он стал членом-экспертом «Редакционных комиссий» и заведующим их делами. Учёный принимал активное участие во всех трудах по освобождению крестьян и составлению крестьянской реформы 1861 года.

Организатор первой всеобщей переписи населения России

В 1864 году Пётр Семёнов был назначен директором центрального статистического комитета, которым пробыл 16 лет, а в 1875 году — председателем статистического совета, во главе которого стоял до 1897 года. Система официальной русской статистики создавалась под его руководством.

Главным проектом и венцом деятельности Семёнова на этом поприще стала первая в истории России всеобщая перепись населения, состоявшаяся в 1897 году. Подготовка переписи и руководство её проведением полностью легли на плечи Семёнова, который успешно справился с задачей. Перепись 1897 года, организованная Семёновым, оказалась первой и единственной в истории Российской империи.

Памятник-бюст Семёнову-Тян-Шанскому в сквере напротив географического корпуса АГУ в Барнауле. Фото: Commons.wikimedia.org / Hugin

Выдающийся коллекционер голландских художников

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский с обрал огромную энтомологическую коллекцию — около 700 000 экземпляров — которая была систематизирована, описана и принесена в дар Петербургскому Зоологическому музею.

Также учёный был одним из крупнейших в России коллекционеров живописи. Его коллекция нидерландской живописи была самой значительной в России. Коллекция картин фламандских и голландских художников XVI и XVII веков насчитывала 719 единиц. В его собрании были работы Рембрандта, Йорданса, Ван Дейка, Флинка, Фабрициуса, Саломона де Брая, Ластмана, Муйарта, Дирка Хальса, Кальфа, Бейерена, Пюттера, Рейкхальса. Кроме картин в собрании были гравюры и офорты, которых насчитывалось более 3500 листов.

Первоначально учёный предполагал передать коллекцию в дар Эрмитажу, однако затем решил, что не имеет права полностью лишать богатого наследства детей и внуков. В результате Эрмитаж выкупил коллекцию за полцены: 250 000 рублей вместо 500 000.

При советской власти в 1920-х годах часть картин из коллекции Семёнова-Тян-Шаньского была передана в другие музеи страны, а часть продана иностранцам на аукционах. Тем не менее основа коллекции осталась в Эрмитаже, где хранится и по сей день.

Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский – выдающийся географ, крупный общественный деятель и в течение ряда десятилетий вице-председатель Русского географического общества.

Будущий ученый родился 2 января 1827 года (14 января по новому стилю) в помещичьей усадьбе села Урусова Рязанской губернии в дворянской семье. Дед его участвовал в суворовском альпийском походе, отец был героем Бородинского боя и приобрел в свое время известность как даровитый драматург.

После окончания школы гвардейских подпрапорщиков в Петербурге Семёнов, с детства любивший природу и увлекавшийся сбором коллекций, в 1845 году поступил на естественное отделение Петербургского университета. Окончание вуза он отметил весьма необычно – пешим походом из Петербурга в Москву.

В 1849 году Пётр Петрович, уже проявивший к этому времени большой интерес к географии, избирается в члены Географического общества, возникшего лишь четырьмя годами ранее. С этого момента судьба учёного и РГO переплетаются настолько тесно, что часто невозможно определить, где заканчивается история Общества и начинаются семейные хроники Семёнова.

Пётр Семёнов о Русском географическом обществе: "Свободная и открытая для всех, кто проникнут любовью к родной земле и глубокой, несокрушимой верой в будущность Русского государства и русского народа, корпорация".

Пётр Петрович мечтал внести свой вклад в географию путём исследования "белых пятен" на карте мира. Крупнейшей неизведанной территорией в то время была Центральная Азия и совершенно загадочный, известный только по старинным китайским источникам Тянь-Шань. Вот что писал Семенов об этом регионе: "Проникнуть в глубь Азии на снежные вершины этого недосягаемого хребта, который великий Гумбольдт, на основании... скудных китайских сведений, считал вулканическим, и привезти ему несколько образцов из обломков этого хребта, а домой – богатый сбор флоры и фауны новооткрытой для науки страны – вот что казалось самым заманчивым для меня подвигом".

Он осуществил свою мечту в 1856–1857 годах. Опасаясь отказа в разрешении на это путешествие, Семёнов заявил в Обществе, что отправляется на Алтай и "в прилегающие к нему части киргизских степей". Его путь на Тянь-Шань лежал через Омск, Барнаул, Рудный Алтай, Семипалатинск и укрепление Верное (г. Алма-Ата). По пути Пётр Петрович встретился со своим другом – сосланным в Семипалатинск писателем Фёдором Достоевским.

Семёнову удалось проникнут в глубь загадочной для его современников горной страны. Он начертил схему хребтов Тянь-Шаня, исследовал озеро Иссык-Куль, открыл верховья Сырдарьи, увидел горную группу Тенгри-Таг и величественную пирамиду Хан-Тенгри, достиг ледников, берущих начало в группе Тенгри-Таг. Исследователь установил отсутствие на Тянь-Шане действующих вулканов (в те времена это считалось неопровержимым утверждением), доказал, что вечные снега лежат на Тянь-Шане на очень большой высоте, установил вертикальные природные пояса Тянь-Шаня, открыл десятки новых, неизвестных науке видов растений. Громадной его заслугой является составление первой схемы орографии Тянь-Шаня в виде системы широтных хребтов. Кроме того, он собрал богатейшие коллекции горных пород и растений.

Часть этих исследований проходили в напряженной военно-политической обстановке междоусобной вражды киргизских племен и требовали от Петра Петровича большого личного мужества.

Семёнов заложил подлинную основу геолого-географических знаний о Тянь-Шане. Эта заслуга в ознаменование 50-летия его экспедиции (1906 год) была отмечена добавлением к фамилии Семёнова составной части "Тян-Шанский".

В 1873 году он был избран вице-президентом Общества и бессменно занимал этот пост вплоть до своей смерти в 1914 году. Он же опубликовал трёхтомную историю деятельности Общества за первые 50 лет его существования.

Возглавляя Географическое общество, Семёнов-Тян-Шанский проявил себя как замечательный организатор крупных экспедиций и воспитатель блестящей плеяды учёных. Особенно велики заслуги Семёнова-Тян-Шанского в организации исследований Центральной Азии: Пржевальский, Потанин, Певцов, Роборовский, Козлов, Богданович, Грумм-Гржимайло, Обручев – таков далеко не полный список путешественников, обязанных своими успехами не только себе самим, но и вдохновляющей роли и настойчивости Семёнова-Тян-Шанского, разносторонности и комплексности программ, которые он разрабатывал для этих экспедиций. Семёнов оказывал энергичное содействие планам Миклухо-Маклая и вместе с Шокальским организовывал Камчатскую экспедицию РГО.

По инициативе и настоянию Семёнова, по его планам и программам в 1897 году была проведена первая всеобщая перепись населения России, оказавшаяся до революции 1917 года единственной.

Русское географическое общество в результате деятельности Семёнова-Тян-Шанского завоевало большой авторитет среди аналогичных Обществ во всем мире. "Для нас, старых работников в Обществе, имя Петра Петровича и "Географическое общество" нераздельны", – писал знаменитый географ и картограф Юлий Шокальский в сборнике статей о Семёнове-Тян-Шанском (1928 год). Географ и зоолог, президент Общества с 1940 по 1950 год, Лев Берг не раз подчеркивал, что, несмотря на большой срок, минувший со времени смерти Семёнова-Тян-Шанского, его имя "окружено в стенах Географического общества тем же пиететом, что и при его жизни, и его продолжают именовать по имени и отчеству".

Пётр Петрович был не только выдающимся учёным, но и обаятельным человеком. Все без исключения его биографы и авторы воспоминаний отмечают острый ум, бескорыстную преданность науке, отзывчивость, чуткость, гуманность, кипучую энергию и настойчивость.

Семёнов Тян-Шанский скончался в 1914 году, посвятив Русскому географическому обществу 65 лет жизни.

Русское географическое общество награждает географов за выдающиеся достижения золотой и серебряной медалями имени П.П. Семёнова.

Имя Семёнова-Тян-Шанского на картах носят ледник и пик в Центральном Тянь-Шане, хребет к югу от озера Кукунор, вершина Петр Петрович в Монгольском Алтае, вершины в Киргизском Алатау, на Кавказе, Аляске, Шпицбергене.

В честь Семенова-Тян-Шанского названо около ста новых форм растений и животных.

Академия наук и Академия художеств, почти все университеты России, многие русские и иностранные научные общества избрали Семёнова-Тян-Шанского своим почётным членом.