Я вот уже сколько лет нахожусь. Отрывок из телеграммы военачальника

Ответами к заданиям 1–19 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. начало деятельности Верховной распорядительной комиссии

2. начало реформ патриарха Никона

3. введение «пожилого» как пошлины для крестьян, пользующихся «правом выхода»

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям и явлениям истории России 1917-1945 гг.

1) план автономизации; 2) режим личной власти; 3) золотой червонец; 4) рабочий контроль; 5) Хельсинкский процесс; 6) сепаратный мир.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Г.В. Плеханов и его единомышленники основали в Женеве группу « ________ » главным делом которой стала пропаганда идей марксизма.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «...Мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничижать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут».

Б) «В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении [самозванца], прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца».

1. В отрывке речь идет о Лжедмитрии I.

3. Данный документ был подписан Екатериной II.

4. Данный документ относится к царствованию Петра III.

5. После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю.

6. Данный документ - отрывок из «Манифеста о даровании вольности российскому дворянству» 1762 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

7

Какие три из перечисленных положений были характерны для народного движения под предводительством Емельяна Пугачёва? Запишите цифры, под которым они указаны.

1. провозглашение руководителем движения освобождения крестьян от крепостной зависимости

2. исключительно крестьянский состав восставших

3. самозванчество

4. участие иностранных сил в поддержке восстания

5. участие в движении горнозаводских рабочих

6. отсутствие поддержки движения со стороны инородцев

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Руководителем Русской освободительной армии стал ______ .

Б) Партизанским движением во время Великой Отечественной войны руководил ______ .

В) Во время битвы за Манчжурию 1945 г. одним из командующих советскими войсками был ______.

1. Р.Я. Малиновский

2. А.А. Власов

3. И.Х. Баграмян

4. П.К. Пономаренко

5. К.К. Рокоссовский

6. И.Д. Черняховский

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10

Прочтите отрывок из документа и назовите его автора.

«Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, передавшего мне императорский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

2. Карибский кризис

4. Ялтинская конференция

5. Юрий Гагарин

6. высадка космонавтов на Луну

7. Альберт Эйнштейн

12

Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена такого коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

2. Кризис, о котором идёт речь в мемуарах, относится ко второй половине 1950-х гг.

3. Упоминаемый в тексте кризис был разрешён мирными политическими средствами на основе взаимных уступок СССР и США

6. Руководителем кубинского государства в описываемый в тексте период был Фидель Кастро.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

14

Напишите (одним словом) название сражения, район которого показан на схеме цифрой «3».

15

Назовите имя российского императора, в период правления которого произошли события, отражённые на схеме.

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Участниками боевых действий, обозначенных на схеме, были генералы А.Н. Куропаткин, Р.И. Кондратенко, П.К. Ранненкампф.

2. Место гибели адмирала С.О. Макарова на схеме обозначено цифрой «1».

3. По итогам войны Россия приобрела Южный Сахалин и Курильские острова.

4. В сражении, показанном на схеме цифрой «3», приняли участие корабли Балтийского флота.

5. В этой войне Россия имела союзников в лице Франции и Великобритании.

6. Мирный договор по итогам войны, события которой изображены на схеме, был подписан в г. Портсмут.

17

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19


18

Какие суждения о монете, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Монета была выпущена после революции 1917 г.

2. Один из людей, изображённых на монете, убит в Екатеринбурге в 1918 г.

3. Монета выпущена в память о Куликовской битве.

4. Один из людей, изображённых на монете, является сыном патриарха Филарета.

5. Номинал монеты - десять рублей.

19

Укажите портреты, изображающие правителей, не принадлежащих к династии, в честь которой выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти фотографии.

1.

2.

3.

4.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

«После окончания Отечественной войны советский народ с гордостью отмечал славные победы, достигнутые ценой больших жертв и неимоверных усилий. Страна переживала политический подъём. Партия вышла из войны ещё более сплочённой, в огне войны закалились кадры партии. В этих условиях ни у кого даже мысль не могла возникнуть о возможности какого-либо заговора в партии. И вот в этот период вдруг возникает так называемое «ленинградское дело». Как теперь уже доказано, это дело было сфальсифицировано. Невинно погибли тт. Вознесенский, Кузнецов, Родионов, Попков и другие. Как же случилось, что эти люди были объявлены врагами народа и уничтожены? Факты показывают, что и «ленинградское дело» - это результат произвола, который допускал Сталин по отношению к кадрам партии. Если бы в Центральном Комитете партии, в Политбюро ЦК существовала нормальная обстановка, при которой подобные вопросы обсуждались бы, как это положено в партии, и взвешивались бы все факты, то этого дела не возникло бы, как не возникли бы и другие подобные дела. Надо сказать, что в послевоенный период положение ещё больше усложнилось. Сталин стал более капризным, раздражительным, грубым, особенно развилась его подозрительность. До невероятных размеров увеличилась мания преследования. Многие работники становились в его глазах врагами. После войны Сталин ещё больше отгородился от коллектива, действовал исключительно единолично, не считаясь ни с кем и ни с чем. Центральный Комитет партии проверил так называемое «ленинградское дело», невинно пострадавшие люди теперь реабилитированы, восстановлена честь славной Ленинградской партийной организации. Возникает вопрос: почему же мы теперь смогли разобраться в этом деле, а не сделали этого раньше, при жизни Сталина, чтобы не допустить гибели невинных людей? Потому, что Сталин сам давал направление «ленинградскому делу» и большинство членов Политбюро того периода не знало всех обстоятельств дела и, конечно, не могло вмешаться. Как только Сталин получил от Берия и Абакумова некоторые материалы, он, не разобравшись по существу в этих фальшивках, дал указание расследовать «дело» Вознесенского и Кузнецова. И этим уже была предрешена их судьба».

Укажите общепринятое название документа, из которого приведён отрывок. С точностью до десятилетия укажите время, когда было сделано выступление, отрывок из которого приведён. Кто занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС в данное время? Укажите фамилию.

Особенности :

Необходимость политического лавирования между боярско-аристократическими группировками, дворянами и стрельцами;

Значительная роль фаворита В.В. Голицына в управлении государством и определении внутренней и внешней политики;

Усиление репрессий против старообрядцев и иных форм инакомыслия.

Могут быть приведены другие объяснения

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Вассальная зависимость Руси от Орды представляла собой военно-политический союз, весьма выгодный для русских земель».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать аргументы :

в подтверждение , например:

Признавая власть Орды, русские князья обретали в лице хана могущественного покровителя, который активно поддерживал и возвышал верных ему правителей-вассалов;

Власть Орды ограничивала междоусобную борьбу русских князей;

В условиях угрозы русским землям со стороны католической Европы союз Руси с Ордой являлся одним из существенных факторов, сдерживавших натиск западного рыцарства на Русь;

в опровержение , например:

Орда взимала с русских княжеств огромную дань, что ослабляло хозяйственное развитие Руси и неоднократно приводило к вооружённому противодействию Орде в русских землях;

Влияние Орды, прямо сказавшееся на усилении княжеской власти на местах, сыграло роковую роль в судьбе русских вечевых традиций;

Политика ордынских ханов не содействовала объединению русских земель, заметно задержав этот процесс.

Могут быть приведены другие аргументы

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1. 980-1015 гг.;

2. 1632-1634 гг.;

3. 1894-1917 гг.

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята.

Часть 1

Ответами к заданиям 1—19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами(например: НиколайВторой).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Венский конгресс

2) «Славная революция» в Англии

3) присоединение Новгорода к Московскому государству

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) Грюнвальдская битва

Б) заключение Плюсского перемирия между Россией и Швецией

B) издание манифеста о вольности дворянской

Г) переход к нэпу, замена продразвёрстки продналогом

ГОДЫ

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко второй половине XIX в.

1) монастырские крестьяне; 2) мировой посредник; 3) выкупные платежи; 4) временнообязанное состояние; 5) земская управа; 6) губной староста.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное слово.

Единственный всесоюзный ____ за всю историю существования СССР был проведён по вопросу о сохранении СССР 17 марта 1991 г.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) развитие отношений между Древнерусским государством и Византией

Б) расширение территории в XVI в.

B) реформаторская деятельность Екатерины II

Г) экономические реформы А. Н. Косыгина

ФАКТЫ

1) присоединение к России Астрахани

2) взятие Корсуни войском князя Владимира Святославича

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) начало ваучерной приватизации

5) принятие Постановления «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

6) созыв Уложенной комиссии

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Закон Божий, в десятословии нам преподанный, научает нас седьмый день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

Б) «...В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ был издан в период правления Павла I.

3) В соответствии с данным документом в России образовалась новая социальная группа — вольные (свободные) хлебопашцы.

4) Данный документ был издан в период правления Александра I.

5) В соответствии с данным документом крестьяне получили личную свободу.

6) Данный документ был издан в период правления Александра II.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б

7. Какие события из перечисленных ниже относятся к правлению царя Михаила Фёдоровича? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание полков «нового строя»

2) Соляной бунт

3) Смоленская война

4) освобождение Москвы от поляков

5) заключение Ништадтского мирного договора

6) заключение Столбовского мирного договора

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» — ____.

Б) США приняли официальное решение о распространении ленд-лиза на СССР в ____ 1941 г.

B) Союзницей Германии во Второй мировой войне была ____.

Пропущенные элементы:

1) О. В. Кошевой

2) Бельгия

6) Ф. И. Толбухин

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A) разорение Москвы в 1382 г.

Б) оборона Пскова во время Ливонской войны

B) Синопское сражение

Г) «перестройка» в СССР

УЧАСТНИКИ

1) хан Тохтамыш

2) И. П. Шуйский

3) хан Едигей

4) П. С. Нахимов

5) Ю. В. Андропов

6) Э. А. Шеварднадзе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора.

«В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературой в СССР. За этот срок я, ни разу не выезжая за пределы СССР, написал ряд сатирических повестей, а затем четыре пьесы, из которых три шли при неоднократных цензурных исправлениях, запрещениях их и возобновлениях на сценах государственных театров в Москве, а четвёртая — «Бег» была запрещена в процессе работы над нею в Московском Художественном театре и света не увидала вовсе.

Теперь мне стало известно, что и остальные три к представлению запрещаются.

Таким образом, в наступающем сезоне ни одна из них, в том числе и любимая моя работа «Дни Турбиных», больше существовать не будут».

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Ледовое побоище

Возникновение Английского парламента

Битва на р. Боже

Война Алой и Белой розы в Англии

Пропущенные элементы:

1) битва на р. Шелони

2) начало создания Русской Правды

4) Аугсбургский религиозный мир

6) распад Франкской империи

7) восстание под предводительством У. Тайлера в Англии

9) включение в состав Московского государства Смоленска Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, и я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) Кризис, о котором идёт речь в данном отрывке, относится ко второй половине 1950-х гг.

3) Кризис, о котором идёт речь, удалось преодолеть благодаря взаимным уступкам СССР и США.

6) Руководителем Кубы в период кризиса являлся Фидель Кастро.

Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.

13. Укажите век, когда в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «5». Ответ запишите в виде слова.

14 .Назовите монарха, при котором установилась западная граница России, обозначенная на схеме.

15. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII -XVIII вв. — ____ — обозначена на схеме цифрой “4”».

16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

17. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

A) Д. И. Фонвизин

Б) Андрей Рублёв

B) И. Е. Репин

Г) А. Т. Твардовский

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) картина «Переход Суворова через Альпы»

2) картина «Крестный ход в Курской губернии»

3) роман «Они сражались за Родину»

4) икона «Троица»

5) комедия «Недоросль»

6) поэма «Василий Тёркин»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.

2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.

4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.

5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.

19. Укажите изображения объектов, возведённых в период руководства СССР политического деятеля, при котором произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти объекты.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20—25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа

«Мы уповаем, что большей части из верных подданных Наших ведомо, с каким прилежанием и попечением Мы сына своего перворожденного Алексея воспитать тщились.

И хотя Мы его многократно и во многие кампании воинские с собою брали, дабы обучить воинскому делу, також иногда и в Москве оставляли, вруча ему некоторые в Государстве управления для предбудущего обучения; а потом и в чужие края посылали, надеясь, что он, видя так регулярные Государства, склонится к добру и трудолюбию.

Но сие семя учения на камни пало: поскольку он не только оному не следовал, но и ненавидел, и ни к воинским, ни к гражданским делам никакой склонности не являл; но упражнялся непрестанно в обхождении с непотребными и подлыми людьми.

Мы, сожалея о Государстве Своём и верных подданных, дабы от такого властителя в худое состояние не были приведены, властью отеческою, по которой по правам Государства Нашего и каждый подданный Наш сына своего наследства лишить, и другому сыну, которому хочет, оное определить волен, и яко Самодержавной Государь для пользы Государственной, лишаем его, сына Своего Алексея, за те вины и преступления, наследства по Нас престола Нашего Всероссийского, хотя б ни единой персоны Нашей фамилии по Нас не осталось, и определяем и объявляем по Нас помянутого престола наследником другого сына Нашего, Петра, хотя еще и малолетнего, ибо иного возрастного наследника не имеем, и заклинаем прежде помянутого сына Нашего Алексея родительскою Нашею клятвою, дабы того наследства ни в которое время себе не претендовал и не искал».

22. Привлекая исторические знания, укажите, какой порядок престолонаследия был установлен в России автором данного документа. Укажите два других порядка престолонаследия, существовавших в разное время в государстве Русь и в Российском государстве.

23. В 1549 г. впервые в российской истории было созвано собрание представителей всех слоёв российского общества. В дальнейшем вплоть до конца XVII в. эти собрания собирались с разной периодичностью для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Укажите название, под которым вошли в историю собрания, о которых идёт речь. Укажите две причины того, что период наибольшей активности этих собраний пришёлся на 1610-1620-е гг.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Успехи в развитии экономики, достигнутые Россией на рубеже XIX -XX вв., не позволяли ей ликвидировать отставание от стран Западной Европы и США».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.



БЛОК №1
1. Прочтите отрывок из заявления политического деятеля.
«Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Комитет не сумел занять решительную позицию осуждения и
противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руководства, ряд
партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных преступников. Это поставило коммунистов в ложное положение.
Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как
граждан от необоснованных обвинений.
В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций
определят они сами.
Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального
секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост.
2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев.
3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом РФ.
4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков.
5) Заявление сделано в 1993 г.
6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России.

2. Прочтите отрывок из воспоминаний.
«С 27 февраля, день за днём, с утра и до вечера, к Думе являлись всевозможные делегации, приходили непрерывной вереницей полки в полном составе, рабочие всех заводов и фабрик, учащиеся и т. д. В толпе царило радостное и восторженное настроение,
всюду сохранялся порядок. У всех на устах было имя М.В. Родзянко, к которому шли
и шли без конца. По много раз приходилось Михаилу Владимировичу выходить к
толпе и объяснять народу создавшееся положение. Михаил Владимирович выбивался
из сил.
Свивший себе тут же в Думе прочное гнездо совет рабочих депутатов первое
время держался как-то в стороне. Появились и из их лагеря ораторы, речи которых
сначала лились в унисон с тем, что говорилось от имени Думы. Однако скоро картина
резко изменилась. Тон представителей этой организации стал менять свою окраску.
Уже чувствовались демагогия и пораженчество. Последнее обстоятельство сильно беспокоило Михаила Владимировича, который не мог один бороться с этими явлениями.
Ряды членов Г. Думы, разделявших первое время непосильный одному человеку труд,
стали редеть…
Совет рабочих депутатов блестяще воспользовался создавшимся положением и
быстро, очень талантливо наладил дело пропаганды. И вот народ, стремившийся
узнать правду и желавший понять происходящее, шел за разъяснениями в Думу, а
здесь его встречали не депутаты, и народ получал "соответствующие" разъяснения и
инструкции, приведшие его в результате к 25 октября».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) События, описанные в тексте, относятся к 1905 г.
2) Явление, описываемое в воспоминаниях, получило название «режим двоевластия».
3) Одним из современников событий, описываемых в воспоминаниях, был А. Ф.
Керенский.
4) Исторический деятель, о котором говорится в воспоминаниях, был одним из лидеров партии эсеров.
5) Автор воспоминаний отмечает высокую популярность в начале описываемых
событий исторического деятеля, о котором говорится в воспоминаниях.
6) Автор воспоминаний позитивно оценивает роль представителей социалистических партий в описываемых в воспоминаниях событиях.

3. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы... Я всё это
охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно
я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии... Эти вопросы созрели, и их
нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало
бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению
времени.
Яркий пример тому - Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту
Новотному: "Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас
были"... Новотный сердился и говорил: "...у нас ничего подобного не было". Я ему отвечал: "Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении". Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и
его самого, и всю Чехословакию».

1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты.
2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС.
3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых
событий в Чехословакии.
4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям.
5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина.
6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска
стран Организации Варшавского договора.

4. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых
дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути, а путь, пройденный мною, хороший, и я его
не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей
внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил
эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела.
Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить
США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь
возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали
вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К
такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего
предложения».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автором воспоминаний является В. М. Молотов.
2) Кризис, о котором идёт речь в данном отрывке, относится ко второй половине
1950-х гг.
3) Кризис, о котором идёт речь, удалось преодолеть благодаря взаимным уступкам
СССР и США.
4) Автор воспоминаний пишет, что решение о действиях в условиях кризиса принималось коллективно.
5) Автор утверждает, что одной из целей действий советского руководства в условиях кризиса являлось развязывание войны против США.
6) Руководителем Кубы в период кризиса являлся Фидель Кастро.

БЛОК №2
1. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Кто
был царём в этот период?
Из воспоминаний М. В. Родзянко:
«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами. <...>
Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё
ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <...>
Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой
настроения жителей столицы.
Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской
власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно - царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения
всех в великом деле войны.
...Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.
Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о
том, что несёт за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения
России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил,
ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путём
организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и
коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства...»

2. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика

науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и
внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма
оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это
в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
3. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите
месяц и год, к которому относится данное воспоминание.
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся
над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных,
военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, левыразимая радость заливала меня...
слёзы радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что...
выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при
тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат,
молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись
поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

4. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все
продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина
на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет
студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов,
красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции.
Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто
вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!»
К какому году относится запись в дневнике? С каким событием связана ситуация в
университете? В какой форме проявлялась общественная активность студентов?

БЛОК №3
1. «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и...искусства в целях
укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и
искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов,
рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций
(ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения
этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования
кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и
стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций)...»
Какие причины преобразований названы в данном постановлении Политбюро ЦК
ВКП(б)? Укажите две причины.

2. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.


Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано
1930г.).
«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала - мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из
черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не
существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в
моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены
бес-численные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой
стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных»,
«Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской
семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской
войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает -
несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми - аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»
Ответьте на основании источника и вашего знания истории, как сложилась творческая судьба этого писателя, и объясните, почему она сложилась таким образом.

3. Прочтите отрывок из мемуаров Г.К. Жукова и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140
прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей
освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для
наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...
Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла.
Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.
Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя,
начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией,
миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши
войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...
20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»
Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух особенностей
этой операции. Кто их советских военачальников отличился в этом сражении?
4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение
исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева
«11 июня <...> прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилась, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика
подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития
науки и техники, модернизации отечественного машинос

США, которые имеют огромный воздушный и морской флот, ничего не стоит организовать высадку десанта в любой точке и таким образом заставить рассредоточить оборонительные силы Кубы, сделав их фактически неэффективными. И вообще для армии США разбить армию Кубы больших трудностей не составит. Товарищи меня слушали. А я сразу же, как закончил изложение своей точки зрения, сказал: "Давайте сейчас этого не решать. Я только высказал вам свои соображения. Вы не подготовлены к решению такого вопроса, должны все обдумать. И я тоже еще подумаю с тем, чтобы через неделю нам снова собраться и еще раз все обсудить. Мы должны очень хорошо все взвесить. Я считаю своим долгом предупредить, что эта акция повлечет за собой много неизвестного и непредвиденного. Мы, конечно, хотим сделать все, чтобы обезопасить Кубу и чтобы Кубу не раздавили. Но мы можем втянуться в войну. Это тоже надо иметь в виду. Если, к примеру. Куба будет ликвидирована как социалистическая страна, а Советский Союз останется, то народ Кубы через какое-то время опять нарастит свои силы и она вновь будет свободной, станет социалистической. Конечно, если Куба будет сейчас разбита, то такая историческая возможность отодвинется надолго не только для Кубы, но и для других латиноамериканских стран. Но еще хуже, если Советский Союз потерпит поражение, будет разрушен, опять должен будет восстанавливаться. Это нанесет куда больший ущерб международному коммунистическому движению, чем потеря одной Кубы.

Нам надо так сделать, чтобы сохранить свою страну, не допустить войны, но и не допустить, чтобы Куба была разгромлена войсками США. Нужно добиться, чтобы сохранилось то положение, которое существует сейчас, и способствовать дальнейшему его развитию в сторону укрепления и развития социалистического строительства на Кубе. Нужно сделать Кубу факелом, притягательным магнитом для всех обездоленных народов латиноамериканских стран, которые ведут борьбу против эксплуатации их американскими монополиями. Подогревающий огонь социализма со стороны Кубы будет ускорять процесс борьбы этих стран за независимость". Прошла неделя. И я опять поставил этот вопрос. Спрашиваю: "Ну, как, товарищи, подумали?" - "Да, подумали". "Ну, и как?" Первым слово взял товарищ Куусинен . Он сказал: "Товарищ Хрущев, я думаю так. Если вы вносите теперь такое предложение и считаете, что нужно принять такое решение, то я вам верю и я голосую вместе с вами. Давайте делать дело". Мне, с одной стороны было лестно слышать это, а с другой - и слишком тяжело. Его ответ возлагал всю ответственность на меня, но я очень уважал Куусинена, знал его честность и искренность и поэтому по-хорошему воспринял его слова. Товарищ Микоян выступил с оговорками. В таких вопросах без оговорок, конечно, нельзя. Но его оговорки заключались в том, что мы решаемся на опасный шаг. Однако это я и сам сразу высказал. Я даже так заявил, что этот шаг, если грубо сформулировать, стоит на грани авантюры.

Авантюризм заключается в том, что мы, желая спасти Кубу, сами можем ввязаться в тяжелейшую, невиданнейшую ракетно-ядерную войну. Этого надо всеми силами избежать, а сознательный вызов такой войны есть действительно авантюризм. Я-то был против войны. Но если жить только под давлением боязни и в том смысле, что всякая наша акция в защиту себя или в защиту наших друзей вызовет ракетно-ядерную войну, - это, следовательно, означает парализовать себя страхом. В таком случае война возникнет наверняка. Враг сразу почувствует, что ты боишься, если он придет с войной. Или же ты без войны станешь уступать постепенно свои позиции и дашь возможность врагу достичь его целей. Или же ты своей боязнью и уступчивостью так разохотишь врага, что он потеряет всякую осторожность и уже не будет чувствовать той грани, за которой война станет неизбежной. Такая проблема стояла раньше и стоит сейчас. Надо не желать войны и делать все, чтобы не допустить войны, - но не бояться войны. Если создается невыгодная ситуация, то ты должен отступить. Однако если отступление есть начало конца твоего сопротивления, так лучше уж рискнуть. На миру и смерть красна! Попытаться сокрушить своего врага, а если война будет навязана им, сделать все, чтобы выжить в такой войне и добиться победы. Вот, собственно, как мы все понимали сложившуюся ситуацию.

Я и сейчас много об этом думал. Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, и я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трехкратного обсуждения моего предложения.

Я предлагал не форсировать это решение, чтобы оно выкристаллизовалось в сознании каждого и каждый бы, понимая его последствия, знал, что оно может привести нас к войне с США. Решение было принято единодушно. Разработка операции была поручена товарищу Малиновскому, к этому делу был допущен узкий круг людей. Подсчитали мы наши ресурсы и пришли к выводу, что можем послать туда ракеты с миллионным по мощности зарядом каждая. Дальность полета этих ракет была, по-моему, у большинства из них две тысячи километров, а 4 или 5 ракет могли лететь и четыре тысячи километров. Были выбраны точки размещения стартовых позиций; примерились, с какой точки могут быть поражены какие объекты. То есть была проведена проработка использования ракет в целях нанесения максимального урона противнику. Получалось грозное оружие, очень грозное! Но этого было мало. Мы считали, что если уж ракеты ставить, то их следует охранять, защищать. Для этого нужна пехота. Поэтому решили послать туда также пехоту, что-то около нескольких тысяч человек. Кроме того, были необходимы зенитные средства. Потом решили, что нужны еще и танки, и артиллерия для защиты ракет в случае высадки врагом десанта.

Мы решили направить туда зенитные ракеты класса "земля - воздух", хорошие ракеты по тому времени. У нас имелись зенитные ракеты разных калибров и образцов. Первые из них уже устарели, и мы решили послать самые последние модели, которые были запущены в производство и поступали на вооружение Советской Армии. Естественно, с этим оружием мы посылали туда и свой командный состав, и обслугу. Мы не могли привлекать кубинцев к этому делу потому, что они еще не были подготовлены к эксплуатации ракет. Потребовалось бы большое время, пока они подготовятся. Кроме того, на первых порах мы хотели сохранить абсолютную секретность и считали, что чем больше людей привлекается, тем больше возможность утечки информации. В результате набиралось несколько десятков тысяч человек наших войск. Для управления ими надо было создать штаб. Малиновский как министр обороны предложил утвердить руководителем генерала армии Плиева , осетина по национальности. Вызвали генерала Плиева, и я с ним побеседовал. Он был человек уже в летах, больной, но знающий свое дело. Прошел Отечественную войну, да, по-моему, и в гражданской войне поучаствовал. Я его более или менее знал по второй мировой войне в качестве командира кавалерийского корпуса. Умный человек.

Плиев сказал, что если будет утвержден, то посчитает для себя за честь поехать на Кубу и выполнить задание, которое на него возлагается. Когда точно подсчитали, что необходимо перебросить на Кубу, было дано задание подумать, какое количество кораблей понадобится, чтобы в максимально короткое время перевезти всю эту технику. Это было поручено работникам армейского и флотского тыла в Министерстве обороны и Министерстве морского флота. Они должны были обеспечить выполнение операции. Затем мы решили направить на Кубу нашу военную делегацию. Основная ее задача - проинформировать Фиделя о наших предложениях и заручиться его согласием. При наличии его согласия наши люди должны были осмотреть местность, выбрать точки для расположения ракет и изучить места расположения остальных войск. Одним словом, машина завертелась. Больше всего нас беспокоило, чтобы наша операция не была раньше времени раскрыта с воздуха. Американцы непрерывно летали над Кубой. А Кубу можно разведывать не только прямыми полетами, но и летать параллельно берегу над нейтральными водами, делая снимки почти всей территории острова. Куба ведь длинная и узкая, поэтому можно так летать и фотографировать ее.

    Я вот уже сколько раз замечал - стоит только человеку публично, в тех же соц-сетях озвучить - какого человека он для отношений ищет, как на него обрушивается какой то невероятный вал негатива, обесценивания и вообще - агрессии.

    За то, что человек взял на себя смелость... (Взял. На себя. Смелость!! - а ведь многие "ищущие отношений" - даже этого не готовы сделать...) - сформулировать и озвучить то, что ему важно в избраннике/избраннице?

    За то, что понял - ДЛЯ ЧЕГО ему отношения нужны?

    Заявить "ищу жену/мужа" (не "секс на один раз", ни "лёгких и романтических отношений", ни чего либо другого) - как по мне, так весьма ответственный шаг, требующий как минимум внутренней решимости и готовности к этому!

    Откуда столько едкого сарказма и агрессии??

    Или любое заявление о подобном - сталкивает большинство читающих со своей неспособностью это сделать (по типу, и я хотел бы - но не могу, куча стыда и внутренних запретов мешает?)

    И поэтому - лучше злиться и обесценивать - чем испытывать стыд и фрустрацию?

    Или все же это банальный комплекс несоответствия и неполноценности?

    Если, например, я прочел в запросе девушки: "Ищу мужчину (такого то и такого то", с з пл от 500 т р" - не примеряю ли я это на себя?

    И если нет у меня такой зарплаты - возникает ощущение несоответствия. "Я - хуже других..."

    И рождается злость.

    "Ах ты с%ка меркантильная, да как же ты можешь?!? Такое то требовать??"

    Или если женщина читает в запросе мужчины: ищу симпатичную, до 25 лет, без детей...

    -"Ах ты гад, да как же ты можешь то... А как же я?? Ну ладно, пусть я симпатичная, но не всем же "до 25 быть"?? А детей я куда дену??"

    Я думаю, что злости и негативных чувства - рождается тем больше, чем больше ВНУТРИ есть неприятия себя.Своей ситуации, своего положения.

    Несогласия - с тем, кто ты есть.

    И желания - быть кем то другим.

    Тогда любая ситуация выбора - даже кого то и где то там, не имеющая непосредстаенно к тебе никакого отношения - поднимает эту боль.

    "Я не доволен (не довольна собой).И своей жизнью.И я живу -совершенно не так, как хотелось бы.И являюсь не тем, кем хочу быть".

    А это страшно.Понимать - что ты живёшь, "по минимуму", не используя свои возможности, и свой потенциал.Не в мире с собой -а в состоянии постоянного внутреннего раздрая и ощущения "несоответствия".

    Несоответствия - в первую очередь своим же собственным представлениям о себе...

    И эта боль и злость - может стать тем самым топливом, готовностью и решимостью - что бы изменить что то в своей Жизни, в самом себе.

    Что бы изменить это "несоответствие".

    Если для мужчины - ну может начать зарабатывать больше. Или ощутить. собственную ценность и значимость - вне зависимости от своей профессии и дохода.

    А для женщины? - да наверное тоже.Например - понять и ощутить - что она хороша и достойна любви - такой какая она есть.Без этой постоянной борьбы за "моложе", "стройнее", "упругее".

    И что она уже не девочка, которой важно заслужить расположение мамы - своей "хорошестью", "нужностью"... И своё право быть в отношениях, в контакте - только будучи удобной и "оправдывая требования". Той же "мамы"...

    А может- так и остаться ядовитыми и злобными комментариями в интернете...