Зачем ты себе эти проблемы создаешь. «Не жизнь трудная, это ты трудный!» Как научиться не создавать себе проблемы? Наверняка, ты не раз задавался вопросом, почему в твоей жизни всё происходит именно так, а не иначе

Как вы пришли к изучению трудностей, которые мы создаем друг другу?

Я начинал с изучения детского мышления, даже сам делал игрушки-головоломки. Лет пятнадцать я экспериментировал, а потом понял, что меня во всем этом интересует социальный аспект. Когда ребенку предлагают игрушку-головоломку, эту ситуацию обычно анализируют как встречу ребенка с объектом, в процессе которой он решает интеллектуальную задачу. Но для ребенка в основе этой ситуации лежит взаимодействие со взрослым, который эту игрушку принес. Ребенок пытается понять, чего же взрослый от него хочет и как он должен себя вести.

Это, конечно, очень сильно зависит от ребенка. Я как-то давал игрушку-головоломку ребенку трех лет. Он очень хорошо в ней разобрался, прекрасно мне все показал, а когда я продолжил расспросы, он в какой-то момент сказал мне: «Ну я же тебе уже все объяснил!» Имелось в виду: «Давай ты дальше будешь писать, а я буду играть с головоломкой». Бывают такие очень любознательные дети, которым действительно интересно устройство, а не то, зачем взрослый его принес. Но обычно дети рассматривают эту ситуацию как взаимодействие со взрослым, как повод поговорить.

И одновременно я понял еще одну вещь, меня просто осенило в какой-то момент: важно выяснить не только то, как мы помогаем ребенку в его исследованиях, но и то, как мы ему мешаем, как противодействуем исследовательскому поведению ребенка.

Мешаем? А зачем?

У взрослого может быть негативное отношение к исследовательскому поведению в целом. Он чувствует, что исследовательское поведение всегда опасно. Это оправданно - ведь когда вы обследуете новый объект, он может преподнести неприятный сюрприз. Даже на физиологическом уровне показано, что реакция на новизну всегда сопряжена с оборонительной реакцией, то есть когда исследуешь новое, ты должен быть готов в случае чего сразу отпрыгнуть. И многие взрослые интуитивно считают, что не надо ничего исследовать - целее будешь.

Еще может быть негативное отношение к исследовательскому поведению в определенных областях. Допустим, что-то считается неприличным. Нельзя, например, подслушивать, подглядывать. Или вмешиваются социальные стереотипы: «Этим не занимайся, это не для мальчиков».

Наконец, есть очень конкретные ситуативные запреты, связанные с соображениями безопасности: «Не подходи к утюгу, пока он горячий». Получается такая иерархия запретов на исследовательское поведение, связанная как с общими установками, так и с какими-то совершенно ситуативными вещами.

У таких опасений есть основания. Научится ли ребенок тому, что нужно, занимаясь самостоятельным исследованием мира? Он может научиться плохому и вредному.

Это очень важный вопрос. Исследовательское поведение и творческое мышление - это свободная деятельность. В какой степени мы можем гарантировать результат чужой творческой деятельности? Ответ такой: чем более она творческая, тем в меньшей степени мы способны контролировать ее результат. Формирование творческого мышления и тем более творческой личности с заранее заданными свойствами невозможно. Один человек может учить другого творчеству, если они оба талантливы, но взаимодействие двух талантливых людей всегда будет в значительной степени непредсказуемым.

И да, вы совершенно правы, все это может плохо закончиться. Научится не тому, пойдет вразнос, погибнет при проведении рискованного эксперимента. Из этих опасений и возникает противодействие творческой деятельности.

Так, может, и не надо слишком ее поощрять?

Родители не вечны, и настанет день, когда некому будет прикрыть вашего ребенка. Ему придется действовать в одиночку, творчески - в новых неопределенных условиях.

Так что поощрять обязательно надо. Здесь, конечно, многое зависит от ценностных представлений родителей о том, какое нас ждет будущее, что в нем понадобится. И что я могу сделать как воспитатель для того, чтобы ребенку там было хорошо. При этом родитель в любом случае столкнется с какими-нибудь неприятными последствиями своего выбора.

Какие бывают трудности

А для чего взрослые люди обычно создают друг другу трудности?

Я выделяю четыре вида трудностей. Первый тип - это деструктивные трудности. Они создаются другому для того, чтобы ему стало плохо. Из-за соперничества, например, или из ревности. Эта очень древняя история, осложнять конкурентам жизнь умеют даже бактерии.

Другой вид - диагностирующие трудности - более продвинут с точки зрения эволюции. Это, например, пробные атаки: чтобы понять, можно мне атаковать дальше или это опасная тварь, которая меня самого сожрет. Это подвид диагностирующих трудностей, направленный на последующее нанесение ущерба. Другая их разновидность - трудности, создаваемые ради самого исследования. Когда мне просто любопытно, кто передо мной. Сюда, конечно, относятся всякие психологические эксперименты. Или на бытовом уровне: подростки любят провоцировать других из интереса, как они отреагируют. Есть и третий подтип диагностирующих трудностей - это трудности, направленные на последующую помощь. Например, нагрузочные пробы в медицине. Человеку, потенциально больному диабетом, дают выпить натощак большое количество сахарного раствора. Ему от этого может поплохеть, но, глядя на динамику его состояния, врачи узнают, как ему лучше помочь. И в обучении они распространены: например, преподаватель проводит тестирование студентов, чтобы понять, как лучше дальше строить обучение, исходя из их уровня знаний.

Третий вид трудностей - конструктивные. Например, хищные животные приносят своим детенышам живую добычу, чтобы те тренировались. Живую, трепыхающуюся и обороняющуюся добычу - это сопряжено с опасностями и издержками. Но родитель на это идет, чтобы тренировать своего ребенка. Более того, животное может регулировать меру трудности задания, например, придавливая жертву в той или иной степени. Человек живет в мире созданных другими людьми конструктивных трудностей: детский сад, школа, вуз, да и вся общественная жизнь построены на конструктивных трудностях. Мы учимся всю жизнь, а овладение новыми умениями всегда сопряжено с трудностями.

Наконец, четвертый тип - игровые трудности. Все эти викторины или спортивные соревнования - от совершенно безобидных до смертельно опасных.

Так ведь чаще всего преодоление трудностей в игре - это обучающая ситуация, моделирующая реальную жизнь.

Да, границы между этими типами трудностей размыты, любые классификации мешают пониманию нюансов. Если мы возьмем игры древних индейцев, в которых последний тайм игрался головой капитана проигравшей команды, то это игра или не игра? Да и профессиональный спорт - это в какой-то степени игра, а в какой-то степени профессия.

Наверное, трудности - вещь очень субъективная? Если воспринимать ситуацию как игру, то трудности могут распознаваться как что-то приятное и интересное.

Конечно! Вообще исследования показывают, что дети изучают объекты с большим интересом, если объекты обладают умеренным для них уровнем трудности. Слишком простыми, как и слишком сложными делами, не интересно заниматься.

А разные общества как-то отличаются типами трудностей?

Мне кажется, что соотношение конструктивных, деструктивных и диагностирующих трудностей в том или ином обществе является важной характеристикой этого общества. Общество, где мало деструктивных трудностей, будет более миролюбивым.

Меру оценки трудностей пока не придумали. Я бы ввел показатель конструктивности или деструктивности трудности, основываясь вот на чем: если человек, или организация, или даже государство, после столкновения с трудностью может ставить и решать проблемы более трудные, то эта трудность была конструктивной. И наоборот.

О тех, кто не ищет легких путей

Есть ведь и люди, которые как будто неосознанно, но постоянно сами себе создают в жизни трудности и суровые испытания.

У психолога Вадима Петровского есть серия работ, посвященная тому, что он называет «риск ради риска» и «возгонка уровня трудности». Он экспериментально показал, что есть люди, которые устойчиво стремятся к границе заданной ситуации. Они приближаются к ней, чтобы проверить свои возможности и возможности границы. Классический пример - спортсмены-экстремалы, которые сами для себя создают опаснейшие ситуации. Это тоже исследовательское поведение. У детей, кстати, мотивация исследования границ тоже сильно развита. Они проверяют себя: смогу ли я повиснуть на руках, допустим, на опасной высоте или съесть что-нибудь несъедобное. И это часто кончается плохо.

Я не совсем таких людей имел в виду: те, кто ходит по краю, и те, кто сам себе создает проблемы, - это обычно совсем разные люди. Хотя, может быть, кое-что их объединяет - люди стремятся преодолевать трудности, чтобы чувствовать себя живыми. Как писал Пруст, «жизнь есть усилие во времени» - и если усилия нет, то и ощущения жизни нет.

Да, ты преодолеваешь трудности, чтобы почувствовать реальность своего существования. Особенно ее чувствуешь уже после испытания. Тут тоже очень по-разному может быть. Мне один человек рассказывал, как они с друзьями резко прекратили прыгать с парашютом после того, как один из них разбился. Я думаю, что они относились к этому как к игре. А реальная смерть все изменила. Но бывает и по-другому, когда это ощущение подлинности жизни в экстремальных условиях становится сверхценностью. Нередко, например, летчики не хотят уходить из своего летного дела, пытаются симулировать здоровье, когда им уже нельзя летать. Потому что для них полет - это некое совершенно иное качество бытия.

Зачем нужен меланхолик

А что мы знаем о стратегиях, которые люди применяют для того, чтобы справляться с трудностями?

Про это есть куча исследований. Выделяют три классические стратегии. Во-первых, стратегии, направленные на решение проблемы. Во-вторых, стратегии, направленные на эмоциональное совладание, - то есть когда человек пытается себя успокоить. Третий тип - это стратегии, изменяющие отношение к проблеме. Есть анекдот: человек, страдающий энурезом, встречается со своим старым знакомым. Тот советует ему сходить к психотерапевту. Через какое-то время они опять встречаются. «Ну как, помогла психотерапия?» - «О, да!» - «Прошел энурез?» - «Нет, но теперь я счастлив - теперь я им горжусь!»

Это, кажется, как раз то, что психотерапевты обычно и делают…

Некоторые - да, но лишь некоторые. При этом мы не можем сказать, какая стратегия совладания с трудностями самая лучшая. Применительно к разным ситуациям адекватны разные стратегии. Так, если объективно нет возможности решить проблему, а человек упорно следует первой стратегии, он эмоционально выгорает, может впасть в депрессию.

Когда в начале 90-х Ирак стал обстреливать Израиль ракетами и израильтяне прятались в бомбоубежищах, там провели интересное исследование. Оказалось, что эту ситуацию лучше переносят люди, у которых стиль совладания - эмоциональный. Они больше работают со своими эмоциями и в результате меньше страдают, часами сидя в бомбоубежище.

И с эволюционной точки зрения выгодно, когда в популяции есть разные типы реакции людей на трудные ситуации…

Да. Казалось бы, зачем нужен меланхолик - нытик и прочее. Но оказывается, группе нужен человек, который чутко реагирует на возможные опасности. Пусть это часто ложные тревоги, но в случае реальной угрозы он не проспит.

К какому будущему мы готовим детей

А вы не боитесь будущего без трудностей - когда работать за человека будут роботы, а думать - компьютеры? В таком будущем исследовательская активность не очень-то нужна.

А я не верю в такое будущее. Для ребенка все внове, и он будет исследовать мир так или иначе - так человек биологически устроен. Как обезьянка, он вначале будет все это исследовать. Сейчас ходит по сети забавное видео, кошка ездит на роботе-пылесосе, играет с ним. И ребенок будет использовать по отношению к такому объекту характерные для человека формы исследовательского поведения. Я думаю, появляется только больше стимулов для поумнения.

А что касается смартфонов, то по мере того, как компьютеры учатся исполнять какие-то человеческие функции, человек будет брать на себя другие дела. Компьютеры, как и пылесосы, просто высвобождают наши ресурсы, давая нам шанс заняться чем-то более толковым. Мне вспоминается высказывание про одну книгу: «Умные люди, прочитав эту книгу, стали еще умнее, а глупые - еще глупее». То ж и с компьютером.

А когда искусственный интеллект обгонит человеческий?

Я в это не верю - человеческий интеллект будет нужен всегда. Думаю, что наш интеллект будет гибридным или, как теперь говорят, дополненным. Наш разум станет мощнее за счет взаимодействия с разными компьютерными системами.

Так что же, не следует заботиться о том, чтобы искусственно создавать детям конструктивные трудности - они их сами найдут?

Трудности необходимы, и все мы создаем детям трудности, в том числе развивающие. Допустим, когда мы играем с ними в шахматы и не поддаемся или поддаемся умеренно, регулируя меру трудности. Тут, конечно, важен вопрос баланса - например, проигрыш сильно демотивирует детей, но ведь ребенок должен все-таки сталкиваться с тем, что может проиграть. Здесь нет простого решения, это искусство баланса. У человека должен быть опыт неудач. Если кто-то думает, что ему все удается, - это неадекватное отношение к жизни.

Это похоже на историю со стрессом - есть развивающий стресс и разрушающий стресс.

Совершенно верно. Если ребенок очень увлечен самой игрой, проигрыш не слишком его огорчит, ему интересно само это занятие. А проигрыш тогда - просто показатель того, что ты еще недостаточно знаешь. А если для тебя главное выигрывать в личностном плане, у проигрыша действительно могут быть деструктивные последствия. Тут важно не потерять доверие ребенка.

Есть такой приемчик, чтобы научить плавать, - бросание в воду. Когда-то давно я читал роман, в котором у персонажа был такой опыт в детстве, лет в пять-шесть. Его отец бросил в бассейн, чтобы он выплывал. А мать на это смотрела. И этот персонаж всю жизнь живет с ощущением того, что отец, может, и правильно сделал, но матери, которая стояла и смотрела, он этого простить не может. Такие вот тончайшие нюансы могут очень повлиять на результат.

Наверное, есть какая-то черта личности, которая позволяет одним людям легко переносить такие вещи, а другим - с трудом?

Есть люди, очень чувствительные к провокациям, они их воспринимают как подрыв доверия к миру. Я часто привожу студентам пример из рассказа про талантливого подростка-фехтовальщика, у которого была психологическая проблема: на тренировках он фехтовал очень хорошо, а в соревнованиях проигрывал, вел себя слишком скованно. У него был тренер, который использовал в том числе и разные провокации. Он считал, что все средства хороши для достижения результата.

Так вот, пришла пора какого-то ответственного выступления, скованный парень разминается, к нему подходит тренер и показывает дорогую шариковую ручку, в те времена они только появились и были большой редкостью. «Посмотри, что мне дали на время», - и отошел. Парню уже выходить, тут тренер возвращается: «Где ручка?» - «По-моему, там, на скамейке оставил». - «Нет ручки, - тренер говорит. - Мне же ее на время дали. Ты меня подставил». И парень в состоянии полной прострации выходит на помост и выигрывает, потому что у него сместилась психологическая доминанта. Тренер правильно понял, что его надо просто отвлечь. Когда парень спускается, его встречает улыбающийся тренер и говорит: «Я нарочно это сделал. Вот ручка, все хорошо». И тогда парень уходит из этой секции.

То есть это провальная стратегия?

Здесь важен вопрос о горизонте планирования, о том, какие цели ставит человек, создающий трудности. Тренер учитывал лишь короткий горизонт, ставя целью выиграть соревнования. Но с точки зрения далекого горизонта планирования, он не достиг своих целей - потерял талантливого спортсмена.

Этот спортсмен оказался чувствительным к обману, но при этом он бы хорошо справлялся с честно созданными, пусть и предельными трудностями. Если говорить о типах личности, есть люди, более чувствительные к физическим трудностям, а есть - к межличностным. Есть люди с бойцовскими качествами, которые проще справляются именно с трудностями, созданными другими, - просто потому, что их мобилизует бойцовская мотивация. А если противника нет, они не могут мобилизоваться. И есть люди, у которых опускаются руки, если они знают, что кто-то что-то специально делает против них, - одно это осознание полностью выбивает их из колеи.

Получается, есть чувствительность к физическим испытаниям - и есть этическая чувствительность. А каков их оптимальный уровень?

Я думаю, что оптимум здесь определяется нашими базовыми представлениями о будущем, о враждебности или доброжелательности этого мира. Если мы считаем, что все будет скверно, все будут грызть друг другу глотки, то мы должны, хочешь не хочешь, воспитывать в человеке бойцовские качества. А если мы верим, что все в мире будет хорошо, - наоборот, этическую чувствительность.

Я тоже хочу напомнить один рассказ - фантастический, «Все тенали бороговы». Дети случайно находят посылку, присланную из будущего. Там ученый проводил эксперимент с машиной времени, засунул в ящик свои детские игрушки и отправил в прошлое. И дети нашли эти игрушки-головоломки, специально созданные для того, чтобы приспособить мозг к восприятию неизвестного нам измерения пространства. Благодаря этим игрушкам их ум меняется, и они в итоге уходят из нашего мира, от переставших их понимать взрослых в иное измерение. В реальности мы тоже должны готовить детей к совсем другой жизни - в будущем, но сами не понимаем, какой будет эта жизнь и зачастую готовим их, наоборот, к жизни в прошлом.

Именно потому, что дети должны подготовиться к будущему, которого мы толком не представляем, мы и должны всячески способствовать развитию собственной исследовательской активности ребенка. Нужно мотивировать его на исследования, создавать для этого комфортные безопасные пространства. Хотя если личность творческая, то ее исследования наверняка коснутся и каких-то опасных или социально неприемлемых областей. Но мотивацию к исследованию мира развивать все равно надо. Тут мы как раз можем создавать «развивающие трудности», постепенно усложняя уровень задач, создавая проблемные ситуации.

Мне кажется, тут еще важно, что когда мы готовим детей к какому-то будущему, даже неосознанно, мы тем самым это будущее и создаем.

Да, конечно. И если мы будем готовить всех детей к жизни во враждебном агрессивном мире, то скорее всего таким мир и станет.

Особенности национальных трудностей

Но у нас, видимо, к счастью, не всегда получается задуманное. Советская школа вроде бы готовила детей к жизни в индустриальном будущем, пыталась формировать коллективизм и не слишком высоко оценивала индивидуальные творческие достижения. Но в итоге в России постоянно появляются инноваторы и творцы постиндустриальной экономики, такие как создатели «Яндекса» или «ВКонтакте». Иногда, правда, им приходится эмигрировать…

Тут можно вспомнить исследования Александра Аузана, декана экономического факультета МГУ. Он пишет о некоторых особенностях российской культуры, которые точно воспроизводятся десятилетиями, а может, и веками. Одна из этих особенностей - высокая индивидуальная креативность в сочетании с очень низкой договороспособностью и высокой конфликтностью. В результате у нас появляются уникальные решения и изобретения, но они не переходят на уровень массового производства. Потому что для этого надо объединиться, договориться, выдерживать стандарты. Аузан приводит слова одного западного бизнесмена: «Если вам нужно сделать уникальную сложную вещь, обращайтесь к русским. Но если вам нужно сделать десять одинаковых вещей - никогда не обращайтесь к русским».

Удивительно, вижу свой точный портрет. Но как эти черты формируются в детстве?

Это жутко интересный вопрос, почему российская культура так устойчиво воспроизводит эти качества личности. Тот же коллективизм ведь пытались создавать чисто формальными методами - он не опирался на реальные общие интересы, на важную в понимании всех участников совместную деятельность.

Лет десять назад проводили один психолого-экономический эксперимент, вокруг которого до сих пор не утихают споры. Есть три испытуемых, каждому из которых выдаются игровые деньги - по двадцать пластиковых жетонов. Заработанные в игре жетоны потом можно обменять на настоящие деньги. Жетоны можно вкладывать в общие проекты, которые приносят прибыль, она делится между всеми вложившими жетоны поровну. Возникает проблема халявщиков - они понимают, что когда другие вложатся, им достаточно вложить один жетончик - прибыль все равно делится поровну. Для того чтобы изучить отношение остальных к этому явлению, каждому участнику дается право штрафовать другого. Ты можешь заплатить один жетон для того, чтобы снять у другого три жетона. При этом вся группа теряет часть прибыли - эти четыре жетона выходят из игры, зато ты имеешь возможность выразить свое отношение к халявщику. Результат этого эксперимента в России был довольно неожиданным: европейцы часто штрафуют халявщиков, а у нас люди, наоборот, чаще штрафуют тех, кто вложил больше них.

Одно из объяснений состоит в том, что европейцы выстраивают стратегию, стараясь максимизировать сумму, которую они в итоге получат. А россияне больше ориентируются на то, чтобы обогнать других. Тогда оптимальная стратегия: самому вложить мало, при этом у тебя много останется, и как можно сильнее оштрафовать того, кто вложил много. Он и так много вложил, а тут ты его еще и оштрафовал. Получается как в анекдоте: Бог сказал человеку: «Проси, что хочешь, но имей в виду, для твоего соседа я сделаю это же вдвое». И человек говорит: «Боже, лиши меня одного глаза».

Но почему?

Сложно ответить. Есть такой важный для культуры показатель, выделенный Доджем и Куайе, - атрибуция враждебного намерения. Насколько мы склонны интерпретировать неприятности как чужие козни? В культурах, где этого меньше, развиты ценности сотрудничества. Для них неприятность - это не обязательно козни злодеев, а результат ошибки, стечения обстоятельств или медвежьей услуги. Этому способствуют неприятие насилия, отношения доверия и тепла в семье, ценности сотрудничества и поддержания общности. Но я думаю, что российская культура - это культура, в которой традиция атрибуции враждебного намерения очень сильно представлена. В таких культурах, согласно Доджу и Куайе, люди получают совсем иной личный опыт, включающий физическое насилие и чувство своей неуспешности в жизни, им прививают такие ценности, как личная честь, возмездие, умение постоять за себя. В итоге, что бы ни происходило, мы думаем, что это сделано плохими людьми нарочно. В ряде случаев это имеет основание, и возникает петля положительной обратной связи: люди настораживаются, в ответ тоже начинают действовать недоверчиво, создавая другим трудности, и так ситуация продолжает накручиваться.

Практически все ныне живущие люди занимаются одним, очень интересным делом. Они придумывают себе проблемы и начинают их переживать. В процессе переживания глубина проблемы только увеличивается и приводит к страданиям человека. Такая мысль на первый взгляд кажется абсурдной. Но если задуматься, то можно убедиться в ее правильности.

Мать или бабушка заболевшего ребенка, очень часто охают и вздыхают, почему тот заболел. В результате этого они нервничают, напрягаются и как следствие сами подрывают свое здоровье. Или другой пример.

Если студент вдруг обнаруживает, что за день до экзамена он ничего не выучил, и после этого начинает обдумывать проблему, то ему в голову придут такие мысли – «Я ничего не знаю, я не сдам экзамен, меня выгонят из института, в итоге жизнь моя пойдет под откос». Ну, или что-то подобное. В результате испорченное настроение, возможные проблемы со здоровьем и провал на экзамене.

Как уже было сказано выше, человек сам придумывает большинство проблем. Оправдания типа «Жизнь такая», «Эти проблемы созданы не мной, а окружающей действительностью» всего лишь плохая попытка снять с себя ответственность за происходящее. Все, что не связано непосредственно с выживанием, особой проблемой не является. Особенно это относится к таким вопросам как: «Где взять деньги на новый телефон?», «У соседа новая машина, а у меня старая, как получить новую?», «Начальство не ценит, как сделать, чтобы оценило?» и тому подобные.

Усугубляет проблему эффект повышения важности. Каждому действию человек склонен давать оценку. Если действие длится долго, то оценка вырастает. То же самое и с проблемой. Если она долго крутится в голове, то постепенно важность ее растет. Результатом становятся: некритичная оценка себя в окружающей действительности, нервное напряжение и многие другие негативные эффекты.

Так, у мамы или бабушки скачет давление и помощь приходится оказывать ей, а не ребенку. Студент не может запомнить даже элементарных определений, а на экзамене вспомнить хоть что-то. Вместо откладывания денег на новый телефон или поиска источника дополнительного дохода, человек покупает пиво, заливает свое горе и одновременно теряет имеющиеся деньги. Неуклюжие попытки выслужиться перед начальством приводят к еще большему снижению оценки с его стороны. И тому подобное и так далее.

Что делать?

    Перестать придумывать себе проблемы. Если таковые все таки появились, то задавать себе вопрос, «Это действительно проблема, или просто мимолетная слабость?». Конечно, это проще сказать, чем сделать, но тем не следует помнить, что большинство проблем мы придумываем себе сами, и в каждый конкретный момент времени у нас есть все, что необходимо. Если проблем у Вас много, сходите в больницу или лучше дом инвалидов. Многое в сознании перевернется.

    Прекратить обдумывать проблему. Очень многие люди пытаются предсказать, а что произойдет, если проблема усугубиться и реализуется худший вариант. Сознание в ответ на это способно выдать такиекартины, что любой фильм ужасов отдыхает.

    Вместо обдумывания проблемы, следует искать пути ее решения. Конечно, такой путь сложен. Гораздо легче обсасывать вероятные неприятности, чем пытаться найти их решение. Зато если научиться искать решения, то многих проблем попросту не станет. Либо Вы их решите, либо они отпадут сами собой.

    Альтернативный способ. Еще одним вариантом решения проблем является их игнорирование. , так как, большинство проблем надумано, а важность их преувеличена, то можно просто предоставить им, разрешиться самим. Как ни странно, но это часто работает. Особенно это связано с проблемами по основной деятельности человека. Конечно, в случае с больным ребенком его надо лечить, зато студент, «не парящийся» по поводу знаний перед экзаменом имеет некоторый шанс на сдачу. Примеров подобных «успехов» можно найти множество.

Резюмируя вышесказанное можно сформировать три коротких правила по решению проблем:

    «Решайте проблемы, а не обдумывайте последствия».

    «Предоставьте проблеме решиться самой».

Как человек создаёт себе проблемы?

Часто человек создаёт себе проблемы сам.

Существует несколько направлений , по которым это происходит:

Первое направление , состоит в неконтролируемом заказе себе того события, которое нам совсем не нужно . Как это происходит? Да очень просто.

Мы постоянно повторяем мысли, в которых фактически «заказываем» себе то — будущее, которое нас совершенно не устраивает. И потом получаем его.
Вспомните свои мысли. Встречаются ли у Вас мысли типа: «Вдруг у меня ничего не получится?», « Мне это ни кто не даст», «От меня ничего не зависит», «Ничего изменить нельзя», « Всё бесполезно» и подобные? Если да, то Вы сами заказываете себе неприятности и страдания! Ваши страхи и сомнения порождают пассивность и ожидание неудачи. А чего мы ждём, то рано или поздно получаем.

Если Вы хотите изменить ситуацию, то сначала нужно изменить свои мысли! Это первый и самый простой, казалось бы, шаг. Но как мало людей решается его сделать, даже если в их жизни были случаи, когда вслед за хорошими мыслями у них происходили хорошие события. Люди бояться изменений и изо всех сил цепляются за то, что у них есть сегодня. Каким бы ужасным или нерадостным оно не было. И не делают хотя бы для пробы совсем несложные шаги по изменению своих характерных мыслей, порождающих неприятности. А ведь желанные цели и удача так близко к ним!

Сделайте так, чтобы негативные мысли покинули Вас, и тогда Вы перестанете заказывать себе неприятности. Нужно подружиться со своими страхами.

Второе направление , состоит в противоположности ваших истинных и заявляемых целей. То есть, например, Вы вслух декларируете, что Вам нужны деньги (работа, должность, бизнес). А на самом деле Вы желаете совсем другого, поэтому заявленная цель не достигнута.

Как это может происходить? Да очень просто. Например, человек жалуется. Что он никак не может увеличить свои доходы. Причём пути увеличения доходов ему более-менее ясны (другая должность, другое место работы, увеличение размера своего бизнеса или открытие нового проекта), но никак не получается их реализовать. Почему? Один из возможных проектов ответов очевиден — после реализации заказа у него возникнет множество дискомфортных ситуаций, которые он не имеет сегодня. Например, что может произойти, если вдруг напряжётесь и увеличите свои доходы?

Оказывается, может произойти следующее:

1. Вам станут завидовать ваши друзья или подруги.
2. Вам придётся тратить больше времени на работу.
3. У Вас останется меньше времени для семьи или увлечений.
4. Вам придётся начать общаться с другими людьми.
5. Вы станете привлекательны для криминала или контролирующих органов и так далее.

При таком наборе будущих неприятностей, какой нормальный человек будет что-то менять? Такие, бывают, но редко. Большинство людей бессознательно выбирают «синицу в руках» , нежели изменения текущей ситуации с кучей вытекающих из этого неприятностей и негарантированными плюсами от реализации цели. То есть скрытые выгоды от сохранения существующей ситуации превышают ожидаемый результат, и Вы подсознательно избегаете его любыми способами. И пока Вы не осознаете эту ситуацию, Ваша цель будет не более чем фантазией.

Третье направление , заключается в том, что на самом деле Вы не цените. Точнее, умом Вы понимаете, что Вам нужно, даже предпринимаете усилия для получения результата, но в душе Вам на него наплевать. Вы увлечены чем-то другим, на что Вам не жалко тратить своё время, что является для Вас реальной ценностью. В итоге Вы и получаете то, что неосознанно считаете достойным внимания и усилий. И не получаете то, что для Вас не важно.
Если в Вашей системе ценностей деньги занимают низкий ранг, то, скорее всего, у Вас их будет не много. И не потому, что Жизни жалко тратить для Вас на деньги. Вы просто сами их не возьмёте, Вы выберете что-то другое. Как это произойдёт? Очень просто.

Например, Вы ищите работу и рассматриваете несколько вариантов. Что Вы выберете в итоге? То место, где больше платят? Или то, где работа интересная? Или где есть возможность ездить в командировки. Или где работают Ваши друзья? Или где Вы всегда будете обеспечены работой, невзирая на все экономические кризисы? В итоге Вы выберете, и не факт, что там можно будет много заработать. Но Вы найдёте для себя множество объяснений, почему Вы сделали именно такой выбор, а не другой. Здесь ближе к дому, или здесь есть возможность заниматься любимым делом, или ещё что-то. То есть Вы выбрали либо комфорт (возможность больше времени проводить с семьёй), либо отношения между людьми, либо безопасность, либо ещё что-то. Вы предпочли это деньгам, поскольку деньги имеют меньший рейтинг в Вашей системе ценностей. Вы сделали выбор, а потом начали стонать, что Вам мало платят, у Вас не хватает денег на нормальную жизнь и так далее. А чего стонать-то? Вы сами сделали такой выбор, поскольку деньги для Вас не важны.

Всё то, же происходит со здоровьем, отношениями и другими сферами Вашей жизни. Вы стонете, что хотите быть здоровым, но не желаете ничего менять в своём образе жизни, где нет места правильному питанию, занятиям физкультурой, нормальному режиму работы. Для вас работа гораздо важнее здоровья, поэтому Вам не когда, нормально пообедать или отдохнуть, не говоря уже о спорте. Вы пытаетесь купить здоровье в аптеке, но там его нет. И пока Вы не осознаете, что здоровье — это реальная ценность и ему нужно уделять часть своего времени и сил, ничего меняться не будет.

Четвёртое направление состоит в том, что мы заявляем одно, а в душе уверены, что мы не достойны, получить то, к чему вроде бы стремимся.

Например, девушка искренне стремится встретить прекрасного принца и стать его женой. Но когда в её жизни появляется мужчина, которого условно можно отнести к «принцам», а она теряется, становиться скованной, забывает обо всём и старается уйти в тень. Она — не принцесса, она не чувствует себя равной с «принцем». Её самооценка гораздо ниже, она ощущает себя ещё Золушкой. Поэтому, если даже Жизнь представит ей шанс встретить того, о ком она мечтает, она не сумеет воспользоваться этой возможностью. До тех пор пока она сама не ощутит себя принцессой. Что для этого нужно? Принц? Нет, нужна работа над собой по повышению своей самооценки. А когда эта работа будет выполнена, принц появится как бы сам собой. Сейчас её окружают те, кого она подсознательно считает равными себе (то есть себя — равной им), а это далеко не принцы. То есть все проблемы не в отсутствии принцев, а в том, как она позиционирует себя в мире. Изменится самооценка – изменится и реальность.

Пятое направление, состоит в том, что из всего многообразия мира Вы концентрируете своё внимание на несчастиях и проблемах. Тем сам из всего многообразия событий вы выбираете только то, что вокруг много одиночества, безработицы, обмана, воровства, бедности, болезней, плохой экологии и прочих неприятностей. И Жизнь вынуждена подтвердить это ваше мнение, создавая вам именно такую реальность.

Как понять какую реальность Вы себе создаёте? Очень просто. Припомните, что является основной темой Ваших бесед с родными и знакомыми? Что всё плохо, что денег никому не платят, что вокруг одна безработица и как только люди живут на нищенскую зарплату? Или что – то более позитивное?

Если Вы уверены, что всё вокруг плохо. Денег нет, и не будет , то в Вашей собственной Вселенной всё будет происходить именно так. Хотя совсем рядом (в соседней квартире, в соседнем доме, на соседней улице) люди могут жить совсем в другой вселенной, где много денег, работы, здоровья и прочих благ. Но Вас не интересует. Как и почему у них всё благополучно. Вы сосредоточены на своих проблемах, поэтому будете получать их вновь и вновь.

Что нужно сделать, чтобы переместиться в безопасную и обеспеченную Вселенную? Всё то, о чём мы уже не раз говорили. Перестать концентрироваться на негативных событиях. Перестать смотреть «помоечные» и криминальные телепередачи. Перестать обсуждать со знакомыми различные беды и неприятности. Убрать из своего лексикона слова, «проблема», «беда», «болезнь», «несчастье», «денег нет», «не везёт», «плохо», «неудача » и подобные. Найти новых знакомых, которые устремлены вперёд и ищут пути повышения своей успешности. Попробовать вести себя так же. Начать улыбаться, пусть сначала через силу, преодолевая внутреннее отвращение к улыбке.

И тогда Вы постепенно переместитесь туда, где Вам и надлежит быть в реальности. Туда, где в Вашей жизни происходят чудесные превращения, и Ваши цели реализуются на волне удачи .

Шестое направление – это многолетняя борьба за свои идеалы в любой сфере жизни . Кто – то борется за свои идеалы в политике. Но большинство поглощены борьбой со своими ближними – мужем и женой, родителями, детьми, начальником и подчиненными и другими людьми в ближнем окружении. Либо увлечены борьбой с самим собой (я вешу не столько, сколько должна, и т. д.) Жизнь постоянно пытается вразумить этих борцов за свою личную «правду», но кто её слышит? Всякий борется за свои идеалы до конца, не жалея сил, здоровья, многих лет загубленной жизни и всего остального. Понятно, что тут не до радости или самопознания. Когда не удаётся доказать. Что прав только ты, а все остальные глубоко заблуждаются.

Каждый человек имеет огромную свободу выбора . Но эту свободу люди используют абсолютно не разумно – изо всех сил стараются переделать окружающий мир. Изменить можно только себя, но кто, же с этим согласится? Гораздо привычнее осуждать всех окружающих и ринуться в бой за их усовершенствование.
Седьмое направление, заключается в том, что мы чётко не представляем к чему мы стремимся, мы не знаем чего хотим в жизни, у нас нет сформулированной цели. Если Вы не внятно бормочете о своих жизненных целях и плывёте как, кое — что по течению, то очевидно, что Вы либо ничего не получите в жизни, либо по лучите совсем не то, к чему стремитесь.

Как видите таких направлений может быть много, я лишь остановился на основных. Анализируя их можно сделать вывод, что если человек правильно строит свои мысли и не создаёт себе проблем, чётко представляет к чему нужно стремиться, то он идёт по жизни на волне успеха, добиваясь желаемого.

Счастья, здоровья, успехов!

Наверняка, ты не раз задавался вопросом, почему в твоей жизни всё происходит именно так, а не иначе. А в жизни других людей - также всё по-другому, не так, как у тебя.

Люди очень давно ищут ответы на эти вопросы и, думаю, тебе тоже интересно, ведь когда ты их получишь - ты сможешь управлять своей жизнью в грандиозных масштабах, далеко выходя за рамки судьбы и любых ограничений.

Для ответов на эти вопросы, люди создали огромное количество направлений, которые так или иначе объясняют, почему в нашей жизни происходят те или иные события. Среди них есть огромное количество различных течений - эзотерика, астрология, наука и религия, тысячи глобальных и мелких учений и школ.

Как ты думаешь, насколько ценно всё то, что дают эти знания, которые по-разному отвечают на этот вопрос - "почему?"

На самом деле, большинство людей в глубине души знает о себе гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь когда вы читаете что-то о себе - то ничего нового не узнаёте. Вы либо чувствуете, что это относится к вам, либо не чувствуете этого. А это значит, что вы знаете о себе гораздо больше, чем можете себе представить, пусть и на глубинном уровне.

Мы настолько привыкли к различным ответам на вопрос "почему", что почти забыли, что гораздо ценнее для нас и нашей жизни - узнать как это изменить . Будь то карма, астрологическое влияние, неприятные случайности или расплата за грехи.

Очень часто мы становимся жертвой той системы, которая даёт нам ответы на этот вопрос. И вместе с этим отдаём власть над своей жизнью каким-либо явлениям, скрытым или не скрытым от нас.

Так вот, пока мы выносим власть над причинами всех событий и явлений своей жизни во внешний мир, внешнюю реальность или в некую невидимую и невоспринимаемую - мы будем непрерывно создавать себе этакие проблемы-гидры, которые на внешнем уровне решить невозможно.

Как только мы перестраиваем свою картину мира и переносим причины всего, что происходит во внутренний мир - мы тут же получаем возможность изменить абсолютно любую часть своей реальности.

Мы имеем только одну абсолютную власть - власть над своим внутренним миром.

И если ты давно занимаешься по методикам школы управления реальностью - ты наверняка заметил, как сложно на первых этапах увидеть причины происходящих событий внутри себя, будь то страхи, убеждения, чувства, или любой опыт, в прошлом или настоящем.

Мы неспроста строим систему обучения таким образом, чтобы весь фокус внимания был направлен на внутренние изменения, вместо того чтобы учить, как управлять внешней реальностью. Это делается только потому, что наш внутренний мир является первичным по отношению к реальности , хотя абсолютное большинство людей твёрдо верит в обратное.

Поэтому первое, с чем ты столкнёшься при глубинных внутренних изменениях - с вопросом - а что, собственно, менять?

Самая основная проблема во всём этом следующая:

Мы не знаем, что нам менять, так как привыкаем к собственным искажениям .

Чаще всего, нам кажется, что с нами всё в порядке - а с внешним миром и другими людьми какая-то беда 🙂

Даже пытаясь перенести причины во внутренний мир с помощью логики - мы будем выстраивать ложную цепочку причин , которая соответствует нашим текущим внутренним искажениям.

Перечитайте этот абзац, это очень важно.

Исходя из этого есть два варианта решения:

1. Работать долго и упорно самостоятельно , освобождаясь от ложных и настоящих причин того, что происходит или того, почему что-либо не происходит в вашей жизни.

При этом удерживая в своём внимании, что у вас уже есть какие-то искажения на глубинном уровне, в которые вы верите и не подвергаете сомнению. Также всё это осложняется различными психическими механизмами защиты от изменений травматического и болезненного опыта, к примеру, забыванием или самосаботажем.

Здесь сразу воспользуйтесь ценнейшим указанием - работайте только с теми причинами, которые находят отклик в вашем теле. Любые красивые теории, выстроенные вашим сознанием и не находящие отклик в теле - сразу выкидывайте.

2. освободиться от всех внутренних причин, создающих проблемы или мешающих выполнению ваших целей и задач, от всех причин самосаботажа, неверия, от причин различных внутренних и внешних сопротивлений.

При этом вам не нужно будет беспокоиться о том, что ваши задачи слишком уникальны - проект " " - это индивидуальный трёхмесячный курс обучения, возвращающий вам всю власть над вашей жизнью и все инструменты для её изменения в любой сфере.

Наши эмоции создают нам проблемы? Везде: в СМИ, учебных заведениях, на работе регулярно появляются призывы к правильному отношению к жизни. Школа призывает к порядку и дисциплине, церковь к вере к богу и любви к ближнему. Родители вообще стараются учить всему подряд- правильному и не правильному. Множество книг, учений, людей, блогов.

Все нам твердят про различные способы и пути их решения. Но большинство людей хотят достичь всего и сразу, при этом не зная элементарных основ.

Размышляя над тем или иным советом, который можно вычитать в книге или заметке, я часто прогоняю возможную ситуацию в голове. Можно с довольно большой вероятностью предположить, что при адекватной оценке, ситуация также проиграется и в реальности. Наши эмоции играют большую роль в нашей жизни.

Эмоции, восприятие, следствия

Дальше, довольно ощутимо на ту или иную ситуацию, влияет не столько само решение, а эмоции с которыми мы принимаем результат. Можно получить повышение, а чувствовать, что тебя просто перегнали в клетку поуютнее, или уволиться и чувствовать себя счастливее всех на свете. Мы понимаем этот нюанс, но доверяемся автомату. Используем стереотипы: негатив - грустим, позитив - радуемся. А задавались ли вы вопросом, почему некоторые люди живут свободно от стереотипов и счастливы? Имея возможность выбора - как реагировать на то или иное событие.

У нас практически всегда есть выбор и возможность выбирать, и важно не вправо или влево, а в том, что при любом варианте можно сказать «Жить то здорово!». Это кажется бредом, но не является буквальным понятием. Если вы не понимаете о чем я, тогда вспомните случай когда вы вроде как должны были радоваться долгожданному событию, которое наступило, а на душе кошки гадят. И обычно, та причина, которая является причиной такой реакции - засела именно в вашей голове.