Фипи демоверсия впр по физике год. Инструкция по выполнению работы

– контрольное мероприятие, проводимое на общероссийском уровне по единому стандарту. Когда новый способ контроля знаний был официально утвержден, Минобразования пояснило его важность следующим образом: ВПР позволит мониторить не только уровень знаний, но и эффективность методического аппарата, который применяют учителя в той или иной школе РФ.

Впрочем, эти благие намерения не отменяют того факта, что введение ВПР стало неприятным сюрпризом для выпускников. Мало того, что их ожидает множество труднейших , так нужно учить еще и несколько дополнительных предметов, многие их которых даже не пригодятся при . Одной из самых сложных дисциплин, вынесенных на всероссийский замер знаний, является физика – наука, характеризующаяся объемным категориальным аппаратом, многочисленными законами и непростыми расчетами.

Тем, кто и так сдает физику, волноваться из-за ВПР точно не придется. Ну а школьникам, которые не планируют связывать свою жизнь с точными науками, будет полезно узнать все тонкости оценивания и написания ВПР, включая структуру и содержание работы. Несмотря на то, что ВПР не влияет на возможность получить аттестат, вам вряд ли захочется вызвать учительский гнев, написав контрольную работу с неудовлетворительным результатом.

Демо-вариант ВПР по физике

Дата и регламент ВПР-2018 по физике

В расписании ВПР на 2017/2018 учебный год для контрольной работы по физике отведено 10 марта 2018 года . Регламент ВПР по физике гласит, что ученик должен справиться со своим вариантом за 90 минут. При решении контрольной работы школьники смогут применять для проведения расчетов калькулятор, в котором отсутствует функция программирования и возможность хранения информации. Первичный балл, набранный одиннадцатиклассником за ВПР, переводится в оценки так, как определит педсовет каждой конкретной школы.

Данная работа произведет итоговый замер знаний у выпускников 11 классов. Базовый уровень подготовки предполагает, что ученики могут без труда понимать и пояснять физические термины, а также применять свои познания в обычной жизни. По итогам контрольной работы профильное ведомство сделает вывод о том, целесообразно ли вносить изменения в школьную программу, и нужно ли повышать профессиональное мастерство учителей-предметников.

В качестве основных разделов, вынесенных на проверку в рамках ВПР, профильная комиссия назвала механику, молекулярную и квантовую физику, элементы астрофизики, а также раздел, изучающий электродинамику. При оценивании контрольных работ комиссия будет проверять:

  • знание категориального аппарата данной науки (т.е. явлений, величин и единиц их измерения, целей физики и способов их достижения путем применения различного оборудования);
  • умение интерпретировать полученную информацию и данные, представленные в графической и табличной форме;
  • понимание того, как действуют законы физики;
  • умение описать и охарактеризовать процессы при помощи физических величин;
  • готовность применять формулы, используемые в физике;
  • умение считать показания приборов (мензурки, динамометра, барометра, вольтметра и амперметра), провести наблюдения и опыты согласно предложенным гипотезам;
  • способность пояснить физические явления, которые происходят в окружающем мире.

На ВПР по физике вас ожидают 18 заданий, на которые отведено 90 минут

Структурные особенности ВПР по физике

В каждом варианте контрольной работы школьникам будет предложено 18 заданий, отличающихся по форме и сложности решения:

  • задания с 1 по 10 – базовые, проверяющие знание терминологии, основных величин и главных законов физики. Три задания относятся к разделу, изучающему механику, два имеют отношение к разделу о молекулярной физике, три являются заданиями по электродинамике, а одно затрагивает квантовую физику;
  • задания 11 и 12 проверят методологические умения школьников. В первом нужно будет записать показания прибора, опираясь на предложенное фото, а во втором – набросать план простого эксперимента, придерживаясь определенной гипотезы;
  • задания 13-15 проверяют, насколько хорошо одиннадцатиклассники умеют использовать физические знания при описании различных устройств и приборов (включая те, которыми они пользуются в обычной жизни), и могут ли охарактеризовать принцип их работы;
  • задания 16-18 проверят навыки работы с физическими текстами и информацией в виде таблицы, схемы или графика.

13 заданий контрольной работы предполагают, что школьник напишет короткий ответ в виде числа, символа, правильного слова или словосочетания, либо просто выберет верный ответ из предложенного списка. На 5 заданий нужно будет дать развернутый ответ – это могут быть несколько предложений, описывающих этапы проведения эксперимента, или заполнение пропусков в в таблице.

Всего за контрольную работу можно будет набрать 26 баллов, 19 (или 73%) из которых можно получить за решение 14-ти простых заданий, а 7 баллов (27%) – за работу с 4 сложными заданиями.

Как подготовиться к ВПР по физике?


Уделите время не только учебникам, но и проработке демоверсии ВПР

Из структуры билета понятно, что набрать высокий балл, выучив лишь физические термины и законы, точно не получится. Если ваша цель – заработать максимум баллов, то нужно хорошенько разобраться в логике вычислений, запомнить и понять формулы, разобрать механизм действия и проявления физических законов. Школьники, которые писали ВПР по физике в прошлом году, а также учителя-предметники дают такие рекомендации по подготовке:

  • непременно скачайте и решите демо-версию ВПР 2018 года, которую разработали специалисты из ФИПИ (см. ссылки в начале статьи). Так вы поймете, как построен билет, и оцените свой уровень подготовки;
  • если вы не выбрали , то для подготовки к ВПР будет достаточно повторить материалы, изложенные в школьных учебниках;
  • ученикам, которые не сильны в экспериментах и не знают, как работает тот или иной прибор, стоит проконсультироваться с репетитором или посмотреть видеозаписи, наглядно демонстрирующие работу с различным оборудованием и считывание показаний;
  • для закрепления терминологии пройдите несколько онлайн-тестов.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). В книге представлены пятнадцать вариантов проверочных работ по физике для учащихся 10-х классов. Каждая проверочная работа содержит пятнадцать заданий, которые по своему содержанию охватывают все основные темы курса физики общеобразовательных классов. Все задания имеют ответы, размещённые в конце книги. Сборник необходим учащимся 10-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.
ВАРИАНТ № 1
1 Прочитайте перечень понятий, которые вам встречались в курсе физики: температура, динамометр, спидометр, барометр, ускорение, вес.

2 На рисунке представлен график зависимости скорости автобуса от времени.
Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

ВПР. Физика. 10 класс. Практикум. Громцева О.И.

Описание учебника

Вам необходимо исследовать, как зависит выталкивающая сила от плотности погружённого в жидкость тела. Имеется следующее оборудование:
- динамометр,
- три цилиндра равного объёма, изготовленных из разных веществ,
- стакан с водой.
Опишите порядок проведения исследования. В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ:___
121 Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия.
ПРИБОРЫ А) Спиртовой термометр Б) Пружинный динамометр
Ответ:
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1) Зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости
2) Зависимость силы упругости от степени деформации тела
3) Объёмное расширение жидкостей при нагревании
4) Изменение атмосферного давления с высотой
131 Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые этими примерами иллюстрируются. Для каждого примера проявления физического явления из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) Ручки у современных сковородок имеют
чёрный цвет Б) Хлеб, оставленный на столе, черствеет
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1) Излучение
2) Плавление
3) Конденсация
4) Испарение
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15___
Электрический чайник
Основное назначение чайника - это нагревание воды, помещённой в специальную колбу. Принцип действия основан на использовании теплового действия электрического тока и явлении конвекции. Нагревательный элемент расположен в нижней части корпуса. При включении чайника нижние слои воды нагреваются, расширяются и под действием выталкивающей силы всплывают вверх. На их место благодаря силе тяжести опускаются более плотные холодные слои. Нагреваются, расширяются, поднимаются и т. д. Возникают конвекционные потоки.
Постепенно вода прогревается, закипает, над бурлящей водой поднимается пар. Горячий пар проходит через небольшое отверстие и попадает на биметаллическую пластину. Один из металлов пластины при нагреве паром расширяется сильнее, пластина изгибается и размыкает цепь. Процесс нагрева завершён, можно заваривать чай.
141 Объясните механизм конвекции. Почему тёплые слои воды поднимаются, а холодные опускаются?
Ответ:
Что произойдёт, если включить чайник в сеть, но не закрыть крышку?
Ответ:
ВАРИАНТ № 2
Прочитайте перечень понятий, которые вам встречались в курсе физики: килограмм, радуга, литр, эхо, молния, секунда.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в группу.
Автомобиль движется по прямой трассе. На графике представлена зависимость скорости автомобиля от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 10 с автомобиль ехал равномерно, а следующие 10 с равноускоренно.
2) В момент времени 30 с автомобиль остановился, а затем продолжил движение в прежнем направлении.
3) Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составила 120 км/ч.
4) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 4 м/с2.
5) В интервале времени с 20 по 30 с автомобиль проехал 600 м. Ответ:
Стационарный спутник Земли обращается по вытянутой эллиптической орбите. Изобразите стрелками силы, которые возникают в результате гравитационного взаимодействия Земли и спутника в момент максимального удаления от планеты.
Сравните модули сил.
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается увеличивается не изменяется
Слова в ответе могут повторяться.

ВПР. Физика. 10 класс. Практикум.

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.

ВПР по физике 11 класс варианты с ответами 2018 г.

Данная проверочная работа не является обязательной и проводится в 2018 году по решению школы.

Проверочная работа по физике включает в себя 18 заданий, на ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут). Участникам ВПР по физике разрешено пользоваться калькулятором.

Работа проверяет усвоение всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики.

Выполняя задания ВПР, одиннадцатиклассники должны продемонстрировать понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики, умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознания изученных явлений и процессов в окружающем мире. Также в рамках ВПР проверяется умение работать с текстовой информацией физического содержания.

Здесь проверяются следующие умения: группировать изученные понятия; находить определения физических величин или понятий; узнавать физическое явление по его описанию и выделять существенные свойства в описании физического явления; анализировать изменение физических величин в различных процессах; работать с физическими моделями; использовать физические законы для объяснения явлений и процессов; строить графики зависимости физических величин, характеризующие процесс по его описанию, и применять законы и формулы для расчёта величин.

В начале работы предлагается девять заданий, которые проверяют понимание выпускниками основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики.

Следующая группа из трёх заданий проверяет сформированность у выпускников методологических умений. Первое задание строится на основе фотографии измерительного прибора и оценивает снятие показаний с учётом заданной погрешности измерений. Второе задание проверяет умение анализировать данные опытов, представленные в виде графиков или таблиц. В третьем задании из данной группы предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.

Далее предлагается группа из трёх заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов. Первое задание предлагает выпускникам определить физическое явление, лежащие в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта).

Далее следуют два контекстных задания. В них предлагается описание какого-либо устройства или фрагмент из инструкции по использованию устройства. На основании имеющихся сведений выпускникам необходимо выделить явление (процесс), лежащее(-ий) в основе работы устройства, и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.

Последняя группа из трёх заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе выстраиваются, исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющихся знаний.

В пособии представлены 20 вариантов проверочных работ по физике для учащихся 7-х классов. Каждая проверочная работа содержит 10 заданий, которые охватывают все основные темы курса физики в 7-х классах общеобразовательных организаций. Ко всем заданиям даны ответы и подробная система оценивания их выполнения. Практикум необходим учащимся 7-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероcсийской проверочной работе.
Проверочная работа включает в себя 10 заданий, на выполнение которых отводится 1 урок (45 минут). Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом верный.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.

ВПР. Физика. 7 класс. Практикум. Иванова В.В.

Описание учебника

ВАРИАНТ 1
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова вода, время, диффу
зия, камень в соответствии со словами в левом столбике.

Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
Скорость движения автомобиля 60 км/ч. Какой путь он проедет за 10 мин? Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Ёмкость бензобака мотоцикла 16 литров, плотность бензина 710 кг/м3. Найдите массу бензина, заполняющего бензобак. Запишите формулу и сделайте расчёты. 1 л = 0,001 м3.
Ответ:

НАЗВАНИЕ СИЛЫ А) Сила упругости Б) Сила трения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
2) Возникает при движении одного тела по поверхности другого
3) Действует на опору или растягивает подвес
4) Возникает при деформации тела Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

1) Давление измеряется в паскалях.
2) Атмосферное давление измеряется динамометром.
3) Давление жидкости на дно и стенки сосуда обратно пропорционально плотности жидкости и высоте столба жидкости.
4) Гидравлический пресс - это машина, которая даёт выигрыш в силе.
5) В сообщающихся сосудах уровень жидкости всегда одинаков.
Ответ:
Архимедова сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, оказалась меньше силы тяжести. Что произойдёт с телом?
Ответ:_
На рисунке изображён падающий мяч. Изобразите на данном рисунке силу тяжести, действующую на мяч.
Груз удерживают в равновесии с помощью блока, изображённого на рисунке, действуя силой F = 8 Н. Чему равен вес груза?
Ответ:
Спортсмен бросает мяч массой 0,45 кг (см. рис.). Чему равна кинетическая энергия мяча? 10 м/с

Ответ:
ВАРИАНТ 2
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова и словосочетания сила, стекло, спуск парашютиста, шкаф в соответствии со словами в левом столбике.
Физическое тело
Вещество
Физическая величина
Физическое явление
Внимательно рассмотрите рисунок. Запишите цену деления и показание прибора.
Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
С какой скоростью двигался мотоцикл, если за 20 минут он проехал 15 километров? Ответ выразите в км/ч. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
В стакан можно налить 200 граммов воды. Найдите вместимость этого стакана, если плотность воды 1 г/см3. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Установите соответствие между названием силы и её определением.
НАЗВАНИЕ СИЛЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) Вес тела 1) Возникает при движении одного тела по
Б) Сила тяжести поверхности другого

3) Возникает при деформации тела
4) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
Давление твёрдого тела - это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Давление жидкости на дно и стенки сосуда прямо пропорционально плотности жидкости и обратно пропорционально высоте столба жидкости.
Примером сообщающихся сосудов являются шлюзы. Атмосферное давление увеличивается с высотой.
Гидравлический пресс представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг точки опоры.
Ответ:
Воздушный шарик наполнили гелием. Архимедова сила, действующая на шарик, оказалась больше силы тяжести. Что произойдёт с шариком?
Ответ:
На рисунке изображён брусок, скользящий по поверхности стола. Изобразите на данном рисунке силу тяжести, действующую на брусок.
На рисунке изображён рычаг. Сила Fx = 20 Н, сила F2 = 40 силы 1г = 4 дм. Найдите длину плеча силы 12. Масса рычага жимо мала. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Яблоко массой 150 г висит на ветке яблони (см. рис.). Чему равна потенциальная энергия яблока?
Запишите формулы и сделайте расчёты. Ответ выразите в джоулях.
Ответ:
X
ВАРИАНТ 3
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова и словосочетания воздух, движение скейтборда, объём, брусок в соответствии со словами в левом столбике.
Физическое тело
Вещество
Физическая величина
Физическое явление
Внимательно рассмотрите рисунок. Запишите цену деления и показание прибора.
Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
Скорость движения автобуса 50 км/ч. Какой путь он проедет за 90 мин? Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Серебряное кольцо имеет массу 5,25 г и объём 0,5 см3. Найдите плотность серебра в г/см3. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
1 5 1 Установите соответствие между названием силы и её определением.
НАЗВАНИЕ СИЛЫ А) Сила упругости Б) Сила тяжести
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Возникает при деформации тела
2) Действует на опору или растягивает подвес
3) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
4) Возникает при движении одного тела по поверхности другого
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Давление, производимое на деревянный брусок положенной сверху гирей, передаётся по всем направлениям без изменения.
2) Атмосферное давление измеряется мензуркой.
3) В сообщающихся сосудах высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
4) Согласно закону Паскаля давление, производимое на жидкость или газ, передаётся с увеличением величины давления в каждую точку жидкости или газа.
5) Действие гидравлического пресса основано на законе Паскаля.
Ответ:
Игрушечный кораблик плавает в бассейне. На него положили небольшой груз. Что произойдёт с корабликом?

ВПР. Физика. 7 класс. Практикум.

ВПР. Физика. 11 класс

Всероссийская проверочная работа по ФИЗИКЕ

ОПИСАНИЕ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

ПО ФИЗИКЕ

11 класс

подготовлено Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по физике определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

На основании ФК ГОС по физике базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень способов деятельности, выносимых на итоговую проверку (см. Приложение).

Структура проверочной работы отражает необходимость проверки всех основных требований к уровню подготовки выпускников по курсу физики базового уровня. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. Отбор содержания курса физики для ВПР осуществляется с учетом общекультурной и мировоззренческой значимости элементов содержания и их роли в общеобразовательной подготовке выпускников.

В начале работы предлагается 10 заданий, которые проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики. Эта группа заданий проверяет умения различать изученный понятийный аппарат и применять величины и законы для описания и объяснения явлений и процессов. Здесь 3 задания построены на содержании механики; 2 задания – на содержании молекулярной физики; 3 задания – на содержании электродинамики и 1 задание – на материале квантовой физики.

Следующая группа из двух заданий проверяет сформированность методологических умений. Первое задание строится на основе фотографии измерительного прибора и оценивает снятие показаний с учетом заданной погрешности измерений. Во втором задании предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.

Далее предлагается группа из трех заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознавать изученные явления и процессы в окружающем мире. Первое задание имеет комплексный характер и предлагает учащимся либо определить физическое явление, которое проявляется в различных процессах из окружающей жизни, либо определить физическое явление, лежащее в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта). Далее идут два контекстных задания. Здесь предлагается описание какого-либо устройства (как правило, это устройства, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни). На основании имеющихся сведений учащимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.

Последняя группа из трех заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе подобраны, исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение

и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющегося запаса знаний.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант ВПР содержит 18 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В работу включено 13 заданий, ответы к которым представлены в виде последовательности цифр, символов, букв, слова или нескольких слов. В работе содержится 5 заданий с развернутым ответом, которые различаются объемом полного верного ответа – от нескольких слов (например, при заполнении таблицы) до трех-четырех предложений (например, при описании плана проведения опыта).

При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают в себя элементы содержания из разных разделов, задания 15–18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относиться сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики

Раздел курса физики

Количество заданий

Механика

Молекулярная физика

Электродинамика

Квантовая физика

ВПР разрабатывается исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел

Объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, проводить опыты по

исследованию изученных явлений и процессов

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 26

Повышенный

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 2, 4–7, 9–11, 13–17 считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом.

Выполнение каждого из заданий 4–7, 9–11, 14, 16 и 17 оценивается 1 баллом.

Выполнение каждого из заданий 2, 13 и 15 оценивается 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.

Выполнение каждого из заданий с развернутым ответом 1, 3, 8, 12 и 18 оценивается с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

6. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).

7. Условия выполнения работы

Ответы на задания всероссийской проверочной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описаны правила записи ответов к заданиям.

8. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении ВПР по физике используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).

9. Обобщенный план варианта ВПР по ФИЗИКЕ

Коды ЭС (элементов содержания) представлены в соответствии с разделом 1, а коды требований – в соответствии с разделом 2 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по ФИЗИКЕ (см. Приложение).

Уровни сложности заданий: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Проверяемые умения/элементы содержания

Коды требований

Уровень сложности задания

Максимальный

балл за выполнение задания

Задания 1–9. Понимание смысла понятий, величин, законов. Объяснение явлений

Группировка понятий (физические явления, физические величины, единицы измерения величин, измерительные приборы)

Интерпретация данных, представленных в виде графика / Кинематика

Понимание смысла законов и

принципов / Динамика

Определение изменения величин в физических процессах / Законы сохранения в механике

Описание процессов при помощи физических величин / Молекулярная физика

Распознавание характеристик изученных объектов и процессов / Молекулярная физика

Применение законов и формул для объяснения явлений / Электростатика

Применение формулы для расчета физической величины / Постоянный ток, магнитное поле

Распознавание характеристик изученных объектов и процессов / Электромагнитная индукция, электромагнитные волны

Использование моделей при решении задач / Квантовая физика

Задания 11 и 12. Методы научного познания: наблюдения и опыты

Определение показания приборов/ Мензурка, динамометр, барометр, амперметр, вольтметр

Планирование исследования по заданной гипотезе

Задания 13–15. Устройство и принцип действия технических объектов, физические явления в окружающей жизни

Распознавание примеров использования физических явлений и процессов в технике и проявления их в окружающей жизни

Определение физических явлений и процессов, лежащих в основе принципа действия технического устройства (прибора)

Объяснение характера использования технического устройства (прибора), в том числе и правил его безопасного использования

Задания 16–18. Работа с текстом физического содержания

Выделение информации, представленной в явном виде, сопоставление информации из разных частей текста, в таблицах или графиках

Выводы и интерпретация информации

Применение информации из текста и имеющихся знаний

Всего заданий – 18 ; из них по уровню сложности: Б – 14 ; П – 4 .

Максимальный балл за работу – 26 баллов .

Общее время выполнения работы – 90 мин .

В Приложении приведен кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по физике.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кодификатор

Элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по ФИЗИКЕ

Кодификатор элементов содержания по физике и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организацийсоставлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых заданиями всероссийской проверочной работе по физике

руемого эле-

ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научные методы познания окружающего мира

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы

МЕХАНИКА

Механическое движение и его виды. Равномерное прямолинейное движение

Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение

Законы динамики: первый закон Ньютона, принцип суперпозиции сил, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона

Всемирное тяготение, закон всемирного тяготения

Законы сохранения в механике: закон изменения и сохранения импульса

Законы сохранения в механике: кинетическая энергия, потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести, закон изменения и сохранения механической энергии

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества

Давление газа

Уравнение состояния идеального газа

Строение и свойства жидкостей и твердых тел

Первый закон термодинамики

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда

Электрическое поле

Электрический ток

Магнитное поле тока

Явление электромагнитной индукции

Электромагнитные волны. Волновые свойства света

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ

Фотоэффект. Фотон

Квантовые постулаты Бора

Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра

Ядерные реакции. Ядерная энергетика

Солнечная система

Звезды и источники их энергии

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется заданиями всероссийской проверочной работы по физике

Код требования

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать:

смысл физических понятий

смысл физических величин

смысл физических законов

Уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел

объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных

проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды

ФИЗИКА

11 КЛАСС

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ФИЗИКА

11 КЛАСС

ОБРАЗЕЦ

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Наименование

Обозначение

Множитель

Константы

ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с 2

гравитационная постоянная

G = 6,7·10 –11 Н·м 2 /кг 2

универсальная газовая постоянная

R = 8,31 Дж/(моль·К)

скорость света в вакууме

с = 3·10 8 м/с

коэффициент пропорциональности в законе Кулона

k = 9·10 9 Н·м 2 /Кл 2

модуль заряда электрона

(элементарный электрический заряд)

e = 1,6·10 –19 Кл

постоянная Планка

h = 6,6·10 –34 Дж·с

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики. объем, диффузия, сила тока, магнитная индукция, кипение, преломление света

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.

    Первые 10 мин. автомобиль движется равномерно, а следующие 10 мин. стоит на месте.

    Первые 10 мин. автомобиль движется равноускоренно, а следующие 10 мин. – равномерно.

    Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.

    Через 30 мин. автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.

    Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 3 м/с 2 .

Человек пытается передвинуть пианино вдоль стены. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на пианино, и направление его ускорения, если инструмент удалось сдвинуть с места.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается увеличивается не изменяется Слова в ответе могут повторяться.

С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки

_____________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ____________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ______________________.

Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 С, 80 С, 60 С, 40 С. Какой из брусков имеет температуру 60 С?

Ответ: брусок ______________

В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.

    Воздух в пакете расширяется.

    Воздух в пакете сжимается.

    Температура воздуха понижается.

    Температура воздуха повышается.

    Давление воздуха в пакете остается неизменным. 6) Давление воздуха в пакете повышается.

Ответ: _____________

На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?

А Б

Показания электрометра А: _____

Показания электрометра Б: _____

В паспорте электрического фена написано, что мощность его двигателя составляет 1,2 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи фена при включении его в розетку.

Запишите формулы и сделайте расчёты.

Ответ: _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

    рентгеновское излучение

    инфракрасное излучение

    видимое излучение

Ответ: ____ → ____ → _____

На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп урана испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия

2 He и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа

232,038 Торий

Протактиний

Нептуний

Плутоний

Америций

Ответ: _____________________

С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в кПа (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.


Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

Ответ: ____________________________________

Вам необходимо исследовать, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза. Имеется следующее оборудование:

    секундомер электронный;

    набор из трёх пружин разной жесткости;

    набор из пяти грузов по 100 г;  штатив с муфтой и лапкой.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

    Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

    Опишите порядок действий при проведении исследования.

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.


Б) При чистке одежды волосяной щеткой к ней прилипают ворсинки.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

    электризация тела при трении

    электризация тела через влияние

    намагничивание вещества в магнитном поле

    взаимодействие постоянного магнита с магнитным полем Земли

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 23