Имя прилагательное. II
Тема урока : Качественные имена прилагательные.
Цель: создать условия для объяснения новой темы.
Задачи:
- учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним;
- развивать умение образовывать прилагательные с приставкой не -. с суффиксами – оват-, -еват-, -оньк-, - еньк-, развитие орфографической зоркости; формирование речевой компетенции учащихся; воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма.
Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point. (Приложение 1 )
Ход урока
I. Организационный момент
Какое время года сейчас? (Весна)
Слайд 1
Весна, весна!
Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы
II. Каллиграфическая минутка
Запишем слово весна три раза. Подчеркните понравившиеся элементы.
III. Работа в парах
Звуко-буквенный анализ слова «весна»
Слайд 2
Что значит работать в паре?
- думаю сам
- обсуждаю с товарищем
- говорю классу
Слайд 3
Вес-на", [висна]
в-[в] – согласный, парный мягкий, парный звонкий
е-[и] – гласный, безударный
с-[с] – согласный, парный твердый, парный глухой
н-[н] – согласный, парный твердый, звонкий
а-[а] – гласный, ударный
5 букв, 5 звуков
IV. Сообщение темы урока
Какое настроение бывает у людей весной и почему?
(Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящим явлением и радуются солнцу, теплу и свету.)
Слайд 4
Какое у вас сегодня настроение? Я, думаю, что вы, будучи в хорошем настроении, прекрасно справитесь со всеми последующими заданиями, продолжим знакомство с качественными прилагательными.
Слайд 5
Тема урока: «Качественные прилагательные»
V. Актуализация знаний
1) Какая погода может быть весной? Подберите прилагательные.
Погода - теплая, солнечная, ласковая, дождливая, удивительная, чудесная.
Можно ли назвать эти прилагательные качественными? Проверьте.
2) Спиши понравившуюся пословицу:
Слайд 6
Весна да осень – на дню погод восемь.
У природы нет плохой погоды.
Объясните пословицы.
- Являются ли качественными имена прилагательные?
VI. Работа над новым материалом
Слайд 7
1. Образуйте от имен существительных имена прилагательные, определите их род.
Слайд 8
Замок из железа – (железный)- м.р
Сила медведя – (медвежья) – ж.р
Что вы можете сказать о них?
2. Создание проблемной ситуации:
Костя сказал, что прилагательное «железный» - качественное, так как железо прочнее дерева или стекла. Прилагательное «медвежий» - тоже качественное, так как медведь сильнее лисы или волка. Прав ли Костя? (Мнения учащихся)
Почему ошибся Костя? (Данные прилагательные не называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, значит, они не качественные или эти прилагательные не имеют степени сравнения.)
Какую информацию из прошлого урока он неправильно понял?
Подставим для проверки слова: более, менее, самый. Нельзя употреблять «самый медвежий» или «самый железный»)
3. Подбор прилагательных антонимов
Работа в парах
а) Вспомните, какие слова называются антонимами? (Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называют антонимами.)
Слайд 9
Минус – плюс, огонь- вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
(В.А.Синицын)
б) Упражнение 1
Задание: выпишите парами антонимы
(маленький – большой
Толстый – худой
Низкий – высокий
Узкий – широкий)
Являются ли эти прилагательные качественными? (Учащиеся подбирают одну из форм степени.)
Какой же вывод можно сделать?
Вывод : качественные прилагательные могут иметь антонимические пары.
4. Образование прилагательных с приставкой не – и суффиксами –оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-.
Сладковатый, синеватый, трудноватый.
Какой признак называют имена прилагательные с данными суффиксами? (Признак, выраженный не полностью, не в полном объеме)
Подберите примеры прилагательных с оньк, еньк?
Какой признак называют эти прилагательные? (Признак, выраженный уменьшительно-ласкательным значением.)
Сможете ли вы образовать при помощи этих суффиксов прилагательные от слов: железный, стеклянный, телефонный, бумажный? Почему?
От прилагательных типа железный (со значением признака предметности) при помощи суффиксов оват, еват и оньк, еньк нельзя образовать новые слова(«железноватый», « стеклянненький» и т.п.)
Слайд 10
Но, вспомните сказку А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Главный герой сказки говорит о себе: « Я такой несчастненький, такой деревянненький».
Подобные формы не являются нормой, позволяя ярче передать чувства Буратино, подчеркивают и его неграмотность.
Вывод: от качественных прилагательных могут образовываться новые слова с суффиксами –оват-, -еват- и –оньк-,-еньк-.
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5. Закрепление нового материала
1) Фронтальная работа по учебнику
Упражнение 3
Выписать только качественные прилагательные
От качественных прилагательных могут образовываться прилагательные с приставкой не.
Приведите примеры образования качественных прилагательных с приставкой не.
2) Самостоятельная работа
Упражнение 2.
Самопроверка
Слайд 11
6. Итог урока
Как определить, какие прилагательные относятся к качественным?
7. Рефлексия
Я испытывал затруднения, когда….
Я обращусь за помощью к …..
Я работал с….настроением.
Я…..доволен собой.
(Ответы детей.)
Молодцы! Урок окончен.
Разряды прилагательных
Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных:
Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы . Полная форма изменяется по падежам, числам и родам. Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам . Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые . Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, рад, должен, надобен. Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами , обозначающие высокую степень признака , и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл). Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы . Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий.
- относительные
(отвечают на вопрос «какой?»)
- относительные прилагательные не имеют степеней; обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временны́е признаки предмета: дерево - деревянный , январь - январский , мороз - морозный ;
- большинство относительных прилагательных не сочетается с наречием «очень»;
Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени . Относительные прилагательные не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов . Относительные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).
- притяжательные - отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо живому или лицу (отцовский , сестрин , лисий ).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам , числам и родам (в единственном числе).
Чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.
Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).
Согласование имён прилагательных с именами существительными
Имена прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.
- Пример: прилагательное «синий»
- синий (Ед.ч. , м.р. , Им.п.) дом (Ед.ч., м.р., Им.п.)
- синее (Ед.ч., ср.р., Им.п.) небо (Ед.ч., ср.р., Им.п.).
Склонение имён прилагательных.
Род, падеж и число прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся в постпозиции по отношению к существительному, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: красный пиджак, пиджаки беж .
- твёрдый: красный , красного , красному
- мягкий: синий , синего , синему
- смешанный: большой , большого , большим .
Склонение имён прилагательных включает в себя изменение по числам, а в единственном числе - и по падежам и родам.
Форма прилагательного зависит от существительного, к которому прилагательное относится и с которым согласуется в роде, числе и падеже.
Краткие прилагательные изменяются только по родам и числам.
Формы мужского и среднего рода различаются в именительном и винительном падежах, в остальных формах совпадают.
Различаются формы винительного падежа прилагательных в единственном числа мужского рода и во множественном числе, относящихся к одушевлённым и неодушевлённым существительным:
- В.п. = И.п. при неодушевлённых существительных:
- «Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам» (А. Пушкин);
- В.п. = Р.п. при одушевлённых существительных:
- «Маша не обратила внимания на молодого француза» (А. Пушкин);
- «И славить вечно вся земля должна простых людей, которым за победы я б звёзды перелил на ордена» (В. Сысоев).
Прилагательные мужского рода на -ой склоняются так же, как и на -ый , но всегда имеют ударное окончание: серый , молодо́й - серого , молодо́го - серому , молодо́му - о сером , о молодо́м .
Буквенное обозначение окончаний прилагательных в ряде случаев резко расходится со звуковым составом: бел-ого - бел[ъвъ] , летн-его - летн[ьвъ] .
Склонение качественных и относительных прилагательных:
- твёрдое склонение;
- мягкое склонение;
- смешанное склонение.
Твёрдое склонение имён прилагательных
По твёрдому типу склоняются имена прилагательные с основой на твёрдый согласный, кроме Г, К, Х, Ц и шипящих: худой, белый, прямой, родной, нудный, глупый, серый, лысый, крутой, сытый.
Образование прилагательных
Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото - болотн ый. Прилагательные также могут образовываться приставочным: не большой, и приставочно-суффиксальным способами: под водн ый. Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льн осемяочист ительный. Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .
Морфологический разбор имени прилагательного
- Общее грамматическое значение.
- Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий ).
- Постоянные признаки: разряд.
- Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий - употреблён в полной форме, единственном числе)
- синтаксическая роль - определение
Переход в другие части речи
Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой ).
Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный .
Особенности прилагательных в других языках
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :- Имя существительное
- Уральский автомобильный завод
Смотреть что такое "Имя прилагательное" в других словарях:
имя прилагательное - сущ., кол во синонимов: 1 прилагательное (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Имя прилагательное - см. Прилагательное … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
имя прилагательное - Часть речи, характеризующаяся; а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак); б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак); в) употреблением в предложении в функции… … Словарь лингвистических терминов
Прилагательное - Имя прилагательное часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой»/«чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, числам и лицам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают… … Википедия
Имя числительное - Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на три лексико грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать,… … Википедия
Имя существительное в русском языке - является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные,… … Толковый словарь Ожегова
прилагательное - сущ., кол во синонимов: 2 имя прилагательное (1) слово (72) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.
Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз - - морфема со значением высокой степени качества (раз удалый , рас прекрасный ) или со значением разъединения (раз вести , рас тащить ).
Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы. В этой работе мы хотим остановиться на префиксах.
Префикс
Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.
С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи:
- автор - со автор
- носить - вы носить
- вне - из вне
Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных и наречий.
Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее, они могут быть и формообразующими:
- делать - с делать
- бледнеть - по бледнеть
- слепнуть - о слепнуть
Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со - , выражающая значение «совместимости», возможна в составе
- - существительных:
- со товарищ
- со участник
- - глаголов:
- со существовать
- со переживать
- - прилагательных:
- со звучный
- со предельный
Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у бежать , при бежать , по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать .
Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре отлично и прилагательное пре симпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный , но приставка пре - придаёт значению данных признаков оттенок высшей степени качества.
Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для соединение с приставками не столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные присоединением приставки:
- частица - анти частица
- раздел - под раздел
- экспресс - супер экспресс
Однако число таких слов, в сравнении с существительными, не включающими приставок, не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень:
- плут - архи плут
- кубок - супер кубок
или указания временного характера:
- язык - пра язык
- память - пра память
- история - пред ыстория
- человек - до человек
Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова: Анти демократИчный , прОтиво воздУшный , прОтиво пожАрный , сО нанимАтель , внутрИ клЕточный , Анти нейтралитЕт .
Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со - со значением совместимости в безударных слогах слова может сохранять [о ], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ ] или [а ]: со наниматель , со опекун , со руководители .
Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.
Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия:
- в ходить - вы ходить
- при ходить - у ходить
- под ходить - от ходить
- за петь , при открыть , под водный , на земный .
Приставка без - указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: без земельный , бес помощный , бес шумно , а приставка не - , присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: не приятель (враг), не весёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.
Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях, например, приставка за - указывает:
- на распространение действия дальше определённого предела: за летел за черту ;
- на доведение действия до крайней степени: за кормить , за хвалить ;
- на попутное действие: за йти к товарищу ;
- на начало действия: за петь , за плясать .
Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в - , на - , за - , другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например:
- па - :
- па водок
- па сынок
- па дчерица
- пра - :
- пра дед
- пра бабушка
- су - :
- су мрак
- су глинок
Приставки имён существительных
В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не - входит в состав ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки: не слух , не верье , не приязнь , частью существующих самостоятельно: не приятель , не друг , не погода , не счастье , не воля .
Приставка о - (об - ) в отглагольных образованиях служит для обозначения остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в результате действия: об мылок , о курок , об мерок , об носки , об рывок , о пилки .
Приставка между - , не употребляемая с глаголами, обозначает пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: между речье , между рядье , между путье .
Приставка пере - называет предмет в окружении инородной среды, иногда являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета: пере шеек , пере лесок , пере носица .
Приставка про - имеет значение близкое к приставке пере - и сходное с глагольной приставкой про - , обозначающей движение внутрь и насквозь: про жилка , про слойка , про стенок , про сёлок .
Приставка за - указывает положение по другую сторону предмета: за речье , за горье , за болотье , за мостье .
Приставка пред - указывает на положение впереди предмета: пред мостье , пред горье , пред плечье , пред грозье , пред зимье .
Приставка при - обозначает нахождение вблизи предмета: при морье , при город , при весок , при пёк .
Приставка под - обозначает нахождение ниже предмета: под бородок , под лесок , под оконник , под рамник , под ножие .
Приставка по - означает местность, расположенную на поверхности и в пределах чего-либо: по бережье , По волжье , По днепровье .
Приставка на - указывает на положение на поверхности предмета: на ушник , на плечник , на рукавник , на брюшник , на конечник , на горье .
Приставки имён прилагательных
Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок употребляется для образования , другая группа - для образования .
Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.
Так, приставка пре - (старославянского происхождения) близка по значению к очень , чрезвычайно и в новых образованиях нередко создаёт оттенок разговорной речи: пре забавный , пре милый , пре весёлый , пре усердный , пре хитрый , пре жирный , пре восходный , пре красный .
Приставка наи - , присоединяемая к превосходной степени, выражает экспрессивное усиление и придаёт слову несколько архаический, книжный характер: наи главнейший , наи кратчайший , наи добрейший .
Приставка раз - по значению аналогична приставке пре - , но свойственна разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования связаны с народно-поэтическими произведениями: раз весёлый , раз несчастный , раз любезный , раз ухабистый .
Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.
Приставка без - указывает на признак, заключающийся в отсутствии известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых частей растений и предметов: без рукий , без ногий , бес палый , без усый , без бородый , без зубый , без волосый .
Приставка не - в отличие от частицы не, выражающей только отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки: не смелый (робкий) - смелый , не большой (маленький) - большой , не редкий (частый), не хороший (плохой), не трудный (лёгкий).
Приставка а - (греческая), употребляемая в словах греческого и латинского происхождения, близка по значению к приставкам без - , не - : а моральный , а логичный , а ритмичный , а симметричный . Приставка а - не является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими бесприставочными прилагательными (а моральный - моральный ) в отдельных случаях отчётливо выделяется.
Сложная приставка небез - (небес - ), представляющая сочетание приставок не - и без - , выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небез вредный , небес полезный , небез ызвестный .
Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп, в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами, сюда относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на - , над - , под - , при - , внутри - .
Приставка на - указывает на положение на поверхности: на стольный , на земный , на горный , на тельный , на грудный , на брюшный .
Приставка на д- указывает на положение выше предмета: над бровный , над земный , над ворный , над звездный , над гробный .
Приставка под - указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом приставки над - , иногда на - : под водный , под земный , под кожный , под горный .
Приставка при - обозначает положение вблизи предмета, связь с ним: при морский , при речный , при дорожный , при усадебный .
Приставка вне - указывает на положение за пределами чего-либо, нередко употребляется с непространственным значением: вне европейский , вне служебный , вне школьный .
К приставкам, обозначающим время, относятся до - , пред - , по - , после - .
Приставка до - указывает на предшествующее время по отношению к известному событию, эпохе, периоду времени: до революционный , до военный .
Приставка пред - на ближайшее предшествующее время и этим отличается от до - : пред революционный , пред октябрьский , пред военный , пред выборный .
Приставка по - непродуктивная, она указывает на последующее время и является антонимом приставки до - : по реформенный , по смертный .
Приставка после - однозначна с по - и является продуктивной: после военный , после октябрьский , после операционный .
Приставка интер - (латинская), синонимична приставке между - : интер национальный , интер вокальный .
Приставка противо - указывает на назначение для уничтожения чего-либо, для борьбы с чем-либо: противо военный , противо алкогольный .
Приставка анти - (греческая) обозначает «враждебный чему-либо, направленный против чего-либо», а также «лишённый чего-нибудь»: анти фашистский , анти народный .
Глагольные приставки
Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: в нести в дом , под ложить под тарелку , ото йти от доски . Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: в нести улучшения в конструкцию станка , ото йти от буквы закона . Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение , которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.
Приставки обычно имеют разветвлённые значения, причём в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других - значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.
Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве, они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путём указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчётливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.
В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют четкое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий: вы бросить - бросить . Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей -ся , рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.
Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким (без или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре примеры будут приводиться с управляемыми словами.
Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава, они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать - про дать , быть - при быть , с быть , за быть . Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.
Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами , примерами их могут служить производные глаголы:
- а). снять , поднять , принять ;
- б). сказать , приказать , отказать , заказать ;
- в). сложить , подложить , заложить , отложить ;
- г). привыкать , отвыкать , свыкаться .
Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и их морфологический состав нередко затемнён, отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять , занять , отнять ), только в редких случаях приставки сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемнённым значением приставок.
Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: в нести - вы нести , при ставить - от ставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления.
Приставка в - (во - ) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в , бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать - в ъехать в город , нести - в нести в столовую , клеить - в клеить страницу в книгу .
Приставка вы - имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу», в этих случаях вы - выступает как антоним приставки в - - обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из , с : ехать - вы ехать из города , нести - вы нести из столовой , вы лить из бутылки , вы тащить из воды , вы грузить из машины .
Исходным значением приставки за - является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет. В этих случаях глагол управляет винительным падежом с предлогом за : ехать - за ехать за дом , идти - за йти за гору .
Приставка из - только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из : гнать - из гнать из страны , из влекать из глаза .
Приставка от - выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от : ехать - от ъехать от села , лететь - от лететь от аэродрома .
Приставка под - обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у ) под предмет. В этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под: ставить - под ставить под машинку , ехать - под ъехать под мост .
Приставка у - имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия. Удаление чётко выражается у глаголов движения, исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от , из , с : у ехать с Кавказа , у йти из театра , у плыть от берега , у течь из ведра .
Приставка на - указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь, с его поверхностью, в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на : ехать - на ехать на тумбу , на лететь на столб .
Приставка с - , с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой - встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно чётко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с : с ъехать с горы , с бросить с крыши .
К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: со гнать с ковра , с махнуть пыль .
Сложная приставка недо - имеет значение неполноты действия, она противопоставляется приставке пере - : недо работать (пере работать ), недо выполнить (пере выполнить ).
Сложная приставка обез - (обес - ) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обез людеть , обез оружить , обез главить , обес силеть , обес ценить .
Приставки наречий
Также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.
Приставка по - и суффикс –и - образуют наречия: по -отцовски , по -братски , по -чешски , по -птичьи , по -лисьи .
Приставка по - и суффикс –ому - (-ему - ) образуют наречия от относительных, качественных прилагательных и местоимений: по -летнему , по -зимнему , по -богатому , по -новому .
Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда - на всегда , ныне - от ныне , завтра - после завтра .