Общий род в русском языке. Общий род существительных в русском языке: определение, примеры

Урок № ________

Тема: « Имена существительные общего рода»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных.

Задачи: предметные: сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте; начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода;

метапредметные : развивать связную речь, логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового.

личностные : создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), воспитать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.

Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

    Орфографическая разминка

Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.

Объясняют выбор приставки.

Задание : записать по памяти все разносклоняемые существительные.

Двое работают у доски.

    Языковая разминка.

Задание : записать предложения, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного.

    Мотивация УД.

Вопросы:

1.Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.

2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда.

3.Определите, какого рода данные существительные (тихоня, непоседа ).

Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.

Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации ).

Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа”

4.Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта)

Ученики определяют

тихоня – женский род

непоседа – мужской род

Учитель меняет местами имена собственные и получается

Лена – непоседа”, “Вася – тихоня”

5. А так можно сказать?

6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных.

Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров ?

Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке ? (побуждение к формулированию проблемы)

ДА!

Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

    Работа над темой.

Формулируется определение “общий род”.

В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

Работа с учебником §32, стр. 124

Изучение материала учебника (коллективная работа).

Задание: записать слова в два столбика:

1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека

2 столбик – другие существительные общего рода

1 вариант : задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка.

2 вариант : сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка.

Какая группа получилась больше?

Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.

Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”

В первом столбике слов больше. Скорее всего - это разговорный стиль, реже художественный.

    Физкультминутка (Делают разминку под чтение стихотворения)

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», «мама», «дом», «трава» - за окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем, чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили.

    Закрепление материала.

Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.

На доске представлены предложения:

Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.

1.Найдем в предложении существительные общего рода.

2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.

2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.

3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.

3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.

Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.

4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.

Например : 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.

2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.

3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.

Творческое задание . Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – свое отношение.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

Упр. 244, стр. 125

    Рефлексия.

Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?

Существительные общего рода.

Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.

Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.

    Домашнее задание. Оценивание.

§32, упр. 242.

Запись в дневник.

В конце урока игра “Наоборот”:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь: “низко”

Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь: “близко”

Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты: “храбрец”

Теперь “начало” я скажу. Ну, отвечай: “конец!”

Балда, бедняга, белоручка, бестия, болтушка, бродяга, бука, верзила, воротила, вруша, всезнайка, выжимала, выпивала, выскочка, вышибала, горемыка, громила, грязнуля, гулена, гуляка, деляга, добряга, дорогуша, доходяга, дубина, дурачина, дурында, дылда, егоза, жадина, жертва, забияка, заводила, задира, зазнайка, заика, замарашка, замухрышка, заноза, зануда, запевала, заправила, здоровила, зубрила, калека, капризуля, копуша, кривляка, кровопийца, кусака, кутила, лакомка, лгунишка, лежебока, ломака, мазила, малютка, молодчина, невежа, невежда, недотепа, недотрога, недоучка, непоседа, неряха, обдирала, обжора, паинька, писака, плакса, побирушка, подлиза, попрошайка, привереда, прилипала, приставала, прожига, пройдоха, простофиля, прощелыга, пустомеля, пьянчужка, работяга, разиня, растеряха, растрепа, рохля, самоучка, святоша, симпатяга, сирота, скряга, сладкоежка, сластена, соня, сорвиголова, стиляга, страшила, тараторка, тезка, тетеря, тихоня, торопыга, тупица, умница, уродина, ханжа, хапуга, хитрюга, шаромыга, шельма, ябеда.

Род несклоняемых имен существительных

Несклоняемые имена существительные обнаруживают свою родовую принадлежность синтаксически, в сочетаниях с поясняющими их словами: военный атташе, короткое интервью .

В современном литературном языке несклоняемые существительные составляют около 350 нарицательных имен, исключая обширную группу несклоняемых имен собственных, географических названий и сложносокращенных слов.

Род несклоняемых существительных связан с семантикой слова. Прежде всего, различаются одушевленные и неодушевленные существительные. У одушевленных существительных род определяется по биологическому полу называемых лиц или животных. Слова, называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению, свойствам характера и т.д., являются существительными мужского рода: атташе, буржуа, импресарио, кабальеро, конферансье, крупье, кюре, эфенди, янки .

Названия лиц женского пола относятся к женскому роду: инженю, леди, мадам, мадемуазель, миледи, мисс, миссис, пани, фрау, эмансипе .

Некоторые существительные, имеющие значение общего рода, могут употребляться и применительно к мужчине, и применительно к женщине: визави, инкогнито, протеже, ультра и др.

Слова, обозначающие животных, в словарях квалифицируются как слова мужского рода: динго, зебу, киви-киви, колибри, кенгуру, какаду, марабу, пони, фламинго, шимпанзе . Исключение составляют названия африканской мухи-цеце (ж.р.) и промысловой рыбы иваси (ж.р.).

В тексте или в устной речи, когда называется самка животного, у всех существительных, которые рекомендуются как слова мужского рода, согласование может идти и по женскому роду: кенгуру кормила детеныша , маленькую шимпанзе назвали Бетси.

Наименования неодушевленных предметов чаще всего относятся к существительным среднего рода. Отступления от этого общего правила и колебания в родовом оформлении наблюдаются прежде всего в тех случаях, когда несклоняемые слова тесно связаны с семантически близкими обобщающими словами. Иногда в этих случаях побеждает род обобщающего слова, хотя в целом на протяжении 19-20 в.в. действует тенденция к устранению колебаний в пользу вариантов среднего рода.

В современном литературном языке зарегистрированы следующие колебания и отклонения от нормы: авеню (ж.р. и ср.р.), авто (ср.р. и м.р.), виски (ср.р. и ж.р., редко – м.р.), джерси (ср.р. и м.р.).

Перечень существительных, в родовой принадлежности которых наблюдаются колебания:

Болеро (м.р. и ср.р.), гну (м.р. и ж.р.), динго (м.р. и ж.р.), джерси (м.р. и ср.р.), инкогнито (ср.р. и м.р. чаще), кофе (м.р. и ср.р. – разг.), манго «тропическое дерево» (м.р. и ср.р.), меццо-сопрано (ср.р. и ж.р. – разг.), па-де-де «вид парного танца» (ср.р. и м.р.), па-де-труа «вид балетного танца для троих» (ср.р. и м.р.), ралли (м.р. и ср.р.), салями (ж.р.), сопрано (ср.р. и м.р.).

    Существительные общего рода - это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода.

    Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.

    Примеры нарицательных имен существительных общего рода: сирота, грязнуля, тихоня, сирота. Можно сказать как несчастнЫЙ сирота, так и несчастнАЯ сирота.

    Примеры имен собственных общего рода - это имена Саша, Шура, Женя и другие, которые могут употребляться и по отношению к женщине, и по отношению к мужчине. Сюда же относятся иноязычные фамилии с окончанием на гласную (например: Моруа) и некоторые другие фамилии (например, с окончанием -ЫХ: Борзых).

    Род имн существительных в русском языке - это лексико-грамматическая категория, которая напрямую относится к совокупности слов мужского рода (телевизор), женского рода (антенна), среднего рода (солнышко) и так называемого общего рода (плакса, умница, егоза).

    Последняя группа слов включает в себя множество классических примеров, когда существительное внешне похоже на слово женского рода, однако может быть соотнесено и семантически согласовано со словами различных частей речи, имеющими формы любого из родов.

    Например .

    • Забияка Петя то и дело конфликтовал с одноклассниками.
    • Забияка Маша постоянно ругалась с соседями.
    • Солнце-забияка уже не давало спокойно лежать последнему снегу и проделывало в нм глубокие дырочки.

    Существительные общего рода - это такие слова, глядя на которые невозможно определить, к какому роду они относятся. Но можно говорить так, например:

    В первом контексте слово рва использовано как существительное мужского рода. А во втором контексте - как существительное женского рода. Вс зависит от смысла предложения и всего текста с включенным к него существительным общего рода:

    • Рва Зина плакала и плакала. Рва - она и есть рва.
    • Рва Костя плакал весь день напролт. Рва - он и есть рва.

    К существительным общего рода порой условно относят и некоторые универсальные имена собственные (Женя, Саша, Валя, Шура, Сима, Бондаренко, Крутых, Жердяй). В эту же группу можно ситуативно включить и ряд слов обозначающих профессии (он врач; она врач; он дворник, она дворник).

    Но следует учесть, что последние примеры (с профессиями) - далеко не классические и во многих случаях ошибочные. В словаре слово врач, например, будет значиться с пометой о принадлежности к мужскому роду. Так же и с дворником. Поэтому можно только сказать, что такие слова иногда принимают на себя некоторые функции существительных общего рода, при этом таковыми не являясь.

    Существительные общего рода в русском языке, это такие существительные, которые могут быть использованы как в мужском, так и в женском роде и как грамматически, так и по смыслу являются как существительным мужского, так и существительным женского рода (и среднего тоже). Например: умница, молодчина - эти слова являются существительными общего рода.

    В русском языке обычно существительные принадлежат к одному из трех родов: мужскому (город, юноша, подмастерье), женскому (матршка, девочка, няня) и среднему (озеро, перепутье, муми). Но среди существительных первого склонения с окончанием выделяют слова общего рода , которые имеют значение мужского или женского рода в зависимости от контекста:

    Растеряша Тома вечно ищет ручку. Растеряша Коля попросил у меня резинку.

    В первом примере слово растеряша имеет женский род, так как указано женское имя, во втором оно мужского рода.

    К словам общего рода традиционно относятся существительные: сирота, плакса, забияка, врунишка, неряха, лакомка, кривляка, запевала, чудила, зубрила, бродяга и пр.

    Общий род существительных обозначает, что в зависимости от соседних слов в предложении, подобные существительные могут становиться как мужского, так и женского или среднего рода не меняя при этом написания.

    К подобным словам можно отнести ряд существительных, к примеру, плакса, трудяга, Саша, Валя, врач, инкогнито, невежа и т.д. Таким образом, подобные существительные сразу видно невооружнным взглядом, поскольку невозможно сказать к какому роду конкретно они относятся.

    Пример использования существительных общего рода:

    Таких существительных в русском языке масса. В зависимости от контекста в предложении они могут быть то женского, то мужского рода. И пусть вас не смущает типично женское окончание а или его отсутствие в некоторых случаях.

    Примеры из профессий: врач, судья, повар, секретарь, бригадир, директор.

    Несклоняемые фамилии и сокращенные имена: Саша, Валя, Женя, Белых, Черненко, Сизых.

    Эмоционально окрашенные существительные, дающие некоторую характеристику человека: забияка, неряха, растяпа, работяга, умница, неумеха, недотепа, разиня, пройдоха, невежа.

    Также существуют неизменяемые слова, такие как: визави, инкогнито, протеже.

    Примеры существительных общего рода в русском языке:

    соня, нехочуха, задира, молодец, умница, умничка, неряха, подлиза, злюка, работяга, сирота, кроха, непоседа.

    Этими словами мы можем называть людей обоих полов:

    Катюшка соня. Павлик соня.

    Она неряха. Он неряха.

    Есть в русском языке такие существительные, которые не относятся ни к мужскому ни к женскому полу. Это существительные общего рода. К таким существительным относятся, например, такие слова, как молодец, задира, соня, сластена, невежда, невежда и другие

    В русском языке есть такое интересное понятие, как существительные общего рода .

    Это существительные, которые могут быть как в мужском роде, так и в женском роде - в зависимости от того, с объектом какого рода они ассоциированы.

    Данные существительные имеют 1 склонение - то есть оканчиваются на А и на Я.

    Они применяются для обозначения особенностей характера какого-либо существа.

    Например, грязнуля, воображуля, чистюля и т.д.

    Эти слова могут относится к любым живым существам, чь поведение можно как-то охарактеризовать - то есть к людям, животным...

    Примеры

    1) Маша у нас тихоня!

    Какой же ты у меня тихоня! - сказала мама своему сыну.

    2) У меня дочь - плакса! - пожаловался мой друг

    Иван, так ты, оказывается, плакса! - смеялись одноклассники над мальчиком.

    3) Катя, ну ты и соня! - сказала мама

    Вставай, соня! - будила внука бабушка.

    Под существительными общего рода в русском языке имеются ввиду те слова существительные, которые могут одинаково хорошо сочетаться со словами как мужского, так и женского рода. Можно сказать, это своего рода промежуточные слова. Пример: Ваня - соня; Таня - соня. СЛОВО СОНЯ.

    Также это такие слова как непоседа, тихоня, грязнуля, бродяга.

Этот класс составляют одушевленные существительные со значением лица. Этот термин и понятие общего рода ввел в грамматику впервые М.В.Ломоносов: «Некоторые имена, происходящие от глаголов: плакса, пьяница, ханжа суть рода общего». В большинстве своем это слова, являющиеся качественной характеристикой лица (чаще всего отрицательной): егоза, невежда, хохотушка, грязнуля, болтушка, жадюга, жадина, кривляка, зубрила, забулдыга, гулена, пройдоха и т.д.; это экспрессивно окрашенные слова.

Слова общего рода имеют обязательно окончание -а/-я. Подобные существительные обозначают лиц как мужского, так и женского пола, т.е. их род зависит от конкретной семантики слова. Все зависимые от этих существительных слова согласуются в роде по семантике: наш неряха – наша неряха, мой хвастунишка – моя хвастунишка.

В состав слов общего рода входит и небольшая группа уменьшительных имен: Женя, Валя, Шура, Саша.

Особую группу составляют фамилии типа Гюго, Золя, Шевченко, Белых, Чавчавадзе.

От слов общего рода следует отличать слова типа змея, пила шляпа, лиса и др., которые в синтаксической обусловленности употребляются для названия экспрессивной характеристики. Такие слова, обозначая лиц как мужского, так и женского пола, свой род не меняют, и в речи все зависимые от них слова согласуются с ними формально, а не по смыслу, как слова общего рода. Ср.: круглый сирота – круглая сирота. Но: Черная жемчужина была удалена с поля (о футболисте Пеле) (Из газет).

Также в русском языке существуют слова с немаркированным значением рода. Это такие слова, которые указывают и на мужской, и на женский пол. Например, в классе слов мужского рода есть группа существительных, которые могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола: учитель, философ, профессор, инженер, начальник, доктор, врач и т.д. Эта группа большая и продуктивная, в неё входят прежде всего существительные со значением лица по профессии, роду занятий.

В ряде случаев от таких слов образуются корреляты (коррелят – член пары взаимно обусловленных, соотносительных языковых единиц) женского рода, но в такой паре слово мужского рода выступает как общее название лица по специальности, без указания на его пол: учитель – учительница.

Коррелят женского рода к таким существительным может быть нейтральным стилистически (учительница ), но может быть стилистически сниженным (начальница – разговорное, врачиха - просторечное). В речевой практике род таких существительных выражается синтаксически: Врач пришел – Врач пришла.

Другая группа слов с немаркированным значением - это существительные, обозначающие животных, рыб, птиц, насекомых. Сюда относятся существительные мужского рода комар, соболь, дрозд, карп и т. д.;существительные женского рода курица, щука, кукушка, муха и т.д.

Особую группу среди имен существительных составляют так называемые слова общего рода. Грамматическое своеобразие их заключается в том, что род этих существительных меняется в зависимости от пола обозначаемого ими лица (а значит, меняется и род согласующихся с ними слов). Например: "- Петр Алексеевич у нас запевала - и какой!" (Тург.); и: "Не успел он договорить, как запевала заиграла другую песню, и девки потянули друг дружку" (Л.Т); "В детстве я был большой рева" (Верес.); и: "Удивительно, как сильно может измениться человек - чумазая, лохматая рева стала видной, умной девушкой" (А.Кожевн.).

К словам общего рода относятся:

1) собственные несклоняемые существительные - иноязычные фамилии на гласную (Моруа, Депардье, Савари), иноязычные по происхождению фамилии на согласную (Саган, Книпович), а также русские, славянские фамилии на -о (Нестеренко, Дурново, Живаго) и на -ых/-их (Борзых, Чутких);

2) нарицательные несклоняемые существительные, значительное большинство которых составляют названия лица как принадлежащего к какой-либо народности (банту, бурунди, гереро, кечуа, манси, удэге, ханты и т.д.), а также некоторые наименования лиц разных тематических групп (визави, протеже);

3) неофициальные собственные склоняемые имена на -а/-я (Валя, Геня, Женя, Лера, Паша, Саша и т.д.);

4) нарицательные склоняемые существительные на -а/-я, в подавляющем большинстве характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо, по какой-либо особенности характера и т.д. и свойственные преимущественно устно-разговорному стилю (задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга и т.д.). К ним примыкают некоторые стилистически нейтральные слова (запевала, книгоноша, сирота) и книжное коллега.

От оценочных слов общего рода (типа злюка, разиня, хитрюга) следует отличать слова-характеристики типа ворона, лиса, тряпка, язва. Их характеристическое оценочное значение возникло в результате метафорического переноса, а потому они сохраняют род (женский) своего прямого значения и тогда, когда используются по отношению к лицу мужского пола. Например: "Вчера в этом Варьете (непечатные слова) какая-то гадюка фокусник сеанс с червонцами сделал..." (М.Булг.). Ряд слов на -а является существительными мужского (а не общего) рода: вышибала, громила, детина, заправила, повеса, расстрига, рубака, рубаха (в роли приложения: рубаха-парень), староста, старшина, судья, тамада. В одних случаях принадлежность слов именно и только к мужскому роду объясняется характером занятия лица как требовавшего большой физической силы (вышибала, громила) или как присущего когда-то или вообще лишь мужчине (рубака, расстрига, тамада), в других - традицией употребления характеристики лишь в отношении мужчины (детина, заправила, повеса, рубаха), в третьих - грамматической традицией (староста, старшина, судья).

Примечание. Остаются всегда существительными мужского рода названия профессий, должностей, званий и т.д. на согласную (врач, геолог, директор, сержант), которые используются применительно к лицам обоего пола. Называя должность, профессию и т.д., занимаемую женщиной, такие слова диктуют свой род (мужской) стоящим при них определениям (прилагательным, причастиям: "известный геолог", "практикующий врач"). Сказуемое же может иметь форму не только мужского, но и женского рода ("врач назначила лечение", "директор возмущена этим заявлением", "кассир была права"). Ср., например: "- Я понимаю, отчего мой редактор отвергла сценарий: достать деньги для его реализации было практически невозможно" (Дом кино. 1990. Май).

Существительные общего рода на -а/-я в современной речи служат нередко характеристикой предметов или животных, птиц, рыб и т.п. Например: "В жаркий полдень стань на колени, склонись над малюткой деревцем, и ноздри уловят молодой и нежнейший запах сосновой смолы" (М.Шол.); "Идут автобусы, грузовые такси, и просто такси, и "частники", т.е. чьи-либо личные машины, но больше всего деловые работяги автомобили" (Вл.Сол.); "Виноград начинает поспевать, и лакомки птицы хлопотливо выискивают побуревшие зерна" (Сераф.). Каким является род подобных слов-характеристик и определений к ним? Поскольку в таких употреблениях существительные общего рода выступают в роли изобразительного олицетворяющего средства, т.е. уподобляют неживой предмет или животное человеку, постольку грамматический род названия предмета (животного) становится своеобразным показателем "пола". Значит, использованные применительно к предметам (животным), существительные общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. Например: "Там, в душном пырее, в диком кудрявом клевере, звенели косы, плыл над людьми прилежный работяга день" (Фад.); "Всю ночь работает кондиционер. Весь день приглушенно шумит в углу неутомимый трудяга" (Лит. газ. 1981. № 41); "Она очень большая неженка, эта машина" (Н.Тих.). Если же название предмета относится к среднему роду (малютка деревце), а он не имеет соответствия с реальным, биологическим полом, то определение к существительному общего рода, характеризующему такой предмет, должно стоять в форме женского рода: "Дынное дерево - большая неженка". Эту форму диктует морфологический "облик" существительного общего рода (с окончанием -а: неженка).

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.