Реформы избранной рады отмена кормлений. Пробные тесты

У современного человека, погруженного в информационные потоки, необхо-димость редактирования текстов, рассчитанных на широкое хождение, не вы-зы-вает сомнения, и роль редактора кажется ему само собой разумею-щей-ся. Сейчас невозможно представить, что исправление в книгах может привести к противостоянию в обществе. Между тем в русском средневековом сознании взгляд на редактирование, или, как называли источники того времени, «книж-ную справу», был принципиально иным. Споры о книжной справе стали при-чиной одной из самых значимых и имевших долговременные послед-ствия катастроф в русской культуре — .

Причина этого — в отношении к тексту и языку текста: книга не несла инфор-мации, она позволяла земному человеку соприкоснуться с миром небесным. Как и икона, она находилась на границе идеального и материаль-ного, создавая возможность постичь божественное откровение. Поэтому все, что было свя-зано с книгой, считалось священным.

В древнерусской культуре сложилась четкая иерархия текстов. Под книгой понимались Святое Писание, его толкования Отцами Церкви (Священное Предание), . Через книгу, как и икону, человек на иррациональном уровне вел диалог с Богом. В учении византий-ского богослова XIV века святого Григория Паламы развивалась мысль поздне-античного философа Плотина о тождестве формы и содержания, единстве слова и сущности. Это обусловило символическое восприятие любого знака в книге. Святостью обладало записанное слово, буква, сквозь графику которых происходило приближение к непостижимой божественной мудрости. Сакра-лизация слова и буквы Писания распространялась на язык. Церковнославян-ский язык, используемый в древнерусской письменности, был специально соз-дан для выражения богооткровенной истины. Его сакральность изначально противопоставлялась мирскому, разговорному русскому языку, а употребление принадлежало исключительно церковной сфере. В быту нельзя было говорить на церковнославянском языке.

Соответственно, должны были существовать правила, регулирующие быто-ва-ние книг. Создание новых списков не было механическим копированием. Переписывание было призвано восстановить целостность формы Откровения. Это был поиск правильного текста, где каждое слово точно фиксировало дан-ную Богом истину. Но писцы могли исказить ее, поэтому тексты необходимо было исправить путем устранения формальных погрешностей, например слу-чайных описок, а иногда и неправильных переводов. Книжная справа в России относилась исключительно к прерогативе церкви и государства. Правильность книг являлась гарантией правильности всего церковного обряда и самой сущ-но-сти вероучения. На Стоглавом соборе 1551 года было утверждено требова-ние обязательного сличения создаваемой писцом рукописи по исправ-ным ори-ги-на-лам: «…а которые будут святыя книги в коейждо суть церкви обрящете не прав-лены и описливы, и вы бы те книги с добрых переводов исправляли соборне, зане же священная правила о том запрещают и непове-ляют неисправ-ленных книг в церковь вносити, ниже по них пети». Обнаружен-ные неисправ-ные книги требовалось изымать из церквей.

Однако встает закономерный вопрос: что понималось под «правильным» тек-стом? Безусловно, основным критерием выступала лингвистическая и дог-ма-тико-каноническая точность. Добиться ее было возможно двумя способами: редактируя книги на основе грамматики (формальный подход) или же воспро-изводя тексты, признанные наиболее авторитетными (текстологический подход).

Грамматики церковнославянского языка появились сравнительно поздно. Пер-воначально доминировал текстологический принцип книжной справы. Задачей книжника было обращение к «добрым переводам», то есть к древней-шим тек-стам. В средневековый период истина находилась в прошлом. Она была дана пророкам Ветхого Завета, но в полной мере воплощена явлением Христа в мир. Целью и смыслом работы книжников была верность перво-источнику — Биб-лии. Не случайно они подчеркивали: «Не новое учиняем, но ветхая поновля-ем». Но под древностью в разные периоды понималась как русская традиция, так и греческая. Размытость критериев порождала богословские споры о книж-ной справе.

Существовало несколько этапов книжной справы, и каждый раз эти крупные этапы заканчивались драматично. Наиболее известным примером стало дело Максима Грека — греческого ученого монаха, обвиненного на трех церковных соборах (в 1525, 1531 и 1549 году) в преднамеренной порче русских книг. Наи-более вероятно его можно сопоставить с человеком, о котором сохранились сведения источников в Италии. Это уроженец города Арта, происходящий из аристократической семьи, в миру Михаил Триволис (Μιχαήλ Τριβώλης). Он учился на острове Корфу, где окончил школу. Затем он отправился повы-шать образование в Италию, где очень ценилась греческая ученость. Пред-ше-ст-вующая миграция из бывшей спровоцировала интерес итальян-ских интеллектуалов к греческой традиции, прежде всего античной. Максим Грек учился в Падуанском университете, затем побывал в Милане, Венеции, Фло-рен-ции. Он входил в кружки ведущих гуманистов, в среде которых про-ходило изучение и систематизация греческого языка. Юноша был связан с венециан-ским печатником Альдом Мануцием, который начал печатание книг, в том числе библейских, на греческом языке и греческим шрифтом. Другим центром притяжения для Максима Грека стала Флоренция, где он встретил подвижника, потрясшего его чистотой помыслов и ярой критикой недостатков общества, — Джироламо Савонаролу. Этот настоятель призывал следовать раннехристиан-ским идеалам. Личность Савонаролы произвела на Максима Грека колоссаль-ное впечатление, а стала сильнейшим ударом. Грек покинул Италию и решил возвратиться к истокам. Его выбор пал на Афон — центр учения иси-хазма, монашеские практики и мистика которого воспринимались им как точ-ка соприкосновения двух конфессий. Аристо-крат принял постриг под именем Максим.

Образованный монах пользовался авторитетом братии. И когда к ним обра-тил-ся великий князь владимирский и московский Василий III с просьбой прислать книжника для перевода церковных книг, выбор пал именно на Мак-сима Грека. Василий III, сын Ивана III и Софьи Палеолог, в юности получившей в Риме гуманистическое образование, осознавал необходимость обращения к грече-ским оригиналам, поэтому Максим Грек был встречен в Москве благо-склонно. Прибывший с Афона в 1518 году ученый монах приступил к переводу Толковой псалтыри (1519), толкований на Деяния апостолов и сверке с грече-ским текстом Цветной триоди (1525).

Своей задачей Максим Грек видел максимальное приближение церковно-сла-вян--ского к греческому языку, конструкции которого и заменили (в его пони-мании) отсутствующую грамматику. По аналогии с греческим языком он установил единообразия глагольных форм второго лица единственного числа прошедшего времени. Он заменил аорист, которым фиксировалось бытие горнего мира, перфектом, отражающим изменчивость мира земного. В результате фраза Символа веры «Христос взыде на небеса и седе одесную Отца» (или «седяй одесную Отца») стала выглядеть как «седев одесную Отца» (или «седевшаго одесную Отца», или даже «сидел одесную Отца»). Вину Мак-сима Грека усмотрели в том, что при таком выборе глагольных времен он го-ворил о Христе как о преходящем, временном, мимошедшем, а не о веч-ном. Кроме того, Максиму Греку инкриминировали шпионаж в пользу Осман-ской империи. Традиционно в России обвинения в еретичестве подкреплялись обвинениями в государственной измене. Измена вере была тождественна измене отечеству. Суды вынесли решение о тюремном заключении. Первона-чально святогорец был лишен всякой возможности писать, в безысходности он процарапывал фразы на стенах темницы.

Впоследствии условия содержания смягчились, и Максим Грек обрел возмож-ность творить. Свою практику книжной справы ученый старец обосновал в специальных сочинениях («Слово отвещательно о исправлении книг рус-ских»), которые должны были доказать его правоту. В заточении Максим Грек продолжал работать и создал целый корпус богословских сочинений. Он ока-зался ведущим богословом всего русского Средневековья, причем его лингви-стические взгляды трансформировались за время пребывания в России. Поми-мо греческого языка, он стал все чаще ориентироваться на русский раз-говор-ный язык. В то же время в переводах с греческого языка он следовал прин-ци-пам исихазма, для которого был характерен буквализм, языковое каль-кирова-ние текста. Идеи Максима Грека нашли воплощение в самых разных направле-ниях, а его попытки применения формального подхода к сакраль-ному языку были продолжены.

Следующий этап книжной справы был связан с появлением в России книго-печатания. Инициатором выступили Иван IV Грозный и митрополит Макарий. Ко времени упокоения Максима Грека в Троице-Сергиевом монастыре новый правитель страны обратился к идее создания типографии. Само ее учреждение обосновывалось необходимостью донесения до паствы абсолютно идентичных текстов. Безусловно, богословские, канонические и богослужебные сочинения должны были быть единообразными для всего государства. Разночтений быть не могло. Невозможно вести богослужение, богословскую полемику или цер-ковный суд, опираясь на отличные друг от друга редакции произведений. Соответственно, типография должна быть одной на всю страну, а все ее изда-ния выходили только по благословению царя и митрополита, впоследствии — патриарха. Появились справщики (редакторы), кавычные книги — корректур-ные экземпляры с внесенной правкой. Иван Федоров при подготовке первой датированной книги — «Апостола» 1564 года — проделал работу по выверке текстов. Он привлекал древние списки на церковнославянском языке, а также греческие, латинские и чешские издания Библии. Иваном Федоровым были устранены архаизмы и устаревшие выражения, церковнославянский язык в ря-де случаев приблизился к разговорному, в других случаях были найдены более точные греческие аналоги: «ипостась» (вместо «състав»), «стихии» (вместо «съставление») и др. В послесловии к «Апостолу» Иван Федоров обосновал необходимость исправления рукописных текстов. Он говорил об искажении их переписчиками.

Но не только редактирование, но и сам принцип замены рукописной книги печатной вызвал противодействие в русском обществе. Ведь до этого процесс создания книги был индивидуальным контактом книжника с Богом. Сейчас же он был поставлен как технологический процесс. Подверглись критике и ис-прав--ления «Апостола» и «Часовника», а новый митрополит — Афанасий — оказался не в состоянии защитить типографов от нападок и обвинений. Печат-ный двор был разгромлен, а Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось спасаться бегством. Первопечатники нашли приют в восточнославянских зем-лях Великого княжества Литовского, где смогли продолжить издание церков-но-славянских книг в Заблудове, Львове, Остроге. Их работа по выверке тек-стов дала толчок дальнейшим филологическим поискам.

Русские первопечатники оказались в стране, в которой соседствовало запад-ное и восточное христианство. Сложная конфессиональная ситуация Великого княжества Литовского (а затем — Речи Посполитой) порождала новые формы книжной справы. Полемика с католиками (а затем и униатами) о сущности языка, о возможности отразить Откровение при помощи церковнославянского языка обусловила создание многочисленных православных сочинений в его защиту. Наряду с полемическими текстами появились и грамматики. Наиболее известными стали «Грамматика» Лаврентия Зизания (Вильно, 1596) и «Грам-ма-тика» Мелетия Смотрицкого (Евье, 1619). Они строились уже по западной мо-де--ли, предполагающей наличие универсальной системы в языках Божествен-ного откровения. Лаврентий Зизаний и Мелетий Смотрицкий кодифици-ровали церковнославянский язык по аналогии с греческим и латынью. Нова-торским был аналитический способ осмысления языка, создания его единых правил, при-меняемых как к церковным, так и к светским текстам. Утверждение фор-мального принципа книжной справы, основанного на грамматике, не могло не оказать влияния на русскую традицию — особенно после Смутного времени, ознаменовавшего новый этап книжной справы в России.

Установление династии Романовых определило конфессиональную политику нового правительства. Среди первых мероприятий этого направления оказа-лось книжное исправление. В 1614 году царь Михаил Федорович восстановил в Москве Печатный двор, а в 1615 году был поставлен вопрос о сверке книг, предназначенных для публикации. За время Смуты русские церкви наполни-лись книгами, напечатанными в православных типографиях Речи Посполитой. Использование для богослужения так называемых книг литовской печати вызывало опасения русских духовных и светских властей. Требовалось заме-нить их на русские публикации, но они отсутствовали в полном объеме.

Существующие же русские издания тоже оценивались критически. Появлялись сомнения в безошибочности русских богослужебных книг, требовалось очи-ще-ние их от описок и разночтений. Работу возглавил герой Смуты архи-ман-дрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий Зобниновский. Принципы редак-тирова-ния в кружке Дионисия Зобниновского тяготели к текстологи-ческой традиции, справщики обращались к наиболее древним русским спискам. В случае необхо-ди-мости привлекались греческие образцы. Кроме того, они ссылались и на «грам-матические уставы», то есть были готовы оперировать элементами формального подхода. Хорошо им были знакомы и творения Максима Грека. Архимандрит и его сподвижники — старец Арсений Глухой и белый священник Иван Наседка — за три года проделали колоссальную ра-боту. Они отредактиро-вали требник, Цветную триодь, октоих, общие и ме-сячные минеи, Псалтырь, канонник. При этом основной спор развернулся вокруг одной фразы — «и ог-нем» в молитве освящения воды в праздник Богоявления: «Сам и ныне, Влады-ко, освяти воду сию Духом твоим святым и огнем». Этому тексту соответство-вал обряд погружения зажженных свечей в воду. Справщики Троице-Сергиева монастыря, не обнаружив фразы «и ог-нем» в древнерусских рукописях и грече-ских книгах, исключили ее из мо-литвы. Подчеркивая еретический характер фразы, редакторы утверждали, что вода освящается Святым Духом, но никак не огнем. Но нашлись оппоненты. Светский служащий приказа Денежного сто-ла Антоний Подольский, ранее принимавший участие в работе Московского печатного двора, доказывал пра-во-мочность фразы. В его трактовке фраза «и ог-нем» означала возможность видимого проявления Святого Духа в форме огня богоявленских свечей. Спе-циально для разъяснения этого вопроса был созван Собор 1618 года, которым руководил местоблюститель патриаршего престола Иона. Он признал истин-ной позицию Антония Подольского. Дионисий Зобни-новский и его помощники предстали на Соборе по обвинению в порче богослу-жебных книг и, следова-тель-но, ереси. Книжное исправление мыслилось спо-собным нарушить русское православие и внести зримые изменения в церков-ную практику — символиче-ское воплощение веро-учения. Справщиков как ере-тиков направили в темницу и отлучили от при-частия. Их спас вернувшийся в 1619 году из польского плена отец царя Михаила Федоровича Филарет, руко-положенный в патриархи. Пред-стоятель катего-рически не согласился с мне-нием местоблюстителя. Он собрал свой Собор 1619 года против митрополита Ионы, на котором восторжествовала точка зрения Дионисия Зобниновского. В ссылку теперь отправили Антония Подольского. Патриарх Филарет подтвер-дил свои взгляды у греческих иерар-хов. В 1625 году четыре православных патриарха (константинопольский, иеру-салимский, антиохийский, алексан-дрий-ский) признали неканоничность фразы «и огнем». Впослед-ствии патри-арх Никон отменил обряд погружения зажжен-ных свечей в день Богоявления.

При патриархе Филарете споры о книжной справе продолжились. В 1626 году снова обсуждался вопрос о допустимости публикации в России православных сочинений Речи Посполитой. Поводом стал приезд в Россию известного укра-инского богослова и лингвиста Лаврентия Зизания. Он привез новый для рус-ской традиции текст — составленный им катехизис. Патриарх Филарет перво-начально благословил публикацию, но с условием перевода и исправле-ний. Текст был подготовлен к печати и издан. Но инициатор (сам патриарх Фила-рет), увидев готовую публикацию, решил отказаться от своей затеи. Он органи-зовал в 1627 году соборные слушания о допустимости текста к рас-простране-нию. Слушания выявили мировоззренческие и лингвистические различия книж-ников Московской патриархии и Киевской митрополии. Русские справ-щики отказались от использования в книжной справе греческих изданий. Они были прекрасно осведомлены, что запрещенные османскими властями грече-ские школы и типографии переместились в Италию, прежде всего в Вене-цию. Поэтому современная греческая традиция в их изложении несла «печать ла-тинства». В «Прениях» указывалось: «Всех греческих старых переводов пра-вила у нас есть. А новых переводов греческого языка и всяких книг не прием-лем. Ибо греки ныне живут в теснотах великих между неверными и по своих волях печатати им книг своих не имети. И для того вводят иные веры в пере-воды гре-ческаго языка, что хотят. И нам таких новых переводов греческаго языка не на-добно, хотя что и есть в них от новаго обычая напечатанного и мы тот новый ввод не приемлем». Речь шла как раз об изданиях, столь важных ранее для Максима Грека. Но парадокс заключался в том, что во время собор-ных слу-шаний Лаврентию Зизанию лишь повторили все высказанные ранее при работе над текстом замечания. В печатном издании все они уже были исправлены. Тем не менее книга была признана еретической, а ее тираж уни-чтожен (хотя и активно распространялся в рукописной традиции).

При следующем патриархе, Иосафе I (1634-1640), споры о книжном исправле-нии не возобновлялись. На Печатном дворе последовательно публиковали богослужебные и канонические книги. Типография выполняла задачу, постав-ленную после Смутного времени царем Михаилом Федоровичем, — издать пол-ный цикл русских богослужебных книг. Завершить этот наказ смог только следующий патриарх — Иосиф (1642-1652). Но он видел цель уже значительно шире. При патриархе Иосифе начинает меняться тематика изданий Печатного двора. Помимо богослужебных, к печати отбирались кодексы святоотеческих сочинений, своды византийского церковного права (Кормчие книги), трактаты в защиту иконопочитания, антикатолические и антипротестантские произве-дения. В 40-е годы ХVII века на Московском печатном дворе публикуется зна-чи-тельное число текстов, призванных обличить инославных и оградить право-славных от общения с ними. В большинстве своем небогослужебные издания восходили к православным текстам, пришедшим в Россию из Речи Посполитой и с Балкан. Кроме того, появилась потребность в издании полного текста Биб-лии, отсутствующего до этого в России. Для этого были нужны справщики, знакомые с греческим и латинским языками. На этот раз их реши-ли пригла-сить из Речи Посполитой. В 1649 году царь Алексей Михайлович обратился к киевскому митрополиту Сильвестру Коссову с просьбой прислать ученых монахов, которые «Божественнаго Писания ведущи и еллинскому языку навычны». В Москву после повторного приглашения приехали Арсений Сата-новский и Епифаний Славинецкий.

В периоды правлений патриархов Иоасафа I и Иосифа справщики демонст-рировали знакомство с книжно-языковыми принципами Максима Грека и зна-ние грамматических сочинений. В русской рукописной традиции появляются новые трактаты по грамматике, в которых проявлялось заимствование из работ Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого. В 1648 году сочинение Мелетия Смотрицкого, содержащее кодификацию церковнославянского языка, было переиздано в Москве. Причем имя автора было снято, а вместо предисловия внесено сочинение Максима Грека, что делало его автором всего издания.

Но, обращаясь к грамматике, справщики при патриархах Иоасафе I и Иосифе оставались сторонниками текстологического подхода, а в качестве образцовых продолжали выбираться древнейшие списки, под которыми понимались толь-ко русские. Истинной признавалась исключительно московская традиция как единственно сохранившая вероисповедальную чистоту. Справщикам уда-валось, хотя и не всегда последовательно, соединять два противоположных принципа книжной справы.

Разрыв текстологического и грамматического подходов произошел при патри-архе Никоне (1652-1666), провозгласившем необходимость книжного редакти-рования исключительно на основе грамматики. Главное — Никон настаивал на благочестивости греческой книжности. Несогласные с нововведениями рус-ские справщики были удалены с Печатного двора. Их заменили Епифаний Сла-винецкий и Арсений Грек.

Книжная справа стала одним из основных компонентов церковно-обрядовой реформы патриарха Никона. Главным образцом для подражания назывались греческие древние рукописи: на Соборе 1654 года было принято решение «до-стойно и праведно исправити противо старых и греческих» книг.

Унификация обрядов по греческому образцу изменила представления о пра-вильности русских богослужебных книг. Сменились ориентиры, русская тра-диция была объявлена полностью искаженной, что привело к острому конф-ликту в русском обществе, переросшему в раскол внутри Церкви. Кон-фликт усугубили методы деятельности новых справщиков. В действительности на Московском печатном дворе воспроизводились издания XVI и XVII века греческих типографий Италии, а также православные издания Речи Поспо-литой. Кроме того, открыто было провозглашено следование формальному принципу книжной справы, то есть точному следованию нормам «Грамма-тики» Мелетия Смотрицкого. В формуле «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» справщики исключили первый союз, в результате чего получилось «во имя Отца, Сына и Святаго Духа». Это воспринималось как нарушение равенства трех ипостасей Бога. Применение формального подхода к книжной справе, которая теперь исходила исключительно из грамматических норм, обусловила раскол в Церкви. И хотя старообрядцы, как и их противники, отталкивались от одних и тех же текстов, прежде всего сочинений Максима Грека и правил книжной справы эпохи патриархов Иоасафа I и Иосифа, нововведения корен-ным образом изменили все предшествующее мировоззре-ние. Они разрушили представления о взаимосвязи формы и содержания священного текста.

Тенденция закрепилась при патриархе Иоакиме, когда справщики ориенти-ро-вались исключительно на греческие источники, что было утверждено на Со-боре 1674 года. Основная установка справщиков состояла в уподоблении цер-ков-нославянского языка греческому, они стремились писать «по-славен-ски», как писали Святые отцы «еллинским диалектом». При этом правиль-ность внесенных изменений могла аргументироваться ссылками не только на грам-матику церковнославянского языка, но и на грамматику греческого языка. Формальный подход стал доминирующим.

В 1682 году патриарх Иоаким в прениях со старообрядцами заявлял, что книж-ная справа велась «по грамматике». В подобной ситуации старообрядческая книжность в XVII веке перешла в область рукописной традиции. Лишенные возможности публиковать свои сочинения в единственной типографии стра-ны — Московском печатном дворе, — старообрядцы отстаивали свои взгляды на ха-рактер книжной справы в рукописных сочинениях.

Новые принципы редактирования привели к секуляризации книжности. Бла-годаря заимствованиям из греческой и украинско-белорусской православных традиций, находящихся на пограничье с Западом, Россия оказалась включена в общеевропейские процессы обмирщения культуры. Реформа патриарха Нико-на стала значительным шагом в десекуляризации книги. Это вызвало активный протест большинства книжников, отстаивавших прежние текстоло-гические принципы редактирования и сакральность книги. Но конфликт быстро перерос уровень богословских споров ученых монахов и священников. Противниками церковной реформы стали самые широкие социальные слои: бояре, купцы, ре-ме-сленники, крестьяне. Они называли себя старообрядцами, и малейшие изме-нения слов и обрядов считали ересью. Средневековые воз-зрения ушли в про-шлое, но они бережно хранятся и поныне в старообрядче-ской культуре. Обе-регая дониконовскую русскую традицию как единственно сохранившую чи-сто-ту христианской веры, старообрядцы прекрасно согласу-ются с различным укла-дом. Масштаб движения огромен, сторонники старой веры бежали на гра-ни-цы Российской империи, а затем и далее, осваивая новые страны и конти-нен--ты. Последователи Аввакума органично вписывались в контекст любой куль--туры — от Молдавии и Литвы до США, Аргентины, Колумбии, Уругвая и др. А многие вернулись в древнюю столицу, и дорево-люционная Москва стала одним из важных старообрядческих центров.

Русские старообрядцы стали первыми собирателями древнейших кодексов на цер---ковнославянском языке. Эти уникальные памятники в большинстве своем сейчас находятся в собраниях крупнейших библиотек России. Они дают возможность современному человеку, прикоснувшись к ним, ощутить ушедшее в небытие обожествление книги.

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация.

Ежи Лец

Избранная рада это неофициальный орган, который состоял из лиц приближенных к Ивану Грозному. Деятельность Рады осуществлялось в период с 1549 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства. В сегодняшней статье мы рассмотрим реформы Избранной Рады, их влияние на судьбу России, а также последствия тех преобразований, которые были проведены за годы работы данного негласного органа.

Предпосылки образования

Иван Грозный очень рано потерял отца и мать, и фактическое управление страной брали на себя бояре, которые его окружали. Это привело к тому, что на Руси происходили постоянные войны между группировками бояр, за власть. Эти противостояние приводили к ужасным последствиям, в ходе которых гибли люди, терялись города, проигрывались войны. До своего несовершеннолетия молодой царь ничего не мог с этим поделать. Однако в 1547 году Иван Грозный принял царствование и решил отдалить от себя бояр, и окружить себя людьми, которым он может доверять. Главная задача, которая стояла на тот момент перед царем, заключалась в создании единого государства, и собирание всех русских земель вокруг Москвы. Для этого Избранная Рада проводила различные реформы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Состав Избранной Рады

Задачи избранной рады заключалось в обсуждение тех задач и процессов, которые происходят в стране и за ее пределами, и поиск пути решения этих проблем, которые накопились. В состав этого органа входили следующие люди:

  • А. Курбский
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий
  • А. Адашёв
  • И. Висковатый

Некоторые историки приписывают данному кружку Воротынских, Шереметьевых и других. Проблема заключается в том, что большинство историков приписывают к Избранной Раде большое количество людей, но редко могут подтвердить документально (или еще как-то) их причастность к данному органу.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном

Начало реформ

Фактически с первых месяцев существования Рады ее участники занялись тем, что начали разрабатывать план объединения русских земель в единый политический центр. Начало этих преобразований случилось в 1549 году. Тогда был проведён первый в истории России Земский собор. Этот собор представлял собой не что иное, как собрание всех правителей всех русских земель. Иван Грозный обратился к присутствующим с заявлением о том, что он осуждает о тех преступлениях, которые проводили бояре пока царь был малолетним, и обещал хранить верность стране и хранить жизнь своих подданных. В дальнейшем именно Земские соборы проводились для того, чтобы проводить реформы и понимать, в каком направлении эти реформы нужно осуществлять. Примечательно, что именно при Иване Грозном в данный орган власти стали вступать не только представители боярских семей, но и представители менее знатных сословий.

К реформам Избранной Рады относят следующие начинания:

Стоглавый собор - церковная реформа

В 1551 году состоялся Церковный собор. Руководил этим собором митрополит Макарий, один из самых активных участников Избранной Рады. Кроме того, в работе этого собора принимал участие лично царь. Результатом деятельности данного собора является создание единого сборника документов для церкви. Этот документ состоял из 100 глав, поэтому сам собор получил название Стоглавого. В рамках данной реформы были проведены следующие мероприятия:

  • Упорядочение обрядов. Собор сделал единообразными все обряды, которые проводятся в рамках религии по всей стране.
  • Определение единых святых. Были канонизированы новые святые, которые признавались на всей территории страны в рамках единой религии.
  • Создание единых правил поведения для священников. Фактически речь идет об ужесточении дисциплины.
  • Была обозначена важнейшая роль церкви - просвещение населения .

В результате церковной реформы произошло создание единых религиозных норм, а также подведение религии к единым стандартам для всей страны.

Реформа местного управления

За годы, пока страной фактически управляли бояре, эффективность работы местных органов власти стала крайне низкой. Именно поэтому реформы Избранной Рады при царе Иване 4 на начальном этапе были направлены на формирование местного управления. Данная реформа была проведена в 1556 году.

Эти реформы Избранной Рады отменили по всей стране систему, так называемых, кормлений, а также отменили наместничество. Вместо нее была создана должность Губных старост . Этот староста избирался землевладельцами конкретного района страны. Что касается городских управляющих, то здесь избирались Земские старосты . А непосредственно для управления городом избирался Городовой. Фактически были образованы выборные органы власти, которые наделялись огромными полномочиями. В частности, именно эти люди следили за обеспечением законности, а также вершили суд. Важно отметить, что судебные функции были возложены в том числе и на церковь, которая имела полное право самостоятельно проводить суды.


Кроме того реформа местного управления Избранной Рады коснулась и создания новых приказов. Были созданы такие приказы как:

  • Челобитный приказ - занимался распределением тех челобитных, которые поступали в адрес царя.
  • Посольский приказ - занимался отношениями с другими государствами. Фактически аналог современного министерства иностранных дел.
  • Поместный приказ - занимался решением вопросов о поместьях и вотчинах.
  • Земский приказ - отвечал за обеспечение правопорядка в Москве и некоторых других городах.
  • Разбойный приказ - отвечал за противодействие разбоям, которые массово проводились в стране.

Также было создано огромное количество других приказов: разрядный, ямской, большого прихода, новой четверти, большой казны, холопский, тайных дел, казанского дворца, сибирский, стрелецкий, пушкарский, казачий. Приказы в государственной жизни России играли основополагающую роль, поскольку именно они отвечали за различные аспекты жизнедеятельности государства. Фактически они были местными органами управления, которые выступали промежуточным звеном между населением и царем.

В результате этих преобразований были полностью изменены принципы управления страной.

Военная реформа Избранной Рады

Военная реформа началась в 1550 году. Основная первоначальная идея реформы заключалась в том, чтобы сформировать армию не на основе знатности рода, а на основе военных талантов. Для этого было создано специальное положение, согласно которому высшее командование армии должно было формироваться не по знатности рода, а людьми, которые проявили свой воинский талант. Одним из первых таких подразделений стало Избранная тысяча.

Избранная тысяча это специальный воинский отряд, созданный на основе ополчения, который формировался по новому принципу и подчинялся лично царю.

Кроме того в этот период времени начали формироваться первые стрелецкие полки. Это были специальные полки, которые представляли собой переходное звено между временной и постоянной армии. Поэтому когда мы говорим о создании регулярной армии в России, подсчет времени нужно начинать не с эпохи Петра первого, а с Ивана Грозного реформы Избранной Рады.


Говоря о военной форме, необходимо отметить, что она проводилась в три этапа:

  • Создание стрелецкого войска - 1550 год. Об этом периоде мы говорили абзацем выше.
  • Введение Уложения о службе - 1556 год. Уложение создавало единый закон, который обязывал землевладельцев предоставлять в распоряжение государства для регулярной армии войнов. В частности, владелец 100 четвертин земли должен был направить в регулярную армию одного конного воина.
  • Попытки реформирования Избранной тысячи. Эти попытки проводились на протяжении всей жизни царя Ивана 4, но к существенным результатам не привели.

В результате мы можем говорить о том, что реформы Ивана Грозного были уникальными для своей эпохи и направлялись на то, чтобы создать единое централизованное государство. Это было необходимо для объединения русских земель, а также для создания сильного и конкурентоспособного государства, которое могло бы за себя постоять. Доказать, что реформы Избранной Рады прежде всего укрепляли центральную власть, очень просто. Ведь все изменения, которые происходили в стране, были направлены на создание вертикали власти, где все решения принимал царь.

Причины падения Рады


В 1560 году деятельность Избранной Рады была закончена, а сам этот орган был распущен. Однозначные причины таких событий историки не называют, но есть 2 общепринятые версии. Согласно первой версии Иван 4 имел существенные разногласия с членами Рады по вопросам внутренней и внешней политики страны. Согласно второй версии царь заподозрил представителей рады в том, что они были виновны в отравлении царицы Анастасии. В любом случае, орган был распущен и его деятельность прекращена. Хотя успели они сделать очень многое.

1. Лингвистика датирует выделение славянского языка из индоевропейского языкового единства:

а) III тыс. до н. э. б) II тыс. до н. э. в) I тыс. до н. э.

2.Глава племени или союза племен у восточных славян:

а) вой б) гридень в) князь

3. На землях какого союза племён восточных славян возник Киев:

а) древлян б) полян в) вятичей

4. Когда началось объединение восточно-славянских племён в единое государство – Киевская Русь:

а) 862 г. б) 882 г. в) 988 г.

5. Общественный строй древнерусского государства:

а) сословно-представительная монархия

б) раннефеодальная монархия

в) военная демократия

6. Родоначальником правящей династии на Руси летописи называют:

а) киевского князя Олега

б) варяжского конунга Рюрика

в) легендарного Кия

7. Российский учёный-энциклопедист, активный противник норманнской теории:

а) Миллер б) Ломоносов в) Бауэр

8. Установление «уроков» и «погостов» связано с:

а) массовыми выступлениями против сборщиков дани во всех славянских племенах

б) расширением территории государства

в) с восстанием древлян против киевских князей

9.Расположите в хронологической последовательности правления киевских князей:

а) Ярослав Мудрый

б) Святослав Игоревич

в) Владимир Красное Солнышко

г) Владимир Мономах

10. Полюдье на Руси – это:

а) денежный оброк

б) народное собрание

в) форма взимания дани с подвластного населения

Тема 3 . Восточно-славянская государственность в ХI – ХIII вв.

1. Политическая раздробленность – это:

а) период, вызванный исключительно внешней опасностью

б) этап, вызванный исключительно междоусобицами князей

в) закономерный этап в жизни феодального государства

2. Какая форма правления была в Новгороде

а) феодальная республика

б) самодержавная монархия

в) сословно-представительная монархия

3. Политической особенностью Галицко-Волынского княжества было:

а) выборность князя вечем

б) боярское правление без князя

в) боярское правление при послушном князе

4. В результате военно-дружинного освоения края и отсутствия племенной знати в этом регионе княжеская власть сохранила свои позиции и существовала тенденция к централизации власти в земле:

а) Киевской б) Новгородской в) Владимиро-Суздальской

5. Кто из указанных князей был современником нашествия на Русь монголо-татар:

а) Андрей Боголюбский

б) Всеволод «Большое гнездо»

в) Даниил Галицкий

6. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других:

а) Куликовская битва

б) набег хана Тохтамыша на Москву

в) битва на р. Калке

7. Нашествие на русские земли в 1237 – 1238 гг. возглавил:

а) Чингисхан б) Мамай в) Батый


8. Какой русский город монголо-татары назвали «злым городом»:

а) Рязань б) Торжок в) Козельск

9. Кто из русских князей первым получил ярлык на великое княжение:

а) Александр Невский

б) Михаил Ярославич Тверской

в) Ярослав Всеволодович

10. Тверское восстание было подавлено:

а) татарскими войсками

б) войсками московского князя и татарским отрядом

в) войсками московского князя и вассальных ему князей

Тема 4. Россия в ХIV – ХVI вв .

1. Московское княжество возникло в связи:

а) решением митрополита Петра перенести церковную столицу из Владимира в Москву

б) расширением князем Даниилом полученного в удел г. Москвы

в) переносом князем Юрием Долгоруким столицы из Киева в Москву

2. Основным соперником Московского княжества в борьбе за первенство в русских землях в XIV веке было:

а) Великое княжество Литовское

б) Тверское княжество

в) Новгородская земля

3. Кто первым из московских князей нарушил старый порядок перехода великого княжения («лествичное восхождение»):

а) Иван Калита б) Дмитрий Донской в) Василий I

4. Самая важная роль Судебника 1497 г. для централизации государственного управления состоит:

а) во введении единых административно-судебных порядков на всей территории России

б) во введении права ухода крестьян от помещиков в Юрьев день

в) в определении и закреплении статуса Великого московского князя как государя всея Руси

5. Земский собор – это:

а) храм, сооружённый на средства земских учреждений

б) всесословный законосовещательный орган при царе

в) собрание ближайших советников Ивана Грозного

6. Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана Грозного:

а) 1223 г., 1240 г. б) 1510 г., 1521 г. в) 1552 г., 1556 г.

7. Неофициальное правительство при Иване IV называлось:

а) семибоярщина б) Государственная Дума в) Избранная Рада

8. «Избранной тысячей» при Иване Грозном стали называть:

а) тысячу наиболее знатных князей и феодалов

б) два стрелецких полка, созданных на постоянной основе

в) дворян, получивших землю в уездах вошедших в опричнину

9. Опричнина – это:

а) движение социальных низов в годы Смуты

б) особый государственный удел, где было особое правление и войско, ставшее карательной организацией

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству

10. Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления?

а) заменить власть наместников воеводским правлением

б) передать местное управление опричникам

в)передать местное управление Боярской Думе

Математика 11-й класс

История 11 класс

А.1. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

А.2. В честь какого события в истории государства Российского в Москве был построен Покровский собор на рву?

взятия Казани

окончания Смуты

присоединения Западной Сибири

венчания Ивана Грозного на царство

А.3. Полюдье в Киевской Руси - это

А.4. Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления?

А.5. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора.

«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».

А.6. Чем знаменателен в истории России 1721 г.?

А.7. Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков были современниками

А.9. Какое решение приняла Переяславская Рада в 1654 году?

А.10. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите, к кому из императоров относится эта характеристика.

«Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то сделал он в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного… Он хотел быть Иоанном IV, но россияне уже имели Екатерину Вторую, знали, что государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности, коих нарушение… низвергает народ со степени гражданственности в хаос частного естественного права».

А.11. Территория Финляндии вошла в состав Российской империи в

А.13. В первой половине XIX века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась

А.14. Реальной основой для возникновения теорий утопического социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского было существование в России в XIX веке

А.15. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в ходе проведения реформ 1860 - 1870-х гг.?

Укажите верный ответ.

1. Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого являлась собственность на землю, – это

1) дворяне

2) духовенство

2. Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия

1) «Указа о заповедных летах»

2) Судебника 1497 г.

3) Судебника 1550 г.

4) Соборного Уложения 1649 г.

3. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич был современником

1) Михаила Романова

2) Ивана Калиты

3) Василия Темного

4) Ивана Грозного

4. Какое из перечисленных событий произошло позже всех других?

1) Куликовская битва

2) набег хана Тохтамыша на Москву

3) «великое стояние» на р. Угре

4) сражение на р. Калке

5. Восточная политика Ивана IV привела к

1) завоеванию Поволжья и Западной Сибири

2) получению выхода к Балтийскому морю

3) получению выхода к Черному морю

4) началу освоения Восточной Сибири

6. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и все имущество без остатка изъять; а учинить ему на своем государстве себе опричнину…»

1) Ивана III

2) Бориса Годунова

3) Ивана IV

4) Василия Шуйского

7. В результате военной реформы XVI в. в России появились

1) рекруты

2) стрельцы

3) драгуны

4) гвардейцы

8. Как называлась форма землевладения, возникшая в XV в. и предоставляемая за службу?

1) поместье

2) вотчина

3) кормление

9. «Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали на вече бояре и их сторонники».

1) присоединении Новгорода к Москве

2) присоединении Рязанского княжества к Москве

3) походе на Киев Юрия Долгорукого

4) походе на Тверь Ивана IV Грозного

10. В XV – XVI вв. Боярская дума была

1) высшим совещательным органом при великом князе

2) высшим законодательным органом

3) органом, ведавшим дворцовым хозяйством

4) органом, составлявшим свод бытовых и нравственных правил

11. Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления?

1) заменить власть наместников воеводским правлением

2) заменить власть наместников войсковым казачьим кругом

3) передать местное управление опричникам

4) передать местное управление Боярской думе

12. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, как назывался характеризуемый в нем порядок служебных отношений в Московском государстве XV – XVI вв.

«В Москве XVI века при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительными служебными значениями фамилий… Каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц… Иерархическое отношение между лицами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых».

1) кормлением

2) местничеством

3) выслугой

4) рекрутчиной

13. Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств произошло в царствование

1) Ивана III

2) Ивана IV

3) Бориса Годунова

Порядок и время крестьянского перехода от одного владельца другому впервые были определены в

1) «Русской Правде»

2) «Судебнике» Ивана III

3) «Судебнике» Ивана IV

4) «Соборном уложении»

15. Прочтите отрывок из исторической «Повести» и укажите, к какому году относятся эти события.

«И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменилось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками (осадными орудиями), третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день».

16. Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?

1) Невская битва

2) крещение Руси

3) присоединение Астраханского ханства к России

4) Куликовская битва

17. В каком веке произошло присоединение Астраханского ханства к России?

18. В каком веке была ликвидирована самостоятельность Великого Новгорода и он был присоединен к Москве?

19. Кто из перечисленных князей правил позже всех других?

1) Дмитрий Донской

2) Святослав Игоревич

4) Александр Невский

20. В какие годы Иваном Грозным проводилась опричная политика?

1) 1325 – 1340 гг.

2) 1462 – 1505 гг.

3) 1565 – 1572 гг.

4) 1606 – 1610 гг.

21. Присоединение Сибири к Московскому государству началось в правление

1) Ивана Калиты

2) Ивана III

3) Ивана IV

4) Алексея Михайловича

22. В чье правление был принят Судебник – первый свод законов единого Русского государства?

1) Дмитрия Донского

2) Ивана III

3) Александра Невского

4) Ивана IV

23. Как в Русском государстве в XV – XVI вв. называлось условное земельное владение, даваемое за военную или государственную службу без права продажи, обмена и наследования?

1) вотчиной

2) посадом

4) поместьем

24. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. было

1) присоединение к России Крыма

2) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) завоевание Россией выхода в Балтийское море

25. Одним из последствий принятия Судебника 1497 г. было

1) введение сроков сыска и возвращения беглых крестьян

2) появление новых органов центрального управления – приказов

3) введение единого срока крестьянского перехода от одного землевладельца к другому

4) введение денежного налога – подушной подати

26. Что из названного стало одним из последствий образования единого Русского государства в конце XV – начале XVI вв.?

1) укрепление великокняжеской власти

2) освобождение крестьян и горожан от налогов

3) введение внутренних таможенных пошлин

4) утверждение нового порядка престолонаследия

27. Прочтите отрывок из сочинения Н.М.

Карамзина и укажите, о ком идет речь в приведенном отрывке.

«Сей святой старец… предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

1) Сергии Радонежском

2) Иосифе Волоцком

3) Данииле Черном

4) Феофане Греке

28. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком правителе идет речь.

«Между иными тяжкими опытами судьбы… Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя… Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя его жестокость, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме царя… Духовенство, бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа слободы Александровой, если бы замышляли измену…»

1) Иване III

2) Алексее Михайловиче

3) Иване IV

4) Иване Калите

29. Прочтите отрывок из сочинения Д.С. Лихачева и укажите, о каком правителе идет речь.

«За время своего княжения <он> в три с половиной раза расширил пределы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород (1478) и Тверь (1485) – две наиболее крупные русские области, еще не вошедшие в состав Московского государства… Наконец после знаменитого «стояния» двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальновидности и упорству своей политики, «перестоял» хана Ахмата, … порвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды».

1) Иване III

2) Борисе Годунове

3) Иване IV

4) Дмитрии Донском

30. Как назывался сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании общерусского права?

1) «Русская правда»

2) «Соборное Уложение»

3) «Судебник»

4) «Табель о рангах»

31. Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?

1) 1380 – 1382 гг.

2) 1478 – 1485 гг.

3) 1552 – 1556 гг.

4) 1596 – 1597 гг.

32. Какое имя в приведенном ряду имен связано с княжением Ивана III?

1) Сергий Радонежский

2) Аристотель Фиораванти

3) Алексей Адашев

4) Андрей Курбский

33. Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась

1) приказом

2) уложением

3) челобитной

4) реляцией

34. 1549 год – это год

1) созыва первого Земского собора

2) окончания Ливонской войны

3) стояния на реке Угре

4) Куликовской битвы

35. Что из названного было последствием принятия в 1497 г. Иваном III Судебника?

1) ограничение свободного перехода крестьян от одного землевладельца к другому

2) введение подушной подати

3) освобождение крестьян и горожан от налогов

4) установление бессрочного сыска беглых крестьян

36. Что из указанного относится к предпосылкам возвышения Москвы в XIV – XV вв.?

1) независимость от Золотой Орды

2) отсутствие сильных соперников в борьбе за первенство

3) поддержка Москвы Ливонским орденом

4) дальновидная политика московских князей

37. Что из названного было одним из итогов военной реформы середины XVI в.?

1) создание регулярной армии

2) введение рекрутчины

3) создание стрелецкого войска

4) появление «полков иноземного строя»

38. Что на Руси именовалось «урочными летами»?

1) срок розыска беглых крестьян

2) период правления «семибоярщины»

3) срок, на который была введена опричнина

4) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому

39. Какое из названных событий относится к XVI в.?

1) введение патриаршества в России

2) окончание зависимости Руси от Орды

3) правление семибоярщины

4) двоецарствие Петра и Ивана

40. Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы?

1) опричнина

2) Государев двор

3) земщина

Какое из названных событий произошло в XIV в.?

1) начало Ливонской войны

2) введение урочных лет

3) созыв первого Земского собора

4) Куликовская битва

42. В каком году был созван первый в истории России Земский собор?

43. Избранная Рада – это

1) законодательный орган

2) духовная коллегия

3) орган местного самоуправления

4) неофициальное правительство России при Иване IV

44. В каком ряду указаны имена современников?

1) Василий II Темный и Тохтамыш

2) Иван III и Сергий Радонежский

3) Дмитрий Донской и Ермак

4) Иван IV и Иван Федоров

45. Какая новая форма землевладения складывалась на Руси в XIV – XV вв.?

1) вотчина

2) земщина

3) поместье

46. Пожилое на Руси XV – XVI вв. – это

1) форма дани, взимавшейся с коренных народов Сибири

2) правила ведения домашнего хозяйства

4) плата крестьянина землевладельцу при переходе к другому хозяину

47. Что из названного относится к результатам «стояния на реке Угре» в 1480 г.?

1) возобновление выплаты дани Орде

2) ликвидация ордынского владычества на Руси

3) установление в русских землях системы баскачества

4) присоединение Сибири к Московской Руси

48. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком событии рассказывает автор. О каком событии рассказывает историк?

«Января 15 рушилось древнее вече, которое до сего дня еще собиралось на двор Ярослава. Все знатнейшие граждане, бояре, жилые люди, купцы целовали крест в архиепископском доме, а дьяки и воинские чиновники Иоанновы взяли присягу с народа, с боярских слуг и жен в пяти концах».

1) присоединении Новгорода к Москве в XV в.

2) феодальной войне во второй четверти XV в.

3) восстании новгородцев в XIII в. против ордынских ратей

4) объединении Киева и Новгорода

49. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии идет речь.

«Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой…

Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступили от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим… отошел к Боровску… Вот тут-то и случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал… И избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей…»

1) Куликовской битве

2) взятии Казани

3) стоянии на реке Угре

4) битве на Калке

50. Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565 – 1572 гг. для укрепления своей самодержавной власти?

1) местничество

2) опричнина

3) нестяжательство

4) земщина

51. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с чьим правлением связаны эти изменения при дворе великого князя.

«В то же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и натянутость придворной московской жизни. Точно так же, как у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих, князь начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях…

…Почуяв себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его печатях появляется … двуглавый орел…»

1) Юрия Долгорукого

2) Ивана Калиты

3) Ивана III

4) Дмитрия Донского

52. В каком ряду названы даты, связанные с принятием Судебников?

1) 1054 г., 1113 г.

2) 1223 г., 1242 г.

3) 1380 г., 1480 г.

4) 1497 г., 1550 г.

53. Чем завершилось в конце XV в. соперничество двух центров Северо-Восточной Руси – Москвы и Твери?

1) сохранением независимости Тверского княжества

2) присоединением Твери к Москве

3) присоединением Твери к Великому княжеству Литовскому

4) заключением Тверью союза с польским королем

54. Система содержания должностных лиц за счет местного населения в России называлась

1) местничеством

2) полюдьем

3) барщиной

4) кормлением

55. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите князя, о котором идет речь.

«…Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

56. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

А) Дмитрий Донской

Б) Иван Грозный

В) Юрий Долгорукий

Г) Даниил Московский

57. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и напишите, как назывались совещания, о которых пишет историк.

«Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. <…> Выборные, или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было».

58. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.

А) опричнина

Б) пожилое

В) приказ

Г) кормление

1) центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни

2) удельное владение Ивана Грозного

3) система содержания должностных лиц за счет местного населения

4) плата крестьян при уходе от землевладельца

5) обращение церковной собственности в светскую

59. Установите соответствие между терминами и временем их появления.

2) баскаки

3) приказы

60. Установите соответствие между терминами и их определениями.

1) барщина

А) народное сказание о подвигах героев

Б) совет знати в Великом княжестве Литовском

В) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

Г) община у восточных славян

Д) торгово-ремесленная часть города

61. Ниже приведены две точки зрения на опричную политику Ивана Грозного:

1. Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

2. Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.