Река по берегам которой расселялись восточные славяне. Карта расселения славянских племен

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ

1. Обозначьте разными цветами территории расселения восточных, западных и южных славян.

Восточные славяне - зеленым цветом

Западные славяне - жёлтым цветом

Южные славяне - розовым цветом

2. Подпишите названия рек, вдоль которых расселились восточные славяне.

Волга, Десна, Сейм, Южный Буг, Днест, Прут, Припять, Буг, Днепр, Западная Двина, Ловать, Нева, Волхов

3. Подпишите названия племенных союзов восточных славян, о которых писал летописец:

1. «Эти славяне пришли и сели по Днепру… [в полях]» - поляне

2. «А другие сели в лесах» - древляне

3. «А другие сели между Припятью и Двиною [в болотах]» - дреговичи

4. «Иные сели по Двине, по речке, которая впадает в Двину и называется Полотой» - полочане

5. «Те же славяне, которые сели вокруг озера Ильменя, прозвались своим именем» - словене ильменские

6. «А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле» - северяне

7. «И сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра» - кривичи

8. «Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, а Вятко сел с родом своим по Оке» - радимичи и вятичи

9. «Было их множество: сидели они по Днестру и возле Дуная до самого моря» - тиверцы

Подпишите названия городов, ставших центрами этих союзов.

Киев, Искоростень, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Изборск, Псков, Новгород, Ладога, Ростов

4. Подпишите названия неславянских племён, соседних с восточными славянами.

Меря, мурома, мещера, мордва, венгры (мадьяры), ясы (аланы), валахи, авары, голядь, ятвяги, литва, земгалы, латгалы, чудь (эсты), водь, корела, весь.

5. Обведите границы трёх крупнейших государств начала IX в. и подпишите их названия.

Византийская империя

Хазарский каганат

Удобная навигация по статье:

Территория расселения восточных славян

Представители официальной исторической науки утверждают, что заселение племенами, которые можно отнести к славянским группам, Восточно-Европейской равнины происходило волнообразно. Таким образом, колонизация данных территорий происходила как в виде единовременных переселений племенных групп, так и путём постепенного расселения отдельных семей и родов.

При этом, в отличие от западного и южного направлений колонизации славянских племён, освоение восточными славянами территорий (по большей части, лесных областей), согласно исследованиям современных историков, проходило достаточно мирно, без типичных военных конфликтов с балтийским населением и местными жителями. Стоит отметить, что в качестве главного противника в этих местах выступал не агрессивно настроенный враг-человек, а дремучие безлюдные леса. Таким образом, лесную часть будущих славянских территорий племенам приходилось заселять, а не завоёвывать.

А вот в южных землях, лесостепных областях, славянские племена столкнулись не с проживающими там людьми, а с агрессивно настроенными кочевыми ордами.

Автор одной из самых значимых и популярных в мире летописи «Повесть временных лет» в своём рассказе о начале Руси отмечает несколько восточнославянских племён, которые расселились во второй половине первого тысячелетия на территориях, располагающихся между Чёрным и Балтийским морями. Среди этих племён Нестор выделяет: древлян, полян, а также тиверцев, гличей, северян, белых хорват, бужан или волынян (остатки племён дулебов), словен, кривичей, вятичей, радимичей, дреговичей, древлян.

Большая часть перечисленных племён известна многим средневековым авторам под их собственными именами. К примеру, Константин Багрянородный описывает жизнь древлян, лендзян (тут, скорее всего, имеются ввиду переселенцы из района современного Лодзя), словен, а также кривичей и .

Исследователи отмечают, что основная часть восточнославянских племён, которая расселилась по всей территории будущего древнеславянского государства, принадлежала к «склавенской» ветви славянства. Исключение составляли, пожалуй, только северяне, тиверцы и угличи.

Также, стоит отметить, что в заселении русских территорий иногда участвовали и те славянские племена, что в своё время колонизировали западноевропейские территории и Балканы. Это подтверждают многочисленные предметы, которые были найдены в результате археологических раскопок в лесной зоне Восточной Европы. В первую очередь, к подобным предметам историки относят луннические височные кольца, происхождение которых тесно связано именно с Среднедунайскими землями, где данные предметы выступали в качестве популярных украшений местных славянских племён – хорватов, смолян, северян и дрогувитов.

С фактическим продвижением носителей описанных лунничных колец, чаще всего, связывают популярность в фольклоре, в тот исторический период, «дунайской темы», которая передавалась в форме былин.

Река Дунай и ближайшие территории, на которых славянские племена осознали свою самобытность и этническую самостоятельность, навсегда отпечатался в народной славянской памяти как колыбель единого народа.

Таким образом, некоторые современные учёные предлагают рассматривать текст о расселении славян с берегов Дуная по европейским территориям, не как литературную или же учёную версию, но как долетописную народную традицию, устоявшуюся в народной памяти на долгие годы.

Карта расселения восточных славян

Изучив карту расселения восточных славян, можно заметить, что особенно привлекали славянские племена реки, а упоминание о жителях этих территорий как о «речном» народе встречается у византийских писателей шестого века. Об этом свидетельствует и рассмотренная нами «Повесть временных лет».

Фактически, общие контуры расселения этого этноса, как правило, полностью соответствует линиям речных русел. Согласно той же летописи Нестора, племя полян осело на землях среднего Днепра, древляни обосновались по берегам реки Припять, племя дреговичей – соседствовало на севере с древлянами, к западу от полян проживали бужане, к востоку от племени полян жили северяне, соседями которым на севере были родимичи. Дальше всех автор отодвигает вятичей, которые поселились в верховьях Оки. Кривичи расселились вдоль Западной Двины, Волги и Днепра, а у озера Ильмень обосновались так называемые ильменские славяне.

Прокопий Кесарийский и различные арабские источники сообщают о расселении восточных славян ещё дальше – в Донской бассейн. При этом, судя по всему, закрепиться они там надолго не смогли. Так, в одиннадцатом – двенадцатым веках, в период создания «Повести временных лет» были под властью кочевых племён, а память о том, что там когда-то жили славяне была утрачена.

Таблица по теме: Расселение восточных славян

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

Начало многим современным народам дали индоевропейцы, племена которых издавна населяли огромные территории от Индии до Западной Европы (отсюда и происходит их название). Когда-то все индоевропейцы составляли единый народ с одним языком. Но в ходе многочисленных переселений они стали распадаться на отдельные группы племен, начали различаться их языки. Примерно 2 тыс. лет до н. э. из индоевропейских племен выделились балтские и славянские. Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы.

Славянский поселок. Реконструкция

К началу новой эры древние славяне освоили территорию в верховьях рек Вислы, Буга и Припяти. Во II-III вв. вследствие движения германских племен готов на юг славяне стали расселяться по Днепру, Десне и Днестру. В IV-VI вв. в ходе Великого переселения народов, а после падения в V в. придунайского государства гуннов особенно, славянские племена мощными потоками устремились на юг в районы Дуная и Северного Причерноморья, на запад - за реку Одер, на восток и север - в верховья Волги и Оки. Славяне заселили обширные пространства Европы от Эльбы на западе до Днепра и Оки на востоке. На юге

Полевое оборонительное сооружение славян

они заняли почти весь Балканский полуостров, а на севере дошли до берегов Балтийского моря.

Расселение славян на огромной территории стало одной из причин распада праславянской языковой общности. В VII-VIII вв. происходит формирование отдельных славянских языков. Некогда единое славянство разделилось на три ветви (группы): западные, южные и восточные славяне. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.

К началу IX в. восточные славяне заселили огромную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Северного Причерноморья и от Восточных

Карпат до Волги, т. е. большую часть Восточно-Европейской равнины. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством, вели торговлю с соседними народами.

Верховная власть в племени принадлежала народному собранию (вече). В случае общей опасности или во время походов славяне собирали войско (ополчение) и выбирали его предводителя (князя).

В VI - начале VII в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род - группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, рыбными ловлями и бортями (ульями), вместе трудились и поровну делили результаты труда (родовая община). Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей. Три - пять близких по происхождению родов составляли племя.

Основным типом поселений являлись села из нескольких домов. Строили восточные славяне и укрепленные поселки - городища. Древнейшие городища были небольшими, но к IX в. они разрослись; за их рвами и забором из кольев стали укрываться десятки домов. На месте некоторых из них выросли города, ставшие центрами племен.

Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Сварог - бог вселенной (вроде древнегреческого Зевса), Велес - покровитель скотоводства, богиня Макоша олицетворяла плодородие, Стрибог - повелитель ветра. В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. С появлением у восточных славян князей, воевод, дружин, с началом военных походов на первый план выходит бог молнии и грома Перун. Со временем он становится главным языческим божеством восточных славян.

Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности

Древнейшая история славян окончательно ещё не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. Учёные не имеют и жалких крох информации о тех временах — временах седой древности. В точности даже не известно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. На некоторые события пролили свет археологические находки, но как трудно бывает правильно истолковать каждую из них! Нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие — нет.

славянин славянка

На каждую каплю твёрдого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды.

Прародина славян и их расселение


Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Некоторые историки связывают происхождение славян со скифами, жившими в Северном Причерноморье и по Днепру во времена древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.).

Учёные полагают, что в I тыс. н. э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Византийские историки VI в. называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью.

анты

Изначально они не были славянским народом, но, долгое время живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самым могущественным из славянских племён.

Соседство славян в V—VII вв. было настоящим бедствием для Византии. Долгие века могущество Римской империи останавливало у её границ нашествия варварских народов. Но шло время, и империя угасала. Она распалась на две половины — западную и восточную, в каждой из которых правили собственные императоры. Западная империя пала под натиском диких германцев. Восточная империя, получившая впоследствии название Византия, устояла против многих врагов, когда вооружённой силой, а когда тонкой дипломатией отводя угрозу вторжения на свою территорию. Но вот на её границах появились славяне. Их постоянные набеги держали византийцев в страхе.

Ужас, внушаемый славянами неприятелю, сравним с тем трепетом, который в иные времена заставляли испытывать своих врагов гунны, викинги или монголо-татары. Неистовство в бою и способность переносить самые суровые условия походов делали славян серьёзным противником. Почувствовав, что оборона границ империи слаба, славяне в конце концов широким потоком полились на её земли, занимая области от Дуная до Крита и от побережья Адриатического моря до Малой Азии. Одновременно потоки славянских переселенцев устремились во всех направлениях, в том числе и на Русскую равнину.

бой славян с печенегами

Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трёх ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т. д.) образовались впоследствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с её населением. Лишь болгары не переставали воевать с византийцами, но и они испытывали сильнейшее влияние византийской культуры. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Чёрным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

С. В. Иванов. «Жильё восточных славян».

На протяжении полутысячелетия восточные славяне осваивали эти бескрайние просторы. Территория Восточной Европы в VII—VIII вв. была покрыта густыми лесами. На границе леса и степи со славянами соперничали, борясь за территорию, кочевые народы. Но и те земли, которые относились к лесной полосе, нельзя назвать свободными. Их задолго до прихода славян населяли балтские и угро-финские племена (весь, чудь, меря, мурома, мещёра, мордва и т. д.). Казалось бы, какую область России иначе и не назовёшь, как исконно русской? Это Русский Север. Ростов, Вологда, Архангельск, Белоозеро — как много говорят названия этих древних городов русскому сердцу! Но тысячу лет назад славян в этих местах проживало абсолютное меньшинство. Поселения были расположены здесь столь редко, что славянам поначалу даже не приходилось вступать в конфликты с местным балтским и угро-финским населением, и мирное соседство приводило к постепенному ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

славянский посёлок

Однако не всегда это соседство было только мирным. Летописи хранят свидетельства о вспыхивавшем время от времени вооружённом противоборстве славян и местных племён.

Восточнославянские союзы племён

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племён получены из «Повести временных лет». Они подтверждаются находками археологов.

Славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода.

От славян, «сидящих по Дунаю», славянские племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел (т. е. стал жить. — Прим. ред.) на каком месте».

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. «Были три брата, — повествует летописец, — Кий, который сел на горе, где ныне подъём Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щекавицей, а третий брат Хорив — на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нём ловили зверей.

«И были те мужи мудры и смышлены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». В другом месте летописи сказано, что они названы полянами потому, что «в поле сидят».

памятник основателям Киева

По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нём со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; и братья его, и сестра скончались здесь же.

К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень. Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в неё впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко, — пишет летописец. — И пришли и сели: Радим на Соже (приток Днепра. — Прим. ред.), и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи».

По Бугу жили бужане, или дулебы, о которых летописец рассказывает, что их «примучили» кочевники обры (авары). Этот кочевой народ воевал с Византией и славянами в VI в. По преданию, авары, собравшись куда-либо поехать, не позволяли запрячь в телегу коня или вола, а впрягали трёх, четырёх или пятерых дулебских женщин и заставляли их себя везти. Эти обры, по словам летописи, «телом были велики, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина».

С тех пор на Руси появилась поговорка: «Сгинули как обры». Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород.

древний Новгород

Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идёт не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племён и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей — вождей из племенной знати. Впрочем, неизвестно, были ли князья выборными (на время походов) или наследовали свою власть. Историки считают, что восточнославянские союзы племён были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами.

Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов. Одновременно вокруг князей складывались дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников.

княжеская дружина

Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Византийские авторы подчёркивали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Обычаи восточных славян в древности

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне « живут зверинским образом », убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены.

Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали.

тризна

А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Хозяйство восточных славян


Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия — их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, бобы, горох; выращивали лён, коноплю, а также овощные культуры — репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели её в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту.

Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трёх-четырёх лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими посёлками. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили («перекладывались») на другое место. Использовали плуг, не известный на севере. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере.

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Найденные при раскопках кости животных свидетельствуют, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употреблялось в пищу (их использовали в основном для верховой езды и как тягловую силу), а также коров, свиней, коз, овец и птицу.

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных; ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб. На охоту брали лук со стрелами и копья.

княжеская охота

Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество — сбор мёда диких пчёл.

Восточные славяне в сочинениях византийцев

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос.

Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом.

Другой византийский писатель VI в., Маврикий Стратег, рассказывал о склавинах и антах, которые были многочисленны, выносливы, легко переносили жажду, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.

С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян».

Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде: будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально приготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью иногда в течение многих часов. А если случалось, что камыши были видны из воды, неопытные люди принимали их за растущие в воде.

Славянские поселения VI—VIII вв. Славяне возвращаются с охоты в сопровождении византийских торговцев.

Каждый воин у славян был вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имели также прочные, но с трудом переносимые с места на место щиты. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться.

Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар.

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

штурм славянами византийской крепости

Продолжение смотрите на сайте: Для продвинутых - Язычество восточных славян.

Восточные славяне в древности представляли собой объединенную группу народностей, которая включала в себя тринадцать племен. Каждое из них имело свои особенности, место расселения и численность.

Племена восточных славян

Приведенная ниже таблица “Восточные славяне в древности” даст общее представление том, какие народности входили в эту группу и чем они отличались.

Племя

Место поселения

Особенности (если есть)

У берегов Днепра, к югу от современного Киева

Самое многочисленное из всех славянских племен, составили основу населения древнерусского государства

Новгород, Ладога, Чудское озеро

Арабские источники указывают, что именно они образовали первое славянское государство, объединившись с кривичами

В верховьях Волги и на севере от реки Западная Двина

Полочане

На юге от реки Западная Двина

Незначительный племенной союз

Дреговичи

Между Днепром и верховьями Немана

Древляне

Южнее Припяти

Волыняне

В истоках Вислы, на юге от древлян

Белые хорваты

Между Вислой и Днестром

На востоке от белых хорватов

Самое слабое славянское племя

Между Днестром и Прутом

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Местность, которая прилегает к Десне

Радимичи

Между Днепром и Десной

Присоединены к древнерусскому государству в 855 году

Вдоль Оки и Дона

Предок этого племени – легендарный Вятко

Рис. 1. Карта расселения славян.

Основные занятия восточных славян

Главным образом они возделывали землю. В зависимости от района использовался этот ресурс по-разному: так, на юге с его богатым черноземом землю засевали пять лет подряд, а потом переходили на другой участок, давая ей отдохнуть. На севере и в центре сначала приходилось вырубать и сжигать лес, и только потом выращивать на освобожденной площади полезные культуры. Плодородным участок был не больше трех лет. Выращивали в основном зерновые культуры и корнеплоды.

Занимались славяне также рыболовством, охотой и бортничеством. Было достаточно развито стойловое скотоводство: они держали коров, коз, свиней, лошадей.

Очень важную роль играла в жизни славянских племен торговля, которая велась по знаменитом пути “из варяг в греки”. Основной “денежной единицей” служили шкурки куниц.

Общественный строй восточных славян

Социальное устройство не отличалось сложностью: наименьшей единицей была семья, которую возглавлял отец, семьи объединялись в общины под руководством старейшины, а общины уже составляли племя, важные вопросы жизни которого решались на народном собрании – вече.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Народное вече.

Система верований восточных славян

Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

Рис. 3. Статуя Перуна.

Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 445.