Византийская империя VI-VIII вв. Тема: Восточная империя и арабы

На уроке, посвященном теме «Византийская империя VI-VIII вв.», рассказывается о наследстве, которое принадлежит восточной и западной части империи. Влияние соседей и религиозный кризис внутри империи имели серьезные последствия. Рассказывается о временах правления Юстиниана как наиболее удачных для империи, о правлении Ираклия, на смену которому придет Лев III.

Тема: Восточная империя и арабы
Урок: Византийская империя в VI - VIII вв.

В отличие от Западной Римской империи, Византия не только устояла под натиском варваров, но и просуществовала более тысячи лет. В нее входили богатые и культурные области: Балканский полуостров с прилегающими островами, часть Закавказья, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет. С глубокой древности здесь развивались земледелие и скотоводство. В Византии, в том числе на территории Египта, Ближнего Востока, сохранились оживленные, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Здесь были развиты такие ремесла, как производство стеклянной посуды, шелковых тканей, тонких украшений, папируса.

Константинополь, расположенный на берегу пролива Босфор, стоял на пересечении двух важных торговых путей: сухопутного — из Европы в Азию и морского — из Средиземного моря в Черное. Византийские купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, где имели свои города-колонии, Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе, куда они привозили дорогие восточные товары.

Рис. 1. Константинополь ()

В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранялось единое государство с деспотической императорской властью. Власть императора передавалась по наследству. Он был верховным судьей, назначал военачальников и высших чиновников, принимал иностранных послов. Император правил страной с помощью множества чиновников. Они старались всеми силами получить влияние при дворе. Дела просителей решались с помощью взяток или личных связей.

Византия могла защищать свои границы от варваров и даже вести завоевательные войны. Распоряжаясь богатой казной, император содержал большую наемную армию и сильный флот. Но бывали периоды, когда крупный военачальник свергал самого императора и сам становился государем.Империя особенно расширила свои границы в правление Юстиниана (527-565 гг.).

Рис. 2. Император Юстиниан ()

Умный, энергичный, хорошо образованный Юстиниан умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и любезностью скрывался беспощадный и коварный тиран. Юстиниан боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу. Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия». Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей. Его правление началось невиданными гонениями на язычников, иудеев и отступников от учения церкви. Их ограничивали в правах, увольняли со службы, осуждали на смерть. Была закрыта знаменитая школа в Афинах — крупный центр языческой культуры. Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введенные самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользованию законами. Эти труды были изданы под общим названием «Свод гражданского права» . Данный свод законов сохранил для следующих поколений римское право. Его изучали юристы в Средние века и Новое время, составляя законы для своих государств.

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах. Пользуясь раздорами в королевстве вандалов, император отправил на 500 кораблях войско для завоевания Северной Африки. Византийцы быстро одержали победу над вандалами и заняли столицу королевства Карфаген. Затем Юстиниан приступил к завоеванию королевства остготов в Италии. Его войско заняло Сицилию, юг Италии и позднее овладело Римом. Другое войско, наступая с Балканского полуострова, вступило в столицу остготов Равенну. Королевство остготов пало. Но притеснения чиновников и грабежи солдат вызывали восстания местных жителей в Северной Африке и Италии. Юстиниан был вынужден посылать новые армии для подавления восстаний в завоеванных странах. Потребовалось 15 лет напряженной борьбы, чтобы полностью подчинить Северную Африку, а в Италии на это ушло около 20 лет. Использовав междоусобную борьбу за престол в королевстве вестготов, войско Юстиниана завоевало юго-западную часть Испании.

Рис. 3. Византийская империя при Юстиниане ()

Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости, размещал в них гарнизоны, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города, сооружались водопроводы, ипподромы, театры. Но население самой Византии было разорено непосильными налогами. Повсюду вспыхивали восстания, которые Юстиниан жестоко подавлял.

На востоке Византии пришлось вести долгие войны с Ираном, даже уступить Ирану часть территории и платить ему дань. Византия не имела сильного рыцарского войска, как в Западной Европе, и стала терпеть поражения в войнах с соседями. Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла почти все завоеванные на Западе территории. Лангобарды заняли большую часть Италии, а вестготы отобрали свои прежние владения в Испании.

С начала VI в. на Византию нападали славяне. Их отряды подступали даже к Константинополю. В войнах с Византией славяне приобрели боевой опыт, научились сражаться строем и брать штурмом крепости. От вторжений они перешли к заселению территории империи: заняли сначала север Балканского полуострова, затем проникли в Македонию и Грецию. Славяне превращались в подданных империи: они стали платить в казну налоги и служить в императорском войске.

С юга на Византию в VII в. напали арабы. Они захватили Палестину, Сирию и Египет, а к концу века и всю Северную Африку. Со времен Юстиниана территория империи сократилась почти втрое. Византия сохранила лишь Малую Азию, южную часть Балканского полуострова и некоторые области в Италии. В VIII в. произошел перелом в войнах Византии с арабами. Византийцы стали сами вторгаться во владения арабов в Сирии и Армении и позднее отвоевали у арабов часть Малой Азии, области в Сирии и Закавказье, острова Кипр и Крит.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

Домашнее задание

1. Какие известные вам государства древности входили в состав Византийской империи?

2. Чем власть византийских императоров отличалась от власти западноевропейских монархов?

3. Какими тремя основными принципами руководствовался Юстиниан в своей политике?

4. Удалось ли Юстиниану восстановить Римскую империю в ее прежних границах?

5. Какие народы вторглись на территорию Византии после смерти Юстиниана?


  • Домашнее задание – параграф 6 – пересказ;
  • Рабочая тетрадь – стр.19-20

  • Особенности Византии.
  • Власть императора.
  • Юстиниан и его реформы.
  • Войны Юстиниана.
  • Вторжение славян и арабов.
  • Борьба с внешними врагами в VIII-IX веках.


1. Прочитайте текст учебника на стр. 47 (предисловие к п.1 §6).

2. Выполните задание в Р.Т. №1 стр. 21 (текст с ошибками).

2. Сделайте вывод об особенностях развития Византии (устно).

395 год, Римская (Ромейская), римляне (ромеи), Галлия, Рим, Константинополь.


  • В 395 году Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.
  • Столица - город Константинополь , который когда-то был греческой колонией Византий .
  • Поэтому государство и назвали Византией (Византийской империей).
  • Сами византийцы считали, что по-прежнему живут в Римской империи, поэтому называли себя ромеями (римлянами), а империю – Ромейской (римской).
  • Просуществовала более 1000 лет .

Г еографические

  • огромная территория, включало много стран
  • расположено в Европе и Азии (Запад и Восток)

Общественные

  • разнообразие народов, языков, культур
  • много городов, многочисленное население

Экономические

  • хорошо развито с древности хозяйство (земледелие, скотоводство, ремесла, города, международная торговля)
  • перекресток торговых путей (морские и сухопутные)

Политические

  • продолжало развитие …
  • сохранилось единое государство с деспотической императорской властью
  • продолжало развитие …

Особенности Византии.


Власть императора.

  • Прочитайте пункт 2 учебника (с. 48-49).
  • Докажите, что византийский император обладал огромной властью.
  • Заполните схему:

Власть императора


Власть

императора

верховный

судья

наследственная

распоряжается

казной

назначает

чиновников и военачальников

руководит

внешней

политикой

главнокомандующий,

наемная армия,

флот


Юстиниан и его реформы.

  • Задание. Прочитайте пункт 3 (стр. 49-50 учебника).
  • Определите основное правило правления Юстиниана ; подтвердите его фактами (выпишите в тетрадь).

Юстиниан (527-565 гг.)


Войны Юстиниана

  • Цель: восстановить Римскую империю.

Ю-З Испания,

Северная Африка,

вандалы, Карфаген


Территориальные завоевания Восточной Римской Империи при Юстиниане I.

Территории по состоянию на 527 год (начало правления)

- к концу правления императора - 565 год , наибольшие территориальные владения за всю тысячелетнюю историю Византийской (Восточной Римской) Империи

Технологическая карта урока

Предмет: Всеобщая история Класс:______ Дата проведения______

Раздел 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VI I ВВ.

Тема урока. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

Цели

познакомить с преимуществами географического положения Константинополя, сущностью власти императора и его способами укрепления страны.

Планируемые результаты

предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Ромеи, империя, иконоборчество

Ресурсы

карта «Византийская империя в VI - XI вв.»; ил люстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока

открытия нового знания.

Ход урока

Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. Мотивация УД

«В Константинополе к императорскому дворцу примыкает зала изу мительного великолепия и красоты, у греков называемая Магнавра, или Золотая палата... Перед троном императора стояло медное, но позолочен ное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и наконец висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, и виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолочен ные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали масть, двигали языком и издавали громкий рев... При моем появлении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. Я же не испытал ми страха, ни удивления, так как еще раньше был осведомлен некото рыми знатоками о всех этих вещах. После того как я, согласно обычаю, третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли...» (Из записок Лиутпранда, посла итальянского короля Беренгара, о приеме во дворце императора в середине Хв.).

Попробуем перенестись в Византию и поближе познакомиться с историей этой удивительной страны.

Восточная Римская империя стала самостоятельным государством в 395 г. По древнему названию столицы это государство назвали Византийской империей, но сами византийцы называли себя ромеями. Они не только устояли в борьбе с варварами, но и создали сильное государство, просуществовавшее до 1453 г.

    Кто и когда перенес столицу Римской империи в Константинополь?

    Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную?

    Покажите на карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю.

( Ученики отвечают на вопросы и выполняют задание.) .

3.Постановка целей и задач урока

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

План урока

    Особенности развития Византии.

    Власть императора.

    Юстиниан и его реформы.

    Внешняя политика Юстиниана

- Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
(Ученики формулируют цели урока.)

Оформляют записи в тетради.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров? Удалась ли попытка Юстиниана восстановить империю ?

4.Изучение нового материала

1. Особенности развития Византии

Вы верно предположили, что история Византии будет отли чаться от истории Западной Римской империи.

2. Власть императора

Задание: опираясь на историческую карту и изученный ма териал, используя прием мозгового штурма, предположите, почему Византия оказалась более прочной, чем Западная Римская империя.

( Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Предположите, какой была власть императора в Византии. (Ответы учеников.)

Задание: проверим наши предположения, поработав с п. 2 § 6. (Проверка выполнения задания и составление схемы.)

5.Физминутка

Организация физминутки

Физминутка «Близнецы»

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

    присесть

    встать

    встать на пальчики, опуститься

    наклониться влево

    наклониться вправо

    прогнуться назад

    постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

    постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

    открыть глаза и тихо сесть.

Проводят групповую физкультминутку

Продолжение изучения нового материала

3. Юстиниан и его реформы

Власть византийских императоров (василевсов) не была юри дически наследственной. Фактически на престоле мог оказаться любой человек. Наиболее прославленные византийские императоры не могли похвастаться высоким происхождением.

Слайд 1. В 527 г. императором стал Юстиниан - бедный илли рийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благо даря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма, великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и образованный, он остался в исто рии христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы церкви.

Слайд 2. Юстиниан умело подбирал помощников. По словам историка Прокопия, он мог, не выказывая гнева, «тихим, ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не пови нных людей».

Слайд 3. Юстиниан боялся покушений на свою жизнь и пото му легко верил доносам и был скор на расправу.

Слайд 4. Богатство и пышность императорского двора «зо лотого века» вошли в легенды. Придворный церемониал был не только сложным, но и строго определенным, так как «ритуал помогает повысить значимость монарха». «Магистральная ли пни» церемоний закладывалась при Юстиниане, когда были вы работаны основные принципы, которые надлежало соблюдать и ходе коронаций, рождения императорских отпрысков, венчаний и погребений, отъезда монарха из столицы и его возвращения, но время его пребывания на мероприятиях, например на бегах па ипподроме, во время приема послов, религиозных и государственных праздников. Но досконально все церемонии были описаны только в X в. Тогда даже изобретения в области механики использовались, чтобы подчеркнуть сверхчеловеческую природу монарха. Самым занимательным в этом ряду был механический фон. Однако и менее технически оснащенные троны выглядели впечатляюще, поскольку были изготовлены из дорогих материа лов, отделаны драгоценными камнями, увенчаны балдахинами, вбиты редкими и дорогими тканями и стояли на возвышении. К ним прилагалась изысканно украшенная скамеечка для ног.

Завидев императора, все должны были пасть на колени. колени , а величие этого зрелища производило достаточное впечатле ние на всех, кому выпало такое счастье, посла подводили к трону. По пути он должен был трижды остановиться и преклонить коле но перед василевсом. Дойдя до трона, он протягивал верительные грамоты распорядителю церемоний и приветствовал императора от имени своего монарха. Император отвечал, осведомившись о здор овье последнего.

Как единоличный источник закона и порядка, император был довольно занятым человеком, его день был долгим и насыщен ным. Императора будили ежедневно в шесть утра тремя ударами в дверь. Он вставал и одевался без посторонней помощи, обхо дясь без каких-либо церемоний, подобных той, которую позднее ввел Людовик XIV , король Франции. Из своей спальни император шел в Золотой зал, чтобы помолиться перед иконой Спасителя, находившейся в специальной нише. После чего садился на трон и завтракал. Поев, он принимал управляющего двором и обсуждал с ним распорядок дня.

Все императоры обладали самобытными характерами и были яркими личностями. У многих был широкий круг интересов, и они проводили часы досуга, занимаясь личными делами. Не которые отличались общительностью и часто приглашали гостей, чтобы те разделили трапезу с императорским семейством, а часто сами с радостью принимали приглашения отобедать в домах своих подданных. Все они вели полноценную семейную жизнь, не вы ставляя ее на обозрение.

Слайд 5. При Юстиниане Византия стала не только крупней шим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Император укрепил законность и правопорядок в стране. Во время его правления Константинополь стал художественным центром средневекового мира, палладиумом наук и искусств, за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника,

также ставшие средоточием византийского художественного стиля. При Юсти ниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней, - собор Святой Софии и церковь Сан-Витале в Равенне.

Примерный план учащихся:

    «Единое государство, единый закон, единая религия».

    Желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки.

    Строил храмы и монастыри.

    Подвергал гонениям язычников и иудеев, отступников от христианского вероучения.

    Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.

    Создал «Свод гражданского права».

    Начало правления Юстиниана отмечено широкой благо- творительностью.

    Снизил налоги.

    Помогал пострадавшим от землетрясения городам.

    Создал систему имперского гражданства. Было провозгла шено равенство всех перед законом.

    По законам Юстиниана раб считался человеком. Рабство не- отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

а) становился солдатом;

б) уходил в монастырь;

в) становился епископом;

г) его нельзя было убивать.

    Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был за прещен развод.

    Смертная казнь отменена не была.

Но оставались еще пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распять на кресте, избить розгами до смерти и т. д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и кара юсь смертью оскорбление императора

Задание: изучая информацию презентации, выделите сильные (троны личности императора Юстиниана и те черты, которые нам не нравятся. Свое мнение аргументируйте.

После просмотра слайдов.

О человеке нужно судить по его делам, поэтому мы должны проанализировать деятельность Юстиниана, т. е. те реформы, ко торые он провел при жизни.

Задание: работая с п. 3 § 6 учебника, составьте план текста «Реформы и деятельность Юстиниана».

( Проверка выполнения задания.)

Задание: дайте оценку реформ и деятельности Юстиниана. (Проверка выполнения задания.)

4. Внешняя политика Юстиниана

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю и прежних границах.

Направление

Средство

Итог

Северное При черноморье

Война

Возвращение южного берега Крыма

Борьба с персами на Востоке

Война, подкуп

Персы отброшены, за ключен мирный договор

Борьба с набегами славян

Стравливание племен между собой, подкуп

Набеги отражены, но угроза остается

Борьба с вестготами

война

Отвоевание Юж. Испании

Борьба с вандалами

Война

Отвоевание Сев. Африки

Борьба с остготами

война

Возвращение Италии

После смерти Юстиниана Византия в течение нескольких сто летий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество, и блеск Юстиниановской эпохи.

С начала VI в. на Византию начали нападать славянские пле мена. Империя с трудом отбивала их набеги, а ослабление Ви зантии открыло путь для заселения этой территории славянами. В VI в. с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.

Задание: работая с исторической картой и текстом п. 4, 5 § 6, исполните задание и ответьте на вопрос.

    Заполните таблицу «Направления внешней политики Юстиниана».

    Удалось ли Юстиниану восстановить Римскую империю в прежних границах? Почему?

( Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

6.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся.

Выслушиваются мнения учеников

7.Рефлексия.

Подведения итогов. Оценивание.

-В чем сходство и различие задач, которые решали импера торы Византии и короли в Европе в то время?

( Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

Проверяю выполнение заданий, провожу оценивание учащихся

Рефлексия

    Что нового узнали на уроке?

    Какие умения и навыки отрабатывали?

    С какими новыми терминами познакомились?

    Что понравилось и что не понравилось на уроке?

    Какие выводы сделали?

ИЛИ ТЕХНИКА «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ .

8. Домашнее задание (дифференцированное).

    Для сильных учеников - § 6, написать размышление на тему «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?».

    Для средних учеников - § 6, ответить на вопрос: почему за мысел Юстиниана восстановить Римскую империю в преж них границах был обречен на неудачу?

    Для слабых учеников - § 6, провести исследование на тему «Сравнение географического и экономического положения Восточной Римской и Западной Римской империй».






Император Юстиниан: г.г Сильная императорская власть (стр 130 посл. абз.) Византия особенно расширила границы в правление Юстиниана. Император был блестяще образован, трудолюбив, решителен, жесток. Надеялся возродить могущество Римской империи. Основное правило: «единое государство, единый закон, единая религия». Император Юстиниан


Реформы Юстиниана Для укрепления императорской власти Юстиниан поддерживал христианскую церковь, а церковь – его. Христианство – единая государственная религия Византии Юстиниан ввёл единые для империи законы: совокупность законов римских императоров и «Кодекса Юстиниана» легли в основу европейской юридической науки (Римское право) стр абз. Стены Константинополя


Войны Юстиниана Юстиниан поставил себе задачей восстановить империю в её бывших границах и был близок к цели. Для её достижения он привлекал талантливых людей, как, например его полководец Велизарий. Армия Велизария захватила Северную Африку, о. Сицилию, Италию.


отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя

уступала своим врагам все новые и новые земли.

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот.

Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под

давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в

секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Борьба с внешними врагами:

- Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок

набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу

земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением

войны отправлялись в поход со своиморужием и лошадьми.

В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы,

направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000

человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат.Для уничтожениякоролевства

вандаловпотребовалось всего 15 тысяч человек.При нападении нагосударство

остготовВелисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей

Южной Италии, Неаполя,Рима . Юстиниан посылал ему помощь дважды-первый раз

1600 и потом 4800 солдат.Наконец, сделав усилие, империя снаряжаетНарсесас 7000

человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000

человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.

Армия подразделялась на полевую армиюостоявшую, главным образом,

из комитатов и федератовпри поддержке союзников- варваров) и гарнизонные части.

Постепенно исчезали легионы иалы, которые сменялись более мелкими пехотными и

кавалерийскими отрядами- нумериями (тагмами). Византийские войска были

подразделены на отряды-нумерии численностью 200-400 воинов под командованием

офицеров-трибунов. В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия .

Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и

тяжёлую конницукатафрактариев, появившихся под влиянием Персии. Отряды конных

лучников-гиппотоксатовсоставляли воинскую элиту империи. Полевую армию

составляли так называемыекомитаты. Зачастую они были ненадёжны, так как были

более преданны своим командирам- вербовщикам, которым приносили клятву верности,

чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от

верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для

формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии -личная

гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и

привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла

опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали

служить и жители империи. Основными источниками рекрутов былиЮжная

АнатолияиИллирия. Повысился процент добровольцев. Тем не менее, германские

наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие

тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В575 годубыло

сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно