Сочинение «В. Маяковский о пошлости и бюрократизме

«Разорвём

сплетённую чиновниками

паутину кумовства,

протекций,

волокит».

В. Маяковский. «Протекция»

В русской и мировой поэзии XX века Владимир Маяковский занимает по праву ведущее место. В его творчестве полно и многогранно отражена великая эпоха колоссальных общественных противоречий, эпоха решительной ломки старого и строительства нового общества, эпоха мировых войн и революций. Агитатор, ли­рик, поэт-трибун, он работает в «Окнах РОСТА», создаёт поэмы «150 000 000», «Люблю», «Про это», «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос», пье­сы «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня». В них он страстно и откровенно расска­зывает «о времени и о себе». Маяковский принял революцию и наступал «на гор­ло собственной песне», заставил свою поэтическую Музу служить новой эпохе - многообещающей и противоречивой.

В своих произведениях он не только славит новое время, но и вскрывает всё то, что стоит на пути к новой жизни. Мощью своего поэтического слова Маяков­ский обрушивается на давнего врага - бюрократизм, который после установле­ния Советской власти расцвёл ещё более пышным цветом.

В марте 1922 года появилось в печати стихотворение «Прозаседавшиеся». Объектом сатиры автор взял одно из самых распространённых проявлений бю­рократизма - злоупотребление заседаниями. Чтобы показать вред этого явления, автор изобразил его в намеренно преувеличенном виде, используя гиперболу, до­ведённую до гротеска. С самого раннего утра, чуть «ночь превратится в рассвет», заполняются учреждения и начинаются в них заседания. Заседают по любому поводу: то «объединение ТЕО и Гукона», то «покупка склянки чернил Губкооперативом», то заседание комсомола, а то просто какого-то «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». И когда проситель, тщетно пытавшийся получить аудиенцию у некоего «товарища Иван Ваныча», взъярённый врывается на заседание, его взору пред­стаёт страшная картина: «сидит людей половина», другой половины нет. На ис­пуганный вопрос: «Где же половина другая?» - проситель слышит «спокойней­ший голосок секретаря: «Они на двух заседаниях сразу». Спокойствие и казённая вежливость секретаря ещё более оттеняют взволнованность героя. Вид кошмар­ной картины заседания, на котором присутствуют только «половины людей», на­водит на мысль: для разбора пустых дел голова не нужна. Маяковский предлага­ет «искоренить» все заседания. «Прозаседавшиеся» - прекрасный образец сатирического произведения. К сожалению, и в наши дни это стихотворение акту­ально: бюрократизм не изжит.

Следуя лучшим традициям Н. В. Гоголя, М. Е. Щедрина, продолжая собствен­ную линию сатирической поэзии, Маяковский создал ряд произведений, которые и в наше время не утратили своей актуальности и сатирической остроты. В числе этих произведений в первую очередь следует назвать стихотворение «О дряни», «Служака», «Трус», «Помпадур», «Подлиза», «Сплетник» и другие.

Поэт обратил свою сатиру против тех, кто с первых дней новой власти, «на­скоро оперенья переменив», «засели во все учреждения», «свили себе уютные ка­бинеты и спаленки», заботясь лишь о собственном благополучии.
«Опутали революцию обывательщины нити,
Страшнее Врангеля обывательский быт».

В стихотворении «О дряни» нарисована супружеская парочка из мещанско-обывательской среды. Вот - «он». Вечером «от самовара разморясь», мечтает о прибавке к жалованью и о новых «тихоокеанских галифищах». Подделываясь под новый строй, он даже дома старается казаться «вполне советским» и супругу именует не иначе, как «товарищ Надя». Под стать ему жена, которая заботится о платье с эмблемами серпа и молота: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Окружающая их обстановка обывательская, как ни стараются они прикрыть её: на стене висит портрет Маркса в алой рамочке, газета «Известия», на которой греется котёнок, а из-под потолка верещит «оголтелая канарейка» - символ мещанского благополучия.Стихотворением «О дряни» поэт начал систематическую борьбу против отрицательных явлений «в нашей собственной среде».

В сатирическом стихотворении «Трус» Маяковский назвал этим позорным именем тех, кто, живя в нашей «славной смелыми стране», обнаруживает тру­сость. Здесь во всём великолепии перед нами чиновник-бюрократ:
«Влип в
бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
Схорониться б
за приказ...
Спрятаться б
за циркуляр».

Боясь ответственности, пресмыкаясь перед начальством: «каждый зов для труса - туз», - трус скрывает свои взгляды и вкусы, он боится иметь собствен­ное мнение, он стремится усвоить «мнение старшино» - мнение начальника. Трус, не задумываясь, изменит своё мнение в угоду начальства: «мненье - это не име­нье, потерять его не страшно». Но трус не только отвратителен, но опасен - опа­сен и своим приспособленчеством, и бездеятельностью и равнодушием. «Хоть грабь­те, хоть режьте возле него, не будет слушать ни плач, ни вой».

Очень современно и стихотворение «Помпадур». Следуя примеру М. Е. Сал­тыкова-Щедрина, Маяковский рисует помпадура-чиновника, который мнит себя выше всех, который порвал с массами. Такие люди доверие окружающих счита­ют «пожизненной наградой», такой помпадур думает, что ему навсегда дано над всеми «володеть и княжить», «победы масс» он приписывает «своему уму».

В стихотворении «Взяточники» поэт с ненавистью громит тех, кто понял «братство народов» как «счастье братьев, тёть и сестёр». Он призывает избавить­ся от этих подлых и грязных преступников:
«Долой
присосавшихся
к нашим
рядам
и тех,
кто к грошам
присосался!»

В «Общем руководстве для начинающих подхалимов» поэт-сатирик раскрыва­ет перед читателем «технику» подхалима, а в конце даёт совет тем, кто не хочет быть подхалимом: не молчать, не зажимать рот и поступать «не по стиху, а наобо­рот».

Стихами громя обыденщины жуть, поэт звал к новой жизни:
«Шагайте!
По быту!
Сквозь мозг мужчины!
Сквозь сердце женщины!»

В своих сатирических стихотворениях Маяковский резкими штрихами на­рисовал нам портреты «искусственных людей», людей «системы «бюрократ», для которых «даже солнце - входящее и исходящее».

Перефразируя Маяковского, можно сказать, что его сатира - «один из же­лезных прутьев» в железной метле, которой народ выметает из своих рядов «всех, кто забюрократился, замошенничался и т. д.»

«Разорвём

сплетённую чиновниками

паутину кумовства,

протекций,

волокит».

В. Маяковский. «Протекция»

В русской и мировой поэзии XX века Владимир Маяковский занимает по праву ведущее место. В его творчестве полно и многогранно отражена великая эпоха колоссальных общественных противоречий, эпоха решительной ломки старого и строительства нового общества, эпоха мировых войн и революций. Агитатор, ли-рик, поэт-трибун, он работает в «Окнах РОСТА», создаёт поэмы «150 000 000», «Люблю», «Про это», «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос», пье-сы «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня». В них он страстно и откровенно расска-зывает «о времени и о себе». Маяковский принял революцию и наступал «на гор-ло собственной песне», заставил свою поэтическую Музу служить новой эпохе — многообещающей и противоречивой.

В своих произведениях он не только славит новое время, но и вскрывает всё то, что стоит на пути к новой жизни. Мощью своего поэтического слова Маяков-ский обрушивается на давнего врага — бюрократизм, который после установле-ния Советской власти расцвёл ещё более пышным цветом.

В марте 1922 года появилось в печати стихотворение «Прозаседавшиеся». Объектом сатиры автор взял одно из самых распространённых проявлений бю-рократизма — злоупотребление заседаниями. Чтобы показать вред этого явления, автор изобразил его в намеренно преувеличенном виде, используя гиперболу, до-ведённую до гротеска. С самого раннего утра, чуть «ночь превратится в рассвет», заполняются учреждения и начинаются в них заседания. Заседают по любому поводу: то «объединение ТЕО и Гукона», то «покупка склянки чернил Губкооперативом», то заседание комсомола, а то просто какого-то «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». И когда проситель, тщетно пытавшийся получить аудиенцию у некоего «товарища Иван Ваныча», взъярённый врывается на заседание, его взору пред-стаёт страшная картина: «сидит людей половина», другой половины нет. На ис-пуганный вопрос: «Где же половина другая?» — проситель слышит «спокойней-ший голосок секретаря: «Они на двух заседаниях сразу». Спокойствие и казённая вежливость секретаря ещё более оттеняют взволнованность героя. Вид кошмар-ной картины заседания, на котором присутствуют только «половины людей», на-водит на мысль: для разбора пустых дел голова не нужна. Маяковский предлага-ет «искоренить» все заседания. «Прозаседавшиеся» — прекрасный образец сатирического произведения. К сожалению, и в наши дни это стихотворение акту-ально: бюрократизм не изжит.

Следуя лучшим традициям Н. В. Гоголя, М. Е. Щедрина, продолжая собствен-ную линию сатирической поэзии, Маяковский создал ряд произведений, которые и в наше время не утратили своей актуальности и сатирической остроты. В числе этих произведений в первую очередь следует назвать стихотворение «О дряни», «Служака», «Трус», «Помпадур», «Подлиза», «Сплетник» и другие.

Поэт обратил свою сатиру против тех, кто с первых дней новой власти, «на-скоро оперенья переменив», «засели во все учреждения», «свили себе уютные ка-бинеты и спаленки», заботясь лишь о собственном благополучии.

«Опутали революцию обывательщины нити, Страшнее Врангеля обывательский быт».

В стихотворении «О дряни» нарисована супружеская парочка из мещанско-обывательской среды. Вот — «он». Вечером «от самовара разморясь», мечтает о прибавке к жалованью и о новых «тихоокеанских галифищах». Подделываясь под новый строй, он даже дома старается казаться «вполне советским» и супругу именует не иначе, как «товарищ Надя». Под стать ему жена, которая заботится о платье с эмблемами серпа и молота: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Окружающая их обстановка обывательская, как ни стараются они прикрыть её: на стене висит портрет Маркса в алой рамочке, газета «Известия», на которой греется котёнок, а из-под потолка верещит «оголтелая канарейка» — символ мещанского благополучия.

Стихотворением «О дряни» поэт начал систематическую борьбу против отрицательных явлений «в нашей собственной среде».

В сатирическом стихотворении «Трус» Маяковский назвал этим позорным именем тех, кто, живя в нашей «славной смелыми стране», обнаруживает тру-сость. Здесь во всём великолепии перед нами чиновник-бюрократ:

«Влип в бумажки парой глаз, ног поджаты циркуля: Схорониться б за приказ... Спрятаться б за циркуляр».

Боясь ответственности, пресмыкаясь перед начальством: «каждый зов для труса — туз», — трус скрывает свои взгляды и вкусы, он боится иметь собствен-ное мнение, он стремится усвоить «мнение старшино» — мнение начальника. Трус, не задумываясь, изменит своё мнение в угоду начальства: «мненье — это не име-нье, потерять его не страшно». Но трус не только отвратителен, но опасен — опа-сен и своим приспособленчеством, и бездеятельностью и равнодушием. «Хоть грабь-те, хоть режьте возле него, не будет слушать ни плач, ни вой».

Очень современно и стихотворение «Помпадур». Следуя примеру М. Е. Сал-тыкова-Щедрина, Маяковский рисует помпадура-чиновника, который мнит себя выше всех, который порвал с массами. Такие люди доверие окружающих счита-ют «пожизненной наградой», такой помпадур думает, что ему навсегда дано над всеми «володеть и княжить», «победы масс» он приписывает «своему уму».

В стихотворении «Взяточники» поэт с ненавистью громит тех, кто понял «братство народов» как «счастье братьев, тёть и сестёр». Он призывает избавить-ся от этих подлых и грязных преступников:

«Долой присосавшихся к нашим рядам и тех, кто к грошам присосался!»

В «Общем руководстве для начинающих подхалимов» поэт-сатирик раскрыва-ет перед читателем «технику» подхалима, а в конце даёт совет тем, кто не хочет быть подхалимом: не молчать, не зажимать рот и поступать «не по стиху, а наобо-рот».

Стихами громя обыденщины жуть, поэт звал к новой жизни:

«Шагайте! По быту! Сквозь мозг мужчины! Сквозь сердце женщины!»

В своих сатирических стихотворениях Маяковский резкими штрихами на-рисовал нам портреты «искусственных людей», людей «системы «бюрократ», для которых «даже солнце — входящее и исходящее».

Перефразируя Маяковского, можно сказать, что его сатира — «один из же-лезных прутьев» в железной метле, которой народ выметает из своих рядов «всех, кто забюрократился, замошенничался и т. д.»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • маяковский трус анализ стихотворения
  • пошлость маяковский
  • анализ стихотворения взяточники
  • маяковский бюрократизм
  • в каком стихотворении В.В. Маяковский осуждает бюрократизм и чиновников

Член ЦИКа тов. Рухула Алы Оглы Ахундов ударил по лицу пассажира в вагоне-ресторане поезда Москва - Харьков за то, что пассажир отказался закрыть занавеску у окна. При составлении дознания тов. Ахундов выложил свой циковский билет.

«Правда », № 111/3943 .

Мне неведомо,

в кого я попаду,

знаю только -

попаду в кого-то...

10 Как шар,

положенный

в намеченную лузу,

он
лысой головой

для поворотов -

положенную блузу,

20 как министерский

раззолоченный сюртук.

позволивших

незыблемых

мандатов латы,

30 приписал он

своему уму,

пожизненной

наградой за таланты.

Со всякой массою

порвал давно.

Хоть политический,

но капиталец -

40 нажит.

И кажется ему,

что навсегда

проходят, семеня, -

50 его

не развлечешь

противною картиной.

Как будто говорит:

«Не трогайте

касанием плотвы

но беспартийной».

С его мандатами

60 какой,

Соседу по столу,

напившись в дым и дрызг,

«Гражданин,

70 задернуть занавеску!»

помешкавшего

награждает оплеухой,

и собеседник

сверзился под стол,

придерживая

окровавленное ухо.

Расселся,

80 хоть на лбу

теши дубовый кол, -

чего, мол,

буду объясняться зря я?!

Величественно

мандат на протокол:

«Прочесть

и расходиться, козыряя!»

Но что случилось?

90 Не берут под козырек?

Сановник

под значком

Не пыжьтесь, помпадур!

Другой зарок

100 негнущаяся партия.

Метлою лозунгов

звенит железо фраз,

метлою бурь

по дуракам подуло.

Товарищи,

подымем ярость масс

за партию,

за коммунизм,

на помпадуров! -

110 Неизвестно мне,

в кого я попаду,

но уверен -

попаду в кого-то...

Выдающийся

советский помпадур

отдыхать на во́ды,