Сообщение на тему жизнь и творчество крылова. Становление Крылова как баснописца

2. Тематика произведений

4. Литературная позиция

1. Творческий путь И.А. Крылова

Творчество Ивана Андреевича Крылова явилось следствием влияния на русскую литературу творчества и идей Радищева, и в нем отразились бунтарские идеи предшественника Крылова. В связи с этим Крылов был одним из революционных бунтарских писателей в русской литературе конца XVIII в. Творческий путь Крылова можно охарактеризовать следующим образом:

наличие жестких бунтарских и сатирических ноток уже в первом произведении — комической опере "Кофейница" (1783-1784), написанной Крыловым в возрасте 14 лет и представляющей собой социальную сатиру, которая впоследствии выразилась в его творчестве в полной мере;

внесение в свои ранние произведения серьезности и реализма в описании вещей и действительности, а также темы ненависти к помещикам и крепостному праву;

создание трагедии "Филомена" (1786), которая, являясь произведением еще не совсем зрелого автора, тем не менее содержит в себе следующие особенности:

Влияние традиций Сумарокова и французской драматургии;

Постановка острых политических проблем и вопросов — права царя на произвол, семейной морали, права народа на восстание и завоевание своей свободы;

Попытка написать идейную, принципиальную и смелую пьесу;

создание в основном комедий (1786-1788), среди которых "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей", "Проказники", которые имели следующие особенности:

Центральная тема — разложение нравов дворянства;

Присутствие черт сатиры и фарса, причем сатира приобретает ярко выраженный социальный характер;

Смешение элементов сумароковского фарса с реализмом Фонвизина, что в результате привело к возникновению гротескных форм изображения реальности;

неприятие "писателей", посвятивших себя созданию хвалебных од для знатных вельмож;

использование литературы, в частности комедий, как плацдарма для политических "сражений" с дворянскими либералами и помещичьей культурой через критику и обличение их нравов, жизни;

работа в качестве писателя в журналах "Лекарство от Скуки и Забот", "Утренние часы";

издание собственного журнала "Почта духов", содержащего в себе анонимные очерки в виде переписки разных духов, эльфов и т. д. с волшебником Маликулмульком;

основание после закрытия "Почты духов" типографии "Крылова с товарыщи ", в которой печаталось множество книг, выходил журнал "Зритель", являвшийся по своему характеру антидворянским;

издание журнала "Санкт-Петербургский Меркурий", явившегося продолжением "Зрителя";

создание первых в русской поэзии дружеских посланий, основанных на лирике Державина и традициях западной поэзии, и этот жанр впоследствии развивался в творчестве Карамзина, Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина.

2. Тематика произведений

Тематика творчества Крылова включала в себя следующе темы:

критика существующей системы власти;

обличение и критика культуры крепостническо-бюрократического государства;

обличение распущенности и падения нравов знати, вельмож, дворян и помещиков;

выступление против права дворян и вообще "богатеев" на власть;

борьба с засильем иностранщины, в частности иностранных товаров, и склонностью ко всему иностранному;

критика купцов за их поддержку самодержавия;

демократические тенденции в тематике произведений.

3. Художественный метод и стиль

Художественный метод и стиль Крылова имели следующие особенности:

приверженность, хотя в меньшей степени, чем у Радищева, сентиментализму, который выражается у Крылова следующим образом:

Яркое и широкое изображение быта;

Построение индивидуального характера человека;

Элементы реалистического психологического романа о бедном человеке;

приверженность французскому, в частности вольтеровскому, литературному стилю, который выражается у Крылова следующим образом:

Ядовитый, жесткий сарказм;

Беглые и краткие характеристики людей;

Множество быстро сменяющихся сатирических тем-образов;

Жесткая уничтожающая ирония;

Легкость и точность, остроумие изложения;

своеобразие и новаторство поэзии, которое заключается в следующем:

Впервые появление в русской литературе жанра дружеского послания;

Свободный поток, легкость и простота изложения;

Влияние державинской лирики и использование его образов, мотивов и стилистических приемов;

Свобода от классической строфы и классических жанров;

Сплетение лирики, сатиры, бытописания в стихотворную беседу автора с самим собой;

Внутреннее единство стихотворений через свободу личного высказывания и индивидуальной речи;

Преодоление дворянской эстетики классицизма и в то же время минимальное влияние сентиментализма, что проявлялось в резком сатирическом тоне многих стихов и использовании демократической простой речи;

Создание стихов социально-философской направленности, которые содержат в себе злую сатиру, мотивы руссоизма, протеста, обличения дворянского общества;

создание множества басен, в которых ярко проступил литературный талант Крылова и которые имели следующие характеристики:

Обличение и ненависть по отношению к монархии, дворянству, бюрократии;

Наблюдение за реальной жизнью и ее реальное описание;

Аллегорическое изображение многих политических событий и деятелей;

Реализм и демократизм, проявившийся в первую очередь в простом народном языке.

4. Литературная позиция

Литературную позицию Крылова можно охарактеризовать следующим образом:

связь с направлением, родоначальником которого в русской литературе был Радищев;

развитие в сторону реалистического подхода в изображении действительности;

использование элементов психологизма, конкретного представления психологии и быта;

тяготение к сатирическому жанру в творчестве;

воздействие на сатирические произведения художественной публицистики романов Дидро, который являлся представителем радикального французского сентиментализма;

отрицание и борьба с дворянским консерватизмом карамзиновского характера - умиротворенного и пассивного.

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Иван Андреевич Крылов обладал редким даром баснописца. Величайший вклад его в русскую литературу состоит в том, что, унаследовав лучшие традиции басенного искусства, он возвёл басню на уровень классического совершенства.

И. А. Крылов родился в 1769 году в семье скромного армейского офицера. В 1774 году отец вышел в отставку и семья поселилась в Твери. После смерти отца (1778) семья осталась в тяжёлом положении, в пенсии было отказано, и Крылову пришлось работать подканцеляристом в губернском магистрате.

Учиться Крылову не пришлось, никакого систематического образования он не получил. Его высокая образованность, позднее поражавшая Пушкина, была, прежде всего, результатом самообразования.

В 1782 году семья будущего писателя переезжает в Петербург, Крылов поступает на службу в Казенную палату. С Петербургом связано и начало литературной деятельности Крылова, его увлечение театром. Несмотря на молодость, Крылов пробует свои силы в драматургии. В 1783 году он создает свое первое произведение - комическую оперу «Кофейница», благодаря наблюдательности её автора отразившую некоторые нравы времени. Пробует Крылов свои силы и в жанре трагедии из античной истории («Клеопатра» и «Филомела», 1786).

В 1786-1788 гг. писатель снова обращается к комедии, в 1786 году пишет «Сочинитель в прихожей», в 1788 г.- «Проказники». На сцене эти комедии так и не появились, в печати вышли в первой половине 1790-х годов.

В 1788 году Иван Андреевич начинает сотрудничать в журнале «Утренние часы», публикуя анонимно свои первые басни «Стыдливый игрок», «Судьба игрока», «Недовольный гостьми стихотворец», «Павлин и Соловей». В них поднимаются традиционные темы: человеческого невежества, вреда чрезмерным увлечением карточной игрой. Басни по своей проблематике в какой-то мере уже намечают журнальную сатиру Крылова.

В ранний период творчества писатель пробует свои силы в различных литературных жанрах, явно тяготея к комическому и сатирическому изображению явлений. Басне в этот период творчества он уделяет сравнительно мало внимания.

Становление Крылова как баснописца.

В 1797-1800 гг. Крылов живет в имении князя С.Ф. Голицына (в Киевской губернии), приняв на себя обязанности секретаря князя и домашнего учителя его детей. В 1800 году для любительского спектакля в имении Голицына он создает шуто-трагедию «Трумф» («Подщипа»). Остроумную пародию на классицистическую трагедию Крылов сумел соединить с острой сатирой. Комедия получила известность, её упоминает и Пушкин в лицейском стихотворении «Городок» (1815), выразив при этом свое восхищение Крыловым-драматургом («шутник бесценный»). В 1801 году в связи с назначением князя С.Ф. Голицына генерал-губернатором в Ригу, туда переезжает и Крылов, вскоре произведенный в чин губернаторского секретаря (декабрь 1802 г.).

Осенью 1803 г. оставив службу, он едет к брату Льву Андреевичу в Серпухов; в 1804 г. он уже в Москве. Им движет горячее желание серьезно заняться литературным трудом и увидеть свои произведения на сцене и в печати.

В 1806 году он возвращается в Петербург, сближается с драматургом А. А. Шаховским, поэтом К.Н. Батюшковым , переводчиком Н.И. Гнедичем, знатоком искусства А. Н. Олениным. Одна за другой на столичной сцене с успехом идут его остроумные и веселые комедии - «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1807), высмеивающие галломанию русского общества. Этими комедиями заканчивался длительный период литературных исканий Крылова, приведший к рождению в его творчестве нового жанра - басни. Именно басня определила место Крылова в русской литературе.

В 1806 году в № 1 журнала «Московский зритель» появились басни Крылова «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», представляющие собой переводы басен выдающегося французского поэта-баснописца XVII века Жана де Лафонтена (1621 -1695). Рекомендовавший эти басни к печати видный русский поэт и баснописец И. И. Дмитриев (1760-1837) сказал Крылову: «Это истинный ваш род, наконец вы нашли его».

В 1809 году уже выходит первая книга басен Крылова, принесшая ему огромный успех. За ней последовали новые книги басен (1811, 1815, 1816, 1817 гг.). Популярность баснописца растет. В это время Крылов формально состоит членом общества «Беседа любителей русского слова» (1811 -1816), на заседаниях которого он читает свои басни. Но в этом обществе Крылов занимает особые позиции: его привлекает общая идея борьбы за русскую национальную культуру, однако он не разделяет архаических требований членов «Беседы» к литературе и языку художественных произведений. Крылов более близок к литературному кружку «Арзамас» (1815-1818), боровшемуся за обновление литературных жанровых форм, за «новый слог», то есть за приближение литературного языка к живой разговорной речи. Крылов общается с членами «Арзамаса» В.А. Жуковским , А. С. Пушкиным, а своим басенным творчеством содействует демократизации русского литературного языка.

Журналы Крылова.

В 1789 году Иван Андреевич Крылов уже издает свой журнал «Почта духов», являясь одновременно его издателем и автором. С целью сделать журнал правдивым, острым, оригинальным Крылов изобретает остроумную форму подачи критического материала в виде переписки духов с неким арабским волшебником.

Поскольку духи - существа никому неведомые и невидимые, то они способны проникать всюду и видеть жизнь такой, какова она есть. В письмах резко осуждаются многие недостатки, характерные для представителей власти, вельмож, чиновников, судей, выражается протест против засилья иностранцев, разоблачаются крепостнические уродства. Виртуозный и ироничный журнал «Почта духов» достойно продолжал традиции сатирических русских журналов 1769-1774 годов и особенно тесно был связан с критическими традициями журналов Н.И. Новикова «Трутень» (1769-1770), «Живописец» (1772-1773), «Кошелек» (1774). Издателю «Почты духов», по всей вероятности, дали понять, что резкий тон критики неугоден правительству, и журнал, просуществовав с января по август 1789 года и закрылся.

Спустя два года Крылов принимается за издание нового журнала «Зритель» (1792), где он печатает такие остросатирические, проникнутые антикрепостническим пафосом произведения, как «Ночи», «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков» и др.

В мае 1792 года в типографии «Зрителя» был произведен обыск, за Крыловым устанавливается полицейский надзор, писать и печататься стало невозможно. «Зритель», просуществовав с февраля по декабрь 1792 года, также закрылся. Подобная же судьба постигла и следующий журнал Крылова «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), несмотря на то, что сатирическая острота поднимаемых журналом проблем становилась все более приглушенной.

После закрытия журналов писатель не только надолго замолкает, но и покидает Петербург. Сохранилось очень мало сведений об этом периоде жизни Крылова. Он уезжает в провинцию, иногда наезжает в Москву.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Жизнь и творчество И.А. Крылова

ЛИЦЕЙ № 25


РЕФЕРАТ

по литературе

на тему: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

И. А. КРЫЛОВА»


Выполнил:

Данил Макарчук

ученик 6 «А» класса


Проверила:

Кочергина Т. Н.


В богатейшей галерее русских писателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним из самых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумя столетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русской литературы ХVIII века, Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХ столетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино два конца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина, Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всего литературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногими исключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период его творчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни и Крылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел из демократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло среди тревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошее образование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрасте восьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчиком открывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примириться с этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами. Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его к литературе.

Благодаря смелости и настойчивости Крылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 году тринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где и устраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовым жалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже были обращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в то время драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическую оперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора, естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем сам Крылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисовать в ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительные картины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалось заинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ее за шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, но литературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первой удачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишет одну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться к тогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этих ранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает бросить службу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова в первый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показывает исключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, не получивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явлениях современной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве, особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновали умы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова и в том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературных родах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самые разнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружеские послания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки, театральные рецензии и т, д. Но всему, что ни пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведения по форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношение к феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей века Просвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательным гуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничеством человеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческого достоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачи литературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчестве явить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле: без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, по существу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собой наши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного из самых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы – сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементы будущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее, «гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самых истоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира, создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает все творчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резко проступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромное сатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов» (1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетом в развитии сатирического направления русской литературы ХVIII века. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Но время для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являются наименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешние перемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренный Крылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки, усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большого мастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» – Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российский самодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение, начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурный гнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность. Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературное рождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевел две-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву, пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришел в совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

В журналах начали появляться всё новые и новые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями, общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того времени совершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врем басни Крылова были переведены на десять зыков.

К ровному, спокойному течению приходит и полная до этого времени треволнений и перемен жизнь Крылова. В 1812 году он поступает библиотекарем в Петербургскую Публичную библиотеку, оставаясь на этой работе почти до самой своей смерти.

Пушкин назвал Крылова во всех отношениях «самым народным нашим поэтом», то есть и самым национальным, и самым популярным. Но самым популярным Крылов сделался именно потому, что до Пушкина он был у нас и самым национальным писателем. В его баснях, говоря словами Белинского, «выразилась сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов».

Басенный жанр привлекал к себе Крылова своим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни. Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Басни – один из древнейших, можно сказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнями они уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все это делает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни явились творческим итогом, венцом долгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в них и весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирического поэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня».»

В очень большом числе своих басен, таких, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки», «Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» и др., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть, алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры, сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» и др.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частных пороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).

Крылову-баснописцу, как и Крылову-сатирику, присущ глубокий демократизм. В столкновении между «овцами» «волками», «слабыми» и «сильными», скромными тружениками и нахальными трутнями-тунеядцами словом, между народом и его угнетателями, – в этом извечном конфликте классового общества, который на все лады, под разными обличиями разыгрывается перед нами в стольких баснях Крылова, он всегда на стороне народа. Он неустанно нападает на всевозможных «воришек» и «воров» народного добра, на всех этих хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком»,– тигров, медведей, алчных волков, хитрых лисиц. При этом Крылов недвусмысленно раскрывает басенные псевдонимы, прямо указывая, кто под ними скрывается: неправые судьи, корыстные и продажные чиновники, наглые грабители-вельможи.

В подавляющем большинстве сатира крыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей, животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собой непосредственный отклик на события общественно-политической жизни, глубоко затрагивавшие его как патриота и гражданина.

«Но великий народолюбец Крылов не только рисует в баснях бесправие и угнетение народа, он выражает и свою глубокую веру в народ, свое убеждение, что именно народу принадлежит главная роль в жизни страны. Это самое горячее убеждение Крылова является как бы лейбмотивом его басенного творчества.

Все наши писатели и критики, начиная с Пушкина и Белинского, отмечают в баснях Крылова особую «веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии.

Крылов придал басенному жанру ярчайшее национальное своеобразие; даже на переводные свои басни он наложил неизгладимый русский отпечаток. «Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски, – писал о Крылове Гоголь. – ...Кроме верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себе еще и русскую природу... Всюду у него Русь и пахнет Русью». Эти отзывы подхватывает и развивает Белинский: «Кто-то и когда-то сказал, что «в баснях у Крылова медведь – русский медведь, курица – русская курица»: слова эти всех насмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно вырожденное. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». В высказываниях Гоголя и Белинского метко вскрыта реалистическая природа басенных образов Крылова.

Образы зверей в баснях имеют характер своего рода постоянных масок: лиса всегда знаменует собой хитрость, осел – глупость, волк – алчность, и т.д. Крылов впервые во всей мировой литературе сумел превратить басню в подлинно реалистический жанр.

Басни Крылова глубоко народны и по своей форме, по своему художественному материалу – слову, языку. Молодой Пушкин считал Крылова единственным писателем, «коего слог русский». И Крылов действительно первый в нашей литературе до Пушкина полностью слил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни народными формами, словами, «крылатыми» народными выражениями, пословицами. Огромное число отдельных мест и выражений из крыловских басен, в свою очередь, стало своего рода пословицами. («А ларчик просто открывался», «А Васька слушает, да ест», «Слона-то я и не приметил» и многие другие).

Небывалого мастерства достигает Крылов в художественной обработке своих басен: в лепке образов, в яркой живописности языка, в изумительной изобразительности «вольного» басенного стиха, который под его пером становится необычайно пластичным, способным принимать любую форму.

И образцы подобной «истинной живописи» звуков, словом, наконец, самим движением стиха можно найти в каждой крыловской басне.

Значение Крылова для русского искусства слова не ограничивается только областью басни. Так Ломоносов, как Пушкин, Крылов оказал глубокое воздействие, сообщил мощный толчок всему движению нашей литературы. Басни Крылова явились у нас первыми, говоря словами Пушкина «истинно народными» и подлинно реалистическими произведениями. Это определяет их исключительно важную роль. От басен Крылова, впитавших и претворивших в себе лучшие достижения нашей литературы XVIII века, тянутся прямые нити к таким величайшим созданиям нашего художественного реализма, как «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Мертвые души». Еще при жизни Крылова Белинский вдохновенно пророчил: «Слава... Крылова все будет расти и пышнее расцветать...»

В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке и на языках народов Советского Союза, но и почти на всех языках мира. Басни Крылова переведены более чем на пятьдесят языков. У Крылова были великие предшественники в мировой басенной литературе, но ни од нему из них не удалось внести в свои басни только подлинно народного духа, столько внутренней реалистической правдивости! В том отношении великий русский баснописец Крылов является величайшим баснописцем мира.

Похожие рефераты:

О детстве Ивана Тургенева.

И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин».

Иван Андреевич Крылов- замечательный наш поэт-баснописец, давший басне новое рождение. По выражению Белинского, в баснях он вполне исчери выразил целую сторону русского национального духа.

Иван Андреевич Крылов - замечательный писатель, сумевший дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, актуальность и многозначность. Краткость и образность языка Крылова поразительны.

Афоризмы, отражающие физиологический взгляд на мир, Афоризмы о воспитании человека, о психологии. Крылатые фразы и другие средства выражения авторской позиции.

Таким образом, басня - это краткий рассказ, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей. В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль - мораль.

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.


Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.


Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.


Журнал Ивана Крылова "Почта духов"

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.


Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью и .

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.


В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.


Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица . И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.


Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста