Урок деление слова на слоги. Конспект "деление слов на слоги"

Конспект занятия «Деление слов на слоги, Перенос слов» предусмотрен для фронтальных занятий с учащимися 2-3 классов, имеющих заключение НЧП, обусловленное НВОНР (1 год обучения).

Конспект занятия на тему: Деление слов на слоги. Перенос.

Цель : Совершенствовать умение детей делить слова для переноса.

Задачи :

1. Дидактические:

  • Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
  • Совершенствовать знания детей о правилах переноса слов.
  • Упражнять в правильном переносе слов.

2. Коррекционные:

  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Совершенствовать координацию движений.
  • Развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

Оборудование: картинки, разрезанные на части; карточки с цифрами 1, 2, 3,4 на каждого; ножницы 4 шт.; простые карандаши, цветные ручки; напечатанные слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры; конверты с этими словами и листочками в линеечку; схемы слов; правила переноса; карточки с картинками; индивидуальные карточки с предложениями; карточки для графического диктанта.

Ход занятия:

Оргмомент.

Упражнения на координацию движений.

Покажи левой рукой правое ухо, правой рукой левое ухо. Давайте выполним упражнение «Ухо-нос».

Называние частей тела.

Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.

Составление картинки, разрезанной на части.

Вам сейчас нужно соединить, собрать картинку. Что вы сейчас делали? (составляли целое из частей). А что больше — часть или целое? (целое).

Значит, у картинки части – это те детали, из которых вы ее собрали.

Основная часть.

Определение темы занятия.

Работа проводится в парах.

Сейчас вы объединитесь в пары. Я вам раздам листочки со словами. Но слова эти непростые, в них буквы перепутались. Вы должны их поставить на место и определить, что это за слова.

Одной группе слово согли, второй – пренос.

Что у вас получилось? (слоги), (перенос).

Эти слова вам помогут определить, что мы с вами будем делать на занятии? Подумайте. (Делить слова на слоги и для переноса).

2. Деление слов на слоги на слух.

Давайте попробуем. Я вам буду говорить слова, а вы определять, сколько в слове слогов? А как это определить, сколько в слове слогов на слух? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

Давайте поиграем в игру и проверим, как вы умеете слушать. Игра называется «Молчанка». Я называю слово, а вы поднимаете цифру в зависимости от того, сколько в слове слогов.

Тротуар, носорог, трамвай, ухо, мост, сапог, красивая.

Если кто-то показывает неправильно, то проводится с этим словом следующая работа:

  • давайте выделим в слове тротуар гласные звуки, сколько их? (3), какие? (о,у,а);
  • а как еще можно проверить сколько в слове слогов? (отхлопать слово);
  • давайте отхлопаем (тро-ту-ар).

3. Составление слов из слогов-названий картинок.

Давайте поиграем в игру «Составь слово». Объединяемся в пары.

Я вам раздам листочки с картинками. Вам нужно будет составить новое слово. Для этого вам нужно будет разделить слово-название картинки по слогам. Выделить первый слог из каждого названия картинки и составить новое слово.

луна, кошка, колокольчик (лукошко)

снежинка, голубь, виктория (снеговик)

карандаш, радуга, мельница (карамель)

молоток, лошадь, колос (молоко)

4. Деление написанных слов на слоги и подбор слов к схеме.

Мы с вами делили слова на слоги на слух, составляли новые слова, а теперь давайте попробуем разделить на слоги записанные слова. Ваша задача будет разделить слова на слоги, поставить ударение и найти подходящую схему для этого слова.

Слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры.

Дети по одному приглашаются к доске. На доске висят схемы слов.

- «Берлога». Сколько в этом слове слогов? Как определить? (Сколько гласных букв, столько и слогов).

(3 слога, потому что здесь 3 гласные буквы: е, о, а).

Поставь ударение.

Подбери подходящую схему. Слово поставь под схемой.

Для чего мы делим слова на слоги? (Для переноса слов).

А какие правила переноса вы знаете?

  • Слово переносится по слогам.
  • Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
  • Одну букву нельзя оставлять и переносить.
  • «Ь», «ъ» нельзя переносить отдельно на следующую строку.
  • Слова с двойной согласной: одну букву оставляем, другую переносим.

Правила вывешиваются на доску в левый верхний угол.

Теперь давайте разделим эти слова для переноса.

Дети по одному выходят к доске. На местах работают самостоятельно.

У каждого из вас есть конверт со словами и листочками в линеечку, а также ножницы.

Давайте разрежем слово «берлога» на слоги. А теперь кто на доске, а кто на листочках покажите, как можно перенести это слово? А по-другому можно? Как?

И так все слова.

5. Закрепление навыков деления слов на слоги и для переноса. Отгадывание ребусов.

Посмотрите на доску, здесь записаны слова: «мальчик», «дождевые». Разделите сова на слоги и для переноса.

Дети по очереди выходят к доске. На местах работают в тетрадях.

Открываем тетради, записываем число. В тетрадях делим на слоги и для переноса карандашом.

Дугами делят на слоги, вертикальными палочками для переноса.

А вот следующие слова зашифрованы. Их сначала надо отгадать.

Ребусы: И100РИЯ, КО100ЧКА, С3Ж, РАС100ЯНИЕ, ОСЕЕЕ, изограф утюг.

Слово отгадали, запишите, разделите на слоги и для переноса.

6. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.

7. Деление слов на слоги и для переноса в предложении.

Задание на карточках по степени сложности.

Вам нужно составить правильно предложения. Каждое слово в предложении разделить на слоги и для переноса.

1 карточка. (Ти, де) надели (зи, ре, но, вую) обувь. (Де, ны, е, жур) (би, ра, у, ли) класс.

2 карточка. Точкилас мяткор ихсво цовптен. (У, тель, чи, ца, ни) (ва, ли, пох, ла) (де, ных, жур).

3 карточка. Они (ли, ва, по, ли) цветы и (ме, под, та, ли) пол.

4 карточка. (бя, та, ре) (ках, конь). Составь предложение с этими словами и запиши его.

Предложения записывайте в тетрадь.

8. Графический диктант.

Левая часть нарисована, нарисуй правую.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Что мы сегодня с вами учились делать?

Что вам было непонятно, трудно выполнять?

Какие задания понравились?

2. Рефлексия.

В тетрадях нарисуйте кружок. Выберите цвет.

  • Ручка зеленого цвета, если вам было все понятно, легко;
  • красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибки;
  • черного цвета – если занятие не понравилось, вам было что-то непонятно и нужна помощь.

3. Прощание.

Занятие закончено. Спасибо! До свидания!

Цель : Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование : тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, компьютер, мультимедийный проектор, диск записью звуков леса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Деление слов на слоги.»

Цель : Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование : тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, компьютер, мультимедийный проектор, диск записью звуков леса

Ход занятия:

1 . Орг. момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но, чтобы вернуть назад, нам надо не забыть какое сегодня число? Какой сегодня день недели?

Запишите число в тетрадь.

2 .Работа над ошибками и закрепление пройденного.

Чтобы путь наш был легким, надо избавиться от ошибок. (Дети исправляют ошибки у себя в тетрадях).

Угадайте, с кем мы отправимся в путь? У вас на столе лежат карточки. Найдите зашифрованные слова.

ФПИТЗМКЦЗНАКОНЬКИУНМРТ

ПОЯМЧВЛИЗАЯЦЩМЫОЙЛЬМШ

ЦЫСОМЕБЕГЕМОТКВИАИПШУ

Слайд 1

Какие слова спрятались? (Конь, заяц, бегемот).

Разделите слова на группы по количеству слогов в слове? (Конь, заяц, бегемот).

Какой вывод можно сделать? (В первой группе слова с одним слогом, во второй слова с двумя слогами, в третьей группе слова с тремя слогами, в четвертой с четырьмя слогами).

А как назвать наших попутчиков, одним словом? (Животные).

А где, они живут и как они называются? (Животные леса и животные Африки).

Давайте разместим наших животных по вагонам. В каком вагоне поедет конь? (В первом, так как в первом вагоне одна точка и в этом слове один слог).

Слайд 2

В каком вагоне поедет заяц? (Во втором, так как во втором вагоне две точки и в этом слове два слога) и т. д.

3. Сообщение темы и цели занятия .

3.1. Отгадывание загадок.

Итак, отправляемся с вами в лес на поезде, и узнаем, каких новых друзей, встретят наши герои. А чтобы в пути было веселей, волшебная шкатулка сыграет вам мелодию, если вы правильно отгадаете загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб).

Я стою на толстой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы. (Гриб).

Слайд 3

(Выставляется картинка с изображением гриба).

(И).

(1 слог).

К кому он пойдет в гости? Почему? (К ёжику и волку, так как в этом слове один слог).

А как сказать об этом предмете во множественном числе? (Грибы).

Назовите гласные в этом слове? (И, Ы).

Сколько слогов в этом слове? (2 слога).

В чей вагончик мы их поместим? Почему? (В вагончик с двумя окошками, так как в этом слове два слога).

А как сказать ласково про гриб? (Грибочек).

Назовите гласные в этом слове? (И, О,Е).

Сколько слогов в этом слове? (3 слога).

А с кем хочет дружить грибочек? Почему? (В вагончик с тремя окошками, так как в этом слове три слога).

Какое правило есть? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Ребята, запомните. Если в слове один слог, то слово называется односложным, если в слове два слога, то слово называется двухсложным, если в слове три слога, то слово называется трехсложным.

3.2. Индивидуальная работа по картинкам (устно).

У детей на столе карточки с животными каждый из них подходит к выставленным на доске вагончикам, ставит картинку и объясняет почему?

Ребята помогите кассиру рассадить новых пассажиров по вагончикам.

Определите, какой гласный в этом слове.

Сколько гласных в слове?

В какой вагончик посадим героя и почему?

3.3. Игра «Сколько слогов в слове?» (Дети работают в тетрадях).

А теперь давайте поможем контролеру проверить, правильно ли выданы билеты другим пассажирам.

Я буду называть сказочного героя, а вы записывайте, в каком вагончике он должен путешествовать.

Кони - 2, коровы – 3, сова – 2, воробей – 3, ворона – 3, снегирь – 2, голубь – 2, ласточка – 3, кукушка – 3, ель -1, гусеница – 4, клён – 1, колокольчик – 4, мак – 1.

3.4. Работа с конвертами.(Собрать слова, которые рассыпались).

Итак, мы с вами уже в пути. Мимо нас мелькают деревья, кустарники, цветы, да так быстро, что все перепутались, помогите их собрать.

Ольха, березка, елочки, васильки, шиповник, туя, можжевельник, дубочек, осинка

Дети, составив слова по очереди, выходят к доске записывают слово и делят на слоги.

Оль/ха, бе/рез/ка, е/лоч/ки, ва/силь/ки, ши/пов/ник, ту/я, мож/же/вель/ник, ду/бо/чек, о/син/к.

3.5. Физкультминутка.

Мы так с вами устали сидеть, что нам просто необходимо погулять.

Влас с корзиной в лес пошел - шаги с высоким подъемом ноги

Всю поляну обошли - ритмичный поворот вокруг себя

К старой елке подошел - прелесть, руки на пояс

И огромный гриб нашел - встать руки в сторону

3 .6. Работа с фишками. Звуковой анализ слов.

Слайд 4

Но в лесу ребята, надо говорить тихо и ходить осторожно, чтобы не принести вреда его жителям, поэтому отгадаем загадки, а ответ выкладываем фишками.

Укажите, в каком вагончике они продолжат путешествие.

Работа выполняется под звуки леса (диск)

Одежды не шью, а ткань всегда тку. (паук).

Теремок ползет, на себе его везет хозяюшка богатая, рогатая. (улитка).

Кто на себе свой домик носит? (улитка).

3.7. Графический диктант.

Мы много интересного увидели в лесу. А вот кого мы увидим ещё, изображено у вас на картинках. Составьте план размещения их по вагончикам.

Логопед показывает картинки, а дети записывают графически слова и пишут цифры – количество слогов.

Синица, жук, кузнечик, пчела, василек, фиалка, тополь, каштан.

и/и/а - 3, у -1, у/е/и – 3 , е/а -2, а/и/е - 3, и/а/а - 3, о/о - 2, а/а -2.

Слайд 5

Наше путешествие заканчивается, а вернуться домой мы сможем, если составим предложение по картине.

Дети составляют предложение. Лучшее записывают в тетрадь, чертят схему этого предложения в тетради.

4 . Итог занятия.

Как мы распределили наших героев по вагончикам и почему?

С дать тетради. Спасибо, занятие окончено.


Каракаш Надежда
Конспект урока по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Ударение»

Конспект урока по обучению грамоте .

Тема : Деление слов на слоги . Ударение .

Цель урока :

Научить учащихся делить слова на слоги ;

Формировать навык правильно ставить в словах ударение ;

Развивать связную речь, память;

Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности

Оборудование : Азбука : Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях. / [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А Виноградская, М. В. Бойкина] – М.: ОАО «Моск. учеб.» , 2011. – 127 стр.

Этап урока Содержание деятельности учителя и учащихся

Примечание

1. Организационный момент.

(1 мин) Здравствуйте, дети. Садитесь. Оставьте, пожалуйста, на своих партах учебник и пенал.

2. Мотивация к деятельности

(2 мин)

Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Приведите примеры слов .

Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Чем мы займемся сегодня на уроке ? (Мы будем делить слова на части .)

Эти части называются слоги .

Отвечают на вопросы.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово , а затем делит ее на части.

3. Изучение нового материала

На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.

Кто изображен на рисунке? (Лиса.) Скажем хором слово лиса .

Послушайте, как я произношу это слово : ли-са. Произнесите так же.

Сколько частей в этом слове вы услышали ? (Две.)

Я покажу, что в этом слове две части .

Вы видите, что в этом слове две части . Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям .

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

Кто здесь изображен? (Белка.)

Скажите это слово хором . Как мы это сказали – сразу или нет?

Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза : бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части . Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

Части, на которые делятся слова при их произнесении , называются слогами . Скажите хором слово слоги .

К рисунку с изображением белки чертится на доске схема :

Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов , состоящих из двух слогов .)

Откройте учебник на стр. 10.

Составьте рассказы по сюжетному рисунку.

Куда приехали дети?

Что они там делают?

Кто с ними был?

Кто их встретил? Как?

Составьте предложения по схемам :

Составьте предложение из трех слов о мальчике . (Мальчик несет машину.)

О девочке. (Девочка несет куклу.)

О папе. (Папа открыл багажник.)

Сколько слов в этом предложении ? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

Посмотрите на рисунок. К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя.

Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Дима; с этим словом проводится работа .

Скажите это слово хором сразу . Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает , с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог . (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)

Какой же это слог ? (Первый : Ди.)

Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный .

Посмотрите на схему этого слова :

Сколько в ней выделено частей ? (Две.)

Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)

Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)

Значит, на первую часть падает ударение , черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог .

Отвечают на вопросы.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово , и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

Учитель (показывает рисунок мальчика) .

4. Физ. минутка

(2 мин) Буратино Один ученик у доски, остальные выполняют упражнения на своих местах

5. закрепление нового материала

(15 мин) Сколько слогов в словах :

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

Посчитайте, сколько слогов в вашем имени .

На стр. 11 посмотрите вниз страницы. Назовите, кто нарисован в нижней части страницы?

На какие две группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)

Назовите только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)

Назовите зверей. (Белка, волк, лиса.)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов , ставят ударение .

При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову , чтобы нейтрализовать неверное звучание слова , например :

Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге . (Лса.)

Так говорят? (Нет.)

Как сказать правильно? (Лис.)

В слове бывает только одно ударение независимо от того , сколько в нем слогов ; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах ; если ударение поставить неверно , то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.

Посмотрите на 11.

Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.)

Назовите эти предметы одним словом . (Посуда.)

Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.

Назовите слова , состоящие из трех слогов .

Какой слог ударный ?

Назовите слова , состоящие из двух слогов .

Какой слог ударный ?

Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова состоят из двух слогов , первый слог ударный .)

Чем отличается слово стакан от этих слов ? (Местом ударения .)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов , ставят ударение .

(2 мин) Что нового узнали?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок .

Отвечают на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте Задачи: закреплять умение вслушиваться в звучание слова;интонационно выделять первый звук в слове; закреплять умение делить слова на слоги,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотеи». Цель: закрепить знания по подготовке.

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [ф]-[ф’], буква Ф» Конспект урока обучения грамоте. Тема: Звуки [ф - ф’], буква Ф. Цели: создать условия для: - ознакомления со звуками [ф"],[ф"] и их обозначением.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Тема: Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

Задачи :

1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слова, на которые оно делится при произношении.

2. Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков. Учиться переносить слова с одной строки на другую.

3. Развивать у ребят логическое мышление, кругозор, внимание и память.

4. Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки 3 раза.

Разминка «Да» или «Нет».

В алфавите 33 буквы.

В неделе 8 дней.

Гласный звук образует слог.

В радуге 7 цветов.

В слове конь 3 буквы.

В слове цветы ударение падает на первый слог.

  1. Объявление темы урока.

Сегодня будем продолжать учиться делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков, учиться списывать слова, произнося их по слогам.

  1. Словарно-орфографическая работа.

К рзина, яг да, м рковь, в робей, п суда, м роз, гор д,

Л пата, ж вёт.

- Какое слово лишнее и почему?

- Какая орфограмма в слове живёт?

- Что общего у остальных слов? (Во всех словах пропущена буква О).

- Какие это слова?

- Почему мы должны их выучить наизусть?

Вам предстоит записать в тетрадь слова в алфавитном порядке.

Поднимите руки, кто не уверен в своих силах, что справиться с заданием и ему перед выполнением работы нужно повторить алфавит?

Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

Обратите внимание на каллиграфию письма.

С какими орфограммами мы работали?

Вывод. Мы работали с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Это словарные слова, правописание их надо запомнить.

Проверка по готовому образцу .

Поднимите руки, кто записал слова без ошибок?

Молодцы!

  1. Усвоение нового материала, построенное как развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса .

Какое сейчас время года?

Чья картина перед вами?

Как она называется?

Мы с вами знаем, что многие известные художники, писатели и поэты любили это прекрасное время года и посвятили осени свои замечательные произведения.

И мы сегодня на уроке снова поговорим об осени.

1. Зрительный диктант.

На доске:

Осенью я шёл по лесной тропинке.

Внимательно прочитайте предложение и запомните его.

Закройте глаза и представьте предложение зрительно (запись на доске закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка. (Открывается запись предложения на доске).

На какие орфограммы мы должны обратить внимание? Проверку будем делать с конца предложения.

(Дети называют орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне).

В какой части слова пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Выделите корень в именах существительных.

2. Формирование цели урока.

Прежде чем выполнить следующее задание скажите, что нужно знать, чтобы переносить слова? (Уметь делить на слоги).

На что обращаем внимание, когда делим слова на слоги? (На гласный).

Гласные звуки слог перенос слов

О чём вы должны помнить? (В слове столько слогов, сколько гласных).

Может ли слог состоять только из одного звука?

Да может, но только из гласного звука. Любой слог образует только гласный.

Есть ли такое слово в нашем предложении? (О-сень).

Вывод. Вы правы, все слова «держатся» на гласных. Значит, гласный звук – главный в слове.

А теперь скажите, можем ли мы перенести слова с одной строки на другую так, как мы разделили их на слоги? (Нет, не можем).

Почему? (Потому что есть определённые правила, как надо переносить слова с одной строки на другую).

Какие правила переноса мы знаем?

Нельзя оставлять и переносить на другую строку одну букву. Например:………..

Букву Й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

Букву Ь при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

Если в слове есть удвоенные согласные…

По ходу выполнения упражнений будем закреплять наши знания.

(Открывается запись на доске).

Под н гамии тихо трещ ли опавшие лист я.

Сейчас мы с вами будем учиться заменять слова более точными и выразительными. Прочитайте предложение.

Какие орфограммы пропущены? (Устный разбор слов с пропущенными орфограммами.

Какие другие орфограммы встречаются в других словах?

(Устный разбор слов с пропущенными орфограммами).

Может, кто-то из вас заметил и скажет: все ли слова точно передают мысль? Давайте поразмышляем…

(Ответы детей)

«Опавшие листья трещали…» «Трещат» не листья, а дрова в печи или лёд на реке. «Шелестят» тоже не подходит. Шелестят листья на деревьях под ветром. И слово «хрустят» тоже не годится: хрустят сухие ветки, а опавшие листья именно шуршат.

(Стирается слово «трещали» и записывается «шуршали»).

Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы.

Что вы записали? Докажите, что это предложение. Дайте ему характеристику.

Над какими орфограммами работали?

Вызвало ли что-то у вас затруднения?

Как проверяли написание безударной гласной?

Задание. Подчеркните главные члены предложения, сверху напишите, какой частью речи они выражены. (Ученик работает у доски).

Разделите слова на слоги.

В каком слове гласный образует слог? (о-павшие)

Как можно перенести это слово с одной стороны на другую? (опав-шие).

Ребята, давайте устно добавим несколько предложений к двум предложениям на доске:

Осенью я шёл по лесной тропинке. Под ногами тихо шуршали опавшие листья.

(Дети добавляют свои предложения).

Например: Они были золотыми, как солнышко. Полетели листочки по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь).

Что у нас получилось? (текст).

Докажите, что это текст.

Как можно его озаглавить?

(«В осеннем лесу», «золотой дождь», «Листопад»).

3. Психологическая физминутка.

Тихо звучит музыка А.Вивальди «Времена года».

Сядьте прямо, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы в осеннем лесу, и послушайте музыку леса.

Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим наш урок.

IV. Развитие умений.

А теперь выполним упражнение. Вам понадобятся и внимание, и память, и умение быть сосредоточенными.

Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь запомнить их. Через полторы минуты я сотру вторые слова каждой пары, а вы, опираясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова с чёрточкой для переноса слов.

Подберите к ним проверочные слова и напишите их, подчеркните орфограммы, выделите корень.

почта п сьмо

Лейка гр дка

Шум в да

Мост р кА

Квартира ванна

Проверка. Дети по очереди комментируют с места написание орфограмм, учитель на доске записывает слова.

Разделите все слова на слоги вертикальной линией.

Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую. (шум, мост)

Почему?

Какую задачу мы ставили перед собой? (Научиться делить слова на слоги и переносить их с одной стороны на другую).

Научились? Молодцы!

  1. Дифференцированная работа.

Сейчас у нас будет работа по карточкам.

Поставьте на полях знак самооценки:

уверен в своих силах – плюс;

сомневаешься – знак вопроса;

не уверен – минус.

Перед вами на столе лежит по 2 карточки и вы должны выбрать одну на выбор по своим силам.

Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).

Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).

(Дети выполняют работу.)

Проверка заданий у детей, работающих у доски. Остальные сигналят «светофорами», верно выполнено задание или нет.

Проверка работ у всех детей.

Кто поставил себе плюс и не сделал ошибок? Правильная самооценка. Молодцы!

Кто поставил знак вопроса, но не сделал ошибок? Тоже молодцы, внимательно работали.

Кто поставил минус и допустил некоторые ошибки? Вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать.

  1. Итог урока.

Чем мы занимались на уроке?

Что нужно делать для того, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

А теперь проверим, чему вы научились на уроке, и выполним небольшой тест.

Проверить и оценить наши работы поручим родителям.

Конспект урока

По русскому языку

Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Учитель: Ильясова Галина Викторовна


Конспект урока по русскому языку

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

на тему « ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ »

Тип урока: закрепление пройденного материала

Цели: Образовательная

    Закрепить умения делить слова на слоги

    Закрепить знания детей о слоге

    Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов

    Расширять словарный запас

Коррекционная

    Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов

Воспитательная

    Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.

- Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным .

Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- рапорт дежурного.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

    Введение в тему

Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

На что делятся слова? (на слоги)

Тема сегодняшнего урока « Деление слов на ……..» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)

Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).

Кто назовет тему урока? (Деление слов на слоги.)

К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)

Сколько гласных в этом слове?

Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.

Сколько гласных?

Сколько гласных в каждом слоге?

Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……

    Игра «Самый внимательный»

- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

3. Пальчиковая гимнастика

У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.

Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.

Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём - трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!

(Выполняют движения руками в соответствии со словами)

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

4. Минутка чистописания.

    Как воет волк? УУУУУУУ

    Как плачет малыш? УА-УА-УА

    Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_

    Как кукует кукушка? КУ_КУ_КУ

Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.

Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

Звук (У)-какой? (гласный). Звук(у) на письме обозначается какой буквой (У).

Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.

5. Письмо по памяти.

Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

I II . ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Работа на доске и в тетради.

Продолжаем работу в тетрадях.

Откройте учебники на странице 62.

Кого видим на рисунке к упражнению 6?

Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
- Кто из вас отдыхал на природе?
- Каких насекомых вы там видели?
- Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
- Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило.)

Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз

Физминутка.

Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.

Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)

    Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16

Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.

Какие слова получились?

Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV . Домашнее задание

Стр. 62 упр. 7(Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V . ИТОГ УРОКА.

Чему учились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17