Движение и его выражение является основой языка. На удивительную силу глагола обращали внимание многие писатели

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка». Эти слова Алексея Толстого мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, ведь речь сегодня пойдет о глаголе, его морфологических признаках, роли в создании текстов.
Записываем число и тему урока, эпиграф.
– Скажите, не кажется ли вам это утверждение слишком категоричным? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы учащихся.)
Итак, мы будем вести основательный разговор об одной из основ языка – о глаголе.
Кстати, может ли текст состоять только из глаголов, связанных служебными частями речи?
Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя после того, как он задает классу вопрос: «Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».
Очень приятно видеть ваши улыбки. Попробуйте выразить сейчас свое состояние, используя только глаголы и служебные слова. (Ответы учащихся.)
Тексты, с которыми нам предстоит работать, – стихотворения поэтов XIX и XX веков. Вы уже знаете, что есть темы вечные для русской литературы, темы сквозные. Порой кажется, что поэты XX века подхватывают и продолжают мысли поэтов века XIX. И когда ты слышишь этот разговор столетий, кажется, что прикасаешься к вечности.
Послушайте, это – Лермонтов.
(Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Есть речи – значенье...». У учащихся тексты на столах.)

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;

Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.

– Обратите внимание на 1-ю строку. В каком значении употреблено слово речи ? Есть речи – значенье ... (В значении ‘слова’.)
– В чем же особенность таинственных слов?
(Без волненья внимать невозможно ; в них все – и слезы, и трепет свиданья .)
– Очевидно, поэтическое ощущение того, что такие речи, такие слова существуют, было и у Зинаиды Гиппиус, поэтессы Серебряного века. О ее творчестве мы будем говорить с вами в 11-м классе, но мне хотелось, чтобы вы и сейчас вслушались в удивительную мелодию ее строк.
(Учитель читает стихотворение З.Гиппиус «Есть речи...».)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие»

Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону

__________________________________________________________________

Вся сила русского глагола

Исследовательская работа по русскому языку

учитель русского языка

Ростов-на-Дону

Введение

Часть 1. Основные сведения о глаголе

Часть 2. Употребление глаголов в художествен-ной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении (на примере рассказа «Смерть чиновника»)

Глава 2. Употребление глаголов в драмати-ческом произведении (на примере пьесы АП. Че-хова «Чайка»)

Глава 3. Употребление глаголов в лирике

Часть 3. Использование глаголов в творческих работах на уроках русского языка

Заключение

Список литературы

Введение

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи ; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. писал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе» ().

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера» (Ю. Бондарев).

Свою исследовательскую работу я решила посвятить роли глагола в художественной литературе, а также доказать, что именно эта часть речи является одной из самых необходимых и самых выразительных.

Актуальность исследования состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает никакого интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи.

Объектом исследования являются свойства русского глагола; предметом исследования – художественные тексты (рассказ «Смерть чиновника»; пьеса «Три сестры»; стихотворения А. Плещеева, Ф. Тютчева, А. Майкова, а также тексты, составленные обучающимися школы).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать художественные тексты (эпического, лирического и драматического жанров), выявляя особенности употребления в них глаголов.

2. проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования:

Изучение литературы о глаголе;

Опрос обучающихся нашей школы;

Анализ текстов.

Данная работа поможет обучающимся ближе познакомиться с такой частью речи, как глагол, а учителям – использовать материал работы (примеры) на уроках русского языка.

Моя работа состоит из двух частей:

1 часть – анализ использования глаголов в русской литературе . В своей работе я решила попробовать ответить на вопрос: какую роль играет глагол в русской литературе. Для анализа я выбрала тексты, представляющие три рода литературы: эпос, лирику и драму.

2 часть – анализ использования глаголов в текстах, составленных учащимися школах на уроках.

I. Употребление глаголов в художественной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении

(на примере рассказа «Смерть чиновника»)

В нашей школе уже два года существует Чеховский клуб «Классика» - клуб, который объединяет любителей творчества Антона Павловича. Кроме того, мне посчастливилось сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Русское танго», поставленном учителем литературы

Именно поэтому для анализа эпического произведения я выбрала небольшой юмористический рассказ «Смерть чиновника», изданный в «Осколках» в 1883 году с подзаголовком «Случай».

Сюжет рассказа прост: однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 129 существительных, многие из которых повторяются неоднократно. Это фамилия главного героя – Червяков, слово «генерал», «письмо» и пр.; всего 12 прилагательных и 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия). Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Глаголы используются в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Важнейшую стилистическую функцию глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям – проиллюстрируем примером:

Но вдруг лицо его поморщилось , глаза подкатились , дыхание остановилось … он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. При этом нередко вместо перечисления ряда действий, не имеющих принципиально важного художественного значения, называется одно действие, обозначенное необычным глаголом, отражающим, как в фокусе, сразу несколько движений героя, его реакцию, впечатления и т. д., представленных в обобщенном виде. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил ), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:

- Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул , как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают .

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться ? Ежели мы будем смеяться , так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану ! Ей-богу, не стану !

Повторение данных глаголов в рассказе вовсе не обозначает механического дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться .

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

В стихотворении поэт использует 14 глаголов. Все глаголы можно распределить по значению:

Глагол движения,
действия

Глагол
звучания

Глагол
цвета

Глагол
состояния

Глагол
чувства

бегут (2), выслала (1)

идет (4), будят (1)

толпится (1)

шумят (1), гласят (2)

блещут (1)

белеет (1)

Как мы видим из таблицы больше всего в стихотворении глаголов движения. Но мы не только видим приход весны, мы ее слышим благодаря глаголам звучания: шумят и гласят. Функцию цвета обычно передают прилагательные, но и здесь Тютчев мастерски использует глаголы цвета: блещут, белеет.

Среди 14 глаголов только один глагол употреблен в прошедшем времени, остальные – глаголы настоящего времени.

В первой строке статичное состояние природы выражено глаголом цвета белеет . В полях еще задержалась зима, царит атмосфера тишины и покоя. В последующих строках преобладают глаголы движения, создающие динамику.

Второе стихотворение, к которому я обратилась, стало стихотворение А. Майкова:

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

В стихотворении 5 глаголов:

Глагол движения,
действия

Глагол
звучания

Глагол
цвета

Глагол
состояния

Глагол
чувства

выставляется, ворвался,

сыплет, повеяло

Здесь, как и в предыдущем стихотворении, преобладают глаголы движения, и пусть глаголов не так много, они все равно придают особую выразительность стихотворению

В стихотворении воспевается приход весны, того времени, когда уже тепло («выставляется первая рама»), ярко светит солнце («даль голубая видна») и «хочется в поле», где царствует весна, рассыпая свои цветы. Ощущение радости жизни, свободы, кипения жизненных сил передано так ярко, что кажется, будто все это ты испытал или испытываешь сам.
Являясь поэтическим шедевром как по форме, так и по содержанию, это стихотворение примечательно и с чисто лингвистической стороны, со стороны употребления в нем глагольных времен. Начинается оно строкой, в которой глагол имеет форму настоящего времени, обозначая действие обычное, повторяющееся из года в год (выставляется первая рама). Во второй строке глагол дан уже в форме прошедшего времени совершенного вида (шум ворвался). Но самое поразительное, оказывается в том, что это прошедшее время не относит действие в прошлое, а обозначает его как происходящее на одной временной плоскости с глаголом настоящего времени (шум ворвался в тот момент, когда выставляется первая рама). Удивительно еще и то, что эту форму прошедшего времени мы свободно можем заменить глаголом настоящего времени (шум врывается в тот момент, когда выставляется рама).

Эта возможность сопряжения разных времен без нарушения временной перспективы является одним из замечательных свойств видо-временной системы русского глагола, которым активно пользуются художники слова.

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:

в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;

во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь;

в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам ; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла , который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.

Глагол движения,
действия

Глагол
звучания

Глагол
цвета

Глагол
состояния

Глагол
чувства

летит, принесла

прощебечь, спой

зеленеет, блестит

Это стихотворение интересно тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Выразительные возможности глагола значительно увеличивают его образное переосмысление. Многие исследователи подчеркивают, что эстетическую функцию глагола определяют широкие возможности его метафоризации. писал, что глагол более чем любая другая часть речи, пригоден для «одушевления» предметов при олицетворении: шум ворвался, воды гласят, весна идет, хоровод дней толпится и пр.

Анализируя эти стихотворения, мы также можем выделить одну из важнейших глагольных функций, которая встречалась и в эпическом и в драматическом произведениях, – придание описаниям динамизма:

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался

Травка зеленеет ,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут , и блещут , и гласят ...

Но говорить об описании весны и о роли глаголов при этом описании было бы неправильно, не упомянув о том, что в поэзии можно что-либо описать, вообще не употребляя глаголов. Таким образом, лирика – род литературы, который может обходиться и без глаголов. Ярким примером может послужить стихотворение А. Майкова

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.

III. Использование глаголов в творческих работах

на уроках русского языка

Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Дождь идёт - простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть.

Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решила провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях.

Вот, что у них получилось:

Дождь. Когда на улице крохотные капли собираются в глубокие лужи по колено, все говорят, что идет дождь. Но почему он именно идет? Не летит, не бежит и не льет, а именно идет? Может, люди считают, что дождь с живой душой? Поэтому он и ходит по миру…

Чекмарева Маргарита, 9 класс

Тяжелые капли падают с неба, которое покрывается серой пеленой… На улице становится грязно и образуются могучие реки. На окнах текут слезы. Все темнеет, и утро становится похожим на ночь…

В исследовании приняло участие 54 обучающихся 7-10 классов.

В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.

Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.

Всего в работах встретилось 272 глагола (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных – 533).

При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (248): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (24): хочется спать, становится и пр.

Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5,8; существительных – 11.

Употребление глаголов в творческих работах

Синтаксис" href="/text/category/sintaksis/" rel="bookmark">синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.

Глагол - необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и по­казывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться дли­тельное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слу­шать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать на­чало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.

Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Закончить работу я бы хотела словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Список литературы

1. , Буланин глагол. – Л., «Просвещение», 1967. – 123 с.

2. Гвоздев по стилистике русского языка. – Спб.: «КомКнига», 2005. – 408 с.

3. Голуб русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 1997. – 442 с.

4. Кое-что о глаголах. – Спб.1998.

5. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике / – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

6. Просто и занимательно о русском языке / , и др. – М.: Просвещение, 2007. – 416 с.

7. По дорогам и тропам языка. – М.: АСТ; Зебра Е, 2008. – 464 с.


— Приветствую вас, уважаемые студенты Аргемоны!

Сегодня мы будем разбираться с магией другой части речи, не менее популярной, чем существительное или прилагательное, но обладающее совершенно другой магией. Эта магия в сочетании с магией существительных и прилагательных позволяет создавать уникальные картины и, главное, оживлять их. Думаю, все вы догадались, что речь пойдёт о глаголе, который может передавать динамику жизни: различные движения (пошёл, убежал), конкретные действия (бросил, поклонился), речь и мысли (сказал, вспомнил), чувства и восприятие (увидел, почувствовал), состояния (ждал, задумался).

Глагол — самая сложная и самая ёмкая, самая огнепышущая и самая живая часть речи, с помощью магии которой можно воспроизводить жизнь в её развитии и движении.

Известный русский писатель Алексей Толстой говорил, что «движение и его выражение — глагол — являются основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе». А по мнению русского литературоведа Алексея Югова, «в глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».

Велика роль глаголов в создании олицетворения. На одном из уроков, посвящённых существительным, мы уже познакомились с этим явлением в языке и выяснили его магию.

О чём ты воешь, ветр ночной?
На что так сетуешь безумно?
(А. Фёт)

Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью
(А. Фёт)

Последний луч зари на башне умирает...
Всё тихо, рощи спят...
(В. Жуковский)

И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу
(А. Блок)

Обороты типа «луна взошла», «город спит», «снег лежит», «весна наступила» и другие настолько прочно вошли в наш язык, что без них обойтись уже невозможно. Их иносказательность даже не ощущается.

На что ещё способен глагол?

С его помощью очень удобно рисовать какой-то образ, усиливая постепенно его черты или ослабляя. Второе бывает реже. Чаще используются семантически близкие глаголы, которые, постепенно усиливая друг друга, создают единый образ. Этот приём называется градацией.

Пришёл, увидел, победил! (Ю. Цезарь)

Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин)

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
(А. С. Пушкин)

Особенно богатыми изобразительными возможностями обладают глагольные формы. Их секрет состоит в том, что одна глагольная форма может употребляться вместо другой, в переносном значении.

Для начала давайте освежим в памяти времена глаголов в русском языке. Их три — прошедшее, настоящее и будущее. В отличие от, например, английского языка, где в каждом из этих времён есть ещё по 4 глагольных формы, которые уточняют, в какой же момент времени происходит действие, например, для настоящего времени: вообще (регулярно в какое-то время); именно в данный момент речи; действие произошло в прошлом, но эффект от него мы наблюдаем в настоящем; действие началось в прошлом, происходит в течение некоторого периода времени и продолжается в настоящем. И похожие временные глагольные формы есть для прошедшего и будущего времён.

В русском языке вроде бы, кажется, проще.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? (-а, -о) и что сделал? (-а, -о)

В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает? (-ют, -ю, ешь, -ем, -ете)

В будущем времени глаголы отвечают на вопросы что сделает? (-ют, -ю, ешь, -ем, -ете) и что будет делать?

Все обратили внимание, что в настоящем времени лишь один вид вопроса, а в прошедшем и будущем два? Это потому, что глаголы у нас бывают двух видов — совершенные (которые отвечают на вопрос что сделать? и означают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определённого предела (похудеть)) и несовершенные (отвечают на вопрос что делать? и означают действие в процессе). Так вот, глаголы совершенного вида не имеют форму настоящего времени, только прошедшего и будущего. Зато глаголы несовершенного вида образуют будущее время сложным способом, с помощью дополнительного слова «будет». Есть несколько глаголов, которые значение вида принимают лишь в контексте, то есть могут быть как совершенного, так и несовершенного вида: казнить, женить, крестить, обещать.

Вернёмся теперь к тому, как глаголы одного времени могут замещать глаголы другого времени и для чего это надо.

Например, глаголы настоящего времени заменяют формы прошедшего времени при описании прошлых событий. Это позволяет как будто приблизить события к читателю, представить их крупным планом: описываемая картина будет разворачиваться прямо на глазах, станет более яркой и чёткой.

Вышла я вчера вечером во двор Аргемоны. Луна светит ярко. Снег блестит.

Почему бы не написать всё в прошедшем времени, ведь описывались события, которые произошли вчера?

Вышла я вчера вечером во двор Аргемоны. Луна светила ярко. Снег блестел.

Чувствуете разницу? Как будто что-то ушло из созданной картинки, она стала менее чёткой и почти совсем неживой, потому что погрузилась в прошлое магией глаголов прошедшего времени.

Помните рассказ А. П. Чехова про Ваньку, который писал письмо на деревню дедушке? Насколько живо переданы в этом письме воспоминания мальчика и какую огромную роль тут играют именно глаголы настоящего времени.

Не только настоящее, но и будущее время может живописать прошлое.

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной...» (И. С. Тургенев)

Аналогично, настоящее время может использоваться и в качестве будущего, также приближая это будущее к слушателю, делая его почти свершимся.

«У меня уже всё готово, я после обеда отправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем... начинается новая жизнь». (А.П. Чехов)

Для обозначения действия в будущем может использоваться и прошедшее время: «Если отряд не придёт завтра, мы погибли». Зависимость одного действия от другого выражена здесь резче, категоричнее (как будто действие уже произошло), чем было бы, если б глагол «погибнуть» стоял в форме будущего времени (погибнем).

Употребление времени в переносных значениях очень оживляет повествование, позволяет ярко представить события, придаёт им повышенную выразительность и стремительность. Всё это обеспечивается гибкостью языка. И при этом нет никакой путаницы в использовании временных форм глагола. Всё логично и подчинено главному — передаче тончайших оттенков мыслей и чувств, оживлению нарисованного словами.
Как в живом организме нераздельны понятия «вчера», «сегодня», «завтра», так и в языке история и современность сливаются, дополняют и объясняют друг друга.

Вызывает большой интерес и использование видов глагола, передающих различные оттенки действия. Особенно выразительны глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставок и суффиксов. Об этом с восхищением писал В.Г. Белинский: «Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы... В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, доплывать, доплыть, приплывать, приплыть, отплывать, отплыть, заплывать, заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться. Это всё один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия!»

Мы знаем, что многие слова в русском языке имеют по несколько разных значений. По развитию многозначности глаголы держат первенство среди всех частей речи. Какой глагол ни возьми, обязательно найдётся несколько разных значений для него (пусть иногда и не очень сильно отличающихся, но всё же различных).

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?
(А. Шибаев)

Богатыми изобразительными возможностями обладает и инфинитив. Давая минимальную грамматическую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, называет действие как отвлечённое понятие. Инфинитив имеет вневременной и внеличностный характер, и это придаёт высказыванию оттенок обобщённости и всеохватности по времени.

Коль любить, так без рассудку
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
(А.Н. Толстой)

Видно, что красочность, живописность и точность художественных текстов во многом зависит от глагола, возможности которого кажутся безграничными, благодаря универсальной организации.

Нельзя не вспомнить о глагольных формах — причастии и деепричастии. Обе эти формы обладают огромной изобразительной силой. О причастии мы уже говорили при изучении прилагательных, но там мы его рассматривали исключительно как форму прилагательного. Причастие соединяет в себе энергию глагола и описательные возможности прилагательного, поэтому оно не только образно описывает предмет или явление, но и представляет его признак в динамике, в процессе становления, развития, изменения. Благодаря тому, что причастие совмещает в себе признаки разных частей речи, оно становится более богатым по содержанию и экономичным по воспроизведению.

Вот как отзывался о причастии А.С. Пушкин: «Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

А М.В. Ломоносов утверждал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Деепричастия совмещают в себе значения глагола и наречия. Деепричастия украшают глагол, дополняя его другими действиями, создают живописную картинку, как бы дорисовывая движение.

Вот пример из воспоминаний Д. В. Григоровича:

«Он, Достоевский, по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было написано так: „Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика“. „Не то, не то, — раздражённо заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая… “ Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая, выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым литературно-художественным приёмом». (Д. В. Григорович).

На этом мы закончим нашу лекцию и перейдём к домашнему заданию (выберите любые три вопроса на свой вкус ):

1. Возьмите тексты из вопроса 4а . Разберите их на предмет наличия в них глаголов. Какого типа глаголы преобладают в каждом тексте? Сделайте соответствующий вывод: какие нужны глаголы, чтобы описываемая картинка была живой, а какие нужны для статической картинки?

1*. Задание то же самое, но тексты (их отрывки) можно выбрать самому (из любых произведений других авторов или своих).

2. Приведите 2-3 примера градаций с использованием глаголов (из произведений других авторов или свои собственные).

3. Возьмите любой глагол и напишите небольшой рассказ, в котором постарайтесь употребить этот глагол в разных значениях.

4. Возьмите стихотворение Блока «Превратила всё в шутку сначала» (или найдите другое стихотворение, изобилующее глаголами) и выясните, глаголы какого вида и для чего используются в произведении.

Превратила всё в шутку сначала,
Поняла — принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слёзы платком вытирать.

И, зубами дразня, хохотала,
Неожиданно всё позабыв.
Вдруг припомнила всё — зарыдала,
Десять шпилек на стол уронив.

Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась,
И, должно быть, навеки ушла...

Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело своё.
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твоё?

5. Предлагаю вам стихотворение В.Высоцкого. Какие слова здесь преобладают и что с их помощью автору удалось создать, нарисовать?

В рощах и чащах,
В дебрях и кущах
Сколько рычащих,
Сколько ревущих,
Сколько пасущихся,
Сколько кишащих,
Мечущих, рвущихся,
Живородящих,
Серых, обычных,
В перьях нарядных,
Сколько их, хищных
И травоядных,
Шерстью линяющих,
Шкуру меняющих,
Блеющих, лающих,
Млекопитающих,
Сколько летящих,
Бегущих, ползущих,
Сколько непьющих
В рощах и кущах
И некурящих
В дебрях и чащах,
И пресмыкающихся
И парящих,
И подчинённых,
И руководящих,
Вещих и вящих,
Рвущих и врущих —
В рощах и кущах,
В дебрях и чащах!

6. Расскажите о магии деепричастия на примере отрывков из произведений любых авторов или своих собственных.

7. Сделайте небольшую прозаическую или поэтическую зарисовку, где постарайтесь применить все (или большинство) полученные на данном уроке знания. Объясните, что и для чего вы использовали.

Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Первый аргумент основан на сочинении, которое я прочитал на вашем сайте. Эта тема у меня вызывает затруднение, поэтому мне пришлось воспользоваться готовыми сочинениями, схитрил, каюсь.
Перейдем к сочинению.
Основной текст.
Если от мыса Телок долго идти по проселку в глубь леса, то обязательно выйдешь на просеку и остановишься пораженный. Твоим глазам предстанет что-то необычное и яркое в дальнем конце ее. И, только догадываясь, еще не поверив до конца и не понимая, ты осторожно пойдешь по травянистой тропе и очутишься на поляне, в центре которой стоит железный солдат с автоматом, склонившись над братской могилой.
После кипучего, устремленного к солнцу Картунского бора, после сладкой земляники и мягких светлых трав - после всего мирного, шелестящего и живущего - это настолько неожиданно, что замираешь на месте, забыв о ягодах, которые крепко сжимаешь в руке.
Война! Вот она! Неожиданная, заставшая тебя врасплох, когда ты меньше всего ожидал. Как всякая война.
Заборчик, свежие полевые цветы положены у железных ног солдата.
И вдруг чувствуешь, как тебя с силой ударяет в грудь. Боже мой! И тут она, и сюда проникла! А сколько же таких безымянных уголков по всей моей земле! Мне порой кажется, что вся она, земля, планета наша, стала на полметра выше от этих бесконечных братских могил.
Кто они? Мальчики лет по двадцати? Они, может, и в походы не успели ни разу сходить и Селигер в первый раз увидели не синий, в белых лебединых облаках, а красный, да черный, да никакой потом...
Парень один на турбазе говорил:
- Знаешь, у меня отец погиб где-то здесь... Где? Не знаю. Понимаешь, я нашел старое извещение, что пал смертью героя в районе озера Серого, на Ленинградском фронте. Я тогда малый был, не понимал ничего, а теперь вот новая справка: оказалось, что нет такого озера - Серого, а есть Селигер. Вот я и приехал, не искать, конечно, а посмотреть. Понимаешь?
И больше он ничего не сказал.
«Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945».
И все. Ни фамилий. Ни имен. И стоит солдат и железно молчит об этих людях. Безымянных, полегших здесь. И думает. Долго. Вечность. Знает он тех, кто добирается сюда в лесную чащу и кладет сорванные по дороге цветы. Но об этом он тоже молчит. Да что там, наши же люди. Те же безымянные. От безымянных - безымянным. В безымянном лесу.

Много раз я бродил по лесу, то ли продираясь через колючий ельник, то ли собирая в ладонь пресноватую, красного густого мяса малину, и неожиданно сталкивался с этой войной. Однажды мы нашли каску. В другой раз пуговицу со звездой. А один раз, отдыхая после долгого кружения по сырым буеракам с шапкой, полной лисичек, я неожиданно обнаружил, что сижу на краю окопа. Он был вырыт буквой «Г», и на дне его росли мелкие кустики малины. Оглядевшись, я увидел вокруг еще такие же окопы. А потом и огромную воронку с крупными, чуть ли не выше щиколотки зарослями костяники, чьи ягоды были похожи на разбрызганную кровь.
И опять словно меня неожиданно ударили, и показалось совсем явственно, что пахнет порохом и где-то стреляют и кричат. Впрочем, может, так оно и было: по соседству остановились туристы и жгли костер.
В пятьдесят четвертом году мы сидели у костра близ турбазы и разговаривали. Я и мои друзья, человек семь. Мы болтали, немного лениво, развалясь и подставив ноги огню. А кто-то сказал:
- Видели мы сегодня, как на барже гробики везли. Штук сто, да такие маленькие, ну, словом, детские совсем.
- Может, эпидемия? - спросили его.
Антон, наш капитан, сказал, пошевелив веткой в костре:
- Не эпидемия это. Кости наших солдат собирают из разных мест захоронения и в общий могильник перевозят.
Ночь стала глуше, и мы молчали. Мы молчали долго и трудно, глядя в костер. А потом ахнула в невидимой воде большая рыба, и все вздрогнули, зашевелились.
В тот вечер мы пели тихие солдатские песни про землянки да темные военные ночи, и странно волновали эти песни, сбитые из хриплых мужских голосов.
У всех у нас было что-то солдатское в крови, в такое уж жили время.
Однажды мы лежали на траве, голые до пояса, и Витька сказал, тронув продолговатый рубец на плече:
- Это мне в Венгрии.
- Ты... Был тогда там?
- Ага, - сказал Витька и лег на спину. Он глядел прямо на солнце, не сощуривая глаз, и ничего больше не говорил. - Просто выстрелили и попали в плечо.
- А ты стрелял?
Я приподнялся, встал на четвереньки, разглядывая Витьку, словно никогда его не видел.
- Да.
- А в того, который в тебя?
- Нет, - сказал Витька, - я его не видел.
Я лег и никак не мог успокоиться, я вдруг понял, что сегодня тоже стреляют. И где-то, может быть, сию минуту из дула уходит пуля, разыскивая нас...

А теперь само сочинение.
Безусловно, нельзя не согласиться с высказыванием А. Н. Толстого о том, что "движение и его выражение - глагол - является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе" Данное высказывание понимаю так: глагол оживляет язык.(Подумал я над комментарием и решил, что в таком виде будет намного лучше: ГЛАГОЛ - ВТОРАЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ ЧАСТЬ РЕЧИ, БЕЗ КОТОРОЙ НАШ ЯЗЫК НЕ СМОГ БЫ "ДЕЙСТВОВАТЬ, ТАКЖЕ ОН ОЖИВЛЯЕТ ЯЗЫК.) Докажу это, приведя примеры из текста А.И. Приставкина.
Автор, размышляя о месте боев Советской армии использует очень подходящий глагол "проникла" (предложение 12). Этот глагол указывает на то, что война пробралась, как вирус, внутрь мирной жизни. (Это мой аргумент, основанный на сочинении с вашего сайта)
Глагол настолько многогранен и красочен, что предложении 78 ("не мог успокоиться") он показывает читателю то, как сильно поразила автора история Витьки.
Из всего выше написанного можно сделать вывод. Глагол - важнейшая часть речи, без которой наш язык не смог существовать. (Первоначально я предполагал сделать такой вывод: Из всего выше написанного можно сделать вывод. Глагол - важнейшая часть речи, без которой наш язык "встанет" на месте, ведь некому будет отвечать за действия и свойства.)

Жмурина Екатерина

Работа посвящена роли глагола в русском языке. Автор рассматривает использование данной части речи в текстах трех родов литературы: эпосе, лирике и драме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие»

Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону

__________________________________________________________________

Вся сила русского глагола

Исследовательская работа по русскому языку

Жмурина Екатерина Сергеевна,

9 класс

Красильникова Наталья Валентиновна,

учитель русского языка

Ростов-на-Дону

2012

стр.

Введение

Часть 1. Основные сведения о глаголе

Часть 2. Употребление глаголов в художествен-ной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении (на примере рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»)

10-13

Глава 2. Употребление глаголов в драмати-ческом произведении (на примере пьесы АП.Че-хова «Чайка»)

14-15

Глава 3. Употребление глаголов в лирике

16-20

Часть 3. Использование глаголов в творческих работах на уроках русского языка

21-22

Заключение

23-24

Список литературы

Введение

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе» (А.Н.Толстой).

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера» (Ю.Бондарев).

Свою исследовательскую работу я решила посвятить роли глагола в художественной литературе, а также доказать, что именно эта часть речи является одной из самых необходимых и самых выразительных.

Актуальность исследования состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает никакого интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи.

Объектом исследования являются свойства русского глагола; предметом исследования – художественные тексты (рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»; пьеса А.П.Чехова «Три сестры»; стихотворения А.Плещеева, Ф.Тютчева, А.Майкова, а также тексты, составленные обучающимися школы).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать художественные тексты (эпического, лирического и драматического жанров), выявляя особенности употребления в них глаголов.

2. проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования:

Изучение литературы о глаголе;

Опрос обучающихся нашей школы;

Анализ текстов.

Данная работа поможет обучающимся ближе познакомиться с такой частью речи, как глагол, а учителям – использовать материал работы (примеры) на уроках русского языка.

Моя работа состоит из двух частей:

1 часть – анализ использования глаголов в русской литературе. В своей работе я решила попробовать ответить на вопрос: какую роль играет глагол в русской литературе. Для анализа я выбрала тексты, представляющие три рода литературы: эпос, лирику и драму.

2 часть – анализ использования глаголов в текстах, составленных учащимися школах на уроках.

I. Употребление глаголов в художественной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении

(на примере рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»)

В нашей школе уже два года существует Чеховский клуб «Классика» - клуб, который объединяет любителей творчества Антона Павловича. Кроме того, мне посчастливилось сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Русское танго», поставленном учителем литературы Зубовой Н.Н.

Именно поэтому для анализа эпического произведения я выбрала небольшой юмористический рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», изданный в «Осколках» в 1883 году с подзаголовком «Случай».

Сюжет рассказа прост: однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 129 существительных, многие из которых повторяются неоднократно. Это фамилия главного героя – Червяков, слово «генерал», «письмо» и пр.; всего 12 прилагательных и 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия). Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Глаголы используются в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Важнейшую стилистическую функцию глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям – проиллюстрируем примером:

Но вдруг лицо его поморщилось , глаза подкатились , дыхание остановилось … он отвел от глаз бинокль , нагнулся и... апчхи!!! (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. При этом нередко вместо перечисления ряда действий, не имеющих принципиально важного художественного значения, называется одно действие, обозначенное необычным глаголом, отражающим, как в фокусе, сразу несколько движений героя, его реакцию, впечатления и т.д., представленных в обобщенном виде. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил ), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:

Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул , как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают .

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться ? Ежели мы будем смеяться , так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану ! Ей-богу, не стану !

Повторение данных глаголов в рассказе вовсе не обозначает механического дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться .

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые А.П.Чеховым, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Анализируя эти глаголы, можно сделать вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:

Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал , что Червяков над ним просто смеется .

Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…

В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!

Глава 2. Употребление глаголов в драматическом произведении

(на примере пьесы АП.Чехова «Чайка»)

Для анализа драматического произведения я обратилась к знаменитой пьесе А.П.Чехова «Чайка».

«Чайка» - это пьеса о любви, любви к искусству, любви к людям, любви к жизни. Я проанализировала первое действие пьесы, в котором встречается 635 глаголов.

Как мы знаем, основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии. Именно поэтому в пьесе так много глаголов настоящего времени: ходит, не понимаю, живется, получаю, ношу и пр.:

Треплев (обрывая у цветка лепестки). Любит - не любит, любит - не любит, любит - не любит . (Смеется.) Видишь , моя мать меня не любит . Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода.

Диалог в драме - основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц.

В пьесе есть реплики героев, состоящие только из глаголов, т.е. в драматическом тексте распространены односоставные предложения: не хочется, пойдемте, слушаю, скучает, ревнует и пр.

Так как перед нами разговоры героев, то большое место отводится глаголам повелительного наклонения (в эпических произведениях господствует изъявительное наклонение): говорите, увольте, наденьте, позвольте, пойдемте и пр.

Как и в эпическом произведении, здесь также можно выделить такую функцию глагола, как придание динамизма описаниям:

Треплев . Я люблю мать, сильно люблю ; но она ведет бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом, имя ее постоянно треплют в газетах, - и это меня утомляет .

«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены».

А.М.Пешковский

Глава 3. Употребление глаголов в лирике

Анализируя роль глаголов в прозаических произведениях, я стала задумываться о том, а какое место отводится глаголам в поэзии? Какое время и наклонение глаголов господствует в лирике? Подчиняется ли глагол таким же правилам, как в прозе?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, я решила проанализировать стихотворения на одну тему разных поэтов.

Так как моим любимым временем года является весна, и премьера нашего чеховского спектакля была именно весной, то я выбрала три стихотворения, посвященных весне: Федора Тютчева, Аполлона Майкова и Алексея Плещеева.

Самым показательным с точки зрения употребления глаголов, на мой взгляд, является стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

В стихотворении поэт использует 14 глаголов. Все глаголы можно распределить по значению:

Как мы видим из таблицы больше всего в стихотворении глаголов движения. Но мы не только видим приход весны, мы ее слышим благодаря глаголам звучания: шумят и гласят. Функцию цвета обычно передают прилагательные, но и здесь Тютчев мастерски использует глаголы цвета: блещут, белеет.

Среди 14 глаголов только один глагол употреблен в прошедшем времени, остальные – глаголы настоящего времени.

В первой строке статичное состояние природы выражено глаголом цвета белеет . В полях еще задержалась зима, царит атмосфера тишины и покоя. В последующих строках преобладают глаголы движения, создающие динамику.

Второе стихотворение, к которому я обратилась, стало стихотворение А.Майкова:

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

В стихотворении 5 глаголов:

Здесь, как и в предыдущем стихотворении, преобладают глаголы движения, и пусть глаголов не так много, они все равно придают особую выразительность стихотворению

В стихотворении воспевается приход весны, того времени, когда уже тепло («выставляется первая рама»), ярко светит солнце («даль голубая видна») и «хочется в поле», где царствует весна, рассыпая свои цветы. Ощущение радости жизни, свободы, кипения жизненных сил передано так ярко, что кажется, будто все это ты испытал или испытываешь сам.
Являясь поэтическим шедевром как по форме, так и по содержанию, это стихотворение примечательно и с чисто лингвистической стороны, со стороны употребления в нем глагольных времен. Начинается оно строкой, в которой глагол имеет форму настоящего времени, обозначая действие обычное, повторяющееся из года в год (выставляется первая рама). Во второй строке глагол дан уже в форме прошедшего времени совершенного вида (шум ворвался). Но самое поразительное, оказывается в том, что это прошедшее время не относит действие в прошлое, а обозначает его как происходящее на одной временной плоскости с глаголом настоящего времени (шум ворвался в тот момент, когда выставляется первая рама). Удивительно еще и то, что эту форму прошедшего времени мы свободно можем заменить глаголом настоящего времени (шум врывается в тот момент, когда выставляется рама).

Эта возможность сопряжения разных времен без нарушения временной перспективы является одним из замечательных свойств видо-временной системы русского глагола, которым активно пользуются художники слова.

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:

в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;

Во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь;

в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам ; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла , который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.

Это стихотворение интересно тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Выразительные возможности глагола значительно увеличивают его образное переосмысление. Многие исследователи подчеркивают, что эстетическую функцию глагола определяют широкие возможности его метафоризации. А.М. Пешковский писал, что глагол более чем любая другая часть речи, пригоден для «одушевления» предметов при олицетворении: шум ворвался, воды гласят, весна идет, хоровод дней толпится и пр.

Анализируя эти стихотворения, мы также можем выделить одну из важнейших глагольных функций, которая встречалась и в эпическом и в драматическом произведениях, – придание описаниям динамизма:

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум
ворвался …

Травка зеленеет ,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут , и блещут , и гласят ...

Но говорить об описании весны и о роли глаголов при этом описании было бы неправильно, не упомянув о том, что в поэзии можно что-либо описать, вообще не употребляя глаголов. Таким образом, лирика – род литературы, который может обходиться и без глаголов. Ярким примером может послужить стихотворение А.Майкова

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.

III. Использование глаголов в творческих работах

на уроках русского языка

Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Дождь идёт - простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть.

Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решила провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях.

Вот, что у них получилось:

Дождь. Когда на улице крохотные капли собираются в глубокие лужи по колено, все говорят, что идет дождь. Но почему он именно идет? Не летит, не бежит и не льет, а именно идет? Может, люди считают, что дождь с живой душой? Поэтому он и ходит по миру…

Чекмарева Маргарита, 9 класс

Тяжелые капли падают с неба, которое покрывается серой пеленой… На улице становится грязно и образуются могучие реки. На окнах текут слезы. Все темнеет, и утро становится похожим на ночь…

Багдасарян Нарина, 7 класс

В исследовании приняло участие 54 обучающихся 7-10 классов.

В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.

Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.

Всего в работах встретилось 272 глагола (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных – 533).

При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (248): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (24): хочется спать, становится и пр.

Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5,8; существительных – 11.

Употребление глаголов в творческих работах

Заключение

Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.

Глагол - необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.

Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Закончить работу я бы хотела словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Список литературы

1. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., «Просвещение», 1967. – 123 с.

2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – Спб.: «КомКнига», 2005. – 408 с.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 1997. – 442 с.

4. Диденко С. Кое-что о глаголах. – Спб.1998.

5. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

6. Просто и занимательно о русском языке / И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др. – М.: Просвещение, 2007. – 416 с.

7. Успенский Л. По дорогам и тропам языка. – М.: АСТ; Зебра Е, 2008. – 464 с.

Вход на сайт Р7 по адресу r7casino-zerkalo4.ru. Всем новым пользователям бонусы от R7.