Как пишется безударная гласная в корне слова. Слова с безударными гласными

Самое большое количество орфограмм связано с написанием гласных в корне слова. Нужно различать три вида безударных гласных в корне слов:

  • не проверяемые ударением ;
  • безударные гласные в корне слов проверяемые ударением ;
  • чередующиеся безударные гласные в корне слов.

Есть такие слова, в которых гласные в корне всегда находятся в безударном положении, поэтому проверить ударением их нельзя, например: капу`ста – капу`стный, сапо`г – сапо`жник. Правописание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением, например: нос`ить – но`сит, но`ша;

Правила правописания корней с чередованием гласных а – о

Их можно объединить в три группы:

  • правописание корней зависит от места ударения;
  • правописание корней зависит от звука, следующего за корнем;
  • правописание корня зависит от его лексического значения.

1 От места ударения зависит правописание корней -зар (-зор) ; -гор (-гар) ; -клон (-клан) ; -твар (-твор) ; -пазд (-позд) ; Под ударение во всех этих корнях мы пишем ту гласную, которую слышим: зо`рька, за`рево; зага`р; накло`н, кла`няться; тва`рь, тво`рчество; опа`здывать, по`здний. В безударном положении только в корне зар(-зор) пишется а . В остальных перечисленных корнях пишется о: зар`я, но загор`еть, поклони`ться, творе`ние, опозда`ние . Слова исключения: зоревать, зоревой, зорянка ;

2 От последних букв в корне зависит правописание гласной: росли, но растут, предлагать, но предложить . Слова исключения: росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль. Полог .

3 В корне -кас (-кос) пишется буква а, если за корнем тоже буква а: касаться, НО коснуться .

4 От лексического значения зависит правописание корня -равн (- ровн) . В корне пишется буква о, если слово со значением «гладкий», пишется буква а, если слово со значением «одинаковый»: подровнять грядки, но равнобедренный треугольник . Слова исключения: равнина, подровняться (в шеренге) .

5 В корне -плов(-плав) только в двух словах пишется буква о: пловец и пловчиха . В остальных словах пишется буква а: поплавок, сплавляться и т.д.

Правописание корней с чередованием гласных е – и

В корнях с чередованием гласных е – и пишется и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется -е-. умереть – умирать, подстелить – подстилать, блестеть – блистать, запереть – запирать, соберут – собирать, протереть – протирать .

В корнях с чередованием а (я) – им(ин) пишется им, ин, если после них идёт суффикс -а- . Например: пожать – пожимать, замять – заминать .

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова. Примеры привести несложно: дверной - двери , зеркальный - зеркало , писать - пишет . Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных :

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры - арбуз , человек , чеснок , поролон , календарь , пакет и многие другие.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия , информация , филармония , церемония , экономика , математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов :

  • от ударения: сгорает - гарь , заря - зори ;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать - выдернул , застилает - застелет ;
  • от согласного в конце корня: растительность - заросли - отращивать ;
  • от смысла: обмакнул - промок .

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка - короб , прямой - прямо , цветок - цвет .

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением :

  • щека - щёки ;
  • колбаса - колбасный ;
  • пекарня - пекарь ;
  • грибной - гриб ;
  • цепочка - цепь .

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать :

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения :

  • стекло - стёкла ;
  • окно - окна ;
  • часы - час ;
  • столы - стол ;
  • зелёный - зелень ;
  • на полу - пол;
  • зеркало - зеркальный ;
  • деревянный - дерево , деревья ;
  • стена - стены ;
  • тепло - тёплый .

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть , замирать , понимание .

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить :

  • шелестеть - шелест ;
  • избежать - бег ;
  • охранять - охрана ;
  • волнистый - волны ;
  • молоко - молочный .

Слова абонемент , шоколад , директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова :

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания. Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц. Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

В безударных гласных вызывают совпадает (нейтрализуется) два или несколько звуков, соответствующих ударным, и любая из букв совпавших ударных гласных читается одинаково. Выбор устанавливается нормой – её традицией или действием морфофонологического принципа орфографии. Например, мы говорим г[ъ]л[Λ]ва, а пишем голова, выбирая из А, О, Э для звука [ъ] и из А, О для звука [Λ] букву О, по правилу проверки (го́ловы, голо́вка ), то есть руководствуясь морфофонологическим принципом орфографии. Это основной принцип употребления букв для гласных, поэтому почти все гласные (кроме [у], который с другими гласными не совпадает, не нейтрализуется) в слабой, безударной позиции надо проверять. Это касается и гласных после непарных, с которыми данная орфограмма совмещается.

Чтобы проверить написание безударных гласных в корне, надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы этот звук в том же корне оказался под ударением : д..ли́ть – де́лит, с..роково́й – со́рок.

Важно только не перепутать внешне сходные проверочные слова – паронимы. В однокоренных словах должна быть общая часть значения.И не забывать, что сначала должен решаться вопрос о корнях «с чередованием».

Ср. : разредить (редкий) но: разрядить (заряд)

увядать (вянет) но: увидать (видит)

примирять (мир) но: примерять (мера)

Ср. также : усво е́ние как усво́ ить , но не как усва́ ива ть

гово ря́т как разгово́ р , но не как разгова́ рива ть

Русская орфография глубоко традиционна, и многие проверки могут быть образованиями на грани с этимологией. Поэтому методисты допускают, например, проверку колесо словом околица с объяснением связи. При этом, естественно, нельзя проверять слова калач, лопата соответственно этимологически однокоренными имсловами околица, лапа. Некоторые методисты допускают проверку искусственными образованиями типа уменьшительного ко тлик , для котёл, просторечное шо́ фер для шофёр , уменьшительное о рлий для орёл, частями сложносокращённых слов (государство го̀сэкза́мен, ср. ипросторечное го́сы, корабль – линкор, акварель – лат. аква, аквариум ). Ведь главное – запомнить написание! С такими нарушениями принципа научности мы вынуждены сталкиваться в силу неоправданной традиционности нашей орфографии, издержками «ведущего» положения её основного принципа.

ЗАПОМНИТЕ : Слова с полногласными сочетаниями ­оро -, -оло- следует проверять родственными словами с полногласием , например: сторожить – сторож, сторожка, похолодание – холод, холодный. Слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла- надо проверять словами с неполногласием , например: охладить – хлад, прохладный, огласить – огласка.

Само наличие близких по значению корней с таким соответствием также обычно свидетельствует о соответствии написаний: порох – прах, дорог – драгоценный и т.

п. Но карандаш, калачи и т.п. сюда не относятся.

Проверка – это такое изменение окружения данной морфемы, которое приводит к постановке обозначаемого звука в сильную позицию. Для гласного это позиция под ударением. Гласная в корне – значит надо менять окружение корня, то есть заменять приставки, суффиксы окончания с целью нахождения данного гласного под ударением (ведь место ударения в слове опре­деляется наличием определённых морфем). Совокупность всех окружений корня (парадигма проверки) – это формы слова (первая ступень проверки) и «родственные слова» (однокоренные слова с разными суффиксами и приставками). Производные первой ступени называют второй ступенью проверки, производные второй ступени – проверками третьей ступени.

Проверки формами того же слова определяются законами подвижности ударения в данной части речи. Корни существительных проверяются изменением числа, окончания положительного на нулевое (других падежей на именительный ед. числа или родительный мн.ч.: зонта́ – зонт, нога́ – но́г . Исключения: семе ни семя́ н , стремени стремя́ н ). Для прилагательных важны краткая форма именительного падежа мужского рода и форма сравнительной степени (зелёный – зе́лен, дорогой – до́рог – доро́же ). Корни глаголов (кроме имеющих «корень с чередованием») проверяются формой третьего лица (с исключением форм сядет и ляжет ), формой ед. числа прошедшего времени мужского рода (цвести – цвё́л ), меной формы одного вида на инфинитив противоположного вида (кроме глаголов с суффиксом -ива- для О/А : натянул – натя́гивать, слипаться – сли́пнуться ), инфинитивом того же вида (бер ежёт – бере́ чь ), страдательным причастием прошедшего времени (отломить – отло́мленный, развернёт – развё́рнутый, поймём – по́нятый ), деепричастием (сидели – си́дя ), формой третьего лица единственного числа или формой инфинитива глагола другого вида (прогонял – прого́нит, кричать – кри́кнуть ),формой повелительного наклонения глагола того же и противоположного вида (стоять – сто́й, встают – вста́нь. Исключение ляг ), междометной формой мгновенного действия типа глядь!, толк! Сравнительная степеньнаречия проверяется положительной (страшнее – стра шно ).

Проверки однокоренными словами определяются законами ударения у производных слов, зависящих от свойств различных приставок и суффиксов. Они представлены у существительных однокоренным существительным без суффикса (девчонка – де́вочка, де́ва, листва – ли́ст), прилагательным(молоко – моло́чный, огонь – о́гненный ), уменьшительным существительным (борода – боро́дка, нога – но́жка), глаголом(поезд – е́здить, моление – мо́­лит, резня – ре́зать ). Прилагательные проверяются существительными (тяжёлый – тя́жесть, береговой – бе́рег ), глаголом (пристежной – пристё́гивать, развитой – разви́ть ), прилагательным без суффикса (тягчайший – тя́жкий, беловатый – бе́лый ), уменьшительной формой (молодой – моло́денький, простой – про́стенький , наречием (весёлый – ве́село, дешёвый – дё́шево ). Глаголы можно проверять однокоренными существительными (просили – вопро́с, вспотеть – по́т ), глаголом без приставки (вызвать – зва́ть, закричал – кри́кнул, просидел – си́дя ), прилагательными (сине́ет – си́ний, зеленели – зелё́ный ), наречиями (весели́ться – ве́село, холодеть – хо́лодно ). Наречия проверяются существительными (бесконечный – ко́нчик, таинственно – та́йна ), прилагательными (далеко – далё́кий, хорошо – хоро́ший ), глаголами (боязно – боя́ться, непонятно – по́нял ), наречием с заменой или отсутствием суффикса (домой – до́ма, частенько – ча́сто ). Возможны и проверки третьей ступени: от образований, полученных при втором способе, используют новые образования и производящие, как и на второй ступени.

Особый косвенный тип проверки для изменяемых частей речи – проверка гласного на беглость. Если гласный беглый, то он обозначается буквой О после букв твёрдых согласных и буквой Ё(Е) после непарных и мягких: лавка – лавок, кружка – кружек, узла – узел .Такая «проверка» не может быть признана фонологической, так как чередования не являются обязательными ни с какой стороны: нет позиции, предсказывающей обязательную беглость или небеглость. К тому же с нулём чередуются и другие гласные: [и] (певуни й – певунья, ущели й – ущелье, лиси й – лисьего, запи рать – запру, неси – сядь , нести – бить , оди н – одна, достои н – достойна, также созывать – созвать )и даже Я (зая ц –зайцы ). Очевидно, правило является лишь мнемоническим приёмом запоминания традиционных написаний.

Упр. 40. Вставьте пропущенные буквы А или О, Е или И и подберите проверочное слово. Обозначьте ударение.

Выг..р..дить виновного, выпол..сканное бельё, гр..жданство, гор..жанин, задр..жать от гнева, зар..жение, зар..ждение искусства, за..вление, кв..танция, минное загр..ждение, обв..нение, обл..к..титься, обог..щаться, объед..нение, овл..деть языком, ознаменовать, отродясь, п..дали, планировать кругами, пов..р..тить оглобли, повт..рение, всеобщее пок..яние, половодье, пост..ронние, предв..щать грозу, просв..щение, (божье) Пров..де́ние, св..детели обв..нения, сокр..щение, сост..зание, угр..жать, ум..ротворённый, усложнение, утв..рдить.

Упр. 41. С данными словами составьте словосочетания. Объясните написание выделенных букв подбором проверок (образцы см. в ответах). Образец: проживал (жил) в Воронеже – прожевал (жёваный) и проглотил.

Упр. 42. Укажите, в каких парах некорректно или неверно подобрано проверочное слово. Мотивируйте свой ответ.

Тя жёлый – тяжесть, кре дитование – кре́дит, сгущё нка – сгущение, уве до­млять – уведомить, специа лизированный – специальный, заме реть – мёртвый, обви нять – повинный, бе чёвка – бич, уго реть – загар, выро внять – ровный, расти рать – тёр, ра списать – роспись, глобальный – глобус, зо ревать – зори.

Упр. 43. Вставьте пропущенные О или А, правильно подобрав, где возможно, проверочные слова, старославянские или русские пары.

Вл..стелин, в..лостной старшина, вр..щательное движение, в..ротилы бизнеса, вр..та рая, г..л..вной (отряд), гл..варь (банды), гр..жданский (долг), загр..дительные (сооружения), з..л..тая (цепочка), кр..тчайший, провозгл..сить, прохл..дительные, поздр..вление, сокр..щение, (выглядеть) пом..л..девшим, пост..р..нние, (тяжелый) подб..родок, охр..нять (склад), св..р..тить (с дороги), ук..р..тить (платье), прекр..тите шум, укр..тить зверя, чер..довать.

ЗАПОМНИТЕ: правописание букв безударных гласных <а>, <о>, в корне нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксом -ыва(ива)-.

В этих глаголах корневой О часто чередуется с А . Например, слово спросить нельзя проверять словом спрашивать (проверочными словами могут быть спросит, спрос ). Исключение: ухажёр(ка) (от ухаживать , а не от уход ). Другие гласные перед ­ыва­ не чередуются.

В разговорной, детской и жаргонной речи в некоторых образованиях под ударением могут встречаться гласные , не совпадающие с написанием под ударением. Говорят: бабка Ёжка, бархо́тка , бо́шку, стёпка, степу́ха, по́льты, То́ма, экстри́м, шпо́ры, хотяне под ударением пишется Я га, ба шка, барха т, барха тный, барха тистый, сти пендия , па льто, Та мара , экстре­ мальный, шпа ргалка. Есть фа нтазия и фэнтези. Слово лебе дь и производные нельзя проверять словом лебяжий. Буква И пишется только в формах единственного числа слова дитя (и просторечном дитё, дитячий ), ср.: ди́тятко : детёныш, детвора, детёнок и т. п.

Часто к ошибкам ведут ложные этимологии-аналогии: ве нтилятор – «винт», до во стребования – «до вашего требования», подра жать – «дрожь», поч ерк – «подчеркнуть», спа ртакиада – «спорт», фиолетовый – «фиалка», га строли – «гость», до лина – «даль», ло пата – «лапа», нава ждение – «водится», наперсн ик (перси ‘грудь’) – «перст», сти пендия – «степень», учр еждение – «череда» и т. п. Такие слова требуют специальной проработки.

Некоторые корни имеют варианты написания, которые приходится запоминать «поштучно», в словарном порядке. Обычно пишется магни т, но есть и магне тизм, магне тический, магне тит, магне трон (ср. магне́то ). Обычно де́бе т, но деби то́р, деби то́рский. Обычно лодка , но есть и старосла­вянское ладья; полагают также, что ло пата родственно слову лапа. Есть грамо та, грамо тей, грамо тный, но есть и грамма тика . Есть инфе кция, перце пция, корре кция, но есть и инфи цировать, перци пировать, корри ги­ровать. Есть сей , сего и сия, сиё , сии. Такие варианты написаний обуслов­лены обычно заимствованиями из разных языков, чередованиями в языке-источнике. Часто написание меняется в силу иных ассоциаций, по «народной этимологии», по произношению: сви детель вместо свѣ дѣтель от вѣ дати; ка лач вместо ко лач, ср. ко лесо, кольцо, околица; во всех славянских языках пишется А в словах ово д, ласко вый, но в русском оба слова и в украинском оводы пишутся с О. Все эти сложности связаны с традиционностью и морфологичностью нашего правописания.

Упр. 44 . Вставьте пропущенные буквы О или А, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о//а в корне под ударением. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Вопл..щать, выд..лбить, выр..внять, оп..здать, отк..пать, пл..тить, пок..ро­че, пор..знь, прекр..тить, погл..щение, разбр..сать, раскр..ить, распол..гался, т..лкать, укор..тить.

Упр. 45. Найдите максимальное число проверок а) первой и б) второй ступени для данных ниже словоформ. Дополните, свои ответы, используя описанные выше способы проверки. Запишите их и запомните как образцы.

а) полоса, дорого́й, протяну, хватаю, больнее; б) долина, скатерть, усиление, грозовой, молодой, терпеливый, перевязать, нести, вылез, нести, ожил, затемнить, бережно, легко, риторика.

Упр. 46. Перепишите, вставляя пропущенные буквы гласных или выбирая нужные, в скобках укажите наиболее трудные проверки орфограмм, подчеркните слова с ложнопроверяемыми написаниями.

О пользе старославянского языка

Русский язык сл..жился примерно к XIV ст..летию как язык, отл..чаю­щийся от других восточнославянских языков – украинского и белорусского. В развитии и обог..щении русского языка б..льшое зн..чение имело поп..лнение его за счёт заимствований из других евр..пейских языков. Но особенно пол..жительное влияние на него ок..зал выс..коразв..тый старославянский (древнеболгарский) язык, который был на Руси языком религии. Старославянский впитал в себя и дост..жения древнегреческого языка, на котором, по словам М. В. Ломоносова, «витийствовали великие христианской церкви учители и тв..рцы, возвышая древнее красноречие высокими б..госло­вскими д..гматами и п(о/а)рением усердного пения к богу».

В стан..влении русского л..тер..турного языка (в течение XVII––XVIII вв.) важную роль сыграл труд М. В. Ломоносова «О пользе книг ц..рковных в р..ссийском языке» (1758 г.). В нём М. В. Ломоносов изл..жил учение о трёх штилях и опред..лил осн..вные жанры, для которых уместен высокий, средний и низкий штили. Высокий штиль связывался именно с употр..блением старославянизмов и гр..цизмов, уже освоенных русским языком в процессе б..гослужений. «Сим штилем сост..вляться д..лжны гер..иче­ские поэмы, оды, пр..заические речи о важных материях, которым они от об..кновенной пр..стоты к важному вел..колепию возвышаются».

Роль старославянского в стан..влении и р..звитии русского письма, его орфографии отметил А. Х. Востоков в 1820 г. «Если бы русский язык с самого начала не находился в беспрестанном соотн..шении с ц..рковным славянским …, то и мы, может быть, теперь писали бы, сообр..жаясь с народным выгов..ром: маево, тваево или ещё маво, тваво вместо моего, твоего, фсево вместо всего, хто, што вместо кто, что и тому подобное».

Д..льнейшее развитие стилей прив..ло к тому, что русский язык тоже стал обр..зцом для развития не только языков народов СССР, многим из которых он под..рил свою письменность, но и для языков ст..рописьменных, для языков окружающих стран. По обр..зцу русского в них созд..вались научная т..рминология, официально-деловые обороты и жанры научного, публиц..стического, официально-делового и художественного стилей.

Упр. 47. Решите орфограммы, объясните наиболее трудные.

1. Нам идольское нав..ждение перен..мать негоже. Не для того мы, Гос­п..ди, тысячу лет назад к Тебе обр..тились своею душой. (Расп.). 2. Недалеко от этого места, в ст..роне от дорожки, находилась небольшая беседка из акаций; я пор..внялся с нею и уже прошёл было мимо… (Т). 3. Б(о\а)ржа серая и похожа на м..крицу (Ек). 4. Старые св..щеннослужители вгоняли нас в транс многочасовой зубрёжкой св..щенных стихов («Солдат удачи»). 5. …Подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; нужны школы, местная газета с честным напр..влением, театр, публичные чтения, спл..чённость интелл..ген­тных сил; нужно, чтоб общество сознало себя и уж..снулось (Ч.). 6. Думала Аксинья. Прим..ряла. Передумывала. Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, вл..деть им, как раньше (Ш.). 7. Лицо его при упом..нании о просв..щённой личности стало ещё более матовым и разнеженным… (Кор.). 8. Мало того, – они ещё его власть разбойничью осв..тили и сказали, что она от Бога, и помазали его маслом (Л. Т.). 9. См..тря на манёвры ямщиков, я со скуки пар..дировал американца Купера в его описаниях морских эволюций (Пушкин). 10. – Они, черт знает, с ума сошли со страху: нар(и\е\я)дили тебя в разбойники и в шпионы (Г.). 11. Видимо, когда строили наши з..млянки, свалили немало сосен, прор..дили, осв..тили лес (К. Ван­шенкин). 12. Рожи у обоих запухли, тёмными синяками наливаются, экая крас..тища! Натешились, изм..рдовали друг дружку, разр(и\е\я)дили злобу. Что-то дальше будет? (Аст.). 13. Выходило, что не Сеня утешал старика, а, скорее, старик прим..рял молодого с необх..димостью смерти (Л. М. Леонов). 14. Кругом весело зеленеет молодая тр.. ва, тр..пещут над нею в голубом небе бесчисленные жав..р..нки, пасутся на кормовитой зелёнке пролётные гуси и вьют гнёзда осевшие на лето стр..пета (Ш.). 15. Авось, звуки музыки укр..тят Африкана Семеныча. Константин Диомидыч сел за фортепьяно и сыграл этюд весьма удовлетв..рительно (Тургенев). 16. Устраивались под горою, в затишке; тянулись дома д..линою, словно в ладонях холмов, прикрывались от вечных ветров т..полёвым займищем.

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час;

б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес.

2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать.

2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать.

Чередование а-о

1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый).

2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька).

3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться).

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться).

5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.)

Чередование е-и

В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.


Похожая информация.


В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет.

Обратите внимание!

1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .

2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.

Ка мпания - 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания ); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания ).
Ко мпания - 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания ).

3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интелле кт. интелли гент,
аккомпане мент. аккомпани ровать,
лиде р. лиди ровать,
трене р. трени ровать,
абоне мент. абони ровать,
дезинфе кция. дезинфи цировать.

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А /О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. Прига рь, изга рь, выга рки.
Клан-/клон- Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение.
Твар-/твор- Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. Утва рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. Зо ревать, зо рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. Пло вец, пло вчиха;
плы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. а) Ро стов, Ро стислав, ро сток, ро стовщик, выро сток ро стовщический ).
б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. Поло г .

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- (мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник.

Корни с чередующимися гласными И /Е

Корни Правило Примеры
Бир-/бер-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.
Заби ра ть - забе ру.
Жиг-/жег- Выжи га ть - выже гший.
Стил-/стел- Засти ла ть - посте лить.
Блист-/блест- Бли ста ть - бле стеть.
Мир-/мер- Уми ра ть - уме реть.
Тир-/тер- Сти ра ть - сте реть.
Дир-/дер- Разди ра ть - разде рёт.
Пир-/пер- Запи ра ть - запе реть.
Чит-/чет-

Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило.

2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Пи р, пи ровать.

Чередование A(Я) /им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) /им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им (ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а /я . Пожим а ть - пожа ть, нажим а ть - нажа ть, размин а ть - размя ть, поним а ть - поня ть, начин а ть - нача ть, помин а ть - памя ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери . 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство ), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ .
2. После гласной и , например: диета, реквием, кариес . 2. После гласных (кроме и ) в соответствии с произношением пишется э , например: силуэт, поэзия, дуэт .
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия . 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика ) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить ).