Распределение живых организмов по суше. Живые организмы в биосфере

Петухов Дмитрий Григорьевич

Аннотация.

Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. А все ли знают что он уникален и чем? На уроке географии, в беседе с обучающимися 6 «А» класса, выяснилось, что не все знают об уникальности быта народов севера. Оказывается, что среди многих обучающихся бытует различные заблуждения на этот счет. Эти заблуждения явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос. К тому же, мы должны обладать информацией о своей малой родине, о населяющих ее народах, об особенностях их культуры.

Изучая много самой разнообразной литературы, наткнувшись на информацию о народах севера ханты и манси, я узнал об истории появления этого народа на территории ХМАО – Югры. Надо отметить, что это очень интересные сведения, которые уходят веками в прошлые тысячелетия.

Не менее интересными являются сведения о быте этих народов. Я узнал, что существует много обособленного в быту и не похожего на другие.

Цель: изучить источники об истории появления коренных народов севера и об особенностях их быта была достигнута, задачи выполнены.

Результатом продукта данной работы была разработка туристических маршрутов. Первый маршрут «Путешествие по местам обитания коренных народов севера». Я решил отобразить на листе ватмана, карту нашего округа и показать на карте места обитания народов ханты и манси. Для отображения мест обитания коренных народов, я использовал символы характеризующие данные народы и их самобытность.

Изучив различную литературу о том, где человек интересующийся бытом народов севера и любящий путешествовать, может почерпнуть информацию о ханты и манси, мы разработали второй маршрут «По следам коренных народов севера». Он отражает основные культурные места и знакомит с имеющейся в них информационной справкой о коренных народах.

Изученный мной материал, можно использовать на уроках географии, в качестве дополнительных сведений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Образовательное учреждение

6 «А» класс

Руководитель : Фролова Татьяна Викторовна

Учитель географии

Муниципальное бюджетное

Образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Аннотация.

Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. А все ли знают что он уникален и чем? На уроке географии, в беседе с обучающимися 6 «А» класса, выяснилось, что не все знают об уникальности быта народов севера. Оказывается, что среди многих обучающихся бытует различные заблуждения на этот счет. Эти заблуждения явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос. К тому же, мы должны обладать информацией о своей малой родине, о населяющих ее народах, об особенностях их культуры.

Изучая много самой разнообразной литературы, наткнувшись на информацию о народах севера ханты и манси, я узнал об истории появления этого народа на территории ХМАО – Югры. Надо отметить, что это очень интересные сведения, которые уходят веками в прошлые тысячелетия.

Не менее интересными являются сведения о быте этих народов. Я узнал, что существует много обособленного в быту и не похожего на другие.

Цель: изучить источники об истории появления коренных народов севера и об особенностях их быта была достигнута, задачи выполнены.

Результатом продукта данной работы была разработка туристических маршрутов. Первый маршрут «Путешествие по местам обитания коренных народов севера». Я решил отобразить на листе ватмана, карту нашего округа и показать на карте места обитания народов ханты и манси. Для отображения мест обитания коренных народов, я использовал символы характеризующие данные народы и их самобытность.

Изучив различную литературу о том, где человек интересующийся бытом народов севера и любящий путешествовать, может почерпнуть информацию о ханты и манси, мы разработали второй маршрут «По следам коренных народов севера». Он отражает основные культурные места и знакомит с имеющейся в них информационной справкой о коренных народах.

План.

Исследуемая проблема. Гипотеза.

Проблема: Как показал социологический опрос моих одноклассников, имеется много заблуждений относительно быта коренных народов севера ханты и манси, большинство одноклассников предполагают, что все ханты и манси имеют уютные квартиры, что их быт однообразен.

Цель работы: Изучить источники, которые нам раскрывают знания об истории появления коренных народов севера и об особенностях их быта. Разработать туристический маршрут в данном направлении.

Задачи:

  1. Выяснить, что известно окружающим меня одноклассникам о происхождении народов ханты и манси, что они знают о быте этих народов, какой уникальностью он обладает. Какие справочные данные имеются в литературе, интернет – ресурсах.
  2. Осуществление поездки на стойбище ханты и манси, для более углубленного изучения моей работы.
  3. Составление маршрутных листов для ознакомления всех, кто заинтересуется бытом коренных народов севера и захочет развеять свои заблуждения.

Выдвинутая гипотеза : быт коренных народов севера ханты и манси обладает уникальной самобытностью и неповторим.

Методы исследования :

  1. Социальный опрос
  2. Изучение информационных источников
  3. Разработка туристических маршрутов.

В своей работе я использовал следующий метод исследования: социальный опрос обучающихся 6 «А» класса.

Основные вопросы, обсуждаемые в форме круглого стола:

1. Что вам известно о коренных народах севера ханты и манси?

2. Известно вам что либо об истории возникновения этого народа?

3. Что вы знаете о быте данных народов?

По полученным ответам была составлена диагностика и выведена диаграмма, которая показала определенные данные.

Как выяснилось, не всем, окружающим меня одноклассникам известно, об истории происхождении народа ханты и манси, у многих одноклассников возникают вопросы относительно быта коренных народов: где они проживают, какими предметами обихода пользуются. Недостаточные знания одноклассников, относительно коренных народов севера побудили меня продолжить исследование и перейти ко второму методу моего исследования, изучению различных информационных источников. Я изучил различную литературу, в том совершил поездку на стойбище ханты и манси, что позволило мне получить достаточно знаний и сделать определенные выводы, описанные в работе.

Следующим методом исследования были разработанные мною маршруты путешествий, описанные в практической части, которые позволят всем, кто заинтересуется данной темой, получить ответы на многие вопросы.

Библиография.

В своей исследовательской работе я опирался на книгу хантыйского писателя Айпина Е. Д. «Ханты, или Звезда Утренней Зари», где поэт прикасается к теме быта ханты и манси, истории происхождения этого народа. Подробную информацию я нашел на сайтах: www.informugra.ru , и попытался сопоставить свои знания, знания одноклассников с полученными сведениями. Изучение работ знаменитых исследователей помогло мне в собственных исследованиях.

На занимательных и полезных сайтах, которые указаны в списке литературы, выложено много информации об истории коренных народов ханты и манси, об особенностях быта северных народов.

Выше перечисленные библиографические источники и множество других источников, позволили мне расширить кругозор знаний относительно истории и быта коренных народов севера ханты и манси.

Введение ……………………………………………………………………………….2

Теоретическая часть

1.1. История появления народа…………………………………............................2

1.2. Особенности быта ханты и манси…………..…………….………………….5

2.1 Практическая часть …………………………………………………………..9

2.2 Заключение ………………………………………………………………….….9

2.3 Список литературы …………………………………………………………..10

«Быт народов ханты и манси: правда и вымысел».

Введение.

«Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

Хантыйское высказывание.

Неужели и сегодня, в наше современное время, есть народы, которые слились воедино с природой, сохраняющие целостность природы при устроении своей жизни, быта. Речь идет о коренных народов севера ханты и манси. Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. Различные заблуждения и малая осведомленность в этом вопросе моих одноклассников явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос.

Заинтересовавшись данной темой, я решил выяснить:

  1. Что известно окружающие меня одноклассникам о происхождении народов ханты и манси, что они знают о быте этих народов, какой уникальностью он обладает. Какие справочные данные имеются в литературе, интернет – ресурсах. Также я запланировал поездку на стойбище ханты и манси.
  2. Я решил составить маршрутные листы для ознакомления всех, кто заинтересуется бытом коренных народов севера и захочет развеять свои заблуждения.

Теоретическая часть.

  1. История появления народа.

Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.

Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор, доказательством тому служат весьма богатые археологические находки в данном регионе. Так, в пещерах Пермского края археологам удалось найти древние капища. В этих местах сакрального значения были найдены фрагменты глиняной посуды, украшения, оружия, но что действительно важно – многочисленные медвежьи черепа с зазубринами от ударов каменными топорами.

Для современной истории сложилась устойчивая тенденция полагать, что культуры народов хантов и манси были едины. Предположение это сформировалось благодаря тому, что эти языки относились к фино-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули предположение о том, что раз существовала общность людей, говорящих на похожем языке, значит должна была быть и общая местность их проживания – место, где разговаривали на уральском праязыке. Однако вопрос этот и по сей день остается не решенным.

Уровень развития коренных сибирских племён было достаточно низким. В быту племен были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным родом занятий племён являлась рыбалка, охота и оленеводство. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных пришельцы называли «вогулами», что означало «дикие». Эти самые «вогулы» описывались как кровожадные разорители окольных земель и дикари, практикующие жертвенные обряды. Позже, уже в XVI веке, земли Обь-Иртышья были присоединены к Московскому государству, после чего наступила длительная эпоха освоения завоеванных территорий русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень,. Вместо некогда существовавших хантыйских княжеств были образованы волости. В XVII веке в новые волости началось активное переселение русских крестьян, от чего к началу следующего века, количество «местных» значительно уступало пришельцам. Хантов в начале 17-го века было около 7 800 чел, к концу 19-го столетия их численность составила 16 тыс. чел. Согласно последней переписи в Российской Федерации их насчитывается уже более 31 тыс. человек, а во всем мире примерно 32 тыс. представителей этой этнической группы. Численность народа манси с начала 17-го века до нашего времени возросла с 4.8 тыс. человек до почти 12,5 тыс.

Отношения с русскими колонистами у сибирских народов складывались непросто. На момент вторжения русских общество хантов было классовым, а все земли делились на удельные княжества. После начала русской экспансии были созданы волости, которые помогали гораздо более эффективно управлять землями и населением. Примечательно, что во главе волостей стояли представители местной родоплеменной знати. Также во власть местных жителей отдавался и весь местный учет и управление.

После присоединения земель манси к Московскому государству в скором времени встал вопрос об обращении язычников в христианскую веру. Причин на то, по мнению историков, было более чем предостаточно. Согласно доводам некоторых историков, одна из причин - необходимость контроля местных ресурсов, в частности, охотничьих угодий. Известны манси были в земле русской как прекрасные охотники, которые без спросу «растрачивали» драгоценные запасы оленей и соболей. Направлен в эти земли из Москвы был епископ Питирим, который и должен был обратить язычников в православную веру, но принял он смерть от мансийского князя Асыки.

Спустя 10 лет после гибели епископа, москвичи собрали новый поход на язычников, который стал более удачным для христиан. Поход закончился довольно скоро, и победители привезли с собой нескольких князей племен вогулов. Однако князь Иван III отпустил язычников с миром.

В ходе похода 1467 года москвичам удалось захватить даже самого князя Асыку, который, правда, по пути в Москву смог бежать. Скорее всего, произошло этого где-то под Вяткой. Объявился языческий князь только в 1481 году, когда попытался осадить и взять приступом Чер-дынь. Поход его закончился неудачно, и хотя разорило его войско всю местность вокруг Чер-дыни, пришлось им бежать с поля брани от опытного московского войска, направленного на подмогу Иваном Васильевичем. Возглавляли войско опытные воеводы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Спустя год после этого события Москву посетило посольство от воргулов: к князю прибыли сын и зять Асыки, звали которых Пыткей и Юшман. Позже стало известно, что Асыка сам ушел в Сибирь, и исчез где-то там, уведя за собой и свой народ.

Прошло 100 лет, и в Сибирь явились новые покорители - дружина Ермака. В ходе одной из битв между воргулами и москвичами, погиб князь Патлик, хозяин тех земель. Полегла тогда вместе с ним и вся его дружина. Однако, даже этот поход не стал успешным для православной церкви. Очередную попытку крещения воргулов приняли лишь при Петре I. Принять новую веру племена манси должны были под страхом смерти, однако вместо этого целый народ выбрал изоляцию и ушел еще дальше на север. Те, кто остался, отказывались от языческих символов, но одевать кресты не спешили. Избегали местные племена новой веры до начала XX века, когда стали формально считаться православным населением страны. Догмы новой религии очень тяжело проникали в общество язычников. И ещё долгое время важную роль в жизни общества играли племенные шаманы.

Большинство хантов еще на рубеже конца XIX - начале XX века вели исключительно таежный образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались преимущественно рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях реки, охотились. Олень служил источником не только шкур и мяса, он также выполнял роль тяглой силы в хозяйстве.

Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.

  1. Особенности быта ханты и манси.

На первоначальных этапах своей истории ханты и манси, как и многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища - дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по мировоззрению ханты, дом - это все, что окружает человека в жизни. Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами.

Собственно технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы. Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум - переносное жилище кочевников-оленеводов. В основе своей хантыйский чум подобен ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи, и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа, выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и бытия. Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом.

В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом. Во временных постройках на спальные места настилали циновки и шкуры. В постоянных жилищах имелись нары, также застилаемые. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров. Своего рода «микрожилищем» для ребенка служила колыбель - деревянная или берестяная. Непременной принадлежностью каждого дома был столик на низких или высоких ножках.

Поселения ханты и манси могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, ханты и манси начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.

Сколько на территории стойбища у ханты и манси построек? Их можно насчитать более двадцати разновидностей. Много-ли построек имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.). К этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья. Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать.

Было и передвижное жилище – большая крытая лодка. На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым. Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками.

Следующий шаг к усовершенствованию - установка заслонов вплотную друг к другу и вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине, но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на лучших промысловых угодьях строят более прочным - из бревен и досок, чтобы он служил несколько лет. Более капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты - еще эпохи неолита (4-5 тыс. лет назад). Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях. Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невысокий сруб из бревен и по разному соединялись вверху, покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков получался тот или иной тип жилища.

Идея такой землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, более дальние -эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке - нивхи и даже индейцы Северо-Западной Америки.

Полом в таких жилищах была сама земля. Поначалу и для спальных мест просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары. В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше.

Только потом его стали закрывать и превратили в окно. Это стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Его основное преимущество - наличие трубы, выводящей дым из жилого помещения. Собственно, чувал и состоит из одной широкой трубы. Для нее использовали полое дерево и ставили по кругу прутья, обмазанные глиной. В нижней части трубы - зев, где разводят огонь и подвешивают на перекладине котел.

Зимой чувал топят целый день, на ночь трубу затыкают. На улице ставили глинобитную печь для выпечки хлеба.

Современного человека окружает огромное количество
вещей и все они кажутся нам необходимыми. Но какое количество из этих вещей мы
способны сделать сами? Не так уж и много. Времена, когда
семья могла обеспечить себя почти всем необходимым на основе собственного
хозяйства для современной культуры давно прошли. Хлеб берут в магазине. Это
исторический факт. Но для народов ханты и манси подобная ситуация стала фактом
не так уж и давно, а для некоторой их части, которая до сих пор ведет
традиционный образ жизни, реальностью является почти полное самообеспечение всем
необходимым. Большую часть вещей, необходимых в хозяйстве, делали сами. Предметы

Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги.
Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения:
плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки и т. д.

Берестяные изделия хантыйских мастериц вызывают
восхищение разнообразием форм и украшений. Плоскодонный водонепроницаемый сосуд
с низкими стенками был вместилищем для сырой рыбы, мяса, жидкостей. Для сбора
низкорастущих ягод пользовались кузовками, носимыми в руке, а для высокорастущих
- подвешенными на шею. Переносили ягоды, другие продукты и даже детей в
большом заплечном кузове. Для сухих продуктов, хранения посуды и одежды женщина
шила множество коробок - круглых, овальных, подпрямоугольных, от крошечных до
размера с кадку.

Применялось девять способов орнаментации бересты: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная
резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев,
накалывание, нанесение узора штампом, сшивание различно окрашенных кусочков
бересты. В узорах по бересте наиболее полно выражено все многообразие
орнаментального искусства ханты: его структуры, композиции, стилистики,
семантики. Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук.

Шли в дело и травы. Тонкие пучки вейника, а в приполярной зоне и прутья связывали веревками из ивового лыка и получали циновки. Иногда сплетали полосы из травы ситника как тесьму или сухожильные нити и вплетали для узора ивовое лыко, вымоченное
дочерна в болотной воде. Полосы сшивали в полотнище и по краям обшивали кожей
налима, выкрашенной в красный цвет. Был и более сложный способ изготовления
циновок - с помощью станка.

Очень много можно говорить о самобытности народов севера. Но я попытался остановиться на основных характерных чертах быта коренных народов.

  1. Практическая часть.

В связи с различными имеющимися заблуждениями о коренных народах севера мы решили составить маршруты путешествий для тех, кто захочет узнать более подробную информацию о народах севера.

Первый маршрут «Путешествие по местам обитания коренных народов севера». Я решил отобразить на листе ватмана, карту нашего округа и показать на карте места обитания народов ханты и манси. Для отображения мест обитания коренных народов, я использовал символы характеризующие данные народы и их самобытность.

Изучив различную литературу о том, где человек интересующийся бытом народов севера и любящий путешествовать, может почерпнуть информацию о ханты и манси, мы разработали второй маршрут «По следам коренных народов севера» (приложение № 1). Он отражает основные культурные места и знакомит с имеющейся в них информационной справкой о коренных народах.

Изученный мной материал, можно использовать на уроках географии, в качестве дополнительных сведений.

  1. Заключение

В результате своего исследования я узнал:

1. Ханты проживают на правобережье реки Обь, а манси на левобережье. Интересен вопрос возникновения этих народов. Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.

Исконно хантыйскими территориями считался бассейн русской реки Обь. Племена Манси поселились здесь лишь в конце 19-го века. Тогда-то началось продвижение этих племён в северные и восточные части региона.

Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор, доказательством тому служат весьма богатые археологические находки в данном регионе.

2. Поселения ханты и манси могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, ханты и манси начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.

Построек на территории стойбища можно насчитать более двадцати разновидностей. У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум.

Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары - дощатые или бревенчатые, навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища.

Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для лошадей, стайки и хлева.

Для хранения домашней утвари и одежды устраивали полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно.

Большую часть вещей, необходимых в хозяйстве, делали сами. Предметы
домашнего обихода изготовлялись почти исключительно из местных материалов.

Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги.

В перспективе, мне бы хотелось продолжить данное исследование взяв за обработку статистические данные по численности, уменьшается количество ханты и манси или увеличивается. А также мне хотелось бы поднять вопрос о самобытности коренных народов севера. Нужно ли стараться всеми силами сохранить самобытную культуру сохранить эту уникальную и неповторимую культуру.

  1. Список литературы.

1. Айпин Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари - М.: Молодая гвардия 1990 - 71 стр.

Кондихо, кандаяхи : Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о - "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Основная территория расселения

Живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в бассейне р.Обь и по ее притокам.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 17221, 1926 - 17334, 1959 -19410, 1970 - 2II38, 1979 - 20934, 1989 - 22521.

Этнические и этнографические группы

Этническая культура хантов неоднородна. Территориально выделяются три этнографические группы, соответствующе диалектному делению хантыйского языка. Эти группы, в свою очередь, делятся на территориальные, представители которых, как правило, расселяются в бассейне одной реки.

Антропологические характеристики

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна, в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы.

Язык

хантыйский : Хантыйский язык входит в угорскую группу уральской языковой семьи и делится на три группы диалектов - северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри диалектов выделяются наречия.

Писменность

Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году букварь на одном из диалектов хантыйского языка издал Н. Григоровский. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект. В начале, 1930-е гг. основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 г. в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.

Религия

Православие : После прихода в Сибирь русских, ханты были христианизированы. Процесс этот был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев (южные ханты). У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.

Этногенез и этническая история

Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс н.э.), локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, на следуют современные северные ханты.
С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (т.н. семь ненецких родов хантыйского происхождения).
Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, позднее русские.
Восточные ханты. Расселяются в Среднем Приобье и по притокам: Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черта культуры, восходящие к уральскому населению - тягловое собаководство, долбленая лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно - Южно - Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Хозяйство

Для северных хантов свойственно охотничье рыболовецкое хозяйство, жилище тапа землянки и чума, упряжное собаководство (вероятно до ХVIП в.), камусные лыжи, распашная одежда из шкур и рыбьей кожи, составная долбленая лодка, деревянная И берестяная утварь.
В среде северных хантов самодийское оленеводство распространяется на юг до Березова и бассейна р. Казым. В культуре хантов оно представлено в таежном, транспортном варианте, с обычным для оленеводческой традиции набором культурных элементов - олений транспорт, частично жилище, комплекс зимней "глухой" одежды, утварь, изменением некоторых норм общественной жизни (собственность на оленей и их наследование, меты собственности), мировоззрения (олень в погребальном обряде). В сфере оленеводства северные ханты довольно активно взаимодействовали с коми-ижемцами.
Южные ханты. При наличии промыслового комплекса, им известно скотоводство и земледелие.

Традиционные поселения и жилища

Ханты вели полуоседлый образ жизни. В этой связи у них у них были представлены постоянные заимние и временные весенне/летне/осенние поселения (юрты). Зимние поселения были более многолюдны. Поселения имели свободную планировку и располагались в местах промыслов.
Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у обских угров выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений.
- кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков);
- постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Сев.Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь);
- постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва);
- постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки);
- постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда).
Жилища хантов очень разнообразны. Зимние - землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей. Отопление при помощи чувала. По периметру стен нары. Возможны локальные конструктивные варианты. В качестве зимнего жилища строились срубные постройки.
Более разнообразными по форме (коническая, двухскатная, односкатная, сферическая и т.п.) являются сезонные постройки. Они строились из жердей и покрывались берестой.

Библиография и источники

Общие работы

  • Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Рыболовы и охотники бассейна Оби:проблемы формирования культуры хантов и магнси.СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992./Кулемзин В.М., Лукина Н.В.

Отдельные аспекты

  • Обские угры (ханты и манси). Серия "Народы и культуры". Вып. 7. М., 1992.
  • Жилище народов Сибири. (Опыт типологии). М., 1998./Соколова З.П.
  • Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984./Кулемзин В.М.

Отдельные региональные группы

  • Формирование материальной культуры хантов. (Восточная этнографическая группа). Томск, 1985./Лукина Н.В.
  • Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов // Материалы по этнографии Сибири ХVIII в. ТИЭ. 1947. Т. 5/Зуев В.Ф.
  • Васюганско-ваховские ханты в конце ХIХ - начале ХХ вв. Этнографические очерки. Томск, 1977/Кулемзин В.М., Лукина Н.В.

Ханты - коренной угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири преимущественно на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области, а также на севере Томской области.

Ханты (устаревшее название "остяки") известены также как югры, однако более точное самоназвание "ханты" (от хантыйского "кантах" - человек, народ) в советское время было закреплено в качестве официального.

До начала XX века русские называли хантов остяками (возможно от "ас-ях" - "народ большой реки"), еще ранее (до XIV века) - югрой, югричами. Коми-зыряне называли хантов егра, ненцы - хаби, татары - уштек (эштек, истек).

Ханты близки к манси , с которыми объединяются под общим названием обские угры.

Среди хантов выделяются три этнографические группы: северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. Также среди хантов выделяются территориальные группы - васюганские, салымские, казымские ханты.

Северными соседями хантов были ненцы, южными - сибирские татары и томско-нарымские селькупы, восточными - кеты, селькупы, а также кочующие эвенки. Огромная территория расселения и, соответственно, различные культуры соседних народов и способствовали формированию в рамках одного народа трех достаточно различных этнографических групп.

Численность населения

Численность хантов в Российской Федерации составляет по данным переписи населения 2010 года 30943 человек). Из них 61,6% проживают в Ханты-Мансийском АО, 30,7% - в Ямало-Ненецком АО, 2,3% - в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % - в Томской области.

Основной ареал обитания ограничен преимущественно нижними течениями рек Обь, Иртыш и их притокам.

Язык и письменность

Язык хантов вместе с мансийским и венгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью. Выделяется западная группа - обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа - сургутское и вах-васюганское наречия, в свою очередь разделяющиеся на 13 диалектов.

Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году Н.Григоровский издал букварь на одном из диалектов хантыйского языка. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект.

В 1930-е годы основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 года в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В это время письменность первоначально была создана на основе латиницы, а с 1937 основывается на килиллице. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.

В современной России 38,5% хантов считают родным языком русский. У части северных хантов распространены также ненецкий и коми языки.

Антропологический тип

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы. Причем женщины в большей степени монголообразны, чем мужчины.

По своему складу ханты среднего или даже ниже среднего роста (156-160 см). Имеют обыкновенно прямые черные или каштановые волосы, которые имеют, как правило большую длину и носятся или распущенными, или заплетенными в косы, цвет лица смуглый, глаза темные.

Благодаря уплощенному лицу с несколько выдающимися скулами, толстоватым (но не полным) губам и короткому, вдавленному при корне и широким, вздернутому на конце носу, внешне тип хантов напоминает монгольский. Но, в отличие от типичных монголоидов имеют правильно прорезанные глаза, чаще узкий и длинный череп (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает хантам особый отпечаток, из-за чего некоторые исследователи склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы.

Этническая история

В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже 6-5 тысяч лет до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.

Этногенез северных хантов на основе смешения аборигенных и пришлых угорских племен археологи связывают с усть-полуйской культурой (конец I тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия н.э.), локализованной в бассейне реки Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Многие традиции этой северной, таежной промысловой культуру наследуют и современные северные ханты. С середины II тысячелетия н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальных контактов ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (так называемых "семи ненецких родов хантыйского происхождения").

Южные ханты расселены вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, а позднее русские.
Восточные ханты расселены в Среднем Приобье и по притокам Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северо-сибирские черты культуры, восходящей к уральским традициям - тягловому собаководству, долбленым лодкам, преобладанию распашной одежды, берестяной утвари, промысловой экономике. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования юго-западной сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oобитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов. Последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Таким образом, культура народа, его язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко, и в разных климатических условиях сформировались различные культуры.

Быт и хозяйство

Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни саверных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).

Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.

Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:

  • кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков)
  • постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь)
  • постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва)
  • постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки)
  • постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда)
  • Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.

    Ханты-оленеводы жили переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).

    Религия и верования

    Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

    Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

    До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям. Так, например, медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя.

    После прихода в Сибирь русских, ханты были обращены в христианство. Оэнако этот процесс был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев, это, в первую очередь, южные ханты. У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.

    Ханты — один из древних народов Западной Сибири, широко
    расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну от линии Демьянка-Васюган на юге до
    Обской губы на севере. Согласно мифам, некоторые божества хантов происходят с
    верховьев Оби, а предания рассказывают о походах их предков до Карского моря. В
    географическом отношении территория представляет собой Западно-Сибирскую
    низменность с зоной тайги и лесотундры. Край богат полезными ископаемыми, в том
    числе имеется золото; в последние 20 лет здесь ведутся разработки богатейших
    месторождений нефти и газа. Это Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

    Основной пищей хантам служат рыба и мясо. Рыбу ели сырой (свежепойманную
    и мороженую), вареной и жарено-сушеной или вяленой. Из внутренностей вытапливали
    рыбий жир, употреблявшийся с разными продуктами — рыбой, ягодами, мучными
    изделиями. Основным источником мяса были крупные звери — лось и дикий олень.
    Домашнего оленя забивали на мясо только владельцы больших стад. Почки, печень,
    костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и мясо ели сырыми, но обычно мясо
    варили. Боровую и водоплавающую дичь ели в
    вареном виде или вялили и коптили. Из
    дикорастущих потребляли главным образом ягоды, собирали и некоторые растения.

    Грибы считались "нечистыми", их не ели. Глубокие корни имеет у хантов традиция
    приготовления некоторых блюд из муки и круп, но хлеб стал широко потребляться
    только в недавнее время. Напитками служили вода, отвар чаги и другие
    растительные отвары. Очень популярен был плиточный чай. Многие курили, нюхали и
    сосали табак.

    Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов —
    большое разнообразие типов жилищ. Одни из них были постоянными, а другие
    временными, разборными. Для ночлега в пути летом сооружали временный навес или
    заслон у костра, а зимой выкапывали снежную яму. Каркасные постройки из жердей и
    покрытием из бересты имели форму шалаша с двускатной крышей, полусферическую,
    полуконическую и наиболее распространенную коническую — это чум. Его покрывали
    не только берестой, но и шкурами, а в настоящее время для этого используют
    брезент. К постоянным неразборным жилищам относятся землянки или полуземлянки и
    наземные постройки из бревен и
    досок. Из них наиболее интересны упоминаемые в
    фольклоре древние полуземлянки с опорными столбами и шатровой крышей, в которой
    находился вход в жилище. Срубные постройки различались по конструкции крыш:
    плоской, односкатной, двускатной. Во временных постройках очагом служил костер,
    а в постоянных — чувал, сделанный из обмазанных глиной бревен и напоминающей
    камин. На улице полуоседлые жители ставили глинобитную печь для изготовления
    хлеба и рыбных блюд.

    В традиционном хантыйском обществе творчество было вплетено в
    единый жизненный поток, в реалии самой действительности. Слово, фраза также
    считались не абстрактными, а вполне материализованными, занимающими как и вещь в
    пространстве свое должное место. В связи с этим считалось недопустимым опускать
    какие-то детали и заменять их другими, даже если они больше соответствовали
    сюжетной линии. Иному читателю может показаться нелогичным, мало оправданным,
    когда какое-либо повествование не соединяет собой начало и конец; события в нем
    развиваются непредсказуемо, а детали столь тесно переплетены и их так много, что
    не всегда прослеживается четкая сюжетная линия.

    Известна общая черта первобытного искусства, когда художник
    (рассказчик) помещает себя как бы внутрь изображаемого и видит то, что сокрыто
    для постороннего наблюдателя; иначе говоря повествующий является участником
    событий, где все герои одинаково значимы, а сказочные персонажи и мифические
    личности — это вы! мы все вместе! Это сравнимо с отношением к произведению
    изобразительного искусства: если пожилому ханту показать его собственную
    фотографию, то он отметит ее недостаток: "Второй половины нет".

    Иногда речь идет о казалось бы очевидных деталях, но они не
    опускаются из повествования, потому что находятся в целостной системе
    представлений о вещи и ситуации: например, говорится о тетиве, привязанной к
    концам лука, склеенного клеем из чешуи зимнего карася, которой не бывает на
    карасе летом. Другие вещи, напротив, замаскировывались, т.к. были табуированы:
    медвежью голову называли городом, грудь — лодкой, бубен — орлом, на котором
    "некто" поднимается в небеса.

    Современное мировоззрение хантов сохраняется в виде сплава
    древнейших угорских представлений, элементов иранского круга культур,
    христианских верований, и, наконец, материалистического (научного)
    мировоззрения. Однако преобладающим остается древнейший автохтонно-языческий
    пласт. Как и в прежние исторические периоды мировоззрение народа не является
    фиксированным, неподвижным. Появляются и чрезвычайно быстро оформляются новые
    образы, понятия, сравнения: "Нижний дух летает как спутник", "Танья бежал
    быстрее самолета" и т.п. В некоторых случаях можно уловить ироническое отношение
    к сюжетам прошлого, однако оно не доходит до полного отрицания — как знак
    доверия к своим предкам: "Не знаю, правда ли, но говорят, что духи ели, когда им
    пищу оставляли". Чрезвычайно интересно, что народная фантазия как бы подготовила
    мышление человека к восприятию сегодняшних реалий: фантастическим скоростям,
    выходу в космос и т.д. Старшее поколение этому не удивляется, потому что знает:
    "Шаманы летали еще дальше".

    Исследователи очень высоко оценивают мифологию и народное
    творчество обских угров — наравне с Калевалой и поэзией Гомера. Совершенство
    хантыйского традиционного мировоззрения очевидно — оно закончено и дает
    объяснение как сиюминутному привычному действию, так и всем последующим. Мало
    того — всем последующим действиям для всех последующих поколений. Требуется лишь
    единственное условие — процесс практического освоения мира и его теоретическое
    осмысление не должны быть нарушены.