Жан ламарк. Доклад: Жан Батист Ламарк

Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» помогает понять истинную меру человеческих жертв и потерь, которые были понесены на войне и о которых было сказано полным голосом только через десятилетия после Великой Победы. Но книга писалась в самый разгар войны, когда победа была далека, а на повестке дня перед читателями и героями произведения стояла ежедневная проблема борьбы за выживание. Именно поэтому автор наделяет своего главного героя бессмертием и лучшими народными качествами, подчеркивая, что он один из многих, такой же, как и остальные герои этой жестокой войны.

Каждый из бойцов на передовой, читая или слушая о судьбе Василия Теркина, проникался его жизнелюбием и жизнестойкостью, которые в первооснове являлись верой в победу, в бессмертие и непобедимость народа. Каждый боец достойно на своих плечах нес груз великой ответственности, провозглашенный героем Теркиным:

* Грянул год, пришел черед,
* Нынче мы в ответе
* За Россию, за народ
* И за все на свете.

В похождениях Теркина присутствует вымысел, стоящий где-то на границе полусказки-полубыли. И характеризуя истинность рассказов самого Теркина, Твардовский не раз возвращается к шутливому сомнению - то ли правда, то ли нет в них, в этих солдатских рассказах. Этот прием позволяет автору создать образ солдата, в котором каждый читатель мог узнать себя самого. Повторяющийся в поэме образ «пушки к бою едут задом» настойчиво указывает читателю на иносказательный смысл образной системы произведения, напоминает о необходимости самому мыслить над строками этого рассказа, который сам автор определяет как « необычный, может статься; странный, может быть подчас », раскрывая авторский подтекст фантастического сюжета и образности:

* Суть не в том, что рай ли с адом,
* Черт ли, дьявол - все равно…
* Пушки к бою едут задом
* Это сказано давно.

Писать книгу о войне во время войны тяжелое испытание, но автор четко выражает цель написания книги «про бойца без начала, без конца, без особого сюжета»:

* Дай с войны прийти обратно
* При победе над врагом.

Кто же он, этот герой, не унывающий на войне, сопровождающий трудные жизненные испытания шуткой и смехом? Просто парень сам собой, такой есть всегда в каждой роте, каждом взводе. Особой красотой не отмечен, не высок и не мал, но «герой - героем». Его закон - служить до срока, его служба - труд. На войне ни дня, ни часа без приказа он не живет: подъем - вскочил, как гвоздь, есть сигнал вперед - пойдет вперед, а будет приказ умереть - умрет. Он достойно проходит через все те тяжелейшие испытания, которые несла война. Он готов защищать родину перед лицом смертельной опасности. Даже ощущая превосходство противника, солдат вступает в рукопашный бой: «Теркин знал, что в этой схватке он слабей: не те харчи». Немец был силен и ловок, «ладно скроен, крепко сшит», сытый, бритый, береженый, отоспавшийся. Удар на удар: «хоть огнем горит лицо, но и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо». Теркин плюет кровью, задыхается от смрадного дыхания врага, но не сдается. Бравый парень бьется насмерть.

Эта схватка выглядит как древнее побоище, когда вместо тысяч бились двое «грудь на грудь, что щит на щит», словно результат боя мог решить все. Но эта схватка имеет своеобразное обобщающее значение: такой, как эта схватка, была вся война с фашистскими захватчиками. Армия гитлеровцев упорно готовилась к наступлению, а для Советской Армии и народа война была неожиданностью. Никто из вчерашних школьников, студентов, крестьян, рабочих не был готов сражаться лицом к лицу с опасным и непредсказуемым врагом. Но, осознавая таящуюся опасность, все они готовы были биться насмерть за свою землю и свободу.

В этой связи вспоминается такой эпизод. Один из солдат потерял кисет, а без него солдат как без рук. Наблюдая безуспешные попытки хозяина найти свою вещь, Теркин принимает неожиданное для всех решение. Он дарит огорченному товарищу кисет, сопровождая процесс дарения настоящей философской лекцией. Теркин считает, что горько потерять кисет с махоркою, обидно потерять жизнь,

* Но Россию, мать-старуху,
* Нам терять нельзя никак.

Таким же подарком для всех солдат была поэма А. Твардовского « Василий Теркин»: на примере отважного, смелого, веселого, жизнелюбивого и бессмертного Василия Теркина автор вселял в сердца, опустошенные войной, веру в победу.

    Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян («Просто парень сам собой / Он обыкновенный»); Т. воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский...

  1. Новое!

    Фигура Александра Трифоновича Твардовского значительна для современной русской литературы XX в. Свою поэму «Василий Теркин» он писал всю войну. И она запечатлела все, что происходило в те страшные и суровые годы, стала своеобразной летописью. Поэма...

  2. Новое!

    В «Василии Теркине» мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами. Первоначально они дистанцированы: во вступлении Теркин объединяется только...

  3. Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме "Страна Муравия". Во время Великой Отечественной войны А.Т Твардовский...

"...Словом, Тёркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе – хоть куда…"
Александр Твардовский

Василий Иванович Теркин-один из ярчайших собирательных образов русского солдата в литературе ХХ века.Тёркин-рядовой солдат,из "первой роты,стрелкового полка.Фамилия Василия говорящая"Но едва ль уже мой Тёркин,жизнью тёртый человек".Родом он из села в Смоленской области:" край родной смоленский твой,в родном селе".
Василий-балагур и добряк "
И глядит шутник великий,на людей со стороны",простой и обыкновенный:
"Впрочем, парень хоть куда.
Тёркин, добрый малый."
Открытая душа и щёдрое сердце делают его душой солдатской семьи:
"Тёркин сам уже хохочет,
Сердцем щедрым наделён."
А его игра на гармони,в моменты отдыха,наполняет солдатские души спокойствие,ощущением семьи и дома:"Только взял боец трёхрядку,сразу видно – гармонист."
Внешность Тёркина типично русская,не красавец,но красив душой,не велик и не мал,зато удал-герой.
"Скажем откровенно:
Красотою наделён
Не был он отменной,
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой – героем."
Жизнелюб и оптимист,Тёркин шутками поднимает боевой дух товарищей:
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:– Не унывай.
Поддерживает морально товарищей в трудную минуту:"Повторял Василий Тёркин:– Перетерпим. Перетрём".Никогда не отчаиваясь,Василий любил жизнь сейчас,такой,какая она есть:
Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
Добрый и прямой,Тёркин человек чести:"На войне себя забудь,Помни честь, однако".Мастер на все руки,как и все сельские мужики,Василий не сидит на месте.Он находит себе занятие везде,обладая живым и непоседливым характером.Сослуживцы любуются его работой,он помогает всем и заражает своей энергией:
Посмотреть – и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках прошла.
За внешностью шутника и рассказчика баек срывается мужественный,смелый боец,патриот,готовый отдать жизнь за Родину,за свой народ:".Бьётся насмерть парень бравый".Скромный парень,не бегает за славой и орденами,не гордится и не хвалится делами,а болеет за победу своего народа:
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне родина,
Родная сторона!
Сбив самолёт из винтовки,Тёркин получает орден,становясь героем:
И не каждый день сбивают
Из винтовки самолёт.
Кто он - свой среди своих
Не зенитчик и не лётчик,
А герой - не хуже их?
Любимец солдат и командиров "Но уже любимец взводный" ,Тёркин скрывает за улыбкой глубокое знание жизни,вытесняя шутками муки тяжёлой жизни "Был он долог до тоски",так видел много горя,смертей,людской тоски:
Я загнул такого крюку,
Я прошёл такую даль,
И видал такую муку,
И такую знал печаль!
Всех родных Василия забрала война,он одинок,его некому было проводить на войну:
Тёркин мой Василий.
Не случилось никого
Проводить в дорогу.
Василий -это воплощение человеческих ценностей,твёрдый в решениях,целеустремлённый в жизни,он проходит через смерть и горе с честью,веря в победу и вселяя надежду в своих товарищей:
В муках твёрд и в горе горд,
Тёркин жив и весел, чёрт!

Французский учёный-естествоиспытатель. Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм». Отрицал существование видов. Неоценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время. Важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии» (фр. Philosophie zoologique), опубликованная в 1809 году.

Жан Батист Ламарк родился 1 августа 1744 года в местечке Базантен в семье небогатых дворян. Он принадлежал к старинному, но давно обедневшему роду и был одиннадцатым ребёнком в семье. Большинство его предков и по отцу, и по матери были военными. В армии служили также его отец и старшие братья. Но военная карьера требовала средств, которыми семья не располагала. Ламарк был отдан в иезуитский колледж для подготовки к духовному званию. В колледже он познакомился с философией, математикой, физикой и древними языками. В 16 лет Ламарк оставил колледж и пошёл добровольцем в действующую армию, где участвовал в Семилетней войне. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.

В возрасте двадцати четырёх лет Ламарк оставил военную службу, через некоторое время приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника.

Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 году он выпустил трёхтомный труд «Французская флора» (фр. «Flore française»). В третьем её издании Ламарк начал вводить двураздельную, или аналитическую, систему классификации растений. Система эта есть ключ, или определитель, принцип которого - сопоставлять между собой характерные сходные черты и соединять ряд противоположных признаков, приводя таким путём к названию растений. Эти дихотомические ключи, весьма употребляемые и в наше время, оказали важные услуги, потому что приохотили многих к занятию ботаникой.

Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников.

Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.

Ламарк во время Французской революции

В 1789-1794 годах во Франции разразилась Великая французская революция, которую Ламарк встретил с одобрением (согласно БСЭ - «горячо приветствовал»). Она коренным образом изменила судьбу большинства французов. Грозный 1793 год резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые учреждения закрывались или преобразовывались.

Научная деятельность Ламарка в области биологии

По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где он работал, был реорганизован в Музей естественной истории, в котором он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных, Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет.

В почти пятидесятилетнем возрасте нелегко было менять специальность, но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 годы выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных», в котором он описал все их известные в то время роды и виды. Если Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), то Ламарк выделил среди них 10 классов (современные учёные выделяют среди беспозвоночных более 30 типов).

Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым - «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него.

Но самым важным трудом ученого стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу» в живой природе.

Жираф - пример приспособляемости животного к условиям среды в учении Ламарка

Ламарк ответил на вопрос, каким образом внешняя среда делает живое приспособленным к себе, так:

Обстоятельства влияют на форму и организацию животных… Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности …

Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития.

Ж.-Б. Ламарк
В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа:

Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту.

Ж.-Б. Ламарк

Некоторые труды Ламарка

Год Название Комментарий
1776 Мемуар об основных явлениях в атмосфере В 1776 году труд представлен во Французскую академию наук. Сведений о печати нет
1776 Исследования о причинах главнейших физических явлений Издана в 1794 году
1778 Флора Франции
1801 Система беспозвоночных животных
1802 Гидрогеология
Начиная с 1803 Естественная история растений Включает 15 томов. Первые два тома, посвящённые истории и принципам ботаники принадлежат Ж. Б. Ламарку
1809 Философия зоологии. В 2-х томах
1815-1822 Естественная история беспозвоночных. В 7-ми томах
1820 Анализ сознательной деятельности человека

Последние годы жизни

К 1820 году Ламарк полностью ослеп, свои труды диктовал дочери. Жил и умер в бедности и неизвестности, дожив до 85 лет, 18 декабря 1829 года. До последнего его часа с ним оставалась его дочь Корнелия, которая писала под диктовку ослепшего отца.

Памятник Ламарку в Саду растений в Париже. Надпись гласит: «A. Lamarck / Fondateur de la doctrine de l"évolution» (Ламарку, основателю учения об эволюции)

В 1909 году, в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был торжественно открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости, потерявший зрение. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас!»

Ещё при жизни Ламарка, в 1794 году, немецким ботаником Конрадом Мёнхом в честь учёного был назван род средиземноморских злаков Lamarckia (Ламаркия).

В 1964 г. Международный астрономический союз присвоил имя Ламарка кратеру на видимой стороне Луны.

Сочинения

Кроме ботанических и зоологических работ, Ламарк издал ряд трудов по гидрологии, геологии и метеорологии. В «Гидрогеологии» (изданной в 1802 году) Ламарк выдвинул принцип историзма и актуализма в трактовке геологических явлений.

Système des animaux sans vertèbres, P., 1801 (фр.);
Système analytique des connaissances positives de l’homme. P., 1820 (фр.);

Histoire naturelle des animaux sans vertèbres, 2 éd., t. 1-11, P., 1835-1845 (фр.); в рус. пер. - Философия зоологии, т. 1-2, М. - Л., 1935-1937;