Краткая биография ивнева. Ивнев рюрик

Рю́рик И́внев (настоящее имя Михаи́л Алекса́ндрович Ковалёв ; 11 февраля (23 февраля) 1891 , Тифлис, Российская империя, — 19 февраля1981, Москва, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик.

Рюрик Ивнев (псевдоним Михаила Александровича Ковалева) родился в Тифлисе 11 февраля 1891 года (по старому стилю) в дворянской семье. Его отец, А. С. Ковалев, капитан русской армии, служил помощником военного прокурора Кавказского Военно-Окружного суда, и был сыном надворного советника Эриванской губернии. Детей (у Михаила был старший брат Николай) воспитывала мать, А. П. Ковалева-Принц. Среди ее предков был голландский граф, приехавший в Россию при Петре I. После смерти отца 1894 году семья переехала в город Карс, где мать получила должность начальницы женской гимназии.

По настоянию матери сыновья определяются в Тифлисский кадетский корпус, в котором Михаил проучился с 1900 по 1908 год. После окончания кадетского корпуса Михаил приходит к мысли, что карьера военного не для него, и уезжает в Петербург, где становится студентом юридического факультета Императорского университета. В 1912 году он вынужден оставить Петербургский университет и перебраться в Москву для продолжения образования. В 1913 году он заканчивает Московский университет с дипломом правоведа и возвращается в Петербург, где поступает на службу в Канцелярию государственного контроля.

Первые литературные опыты Михаила Ковалева приходятся на годы обучения в кадетском корпусе. Именно тогда, в 1904 году, рождаются первые стихи, которые он читает своим друзьям. В 1909 году появляется его первая публикация в коллективном «Студенческом сборнике», вышедшем в Вышнем Волочке, — стихотворение «Наши дни» (подписано: М. Ковалев).

Два года спустя начинающий литератор решился показать свои стихи и прозу А. Блоку, придя к нему домой как раз в день его рождения, — и получил неблагоприятный отзыв. Следующие два стихотворения были опубликованы в 1912 году в большевистской газете «Звезда». Вскоре Михаил, вместе с В. Шершеневичем, К. Олимповым, Василиском Гнедовым и другими, вошел в группу эгофутуристов и стал часто печататься в альманахах и сборниках, выпускавшимися издательствами «Петербургский глашатай», «Центрифуга», «Мезонин поэзии». В 1913 году выходит его первая книга стихов «Самосожжение» (Откровения)» Кн. 1. Лист 1. Михаил Ковалев становится Рюриком Ивневым. Сам поэт говорил, что этот псевдоним родился во сне, буквально за день до запуска в тираж «Самосожжения». Книга не осталась незамеченной. Молодой поэт получает известность. Перед ним распахиваются двери гостиных и литературных салонов. Он знакомится со многими известными и начинающими поэтами и писателями — Д. Мережковским и З. Гиппиус, М. Кузминым, Н. Гумилевым, Анной Ахматовой, Ф. Сологубом, В. Маяковским. Затем выходят Лист 2-й (СПб., 1914; на посл. стр.:1913) и Лист 3-й (СПб., 1916). В 1917 году на их основе Рюрик Ивнев выпустил сборник «Самосожжение: Книга стихов. 1912 - 1916 г.г.».

В тот же период появились сборники «Пламя пышет» (М., изд-во «Мезонин поэзии», 1913). В 1916 году выходит книга стихов «Золото смерти» (М., изд-во «Центрифуга»). Свое первое прозаическое произведение — маленькую повесть «Неизбежное» — Ивнев напечатал в альманахе «Решетка» (СПб., 1912). Десятки его рассказов и новелл публиковались в самых различных изданиях и альманахах — «Лукоморье», «Огонек», «Вершины», «Биржевые ведомости». Перед самой революцией публикуется роман «Несчастный ангел», резко раскритикованный в печати.

В начале второй мировой войны Ивнев, подобно многим, испытал шовинистические настроения, что проявилось в ряде его стихов и брошюре «Как победить Германию?».

Февральскую революцию Рюрик Ивнев встретил восторженно. Поэта захватила политическая деятельность. На одном из митингов он знакомится с А. Луначарским и после Октября становится его секретарем. В качестве корреспондента газеты «Известия ВЦИК» принимает участие в работе Четвертого Чрезвычайного Съезда Советов, ратифицировавшего Брестский мирный договор.

В 1918 году Ивнев переезжает в Москву, где встречается с С. Есениным (с которым был знаком с 1915 года), В. Шершеневичем и А. Мариенгофом, и примыкает к имажинистам. Через два месяца после подписания «Декларации» имажинистов, в марте 1919 года публикует в «Известиях» «Письмо в редакцию», в котором объявляет о своем выходе из «Ордена имажинистов» из-за «полного несогласия с образом действия этой группы».

Летом 1919 года Ивнев в составе агитпоезда имени Луначарского ездит по стране с выступлениями. Затем уезжает в Тифлис, откуда за доклад «Ленин и Россия» был выслан грузинским правительством. Ивнев возвращается в Москву и вскоре, по инициативе Луначарского, становится председателем Всероссийского Союза поэтов.

В сборнике «Имажинисты» (М., 1921) появилось «Открытое письмо» Ивнева Есенину и Мариенгофу от 3 декабря 1920 года: «Дорогие Сережа и Толя! Причины, заставившие меня уйти от вас в 1919 году, ныне отпали. Я снова с вами». Поэт был введен в правление «Ассоциации вольнодумцев», его стихи стали печататься в имажинистских сборниках.

В издательстве «Ордена имажинистов» в 1921 году вышел новый сборник стихов Ивнева «Солнце во гробе», составителем и редактором которого был С. Есенин. Ивнев издает также критическую книгу «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа и Шершеневича» (М., 1921), печатается во всех четырех номерах журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

В 1925 году Ивнев побывал в Германии, потом работал во Владивостоке в издательстве «Книжное дело», в 1927 году посетил Японию.

Во второй половине двадцатых годов Рюрик Ивнев выпускает эпическую трилогию «Жизнь актрисы», в которую входят романы «Любовь без любви» (1925), «Открытый дом» (1927) и «Герой романа» (1928), не ставшие заметным явлением в литературе. В конце тридцатых работает над автобиографическим романом «У подножия Мтацминды». В эти же годы начинает работу над еще одним автобиографическим романом — «Богема», который Ивнев завершил за месяц до своей кончины. С 1936 года литератор жил в Тбилиси, в 1950 году вернулся в Москву.

После окончания Великой Отечественной Войны Рюрик Ивнев обращается к историческому прошлому России, работает в жанре драматургии, пишет исторические хроники: «Трагедия царя Бориса», «Сергей Есенин», «Емельян Пугачев», продолжает писать стихи. В последние годы своей жизни работает над мемуарами. Не дожив до своего девяностолетия трех дней, умер 19 февраля 1981 года.

Стихи

  • Самосожжение. В 3-х кн., 1913-15
  • Пламя пышет, 1913
  • Рюрик Ивнев и Пётр Эсс, «У Пяти углов», типография «Рекорд», загородный 36, СПБ, 1913.
  • «Золото смерти» Изд. Центрифуга, Москва, 1916. Отпечатано в типографии «Автомобилист».
  • Самосожжение, 1917
  • Солнце во гробе, 1921 — 25 стихотворений, отобранных Есениным
  • Осада монастыря, 1925
  • Избранные стихи, 1965
  • Память и время, 1969
  • Избранные стихотворения, 1974
  • Часы и голоса. Стихи, воспоминания, 1978
  • Тёплые листья, 1978
  • Стихотворения, 1982
  • Избранное. Стихотворения и поэмы. 1907—1981, 1988

Проза

  • Юность. Роман, 1912
  • Несчастный ангел. Роман, 1917
  • Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича. Статьи, 1921
  • Любовь без любви. Роман, 1925
  • Открытый дом. Роман, 1927
  • Герой романа. Роман, 1928
  • У подножия Мтацминды. Мемуары. Новеллы разных лет, 1973

Рюрик Ивнев (настоящее имя и фамилия Михаил Александрович Ковалев; 1891-1981). Отец, помощник военного прокурора Кавказского военного суда, умер, когда ребенку было 3 года, и мать Р. Ивнева стала работать директрисой женской гимназии в г. Карее.

По семейной традиции сына готовили к военной карьере, и он учился в Тифлисском кадетском корпусе, где начал сочинять стихи. В 1908 поступил в Петербургский университет на юридический факультет (диплом получил в 1911 в Москве) и начал изредка печататься в большевистских газетах и студенческих сборниках.

Показывал свои ранние опыты А. Блоку, Вяч. Иванову, В. Брюсову и получал из их уст неутешительные отзывы. В 1915-1917 служит в Канцелярии государственного контроля и тогда же входит в круги столичной художественной богемы. Выступает на поэтических вечерах, печатается в футуристических изданиях - сборниках «Мезонин поэзии» и «Центрифуга», альманахе «Очарованный странник» и др. Становится завсегдатаем литературных салонов и театриков-кабаре.

Весной 1915 знакомится с С. Есениным и вводит его в столичную литературную среду. Вышедшие в 1913 поэтические книги - «У пяти углов» (стихотворный диалог с П. Эссом), «Пламя пышет» и последовавший за ними сборник «Золото смерти» (1916) не вызвали сочувствия у читателей и критиков. К. Чуковский заметил, что Р. Ивнев «футуристом только притворяется», а на самом деле он - «модернист-эклектик».

Особенность лирического героя Р. Ивнева, подмеченная уже первыми рецензентами его книг («обыкновенный петербургский мальчик, беспомощный и грустный, как-то по-женски несчастный»), была многократно усилена поэтом в его четырех сборниках с общим названием - «Самосожжение» (1913-1917).

Мотив вины вырастает до размеров невыносимого жгучего стыда, нервная усталость становится в стихах манерной истерикой; все чувства - от религиозного экстаза до мазохистской эротики - достигают крайнего предела. Сладострастное самобичевание Р. Ивнева, ставшее отличительной чертой его поэзии, приняло характер кликушества, юродства.

В годы Первой мировой войны он сочиняет рассказы, окрашенные в мистические религиозные тона, печатает брошюру «Как нам победить Германию?» (1915), пишет роман «Несчастный ангел» - беспомощное подражание М. Кузмину.

В первые же дни Октябрьской революции Р. Ивнев явился к Луначарскому с предложением своих услуг по налаживанию связи новой власти с интеллигенцией и вскоре стал секретарем А. Луначарского. В последующие годы примыкает к имажинистам и выпускает сборник стихов «Солнце во гробе» (1921), куда входят 25 отобранных С. Есениным стихотворений.

В 30-70-е печатает многочисленные поэтические сборники стандартных - «жизнеутверждающих» - советских стихов, прозаическую трилогию из жизни богемы 20-х годов, мемуары. Зарабатывал на жизнь переводами восточных поэтов.

Родился Михаил Александрович Ковалёв 11 (23) февраля 1891 в Тифлисе в дворянской семье. Отец поэта - офицер русской армии, юрист по образованию, служил помощником прокурора Кавказского Военно-Окружного суда.

Мать тоже происходила из военной среды: её отец - полковник Принц, предки которого являлись выходцами из Голландии, приехавшими в Россию ещё во времена Петра и верно служившими русской короне.

Когда Мише Ковалёву исполнилось три года, умер его отец. На руках матери, женщины редкого ума, красоты, твёрдого характера оказалось двое маленьких сыновей. Чтобы дать им образование, она вынуждена была искать заработок и вскоре ей удалось получить место начальницы женской гимназии в городе Карсе.

Согласно семейной традиции, решено было готовить сына к военной карьере - с 1900 по 1908 г. Михаил Ковалев учился в Тифлисском военном корпусе. Годы пребывания в кадетском корпусе были важным этапом в духовном развитии будущего поэта. В это время он знакомится с творчеством Пушкина , Лермонтова , А. К. Толстого , проявляет интерес к современной поэзии, стихам Блока , Брюсова , И. Анненского , Бальмонта , Вяч. Иванова .

Под влиянием событий революции 1905 г. юноша решает не продолжать военное образование: окончив кадетский корпус, идёт не в юнкерское училище, а поступает в Петербургский университет на юридический факультет, перейдя затем в Московский университет. В коллективном студенческом сборнике 1909 появляется его первое опубликованное произведение «В наши дни» , проникнутое нотами разочарования и усталости, характерными для времени реакции, наступившей после подавления революции 1905.

В январе 1912 на страницах большевистской газеты «Звезда» появляются его стихи, обличающие мораль «сытых»:

По этим первым публикациям, казалось, можно говорить о появлении ещё одного поэта-демократа, сотрудника большевистских газет. Однако подобное заключение было бы преждевременным. Через год, в 1913, выходит в свет первая книга сборника «Самосожжение», подписанная псевдонимом «Рюрик Ивнев», где поэт предстаёт как типичный представитель модернизма. Лирический герой сборника - разочарованный, усталый, сосредоточенный на сугубо личных переживаниях, чувствующий себя ничтожным, обречённым на гибель.

Я - раб, незнающий и жалкий, Я - тела бледного комок. Удар приму от злобной палки, Дрожа от головы до ног.

Поэт, надеясь на духовное исцеление, обращается к Богу («Тебе, Создатель, я молюсь…» , 1912). Но и в вере он не находит исхода:

Я танцую на острой бритве, Я пою изрезанным ртом, И заброшен мой молитвенник, Надо мною не плачет никто.

Эти стихи помещены в издании, объединяющем три книги «Самосожжения» (1913 - 1916).

Те же темы, образы, тот же духовный потенциал сохраняется и в сборнике «Золото смерти»:

О, как мне жить? Как мыслить? Как дышать? Как может сердце действовать и биться. Ты видишь - лишь высчитывать, да лгать… Да в жалкие слова могу рядиться.

В некоторых стихотворениях этих лет встречается намек на то, что душа поэта в какой-то мере открыта впечатлениям окружающего его мира:

Вот солнце льёт сквозь облако лучи, И я глаза закрыл, как перед смертью. Благодарю Тебя за то, что научил Любить униженных и каторжникам верить.

Лирический герой стремится уйти из страшного мира, где царит тлен и гибель, призывает «двуногих, обросших шерстью», осознать ужас своего существования и думать о втором пришествии. В этих стихах Рюрик Ивнев - типичный представитель декадентства. Его сборники замечены, перед ним открываются двери петербургских литературных салонов, он знакомится с Блоком . В 1915 Рюрик встречается с Есениным ; эта встреча положила начало многолетним дружеским отношениям. Под впечатлением первых встреч Р. Ивнев посвящает Есенину стихотворение и вручает его ему 27 марта 1915. В свою очередь Есенин ответил стихотворением «Рюрику Ивневу» («Я одену тебя побирушкой…»), в котором виден отклик на стихотворение Рюрика Ивнева :

Я одену тебя побирушкой, Подпояшу оструганным лыком, Упираяся толстою клюшкой, Уходи ты к лесным повиликам.

Поэтический мир зрелого Рюрика Ивнева - природа и любовь, заключающие в себе тайну и дающие счастье, несмотря на потери и утраты.

Последнее стихотворение Рюрик Ивнев написал за несколько часов до смерти:

Из-под ног уплывает земля, - Это плохо и хорошо. Это значит, что мысленно я От неё далеко отошёл. Это значит, что сердцу в груди Стало тесно, как в тёмном углу. Это значит, что всё впереди, - Но уже на другом берегу.

ИВНЕВ, Рюрик [псевдоним; настоящее имя и фамилия - Михаил Александрович Ковалёв; р. 11(23).II.1891, Тифлис] - русский советский писатель. Окончил кадетский корпус (1908) и юридический факультет Московского университета (1912). Первые стихи опубликовал в студенческом сборнике Петербургского университета (1909). Первый сборник - «Самосожжение» (книга 1, 1913). В 1913-16 сотрудничал с эгофутуристами. Основные сборники этих лет: «Пламя пышет» (1913), «Золото смерти» (1916) и «Самосожжение. Книга стихов. 1912-1916» (1917). В 1919-24 состоял в группе имажинистов (сборник «Солнце во гробе», 1921). В 40-е годы опубликовал сборники «Моя страна» (1943) и «Стихи» (1948). Первый роман Ивнева «Несчастный ангел» (1917) написан под влиянием прозы Андрея Белого . За ним последовала дилогия: «Любовь без любви» (1925) и «Открытый дом» (1927), изображающая быт литературно-артистической богемы Тифлиса и Баку. В романе «Герой романа» (1928) разоблачается тип беспринципного авантюриста и себялюбца. Переводил с грузинского (произведения Г. Орбелиани, Г. Абашидзе), осетинского («Нарты», 1957), азербайджанского и других языков.

Лит.: Венгров Н., «Самосожжение». [Рец.], «Летопись», 1916, № 1; Гусман Б., Сто поэтов. Библиографич. справочник, [Тверь], 1923; Журов П., «Любовь без любви». [Рец.], «Кр. новь», 1927, № 2; Шершеневич В., Кому я жму руку, [М., 1924].

О. П. Воронова

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966

ИВНЕВ Рюрик (псевдоним Михаила Александровича Ковалёва) - поэт и беллетрист. Родился в Тифлисе, в семье офицера. Первый сборник стихотворений («Самосожжение», лист первый) выпустил в 1912 в Петербурге, первый роман - «Несчастный ангел» - в 1917. Вместе с Есениным , Мариенгофом и Шершеневичем основал в 1919 поэтическую школу имажинистов. Как имажинист Ивнев впрочем не типичен: его поэтика, в основном сложившаяся ещё в дореволюционный период творчества (сборники «Самосожжение», листы первый - четвёртый, «Пламя пышет золотом смерти» и в период имажинизма сборник - «Солнце во гробе»), остаётся более простой и эмоционально непосредственной, чем произведения «метров» школы - Шершеневича и Мариенгофа. Поэзия Ивнева выражает психоидеологию упадочной мелкобуржуазной богемы, бегущей от революционной действительности и замкнувшейся в кругу интимных и пессимистических переживаний. Творчество Ивнева характеризуется чертами глубокого декаданса, не случайно напоминая некоторые мотивы поэзии Бодлера. В своих романах, рисующих быт и психологию богемы и бывших людей в советских условиях («Любовь без любви», М., 1925, «Открытый дом», Л., 1927), Ивнев констатирует тот тупик, в который упёрлась эта группа, но не видит надлежащего выхода из него. «Герой романа» (Л., 1928) представляет собой типичного приспособленца, относящегося к людям как к средству для достижения своих личных целей. Чрезвычайно характерно, что этого беспредельного индивидуалиста, типичного представителя оформляющейся новой буржуазии, - сам автор считает человеком, созвучным эпохе. Прозаическое письмо Ивнева отличается неровностью, скользя от метких и тонких психологических штрихов к риторическим, порой тривиальным сентенциям.

Библиография: I. Кроме указанного: Осада монастыря, сб. «Имажинисты», М., 1925; мелкие лирические стихотворения в сборниках: «Мы», «Явь», «Конница бурь», М., 1920, и др.

II. Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Шершеневич В., Кому я жму руку, М., 1924; Сакулин, Предисловие к роману «Любовь без любви»; рецензии в «Красной нови», 1927, № 2 (П. Жучров), «Комсомольск. правде», 1928, № 266 (Б. Киреев); Ермилов В., Буржуазная и попутническая литература, «Ежегодник лит-ры и искусства» за 1929.

Б. Р.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.

"Говорят, что время - лучший лекарь. И все же этот "лучший лекарь" никогда не может нас окончательно вылечить от боли, которую мы испытываем, теряя лучших друзей. Эта боль то затихает, то опять вспыхивает...". / Рюрик Ивнев, из воспоминаний о Сергее Есенине

Поздней осенью 1911 года на пороге квартиры Александра Блока появился студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Александрович Ковалев. Он принес поэту конверт с маленьким коллективным сборником "В наши дни", несколькими вырезками из революционных газет и рукописями. Знаменитый символист запомнил студента Ковалева с "честными, но пустыми глазами...". Уже тогда из глаз поэта (1891 - 1981) все выжгло пламя его поэзии. Вместе с неким П. Эссом (быть может, это был сам Ковалев) Ивнев издаст в 1910 году совершеннейшую ахинею под названием "У Пяти углов; Диалог; Взлет 1". А потом начнут выходить, если судить по названиям, не книги стихов, а какие-то пиротехнические пособия - "Пламя пышет" (1913), "Золото смерти" (1916), "Солнце во гробе" (1921) и, конечно, три "Самосожжения" (1913, 1915, 1916), с которых все - в литературе и в жизни - и начиналось у Рюрика Ивнева...

Рюрик Ивнев. 1920-е

Михаил Александрович Ковалев родился в семье высокопоставленного царского чиновника. Отец его, офицер русской армии, юрист по образованию, некоторое время был губернатором, потом служил помощником прокурора Кавказского Военно-Окружного суда, ушел из жизни, когда мальчику едва исполнилось три года. Мать воспитывала Мишу и его старшего брата одна. Чтобы дать детям образование, она вынуждена была искать работу: удалось получить место начальницы женской гимназии в городе Карсе.

Революция 1905 года застала Михаила в Тифлисском военном корпусе. Окончив кадетское училище, он решает пойти по стопам отца-юриста и оказывается в Петербурге, в интимных салонах которого - на "Башне" Иванова, на собраниях у Мережковских... - текла в то время литературная жизнь.

В 1913 году он уже среди постоянных посетителей литературного кафе "Бродячая собака". Там часто бывал, например, Михаил Кузмин, а также "два Жоржика" - Георгий Адамович и Георгий Иванов, как всегда - под ручку... В 1915 году вместе с сыном Константина Бальмонта Николаем он посещает салон жены романиста Федора Сологуба Анастасии Чеботаревской. На всех этих собраниях атмосфера была просто-таки пресыщена разнонаправленной сексуальностью, поэты - известные и не очень - блистали художественными идеями. И Ковалев, постепенно превращавшийся в Ивнева, задумался придумать свою... Такой оригинальной поэтической метафорой на целых 10 лет творчества, до начала 1920-х годов, станет для Ивнева идея "самосожжения".

В мартовскую петербургскую оттепель через несколько дней после февральской революции Ивнев встретит с и еще каким-то поэтом - "резвого, звучного, золотого и загадочного в своей простоте и своей затаенности". Эта есенинская солнечность почти совпадет с "самосожженческими" желаниями Ивнева, и он сразу же влюбится в поэта.

"...И тогда, и потом, и теперь ты возбуждал во мне самые разнообразные чувства..., тебя нельзя не любить", - напишет Ивнев, обращаясь к Есенину в 1921 году в критической книге "Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича". Книжечка, сочиненная, кстати, чуть ли не по заказу самого Сергея Есенина, стала запоздалым объяснение в любви к "соломенному гению" и "критической телеграммой" о разочаровании в дружбе - творческой и личной - ко всем остальным имажинистами...

Тогда в 1921 году Ивнев очень легко охарактеризовал путь Есенина, который поэт прошел не его глазах - это путь из-под "крылышка" Гиппиус и Философова под ручку с Клюевым. И в этом сквозили творческая и личная ревность одновременно.

В "Четырех выстрелах..." Ивнев рассказывает, за что бы он хотел расстрелять - сжечь - своих приятелей-имажинистов. Но совершает лишь один прицельный выстрел - в того, кого "любит невероятно сильно", до "жуткости близкую" "бархатную лапку с железными коготками" - Сергея Есенина. Огонь льнет к огню - "кудрявому, как будущая Россия, загадочная Р.С.Ф.С.Р., полная огня и фосфора". Разумеется, пиромания Ивнева как метафора воплощала то, что происходит в стране - пожар революции в буквальном смысле был пламенем, в котором сгорало все - барские усадьбы, книги... наконец, судьбы людей. У Ивнева сгорает, прежде всего, тело, "...познав все скрытое и скрытую любовь". Эта идея прозвучит в последнем стихотворение сборника "Самосожжение".

Одними она будет понята буквально (как психическая пиромания и однополый садомазохизм), других озадачит - Максим Горький, например, иронично называл Ивнева лидером секты, который погубит своих детей, а сам сбежит. И в определенной степени случилось именно так. Из имажинистов - чуть ли не лидером которых Есенин назначит Ивнева - сталинские времена переживет только он.

Рюрик Ивнев, В. С. Чернявский, С. А. Есенин. Март 1915

"В антракте подошел ко мне юноша, почти еще мальчик, скромно одетый. На нем был простенький пиджак, серая рубаха с серым галстучком.
- Вы Рюрик Ивнев? - спросил он.
- Да, - ответил я немного удивленно, так как в ту пору я только начинал печататься и меня мало кто знал.
Всматриваюсь в подошедшего ко мне юношу: он тонкий, хрупкий, весь светящийся и как бы пронизанный голубизной.
Вот таким голубым он и запомнился на всю жизнь". / Рюрик Ивнев, из воспоминаний о Сергее Есенине

Но вернемся к поэтическому выстрелу в обожаемого Ивневым Есенина - только в Есенина, потому что все остальные оказались осечками - выстрел в "лицемерного" Кусикова это выстрел в никуда: "он уже далеко", в Мариегофа - это пальба в "зеленых облаков стоячие пруды", а в Шершеневича Ивнев вообще отказывается стрелять...

Безусловно, что поэтический выстрел в Есенина был для Ивнева своеобразным объяснением в любви. И Есенин, способствовавший написанию книги и ее изданию, об этом прекрасно знал. Но "самосожжение" для Ивнева - все-таки не только жест поэтический, так как в ту эпоху было не принято разделять идеи и дела. Напомним, что Ивнев дружил с поэтом и гомосексуалом Иваном Васильевичем Игнатьевым-Казанским (1892-1914), который стал первым издателем его книг. Он, один из лидеров эгофутуризма, и заговорил в своих статьях об идее самоуничтожения в гомосексуальной любви: "Интуит становится трагиком, и тем трагичнее его судьба, что он идет на самосожжение во имя "Ego". Здесь очень интересна игра слов - "Эго" или все-таки "Его"... Эту игру Игнатьев разрешил в жизни. В конце 1913 года он издал сборник, так сказать, эксбиционистских стихов "Эшафот" с подзаголовком "Любовникам посвящаю", в посвящениях смело указав имена любовников... А 2 февраля 1914 года Рюрик Ивнев сидел на свадьбе Игнатьева. Молодожен налил всем шампанского, поцеловал невесту, вышел в спальню и бритвой перерезал себе горло.

Ивнев и сам устраивал такие вот смертельно-любовные игры с мужчинами, которые ему нравились. Одно время среди знакомцев Ивнева значился музыкант и журналист Всеволод Леонидович Пастухов. Он рассказывал, как "в одну из ночей, когда мы были вдвоем, и уже много было выпито и переговорено, с Рюриком случилась внезапная перемена. Он посмотрел на меня полусумасшедшим взглядом и сказал: "Ты такой хороший, и я боюсь, что тебя испортит жизнь. Я хочу теперь, сейчас же убить тебя".

Пастухов подумал, что это всего лишь шутка, и ответил: "Что же, это хорошая мысль". Ивнев тем временем выхватил револьвер и навел его на Всеволода. "Было что-то в его нервно подергивающемся лице, что вдруг меня испугало, но я равнодушным голосом сказал: " Рюрик, бросьте ваши глупые штучки. Вы меня своим незаряженным револьвером не напугаете", - вспоминал Пастухов. Но в это мгновение раздался выстрел и Пастухов почувствовал, как пуля просвистела мимо его виска...

Ивнев так напугал юношу, что тот перестал встречаться с ним и отвечать на телефонные звонки.

"Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича". 1921

Так что "4 выстрела..." показывают, как Инеев просто-таки обожал Есенина - и не только в качестве поэта. Огонь в орудие убийства должен был уничтожить эту любовь. В одном из поэтических сборников Ивнева "огненной серии" под названием "Пламя пышет" (1913) звучит призыв к бежественному огню - "...дорогой, изумительный Боже // Помоги усыпить мне любовь". Или вот, например, откровенный садомазохизм:

Что может быть лучше крика грубого.
И взмаха плетки, и взхдоха стен?
Поцелуй - укус в губы,
Мимолетный, перелетный плен...

На 1918-1921 годы приходится время наиболее активных отношений Ивнева с Есениным, вместе они устраивают литературные вечера, вместе собираются заграницу. Но Рюрик, узнав об установлении советской власти в Грузии, едет на Кавказ...

Сергей и Рюрик познакомились в 1915 году на литературном вечере в Петербурге. В антракте к Ивневу подошел "хрупкий, весь светящийся и как бы пронизанный голубизной" юноша. "Вот таким голубым он и запомнился мне на всю жизнь", - напишет в мемуарах Ивнев. Эти записки, проникнутые ревностью ко всем, кто претендовал на внимание Есенина, особенно пристрастны они по отношению к женщинам - Зинаиде Гиппиус, Асейдоре Дункан, претенденткам на место жены - Толстой или Шаляпиной, протягивавшим к Есенину свои "щупальца". Через пару недель после встречи, очарованный Ивлев, устроил вечер Есенина в шикарной квартире родителей своего приятеля Павлика Павлова. Но до этого, как он безвылазно провел несколько дней в полуподвальной комнате Кости Ландау - "лампе Алладина" - где Есенин читал им свои стихи.

Сергей Есенин - Рюрику Ивневу

Р адость, как плотвица быстрая,
Ю рко светит и в воде.
Р уки могут церковь выстроить
И кукушке и звезде.
К айся нивам и черемухам, -
У живущих нет грехов.
И з удачи зыбы промаха
В оют только на коров.
Н е зови себя разбойником,
Е сли ж чист, так падай в грязь.
В ерь - теленку из подойника
У лыбается карась.

В марте 1915 Есенин и Ивнев обменялись поэтическими посланиями... Позже Ивнев рассуждал о том, как, попав под личное обаяние Есенина, он почти избежал его литературного влияния. "Может быть, это произошло потому, что где-то в глубине души у меня тлело опасение, что если я сверну со своей собственной дороги, то он потеряет ко мне всякий интерес...". Не просто тлело, а полыхало, грозило "самосожжением в любви".

В годы октябрьского переворота Ивнев едва не поделил Есенина с Клюевым... Но к 1919 году наметилось сближение Есенина, Мариенгофа, Шершеневича и Ивнева - так появились имажинисты. В январе 1919 года Есенину пришла в голову мысль создать "писательскую коммуну". Для нее выхлопотали квартиру в Москве в Козицком переулке. Основателями коммуны стали Есенин и Ивнев. У каждого была своя комната, но уже на "открытии" Ивневу пришлось перебраться на кровать Есенина. Впрочем, на его койке уже кто-то был... Не вынеся суровых условий теплого дома (там - редкость по революционным временам - было отопление), Ивнев вернулся в ледяное одиночество своей комнаты в Трехпрудном переулке. А Есенин, смущенный быстрым исчезновением своего верного коммунара, написал посвященный Ивневу и единственный во всем его творчестве акростих - "Радость, как плотвица быстрая...".

Рюрик Ивнев. 1930-е

В 1920-м году, вернувшись в Москву после поездки по России, он встретил Есенина и Мариенгофа в большом зале консерватории - "они сбегали с лестницы, веселые, оживленные, держа друг друга за руки...". Есенин и Мариенгоф жили тогда вместе и содержали небольшой книжный магазинчик, за прилавком которого периодически появлялись. Ивнев стал целыми днями пропадать в магазинчике, манкируя работой у Луначарского. Магазин Есенина он называл своим вторым домом. Издать новую книгу стихов Ивлева предложил именно Есенин - это был сборник "Солнце во гробе", следом появились "Четыре выстрела"...

"Продолжая жить с Мариегофом, Есенин и я все более сближались... но третьему здесь не было места...", - напишет спустя сорок лет, в конце 1960-х Рюрик Ивнев. И, действительно, Рюрик третьим не стал. Место в сердце "голубого" поэта было занято Мариенгофом. Впрочем, нужно отдать должное Ивневу, что, несмотря на явную неприязнь к Мариенгофу, он никогда не стремился его опорочить. И даже вступился за него в мемуарах, защищая от тех, кто уверял, что Мариенгоф сознательно спаивал Есенина, пытаясь таким образом привязать поэта к себе...

Конец 1920-х годов Ивнев провел на Дальнем Востоке, работал во Владивостокском издательстве, потом в Петропавловске-Камчатском - корреспондентом журнала "Огонек". В начале 1930-х возвращается в Грузию. Жизнь в провинции, возможно, и спасла его от сталинского террора. Ивлев много переводил грузинских, осетинских и азербайджанских поэтов. Во время Великой Отечественной войны был журналистом в газете Закавказского военного округа "Боец РККА".

В 1950-м вернулся в Москву, предварительно переведя на русский язык несколько здравиц в честь "усатого диктатора". "Песня о Сталине" Дмитрия Гулиа в его переложении издавалась более 10 раз.

В конце 1960-х засел за мемуары. Удивительно, что все эти истории - о Кузмине, Клюеве, Хлебникове, Мандельштаме, Есенине, разбавленные воспоминаниями о политически благонадежных Горьком, Луначарском, Маяковском и других - печатались в начале 1970-х в советских издательствах.

Сам Ивнев написал много "идеологически правильных" стихов, но в его квартире в Москве по-прежнему собирались осколки большого серебряного зеркала разбитого террором века.

После смерти писателя остался немалый архив: около 1000 неопубликованных стихотворений, десятки рассказов, повестей, романов, воспоминаний...

Рюрик Ивнев (псевдоним Михаила Александровича Ковалева) родился в Тифлисе 11 февраля 1891 года (по старому стилю) в дворянской семье. Его отец, А. С. Ковалев, капитан русской армии, служил помощником военного прокурора Кавказского Военно-Окружного суда, и был сыном надворного советника Эриванской губернии. Детей (у Михаила был старший брат Николай) воспитывала мать, А. П. Ковалева-Принц. Среди ее предков был голландский граф, приехавший в Россию при Петре I. После смерти отца 1894 году семья переехала в город Карс, где мать получила должность начальницы женской гимназии.

По настоянию матери сыновья определяются в Тифлисский кадетский корпус, в котором Михаил проучился с 1900 по 1908 год. После окончания кадетского корпуса Михаил приходит к мысли, что карьера военного не для него, и уезжает в Петербург, где становится студентом юридического факультета Императорского университета. В 1912 году он вынужден оставить Петербургский университет и перебраться в Москву для продолжения образования. В 1913 году он заканчивает Московский университет с дипломом правоведа и возвращается в Петербург, где поступает на службу в Канцелярию государственного контроля.

Первые литературные опыты Михаила Ковалева приходятся на годы обучения в кадетском корпусе. Именно тогда, в 1904 году, рождаются первые стихи, которые он читает своим друзьям. В 1909 году появляется его первая публикация в коллективном «Студенческом сборнике», вышедшем в Вышнем Волочке, - стихотворение «Наши дни» (подписано: М. Ковалев).

Два года спустя начинающий литератор решился показать свои стихи и прозу , придя к нему домой как раз в день его рождения, - и получил неблагоприятный отзыв. Следующие два стихотворения были опубликованы в 1912 году в большевистской газете «Звезда». Вскоре Михаил, вместе с , К. Олимповым, Василиском Гнедовым и другими, вошел в группу эгофутуристов и стал часто печататься в альманахах и сборниках, выпускавшимися издательствами «Петербургский глашатай», «Центрифуга», «Мезонин поэзии». В 1913 году выходит его первая книга стихов «Самосожжение» (Откровения)» Кн. 1. Лист 1. Михаил Ковалев становится Рюриком Ивневым. Сам поэт говорил, что этот псевдоним родился во сне, буквально за день до запуска в тираж «Самосожжения». Книга не осталась незамеченной. Молодой поэт получает известность. Перед ним распахиваются двери гостиных и литературных салонов. Он знакомится со многими известными и начинающими поэтами и писателями - и , . Затем выходят Лист 2-й (СПб., 1914; на посл. стр.:1913) и Лист 3-й (СПб., 1916). В 1917 году на их основе Рюрик Ивнев выпустил сборник «Самосожжение: Книга стихов. 1912 — 1916 г.г.».

В тот же период появились сборники «Пламя пышет» (М., изд-во «Мезонин поэзии», 1913). В 1916 году выходит книга стихов «Золото смерти» (М., изд-во «Центрифуга»). Свое первое прозаическое произведение - маленькую повесть «Неизбежное» - Ивнев напечатал в альманахе «Решетка» (СПб., 1912). Десятки его рассказов и новелл публиковались в самых различных изданиях и альманахах - «Лукоморье», «Огонек», «Вершины», «Биржевые ведомости». Перед самой революцией публикуется роман «Несчастный ангел», резко раскритикованный в печати.

В начале второй мировой войны Ивнев , подобно многим, испытал шовинистические настроения, что проявилось в ряде его стихов и брошюре «Как победить Германию?».

Февральскую революцию Рюрик Ивнев встретил восторженно. Поэта захватила политическая деятельность. На одном из митингов он знакомится с А. Луначарским и после Октября становится его секретарем. В качестве корреспондента газеты «Известия ВЦИК» принимает участие в работе Четвертого Чрезвычайного Съезда Советов, ратифицировавшего Брестский мирный договор.

В 1918 году Ивнев переезжает в Москву, где встречается с (с которым был знаком с 1915 года), В. Шершеневичем и А. Мариенгофом, и примыкает к имажинистам. Через два месяца после подписания «Декларации» имажинистов, в марте 1919 года публикует в «Известиях» «Письмо в редакцию», в котором объявляет о своем выходе из «Ордена имажинистов» из-за «полного несогласия с образом действия этой группы».

Летом 1919 года Ивнев в составе агитпоезда имени Луначарского ездит по стране с выступлениями. Затем уезжает в Тифлис, откуда за доклад «Ленин и Россия» был выслан грузинским правительством. Ивнев возвращается в Москву и вскоре, по инициативе Луначарского, становится председателем Всероссийского Союза поэтов.

В сборнике «Имажинисты» (М., 1921) появилось «Открытое письмо» Ивнева Есенину и Мариенгофу от 3 декабря 1920 года: «Дорогие Сережа и Толя! Причины, заставившие меня уйти от вас в 1919 году, ныне отпали. Я снова с вами». Поэт был введен в правление «Ассоциации вольнодумцев», его стихи стали печататься в имажинистских сборниках.

В издательстве «Ордена имажинистов» в 1921 году вышел новый сборник стихов Ивнева «Солнце во гробе», составителем и редактором которого был С. Есенин. Ивнев издает также критическую книгу «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа и Шершеневича» (М., 1921), печатается во всех четырех номерах журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

В 1925 году Ивнев побывал в Германии, потом работал во Владивостоке в издательстве «Книжное дело», в 1927 году посетил Японию.

Во второй половине двадцатых годов Рюрик Ивнев выпускает эпическую трилогию «Жизнь актрисы», в которую входят романы «Любовь без любви» (1925), «Открытый дом» (1927) и «Герой романа» (1928), не ставшие заметным явлением в литературе. В конце тридцатых работает над автобиографическим романом «У подножия Мтацминды». В эти же годы начинает работу над еще одним автобиографическим романом - «Богема», который Ивнев завершил за месяц до своей кончины. С 1936 года литератор жил в Тбилиси, в 1950 году вернулся в Москву.

После окончания Великой Отечественной Войны Рюрик Ивнев обращается к историческому прошлому России, работает в жанре драматургии, пишет исторические хроники: «Трагедия царя Бориса», «Сергей Есенин», «Емельян Пугачев», продолжает писать стихи. В последние годы своей жизни работает над мемуарами. Не дожив до своего девяностолетия трех дней, умер 19 февраля 1981 года.