Кто такие запорожские казаки и что они делали на территории запорожья. Кто такие запорожские казаки и куда они делись

Мы часто пытаемся понять, какой должна быть подлинная демократия. Между тем, работающая модель демократического общества, хотя и очень своеобразного, была в границах Русского мира в относительно недавнем прошлом - среди казаков Запорожской Сечи.

Генезис

Есть несколько гипотез этнического происхождения запорожцев. Согласно первой, казаки - выходцы из Центральной России, пассионарии, отправлявшиеся на неосвоенные земли Дикого Поля за лучшей - или, правильнее говоря, за привольной - жизнью. Некоторые историки даже выводят казаков из полулегендарной вечевой республики вятских ушкуйников; в таком случае время разгрома этой республики в XV веке в ходе войн Москвы и Великого Новгорода примерно совпадает с первым письменным упоминанием об укреплённом казацком лагере в низовьях Днепра, относящимся к 1489 году.

По другой версии, популярной среди украинских культурологов, сечевики были украинскими крестьянами, бежавшими в Запорожье от гнёта польско-литовских магнатов (в Польше крепостное право было законодательно введено в 1496 году).

Историк Николай Карамзин отождествлял первых казаков с черкесами - одним из кочевых народов Золотой Орды.

И, наконец, четвёртая теория: казаки являлись отдельным субэтносом (впитавшим русские, польские, украинские, татарские культурно-лингвистические элементы), который сформировал на острове Хортица, что за днепровскими порогами, уникальное протогосударство со своей культурой и политической системой.

Как бы то ни было, если брать два главных признака этнической самоидентификации в начале Нового времени: религиозную и языковую принадлежность, - то исповедовали казаки православие (правда, весьма своеобразно, например, почти не соблюдая пост), а знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написано по-русски, хотя и с заметным влиянием южных диалектизмов.

На острове Хортица

До середины XVI века на месте Сечи не было даже постоянного поселения - на зиму казаки расходились по ближайшим городам - Киеву, Полтаве, Чернигову.

Строго говоря, если признавать казачье Запорожье квазигосударством, сравнивать его следует не с монархиями Нового времени, а с не имевшими чётких границ улусами золотоордынских кочевников, либо с древнегреческими полисами, жившими торговлей и морскими походами.

Чтобы стать казаком, следовало соответствать ряду условий: не иметь жены (как говорил Тарас Бульба, «Козак не на то, чтобы возиться с бабами»); принадлежать к православной вере (в доказательство исповедования оной достаточно было перекреститься); беспрекословно подчиняться атаману - в походе, и решениям казачьего круга - в мирное время. И, конечно, требовалось владеть оружием, знать казачьи традиции.

В 1572 году было создано так называемое реестровое казачество, подчинявшееся польскому королю и получавшее от него жалование. Во избежание путаницы с казаками - подданными Речи Посполитой, также названными Войском Запорожским, сечевики стали именовать себя Войском Запорожским Низовым. Впрочем, любое подчинение вольных людей какому-либо монарху было сугубо номинальным; в турецкие походы отправлялись, не спрашивая позволения земных властей.

Сечью управлял кош - синоним общины, состоявшей из 38 куреней (по нескольку сот казаков каждый) во главе с куренными атаманами. Глава коша назывался кошевым, избирался сроком на год. Если на следующий год атамана не переизбирали, тот возвращался обычным казаком в родной курень. В военное время кошевой имел неограниченные полномочия. Символом его власти являлась булава.

Низовая вольница

Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».

Казаки носят чуб - длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её - значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.

Одежда сечевиков - рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.

Православие сечевиков причудливо сочеталось с остатками дохристианских верований. Особым почётом на Хортице пользовались целители-ведуны, так называемые «характерники» или «заморочники», занимавшиеся лечением бойцов и обучавшие их воинскому искусству. По легенде, именно таким колдуном, способным управлять погодой и заговаривать пули, был знаменитый атаман Иван Серко, не проигравший ни одного сражения с турками.

Что касается культуры, то, разумеется, запорожцы не были малограмотными сорвиголовами, какими их изобразил, например, Генрик Сенкевич в романе «Огнём и мечом»: вспомним, сыновья того же Бульбы учились в духовной семинарии, как минимум, зная древнегреческий и латынь.

Морские походы

Описание войсковой тактики запорожцев оставил французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан, состоявший на службе у польского короля в второй четверти XVII века.

Каждую осень казаки отправлялись в поход против турок, в отмщение за постоянные грабежи и набеги вассалов султана - крымских татар. За 2 недели строили 80-100 човенов (лодок) на 50-70 человек каждый. Спускались вниз по Днепру; в устье реки их уже поджидали турецкие галеры, однако казаки выходили в море безлунной ночью, через камыши, по мелководью Днепровского лимана, куда османские корабли не решались заплывать. Двое суток непрерывной гребли - и запорожцы высаживались на Туретчине, захватывали добычу, стремительно уходили. В походе питались сухарями и варёным пшеном; если на човене кто-либо оказывался пьяным, его могли выбросить за борт: во время рейда всегда соблюдался сухой закон.
Исход

Неразрывно связана с возникновением казачества и Запорожской Сечи. Украинское казачество сформировалось в 14 столетии в южных украинских степях, во времена польско-литовского владычества, и играло важную роль в истории всего украинского народа в течение 250 лет.
Термин «казак» с тюркского означает «сторожевой», а в народе стало обозначать «смелый защитник», «рыцарь».
Запорожские казаки были настоящей живой опорой для всей русской народности между поляками с одной стороны и турко-татарами с другой. На своих плечах они выносили все удары католической Польши и мусульманских Турции и Крыма.
В 1540-х годах князь Вишневецкий объединил расточенные казацкие группирования, и основал Запорожскую Сечь. По одной из версий эта военная организация казачества располагалась на острове Хортица, ниже днепровских порогов, впоследствии ставшая столицей независимой казацкой республики.
Устрой Запорожской Сечи
Сооружения Сечи сформировали из нее настоящую неприступную крепость. Запорожские казаки приложили много усилий для ее создания. Глубокие рвы, высокие земляные валы, на которых возвышались оборонительные башни и бойницы, пушки и казаки, находящиеся в постоянном дозоре основали надежную, защищенную Запорожскую Сечь.
Посреди Сечи находилась обширная площадь, на которой проводились казацкие военные советы, решающие вопросы повседневной жизни. Эта территория находилась в окружении казацких жилищ, именуемых шалаши, которые были построены из деревянных бревен или плетенные из лозы и накрыты камышом, орудийной мастерской – пушкарни, канцелярии, дома старшины и церкви. Этот комплекс сооружений был надежно приспособлен для обороны.
На территории Запорожской Сечи царила республиканская форма правления. Здесь не существовало крепостничества и феодальной собственности на землю, а наоборот царило равенство между всеми казаками. На Сечи присутствовала избирательная система органов управления, деятельность которых контролировала казацкая рада – высший орган власти. На совете решались основные вопросы войны и мира, внутренней жизни казачества и дипломатических отношений.
Во главе Запорожской Сечи был гетман, наделенный исполнительной и судебной властью. Он являлся главнокомандующим и представителем Войска Запорожского на переговорах.
Задачи и функции Запорожской Сечи
Запорожская Сечь выполняла очень важную роль в защите украинских земель и нации в целом от турецко-татарских набегов. Казаки укрепляли местечки и города, создавали охранно-оборонительную и разведывательно-сторожевую систему защиты границ. В постоянной функциональности находились посты со сторожевыми отрядами, наблюдающие за переправами через реки и степными дорогами. С помощью определенных сигнализирующих знаков предупреждали население о вторжении врага и оказывали сопротивление вражеским силам.
Запорожская Сечь, будучи сформированной против турецко-литовского врага, героически отстаивала независимость. В дальнейшем и Польское и Литовское правительство было вынуждено отказаться от юридического признания существования Сечи, так как они не могли противостоять побегам крестьян в Сечь. Однако попытки уничтожения такого сильного духом образования не увенчались успехом. Казачество продолжало охранять границы и отстаивать независимость на протяжение длительного периода.
Достопримечательности «нынешней» Запорожской Сечи
Достопримечательности Запорожья обязательно включают в себя посещение Запорожской Сечи – бывшего центра украинского казачества. Путешествие в Национальный заповедник на о. Хортица, станет незабываемым и интересным. Ведь побывать на месте, пропитанном духом непобедимых казаков в Запорожье, осмотреть музеи, продегустировать казацкие блюда и прокатиться на лошадях будет занимательно не только любителям истории, но и любителям приключений.

Ансамбль КАЗАЧИЙ ДЮК 8 917 554 22 84 Игорь [email protected]

Казаки Запорожья жили на рубеже, на который накатывались волны мусульман с юга и востока, а с запада - католиков. Несмотря на большие потери в людях в стычках, боях и походах, казачье товарищество, скрепленное обетом безбрачия, не ослабевало, а с каждым годом крепло и увеличивалось. Если в начале XVI века в рядах запорожцев было 3-5 тысяч человек, то в XVIII веке только в Сечи было 10 тысяч, а с обитателями паланок, зимовников и слобод число людей приближалось к 100 000.

В Запорожскую Сечь и на земли, ей принадлежащие, шли все новые и новые добровольцы из числа украинцев, белорусов, русских. Отцы приводили в Сечь сыновей. Всех сплачивала православная вера в борьбе за выживание в том безжалостном мире. Особенно привечали запорожцы православных сирот, приходящих в Сечь, или приводили и привозили их из походов. Называли таких сирот сыновцами. Привозили запорожцы в Сечь и малолетних «инородцев», приглянувшихся им в дальней стороне. Их крестили и воспитывали в православном воинском духе, называя чуром или джуром (род казацкого юнги). Принимали к себе казаки и всякого взрослого воина, если он сам приходил в Сечь, не расспрашивая его о его прошлом. Условием принятия было православие и чтобы прибывший был без семьи.

Но прибытие человека в Сечь и его принятие вовсе не означало, что он автоматически становился казаком. Для этого нужно было пройти полный курс воинской выучки, который продолжался до 7 лет, в том числе в боевых походах, на заставах и редутах, в полевых разъездах и в дозорах.

Новенького определяли в курень, где ему отводили место. Часто фамилию ему меняли на новую или давали казачью кличку, которая подчеркивала особенности его характера или поведения.

Так шляхтич Скальковский, родившийся в Литве в Новгородском воеводстве, прибыв в Сечь, стал Иваном Ляхом. Ивана Пересунько за его молчаливость казаки прозвали Журбою (разговорчивым), а когда он «проглядел, как поляки добычу казачью отняли», его переименовали в Ивана Прислипу (Слепого).

В Запорожской Сечи можно было встретить всякие народности - украинцев, русских, поляков, литовцев, болгар, молдаван, татар, турок; даже немцы, французы, итальянцы, испанцы и англичане попадались и даже евреи встречались, хотя к евреям казаки теплых чувств не питали никогда. Но были и исключения - «казак Василий Перехрист родился от евреина Айзика в местечке Чигирине… отгол с добровольного его желания в Сечь привезен… где в церкви сичевой окрещен и к присяге приведен».

Что касается испанцев, французов и других европейцев, то они прибывали с казаками в Сечь сами, добровольно. Дело в том, что запорожцы нанимались на службу не только к полякам, литовцам и русским, но бывали они волонтерами и в Европе, где слава их как воинов была хорошо известна. Их охотно и настойчиво вербовали в наемники страны Европы для участия в войнах, в борьбе с пиратами. Даже Ватикан использовал казаков в противостоянии с мусульманским миром. Французский кардинал Мазарини привлек запорожцев в Тридцатилетней войне к борьбе с испанцами, захватившими северное побережье Франции. В октябре 1645 года 2400 запорожцев погрузились в Гданьске на корабли и прибыли в пролив Па-де-Кале. В рядах армии Конде они взяли штурмом ряд крепостей, в том числе и Дюнкерк, который до этого в течении 5 недель без успеха штурмовали французские войска.

Казаки запорожцы стали особо любимым воинским подразделением «великого Конде», его ударной силой. Как видно, и Конде понравился казакам, раз они после взятия Дюнкерка в числе 1000 человек остались еще на 2 года в рядах мушкетеров и участвовали в боях.

В 1954 г. Хрущев подарил Украинской ССР Крым, а еще раньше советские историки подарили Украине Запорожское войско. И вот с 1991 г. запорожцы оказались стержнем, я бы сказал, хребтом мифологической истории Украины.

ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПИАРА

Услужливые профессора сделали запорожцев стержнем всей новоизобретенной украинской истории. Они-де были украинскими лыцарями, постоянно защищавшими ридну Украину от злыдней-москалей. В конце XVIII века именно запорожцы колонизировали дикую степь, основали Одессу, Херсон, Севастополь и прочие города. Ну а главное, запорожцы день и ночь только и думали, как им создать незалежную Украину.

И вот в начале июня 2005 г. президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко принимают участие в грандиозном шоу – 230-летие разгрома Запорожской Сечи. Шоу, так шоу: Ющенко подарили коня Орлика (названного так в честь запорожского героя) и выбрали президента гетманом, а Юлю – берегиней (хранительницей) Украины. Запорожцем стал и британский зять Юлии Шене Карре, солист рок-группы DVS.

Любопытно, что никто не заикнулся о том, что еще в 2000 г. гетманом был провозглашен Леонид Кучма, и до сих пор никто не лишал его булавы. А что шоу проводилось на острове Большая Хортица, тогда как одна из Сечей находилась на другом острове – Малая Хортица, на Большой же Хортице казаки никогда не селились, тоже не упоминали.

Принят проект закона во исполнение первого указа нового президента

Чуть ли не половина судов Украинского флота получили имена, связанные с запорожцами. Так, флагманом незалежных ВМС стал «Гетман Сагайдачный» – бывший пограничный корабль «Киров». Замечу, что нынешние украинские историки возвеличивают гетмана за его участие в походе королевича Владислава на Москву в 1618 г., за что реальный Сагайдачный горько каялся и просил прощения у патриарха и царя.

«Сагайдачный» – это чуть ли не единственный боеспособный корабль украинских ВМС. Что же касается остальных, то лучше бы ими не позорили запорожцев. Так, «Гетман Байда Вишневецкий» (бывший пограничный корабль «Лацис»), «Атаман Сидор Билый» (бывший СКР-112), малый противолодочный корабль «Запорижьска Сичь» и пограничный СКР «Запорижьска Сичь» (бывший ПСКР-650 проекта 205П) украинцы так и не сумели толком ввести в строй и сдали на металлолом.

Подводная лодка «Запорiжжя» (проекта 641) стала единственной украинской субмариной. На нее водили экскурсии, она красовалась на обложках десятков журналов, но, увы, с 1991 г. «Запорiжжя» ни одного дня не была в строю, а постоянно ремонтировалась. В 2004 г. ее кое-как отремонтировали, но где взять для лодки аккумуляторы? На Украине их не производят, купить в России – неприлично. Посему закупили аккумуляторы в Греции. Там, как известно, все есть, но, увы, не тех размеров. Греческие аккумуляторы не лезут в ямы лодки. Поэтому сейчас командование ВМС Украины очень озабочено, кому бы продать «Запорiжжя»?

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Откуда же взялись запорожцы? Наши историки считают, что казаки произошли от малороссийских крестьян, бежавших от гнета польских панов. Однако первые сведения о запорожских (днепровских) казаках появляются в конце XV – начале XVI века. Между тем как первые польские паны появились в Малой России (термина «Украина» тогда не было) после Люблинской унии между Польшей и Великим княжеством Литовским в 1569 г.

По моему же мнению, предками запорожцев было местное население нижнего течения Днепра, которое восходит еще к бродникам XII–XIII веков.

Владениями запорожских казаков стали 500 км нижнего течения Днепра – уникальный природный заповедник. Девять больших порогов и 91 забор (гряда камней, которая в отличие от порога не перекрывала полностью русло реки) делали возможным судоходство лишь в определенное время года и только с помощью опытных местных лоцманов. В районе порогов на Днепре было 265 островов, 465 гирл, озер, лиманов и тысячи проток. Аналогичная картина была на больших притоках Днепра Самаре и Орели. На многие десятки километров протянулись бесконечные плавни. Рыбы было видимо-невидимо. Раки достигали в длину 9 дюймов и более.

На берегах паслись табуны диких лошадей. В плавнях шныряло множество диких свиней, зайцев, оленей, сургаков (порода диких коз) и множество другой дичи. В чем-то это был рай, защищенный самой природой от врагов и переполненный едой.

Естественно, что местное население не ушло оттуда после нашествия Батыя, тем более что татары в плавни и не думали соваться. К запорожцам постоянно бежали люди из Малой и Великой России, причем значительную часть беглецов составляли солдаты-профессионалы, дворяне и школяры-семинаристы. Встречались среди запорожцев турки, татары и даже немцы.

Любопытный факт: в 1772 г. отряд запорожских судов на Дунае был временно подчинен генерал-майору Григорию Потемкину. И тот, не долго думая, записался в запорожцы под именем Грицко Нечеса. Его примеру последовали и несколько офицеров, включая Михаила Кутузова, записавшегося в Крыловский курень.

В мировую историю казаки вошли в 50-х годах XVI века, когда ими предводительствовал князь Дмитрий Иванович Вишневецкий. Он и построил Сечь на острове Малая Хортица. Под командованием Вишневецкого запорожцы совершили много блестящих походов на турок и татар. Причем в 1556 г. запорожские чайки вместе с царскими стругами прошли Днепр и вышли в Черное море. Командовал операцией царев дьяк Матвей Ржевский.

Через год Дмитрий Вишневецкий попросился в подданство к Ивану Грозному, причем не один, а со всем Войском Запорожским и несколькими приднепровскими городами. Увы, в это время царь был одержим идеей похода в Ливонию и отказался от воссоединения южнорусских земель, не желая из-за них воевать с поляками. Взамен он позвал Вишневецкого на службу и дал ему в удел город Белев и несколько подмосковных сел.

Важное замечание: Дмитрий Вишневецкий не был ни ляхом, ни тем более украинцем. Он считал себя русским человеком, хотя и имел в 9-м колене этнического литовца князя Гедемина. Все другие 8 колен были православными, женились на русских княжнах и считали себя русскими людьми. Собственно основателем рода Вишневецких считается князь новгород-северский Дмитрий Корибут – герой Куликовской битвы.

Однако во второй половине XVII века Вишневецкие, как и все южнорусское дворянство, перешли в католичество, а их дети полностью ополячились и забыли русский язык. Так, двоюродный племянник Дмитрия Ивановича воевода русский (кстати, звание это польское и существовало до конца XVII века) Иеремия Вишневецкий принял католичество и стал главным недругом Богдана Хмельницкого. А сын Иеремии Михаил в 1669 г. был избран королем Речи Посполитой.

ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ

Итак, все южнорусское дворянство до принятия католичества считало себя русскими людьми, а после принятия, во втором поколении, – этническими поляками: забыло русский язык и писало и говорило только по-польски.

А запорожские казаки всегда считали себя православными русскими людьми. До нас дошли сотни грамот Войска Запорожского, и среди них нет ни одной, в которой запорожцы причисляли бы себя к малороссам или украинцам, да и все эти грамоты написаны на русском языке с вкраплениями отдельных запорожских выражений. Да пусть попробует школьник или студент ответить урок лексикой запорожцев в Киеве или во Львове – ему поставят «кол» за «русскую мову».

Запорожцы некоторое время считали себя подданными Речи Посполитой, но Сечь даже поляки никогда не включали в состав воеводства Русского. Сечь непосредственно (напрямую) подчинялась польскому королю, и никому больше. Некоторое время запорожцы подчинялись турецкому султану, и опять же напрямую.

Большую же часть своей истории запорожцы были подданными русских царей. При этом на короткие сроки русское правительство оперативно подчиняло запорожцев малороссийским гетманам, царским воеводам, князю Потемкину и т.д. Но всегда запорожцы были отдельным государственным формированием.

Да, запорожцы грабили русские земли и неоднократно дрались с царевыми воеводами, но разве на их саблях меньше русской крови, чем на саблях донских казаков? Вспомним донского атамана Корелу, приспешника Лжедмитрия I; Кондрата Булавина, Игната Некрасова и Степана Разина.

В 1775 г. Екатерина II без применения оружия разогнала Запорожскую Сечь. К этому времени буйные запорожцы оказались островком в составе Российской империи. Часть обиженных казаков ушла на службу к турецкому султану и основала новую Сечь в устье Дуная. Кстати, константинопольские патриархи постоянно освящали знамена «неверных» запорожцев и буквально принуждали их к верной службе султану, считая это богоугодным делом.

Из запорожских казаков, оставшихся в России, в 1783 г. был сформирован «Кош верных казаков Запорожских». Верные казаки отличились в войне 1789–1791 г. в боях за Днепро-Бугский лиман, при взятии Гаджибея (будущей Одессы) и на Дунае. Важную роль сыграли запорожцы при штурме Измаила Суворовым.

Расскажу лишь об одном малом эпизоде этой войны. Весной 1788 г. турецкий флот запер русскую эскадру в Днепро-Бугском лимане. Командование русского «лиманского» флота состояло почти сплошь из иностранцев, среди которых был и знаменитый американский пират контр-адмирал Поль Джонс. Оный контр-адмирал подружился с командованием запорожской гребной флотилии и неоднократно выпивал с ними.

15 июня Джонс был торжественно принят в казаки. Ночью после обильного возлияния контр-адмирал, переодетый в казака, вместе с несколькими запорожцами подошел на лодке к турецкой эскадре, стоявшей на якорях вблизи Очакова. Запорожцы бесшумно подплыли к флагманскому кораблю. Поль Джонс написал на его борту дегтем «Сжечь!» и расписался.

На следующий день запорожцы выполнили указание пирата и спалили 64-пушечный турецкий флагман. Кроме того, сгорело два корабля, пять фрегатов и две галеры, а еще один 64-пушечный корабль был взят в плен и переименован в «Леонтий Мученик». Итого в Лимане турки потеряли больше судов, чем во всех баталиях адмирала Ушакова, вместе взятых. Увы, герои Лимана – принц Нассау Зиген, пират Поль Джонс и кошевой атаман Сидор Билый – не вписывались в иконостас отечественных героев, и лавры всей кампании на море достались святому Федору Федоровичу.

В 1792 г. Екатерина II повелела переселить черноморских казаков (бывших «верных» запорожцев) на Кубань. А в ходе войны 1828 г. на Дунае большая часть «неверных» запорожцев во главе с кошевым атаманом Осипом Гладким перешла на сторону царских войск и через некоторое время тоже была переселена на Кубань. Таким образом, в Кубанском казачьем войске объединились обе ветви запорожских казаков.

Возникновение Запорожской Сечи

Вид на историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь» нац. заповедника «Хортица».

По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т. н. хортицкий замок, прототип Запорожской Сечи) - была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года . В настоящее время этот остров носит имя Байды .

Число и порядок Запорожских Сечей

Местонахождение Запорожской Сечи в разные периоды её истории.

По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра , за порогами , и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков .

Все запорожские Сечи существовали не одновременно, а сменялись одна за другой по разным причинам. Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово "паланка ".

Условия приёма в Запорожскую Сечь

Приём беспрерывно приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д. И. Яворницкого, после выполнения условий :

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на украинский манер : Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода и т. д.

Национальный состав

Войсковое и территориальное деление

Вид куреня. Современная реконструкция на Хортице

В войсковом отношении запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении - сотню, полк , самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной огранизационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие "рота ".

Войсковые, куренные и паланочные Рады

Сухопутные и морские походы запорожцев

Доходы Войска Запорожского

Борьба за Запорожскую Сечь между Петром І и гетманом Мазепой

Эта статья входит в тематический блок
Казаки
Казачьи войска
Донское · Уральское · Терское · Кубанское · Оренбургское · Астраханское · Сибирское · Забайкальское · Запорожское · Амурское · Семиреченское · Уссурийское
Исторические казачьи войска
Реестровое казачество · Азовское войско · Черноморское войско · Бугское войско · Волжское войско · Кавказское линейное казачье войско · Задунайская сечь · Запорожская Сечь · Персидская казачья бригада · Слободские казацкие полки · Казачья Лейб-гвардия
Казачьи чины
Казак · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник · Подъесаул · Есаул · · Войсковой старшина · Полковник · Генерал-майор · Генерал-лейтенант · Генерал от кавалерии
Разное
Атаман · Гетман · Гетманщина · Некрасовцы · Папаха · Панцирные казаки · Пластун · Шашка · Станица · Царская сотня · Казаки в Турции · Слобожанщина · Совет украинского казачества · Расказачивание · Донской курень · Евреи в украинском казачестве

Учитывая, что Запорожская Сечь оказывала значительное влияние на казачество всей Украины, за Войско Запорожское между Петром І и гетманом Мазепой развернулась напряжённая дипломатическая борьба.

На Запорожье со стороны Петра І и Мазепы начали поступать письма , в которых оба пытались склонить запорожцев на свою сторону.

Петра запорожцы не поддержали по нескольким причинам, одной из главных была - крепость Каменный Затон ), служившая опорной базой российских войск на южных рубежах, как против татар («крымский хан … писал Порте , что татары не могут быть безопасны при существовании крепости Каменного Затона и что теперь самое благоприятное время потребовать от Москвы ее разорения, с угрозою, что в случае отказа хан присоединится к шведам со всею ордою» ), так и для «контроля» за запорожцами, которые в любой момент могли перейти на сторону крымского хана или Мазепы (из донесения посла в Константинополе П. А. Толстого : «4 числа получил я ведомость о злых замыслах козаков запорожских: прислали к крымскому хану просить, чтоб их принял под свой протекцион» ), (из письма запорожцев Мазепе: «чтоб присланы были к нам на кош уполномоченные от короля шведского и польского и от него, Мазепы, для заключения договоров, за кем им быть, а для разорения Каменного Затона чтоб присланы были войска, и как только эта крепость будет разорена, запорожцы поспешат к шведам на помощь против московских войск» ). Ни письмами ни деньгами привлечь на свою сторону запорожцев Петру не удалось. В это же время гетман Мазепа «объявлял, что царь хочет весь народ малороссийский загнать за Волгу, что московские войска разоряют Украйну пуще шведа». Также кошевой атаман Гордиенко призывал выступить против царя Петра. «Кошевой вор пишет универсалы за Днѣпр в Чигирин, прелщая к Мазепиной сторонѣ», - пишет князь Г. Долгорукий Меншикову 16 марта 1709 года. А 3 апреля докладывает царю, что Гордиенко «яд свой злой еще продолжает, на другую сторону за Днѣпр непрестанно прелестно пишет, дабы побивали свою старшину, а сами б до него за Днѣпр переходили, что уже такая каналія тамо за Днѣпром купами збираетца и разбивает пасѣки…».

Дипломатическую войну царь Пётр І, по мнению Д. И. Яворницкого, проиграл. 28 марта 1709 года кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Карлом XII . В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско - шведскому союзу против царя Петра I. «Предводитель запорожцев со своими людьми был приведен к королю и приветствовал его, принеся клятву верности (Это произошло 27 марта (7 апреля) 1709 года)». Так описывает эти события в своих воспоминаниях очевидец - Даниель Крман.

Уничтожение Запорожской Сечи (1709 год)

Уже с января 1709 г. к Петру стали поступать сообщения, что запорожцы что-то замышляют. Подозревая, что казаки могут выступить против него, Пётр отдаёт распоряжения об укреплении гарнизонов крепостей: «…Вчерашнего дня получили мы подлинную ведомость, что запорожцы конные пришли уже давно и кошевого ждут с пехотою вскоре,а сей сбор их только 5 верст от Богородицкого, и опасно, чтоб чего над оным не учинили … не для города, а для артиллерии и аммуниции, которой зело много, а людей мало. Того ради зело потребно, дабы один конный полк послать в Богородицкий, велеть бы оному там побыть, пока из Киева три полка будут в Каменный Затон », при этом указывая Меншикову, что «…токмо едина материя суть, чтоб смотреть и учинить запорожцев добром по самой крайней возможности; буде же оные явно себя покажут противными и добром сладить будет невозможно, то делать с оными, яко с изменниками… ». На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне . После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания» . Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но зная, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански » убили.

11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена. Докладывая царю об уничтожении Сечи:

Живьем взято старшин и казаков c 300 человѣк, пушек, також и амуниціи взято в оном городѣ многое число… А ис помянутых живьем взятих воров знатнѣйших велѣл я удержать, а протчих по достойности казнить и над Сѣчею прежней указ исполнить, також и всѣ их мѣста разорить, дабы оное измѣнническое гнѣздо весма выкорѣнить".

Памятный знак в ознаменование первых побед войска Богдана Хмельницкого над правительств. войсками Речи Посполитой неподалеку от острова Хортица.

После схватки взяты были в плен - кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых козаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и козаков казнено, причем несколько человек были повешены на плотах и сами плоты были пущены вниз по Днепру на страх другим. Вот как, по данным Д. И. Яворницкого, описывает эти события кошевой атаман Степаненко гетману Скоропадскому :

Учинилось у насъ въ Сичѣ то, что по Галагановой и московской присягѣ, товариству нашему голову лупили, шею на плахахъ рубили, вѣшали и иныя тиранскія смерти задавали, и дѣлали то, чего и въ поганствѣ, за древнихъ мучителей не водилось: мертвыхъ изъ гробов многихъ не только изъ товариства, но и чернецовъ откапывали, головы имъ отсѣкали, шкуры лупили и вѣшали.

Уничтожение Запорожской Сечи (1775 год)

Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии »:

Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени…"

Причины уничтожения

1. Захват российским правительством при согласии войсковой запорожской старшины исконных земель, принадлежащих запорожцам и их сопротивление этому захвату. По сведениям Малой энциклопедии Украинского казачества и других источников - это была одна из важных причин уничтожения Сечи.

2. Участие запорожцев в оказании помощи гайдамацкому движению на Западной Украине. По сведениям Малой энциклопедии Украинского казачества и других источников, именно из Сечи выходили гайдамацкие отряды на польскую Украину.

3. Успешная война России с Турцией и заключение Кучук - Кайнарджийского договора, что привело к усилению позиций России в Причерноморье и к утрате Запорожской Сечи своего значения как войска в борьбе с Турцией.

4. Экономическое развитие Сечи, что вызывало опасение у Екатерины II, так как усиление экономической независимости могло привести к созданию автономии Сечи на территории Российской империи.

5. Невозможность дальнейшего существования Сечи с выборным правительством в условиях централизованного устройства Российской империи.

Последствия

Остров Хортица. Вид на реконструированный редут времён Русско-турецкой войны 1735-1739 гг. и часть здания Музея истории запорожского казачества. Вдалеке видны постройки историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь»

Уничтожение Запорожской Сечи привела к захвату земель и раздаче их приближённым Екатерины II, а часть казаков были превращены в крепостных.

Изгнанные со своей земли более 5 тыс. запорожцев ушли в Турцию и основали там Задунайскую Сечь (1775-1828 гг.). В 1787 г казачьи старшины подали прошение на имя императрицы в котором выразили желание по-прежнему служить. Было сформировано «Верное войско Запорожское», которое участвовало в Русско-турецкой войне 1787-1792 . По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско и переведено на Кубань.

В 1860 году Черноморское казачье войско было слито с Кавказским линейным и стало называться Кубанским казачьим войском. Часть запорожских казаков осела в болотах и топях белорусского Полесья, на территории Мозырского уезда (деревни Боруск, Большие и Малые Автюки ныне Калинковичского района). Характерны фамилии: Гаркуша, Малащенко, Степаненко, Ком, Капитан, Шешолко и др. Многие их потомки «выбились в люди», отличаясь особой тягой и способностью к учению.

Судьба последнего кошевого атамана Запорожской Сечи

По приказу Екатерины II кошевой атаман Пётр Калнышевский был арестован и посажен в каземат Соловецкого монастыря, где просидел 25 лет, пока Александр I не «даровал» ему прощение. Историк М. Колчин назвал Петра Калнышевского - одним из первых политических каторжан Украины.

Письмо турецкому султану

Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является письмо запорожцев турецкому султану (приводится по Выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной Библиотеке города Санкт-Петербурга, Послание относится к концу XVII века .) Письмо султана:«Султан Мохаммед IV - запорожским казакам.Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств - Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан Мохаммед IV».

На это письмо козаки ответили:«Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якій ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое війско пожирае. Не будешь ты, сукін ты сыну, сынів христіянських під собой маты, твойого війска мы не боімось, землею i водою будем биться з тобою, распро… твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего світу i підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашего х… крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, якиі i у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім».

Возрождение казачества

Возрождение казачества началось в конце 80-х : в Запорожье почти одновременно возникло несколько казацких товариществ. В году из товарищества «Запорозька Січ», выделилось Казачье Войско Запорожское Низовое. Казаки Войска ставят перед собой благородные цели: военно-патриотическое воспитание молодёжи, подготовка к службе в армии, охрана общественного порядка, развитие казачьей экономики, пропаганда идей казачества.

В 1988 году Музей истории города Запорожье на территории острова Хортица был перепрофилирован в Музей запорожского казачества. Ведется подготовка к строительству историко-культурный комплекса «Запорожская Сечь» на острове Хортица .

Литература

  • Яворницкий Д. И. История запорожских козаков трёх томах). - СПб, 1892-97; 2-е изд., М., 1990.
  • Яворницкий Д. И. История запорожских козаков (в трёх томах). - К., Наукова думка, 1990.
  • Яворницький Д. І. Історія запорізьких козаків (у трьох томах). З російської переклав Іван Сварник. - Львів, видавництво «Світ», 1990; К., Наукова думка, 1991.
  • Александров П. Г. Ліквідація Запорозької Січі . // Пам’ять століть. - 1997. - № 1.
  • Мазепа Н. Н. Мифы Баташева о Запорожской Сечи . - Харьков, «Время», 2004.

Примечания

  1. Українське козацтво. Мала енциклопедія.// Запорізька Січ. Київ: «Генеза». - 2002, стр. 163.
  2. Яворницький Д. І. Історія запорізьких козаків, у трьох томах. - К.: Наук. думка, 1990. - Т. 1. // Глава "Состав, основание и число славного Запорожского Низового товариства, стр. 145-146.