Принцип систематичности и последовательности в обучении понятие. Принцип систематичности и последовательности в обучении
Изучение основ науки должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших их применений в промышленности, сельском хозяйстве и общественной жизни. При этом основы науки не должны подменяться ее приложениями.
Использование в обучении математических моделей реальных ситуаций, отбор содержания обучения, отвечающего поставленной цели, представляют собой основные средства реализации принципа связи обучения с жизнью. Важной составной частью этих средств являются задачи и примеры прикладного характера.
Принцип систематичности и последовательности
Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности учащихся без строго продуманной системы их обучения и воспитания.
" Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практической деятельности учащихся. протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения"
Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.
Важное значение принцип систематичности и последовательности приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний.
Систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала н постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики.
Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путем установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого. Следовательно, смысл принципа систематичности заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.
Сказанное позволяет утверждать, что научность обучения немыслима без систематичности, а с систематичностью тесно связан вопрос о преемственности в обучении. Ее характеризует опора на пройденное, дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений н навыков, установление связей между немыми и ранее приобретенными знаниями. В результате этого знания становятся прочными и глубокими.
Систематичность имеет место и в организационных приемах работы учителя - в системе его требований к учащимся. Систематичность должна быть также в учебной деятельности учащихся, в системе методов работы над каждым учебным предметом, в последовательности выполнения домашних заданий и т. п.
Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, а от него к навыку.
Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.
В заключение отметим, что успешная реализация принципа систематичности и последовательности в обучении во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.
Систематические знания характеризуются как знания о научных основах учебного предмета. Они формируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логической последовательности. Наиболее полное свое выражение этот принцип находит в систематических курсах математики. Можно выделить три вида систематизации учебного материала: целевая, логическая и психологическая. В качестве методов систематизации широко применяются индуктивные и дедуктивные методы, аналогия, обобщение, конкретизация и др. Встречаются попытки "ревизии" принципа систематичности, которые выражаются в отказе от изложения в среднем звене обучения основ науки. (Такая идея высказана, например, М. М. Постниковым.) В отдельных странах (например, в Англии, Швеции, Финляндии), по существу, отказались от систематического курса геометрии. Это обстоятельство не замедлило отрицательно сказаться на уровне логического развития учащихся, на их возможностях в усвоении курса математики.
Различают еще системные знания. Они характеризуются, прежде всего, как методологические знания основ научной теории. Одним из средств формирования системных знаний является включение в учебник сведений о математической теории и способах ее построения.
Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.
Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.
Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.
В учебнике Ю.М. Колягина сказано, что систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики.
Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путем установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого. Следовательно, смысл принципа систематичности заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.
Р.С. Черкасов в свою очередь пишет, что систематические знания характеризуются как знания о научных основах учебного предмета. Они формируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логической последовательности. Наиболее полное свое выражение этот принцип находит в систематических курсах математики. Можно выделить три вида систематизации учебного материала: целевая, логическая и психологическая . В качестве методов систематизации широко применяются индуктивные и дедуктивные методы, аналогия, обобщение, конкретизация и др. Встречаются попытки "ревизии" принципа систематичности, которые выражаются в отказе от изложения в среднем звене обучения основ науки (такая идея высказана, например, М. М. Постниковым). В отдельных странах (например, в Англии, Швеции, Финляндии), по существу, отказались от систематического курса геометрии. Это обстоятельство не замедлило отрицательно сказаться на уровне логического развития учащихся, на их возможностях в усвоении курса математики.
Различают еще системные знания . Они характеризуются, прежде всего, как методологические знания основ научной теории. Одним из средств формирования системных знаний является включение в учебник сведений о математической теории и способах ее построения.
В пособии Ю.М. Колягина говорится, что последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, а от него к навыку.
Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.
Обучение во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.Методическое сопровождение – УМК под редакцией В.В. БабайцевойЦел...
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.
По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.
Принцип, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.
Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.
Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.
Наличие многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает необходимость их иерархизации, т.е. выстраивания в зависимости от степени сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти "от незнания к знанию, от неумения к умению". Об этом образно писал Я. А. Коменский: "Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно... Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе...".
Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется:
в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно-логических схем их прохождения;
в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине;
в прохождении тем учебного материала в определенном порядке;
в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств.
Существуют зависимые и независимые друг от друга учебные дисциплины, курсы и формируемые ими знания, умения и навыки. Зависимые можно разделить на последовательно и параллельно изучаемые. Первые должны изучаться так, чтобы одни предшествовали другим. Параллельные надлежит изучать одновременно. При линейном их изучении разрывается по времени то, что должно восприниматься и усваиваться обучаемыми как единое целое. Учебный материал при этом плохо запоминается, слабо связывается в сознании, увеличиваются затраты времени на усвоение. Взаимозависимые курсы должны изучаться параллельно, т.е. только одновременно и взаимосвязанно, со строгой синхронностью.
Система - это точно отвечающая своим функциям, предметно и логически упорядоченная группа составляющих, а также связей между этими составляющими. Группа этих связей называется структурой (система обучения, система образования).
Требование систематичности в обучении впервые было выдвинуто и обосновано Я.А.Коменским, который писал в своей “Великой дидактике”: “ Как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим”.
На необходимость систематичности в обучении указывали И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие представители прогрессивной классической педагогики.
Подчеркивая значение системы знаний, Ушинский утверждал: « Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто”.
Принцип систематичности и последовательности требует , чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали научными знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке, чтобы система проявлялась не только внешне, в соответствующем расположении изучаемого, а создавалась в сознании учеников.
Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими, с тем, чтобы последующее вытекало из предыдущего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности учащихся.
Дидактический принцип систематичности и последовательности положен в основу современных учебных планов и программ учебных заведений. В соответствии с эти принципом изучаемые предметы располагаются в учебных планах в логической последовательности.
С учетом данного принципа составлены и учебные программы по отдельным предметам. В учебным планах и программах отражается система соответствующих отраслей науки, однако обучающая система по тому или иному предмету не совпадает с научной. Дидактическая система отличается тем, что учебный предмет сохраняет лишь в общих чертах логику наук, причем расположение материала учитывает возрастные особенности и уровень развития учащихся.
Понятие систематичности и последовательности обучения не остается раз и навсегда установленным и неизменным.
Так, например, в новых школьных программах в ряде случаев традиционная последовательность изучения предметов и научных понятий подверглась существенному изменению. Некоторые алгебраические действия и определения рассматриваются теперь в начальных классах, тогда как раньше к изучению алгебры приступали в шестых классах, после того, как заканчивали курс арифметики.
В творческой работе учителя иногда, в зависимости от конкретных условий, бывает целесообразно, а иногда и необходимо отступать от той последовательности изучения учебного материала, которая предусмотрена программой. Понятно, что такое отступление должно быть рациональным и мотивированным.
Систематичность и последовательность должна проявляться не только в содержании обучения, но и в деятельности учителя и учащихся. От учителя требуется строгая систематичность и последовательность построения урока, изложения знаний, повторения, закрепления и проверки изученного материала. Учащиеся должны вырабатывать навыки систематической работы в процессе учения: навыки рационального планирования учебной деятельности, составления логически стройных планов ответов, решения задач, выполнения лабораторных работ.
Принцип систематичности и последовательности тесно связан с таким важным свойством высшей нервной деятельности человека, как системность. Основа системности мышления, как показал И.П.Павлов, заключается в установлении связей, ассоциаций в представлениях и понятиях, которые усваиваются учащимися и отражают реальные связи между предметами и явлениями. И.П.Павлов придавал этому принципу особое значение, он считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике.
Психологией установлена аналогичная закономерность - при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяет за меньшее время достичь в обучении больших результатов.
Систематичность и последовательность обучения способствуют выработке у учащихся приемов обобщения в мыслительной деятельности, осознанию внутренних связей между предметами, явлениями и понятиями. Установление таких связей происходит прежде всего в рамках каждого учебного предмета, однако подлинная система, формирование у учащихся целостного представления о развитии природы и общества достигаются на основе межпредметных связей.
Уже Я.А.Коменский видел в межпредметных связях фундамент систематических научных знаний, составляющих одну энциклопедию, в которой все должно вытекать из общего корня и стоять на своем собственном месте.
Искусственная изоляция взаимосвязанных явлений при обучении в школе, по мнению чешского педагога, приводит к поверхностным знаниям и отсутствию надлежащего образования.
К.Д.Ушинскому принадлежит первая попытка установления психологической основы взаимосвязей между учебными предметами как различных видов образующихся при обучении ассоциаций: по противоположности, по сходству, по порядку времени, по единству места, рассудочных, по сердечному чувству.
Учебные предметы представляют собой основы различных наук. Естественно, что изучение предметов должно осуществляться во взаимозависимости соответствующих наук. Предметная система обучения в нашей школе обеспечивает усвоение учащимися научных и систематизированных знаний. Но предметное обучение страдает известной дидактической ограниченностью, которая заключается в том, что каждый предмет рассматривает факты и явления реального мира односторонне, со своих позиций.
Межпредметные связи способствуют более четкому определению содержания образования, устраняя излишнее дублирование учебного материала в различных предметах. Установление взаимосвязи между предметами расширяет кругозор учащихся, обеспечивает перенос знаний из одной области в другую, развивает их познавательные интересы.
Таким образом, межпредметные связи являются важным дидактическим условием успешного обучения.
Как было уже сказано, систематичность и последовательность предполагают осуществление преемственности в овладении знаниями . Соблюдение преемственности необходимо на каждом уроке, при изучении каждого раздела или темы программы, но особенно важное значение преемственность имеет при переходе от одного года обучения к другому, от более низкой ступени обучения к более высокой. Наибольшую сложность представляет преемственная связь между обучением в начальных классах и предметным обучением в 4 классе.
В принципе систематичности и последовательности находит свое подтверждение принцип научности. Подлинно научные знания характеризуются четким расположением и логической последовательностью.
Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:
формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;
использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;
осуществление межпредметных связей;
проведение уроков обобщения и систематизации;
координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.
Принцип прочности
Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.
Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:
обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;
подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;
новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счетновых обогащаются и углубляются);
используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения.Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения;
активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного;
процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.
Принцип воспитывающего обучения
Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства, соблюдает следующие правила:
целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении любой дисциплины;
добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами учащиеся понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира; за формой - содержание, за явлениями - сущность, за внешними признаками - внутреннее состояние материального мира и его закономерностей;
использует воспитательные возможности каждой темы, каждого урока;
учебный процесс строит таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях;
уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;
всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей;
не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей.
Принцип связи теории с практикой
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
В основе этого принципа лежат закономерности: практика - критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.
Реализации данного принципа способствуют правила:
опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
показ области применения теоретических знаний;
изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;
использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий;
применение знаний на практике;
показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, положений;
решение задач и упражнений на основе производственных достижений.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.
Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей:
индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым);
дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).
До 90-х гг. XX в. основным направлением в работе школы был индивидуальный подход. В настоящее время приоритет отдается дифференциации обучения.
Авторы учебника «Общая педагогика» (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов) утверждают, что все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и организационно-методиче ских принципов.
Организационно-методические принципы вытекают из того, что организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера. К этой группе относятся принципы: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.
В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, так как это ведет к снижению эффективности обучения, в комплексе они обеспечивают успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения и позволяют эффективно решать задачи современной школы.