Русский язык необыкновенно сложен. Язык необыкновенно сложен потому что он неисчеслимо богат,выразителен, и связан с жизьнью человека

1. Новаторство Некрасова.
2. «Панаевский цикл» стихотворений.
3. Тема семьи в любовной лирике.

То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.
Н. А. Некрасов

Любовная лирика Н. А. Некрасова не так широко известна, как гражданская, но и здесь поэт выступает новатором. Чему были посвящены любовные стихи до него? Они воспевали счастливую или неразделенную любовь. Некрасов же писал о ней приземленно, введя в лирику бытовое понимание любви, взаимоотношения со всех их сторон, со всеми нюансами. До Некрасова никто не писал о ссорах и бытовых мелочах в любви, о женских слезах и женском коварстве.

О слезы женские, с придачей
Нервических, тяжелых драм!
Вы долго были мне задачей,
Я долго слепо верил вам
И много вынес мук мятежных.
Теперь я знаю наконец:
Не слабости созданий нежных, —
Вы их могущества венец.
Вернее закаленной стали
Вы поражаете сердца.
Не знаю, сколько в вас печали,
Но деспотизму нет конца!

Поэт пишет о женщинах, которые не гнушаются злоупотреблять слезами для того, чтобы получить желаемое. Любовь он называет близорукой, делая вывод, что эту женщину не стоило любить, потому что с ней мужчина делается рабом. О письмах бывшей любимой поэт говорит, что от них нужно избавляться или никогда не читать, иначе

Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...

«В них мало правды, — пишет поэт, — но они милы как цветы с могилы юности». Самые интимные стихи о любви содержит так называемый панаевский цикл — под таким названием литературоведы объединили двенадцать стихотворений, посвященных А. Я. Панаевой. Эта русская писательница около пятнадцати лет была гражданской женой Некрасова. Взаимная любовь принесла им обоим и счастье, и переживания. Это был роман не просто между мужчиной и женщиной, а между писателями, сотрудниками, соавторами — для того времени это были необычные отношения. Стихотворный роман, по мнению исследователя творчества Некрасова Н. Н. Скатова, был порождением романа жизненного: «...Роман был произведен не только литературный, но и жизненный, житейский». Эти отношения сопровождались сложными коллизиями, ведь Авдотья Яковлевна была законной женой И. И. Панаева, и после ее ухода к Некрасову все трое продолжали жить фактически под одной крышей. Красавица, умная, образованная женщина, она тянулась больше к Некрасову, чем к легковесному Панаеву. Николай Алексеевич называл ее своей второй музой.

Не знаю я тесней союза
Сходней желаний и страстей —
С тобой, моя вторая Муза...

Для поэта союз с Панаевой был «свободным, по сердцу союзом». В стихотворении 1847 года он призывает любимую к этому союзу, не пугаясь молвы и клеветы: нужно освободиться от «постыдных уз», «когда горит в твоей крови огонь действительной любви». О том, что пришлось пережить Авдотье Яковлевне до встречи с поэтом, Некрасов писал:

Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю —
Все отдала — тот стал ее палач!

«Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора», — убежден Некрасов. Такой же принцип он считал главным в семейных отношениях. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...» было впервые опубликовано в 1851 году. В нем говорится о том, что «проза в любви неизбежна», но после ссоры слаще примирение. Ссоры вспыхивают легко, и в такой момент в пылу с языка может сорваться «неразумное, резкое слово». Лирический герой предлагает любимой:

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

В этом небольшом стихотворении мы видим будни семьи, быт влюбленной пары, не всегда мирный, но это обычное явление, ведь у людей разные характеры, и нужно идти навстречу друг другу, чтобы сохранить любовь. Поэт говорит о том, что любовь помогает людям выжить. У него необычный для своего времени взгляд на отношения между мужчиной и женщиной.

...Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...

Его возлюбленная — это не бесплотный романтический идеал, а земная женщина, личность со сложным характером, имеющая свое мнение, свой взгляд на вещи. Она — «подруга трудных, трудных дней», «подруга темной участи», опора героя в жизни, его поддержка, единомышленница. Снова и снова он переживает историю начала их отношений:

Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)

Влюбленная пара растет духовно в процессе нравственных поисков. Это отношения двух интеллектуалов. В этих отношениях нет однообразия, закостенелости. Некрасов пишет о личном, выражая в своих стихах мудрость и опыт семейной жизни.

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!

Это была его роковая страсть. В 1856 году он пытается расстаться с Панаевой, сопровождая эту попытку стихотворением «Прости! Не помни дней паденья...», где завещает ей помнить только мгновения счастливой любви, забывая дни «тоски, унынья, озлобленья».

Стихотворение «Давно — отвергнутый тобою...» (1855) показывает нам три этапа любви, воспоминания о которых связаны с одним местом, обрывом у реки. Первый — когда отвергнутый герой хочет броситься в волны, не мысля жизни без любимой. Второй — когда влюбленные вместе и счастливы, а любимая благословляет волны, отвергшие героя в минуты его отчаяния. Третий этап связан с закатом любви. Через много лет герой потерял любовь и снова вернулся к волнам, которые уже не отталкивают его, а манят. Поэт поражает нас глубиной выражения своего чувства в стихотворении, где смешаны биографическое, поэтическое и психологическое в изображении динамики любви. О напряженном течении любви также говорит стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...». Жизнь была наполнена тревогами и утратами, даже временное расставание любящих было неизбежным, но оно принесло опустошение в душу героя:

Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.

Любовь и вера — это истинные ценности, которыми дорожит герой. Но он понимает также, что женщина имеет право сама решать свою судьбу, она заслуживает счастья. Такое изображение героев, как и появление в любовной лирике темы семьи, было необычно новым для того времени. Любовь у Некрасова настоящая, земная, а не возвышенно-романтическая. Он показывает читателю прозу любви, сложные отношения любящих друг друга людей, становясь в этой теме чистым лириком.

Богатый и разносторонний поэтический мир Н.А. Некрасова, которого обычно называют защитником угнетенного крестьянства и певцом женской доли, включает в себя и тему любви. У поэтов она обычно ассоциируется с чудными мгновениями. У Некрасова же любовь - всегда земное чувство, с его прозой жизни и сложными отношениями, когда «жизнь течет мятежно»:

Встречался грустно я с тобой.

Ни смех, ни говор твой веселый

Не прогоняли темных дум...

«Я посетил твое кладбище...»

Я знаю, ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

«Тяжелый крест достался ей на долю...»

Теперь - один, забыт тобою...

«Давно - отвергнутый тобою...»

Духовные и нравственные искания лирического героя раннего Некрасова являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном пройдет через все творчество поэта.

Впрочем, подлинным открытием некрасовской любовной лирики стало появление на ее страницах рядом с традиционным лирическим героем лирической героини, которая нередко оказывается даже сильнее и привлекательнее его.

В одном из лучших стихотворений на тему любви «Я не люблю иронии твоей...» отношения героя и героини пронизаны иронией и тонким проникновением в сокровенные уголки их внутреннего мира:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви...

Исследуя тонкие движения человеческой души, поэт не боится изображать размолвки любящих, ссоры и взаимные упреки. Но это не мешает ему увидеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь никакая ссора не страшна, когда веришь, что ей на смену не может не прийти «возвращенье любви и участья».

Да, лирический герой Некрасова обычно умен, наблюдателен, деликатен, но жизнь обернулась для него утратой надежд и веры в будущее. Герой стихотворения «Застенчивость» даже понимает причины своей житейской драмы и «бессилья обидного»: «Придавила меня бедность грозная». Поэт психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней постоянно чувствующего на ногах «гири железные».

Что не менее важно, некрасовская лирическая героиня - личность тоже незаурядная, сильная, наделенная глубоким и острым умом. Перед нами не просто возлюбленная, любящая женщина, это подруга и единомышленница, способная и прийти на помощь, поддержать, и помочь найти выход из горестных обстоятельств («Ты всегда хороша несравненно...»).

Тщательная прорисовка характера, обилие конкретных деталей быта, какие мы видим в целом ряде стихотворений, таких как «Прости! Не помни дней паденья...», «Да, наша жизнь текла мятежно,..», «Мы с тобой бестолковые люди...», позволяют не только говорить о том, что у поэта был реальный прообраз, но и назвать имя той, любовь с которой подвигла на создание этого цикла стихов, вошедшего в историю литературы под названием панаевского. Отношения Некрасова с А. Панаевой, наделенной красотой, обаянием, умом и сильным характером, считается, и легли в основу этих стихов.

Атмосфера присущей некрасовской любовной лирике напряженности отношений, жизни, полной тревог и утрат, зависимость чувства от воздействия окружающего мира представлены в одном из лучших стихотворений цикла «Да, наша жизнь текла мятежно...»:

Но с той поры, как все кругом пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

В последней строфе звучит мотив, особо характерный для того времени, - свободы женского чувства, права женщины принимать самостоятельное решение:

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...

О противоречивости чувств и человеческих поступков, порой зависящих и от настроения, и от социальных обстоятельств, читаем мы в таких стихотворениях поэта, как «Горящие письма», «Ты меня отослала далеко...». Но чем дальше, тем сильнее звучит у Некрасова новая для русской лирики и злободневная тема женского равноправия в любви, тема женщины-друга, способной не только на бурные страсти, но и на совместные с мужчиной дела («В неведомой глуши, в деревне полудикой...»):

И думал, что душе, довременно убитой,

Уж не воскреснуть никогда.

Но я тебя узнал...

И как закономерное развитие Некрасовым темы любви, впервые в лирику входит тема семьи, отношений супругов, в которых также случаются беды и радости, тревоги и заботы, потрясения и смятенье. Мотив горя в семье, горя, вторгшегося в разделенную любовь, звучит в лирическом стихотворении «Поражена потерей невозвратной...», написанном поэтом после смерти его маленького сына.

Своеобразие любовной лирики Некрасова заключается в том, что он впервые отходит от описания исключительно мужских проявлениях чувства любви и создает новый женский характер: самоотверженный и жесткий, любящий и ревнивый, но свободный и равноправный, а потому бесконечно сложный и непредсказуемый. «Я не люблю иронии твоей.. .»-уже в одной этой первой фразе зачина стихотворения дают о себе знать характеры двух людей и невероятная сложность их взаимоотношений.

1. Любовная лирика Н. А. Некрасова
2. Образы лирических героев Некрасова.

4. Рассвет и закат любви и отношение к ним лирического героя.

Обиды, размолвки, раскаянье - вновь наслаждение,
-Все это глубокой любви порожденье.

«Тирукурал»

Принято считать, что главными темами творчества Некрасова являются проблемы общественного характера, такие, как нелегкая судьба русского народа и гражданское предназначение поэта. Но это не означает, что Некрасов совершенно не уделяет внимания вопросам человеческих взаимоотношений. Любовная лирика довольно часто замечается в произведениях Н. А. Некрасова.

Объект внимания поэта - Любовная лирика с ее размолвками, взаимным непониманием, ссорами и взаимными упреками. Обращаясь к этой теме, поэт остается верен правде жизни.

В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди...» Некрасов стремится показать нам светлое начало даже в неприятных событиях. Ссора между близкими людьми не столь страшна, если за ней следует «возвращенье любви и участья».

В Любовная лирика Некрасова имеет два характера: характер лирического героя и характер лирической героини. Его лирическая героиня - это личность незаурядная, сильная, наделенная живым умом; это подруга и единомышленница, способная оказать поддержку в тяжелую минуту, отыскать выход из сложной ситуации («Ты всегда хороша несравненно...»). Образ лирического героя наиболее полно раскрывается в стихотворении «Застенчивость». В нем отражено одно из сложных душевных состояний, которое испытывает смущенный или угнетенный человек. Лирический герой Некрасова умен и наблюдателен, однако жизнь не оправдала его надежд, и он потерял веру в будущее.

Герой мучительно пытается осознать, каковы же причины его «бесталанной долюшки слезной», его «сознанья бессилья обидного», и находит такой ответ: «Придавила меня бедность грозная». Некрасов психологически верно показывает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней словно чувствующего на ногах «гири железные».

Окружающая действительность сурова не только по отношению к зарождающейся любви, но и к любви разделенной. В стихотворении «Тяжелый год - сломил меня недуг...» мир воспринимается через следующие категории: беда - счастье, борьба, «жизнь без счастья», враг - друг, любимая. Возлюбленная была самым надежным оплотом, но все-таки и она «не пощадила». Причина этого не столько в ней самой и ее характере, сколько в объективных обстоятельствах, в конкретных жизненных условиях: «Истерзана, озлоблена борьбой... / Страдалица! Стоишь передо мной...».

В любви, по мнению Некрасова, нет места неподвижности и однообразию. Например, его стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...» захватывает силой чувства, переживаниями, связанными с различными этапами любви, самой формой выражения своих чувств. Самые первые строки свидетельствуют о напряженности, динамизме любовных отношений, их зависимости от влияния окружающей обстановки: «Да, наша жизнь текла мятежно, / Полна тревог, полна утрат». Влюбленные расстаются на некоторое время; их жизнь в разлуке представляется автору как долгое, но терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно, Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время, длинно, И холоден я к делу своему.

Постепенно воспоминания героя рисуют ему начало любви. Для него становится очевидно, что развитие чувства неразрывно связано с усилением сомнений.

Огромное значение в союзе двух сердец принадлежит доверию, вере. Не случайно слово «вера» или производные от него так часто повторяются в тексте:

Как ты хотела вери ть мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!

Поэт открывает в преходящих, изменчивых формах земного бытия вечные, незыблемые ценности, и одна из них - любовь, созидающая, покоряющая вершины, способная каждый день сделать счастливым.

Некрасов рассматривает самые разные этапы любовного чувства, иногда объединяя их в одном произведении, как, например, в стихотворении «Давно отвергнутый тобой...». Сначала лирический герой выглядит отчаявшимся, находящимся на грани самоубийства; однако вскоре он снова обретает счастье взаимной любви, а с ней и возвращается и ощущение полноты и радости бытия. Но в конце концов любовь уходит, и все вокруг теряет свое очарование. Возвышенные чувства никак не защищены от грубого вторжения враждебного мира, и непредсказуемость судьбы порождает ощущение трагизма человеческой жизни.

В лирической миниатюре «Прости», своей формой напоминающей заклинание (из-за повтора слова «не помни»), мы можем проследить связь любви с конкретными жизненными событиями:

Прости! Не помни дней паденья.,
Тоски, унынья, озлобленья., -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Герой с благодарностью вспоминает о былом счастье, ему горько расставаться с прошлым. Он хочет, чтобы дни взаимного счастья оставались светлыми и в памяти его возлюбленной. По мнению автора, чувство признательности к ушедшей любви помогает преодолеть болезненность разрыва. Тот, кто любил, должен оставаться внимательным и терпеливым; он не имеет права покидать те вершины, на которые его возвела любовь. Благородство сердца проявляется и в начале любовных отношений и на закате чувства. Поэтому последние строки стихотворения «Прости» звучат как напутствие:

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь!

«Любви светило» воспринимается как живое существо: некогда оно «ласково всходило», согревало сердца героев, вселяя в них надежду на возможность преодоления все жизненных невзгод.

Прочитав даже немногие из стихотворений Некрасова, нельзя не согласиться с утверждением, что поэт обогатил русскую литературу новыми поэтическими открытиями, по-своему осмыслив вечную тему любви и взаимоотношений двух любящих людей.

Сочинение на тему язык русский необыкновенно сложен или нет?

Ответы:

Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность.Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – старославянского и древнерусского языков. Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. Особняком стоит Ломоносов и его учение о «трёх штилях», Карамзин и его теория «салонной» изящной речи.Русский язык – один из самых сложных для изучения. Как перевести на иностранный фразу «да нет» или «точно, наверное»? А о сленгизмах вообще лучше умолчать. Мы можем как душе угодно ломать предложения, переставляя слова, меняя их местами, заменяя другими или дополняя синонимичными. Ударение у нас тоже подвижное. Сравните: гОрод – городОк – прИгород. Ни один из языков не имеет такой свободы. Переставьте местами подлежащее и сказуемое в немецком и получите вместо повествовательного вопросительное предложение.Богатство языка прослеживается на всех уровнях: в фонетике, грамматике и лексике. Последний более наглядный. В нашем словарном запасе есть слова, описывающие чувства, оттенки чувств и эмоции, которые невозможно перевести на другой без потери смысла. А ряды омонимом, синонимов, паронимов и антонимов!По стилистике язык подразделяется на литературный, разговорный и научный. Притом, что носитель языка владеет всеми его подвидами.И нельзя опустить такой факт: русский язык – один из шести международных. Из этого следует вывод: его богатства и красоты признаны не только нами, но и всем миром. Всё больше иностранцев приезжает в Россию, чтобы изучать наш язык, разговаривать на нём и – главное – понимать его.Язык – это достояние народа, именно в нём заключён знаменитый русский дух, наша с вами душа. Не так давно лингвисты столкнулись с проблемой большого количества заимствований из английского языка и задались вопросом: обогащается ли язык с их помощью или оскудевает? В разумных пределах заимствования – нормальное явление, именно за счёт него растёт лексика. Но при «передозе» мы забываем родную речь и общаемся с помощью «хай», «окей» и других словечек, хотя имеем свои «привет», «здравствуй», «вечер добрый».Именно народ является хранителем языка, поэтому у каждого из нас есть одна задача – сберечь и приумножить уже имеющиеся богатства.

Слайд 1

Слайд 4

Языкознание

Слайд 5

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!». Язык – неисчерпаем. Энциклопедия Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен? Докажите свое мнение.

Слайд 6

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.
Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.
В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

Слайд 7

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами.
А что такое речь?

Слайд 8

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание. Речь – это язык в действии, язык в работе.

Слайд 9

Речь
устная (звуковая)
письменная
Появилась миллион лет тому назад
Возникла значительно позже
Есть у всех народов
Не у всех народов есть
Сохраняет знания, произведения искусства, духовные ценности
Чаще пользуемся звучащей речью

Слайд 10

Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество.
Почему?

Слайд 11

ПОНЯТНАЯ
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае уидитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзеульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Слайд 12

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем.

Слайд 13

Столяр, лес, стол, охотник, заяц, стрелять, дичь, добрый человек, хорошо
По данным выше ключевым словам, взятым из текста, определите, о чём в нём идёт речь?

Слайд 14

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Столяр гулял в густом лесу Среди больших стволов, И, улыбнувшись, он сказал: – Как много тут столов! Охотник зайцев настрелял Пять штук за шесть минут, И, улыбнувшись, он сказал: – Как много зайцев тут! Шел утром добрый человек. Стряхнув с ветвей росу, Он улыбнулся и сказал: – Как хорошо в лесу!

Слайд 15

Текст
предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности. Тема текста – то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Главная мысль текста (идея) – то, что хотел сказать читателю автор, ради чего написан текст.

Слайд 16

Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Из него бьёт подземный ключ. На опушке молодого леса есть пруд. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Отсюда она направляется в далекий путь.
Это текст? Почему вы так считаете?

Слайд 17

Проверь себя!
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Слайд 18

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собою. Достаточно ли знаем мы наше удивительное «орудие», наш человеческий язык? Л. Успенский Определите тему и идею текста.

Слайд 19

Признаки текста
единая тема; предложения связаны основной мыслью (идеей); предложения связаны по смыслу; предложения расположены в логической последовательности (можно составить план); относительная завершенность.

Определите тему, идею, тип текста.
(1) Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать. (2) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет!