Цусима сражение кратко. Русские корабли в цусимском сражении

110 лет назад, 27-28 мая 1905 года, произошло Цусимское морское сражение. Это морское сражение стало последней решающей битвой Русско-японской войны и одной из самых трагичных страниц в русской военной летописи. Русская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того Хэйхатиро.


Русская эскадра была уничтожена: 19 кораблей потоплено, 2 подорвано своим экипажем, 7 кораблей и судов попали в плен, 6 кораблей и судов были интернированы в нейтральных портах, к своим прорвали только 3 корабля и 1 транспорт. Русский флот потерял боевое ядро - 12 броненосных кораблей, предназначенных для линейного эскадренного боя (включая 4 новейших эскадренных броненосцев типа «Бородино»). Из более чем 16 тыс. экипажа эскадры погибло и утонуло более 5 тыс. человек, более 7 тыс. человек попало в плен, более 2 тыс. были интернированы, к своим вышли 870 человек. При этом японские потери были минимальны: 3 миноносца, более 600 человек было убито и ранено.

Цусимское сражение стало крупнейшим в эпохе додредноутного броненосного флота и окончательно сломило волю к сопротивлению у военно-политического руководства Российской империи. Цусима нанесла страшный урон русскому флоту, который уже потерял 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Теперь погибли основные силы Балтийского флота. Только огромными усилиями Российская империя смогла восстановить боеспособность флота к Первой мировой войне. Цусимская катастрофа нанесла огромный урон престижу Российской империи. Петербург поддался общественному и политическому давлению и пошёл на мир с Токио.

При этом стоит отметить, что в военно-стратегическом отношении Цусима значила мало, несмотря на тяжелейшие потери флота и негативный моральный эффект. Россия потеряла контроль над ситуацией на море уже давно, а падение Порт-Артура с гибелью 1-й Тихоокеанской эскадры поставило в этом вопросе точку. Исход войны решался на суше и зависел от морально-волевых качеств военно-политического руководства и ресурсов стран. Япония была полностью истощена в военно-материальном, экономическо-финансовом и демографическом отношениях.

Патриотический подъём в Японской империи уже угас, подавленный материальными трудностями и жестокими потерями. Даже Цусимская победа вызвала только кратковременную вспышку энтузиазма. Людские ресурсы Японии были истощены, среди пленных уже попадали старики и почти дети. Денег не было, казна была пуста, несмотря на финансовую поддержку США и Англии. Русская же армия, несмотря на полосу неудач, в основном вызванных неудовлетворительным командованием, только вошла в полную силу. Решительная победа на суше могла привести Японию к военно-политической катастрофе. Россия имела возможность вышвырнуть японцев с материка и занять Корею, вернуть Порт-Артур, победить в войне. Однако Петербург сломался и под давлением «мирового сообщества» пошёл на позорный мир. Россия смогла отомстить и вернуть себе честь только при И. В. Сталине, в 1945 году.

Начало похода

Недооценка противника, шапкозакидательские настроения, чрезвычайная самоуверенность правительства, а также саботаж определённых сил (вроде С. Витте, который убедил все, что Японии не сможет начать войну ранее 1905 года из-за нехватки денег), привели к тому Россия в начале войны не имела на Дальнем Востоке достаточных сил, а также необходимых кораблестроительных и ремонтных мощностей. В самом начале войны стало очевидно, что Порт-Артурскую эскадру необходимо усилить. На необходимость усиления морских сил на дальнем Востоке неоднократно указывал адмирал Макаров, но при его жизни ничего сделано не было.

Гибель броненосца «Петропавловск», когда погиб практически весь экипаж флагмана вместе с командующим эскадры Макаровым, самым отрицательным образом сказалась на боеспособности Тихоокеанской эскадры. Адекватной замены Макарову до конца войны так и не нашли, что было ещё одним из свидетельств общей деградации Российской империи и в частности, гнилости и слабости военного руководства. После этого новый командующий флотом на Тихом океане Николай Скрыдлов поставил вопрос о направлении значительных подкреплений на Дальний Восток. В апреле 1904 года было принято принципиальное решение об отправке подкреплений на Дальний Восток. 2-ю Тихоокеанскую эскадру возглавил начальник Главного морского штаба Зиновий Петрович Рожественский. Младшими флагманами были назначены контр-адмирал Дмитрий фон Фелькерзам (он несколько дней до Цусимского сражения умер) и Оскар Адольфович Энквист.

По первоначальному плану 2-я Тихоокеанская эскадра должна была усилить 1-ю Тихоокеанскую эскадру и создать на Дальнем Востоке решающее военно-морское превосходство над японским флотом. Это вело к деблокированию с моря Порт-Артура, нарушению морских коммуникаций японской армии. В перспективе это должно было привести к поражению японской армии на материке и снятию осады Порт-Артура. При таком соотношении сил (броненосцы и крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры плюс эскадренные броненосцы 1-й Тихоокеанской эскадры) японский флот был обречен на поражение в открытом сражении.

Формирования эскадры шло медленно, но события в Желтом море 10 августа 1904 г., когда 1-я Тихоокеанская эскадра под началом Витгефта (погиб в этом сражении) не смогла использовать имеющиеся возможности по нанесению серьёзного урона японскому флота и прорыву части сил во Владивосток, заставили ускорить начало похода. Хотя после сражения в Желтом море, когда 1-я Тихоокеанская эскадра практически перестала существовать как организованная боевая сила (особенно это касалось боевого духа), отказалась от прорыва во Владивосток и стала передавать людей, орудия и снаряды на сухопутный фронт, поход эскадры Рожественского уже утратил первоначальный смысл. Сама по себе 2-я Тихоокеанская эскадра была недостаточно сильной для самостоятельных действий. Более здравым решением было бы организовать крейсерскую войну против Японии.

23 августа в Петергофе под председательством императора Николая II прошло совещание представителей морского командования и некоторых министров. Некоторые участники предостерегали от поспешного отправления эскадры, указывая на плохую подготовку и слабость флота, на трудность и длительность морского похода, на возможность падения Порт-Артура до прибытия 2-й Тихоокеанской эскадры. Предлагалось повременить с отправкой эскадры (по сути, её нужно было отправить ещё до начала войны). Однако под давлением морского командования, включая адмирала Рожественского, вопрос об отправке был решен положительно.

Достройка и ремонт кораблей, проблемы снабжения и т. д. задержали выход флота. Только 11 сентября эскадра перешла в Ревель, простояла там около месяца и перешла в Либаву для пополнения запасов угля и приёмки материалов и грузов. 15 октября 1904 г. 2-я эскадра вышла из Либавы в составе 7 броненосцев, 1 броненосного крейсера, 7 легких крейсеров, 2 вспомогательных крейсеров, 8 миноносцев и отряда транспортов. Вместе с присоединившимся впоследствии к силам Рожественского отрядом контр-адмирала Николая Небогатова состав 2-й Тихоокеанской эскадры достиг 47 морских единиц (из них 38 боевых). Основную боевую силу эскадры составляли четыре новых эскадренных броненосца типа «Бородино»: «Князь Суворов», «Александр III», «Бородино» и «Орел». Более или менее их мог поддержать быстроходный броненосец «Ослябя», но он имел слабое бронирование. Умелое применение этих броненосцев могло привести к поражению японцев, но этот шанс не был использован русским командованием. Крейсерскую составляющую эскадры планировали усилить покупкой за границей 7 крейсеров, чтобы серьёзно усиливало мощь эскадры Рожественского, но это сделать не удалось.

В целом эскадра была очень разнообразно по ударной мощи, бронированию, скоростным, маневренным качествам, что серьёзно ухудшило её боевые возможности и стало предпосылкой поражения. Схожая негативная картина наблюдалась в личном составе, как командном, так и рядовом. Личный состав набирали наспех, он имел слабую боевую подготовку. В результате эскадра не была единым боевым организмом и не смогла им стать в ходе длительного похода.

Сам поход сопровождался большими проблемами. Необходимо было пройти около 18 тыс. миль, не в пути собственной ремонтной базы и пунктов снабжения. Поэтому вопросы ремонта, снабжения кораблей топливом, водой, продовольствием, лечения экипажа и т. д. приходилось решать самим. Чтобы избегнуть возможного нападения японских миноносцев в пути, адмирал Рожественский маршрут эскадры сохранил в секрете, решив заходить во французские порты без предварительного согласования, положившись на военный союз России и Франции. Снабжение углем передали германской торговой фирме. Она должна была поставить уголь в местах указанных русским морским командованием. Снабжение провиантом взяли на себе некоторые иностранные и русские компании. Для ремонта в пути взяли с собой специальный пароход-мастерскую. Это судно и ряд других транспортов с грузами различного назначения составляли плавучую базу эскадры.

Дополнительный запас боеприпасов, необходимых для учебных стрельб, погрузили на транспорт «Иртыш», но незадолго до начала похода на нём произошла авария, и транспорт задержался для ремонта. Боеприпасы сняли и отправили по железной дороге во Владивосток. «Иртыш», после ремонта, догнал эскадру, но уже без снарядов, доставив только уголь. В результате и так плохо тренированные экипажи лишились возможности попрактиковаться в стрельбе в пути. Для выяснения ситуации на пути следования во все государства, рядом с берегами которых проходил русский флот, были отправлены специальные агенты, которые должны были вести наблюдение и извещать о обо всём адмирала Рожественского.

Поход русской эскадры сопровождался слухами о засаде японских миноносцев. В результате произошёл Гулльский инцидент. Из-за ошибок командования в построении эскадры, когда эскадра в ночь на 22 октября проходила Доггер-банку, то броненосцы сначала атаковали английские рыболовные суда, а затем обстреляли свои крейсера «Дмитрий Донской» и «Аврора». Крейсер «Аврора» получил несколько повреждений, два человека было ранено. 26 октября эскадра пришла в испанский Виго, где остановилась для расследования происшествия. Это привело к дипломатическому конфликту с Англией. Россия была вынуждена уплатить крупный штраф.

1 ноября русские корабли покинули Виго и 3 ноября прибыли в Танжер. Погрузив топливо, воду и продовольствие, флот, согласно ранее разработанному плану, разделился. Основная часть 2-й Тихоокеанской эскадры, включая новые броненосцы, пошла в обход Африки с юга. Два старых броненосца, легкие корабли и транспорты под началом адмирала Фёлькерзама, которые по своей осадке могли пройти Суэцкий канал, двинулись через Средиземное и Красное моря.

Главные силы 28-29 декабря подошли к Мадагаскару. 6-7 января 1905 г. к ним присоединился отряд Фёлькерзама. Оба отряда соединились в бухте Носи-бе на западном побережье острова, где французы разрешили стоянку. Поход главных сил в обход Африки был крайне сложным. До Канарских островов за нашими кораблями следовали британские крейсера. Обстановка была напряженная, орудия зарядили и эскадра готовилась отразить нападение.

По пути не было ни одной хорошей стоянки. Грузить уголь приходилось прямо в море. Кроме того, командующий эскадрой, чтобы сократить число остановок, решил делать длинные переходы. Поэтому корабли принимали большое количество дополнительного угля. К примеру, новые броненосцы вместо 1 тыс. тонн угля принимали 2 тыс. тонн, что при их малой остойчивости было проблемой. Для того чтобы принять такое большое количество топлива, уголь размещали в помещения, которые для этого не были предназначены - батареях, жилых палубах, кубриках и т. д. Это сильно осложнило жизнь экипажа, и так страдавшего от тропической жары. Сама погрузка при океанском волнении и сильной жаре была сложным делом, отнимала у экипажей уйму времени (в среднем броненосцы принимали по 40-60 тонн угля в час). Люди изнуренные тяжелой работой не могли нормально отдохнуть. К тому же все помещения были завалены углем, и заниматься боевой подготовкой было нельзя.





Источник фото похода: http://tsushima.su

Смена задачи. Продолжение похода

На Мадагаскаре русская эскадра стояла до 16 марта. Это было связано с падением Порт-Артура, что разрушило первоначальные задачи эскадры. Первоначальный замысел по объединению двух эскадр в Порт-Артуре и перехвату стратегической инициативы у противника был полностью разрушен. Задержка также была связана с осложнениями в деле снабжения топливом и проблемами ремонта кораблей на рейде.

Здравый смысл требовал отзыва эскадры назад. Известие о падении Порт-Артура внушило даже Рожественскому сомнение о целесообразности похода. Правда, Рожественский ограничился только рапортом об отставке и намёками о необходимости возвращения кораблей. Уже после завершения войны адмирал писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры».

Однако негативные известия с фронта, где после сражения под Ляояном и Шахэ и падение Порт-Артура, произошло сражение под Мукденом, которое также завершилось отходом русской армии, заставило правительство совершить роковую ошибку. Эскадра должна была прибыть во Владивосток, а это была крайне сложная задача. При этом только Рожественский считал, что удачей будет прорыв эскадры во Владивосток, хотя бы ценой потери части кораблей. В правительстве по-прежнему считали, что прибытие русского флота на театр военных действий изменит всю стратегическую обстановку и позволит установить контроль над Японским морем.

Ещё в октябре 1904 г. известный военно-морской теоретик капитан 2 ранга Николай Кладо, под псевдонимом Прибой, в газете «Новое время» опубликовал ряд статей, посвященных анализу 2-й Тихоокеанской эскадры. В них капитан дал подробный анализ ТТХ наших и вражеских кораблей, сравнения подготовки морского командования и экипажей. Вывод был безнадежный: у русской эскадры не было шансов в столкновении с японским флотом. Автор подверг резкой критике военно-морское командование и лично генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича, который был Главным начальником флота и Морского ведомства. Кладо предлагал мобилизовать все силы Балтийского и Черноморского флотов. Так, на Чёрном море было четыре броненосца типа «Екатерина», броненосцы «Двенадцать Апостолов» и «Ростислав», относительно новый додредноут «Три Святителя», почти был завершён «Князь Потёмкин-Таврический». Только после такой мобилизации всех имеющихся сил можно было отправлять усиленный флот в Тихий океан. За эти статьи Кладо был лишён всех званий и уволен со службы, но дальнейшие события подтвердили правоту его главной мысли - 2-я Тихоокеанская эскадра не могла успешно противостоять противнику.

11 декабря 1904 г. под председательством генерал-адмирала Алексея Александровича прошло военно-морское совещание. После некоторых сомнений, было решено направить усиление эскадре Рожественского из состава оставшихся кораблей Балтфлота. Рожественский поначалу принял идею отрицательно, считая, что «гниль в Балтийском море» не усилит, а ослабит эскадру. Он считал, что лучше усилить 2-ю Тихоокеанскую эскадру черноморскими броненосцами. Однако в черноморских кораблях Рожественскому отказали, так как необходимо было торговаться с Турцией, чтобы броненосцы пропустили через проливы. После того, как стало известно, что Порт-Артур пал и 1-я Тихоокеанская эскадра погибла, Рожественский согласился даже на такое усиление.

Рожественскому приказали ждать подкреплений на Мадагаскаре. Первым прибыл отряд капитана 1-го ранга Леонида Добротворского (два новых крейсера «Олег» и «Изумруд», два миноносца), который входил в состав эскадры Рожественского, но отстал из-за ремонта кораблей. В декабре 1904 г. начали снаряжать отряд под командованием Николая Небогатова (3-я Тихоокеанская эскадра). В боевом составе отряда были броненосец «Николай I» с недальнобойной артиллерией, три броненосца береговой обороны - «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков» (корабли имели хорошую артиллерию, но имели плохие мореходные качества) и старый броненосный крейсер «Владимир Мономах». Кроме того, орудия этих броненосцев были сильно изношены в ходе обучения личного состава. В целом составе 3-й Тихоокеанской эскадры не было ни одного современного корабля, и её боевая ценность была невелика. Корабли Небогатова вышли из Либавы 3 февраля 1905 года, 19 февраля - прошли Гибралтар, 12-13 марта - Суэц. Готовился ещё один «догоняющий отряд» (второй эшелон эскадры Небогатова), но по разным причинам он не был отправлен на Тихий океан.

Рожественский не хотел ждать прихода отряда Небогатова, смотря на старые корабли как на лишнюю обузу. Надеясь, что японцы не успеют быстро исправить ранее полученные повреждения и привести флот в полную готовность, русский адмирал хотел прорваться во Владивосток, и решил не ждать Небогатова. Опираясь на базу во Владивостоке, Рожественский надеялся развить операции против противника и побороться за господство на море.

Однако проблемы с поставками топлива задержали эскадру на два месяца. Всё это время происходило падение боеспособности эскадры. Стреляли мало и только по неподвижным щитам. Результаты были плохими, что ухудшило моральное состояние экипажей. Совместное маневрирование также показало, что эскадра не готова к выполнению поставленной задачи. Вынужденное бездействие, нервность командования, непривычный климат и жара, отсутствие боеприпасов для стрельб, всё это отрицательным образом сказывалось на моральном состоянии экипажа и снижало боеспособность русского флота. Упала дисциплина, которая и так была низкой (на кораблях был значительный процент «штрафников», которых с удовольствием «сослали» в дальний поход), участились случаи неповиновения и оскорбления начсостава, да и грубого нарушения порядка со стороны самих офицеров.

Только 16 марта эскадра снова начала движение. Адмирал Рожественский выбрал кратчайший путь - через Индийский океан и Малаккский пролив. Приём угля проводился в открытом море. 8 апреля эскадра прошла у Сингапура и 14 апреля остановилась в бухте Камран. Здесь корабли должны были провести текущий ремонт, принять уголь и другие запасы. Однако по требованию французов эскадра перешла в бухту Ванфонг. 8 мая сюда прибыл отряд Небогатова. Ситуация была напряженная. Французы требовали скорейшего ухода русских кораблей. Существовало опасение, что японцы атакуют русскую эскадру.

План действий

14 мая эскадра Рожественского продолжила поход. Для прорыва во Владивосток Рожественский избрал кратчайший путь - через Корейский пролив. С одной стороны, это был кратчайший и удобный путь, наиболее широкий и глубокий из всех проливов, связывающих Тихий океан с Владивостоком. С другой стороны, путь русский кораблей пролегал возле основных баз японского флота, что делало встречу с противником весьма вероятной. Рожественский это понимал, но думал, что даже ценой потери нескольких кораблей, прорваться смогут. При этом, отдавая стратегическую инициативу противнику, Рожественский не принял детального плана боя и ограничился общей установкой на прорыв. Частично это было связано с плохой выучкой экипажа эскадры, во время дальнего похода 2-я Тихоокеанская эскадра смогла научиться только совместному плаванию в кильватерной колонне, а маневрировать и выполнять сложные перестроения не могла.

Таким образом, 2-я Тихоокеанская эскадра получила установку на прорыв на север, во Владивосток. Корабли должны были отбиваться от врага с целью прорыва на север, а не бить его. Броненосцы всех отрядов (1-й, 2-й и 3-й броненосные отряды Рожественского, Фёлькерзама и Небогатова) должны были действовать против японских броненосцев, маневрируя к северу. Часть крейсеров и миноносцев получили задачу прикрывать броненосцы от атак японских миноносных сил и перевозить командование на исправные корабли в случае гибели флагманов. Остальные крейсеры и миноносцы должны были защищать вспомогательные суда и транспорты, снимать экипажи с гибнущих броненосцев. Рожественский также определил порядок командования. В случае гибели флагмана эскадренного броненосца «Князя Суворова», в командование ступал капитан 1-го ранга Н. М. Бухвостов, командир «Александра III», в случае выхода из строя этого корабля - капитан 1-го ранга П. И. Серебрянников на броненосце «Бородино» и т. д.


Командующий русской эскадрой Зиновий Петрович Рожественский

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сражение

23 мая 1905 г. эскадра Рожественского произвела последнюю погрузку угля. Запасы снова взяли сверх нормы, в результате броненосцы оказались перегруженными, глубоко погрузившись в море. 25 мая все лишние транспорты были направлены в Шанхай. Эскадра была приведена в полную боевую готовность. Рожественский разведку не организовал, чтобы не обнаружить эскадру.


Однако японцы и так догадались, каким путём пойдут русские корабли. Японский адмирал Того ждал русские корабли уже с января 1905 года. Японское командование предполагало, что русские попытаются прорваться во Владивосток или захватить какую-нибудь гавань в районе Формозы (современный Тайвань) и оттуда вести операции против Японской империи. На совещании в Токио было принято решение исходить от обороны, сконцентрировать силы в Корейском проливе и действовать по ситуации. В ожидании русского флота японцы провели капитальный ремонт кораблей, заменили все неисправные орудия новыми. Предыдущие бои сделали японский флот единой боевой единицей. Поэтому к моменту появления русской эскадры японский флот был в наилучшем состоянии, единым, с большим боевым опытом соединением, которые было воодушевлено прежними успехами.

Основные силы японского флота были разделены на 3 эскадры (в каждой несколько отрядов). 1-й эскадрой командовал адмирал Того, который держал флаг на броненосце «Микасо». В 1-м боевом отряде (броненосное ядро флота) было 4 эскадренных броненосца 1-го класса, 2 броненосных крейсера 1-го класса и минный крейсер. В 1-ю эскадру также входили: 3-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера 2-го и 3-го классов), 1-й отряд эсминцев (5 эсминцев), 2-й отряд эсминцев (4 единицы), 3-й отряд эсминцев (4 корабля), 14-й отряд миноносцев (4 миноносца). 2-я эскадра была под флагом вице-адмирала Х. Камимуры. В её состав входили: 2-й боевой отряд (6 броненосных крейсеров 1-го класса и авизо), 4-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера), 4-я и 5-й отряды эсминцев (по 4 корабля), 9-й и 19-й отряды миноносец. 3-я эскадра под флагом вице-адмирала С. Катаока. В состав 3-й эскадры входили: 5-й боевой отряд (устаревший броненосец, 3 крейсера 2-го класса, авизо), 6-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера 3-го класса), 7-й боевой отряд (устаревший броненосец, крейсер 3-го класса, 4 канонерки), 1-й, 5-й, 10-й, 11-й, 15-й, 17-й, 18-й и 20-й отряды миноносцев (по 4 единицы), 16-й отряд миноносцев (2 миноносца), отряд судов особого назначения (в него входили вспомогательные крейсера).

Японский флот выходит навстречу 2-й Тихоокеанской эскадре

Соотношение сил было в пользу японцев. По линейным броненосным кораблям было примерное равенство: 12:12. По орудиям крупного калибра в 300 мм (254-305 мм) преимущество было на стороне русской эскадры - 41:17; по другим орудиям преимущество имели японцы: 200 мм - 6:30, 150 мм - 52:80. Японцы имели большое преимущество по таким важным показателям как число выстрелов в минуту, весу в кг металла и взрывчатки. По орудиям калибра 300-, 250- и 200 мм русская эскадра делала 14 выстрелов в минуту, японцы - 60; вес металла составлял у русских орудий 3680, у японцев - 9500 кг; вес взрывчатого вещества у русских, у японцев - 1330 кг. Русские корабли уступали и в сегменте орудий калибра 150 и 120 мм. По числу выстрелов в минуту: русские корабли - 120, японские - 300; весу металла в кг у русских орудий - 4500, у японцев - 12350; взрывчатки у русских - 108, у японцев - 1670. Русская эскадра уступала также по площади брони: 40% против 60% и в скорости хода: 12-14 узлов против 12-18 узлов.

Таким образом, русская эскадра уступала по скорострельности в 2-3 раза; по количеству выбрасываемого в минуту металла японские корабли превосходили русские в 2 1/2 раза; запаса взрывчатки в японских снарядах было больше в 5-6 раз, чем в русских. Русские толстостенные бронебойные снаряды с крайне низким разрывным зарядом пробивали японскую броню и не взрывались. Японские же снаряды производили сильные разрушения и пожары, буквально уничтожая все неметаллические части корабля (на русских кораблях был избыток дерева).

Кроме того, японский флот имел заметное преимущество в лёгких крейсерских силах. В прямом крейсерском бою русским кораблям грозило полное поражение. Они уступали в числе кораблей и орудий, а также были связаны охраной транспортов. Огромное превосходство японцы имели в миноносных силах: 9 русских 350-тонных миноносцев против 21 эсминца и 44 миноносца японского флота.

После появления русских кораблей в Малаккском проливе японское командование получало точные сведения о движении 2-й Тихоокеанской эскадры. В середине мая крейсера Владивостокского отряда выходили в море, что указало Того, что русская эскадра приближается. Японский флот приготовился к встрече противника. 1-я и 2-я эскадры (броненосное ядро флота из 4 эскадренных броненосцев 1-го класса и 8 броненосных крейсеров 1-го класса, почти равных по мощи броненосцам) расположились на западном берегу Корейского пролива, в Мозампо; 3-я эскадра - у острова Цусима. Вспомогательные крейсера из торговых пароходов составили сторожевую цепь протяжением в 100 миль, раскинутую в 120 милях к югу от главных сил. За сторожевой цепью располагались легкие крейсеры и дозорные корабли главных сил. Все силы были связаны радиотелеграфом и охраняли вход в Корейский залив.


Японский адмирал Того Хэйхатиро


Эскадренный броненосец "Микаса", июль 1904 года


Эскадренный броненосец "Микаса", ремонт кормовой башни. Рейд Эллиот, 12-16 августа 1904 года


Эскадренный броненосец "Сикисима", 6 июля 1906 года

Эскадренный броненосец "Асахи"

Утром 25 мая эскадра Рожественского направилась в Цусимский пролив. Корабли шли двумя колоннами с транспортами посередине. В ночь на 27 мая русская эскадра прошла японскую сторожевую цепь. Корабли шли без огней и не были замечены японцами. Но, следовавшие за эскадрой 2 госпитальных судна были освещены. В 2 час. 25 мин. их заметил японский крейсер, сам оставшись необнаруженным. С рассветом на русскую эскадру вышли сначала один, а затем несколько вражеских крейсеров, которые следовали на удалении и временами исчезали в утреннем тумане. Около 10 часов эскадра Рожественского перестроилась в одну кильватерную колонну. Позади двигались транспорты и вспомогательные суда под прикрытием 3 крейсеров.

В 11 час. 10 мин. из-за тумана появились японские крейсера, некоторые русские корабли открыли огонь по ним. Рожественский приказал прекратить стрельбу. В полдень эскадра взяла курс норд-ост 23° - на Владивосток. Затем русский адмирал попытался перестроить правую колонну эскадры в строй фронта, но, вновь увидев противника, отказался от этой идеи. В результате броненосцы оказались в двух колоннах.

Того, получив утром сообщение о появление русского флота, немедленно перешёл от Мозампо на восточную сторону Корейского пролива (остров Окиносима). Из донесений разведки японский адмирал отлично знал дислокацию русской эскадры. Когда около полудня расстояние между флотами сократилось до 30 миль, Того двинулся навстречу русским с главными броненосными силами (12 эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) плюс 4 легких крейсера и 12 эсминцев. Главные силы японского флота должны были атаковать голову русской колонны, а крейсерские силы Того направил в обход русского тыла, чтобы захватить транспорты.

В 13 час. 30 мин. правая колонна русских броненосцев увеличила ход до 11 узлов и стала уклоняться влево, чтобы выйти в голову левой колонны и составить общую колонну. Крейсера и транспорты получили указание отойти вправо. В этот момент с северо-востока появились корабли Того. Японские корабли, имея ход в 15 узлов, шли наперерез русской эскадре и, оказавшись впереди и несколько влево от наших кораблей, начали последовательно (один за другим в одной точке) поворачивать в обратное направление - т. н «петля Того». Таким маневром Того занял позицию впереди русской эскадры.

Момент поворота был очень рискованным для японцев. Рожественский получил хороший шанс переломить ситуацию в свою пользу. Ускорив до максима ход 1-го отряда, сблизившись на привычную для русских комендоров дистанцию 15 кабельтовых и сосредоточив огонь на точке поворота эскадры Того, русские эскадренные броненосцы могли расстрелять врага. По мнению ряда военных исследователей, такой маневр мог причинить серьёзный ущерб броненосному ядру японского флота и позволить 2-й Тихоокеанской эскадре, если не победить в этом бою, то по крайней мере, выполнить задачу прорыва основных сил к Владивостоку. Кроме того, новейшие русские броненосцы типа «Бородино» могли попытаться «отжать» японские корабли к колонне более старых русских броненосцев, медленных, но с мощными орудиями. Однако Рожественский или не заметил этого, или не решился на такой шаг, не веря в способности своей эскадры. А времени на принятие такого решения у него было крайне мало.

В момент поворота японской эскадры в 13 час. 49 мин. русские корабли открыли огонь с расстояния около 8 км (45 кабельтовых). При этом только головные броненосцы могли эффективно бить по врагу, для остальных расстояние было слишком большим, и мешали впереди идущие корабли. Японцы немедленно ответили, сконцентрировав огонь на двух флагманах - «Князе Суворове» и «Ослябе». Русский командующий повернул эскадру вправо, чтобы занять положение параллельно курсу японского флота, но противник, пользуясь большей скоростью, продолжал охватывать голову русской эскадры, закрывая путь на Владивосток.

Примерно через 10 минут японские комендоры пристрелялись и их мощные фугасные снаряды стали производить большие разрушения на русских кораблях, вызывая сильные пожары. Кроме того, огонь и сильный дым затрудняли русским стрельбу и нарушали управление кораблями. «Ослябя» были сильно поврежден и около 14 час. 30 мин. зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо, примерно через 10 минут броненосец опрокинулся и затонул. Командир капитан 1-го ранга Владимир Бэр был ранен в начале боя и отказался покидать корабль, вместе с ним погибли более 500 человек. Миноносцы и буксир подняли из воды 376 человек. Примерно в это же время сильные повреждения получил «Суворов». Осколки снаряда попали в рубку, перебив и ранив почти всех, кто там был. Рожественский был ранен. Потеряв управление, броненосец покатился вправо, а затем болтался между эскадрами, пытаясь вернуть управление. В ходе дальнейшего боя броненосец не раз обстреливали, атаковали торпедами. В начале 18 час. миноносец «Буйный» снял с корабля часть штаба во главе с тяжело раненым Рожественским. Вскоре японские крейсера и миноносцы добили искалеченный флагман. Весь экипаж погиб. Когда погиб броненосец «Суворов», командование принял адмирал Небогатов, державший флаг на эскадренном броненосце «Император Николай I».


И. А. Владимиров. Героическая гибель броненосца "Князь Суворов" в Цусимском сражении


И. В. Славинский. Последний час броненосца "Князь Суворов" в Цусимском бою

Эскадру возглавил следующий броненосец - «Император Александр III». Но вскоре получил сильные повреждения и переместился в центр эскадры, уступив «Бородино» место головного. Добили броненосец «Александр» в 18 час 50 мин. сосредоточенным огнём броненосных крейсеров «Ниссин» и «Кассуга». Никто из экипажа (857 человек) не выжил.

Русская эскадра продолжала движение в относительном порядке, пытаясь вырваться из японских клещей. Но, японские корабли, не имея серьёзных повреждений, по-прежнему закрывали путь. Около 15 час. японские крейсера вышли в тыл русской эскадре, захватили два госпитальных судна, завязали бой с крейсерами, сбив крейсера и транспорты в одну кучу.

После 15 час. море внезапно закрыл туман. Под его защитой русские корабли повернули на юго-восток и разошлись с противником. Бой был прерван, и русская эскадра снова легла на курс норд-ост 23°, в сторону Владивостока. Однако вражеские крейсера обнаружили русскую эскадру и битва продолжилась. Через час, когда снова появился туман, русская эскадра повернула на юг и отогнала японские крейсера. В 17 час., повинуясь указанию контр-адмирала Небогатова, «Бородино» опять повёл колонну на северо-восток, к Владивостоку. Затем снова приблизились главные силы Того, после короткой перестрелки, туман разделил главные силы. Около 18 час. Того снова догнал главные русские силы, сосредоточив огонь на «Бородино» и «Орле». «Бородино» получил сильные повреждения, горел. В начале 19 час. «Бородино» получил последние критические повреждения, был весь в огне. Броненосец опрокинулся и затонул со всем экипажем. Спасся только один матрос (Семён Ющин). Чуть раньше погиб «Александр III».

С закатом солнца японский командующий вывел корабли из боя. К утру 28 мая все отряды должны были собраться к северу от острова Дажелет (в северной части Корейского пролива). Миноносные отряды получили задачу продолжать бой, окружить русскую эскадру и ночными атаками довершить разгром.

Таким образом, 27 мая 1905 г. русская эскадра потерпела тяжелое поражение. 2-я Тихоокеанская эскадра потеряла 4 лучших эскадренных броненосца из 5-ти. Оставшийся на плаву новейший броненосец «Орёл» был сильно поврежден. Тяжелые повреждения получили и другие корабли эскадры. Многие японские корабли получили по несколько пробоин, но сохранили боеспособность.

Пассивность русского командование, которое даже не попыталось нанести врагу поражение, шло в бой без всякой надежды на успех, отдавшись на волю судьбы, привела к трагедии. Эскадра только пыталась прорваться в сторону Владивостока, а не вела решительный и яростный бой. Если бы капитаны решительно бились, маневрировали, пытались сблизиться с противником для эффективной стрельбы, японцы понесли намного более серьёзные потери. Однако пассивность руководства парализовала почти всех командиров, эскадра, как стадо быков, глупо и упрямо, прорывалась в сторону Владивостока, не пытаясь смять строй японский кораблей.


Эскадренный броненосец "Князь Суворов"


Эскадренный броненосец "Ослябя" в походе на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры


Эскадренный броненосец "Ослябя" перед Корейским проливом, май 1905 года


Корабли 2-й эскадры во время одной из стоянок. Слева направо: эскадренные броненосцы "Наварин", "Император Александр III" и "Бородино"


Эскадренный броненосец "Император Александр III"

Завершение погрома

Ночью многочисленные японские миноносцы окружили русский флот с севера, востока и юга. Небогатов на своём флагмане обогнал эскадру, стал в голове и двинулся во Владивосток. Крейсеры и миноносцы, а также уцелевшие транспорты, не получив задачи, направились в разные стороны. Оставшиеся при Небогатове 4 броненосца («Николай», «Орёл», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин») утром были окружены превосходящими силами врага и капитулировали. Экипажи были готов принять последний бой и с честью погибнуть, но выполнили приказ адмирала.

Только попавший в кольцо окружения крейсер «Изумруд», единственный крейсер оставшийся в эскадре после боя и ночью охранявший остатки 2-й Тихоокеанской эскадры от атак миноносцев, не подчинился приказу о сдаче японцам. «Изумруд» на полном ходу прорвал кольцо окружения и пошёл во Владивосток. Командир корабля капитан 2-го ранга Василий Ферзен, который отлично себя проявил в ходе этого трагичного сражения и прорыва кольца окружения, во время пути во Владивосток совершил ряд серьёзных ошибок. Видимо, сказалось психологическое напряжение сражения. При заходе в залив Владимира корабль сел на камни и был взорван экипажем, опасаясь появления противника. Хотя во время прилива можно было снять корабль с мели.

Броненосец «Наварин» сильных повреждений в дневном бою не получил, потери были небольшими. Но ночь он выдал себя светом прожекторов, и атака японских миноносцев привела к гибели корабля. Из 681 члена экипажа спастись удалось только троим. Броненосец «Сисой Великий» получил в ходе дневного боя тяжелые повреждения. Ночью была атакован миноносцами и получил смертельное повреждение. Утром броненосец достиг острова Цусима, где столкнулся с японскими крейсерами и миноносцем. Командир корабля М. В. Озеров, видя безнадежность ситуации, согласился на капитуляцию. Японцы эвакуировали экипаж, а корабль затонул. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был серьёзно поврежден днём, ночью был торпедирован и утром его затопили, чтобы не сдать врагу. Броненосец «Адмирал Ушаков» получил в дневном сражении серьёзные повреждения. Скорость корабля упала, и он отстал от основных сил. 28 мая корабль отказался капитулировать и принял неравный бой с японскими броненосными крейсерами «Ивате» и «Якумо». Получив сильные повреждения, корабль был затоплен экипажем. Сильно поврежденный крейсер «Владимир Мономах» был затоплен экипажем в безнадежном положении. Из всех кораблей 1-го ранга крейсер «Дмитрий Донской» ближе всех смог подойти к Владивостоку. Крейсер настигли японцы. «Донской» принял бой с превосходящими силами японцев. Крейсер погиб, не спустив флага.


В. С. Ермышев Броненосец "Адмирал Ушаков"


"Дмитрий Донской"

Во Владивосток смогли уйти только крейсер II ранга «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный». Кроме того, транспорт «Анадырь» ушёл на Мадагаскар, а затем на Балтику. Три крейсера («Жемчуг», «Олег» и «Аврора») ушли в Манилу на Филиппинах и там были интернированы. Миноносец «Бедовый», на борту которого находился раненый Рожественский, был настигнут японскими миноносцами и сдался в плен.


Пленные русские матросы на борту японского броненосца «Асахи»

Основные причины катастрофы

С самого начала поход 2-й Тихоокеанской эскадры носил авантюристический характер. Корабли нужно было отправить на Тихий океан ещё до войны. Окончательно смысл похода был утрачен после падения Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры. Из Мадагаскара эскадру нужно было возвращать назад. Однако из-за политических амбиций, желания хоть как-то поднять престиж Россию, флот отправили на гибель.

Сам поход из Либавы к Цусиме стал беспримерным подвигом русских матросов по преодолению огромных трудностей, но сражение при Цусиме показало всю гнилость империи Романовых. Сражение показало отсталость кораблестроения и вооружения русского флота по сравнению с передовыми державами (японский флот создавался усилиями ведущих мировых держав, особенно Англии). Русская морская сила на Дальнем Востоке была сокрушена. Цусима стала решающей предпосылкой для заключения мира с Японией, хотя в военно-стратегическом отношении исход войны решался на суше.

Цусима стала своего рода страшным знаковым событием для Российской империи, показывая необходимость коренных изменений в стране, гибельность войны для России в её текущем состоянии. К сожалению, его не поняли, и Российская империя погибла как 2-я Тихоокеанская эскадра - кроваво и жутко.

Одной из главных причин гибели эскадры стала безынициативность, нерешительность русского командования (бич русской армии и флота во время Русской-японской войны). Рожественский не решился жестко поставить вопрос об отправке эскадры назад, после падения Порт-Артура. Адмирал вёл эскадру без надежды на успех и держался пассивно, отдав инициативу врагу. Конкретного плана сражения не было. Дальнюю разведку не организовали, удобный случай нанести поражение японским крейсерам, которые значительное время были в отрыве от основных сил, не использовали. В начале сражения не использовали шанс нанести сильный удар основным силам противника. Эскадра не закончила боевого построения и вела бой на невыгодных условиях, нормальный огонь могли вести только головные корабли. Неудачное построение эскадры позволило японцам сосредоточить огонь на лучших броненосцах русской эскадры и довольно быстро вывести их из строя, после чего исход битвы был решен. В ходе боя, когда головные броненосцы вышли из строя, эскадра фактически сражалась без командования. Небогатов принял командование только вечером и утром сдал корабли японцам.

Среди технических причин можно выделить «усталость» кораблей после длительного похода, когда длительное время были в отрыве от нормальной ремонтной базы. Корабли были перегружены углём и другими грузами, что снижало их мореходные качества. Русские корабли уступали японским кораблям в общем числе орудий, площади бронирования, скорости хода, скорострельности, весе и взрывной мощи выстрела эскадры. Сильное отставание было в крейсерских и миноносных силах. Корабельный состав эскадры отличался разнообразным по вооружению, защите и маневренности, что сказалось на его боеспособности. Новые броненосцы, как показал бой, имели слабое бронирование и малую остойчивость.

Русская эскадра, в отличие от японского флота, не была единым боевым организмом. Личный состав, как начальствующий, так и рядовой, отличался разношёрстностью. Кадровых командиров хватило только на замещение основных ответственных должностей. Некомплект командного состава возместили за счёт досрочного выпуска морского корпуса, призыва из запаса «стариков» (которые не имели опыта хождения на броненосных кораблях) и перевода из торгового флота (прапорщики). В результате образовался сильный разрыв между молодежью, не имеющей нужного опыта и достаточных знаний, «стариками», которые нуждались в обновлении знаний и «гражданскими», не имеющими нормальной военной подготовки. Матросов срочной службы также не хватало, поэтому экипажи примерно на треть состояли из запасников и новобранцев. Много было «штрафников», которых командиры «сослали» в дальний поход, что не улучшило дисциплину на кораблях. Не лучше ситуация была и с унтер-офицерским составом. Личный состав в большинстве был назначен на новые корабли только летом 1904 года, и не смог хорошо изучить корабли. Из-за того, что приходилось в авральном порядке заканчивать, ремонтировать и готовить корабли, эскадра летом 1904 года вместе не ходила, не училась. Только в августе было совершено 10-дневное плавание. Во время похода, из-за ряда причин, экипажи не смогли научиться маневрировать кораблями и хорошо стрелять.

Таким образом, 2-я Тихоокеанская эскадра была плохо подготовлена, по сути, не получила боевой подготовки. Понятно, что русские матросы и командиры вступили в битву мужественно, храбро дрались, но их героизм не мог выправить ситуацию.


В. С. Ермышев. Броненосец "Ослябя


А.Трон Гибель эскадренного броненосца "Император Александр III"

Хорошо описал ситуацию Алексей Новиков, матрос на «Орле» (будущий советский писатель-маринист). Его в 1903 году арестовали за революционную пропаганду и как «неблагонадёжного» перевели на 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Новиков писал: «Многие матросы были призваны из запаса. Эти пожилые люди, явно отвыкнув от военно-морской службы, жили воспоминаниями о родине, болели разлукой с домом, с детьми, с женой. Война свалилась на них неожиданно, как страшное бедствие, и они, готовясь в небывалый поход, выполняли работу с мрачным видом удавленников. В число команды входило немало новобранцев. 3абитые и жалкие, они на все смотрели с застывшей жутью в глазах. Их пугало море, на которое они попали впервые, а ещё больше - неизвестное будущее. Даже среди кадровых матросов, кончивших разные специальные школы, не было обычного веселья. Только штрафные, в противоположность остальным, держались более или менее бодро. Береговое начальство, чтобы отделаться от них, как от вредного элемента, придумало для этого самый лёгкий способ: списывать их на суда, отправляющиеся на войну. Таким образом, к ужасу старшего офицера, у нас набралось их до семи процентов».

Ещё один хороший образ, объясняющий гибель эскадры, передал Новиков (под псевдонимом "матрос А. Затертый"). Вот что он увидал: «Мы были крайне поражены тем, что этот корабль ничуть не пострадал от нашей артиллерии. Он имел такой вид, как будто его сейчас вывели из ремонта. Даже краска на орудиях не сгорела. Наши матросы, осмотрев «Асахи», готовы были клясться, что 14 мая мы сражались не с японцами, а… чего доброго, с англичанами. Внутри броненосца мы поражались чистотой, опрятностью, практичностью и целесообразностью устройства. У нас на новых броненосцах типа «Бородино» для каких-нибудь тридцати человек офицеров отводилась целая половина корабля; ее загромождали каютами, а они во время боя только увеличивали пожары; а в другую половину корабля у нас были втиснуты не только до 900 человек матросов, но и артиллерия, и подъемники. А у нашего противника на корабле все было использовано главным образом для пушек. Затем нам резко бросилось в глаза отсутствие между офицерами и матросами той розни, какую на каждом шагу встречаешь у нас; там же, наоборот, чувствовались между ними какая-то сплоченность, родственный дух и общие интересы. Тут только впервые мы и узнали по-настоящему, с кем мы имели дело в бою и что такое японцы».

Тяжелый удар был нанесен Российской Державе 25 лет тому назад у острова Цусима. И многие современники склонны были считать его сокрушающим. Слова упреков и осуждения были сказаны ими по адресу тех, кто острее других переживал происшедшее.

За двадцать пять лет многим открылась правда. «Крестный путь», «чудо», «неповторнмый и беспримерный» - вот каким представляется теперь поход от Либавы до Цусимы. И можно с уверенностью сказать: в 1930 году на судах под Андреевским флагом и под шпицем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге достойно было бы отмечено двадцатипятилетние рокового дня, и героями чувствовали бы себя участники похода эскадры Адмирала Рожественского.

ЦУСИМА - СЛОВО НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

В ходе неудач на фронтах русско-японской войны, в августе 1904 года на помощь блокированной в Порт-Артуре российской эскадре было решено послать корабли Балтийского флота, присвоив им имя Второй Тихоокеанской эскадры. Ее командиром был назначен вице-адмирал З.П. Рожественский. В октябре 1904 года эскадра вышла в море. Ей предстоял трудный кругосветный переход, в конце которого ждал бой с японскими кораблями. К декабрю 1904 года эскадра достигла берегов Мадагаскара. К этому времени Порт-Артур уже пал и дальнейший переход не имел никакого смысла, однако в феврале 1905 года из Либавы вышла еще одна эскадра под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова, получившая название Третья Тихоокеанская. В конце апреля 1905 года у берегов Вьетнама обе эскадры соединились, а 14 (27) мая 1905 г. вошли в Цусимский пролив, держа курс на Владивосток. В тот же день русские корабли были обнаружены превосходящими силами японского флота адмирала Того. Произошедшее сражение окончилось гибелью российского флота. В самом начале боя выбыл из строя флагман русской эскадры «Князь », а находившийся на его борту Рожественский был ранен. Также были потоплены броненосцы «Адмирал Ушаков», «Александр III» и «Бородино». Корабли русской эскадры потеряли строй и оказались разбросаны по Корейскому проливу. К вечеру 15 (28) мая Небогатов капитулировал. В плен сдалось 5 русских кораблей, в том числе и миноносец с раненым Рожественским. Лишь только одному крейсеру и двум миноносцам удалось прорваться во Владивосток, а остальные были либо уничтожены японцами, либо потоплены своими командами. Три корабля (в том числе и знаменитый крейсер «Аврора») ушли в нейтральные порты. Всего было потоплено 19 русских кораблей, погибло более 5 тыс. моряков.

ПРИКАЗ №243 ОТ 10-ГО МАЯ 1905 ГОДА. ТИХИЙ ОКЕАН

Быть ежечасно готовыми к бою.

В бою линейным кораблям обходить своих поврежденных и отставших передних мателотов.

Если поврежден и не способен управляться «Суворов» флот должен следовать за «Александром», если поврежден и «Александр» - за «Бородино», за «Орлом».

При этом «Александр», «Бородино», «Орел» имеют руководствоваться сигналами «Суворова», пока Флаг Командующего не перенесен, или пока в командование не вступил Младший Флагман. Миноносцы I отделения обязаны неусыпно следить Флагманскими броненосцами: если Флагманский броненосец получил крен, или вышел из строя и перестал управляться, миноносцы спешат подойти, чтобы принять Командующего и Штаб. Миноносцам «Бедовому» и «Быстрому» быть в постоянной готовности приблизиться с этой целью к «Суворову», миноносцам «Буйному» и «Бравому» - к другим Флагманским броненосцам. На миноносцы II отделения возлагается та же обязанность по отношению к крейсерам «Олегу» и «Светлане».

Флаги Командующего будут при этом переноситься на соответствующие миноносцы пока не представится возможным перенести их на линейный корабль или крейсер.

Вице-адмирал З.П.Рожественский

ГУЛЛЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ

Поход эскадры Рожественского вызвал осложнение русско-английских отношений в связи с так называемым «гулльским инцидентом», когда корабли эскадры Рожественского обстреляли в условиях сильного тумана английские рыболовецкие суда, приняв их за противника. Английский кабинет послал вслед российской эскадре свои военные корабли, которые фактически блокировали ее в испанском порту Виго. Российское правительство предложило передать выяснение «гулльского инцидента» международной следственной комиссии, предусмотренной Гаагской конференцией 1899 года. Давление на английский кабинет оказала и Франция, связанная с Россией союзническими обязательствами. Конфликт в результате был урегулирован на заседаниях международной следственной комиссии, которая признала невиновность Рожественского и предложила России возместить убытки, нанесенные английской стороне.

ИТОГИ БОЯ

Командующий русской эскадрой Рожественский, игнорировавший весь опыт порт-артурского периода, недооценил своего противника и не подготовил своих кораблей к бою, хотя сам считал его неизбежным. Плана боя по существу не было. Разведка отсутствовала. И не случайно появление главных сил японского флота застало русскую эскадру не закончившей своего боевого построения. В результате она вступила в бой в невыгодном для себя положении, когда вести огонь могли только головные корабли. Отсутствие плана сказалось на всем ходе боя. С выходом из строя флагманских кораблей эскадра лишилась руководства. Ее единственным устремлением было так или иначе пройти во Владивосток.

Потери 2-й Тихоокеанской эскадры в кораблях и личном составе в Цусимском бою 27-28 мая 1905 г. Погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Имп. Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», « »; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах». Уничтожены своим личным составом эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый». Уничтожен в результате аварии крейсер «Изумруд» (выскочил на камни). Сдались неприятелю эскадренные броненосцы «Имп. Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый». Интернированы в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома». Прорвались во Владивосток крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Бравый» и «Грозный».

Вернулся самостоятельно в Россию транспорт «Анадырь».

Японские легкие и крейсерские силы превосходят русские вдвое. Вспомогательных кораблей русская эскадра не имеет вообще.

Обстановка с точки зрения адмирала Рожественского могла характеризоваться следующим образом:

-целью операции является скорейшее прибытие эскадры во Владивосток;

-потери эскадры должны быть сведены к минимуму - бой с японским флотом нежелателен;

-личный состав эскадры после непрерывного семимесячного похода в условиях, "приближенных к боевым", находится в состоянии крайнего утомления, корабли требуют ремонта;

Боевая подготовка эскадры недостаточна:

Русская эскадра превосходит эскадру противника по числу броненосцев, общее количество кораблей в боевой линии одинаково;

-русская эскадра значительно уступает неприятельской по легким силам.

Из этого следует, что если бой с японским флотом неизбежен, желательно принять его как можно дальше от японских военно-морских баз, чтобы лишить противника возможности использовать резерв, а также явное преимущество во вспомогательных силах флота.

Следовательно, эскадра должна обойти Японию с востока и прорываться во Владивосток Курильскими проливами, либо, в крайнем случае, Лаперузовым проливом. Даже маршрут через Сангарский пролив приходится признать неприемлемым. Вариант же с Корейским проливом вообще не подлежит рассмотрению.

Тем не менее, было принято именно такое решение, и, наверное, на это были какие-то основания? Прежде, чем искать их, следует рассмотреть оперативную обстановку с точки зрения адмирала Того:

-даже после всех одержанных побед, взятия Порт-Артура и уничтожения 1-й Тихоокеанской эскадры, положение Японии не может считаться прочным; возможности Империи продолжать войну практически исчерпаны; соответственно, основной целью всех операций, как проводимых армией, так и организуемых флотом, должно быть заключение мира: можно сказать Империи, если она хочет существовать и дальше, необходимо любой ценой заключить победоносный мир;

-давно посеянные семена соперничества между армией и флотом, четко осознаваемая Того приоритетность скорейшего развития флота для Островной империи, все это приводит его к мысли, что решающий вклад в достижение этого победоносного мира должен внести флот; следовательно флот должен одержать победу над 2-й Тихоокеанской эскадрой - победу настолько громкую, чтобы Россия под действием психологического шока немедленно пошла на мирные переговоры; победу настолько впечатляющую, чтобы у высшего руководства страны не осталось никаких сомнений в решающем вкладе флота в выигранную войну; итак, вывод, не вполне согласующийся с классическим описанием русско-японской войны на море: Рожественского вполне устраивала ничья, Того была нужна только победа:

-опыт борьбы с 1-й Тихоокеанской эскадрой не давал Того никаких оснований считать боевую подготовку русских моряков недостаточной; авторитет Рожественского, как артиллериста, был в военно-морских кругах достаточно высок: что касается разочаровывающих результатов стрельб 2-й эскадры у Мадагаскара, то сомнительно, чтобы Того вообще знал об этом (а если и знал, должен был считать эти сведения дезинформацией); русская артиллерия всегда вызывала уважение противников: русские бронебойные снаряды справедливо считались лучшими в мире; о "высокой влажности пироксилина" на кораблях Рожественского Того, понятно, не знал (да у нас и сейчас нет ни малейших оснований считать, что процент неразорвавшихся русских бронебойных снарядов в Цусимском бою был аномально высок).

Иными словами, Того следовало спланировать победоносный бой против эскадры, которая по своим боевым возможностям была сравнима с его флотом. Решительная победа в такой ситуации возможна лишь в том случае, если удастся использовать все свои боевые возможности и не дать противнику сделать этого. При этом крайне желательно навязать бой противнику до прихода 2-й эскадры во Владивосток.

Но каким образом перехватить эскадру, у которой есть по меньшей мере 4 возможных маршрута? Что в этой ситуации мог предпринять Того?

Возможные действия: а) сконцентрировать эскадру в месте вероятного появления противника, 6) разбить эскадру на боевые отряды, преградив все возможные пути к Владивостоку, в) сконцентрировать эскадру в "центре позиции", с помощью вспомогательных судов и судов-разведчиков обнаружить маршрут движения русских и перехватить их. Второй вариант непрофессионален и не подлежит рассмотрению. Третий на самом деле нереален.

Май на тихоокеанском побережье Японии отличается неустойчивой погодой с дождями и туманами. Надежды, что вспомогательные суда в таких условиях своевременно найдут противника (причем, главные силы, а не какой-нибудь "Урал", усиленно прикидывающийся целой эскадрой), немного. Разница в ходе -5 узлов - существенна в эскадренном сражении, но для перехвата ее могло и не хватить. Даже скорее всего не хватило бы.

Во всяком случае, на этот вариант, столь соблазнительный для подавляющего большинства флотоводцев, Того не пошел. Остался вариант а)-изначально сконцентрировать флот там, где пойдет противник. И молиться, чтобы он пошел именно там. Но где? Сангарский, Лаперузов, Курильские проливы - примерно равновероятны (с точки зрения Того). Но "ловить" корабли там очень неудобно - прежде всего, исходя из погодных условий, и во-вторых, потому, что из-за тех же погодных условий в операции может принять участие только ядро флота: ни старые миноноски, ни вспомогательные крейсера, ни, наконец, "Фусо" с "Чин-Иеном" в Курильские проливы не потащишь.

Цусимский пролив по вероятности выделяется (правда, тем, что она - наименьшая). При этом со всех остальных точек зрения пролив идеален: расположен вблизи главной базы флота (то есть, все корабли, даже самые устаревшие и немореходные, могут быть использованы), широк, предоставляет возможности для эскадренного маневра, отличается сравнительно терпимой погодой.

Если русская эскадра придет сюда- все шансы на стороне японцев. Если же нет, с точки зрения интересов флота и Империи лучше "по халатности" пропустить эскадру противника в базу (после чего начать по новому кругу блокадные действия), нежели продемонстрировать всему миру неспособность флота осуществить перехват и разгром противника. Есть разница, между: "Ну, прозевали..." и "Попытались, но не смогли". Вполне вероятно, что именно поэтому японский флот концентрируется для действий в Корейском проливе.

А теперь вновь вернемся к предполагаемым рассуждениям адмирала Рожественского:

-японский флот может перехватить нас в любом из проливов, через которые мы пойдем, либо - непосредственно на подходе к Владивостоку; последний вариант представляется наиболее реальным; таким образом, шансы встретить японскую эскадру примерно равны при любом выборе маршрута (здесь важно понять, что Рожественский, будучи русским, считал эту войну сплошной цепью ошибок и неудач русского оружия; он не был в состоянии понять всю тяжесть положения Японии и всю необходимость для нее громкой морской победы: поэтому он ошибочно исходил из того, что Того достаточно ничьей).

-всякий маршрут, кроме пути через Корейский пролив, потребует дополнительной угольной погрузки, притом в море, и лишних дней пути; с учетом того, что и команды, и офицерский состав устали от длительного нахождения в море, всякая отсрочка с приходом в базу будет воспринята людьми крайне негативно и, вероятно, интерпретирована, как трусость командующего.

Несомненно, так оно и было бы. Небогатов, чьи отношения с личным составом были нормальными, мог бы, не вызывая острого недовольства, отправить эскадру вокруг Японии. Имидж, который создал себе Рожественский, требовал от него вести эскадру во Владивосток кратчайшим путем. Но этот анализ может быть продолжен. Посылая на Тихоокеанский ТВД явно неадекватную своим задачам эскадру, Адмиралтейство обязано было поставить во главе адмирала стиля З.П. Рожественского. Иными словами, движение через Корейский пролив было предопределено еще в октябре 1904 года в Санкт-Петербурге. Если бы Того знал особенности личности З.П. Рожественского, он мог бы оценить, в каком психологическом состоянии эскадра войдет в Тихий океан. В этом случае принять решение о развертывании всего флота в Корейском проливе ему было бы значительно легче...