Древний Рим. III период

Римская империя - одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.

Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!

Император Траян. При нем Римская империя достигла максимальных размеров, так же как и размах строительства

В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков - исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства - нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.

Первые римские дороги были проложены в стратегических целях - их строили для того, чтобы армейские соединения - легионы - могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.

Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?

Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»

Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!

Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Римский форум - сердце античного Рима

Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь - Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.

Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.

Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.

Римский форум, колонны храма Сатурна и триумфальная арка Септимия Севера

Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов - форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!

Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.

Колизей - арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них - Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Колизей был самым грандиозным амфитеатром древности: длина его арены достигала 85,75 метра, ширина - 53,6 метра. Он вмещал в себя около 50 тысяч зрителей

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, - устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей - четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них - коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука - античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии - настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино - в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!

Термы, или лекарство от скуки

Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.

Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.

Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной - горячей - воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.

Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.

Термы Каракаллы занимали площадь около 11 гектаров. Одновременно там могли свободно разместиться до двух с половиной тысяч человек

Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов - золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!

Купол Пантеона - шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений - Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость - возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза - в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию - по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук - это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

Акведук в Сеговии, Испания. Самый длинный из сохранившихся в Западной Европе древнеримских акведуков

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа - стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, - одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.


Все дороги ведут в Рим. И не только в прямом, но и в переносном значении. Побывав в этом городе, можно совершить удивительное путешествие во времени. представлена уникальными памятниками разных эпох :

1. Античность (Колизей, Пантеон, римский форум, триумфальные арки Тита и Септимия Севера, колонны Марка Аврелия и Траяна, термы Каракаллы и другие).

2. Средневековье (базилика Святой Марии у Небесного Алтаря на Капитолии, фасад храма Святого Климента, лестница Пилата, базилика Святой Марии над Минервой, интерьер собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме).

3. Возрождение (Сикстинская капелла, собор Святого Петра).

4. Маньеризм (церковь Иль-Джезу, то есть «церковь святого имени Иисуса»).

5. Барокко (базилика Святой Агнессы, церковь Святого Карла у четырёх фонтанов, храм Сант Иво алла Сапиенца, базилика Сант Андреа делла Валле, церковь Сант Андреа аль Квиринале и другие).

6. Рококо (церковь Святой Марии Магдалены).

7. Классицизм (фасад базилики Святого Павла за городскими стенами, фасад Латеранской базилики).

8. Неоклассицизм (вилла Торлония).

9. Модерн (вокзал Термини, Национальный музей искусств XXI века).

Даже пирамида имеется, можно и в Египет не ездить. Построил её Гай Цестий как мавзолей для себя любимого в 30 году до н.э. Высота пирамиды около 40 метров. До сих пор стоит возле ворот Сан Паоло.

Некоторые здания совмещают в себе разные стили. Например, мавзолей Адриана. Император начал строить его в 135 году. Он был похож на этрусский тумулус: на квадратном основании стоял цилиндр. В средние века, благодаря постоянным достройкам, мавзолей превратился в неприступную крепость и стал называться замком Святого Ангела (Сант-Анджело). Поклонники Дэна Брауна помнят его по фильму «Ангелы и демоны».

Но больше всего архитектура Рима знаменита своими античными постройками. Древние зодчие не только смогли воздвигнуть необычайно красивые здания, но и применили при этом интересные инженерные изобретения. Эти постройки стали своеобразными визитками вечного города.

Колизей


Менее известно другое название этого сооружения – амфитеатр Флавиев. Начал грандиозное строительство римский император Тит Флавий Веспасиан, а завершили его сыновья: Тит и Домициан. Благодарные сограждане увековечили имя славного рода в названии амфитеатра. Колизеем он стал позже, в VIII веке нашей эры. По некоторым данным, из-за того, что имел громадные размеры. Из других источников известно, что рядом с ним находилась огромная статуя Нерона (Колосс), с которой и связывают происхождение этого слова.

Величие и красота

Амфитеатр


Это был настоящий символ несокрушимой императорской власти. Открытие состоялось в 80 году. Амфитеатр вмещал до 50 тысяч зрителей и являлся самым большим зданием подобного рода в период античности. Он имел форму эллипса с диаметром 188 метров (длинная ось) и 156 метров (поперечная). Высота составляла 52 метра (аналогична современному семнадцатиэтажному зданию).

Колизей поражал современников своей красотой. В четырехъярусном сооружении использовалась древнегреческая система ордеров. Самые мощные дорические колонны находились внизу. Второй ярус был оформлен более изящным ионическим ордером, а третий – праздничным коринфским.

Новые изобретения

Система арок Колизея


Для придания данной конструкции прочности и устойчивости, римским архитекторам пришлось воспользоваться системой арок. Это инженерное изобретение было известно ещё строителям Древнего Востока за две тысячи лет до нашей эры. Но широкое применение оно получило в архитектуре Древнего Рима. Благодаря целой «симфонии арок» массивное здание Колизея кажется необычайно лёгким. Такая структура напоминает пчелиные соты. Вследствие уменьшения веса и объёма материалов, появилась возможность строить более высокие сооружения.

Также достижению этой цели способствовало применение современных строительных материалов: кирпичей и бетона! Римляне изготавливали смесь, которую называли «опус цеменисимус». В её состав входили вода, известь и вулканический пепел. Добавляли туда песок и гальку и получали бетон. Строители выкладывали из кирпичей две неширокие параллельные стены. Пространство между ними заливали приготовленным раствором.

Изобретение более лёгких и прочных материалов произвело революцию в строительстве. Возникли разнообразные новшества, которыми необычайно богата архитектура Рима.

Пантеон


Таким «ноу-хау» стал купол. Возможность полусферического перекрытия большого пространства появилась благодаря бетону. Самым древним, сохранившимся до наших дней, считается купол Пантеона. Его размеры поражают даже сегодня: диаметр – 43 метра, высота над стенами – 22 метра!

Храм всех богов

Купол Пантеона


Возведён он в 126 году. В то время правил император Адриан. Сам храм был построен ещё в 27 году до н.э. по указу Агриппы, но через два столетия сгорел. Адриан полностью перестроил здание. Он захотел создать грандиозное сооружение. Человек, находящийся в нём, должен был ощущать, что стоит в центре Вселенной. Ведь «Пантеон» означает «храм всех богов».

Внешний вид здания серый и не очень привлекательный. Его конструкция проста: стены образуют цилиндр, который сверху покрыт полусферой. Но внутреннее убранство ошеломляет. Впечатление непостижимости и грандиозности усиливается благодаря огромному отверстию в центре купола. Это «око Пантеона», единственный источник света в храме. Его диаметр – 9 метров. Окулюс устроен таким образом, что в полдень образуется вертикальный столб света, который практически осязаем и воспринимается как нечто мистическое.

Секреты мастеров

Архитектура Пантеона


Это первое в истории здание, в котором купол сооружен без единой подпоры. Легенда гласит, что никто не мог понять, как осуществить подобный замысел. Поэтому Адриан приказал внутреннее пространство между возведёнными стенами засыпать землёй, смешанной с золотыми монетами. На образовавшуюся горку укладывали бетон будущего купола. После этого император сказал, что каждый, кто найдёт золотую монету, может забрать её себе. Очень скоро храм внутри был пустым и чистым.

Неизвестно, как всё происходило на самом деле, но секрет долго оставался нераскрытым. Архитекторы эпохи Ренессанса неделями измеряли купол Пантеона, пытаясь понять алгоритм его возведения. Современные исследователи говорят, что римские зодчие использовали бетон разной плотности. Внизу купол содержит более тяжёлые вещества, а по мере его возвышения увеличивается доля пемзы. Она делает смесь более лёгкой.

Пантеон – единственное творение античное архитектуры, которое сохранилось до наших дней без существенных повреждений. Произошло это из-за того, что он никогда не закрывался, оставался действующим храмом – сначала языческим, а с 609 года христианским. Больше тысячи лет Пантеон оставался выдающимся инженерным достижением. Превзойти творение античных строителей смог великий мастер эпохи Возрождения, создавший купол, под которым «могли бы укрыться все христианские народы». Сегодня архитектура Рима немыслима без этого чуда.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра


Настоящая жемчужина среди всех католических храмов возведёна на месте Цирка Нерона. В языческом амфитеатре римляне издевались над христианами. В нём смертью мученика умер на кресте апостол Пётр в 67 году. Императором, прекратившим гонения, был Константин. Он приказал на этом месте построить первый храм христиан – базилику Святого Петра. В её стенах происходили коронации понтификов. Здесь Карл Великий в начале IX века получил титул императора Священной Римской империи. Храм функционировал больше тысячи лет, постепенно разрушаясь и приходя в упадок.

Возрождение величия

Собор Святого Петра изнутри


В начале XVI века, по приказу папы Юлия II, вместо обветшавшей базилики началось возведение нового собора. Понтифик хотел, чтобы здание своим величием превзошло все христианские строения. Работа началась в 1506 году, а полностью завершилась через 120 лет. Результат превысил все ожидания. Сегодня собор Святого Петра и площадь, которая к нему прилегает, могут вместить до 460 тысяч прихожан!

В строительстве принимали участие разные мастера: Донато Браманте, Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Каждый из них предлагал свои варианты сооружения. Основополагающим стало архитектурное решение Микеланджело Буонарроти. Оно было ориентировано на центральный купол. Но великий мастер не успел воплотить свой замысел до конца. При его жизни возвели лишь тамбур купола. Завершил начатый проект Джакомо делла Порта.

Символ власти

Собор Святого Петра и его купол


Купол собора – самый высокий в мире. Он поднимается на 138 метров! Его барабан имеет шестнадцать рёбер. Впечатление невесомости создают большие окна, обрамлённые спаренными колоннами. Грандиозность и массивность купола сочетается с одухотворённостью и порывом вверх. Это самая высокая точка Рима.

В начале XVII века с восточной стороны собора Карло Мадерна пристроил трёхнефную базилику. В западной части храма возник монументальный фасад. Теперь купол можно увидеть лишь издали, со стороны улицы, ведущей на площадь перед собором. Фасад поражает своей грандиозностью: 45 на 115 метров. «Встречают» входящих апостолы Пётр и Павел. Перед базиликой установлены их статуи. Величие храма подчёркивается наличием пяти порталов. (Традиционно строят три).

Сегодня собор Святого Петра – центр католицизма. Всего в Риме четыре папских базилик, но это здание – наиболее внушительное. Благодаря его куполу, который воспринимается как символ власти, архитектура Рима стала образцом для подражания. Можно вспомнить знаменитый американский Капитолий в Вашингтоне.

Несколько интересных фактов

Архитектура Рима настолько богата разнообразием, что невозможно рассказать обо всём подробно. Поэтому коротко о самом интересном.

Две наиболее известные античные колонны, установленные в честь Марка Аврелия и Траяна, «потеряли» статуи своих императоров. Теперь на вершине одной из них находится бронзовая фигура апостола Павла, а на второй – апостола Петра.

Во времена Римской империи в городе было 11 водопроводов (акведуков). Два из них работают и поныне. От римского форума берёт своё начало древняя Аппиева дорога. Она проложена в четвёртом веке до нашей эры. Но и сегодня некоторые её участки пригодны к эксплуатации. Вот как люди строили!

Замок Святого Ангела был не только мавзолеем, но резиденцией пап, хранилищем, и даже тюрьмой. Шесть лет в заточении там провёл Джордано Бруно. Толстые стены не оставляли узникам шансов на побег. Бенвенуто Челлини, знаменитый ювелир и скульптор, был единственным человеком, который смог это сделать.

Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Сан Джованни ин Латерано) – наиболее ранняя из четырёх папских базилик. Она получила название «Basilica maior» («Глава церквей города и мира»). Это кафедральный храм Рима, по статусу он важнее всех существующих католических соборов.

Сикстинская капелла, шедевр Ренессанса, используется для проведения конклавов. На них избирают очередного папу римского.

Единственной базиликой готического стиля из сохранившихся зданий в Риме считается храм Святой Марии над Минервой. В нём происходили заседания комиссий, разбиравших дела «еретиков». Тут заставили отречься от своих взглядов Галилея.

Церковь Санта Марии Магдалены называли «сахарной», потому что внешне она напоминала торт. Стиль рококо, в котором построен храм, не был распространён в Риме. Он считался мистическим, непригодным для христианской постройки.

Самая высокая в Риме колокольня (75 метров) поднимается над одной из папских базилик – церковью Святой Марии Маджоре.

Список интересных фактов огромен. Но никакие рассказы не заменят реальность. Вечный город подарит массу впечатлений тем, кто захочет побродить по его улицам. За несколько часов путешественник познакомится с настоящей архитектурной энциклопедией. Каждое здание – это шедевр. Архитектура Рима позволит насладиться гармонией и совершенством воплощённых художественных замыслов.

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata ) формировалась из нескольких слоев (итал. strato ) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры

Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов
  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano ), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр ).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura ). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte ), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera ). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.
Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo) .

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium .

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco . Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum) ; если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis) .

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной , основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum .

Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.

Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Рим

Рим - «вечный город», столица Италии, красивейший город Европы. Он построен на реке Тибр, является также административным центром области Лацио и провинции Рим. Это один из самых старых городов мира, который являлся столицей великой Римской империи. Вечным городом его стали называть еще в античные времена. Первым так охарактеризовал город поэт из Рима Альбий Тибулл, живших в первом веке до нашей эры. После падения римской империи представление о вечности города остались. Рим также часто называют городом на семи холмах. Строился город на холме Палатин, потом были заселены Квиринал и Капитолий. Позже были застроены последние четыре: Эсквилин, Авентин, Целий и Виминал.

История Рима

Сегодня неизвестно, когда люди впервые заселили территорию Рима. Считается, что до 1000 года до нашей эры никто там не жил. По данным археологических исследований, постоянные поселения в районе местоположения Рима появились в конце 7 века до нашей эры. Согласно распространенному преданию, город был основан братьями Ремом и Ромулом 21 апреля 753 года до нашей эры. Такая точная дата стала известна благодаря древнеримскому историку Марку Теренцию Варрону, до него же назывались разные даты основания Рима от 758 до 728 годов до нашей эры. Первым царем города стал Ромул, всего же было семь царей. В царскую эпоху в городе строились первые храмы, самыми известными из которых являются Храм Януса и Храм Весты. Первая перепись населения города показала цифру в 80 тысяч граждан.

Долгое время Рим оставался маленьким поселением в центре Аппенинского полуострова. Но он занимал выгодное географическое положение и вел активную, даже агрессивную политику со множеством полезных нововведений, что позволило ему занять лидирующие позиции во всем регионе. После Пунических войн с Карфагеном, которые стали своеобразным испытанием на право называться великим городом, Рим покорил многие страны Средиземноморья, Ближнего Востока и Западной Европы. При императоре Адриане, жившем во втором веке нашей эры, Римская империя достигла пика своего расцвета: внутри государствам огромным военным и экономическим могуществом царил мир. В то время в столице империи проживало более миллиона человек.

Постоянные нападения славянских и германских народов, сепаратистские настроения внутри государства привели к упадку империи. В Средние века Рим окончательно потерял свое влияние, был полуразрушен, хотя оставался резиденцией римских пап. Статус столицы город обрел вновь только в 19 веке, после объединения Италии.

Архитектура Рима

Сначала город был огорожен Сервиевой стеной, которую, по преданию, построил царь Сервий Туллий. Эта стена была скорее сакральной, чем физической границей Рима. Постепенно были проложены дороги в итальянские колонии Рима и другие, более отдаленные провинции.

Долина между холмами Квиринал и Палатин стала центральной площадью города, которую называли Форум. Многие важные улицы брали свое начало от этой площади, например, известная via sacra поднимается от Форума к главной достопримечательности Рима - храму Юпитера Капитолийского. В Древнем Риме было построено множество храмов, что говорит о религиозности жителей.

Древнеримская культура – одна из самых развитых в Средиземноморье. Она развивалась в период республики (с 5 до 1 веков до н.э.) и в период империи (с 1 века до н.э до 5 века н.э). Это языческая культура, но многое в её пантеоне заимствовано из культуры древней Греции, которую римляне справедливо считали самой выдающейся в мире и стремились ей подражать. Римляне были очень воинственны, этим объясняется поклонение богу войны Марсу. Другим важным божеством являлась богиня Венера, которая якобы была прародительницей римских императоров. Богам строились храмы, в их честь устанавливались статуи. Большую популярность имели театры-цирки для зрелищных представлений, рассчитанные на большое количество людей.

Многие композиционные и стилистические особенности древнеримской архитектуры связаны с достижениями их предшественников – этрусков. В частности, от них римляне переняли:

1. Технику сводостроения (с использованием пуццоланы – материала вулканического происхождения, который добавлялся в так называемый римский бетон, что делало его лёгким и прочным одновременно).

2. Приём установки прямоугольных храмов на высокие подиумы.

3. Атриумный тип жилища (с двором, в кровле которого делалось отверстие для стока воды, а внизу для её сбора устраивали бассейн).

В своей архитектуре римляне использовали также и приёмы архитектуры древних греков. Но при этом римляне всегда совершенствовали и развивали формы, перенятые у других, создавая оригинальные произведения. Лучшие сооружения древнеримской цивилизации относятся к императорскому периоду. В этот период создаются такие сооружения, как:

1. Триумфальные арки, которые устанавливались на римских форумах (арка Тита, арка Константина), и которыми прославлялись деяния императоров, значение их побед.

2. Амфитеатры – зрелищные сооружения, которые предназначались для цирковых представлений и боёв гладиаторов. Самое значительное сооружение такого рода – знаменитый Колизей в Риме , созданный неизвестными мастерами в конце 1 века нашей эры. Это овальное здание, стены которого обработаны ордером в виде полуколонн, которые расположены в следующем порядке: внизу тосканский ордер – самый мощный, выше – ионический, ещё выше – самый изящный – коринфский. Появившись в эту пору, подобная схема расположения ордеров стала очень частым приёмом у архитекторов последующих поколений.

3. Термы – заведения для принятия гигиенических процедур, для занятий спортом, самообразования, отдыха и т. д. Самые известные – термы императора Каракаллы – отличались продуманностью планировки, включали несколько холодных и горячих бассейнов, спортзалы и даже библиотеку. Для помещений терм характерно богатство отделки с использованием скульптуры, живописи, мозаики. Сохранились очень плохо.


4. Акведуки – гигантские водоводы для подачи воды в города римской империи. Они очень похожи на мосты. В их архитектуре используются арки и мощные устои. Наиболее известный – так называемый Гарский мост в Ниме (Франция).

К числу наиболее известных сооружений императорского Рима принадлежит знаменитый Пантеон – храм всех богов, созданный в начале 2 века нашей эры. В его создании, может быть, принимал участие знаменитый римский зодчий Аполлодор Дамасский и император Адриан, серьёзно увлекавшийся архитектурой. Пантеон – это уникальное сооружение с портиком, ведущим в пространство цилиндра с куполом, диаметр которого равен 43 метрам. Соорудить такой гигантский купол смогли, используя римскую строительную технику – бетон (цемента в нём не было!!!) и обработав внутреннюю поверхность купола кессонами. У римлян была традиция строить гробницы, стилистически восходящие к форме этрусских гробниц. Так, мавзолей императора Адриана, названный впоследствии Замком Св. Ангела, был цилиндрической формы. В раннехристианскую эпоху в Риме строились церкви, в основу которых была положена структура базилики (базилика святого Павла за стенами Рима).

Многие изобретения римлян в области архитектуры были взяты на вооружение в последующие периоды развития мирового зодчества.