Какие есть подвиги. Забытые подвиги великой отечественной войны

Представляем вашему вниманию самые героические отечественные поступки, совершенные нашими детьми. Это рассказы о детях-героях, которые, порой, ценой своей жизни и здоровья не задумываясь бросались на выручку тем, кому была нужна помощь.

Женя Табаков

Самый юный герой России. Настоящий Мужчина, которому было всего 7 лет. Единственный семилетний обладатель Ордена Мужества. К сожалению, посмертно.

Трагедия разыгралась вечером 28 ноября 2008г. Женя и его двенадцатилетняя старшая сестра Яна были дома одни. В дверь позвонил неизвестный мужчина, который представился почтальоном, принёсшим якобы заказное письмо.

Яна не заподозрила ничего неладного и разрешила ему зайти. Войдя в квартиру и закрыв за собой дверь, «почтальон» вместо письма достал нож и, схватив Яну, стал требовать, чтобы дети отдали ему все деньги и ценности. Получив от детей ответ, что они не знают, где деньги, преступник потребовал от Жени искать их, а сам потащил Яну в ванную комнату, где стал срывать с неё одежду. Видя, как он срывает с сестренки одежду, Женя схватил кухонный нож и в отчаянии воткнул его в поясницу преступника. Взвыв от боли, тот ослабил хватку, и девочка сумела выбежать из квартиры за помощью. В ярости несостоявшийся насильник, вырвав нож из себя, стал вонзать его в ребенка (на теле Жени насчитали восемь колотых ран, несовместимых с жизнью), после чего бежал. Однако нанесенная Женей рана, оставляющая за собой кровавый след, не позволила ему уйти от погони.

Указом Президента РФ от 20 января 2009г. за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга Табаков Евгений Евгеньевич был посмертно награждён орденом Мужества. Орден получала мама Жени Галина Петровна.

1 сентября 2013 года во дворе школы открыли памятник Жене Табакову - мальчик, отгоняющий коршуна от голубки.

Данил Садыков

12-тилетний подросток, житель города Набережные Челны, погиб, спасая 9-тилетнего школьника. Трагедия произошла 5 мая 2012 года на бульваре Энтузиастов. Примерно в два часа дня 9-тилетний Андрей Чурбанов решил достать пластиковую бутылку, упавшую в фонтан. Неожиданно его ударило током, мальчик потерял сознание и упал в воду.

Все кричали «помогите», но в воду прыгнул только Данил, который в этот момент проезжал мимо на велосипеде. Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи.
Благодаря самоотверженному поступку одного ребёнка, другой ребёнок остался жив.

Данил Садыков награждён Орденом Мужества. Посмертно. За проявленное мужество и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях.Награду вручал председатель Следственного Комитета РФ. Вместо сына ее получил отец мальчика – Айдар Садыков.

Максим Конов и Георгий Сучков

В Нижегородской области двое третьеклассников спасли провалившуюся в прорубь женщину. Когда она уже прощалась с жизнью двое мальчиков проходили мимо пруда, возвращаясь из школы. 55-летняя жительница поселка Мухтолова Ардатовского района пошла на пруд, чтобы набрать воды из крещенской проруби. Прорубь покрылась уже кромкой льда, женщина поскользнулась и потеряла равновесие. В тяжелой зимней одежде она оказалась в ледяной воде. Зацепившись за кромку льда, несчастная стала звать на помощь.

К счастью, в этот момент мимо пруда проходили двое друзей Максим и Георгий, возвращавшиеся из школы. Заметив женщину, они, не теряя ни секунды, бросились на помощь. Добравшись до проруби, мальчики взяли женщину за обе руки и вытянули на крепкий лед.Ребята проводили ее до дома, не забыв прихватить ведро и санки. Прибывшие медики осмотрели женщину, оказали помощь, в госпитализации она не нуждалась.

Конечно, бесследно такое потрясение не прошло, но женщина не устает благодарить ребят за то, что осталась жива. Своим спасателям она подарила футбольные мячи и сотовые телефоны.

Ваня Макаров

Ване Макарову из Ивделя сейчас восемь лет. Год назад он спас из реки свою одноклассницу, которая провалилась под лёд. Глядя на этого маленького мальчика – рост чуть больше метра и вес всего 22 килограмма – трудно представить, как он один смог вытащить девочку из воды. Ваня рос в детдоме вместе с сестрой. Но два года назад он попал в семью Надежды Новиковой (а ведь у женщины уже было четверо своих детей). В дальнейшем Ваня планирует пойти учиться в кадетскую школу, чтобы потом стать спасателем.

Кобычев Максим

Пожар в частном жилом доме в поселке Зельвено Амурской области вспыхнул поздним вечером. Обнаружили пожар соседи с большим опозданием, когда из окон горящего дома повалил густой дым. Сообщив о пожаре, жители принялись тушить пламя, заливая его водой. К тому моменту в комнатах горели вещи и стены строения. Среди тех, кто прибежал на помощь, был 14-летний Максим Кобычев. Узнав, что в доме есть люди, он, не растерявшись в сложной ситуации, проник в дом и вытащил на свежий воздух женщину-инвалида 1929 года рождения. Потом, рискуя собственной жизнью, вернулся в горящее строение и вынес мужчину 1972 года рождения.

Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник

В Челябинской области два друга 12 лет проявили настоящее мужество, спасая своих учителей от разрушений, вызванных падением челябинского метеорита.

Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник услышали, как их учительница Наталья Ивановна зовет на помощь из столовой, не в силах выбить массивные двери. Ребята кинулись спасать педагога. Сначала они забежали в дежурную комнату, схватили подвернувшийся под руку арматурный прут и выбили им окно в столовую. Потом, через оконный проем перенесли раненую осколками стекла учительницу на улицу. После этого школьники обнаружили, что помощь нужна еще одной женщине - работнице кухни, которую завалила рухнувшая от удара взрывной волны утварь. Оперативно разобрав завал, мальчишки позвали на помощь взрослых.

Лида Пономарёва

Медаль «За спасение погибавших» будет вручена учащейся шестого класса Устьвашской средней школы Лешуконского района (Архангельская область) Лидии Пономарёвой. Соответствующий Указ подписал президент России Владимир Путин, сообщает пресс-служба Правительства области.

В июле 2013 года 12-летняя девочка спасла двоих семилетних детей. Лида, опередив взрослых, прыгнула в реку сначала за тонувшим мальчиком, а затем помогла выплыть и девочке, которую также относило течением далеко от берега. Один из ребят на суше успел бросить тонущему ребёнку спасательный жилет, за которой Лида и подтянула девочку к берегу.

Лида Пономарёва - единственная из окружающих ребят и взрослых, оказавшихся на месте трагедии, не задумываясь, бросилась в реку. Девочка вдвойне рисковала собственной жизнью, ведь у нее сильно болела травмированная рука. Когда на следующий день после спасения детей мама с дочкой пошли в больницу, выяснилось, что это был перелом.

Восхитившись смелостью и мужеством девочки, губернатор Архангельской области Игорь Орлов лично поблагодарил по телефону Лиду за отважный поступок.

По предложению губернатора Лида Пономарёва была представлена к государственной награде.

Алина Гусакова и Денис Фёдоров

Во время страшных пожаров в Хакасии школьники спасли троих человек.
В тот день девочка случайно оказалась рядом с домом своей первой учительницы. Она пришла в гости к подружке, которая жила по соседству.

Слышу, кто-то кричит, сказала Нине: «Сейчас приду», - рассказывает Алина про тот день. - Вижу в окошко, что Полина Ивановна кричит: «Помогите!». Пока Алина спасала школьную учительницу, ее дом, в котором девочка живет с бабушкой и старшим братом, сгорел дотла.

12 апреля в том же селе Кожухово Татьяна Федорова вместе с 14-летним сыном Денисом пришли в гости к бабушке. Праздник как-никак. Только всей семьей сели за стол, как прибежал сосед и, указывая на гору, позвал тушить огонь.

Мы подбежали к огню, начли тушить тряпками, - рассказывает Руфина Шаймарданова, тетя Дениса Федорова. – Когда потушили большую часть, подул очень резкий, сильный ветер, и огонь пошел на нас. Мы побежали к деревне, забежали в ближайшие постройки, чтобы спрятаться от дыма. Потом слышим - забор трещит, все горит! Я не могла найти дверь, мой брат худенький юркнул в щелку, а потом вернулся за мной. А вместе-то выход найти не можем! Дымно, страшно! И тут Денис открыл дверь, схватил меня за руку и вытащил, потом и брата. У меня - паника, у брата – паника. А Денис успокаивает: «Успокойся Руфа». Когда шли, не видно вообще ничего не было, у меня линзы в глазах сплавились от высокой температуры…

Вот так 14-летний школьник спас двоих людей. Не только помог выбраться из объятого пламенем дома, но и вывел в безопасное место.

Глава МЧС России Владимир Пучков вручил ведомственные награды пожарным и жителям Хакасии, отличившимся при ликвидации массовых пожаров, в пожарной части № 3 Абаканского гарнизона МЧС России. В списке награжденных 19 человек – это пожарные МЧС России, пожарные Хакасии, волонтеры и двое школьников из Орджоникидзевского района – Алина Гусакова и Денис Федоров.

Это только малая часть историй про отважных детей и их не детские поступки. Один пост не сможет вместить в себя рассказы о всех героях.Не всех награждают медалями, но от этого их поступок не становится менее значимым. Самая главная награда - благодарность тех, чью жизнь они спасли.

Историю нужно знать по многим причинам. Хотя бы для того, чтобы отдать должное героям. Одна из таких историй, которую нужно знать каждому, как пример решимости и мужества защищать Родину, связана с белорусской столицей. Для справки: до 1 сентября 1939 года государственная граница СССР проходила в 12(!) км от Минска. Поэтому по всем довоенным планам РККА Минск планировалось оставить полякам. На время. После воссоединения Родины с Западной Белоруссией и Западной Украиной осенью 1939 года, граница ушла далеко на Запад. Но Минск все равно был захвачен нацистами через несколько дней после начала войны.

3 июля 1941 года в столице Белоруссии экипаж танка Т-28 совершил свой бессмертный подвиг. Он не стал отступать, не стал бросать боевую машину. А направил танк … прямо в захваченный немцами Минск. И устроил оккупантам кровавую баню…

Весной в 1945 года американская контрразведка допрашивала взятого в плен в районе Рура немецкого майора Рудолфа Хале. В ходе допроса пленный майор поведал американским разведчикам о том, что летом 1941 года, когда он воевал на Восточном фронте и принимал участие в захвате Минска, его роту с техникой почти полностью уничтожил неожиданно появившийся на улицах оккупированного Минска советский танк Т-28 . Эти показания Рудолфа Хале американское командование, невзирая на начинающиеся трения между союзниками, посчитало нужным предоставить соответствующим органам Красной Армии, которая в то время уже штурмовала Берлин.

Опытный механик-водитель танка старший сержант Дмитрий Малько встретил войну, проходя службу в танковой бригаде на Западном фронте. Бригада на начало боевых действий только формировалась и не имела достаточного количества ни личного состава, ни необходимой бронетехники. Командование принимает решение расформировать бригаду, а личному составу, взорвав оставшиеся танки, следовать к месту сбора отступающих частей в город Могилев.

Дмитрий Малько упрашивает командиров дать ему разрешение на ремонт двигателя единственного оставшегося в бригаде танка Т-28 , после чего присоединяется к отступающей колоне, замыкая ее.

3 июля под Березино сводная колонна отступающих частей, в которой следовал и танк Т-28 Дмитрия Малько попадает под налет авиации противника и получает незначительные повреждения ходовой части танка. Малько получает команду поставить танк в строй и следовать к месту сбора самостоятельно.

Дмитрий Малько на протяжении суток ремонтирует ходовую и двигатель танка, приводя их в рабочее состояние. В это время к месту ремонта танка вышли отбившиеся от своих подразделений танкист майор Васечкин и четверо курсантов-артиллеристов. В ходе недолгого общения был быстро сформирован экипаж танка.

Тут же совместно было принято решение об изменении маршрута движения танка в сторону захваченного немцами Минска.

На оставленном в панике отступающими частями РККА складе, экипаж танка пополняет боекомплект.

Воспользовавшись отсутствием войск на трассе, танк Т-28 на максимальной скорости подошел к окраинам Минска.

Появление на улицах оккупированного города танка советского производства не встретило особого смятения со стороны немцев (захваченная советская техника, поставленная в строй Вермахта, в первые дни войны была не редкостью), единственное, что слегка обескураживало оккупантов, так это красные звёзды на башне и бортах танка.

Командир танка майор Васечкин принял решение не отвлекаться на одиночные цели по пути следования танка и не выдавать раньше времени свои замыслы. Единственное кому не повезло на этом этапе, так это немецкому связисту на велосипеде, который залихватски пытался обогнать на велосипеде танк, выкрикивая шутливые оскорбления в его адрес и эмоционально размахивая при этом руками. Малько резким маневром влево сбил незадачливого немецкого велосипедиста и тут же смял его гусеницами танка.

Таким образом, почти без приключений, танк доехал до здания спиртового завода на окраине города. Немцы в это время, ни о чем не подозревая, производили в автомашины загрузку емкостей со спиртом. Открыв огонь из башенного орудия и пулеметов, экипаж Т-28 за короткое время уничтожил два немецких грузовика, бронетранспортер Hanomag, приданный в виде охраны и до 30 человек личного состава противника.

Без ощутимого сопротивления танк Т-28 въехал на улицы города, преодолев реку Свислочь по мосту. Здесь в районе городского рынка была обнаружена колонна немецких мотоциклистов, как раз из роты упомянутого в самом начале Рудолфа Халле. Танк буквально врезался в колонну, давя на своем пути мотоциклы с колясками и живой силой противника. Бросившихся в разные стороны в панике фашистов расстреливали из башенного орудия и пулеметов.

После разгрома роты Р.Халле, на полном ходу танк выскочил на улицу Советская, где открыл огонь по группе немецкой пехоты, столпившейся у театра. На улице Пролетарской, которая была в это время забита живой силой и техникой противника, советский танк на полном ходу въехал в эту гущу, давя немцев гусеницами и расстреливая их из башенного орудия и всех пулеметов.

Ведя шквальный огонь из всех видов оружия Т-28, доехал, таким образом, до городского парка, где была обстрелян 37-миллиметровым противотанковым орудием, расчет которого первым справился с паникой и попытался организовать сопротивление. Лобовая броня Т-28 выдержала попадание выпущенного немецким орудием снаряда. Второго выстрела не произошло, поскольку майор Васечкин ответным выстрелом уничтожил пушку вместе с ее расчетом.

Майор Васечкин, понимая, что паника немцев пошла на убыль, принимает решение прорываться к Московскому проспекту с целью покинуть город. В районе старого городского кладбища танк попадает под фланговый огонь батареи зенитных орудий калибра 88 миллиметров. Снаряд, выпущенный 88-миллиметровым немецким орудием, в то время не могла выдержать броня ни одного известного в мире в тот период танка. Танк Т-28 получил бортовое попадание и загорелся. Майор Васечкин приказал всему экипажу покинуть подбитый танк.

Дмитрий Малько, покинув танк через люк для механика-водителя в передней части корпуса, отполз к ограде, где ему удалось некоторое время оставаться незамеченным немцами. Добравшись до ближайшего дома, он некоторое время укрывался там местными жителями.

Майор Васечкин покинул танк через верхний командирский люк и, отстреливаясь из ТТ, пытался скрыться в районе кладбища, но в ходе перестрелки он был убит гитлеровцами.

Курсант Николай Педан, покинув танк, был взят немцами в плен. Проведя в плену четыре года, он был освобожден и продолжал службу в армии до 1946 года.

Курсант Федор Наумов долгое время скрывался у местных жителей, а потом перебрался к партизанам. В 1943 году он получил тяжелое ранение и был эвакуирован на большую землю.

К старшему сержанту Дмитрию Малько судьба была более чем благосклонна. Уйдя из оккупированного Минска, он умудрился прорваться к своим и продолжал воевать дальше. В 1944 году по иронии судьбы он в качестве механика-водителя уже четвертого его танка освобождал Минск. Каково же было его удивление, когда он увидел на том самом месте свой Т-28, на котором совершил рейд в оккупированный Минск в июле 1941 года. После детонации боекомплекта главную башню танка оторвало и бросило на корпус, но немцы почему-то так и не убрали разрушенный полностью танк, и он простоял на том самом месте всю войну, как памятник героизму советских танкистов.

После войны Дмитрий Малько приступил к розыску членов героического экипажа. В 1964 году оставшиеся в живых Малько, Педан и Наумов встретились. От Наумова Малько узнал о том, что местная жительница Любовь Киреева похоронила погибших майора Васечкина и курсанта Александра Рачицкого. Третий погибший – курсант по имени Сергей (фамилия неизвестна) погиб ещё в танке, и его похоронили немцы (место захоронения так же неизвестно).

В тот период беспорядочного отступления частей РККА от западной границы подвиг экипажа советского танка Т-28 становится, по истине, знаковым событием. Именно тогда уже закладывался фундамент будущей победы, и экипаж Т-28 своим героизмом вложил в него едва ли не первые составляющие.

Вот все, что удалось установить по героическому экипажу танка Т-28:

командир танка, он же башенный стрелок Майор Васечкин (имя неизвестно)

механик-водитель старший сержант Дмитрий Малько

башенный заряжающий курсант Фёдор Наумов

пулемётчик левой башни курсант Сергей (фамилия неизвестна)

пулемётчик правой башни курсант Николай Педан

пулемётчик кормового пулемёта курсант Александр Рачицкий.

P.S. Об описанных выше событиях 3-го июля в послевоенные годы П. Березняком была написана документальная повесть «Огненный танк» , затем и снят художественный фильм «Чёрная берёза».

P.P.S. Реконструкция событий и интервью героя-водителя танка.

Когда мы слышим о героическом поступке, самопожертвовании, то часто задаемся вопросом о том, как бы поступили в данной ситуации сами. И часто для обозначения ситуации, из ряда вон выходящей, и поведении отдельного человека в ее условиях используется слово «подвиг». А что же это такое?

подвиг?

В словаре этим словом обозначают героический поступок, совершить который можно, лишь проявив самоотверженность, смелость, поборов свой страх и переступив через себя. Порой причиной для подвига является любовь - к детям, представителю противоположной стати, к родине, к людям вообще.

В разные эпохи под подвигом подразумевали разные действия. К примеру, античный герой Геракл уничтожал разных чудищ, совершал самые невероятные действия. Но разве сейчас можно назвать подвигом очищение конюшни, кражу пояса у царицы амазонок или в райском саду? Тем более, что совершал он эти поступки только по приказу своего царя. Но, конечно, он подвергался опасности, спасал жизнь людям. Без сверхчеловеческих способностей, огромной силы сделать это он не смог бы. Поэтому на вопрос о том, что такое подвиг, можно смело утверждать, что не совсем обычного человека.

Герои бывают разными

Если в героями становились исключительно по праву рождения (как правило, это были люди с божественным происхождением), то в современном обществе им может стать каждый человек. Экстраординарное поведение, вызванное следованием высшей цели, присуще всем. Но только что можно считать такой целью, ради которой не жалко и жизнь отдать? В любой культуре, во все века таковой считалось спасение человеческой жизни. Особенно если опасность нависла над более слабым - ребенком, калекой, пожилым человеком.

Но также подвиги различаются в зависимости от внешних обстоятельств. Ведь если человек переступает через себя, чтобы спасти большое количество других людей - то это, несомненно, подвиг. Если во время войны боец пытается со своей смертью унести жизни как можно большего числа врагов, то это также подвиг, но иного характера.

Подвиг народа: какой он?

Если с подвигом отдельного человека все понятно, то что стоит понимать под героизмом целого народа? Если в нескольких словах, то это массовое явление в экстраординарной ситуации, чаще всего во время военных действий. К примеру, взять Великую Отечественную войну, когда представители разных народов думали не только о себе и своих родных, но и о мирных жителях, которые защищали тылы. Несомненно, в годы сражения за свою свободу, независимость нации, герои были не только на поле боя. Простой народ (женщины, старики, дети) снабжали армию продовольствием, лечили и укрывали раненых, прятали гонимых от вражеской армии, брали на себя бытовые заботы, поддерживали морально бойцов. И благодаря этому они сумели одержать великую победу в нелегкой войне. Поэтому на вопрос о том, что такое подвиг, трудно дать ответ однозначный. Случаи бывают разные.

Подвиги современности

Что можно сегодня считать героизмом, когда на Земле в большей степени царит мир, а кровопролитные войны, к счастью, остались в истории? Даже в наше время имеют место великие подвиги. Сотрудники МЧС каждый день, выполняя свои профессиональные обязанности, спасают человеческие жизни. Сколько историй можно услышать о том, как сосед, друг или просто прохожий вынес из пылающего дома ребенка на руках? А разве не герой водитель КамАЗа, который сознательно свернул с моста, чтобы избежать столкновения со школьным автобусом?

Так что такое подвиг, Однозначно можно ответить, что им не рождаются, а становятся. Но психология героизма на сегодня окончательно не изучена. Ведь никто не сможет воссоздать в лабораторных условиях ситуацию, когда имеет место реальная угроза жизни человека. Но все же, героизм бывает физическим (когда риску подвержены жизнь или здоровье человека), моральным (когда человек идет вразрез с общепринятыми нормами и правилами) и витальным (когда человек преодолевает собственные фобии, недостатки, зависимости).

Подвиг должен быть предметом беседы в каждый знаменательный день. Нужно принять подвиг, как нечто призванное и не устать говорить и мыслить о нем. Несчастье порождается умалением подвига. Точно в малую дверь вносят большое подобие храма и при толчках ломают самые ценные украшения.

Опасно в день знаменательный вносить свои сетования. Как пояснить, что такие грубые приемы подобны падению молота на струны приготовленного инструмента? Человек, изрыгающий самые разрушительные слова, как младенец прибавляет: «Ведь небо не обрушилось!» Он не может усмотреть разрыва внутренних нитей, которые ничто и ничем не может связать; так часто наносится непоправимый вред. Но каждое сердце, познавшее Огни, утвердит понятие подвига, ибо без него тесна и невозможна жизнь. Так понесем подвиг всех трех Миров.
Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 1, 96

(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Солнце не может не светить – это его обязанность. Так же и горящее сердце не может не благодетельствовать окружающее. Надо только, чтобы его Свет был сильнее окружающей тьмы. Иначе тьма угасит его. Подвиг несения Света заключается в том, чтобы охранить пламя сердца от угашения. Легко ли это? Только жизненный опыт покажет, сколь труден подвиг несения Света. Великое Сердце и Свет миру Приносит Великий. В этом значение Великой Жертвы. По великости или малости сердца и жертва. Пусть каждый стремящийся к Свету помыслит о том, чтобы жертва его была неумаленной.
Грани Агни Йоги, 1968 г. 356

(Гуру – Н.К.Рерих). В том и состоит трудность пути, что радость первого соприкасания со Светом заменяется терниями соприкасания с несовершенствами жизни. А они очень колючи. И кому же охота нести на себе терновый венец служения Свету. Ведь это уже подвиг. Но где же герои духа, хотящие его! Так, огненное устремление к Свету и подвиг не отделимы одно от другого.
Грани Агни Йоги, 1971 г. 138. Новосибирск, «Агни», 1997 г.

ЧЕЙ ПОДВИГ ТРУДНЕЙ?
(Из Посланий Высокого Источника)

Когда мы нераздельны и вместе, когда все, что вовне - все за кругом, за огненным кругом слиянности нашей, тогда замолкают мирские голоса и дух от их власти свободен. Но есть еще Высшая степень слиянности огненной, когда в самом разгаре, в полуденном зное земной суеты, среди шума и сутолоки мира земного слиянность сознаний звучит во всей своей мощи. В далеких горах, в уединении, в созвучии с Высшим отшельник живет. Но ныне пламенный агни йог созвучие огненное сохраняет не удаляясь от жизни, но находясь в середине ее. Чей подвиг труднее? Великие от Чаши земной не уклонялись, но яро испивали ее всю и до дна. Мы подвигом трудным Считаем путь утверждать среди жизни обычной в низинах.

«Урусвати знает различие между подвигом и благоразумием. Подвиг может быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие.

Если бы Жанна д’Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагоразумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению, но по чувствознанию.

Существуют толпы людей, для которых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех преступлениях готовы твердить мертвое слово – «благоразумие».

Не истолкуйте ложно Наше отношение к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо и мудрое разумение полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово «подвиг», настолько оно противно их психологии.

Вот еще страница Нашей Внутренней Жизни. Мы можем утверждать, что каждый был причастен подвигу, некоторые из них сохранила история, но большинство не было отмечено. И сам деятель не должен утруждать свою память о тех исканиях, которые были добром. Но слово «благоразумие» Мы не употребляем. Можем предупредить об осторожности и осмотрительности, но чем глубже будет деяние по своему значению, тем больше Мы порадуемся. Мы отмечаем каждый подвиг. Он создает звено эволюции.
Учитель должен преподать различие между многими понятиями, иначе школьники будут твердить их бессмысленно, как некие птицы. Засорение человеческой речи есть общественное преступление.

Мыслитель говорил: «Предоставьте благоразумие торговцам, вы же полюбите деяния героев» Учение Живой Этики: Надземное, 571.

Главное – не отрываться от Учителя. Быть вместе с Ним в духе всегда совсем не означает, что нельзя думать ни о чем другом. И в то же время все мысли и действия наши в жизни обычной должны проходить в осознании постоянного контакта с Учителем. Тело часто не чувствуем и даже не думаем о нем, однако всегда знаем, что оно с нами и мы в нем. Точно так же нужно внедрить в сознание и явление невидимого Присутствия Учителя в духе, сознательно или подсознательно, но всегда утверждая его. Когда это понимание дойдет до сердца и в нем утвердится прочно, то и поведение перед Ликом Великим изменится соответственно. Думаете, что одни, что Учитель не Видит и не Знает? Какое заблуждение! Считайте, что живете в доме стеклянном и что Око Ведущего Видит все. Не на словах считайте, но в действительности, ибо Вижу и Знаю. Суровую школу проходят хотящие Света. На подвиг Учитель Зовет. А путь подвига не розами устлан, но терниями.

(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Освобождаясь от тела, сотрудники Братства освобождаются от земных забот, но берут на себя заботы пространственные, еще более ответственные и тяжкие. В Братстве нет безработицы и безработных. В этом уклад жизни Братства. Нужно приучить себя к мысли, что везде труд и что труд бесконечный – единственный путь эволюции духа. Правда, в Девачане можно отдохнуть, но и этот отдых временен, и особенно сильные и самоотверженные духи отказываются от него и берут на себя подвиг надземный. Великий Дух, сказавший: «Се Аз Есмь с вами всегда, во все дни, до скончания века», – Взял на себя также и Огненный Подвиг Великого Служения людям не только в мире земном, но и в Мире Надземном.

Мы Говорим о Красоте потому, что антиподом ее будет безобразие. Высшие слои Тонкого Мира насыщены Красотою и ее образами. Низшие, наоборот – образами безобразными и отталкивающими. Служение прекрасному создает вокруг человека и соответствующие мысленные образования, и магнитное притяжение к созвучным им сферам пространства. Зло, как таковое, безобразно, и злое мышление обезображивает своими формами те сферы, в которых оно проявляется. Внешне ложь и лицемерие могут сопровождаться фальшивой улыбкой, но тонкие образы их будут весьма непривлекательны. Их творец окажется в их окружении, когда попадет в мир этих образований. Служение прекрасному выгодно для самого служителя, ибо связывает его со Светом. Хотим научить людей изъять из жизни всякое безобразие: и в мыслях, и в чувствах, и в делах, и поступках, и в том, что они создают своими руками. Хотим, чтобы Красота стала ведущим принципом жизни. Хотим, чтобы отношения между людьми стали тоже прекрасными.

Разве насилия, убийства, преступления и пороки сочетаются с Красотою? Но подвиг быть может прекрасным. Красота духа будет высшим достижением человека. На ступени завершения красота духа сочетается с красотою тела. И плотная, и тонкая формы становятся поистине прекрасными. На Высоких Планетах люди очень красивы, красиво их окружение: жилища, одежда, предметы обихода. Все это соответствует ступени красоты духа. Красота там является выражением сущности человека. И нет там болезней, терзающих и обезображивающих тело. Трудно даже представить себе, какие изменения произойдут на Земле, когда люди устремятся утвердить Красоту в жизни. Обитатели городских трущоб, окруженные безобразием, грязью и смрадом, являются позором на совести тех, кто допускает такие явления. Ответственны за них все, кто живет в лучших условиях. Наступает время необходимости преображения безобразных условий жизни земной.

Подвиг – есть принесение Света-добра людям в той или иной форме. Злое деяние не будет подвигом. В подвиге всегда кроется жертва, быть может, даже жизнью. Величие подвига заключается в размерах принесенной жертвы. Потому подвиг всегда является жертвенным. Это жертвование своими личными интересами во имя чего-то, лежащего за пределами их, очень характерно для героических деяний. Подвиги бывают великие и малые. Истинно, подвижническая жизнь состоит из непрерывного ряда подвигов разного размера, сливающихся в одну сияющую цепь жизни. Такое подвижничество труднее одного отдельного деяния, ибо требует постоянного и длительного напряжения сил. Носители Света идут на такое постоянство, и оно кульминирует в конечном, завершающем надземном или земном подвиге. По силе духа и по его высоте – и подвиг. Подвиг всегда доброволен. Вынужденный подвиг или по приказу уже теряет в своей светоносности. И Великое Служение и Подвиг всегда добровольны и определяются решением сердца.

(М.А.Й.). Великие Учителя иногда Приближали к Себе людей весьма не совершенных, но устремленных, ибо Знали, что при устремлении зерна Света, закладываемые Ими в сознание подходящих, дадут свои светлые всходы. Так оно в действительности и есть. При устремлении трансмутация духа являлась следствием того, что Заветы Учителя принимались духом и преображали его сущность. Часто поляризация энергий на противоположном полюсе толкала людей на подвиг и героические деяния. И тот, кто был холоден или горяч, не извергался из потока эволюции. И только тепленьким угрожала опасность стать Космическим сором.

(Гуру – Н.К.Рерих). Красота может быть величаво-суровой. В величественных явлениях природы можете видеть ее. И духа суровость быть может прекрасной. Красота многогранна. Многогранность ее уявляется и в человеческом духе. В подвиге привлекает Красота. Матерь Мира, воплощая в себе образ Красоты сверхчеловеческой, посылает сынов Света на подвиг. В подвиге выражается та высота, которой достиг дух человека. Народ, проявивший массовый героизм духа, показывает этим свою историческую жизнеспособность и пригодность к эволюции. Вот почему Владыки Дали рок лучший лучшей Стране, Родине нашей.

(М.А.Й.). И все же духом падать нельзя, как бы ни было темно вокруг и какие бы трудности, препятствия или огорчения ни громоздились. Ведь это будет означать допущение тьмы в сердце и угашение сердечных огней. Подвиг несения Света заключается в его непрерываемости. Такой подвиг особенно ненавистен темным и всегда вызывает их особую ярость и противодействие. Постоянно и ровно горящее пламя особенно ценно. Не бойтесь напряжения, вызывающего устойчивость огненную.

(М.А.Й.). Плита, давящая на сознание, и есть тягость мира сего, и есть Ноша мира сего, и есть Чаша яда, испиваемая духом в условиях плотного существования. Чем выше дух, тем тяжелее Ноша. Знаете легенду о Гигантах, держащих Землю. Несение Света неразрывно связано с Ношей земною. Изучая жизнь Духов Великих, можно обратить особое внимание на величину Ноши земной, которую Они Несли, или на величину Чаши яда, которую Они Испивали. Подвиг, невыразимый словами, который был совершаем каждым из Них, нельзя отделить ни от Ноши земной, ни от Чаши с ядом. Распятие духа не символ, но суровая действительность, через которую Проходили эти Великие Духи. Их подвиги почтим пониманием и осознанием значения их для человечества в целом.

(Гуру). Если внимательно проследите жизни Носителей Света и верных сотрудников Их, то увидите, что вся жизнь Их протекала под знаком напряженной, суровой и беспощадной борьбы с силами противодействующими, то есть с тьмою. Увидите, что жизнь Их была наполнена трудами и трудностями, неодолимыми для обычного человека. Увидите, что даже при кажущемся внешнем торжестве тьмы победителями выходили все же Они, и в веках Их подвиги начинали сиять несказуемым Светом. Так, предательство Иуды было заклеймено клеймом несмываемого позора и подлости. Так, подвиг Спасителя и Жертва Его были отмечены всем человечеством как высочайшие Деяния Света.

(М.А.Й.). Теперь понимаете, для чего нужно утверждение имени Гуру, для чего нужны его картины и книги и почему известность его, столь широко распространенная в мире, нужна не для его прославления, но для утверждения Учения Владык. Возвеличивая его, возвеличиваете Пославших его на подвиг. Ведь не кончилось ничто, а наоборот, будущее, сужденное человечеству, только приближается. И то, что дано, и те, кто давал, встанут перед человечеством в новом ореоле и в новом и более широком понимании их мировой миссии. Плоды созревают ко времени. И будет что собирать. И хватит на всех, ибо посев был великим.

Каждая мысль становится вещью – явной, видимой, осязаемой, вибрирующей тут же около своего породителя и создающей его окружение. Знали бы [это], жили бы, а то не живут, а влачат жалкое, отемненное существование [там, в Мире Тонком]. Влачат и здесь [на Земле], но не видят причины. Карма творится мыслью и здесь и там. Ясносияющая мысль создает светлую карму, но злая и темная злую творит. Опасайтесь даже мелких [мысленных] соринок. Соринка в глазу или перед глазом мешает видеть горизонт. Надо мыслью о Свете творить Свет, о Красоте – красоту, ибо мысль безобразная творит безобразие. А творцы мы сами, на себе самих исчерпывающие результаты своего творчества. Радость у Нас о творящих Свет мыслью и печаль о тех, кто творит мыслью потемки. Человек определяется по степени светимости его мыслей. Подвиг – когда Свет среди мрака творится. Благо им, Свет в мир вносящим. Что вносит он в мир и что внес, каждый может спросить себя сам и ответить, что внес он мыслью своею, Свет или тьму, и по ответу – судить себя сам. Каждый имеет в себе судию. Если бы [люди] мыслили каждый о Свете, и если бы каждый стремился умножить его!

Право на вход в те или иные сферы пространства, а также и принадлежность к ним определяются вибрационным ключом ауры, или, говоря другими словами, – степенью ее светоносности. При этом совершенно неважно, как назвал или называет себя ее носитель, какого цвета его кожа, к какому слою общества он принадлежит, имеет диплом об образовании или не имеет, богат он или беден и какие убеждения исповедует. Когда сброшено плотное тело, все отпадает, но четверица остается со своею степенью светимости. Темная аура дает возможность войти в такие же темные слои пространства. Осветлять ее в условиях Надземного Мира очень трудно. Если устремление к Свету было проявлено еще на Земле, начинается смертельная борьба Высшей Дуады с низшей за Свет. В общем, тонкое состояние развоплощенца – состояние «справедливое», то есть каждый имеет то, что заслужил, чего достиг и что находится в полном созвучии с его природой. На Земле люди различают себя по разнообразным признакам, при этом банковский счет или высокое социальное положение играют немалую роль. Также считают, что принадлежность к тому или иному вероисповеданию, секте, политическому или социальному движению имеет какое-то значение при определении ценности человека. Но это не так.

Человек, называющий себя христианином, может быть инквизитором, то есть явным служителем тьмы, а коммунист, не верящий ни во что поверх обычного материализма, но отдающий все силы свои на благо человечества и готовый на подвиг самоотвержения даже ценою жизни, имеет светоносность ауры, о которой не смеют даже мечтать те, кто на словах признавал Бога, но ведет позорные войны. Применяя принцип светимости при определении человека, приходится отказываться от обычных мерок и определений. Когда снимки аурических излучений заменят собою паспорта, произойдет разделение человечества по светоносности аур, и тогда ничто темное не получит доступа в среду вершителей судеб человеческих.

(М.А.Й.). Ошибочно полагаете, что Великие Подвижники Проводили свою жизнь в восторгах духа и радости постоянного Присутствия Сил Высших. Нет. Тяжкие труды, борьба и испытания были Их уделом. Великие Посещения были очень редки, их ожидали годами. Труд и подвиг, тяжелый, упорный и каждодневный, требовали огромного напряжения сил. Почтим пониманием путь жизни их тяжкой.

(М.А.Й.). В отличие от слезливой чувствительности истинная любовь должна быть действенной, то есть такой, когда во имя и ради того, кого любит, человек готов даже на подвиг. Так, ученик, сердце которого пылает такою любовью к Учителю, готов сурово и безжалостно исчерпать в себе все неизжитые чувства и все свойства своей низшей природы, все свои недостатки и слабости. Если же он говорит или думает о том, что любит Учителя, но ради него не поступится ничем, то эта любовь воображаемая. Бывает воображаемое мужество или какое-то другое качество духа, бывает и воображаемая любовь. Все воображаемые качества рассыпаются прахом при столкновении с жизнью. Проверить себя, где воображение и где действительность, очень нетрудно, стоит только посмотреть, что сделано для очищения сознания от всякого сора во имя любви к Учителю Света.

(М.А.Й.). Столько людей на Земле, и так мало близких, и так одинок человек среди этого множества себе подобных. Спаситель Пришел, и пусто было вокруг! И в одиночестве Совершали Свой Подвиг Великие Духи. Одиночество – удел сильных. Но пройти через него должны все. И если в жизни посчастливилось встретить хотя бы одного верного и преданного друга, то это уже хорошо. Мнимая дружба рассыпается прахом при испытании жизнью. Поэтому лучше не заниматься самообманом и не умиляться масками. Но самое трудное в том, чтобы, зная все это, все же надо сохранить доброе и благожелательное отношение к человеку, а жизнь посвятить служению людям.

Ритм Общения избавляет от необходимости ходить в гости за вдохновением и ждать милостей от неба. Крылья ритма несут дальше без вымученных усилий. Надо лишь поддерживать должную степень светоносности ауры и не позволять себе слишком легко поддаваться воздействиям окружающей среды. Пространственные токи в этом отношении не так опасны, ибо сменяются довольно быстро, но тупость инертности «двуногого» мышления может потушить даже сильное пламя, если сознательно ему не противостать, оберегая свои огни. Сколько светлых огней было угашено жизнью! Пронести пламя сердца через жизнь – уже подвиг. Тянутся к нему мохнатые руки. Каждое зажженное сердце совершает подвиг несения Света в условиях плотного мира.

(Гуру). Служение Свету и подвиг становятся неотвратимыми, когда накопления Чаши достаточно велики. Именно они толкают дух на это Служение, и тогда Великое Делание становится и доступным, и возможным. Огненная энергия накоплений не может быть уже более сдерживаема. Так творили свои подвиги все герои, подвижники, все Великие Духи. Так Отдавали людям накопленные сокровища духа Носители Великого Света. Свет миру Несли и тем Освещали пути человечеству в будущее.

Когда счастливый и богатый человек оказывает помощь несчастному и бедному – это одно, но когда это делает отягченный судьбою, нуждающийся человек – заслуга его велика. И если Архат Посылает свои энергии на помощь, то это совсем не означает, что Его собственные дела не в нужде. Только самоотверженность оказывает помощь, не думая о себе и своих страданиях. А такая степень самоотверженности уже подвиг. Отвержение от себя есть первое условие следования за Учителем Света. Трудно дается Учение, если человек наполнен собою и своими личными переживаниями, вернее, оно совсем не дается. Так, самоотверженность есть путь к Свету кратчайший. Но люди предпочитают кривые обходные дорожки, не приводящие к цели, хотя и создающие мираж продвижения. Сколько таких самообманывающихся путников, бредущих совсем не туда, куда полагают они. Устремление хорошо, когда движимо любовью, преданностью и самоотвержением. Ведь устремиться можно и в пропасть. Много устремленных людей, но не так, как нужно, и не туда, куда нужно. Где они все? Куда увело их это искривленное устремление?

(М.А.Й.). Даже в ритм каждодневного Общения невозможно войти, от себя не отрешившись. Но самоотвержение от себя необходимо для того, чтобы контакт состоялся. А сколько всевозможных и постоянно мелькающих условий мешает ему и требует постоянного преодоления, то есть приложения силы. Недаром Сказано, что «Царствие Божие силою берется». И требуются великое упорство, настойчивость и постоянство в этом несломимом устремлении к Свету. Мелькающие огоньки устремлений, сколько их угасает под дуновением тлетворного дыхания ветхого мира! И как трудно нести огонь устремления среди жизни обычной! Великим Служением называем этот подвиг несения Света среди не знающих Света людей.

(Гуру). Непревзойденная красота истинных произведений искусства силу свою получила из Сфер Высших. Да! Есть Сферы Незримого Мира, насыщенные красотою и гармоничные во всех формах своего выявления. Красота и безобразие – такие же антиподы, как Свет и тьма. И если Свет и Красота – синонимы, то синонимами будут безобразие и тьма. Орбиты этих двух антиподов проявления земного мира можно расширять, включая в каждую из них соответствующие явления. И если в орбиту Света включить гармонию, созвучие, вдохновение, добросердие, великодушие, мужество, подвиг и все прочие положительные и светлые качества духа, то в орбиту тьмы войдут противоположные им, и прежде всего злоба, жестокость и человеконенавистничество. Определив орбиты этих антиподов, уже нетрудно сознательно примкнуть к той, которая притягивает к себе сознание. Нужно только добавить, что если орбита тьмы ограничена кругом своего проявления, то орбита Света не имеет границ.

(Гуру). Соберем по преданности и устремлению. И каждому место найдем. Никто не будет забыт. Велико поле для приложения энергии. Работы на всех хватит с избытком. Нужда велика в знающих и подготовленных. Пригодится каждая крупица знания. Озеленит пустыню знания – подвиг.

(Гуру). Мы предпочитаем полет огненной, устремленной в будущее мечты сумеречному прозябанию в призрачной очевидности. Мечта ведет, мечта устремляет и вдохновляет на подвиг. Но на что вдохновляет обывательское болото? Единственное, что может спасти обывателя, – это неустанный труд, труд честный, напряженный и радостный. Путь труда есть вернейший способ возжжения огней. Сейчас, когда идет стремительное переустройство мира, спасение только в труде. Учение Жизни говорит о труде бесконечном, труде во всех мирах и на всех планетах. Огненные Великие Духи, до Самых Высочайших включительно, Пребывают в трудах неустанных. Чем выше дух, тем и труды его величественнее и огненнее. Спокоя нет в Космосе, трудятся все.

(Гуру). Когда путь сосредоточен внутри, можно идти, и притом независимо от внешних условий. Они действовать будут, они не могут не влиять, но все же им не разрушить путь, что внутри пролегает. Преподобный Сергий совершал свой подвиг в лесах, йоги – в горах уединенных, Христос Удалялся в пустыню. Изнутри черпают они свой творческий огонь, ибо все – внутри человека, даже Царствие Божие. Внешнее же – как кремень и удары кремня, высекающие искры и дающие пламя из сущности духа. Внутренней силой идет через жизнь человек, понявший, что огненный источник беспредельных возможностей заключен в нем, внутри.

(М.А.Й.). К Нам обычно приходят за тем, чтобы получить, чтобы взять. Но так редки те, кто приближается, чтобы дать, чтобы помочь и разделить Труды Наши и нагружение. Как высоко Мы Ценим их, приходящих для того, чтобы помочь. Конечно, они получают сторицей за беззаветную самоотверженность свою, и приходят они не для того, чтобы получить, но чтобы разделить с Нами тягость Ноши мирской. Только любовь может устремить на подвиг такой, любовь к Учителю Света. Благо им, приносящим свои энергии и Свет свой на построение Великого Храма Жизни. Их вклад будет наиценнейшим.

(Гуру). Труден подвиг несения Света, ибо требует расхода сердечной энергии, то есть Агни. Труден потому, что тьма окутала Землю и восстанавливать потраченную энергию весьма нелегко. Но заболеть от перерасхода психической энергии легко и просто. Надо быть очень осмотрительным при выдаче энергии, чтобы не обессилеть, выдав сверх меры законной. Еще раз напоминаю о Рамакришне, растерзанном психически своими почитателями и поклонниками.

(М.А.Й.). Чувства, качества, свойства и мысли, выводящие человека за пределы личности малой, такие, как подвиг, самоотвержение, сострадание, устремление, служение людям, сверхличная любовь к Обликам Высшим и все прочее, им созвучащее, являются серебряным мостом для духа, завоевывающего бессмертие свое.

Скажу нечто чрезвычайно важное: явление труда служит ступенями лестницы восхождения духа. Труд и здесь, и там. Тут труд добровольный, труд вдохновенный, труд светоносный и, конечно, сознательный так продвигает, как не могут продвинуть никакие упражнения или какие-либо другие попытки подняться по Лестнице Света. Так же, как труд ненавидимый, вынужденный и подневольный, труд рабский и отемнённый, разрушает сознание. Потому Добавлю: труд напряженный любите. Любимый труд, ремесло или мастерство особенно плодоносны, как на крыльях несут они дух к вершине достижений. Жизнь, проведенная в напряженном и непрестанном труде, дает духу далеко идущие следствия. Постоянство напряженного труда возжигает огни и дает им устойчивость. Выше всего стоит труд творческий. В этом отношении служители искусства идут впереди всех, ибо истинное творчество – удел человечества во всех мирах. Только продукты такого творчества могут украсить земной сад.

Самый трудный и самый высокий вид творчества – это творчество мысли. Планетные Духи мыслью Творят, космическое творчество идет силою огненной мысли. И даже земные труженики, творящие руками человеческими, должны мысль прежде оформить и ее предпослать каждому движению рук. Мысль есть основа всякого творчества. Светоносное творчество мыслью особенно нужно и особенно ценно, ибо мысленное творчество большинства людей направлено на порождение зла. Светоносное творчество мыслью тьму поражает, разрежает ее сгустки и нейтрализует многие темные начинания. Мыслью можно творить, порождать и вызывать Свет и мыслью же можно убивать, уничтожать и испепелять тьму. Много в мире земном и в Мире Надземном мыслью творится. Сознательное, пространственное творчество мыслью Ставим очень высоко, то есть очень Ценим его. Сознательных творцов мало, но бессознательные – все. Если бы все люди объединились в сознательном или даже бессознательном, но светоносном творчестве мыслью, преобразился бы мир. Сознательное творчество мыслями зла есть удел сознательных служителей тьмы. Много зла ими в мире творится. Идет постоянная великая борьба между сознаниями, творящими Свет и творящими тьму. Утверждение Света вызывает на утверждающего волны тьмы и темных противодействий. Потому подвигом трудным Считаем светоносное творчество мыслью и утверждение Света среди тьмы, стремящейся затопить Землю. Труден подвиг Носителя Света.

(М.А.Й.). Знаете случаи, когда не только ваши, но и наши ожидания не осуществлялись, ну и что из того? Не ожиданиями и мечтаниями живем, но делом. А в чем оно состоит и как выполняется, каждый может дать себе самому суровый отчет. Если ставить Дело Владыки в зависимость от неисполнившихся надежд и чаяний, то и о главном, то есть о несении светильника духа, можно забыть. А дело не ждет. Тьма ополчилась. Тьма на последний приступ идет. Неужели забудем о наинужнейшем. Подвиг требует дела и активного противостояния тьме.

И что пользы человеку, если весь мир приобретет, а душу свою потеряет. И поставил Его на крышу храма и показал все царства земные и сказал: «Все будет твое, если падешь, поклонившись мне». Так каждому духу по силе его тьма предлагает земное прельщение в разных формах, чтобы отвратить его от Пути Высшего. Кому что: кому царство земное и слава, а кому и благополучие обывательское, изобилие плодов земных и достаток, но сущность испытания одна – предлагается нечто, отклоняющее не выдержавшего испытания духа от прямого пути к Свету. Весь драматизм сделанного неправильного выбора понять можно лишь по следствиям. Не скоро порою назревает полюс последствий, но назревает неумолимо, и результатов не избежать. Пройдут годы, кончится сказка земная, и куда пойдет выщербленный дух, отказавшийся в минуту нужды помочь строителям Нового Мира. Страна Моя, и стрелы летят, и нужны ей помощники. Но, увы, сколько их, отказавшихся и уклонившихся под тем или иным предлогом. Тьма стремится яро отторгнуть оставшихся.

Когда Спрашиваю, пойдешь ли за Мною, Предвижу решающий выбор. Посмотрите, кто устоял из сделавших выбор неверный. Все уклонились, и все отошли и избрали кривые пути, хотя и считают себя на служении Свету, но в действительности пополняют стадо самообольщенных. Потому выбор последний решает все. И хотя сделавший правильный выбор и идущий на подвиг и говорит: «Да минует меня Чаша сия», но путь тернистый им принят, путь трудный, путь Света. Не бойтесь его тягостей. Ибо Приму на Себя тягость его, если решение сделано верно. Кто хочет благополучия и жизни довольной, их будет иметь, но не будет иметь чести в Деле Моем, если избрал путь довольства земного и на Зов не пошел. Никакие самооправдания и оговорки не помогут сделать черное белым. Дезертирные духи – так Называем бежавших с бранного поля Владыки. Темные шептуны окружают шатающихся и шепчут слова уползания и побуждают уйти, и бежать, и бросить начатое дело. А кто же будет делать его, если не вы, знающие Волю Владыки. Через кого вольются новые мысли в сознания ждущих? Ведь знающих так мало. Темные преуспели. Неужели допустите их торжество? Где же руки желающих помочь?

Если носители власти земной, земного могущества и богатства не равны с обывателями перед законами человеческими, то перед Законами Космическими равны все. Законы Космические не делают для людей исключений, и с ними приходится считаться. Многие идут против них и платят жестоко. Особенно сурова участь должников. Закон причин и следствий непреложен. Следствие созвучно причине. На одном конце причина, на другом – следствие. Пытающиеся уклониться от действия закона самообманываются. Но созданием новых причин, отличных от прежних, можно создавать новые следствия. В этом случае приводится в движение творческая сила воображения. Подвижник – это человек, силою духа творящий цепь причин, созвучных с Космическими Законами. Какова причина, таково и следствие. И самым выгодным помещением духовного богатства человека будет подвиг.

(М.А.Й.). Утверждение необычного в жизни – уже подвиг. Под необычностью подразумеваем явления Света. Удержать сознание на уровне необычности можно лишь ритмом. Временные и спазматические усилия не дадут нужных следствий. И, когда нет вдохновения и горизонт будущего застилается мглою, ритм утвержденный помогает рассеивать мглу.

(М.А.Й.). Кто к Владыке идет, тот цели достигнет, и невозможное станет возможным. Осознание Незримого Присутствия приближает к цели и дает силу двигаться вперед непрестанно. Под воздействием Луча застой невозможен. Надо лишь, чтобы сознание от цели не отклонялось. Очевидность плотного окружения яро противодействует этому. И борьба и усилия сосредоточиваются на том, чтобы победить иллюзии плотной видимости. И самоотрешение, и подвиг, и преодоление чувства собственности и власти вещей и богатства – все это являет собою борьбу с иллюзиями Майи и воздействием очевидности. Когда бытие переносится в мысль и дух превалирует над плотью, далекая цель становится близкой и достижимой.

Поступок погибшего, но не сдавшийся Хусена Андрухаева ставили в пример другим бойцам и офицерам Красной Армии. Этот офицер, талантливый поэт и журналист, был не только отважным командиром, но и политруком-снайпером, успевшим отправить на тот свет немало гитлеровцев.

Юный поэт

Будущий Герой Советского Союза родился в крестьянской адыгейской семье. Хусен рано приобщился к труду, вместе с родителями работал в колхозе. Он очень любил читать, особенно поэзию. Многие стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Маяковского мальчик знал наизусть. Пробовал сочинять и сам. Первое стихотворение Хусена Андрухаева было опубликовано в местной газете, когда юному поэту исполнилось 14 лет. Оно называлось «Шехурадже» и посвящалось речке Шехурадж, на берегах которой мальчик так любил играть.
После школы Адндрухаев поступил в педтехникум. Там он организовал литературный кружок, члены которого выпускали рукописный журнал, где публиковались начинающие авторы. Молодые поэты проводили литературные вечера в адыгейских аулах, собирали сказания устного народного творчества.
По окончании техникума Хусен Андрухаев работал в редакциях районной и областной газет. К тому времени уже началась Вторая мировая война. Войска гитлеровской Германии уверенно подступали к границам СССР. Молодой поэт решил: лучшее, что он может сделать, – это связать свою жизнь со службой в армии.

Меткий стрелок

Андрухаев поступил в военно-политическое училище. После его окончании его, молодого лейтенанта, назначили на должность младшего политрука стрелковой роты. Дивизия Андрухаева уже имела боевой опыт в войне с белофиннами. Хусен сразу же показал себя как меткий стрелок. Начало Великой Отечественной войны застало дивизию в Армении. Рота Андрухаева была направлена на Южный фронт.
Бои на этом участке были тяжелыми, противник имел двукратное превосходство как живой силе, так и в технике. Первое сражение подразделение Хусена Андрухаева приняло в конце сентября 1941 года в Запорожской области. В результате девятичасового боя наша стрелковая дивизия отбила у противника село, захватила в плен сотни гитлеровцев. Андрухаев впервые отличился как снайпер, поразив из винтовки свыше 20 фрицев.
Этот опыт был немедленно взят на вооружение на Южном фронте. Выпустили даже специальную листовку, в которой бойцов просили брать пример с политрука-снайпера. А сам Андрухаев взялся обучать способных солдат своей роты снайперскому мастерству.

Русские не сдаются

Дивизия, где служил Хусен Андрухаев, была переброшена в район Днепропетровска. В октябре 1941-го здесь велись ожесточенные сражения с танковыми подразделениями Клейста, в которые входили три дивизии СС. Войска Красной Армии вынуждены были отступать, оставляя города и села.
В ноябре возле села Дьяково стрелковый полк Андрухаева принял на себя основной удар танковой дивизии – противник бросил на наши позиции свыше сотни танков, сопровождаемых мотопехотой. В том жестоком сражении был убит командир роты, и политрук взял командование на себя.
Андрухаев повел бойцов в контратаку. Хусена ранило в щеку. Гитлеровцы пытались окружить оставшихся в живых красноармейцев, и тогда политрук остался прикрывать отступление своих солдат.

Немцы наседали, зная, что офицер остался один, кричали: «Рус, сдавайся!», на что раненый Хусен Андрухаев, отстреливаясь, отвечал: «Русские не сдаются!» Когда кончились патроны, политрук взял в руки противотанковые гранаты и, дождавшись, когда фашисты подберутся ближе, с криком «На, возьмите, гады!» подорвал себя вместе с ними. Все эти подробности рассказал потом пленный немец, участвовавший в том бою. Его товарищи, посмотрев документы погибшего Андрухаева, очень удивились, что фразу о несдающихся русских произнес адыгеец.
Есть легенда, что когда шла подготовка документов о присвоении посмертно Хусену Андрухаеву звания Героя Советского Союза, Сталину рассказали о последних словах отважного политрука. Верховному главнокомандующему эта фраза понравилась, и он приказал использовать ее в пропагандистских целях.

Именем Героя

Память о подвиге Хусена Андрухаева увековечена в названиях улиц – в селе Дьяково, под которым он погиб, в других населенных пунктах – также именем героического политрука названы педагогический колледж и несколько школ.
Снайперская винтовка Андрухаева также стала именной. Ее передали другому меткому стрелку, Николаю Ильину, впоследствии Герою Советского Союза. А после гибели Ильина – снайперу Афанасию Гордиенко. Сейчас знаменитое оружие – экспонат Центрального музея Вооруженных сил.