Весенний дождь фет. Стихотворение А.А

А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А.А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности.

Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости:

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Краски, звуки, запахи - все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Его называли певцом русской природы, музыкантом бесконечных полей, густых лесов и цветочных лугов. Он говорил о природе с легкой точностью и удивительным мастерством. Его вздору удавалось увидеть малейшие изменения в окружающем мире, не заметные многим людям. Этим человеком, способным разглядеть простое и величественное в нашем бренном мире, был русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет.

Легкая лирика и способность уловить хрупкость каждого мига наиболее ярко отображены в стихотворениях поэта о природе. Таковым, например, стало произведение «Весенний дождь», написанное в 1857 году. Его принято относить к циклу «Весна».

Автор создает картину дождя в весенний день, теплый и праздничный. Дождь возникает незаметно. Вокруг светло, блещет солнце, резвятся воробьи - ничто не предвещает плохой погоды. И вдруг тихая картина яркого, радостного весеннего дня прерывается - начинает идти дождь. Но несмотря на неожиданную перемену, вокруг продолжает царить ощущение теплоты и радости, наслаждения жизнью.

Дождь преображает природу, делает все вокруг чище и светлее: почувствовался аромат липы и свежесть листьев и травы, опушка леса заиграла другими красками. Возникает ощущение полупрозрачности тонов и особого преломления света, ощущение нежности.

Восприятие стихотворения переживает изменения от первой до последней строфы, которых здесь всего три. Первая из них - это рисунок дня, залитого яркими лучами солнца. Но уже начальное слово «ещё» намекает на переменчивость данного состояния природы. И вправду, все стремглав изменяется во второй строфе: начинается дождь. А третья строфа дает быструю характеристику происходящей действительности.

Интересно, что в стихотворении о дожде это самое слово «дождь» не употребляется. Фет подбирает к нему самые разнообразные метафоры, называя то «золотым дождем», то «завесой». Звучащие глаголы «брызнули» и «барабанит» помогают воссоздать звуковую картину происходящего: читатель ясно слышит громкие удары капель.

Стоит отметить и то, что в стихотворении об изменении картины природы не употреблены цветовые эпитеты. Их всех Фет мастерски замени глаголом «блещет». Эта устаревшая форма глагола как нельзя лучше наделяет каждую строку светом и переливами цвета.

Воробей «трепещет», когда купается в песке, а на него льются с неба потоки света. Почему Фет использовал именно такой возвышенный глагол? Может быть, он хотел сказать, что это трепетание чувств самого автора? В данном произведении природа и душа человека соединились в одно целое…

Все вокруг находится в ожидании некого чуда, в душах людей зародилась вера и надежда. К саду подходит «что-то». Наверняка этого «что-то» и ждет лирический герой стихотворения, и этим гостем становится весна, влекущая за собой перемены.

Стихотворение довольно простое по своему построению. Оно написано четырехстопным ямбом, который позволяет передать движение, создать ритм и ощущение резких перемен.
Звуковая сторона произведения позволяет передать порывистость погоды: аллитерация буквально позволяет услышать, как стучат падающие капли по стеклу.

Через диалог искусств можно познакомить детей начальной школы со стихотворением А.А. Фета "Я пришёл к тебе с приветом".

Литературные страницы кружка "Соловушка"

Цель: рассказать об особенностях творчества А.А. Фета.

Задачи: продолжить работу над анализом поэтических произведений, развивать умение выражать свои мысли, научить разделять восхищенное отношение поэта и художников к природе, родной земле, формировать ценностное отношение к окружающему миру.

На доске надпись: Природы чудные мгновенья... (после определения темы добавляю слово "Весна"), ниже надписи расположен на доске лист, слегка окрашенный, на который после рассматривания картин художников дети крепят выполненные элементы: лист, веточку, облачко...

Ход занятия

1.Подготовка к восприятию темы

Встаньте ровно и красиво. Теперь спокойно сядьте.

Послушайте лирическую миниатюру Б. Бочарникова и скажите, каким чудным мгновениям природы будет посвящено наше занятие?

"Вешнее солнце! .. Сколько в нём весёлой силы и щедрости, как неутомимо оно работает, чтобы всё сущее на земле быстрее вышло из зимнего оцепенения, пробудилось и обновилось...

А какие запахи - от поля, от талой воды, от берёз, по стволам которых бушует берёзовый сок, от молодой травы! Может, только в этот час открылась для меня вся мудрая простота слов бабки Марфы: "Каждый весенний день - праздник."

Каким чудным мгновениям природы будет посвящено наше занятие?

- Каждый рад весне и пытается свою радость выразить по-своему.

Сегодня на занятии разные виды искусств будут говорить о весне. Слово предоставляется поэту Афанасию Афанасьевичу Фету.

2.Слушание стихотворения

Послушайте стихотворение в исполнении мастера слова Яковлева и постарайтесь представить себе картину, нарисованную поэтом.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

3. Аналитическое чтение стихотворения.

Что вы представляли, слушая стихотворение?

(- Я представил весенний лес. Утро. Поют птицы. Мне было радостно. Какой-то счастливый человек пришел к своему другу и рассказывает о своем счастье, радостном и веселом.)

Скажите, о чем это стихотворение?

(-Это стихотворение о весне, об утре, о радостном чувстве.)

- Хотите ещё раз послушать это стихотворение?

На что нужно обратить внимание в первую очередь? Есть ли здесь название?

(- Нет. Здесь стоит знак звездочки, знак, который показывает, что поэт решил оставить его без названия, чтобы дать читателям возможность подобрать своё название.)

Прочитаем первую строфу. Подготовьте ответ на вопрос: о чем взволнованно хочется рассказать автору в первую очередь?

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

(В первую очередь - О СОЛНЦЕ! о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет "горячий " придает солнечному свету живительную силу.)

Да, восход солнца - это самое первое, самое важное, что привлекает внимание поэта, волнует его, заставляет делиться своей радостью с близким человеком.

Теперь прочитайте четвертую строку: в ней встречается глагол «затрепетало». А.А. Фет любил употреблять в своих стихах этот глагол. Объясните, как вы понимаете его смысл?

(- «Затрепетало» - т.е. начало трепетать, дрожать. Каждый листик колышется, движется, поворачивается разными своим сторонами к солнышку. Когда смотришь на деревья, которые начинают освещать солнце, они как бы оживают, трепещут.)

Прочитайте про себя вторую строфу. О чем она рассказывает? Как пробуждается лес утром? (Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;)

Энергия солнечного света разбудила лес, который весь проснулся.

Какие слова рисуют эту картину?

(- «Лес проснулся...»; «Весь проснулся, веткой каждой…»)

Фет показал весну не только в движении, но ещё наполнил её звуками. Давайте их услышим их в стихотворении. Для этого прочитаем вторую строфу вслух еще раз, выделяя голосом повторяющиеся звуки.

(Расс казать, что лес прос нулс я,

Вес ь проснулс я, веткой кажд ой,

Кажд ой птицей вс трепенулся

И вес енней полон ж ажд ой;)

- Какие звуки повторяются?

Мы слышим много свистящих и шипящих звуков. Кто в мире природы может издавать такие звуки?

(- Птицы и насекомые: жуки, пчелы, шмели. Они начинают свою жизнь ранним утром!)

Конечно, в этой строфе передается вся жизнь утреннего леса, в ней радостно участвуют все - от мала до велика!

В конце третьей строки - глагол «встрепенулся». Как вы понимаете его значение?

(- «Встрепенулся» - значит ожил, пришел в движение. «Каждой птицей встрепенулся» означает, что все птицы начали звонко щебетать.)

В четвёртой строке есть слова «И весенней полон жажды». Что такое «весенняя жажда»?

(- Природа пробуждается весной, и ей хочется влаги, чтобы напоить каждую травинку, каждый кустик, каждое деревце.)

Верно. Но так можно сказать о природе. Подумайте, о ком еще?

(- Наверное, о человеке - он может испытывать жажду, т.е. сильно хотеть, желать чего-либо.)

Как художник красками, Фет словами рисует пейзаж: читатель может представить себе и яркую зелень весеннего леса, пляшущие по листве солнечные блики, слышать щебет птиц...

Какие средства выразительности использует автор?

(Эпитеты ("весенней жаждой", "горячий свет "), олицетворения ("лес проснулся", "солнце по листам затрепетало"), метафоры ("песня зреет", "душа счастью служит готова", звукопись ).

Мы не только представляем яркую картину пробуждения природы, начала нового дня, но и слышим шелест весеннего леса, чувствуем прикосновение ветерка.

- Посмотрите внимательно, из скОльких предложений состоит стихотворение? Все стихотворение - одно предложение. Это не случайно, так как создается целостная картина гармонии природы и чувств человека.

Это очень верное наблюдение. О чем говорится в первой и второй строфах?

(- В них говорится о пробуждающейся природе.)

Поэт не только любуется, наслаждается весенним утром, пробуждающимся лесом - он словно дарит эту красоту нам всем, каждому из нас. Ведь забыть эти строки мы с вами уже никогда не сможем: Фет подарил их нам на всю жизнь!

О чем говорится в третьей и четвертой строфах?

(- В этих строфах говорится о человеке.)

Природа и человек у Фета неразрывно связаны между собой! Прочитаем третью строфу. Все ли слова в ней вам понятны?

- Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Обратим внимание на слово «страсть». Оно называет не просто чувство, а очень сильное чувство. Значит, сильное чувство любви и счастья переполняет героя стихотворения.

Конечно. Поэт словно подсказывает нам: и завтра будет обязательно радостным! Чувства переполняют поэта, и его героя, и нас, читателей.

Прочитаем четвертую строфу.

(- Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.)

В четвертой строфе «весельем веет» - «отовсюду» - говорится, что веселье пронизывает весь мир вокруг и царит в душе героя. «Что не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет». Как вы понимаете эту строку?

(- «Песня» - это стихи. Поэта переполняют чувства, и ему хочется писать стихи.)

Конечно. Счастье, радость, веселье, которые поэт ощущает повсюду, переполняют его душу. Он осознает, что «стихи зреют», поэтому торопится сообщить о своих чувствах каждому из нас.

При помощи простых фраз и ярких образов Афанасий Фет мастерски рисует картину теплого весеннего утра.

Поэзия была главным делом жизни Фета, его призванием.

Поэт восхищён жизнью, и это восхищение передаётся нам. Поэт готов петь гимн жизни.

4. Показ фильма из усадьбы А.А. Фета

Ярослав Сергиевский вместе со своей сестрой Дианой совершил путешествие в усадьбу Афанасия Фета, Воробьёвку. И сегодня он готов рассказать вам об этом. (Демонстрация фильма, в котором директор музея рассказывает о том, что можно увидеть в усадьбе и приглашает класс посетить усадьбу.)

5. Демонстрация картин о весне курских художников

Поэты и писатели воспевали красоту весны словом. Как же выражали свои чувства художники? Ирина Васильевна, старший научный сотрудник Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, поможет вам ответить на этот вопрос.

(Демонстрация картин)

Какие строки из стихотворения подходят к этой картине?

Найдите строки, подходящие для этой картины!

Какие краски помогают выразить чувства?

6. Работа над элементами коллективного панно

Сейчас мы с вами попробуем выразить свои чувства и создать свою картину. Вам нужно выбрать отдельный элемент, поработать над ним в цвете и прикрепить к панно.

7. Слушание музыкального произведения "Утро"

Помогать нам в работе будет музыка....в исполнении Власа Олешицкого.

(Работа над коллективным панно)

8. Рефлексия

Кто готов выразить свои чувства словами? Чем запомнились вам "Природы чудные мгновенья...ВЕСНЫ"?

О чём заставили задуматься? Выскажите свои мысли.

«Весенний дождь» Афанасий Фет

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь» , созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой . Поэтому когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть . Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета

А. Фет был непревзойденным мастером в художественном описании природы. Ему было присуще удивительное чувство понимания окружающего мира. В самым обыденных и незначительных деталях поэт мог увидеть проявление великого таинства природы. Ярким примером огромного таланта Фета является стихотворение «Весенний дождь» (1842 г.).

Произведение открывается картиной природы, ожидающей близкого дождя. Еще ярко светит солнце. Поэт обращает внимание на воробья, который радостно копошится в песке. При этом он использует глагол «купается», тем самым намекая на приближение благодатного дождя. Это уже становится заметно вдалеке в двигающейся «завесе», которая окрашивает горизонт в золотые краски.
Для Фета было очень важно заметить самые первые признаки природного явления, запечатлеть это неуловимое мгновение. Кульминационным событием становятся всего лишь два капли, которые сразу же преображают весь окружающий мир. Кардинальные изменения заметны даже в запахах («от лип душистым медом тянет»).

В стихотворении автор ни разу не упоминает самого слова «дождь». Этим он подчеркивает свое восторженное преклонение перед ним. Фет боготворил природу. Он считал, что она, подобно человеку, имеет собственную душу. Поэтому хлынувший дождь для поэта – не просто физическое явление, а появление особого таинственного существа. Он описывает его в безличной форме: «что-то… подошло». Рассудок человека ограничен и подчинен законам логики. Для истинного восприятия дождя нужно отрешиться от всего земного и раскрыть свою душу. Изменения в природе естественным образом повлияют на внутренний мир человека.

Стихотворение «Весенний дождь» является классическим образцом пейзажной лирики. Фет очень точно подметил главные приметы, сопровождающие дождь. Поэт всегда подчеркивал прочную связь человека с природой. В произведении нет лирического героя, но он незримо присутствует в роли восторженного наблюдателя. Становится понятно, что все изменения в природе находят отклик в его душе. Автор делится своими впечатлениями с читателем и надеется, что повлияет на восприятие окружающего мира, научит любить его и уважать.