Полярник нансен. Фритьоф нансен

Великий пересмешник, драматург и публицист, ловкий делец, несомненно, наделивший знаменитого Фигаро собственными чертами характера. Все это - Пьер Огюстен Бомарше.

Биография и творчество Пьера Огюстена Бомарше

Он родился в 1732 году во французской столице. Отец был мастером часовых дел. Настоящая фамилия будущего Бомарше – Карон. Мальчик присматривался к этому ремеслу и даже некоторое время занимался им. Однако в нем проснулись и другие таланты, в частности, к музыке. Если бы не музыкальная одаренность и развитое ораторское искусство – не видать юному Карону светского общества, как своих ушей. А так - он умел нравиться и заводить полезные знакомства.

Более того – капризная фортуна благоволила ему настолько, что даже удалось попасть ко двору самого французского короля, коим был тогда . Дочери монарха желали обучиться играть на арфе, и Карон оказался очень кстати. Бомарше был женат дважды и оба раза – по расчету, на богатых вдовах. К тому же, они как-то поразительно скоро отошли в иной мир, оставив новоиспеченному мужу значительное состояние. Так он стал финансово независим и мог жить, не заботясь о поисках хлеба насущного.

Кстати, имя «Бомарше» Карон взял себе по названию родового поместья, принадлежащего первой супруге. Оно звучало более аристократически. Бомарше не раз приходилось принимать участие в разного рода судебных тяжбах, где и пригодились с лихвой его ораторский дар и умение убеждать. Впрочем, победы чередовались с неудачами.

Однажды Бомарше взялся за перо, из-под которого вышла книга «Мемуары», название которой, впрочем, обманчиво – она не воспоминательная, а насквозь полемическая, содержащая обличение судопроизводства тогдашней Франции. Дело было сделано – Бомарше настроил общественное мнение в свою пользу. В промежутках между адвокатскими баталиями Бомарше обращался к драматургии. Здесь тоже не всё обстояло гладко, путь к шумному успеху предстояло пройти трудный и извилистый.

Первые пьесы публику не взволновали. Зато «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» вознесли Бомарше в ранг национального писателя и гордости Франции. Он стал одним из духовных отцов грядущей наряду с Ж.Ж.Руссо – уже тем, что обличал сословные предрассудки и дерзал утверждать, что и король – это самый обычный человек, со слабостями и страстями. Да и сам Фигаро как типичный представитель «третьего сословия» не мог не импонировать самому этому сословию – ведь очень скоро именно оно составит основную ударную силу революции.

Людовик XVI пытался запретить постановку второй пьесы, но тщетно. Сам Бомарше неоднократно читал оба произведения в аристократических салонах Парижа, чем только увеличивал их популярность. Вдохновились композиторы – Россини написал оперу «Севильский цирюльник», а Моцарт – свою, по мотивам «Женитьбы Фигаро». Обе пьесы выдержали более сотни представлений, которые шли практически ежедневно.

Не слишком чистым с моральной точки зрения в биографии Бомарше выглядит эпизод с поставкой вооружения Соединенным Штатам Америки в ведомой ими Войне за независимость. Но и здесь он был в своей стихии – делец навроде своего Фигаро, умеющий извлекать выгоду из всего более-менее приемлемого. Однако своими финансовыми махинациями Бомарше серьезно пошатнул свою репутацию.

Отвернулась от него театральная публика. Бомарше взялся издавать сочинения Вольтера, но лишь себе в убыток. Пришлось спасаться бегством от невыполненного обязательства о поставках ружей американской армии. Бомарше скончался в 1799 году, разочаровав современников.

  • Не доиграв финальной сцены из «Женитьбы Фигаро», фактически прямо на сцене скончался известный советский актер Андрей Миронов. Уже в бессознательном состоянии он продолжал шептать слова роли.

Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais ; 24 января , Париж - 18 мая , там же) - французский драматург и публицист .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732 -1799)

    ✪ Пьер Бомарше - Безумный день, или женитьба Фигаро

Субтитры

Биография

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760-1780

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера «Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех «Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

1780-1799

Когда началась Война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
  • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 - «Севильский цирюльник » (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
  • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 - Préface du mariage de Figaro
  • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Примечания

Литература

  • Фредерик Грандель Бомарше // Beaumarchais: ou, la calomnie. Paris, Flammarion, 1973; Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной; М., «Книга», 1986. 400 стр.
  • Р.Зернова. Гл. «Пьер Огюстен Бомарше» - из «Писатели Франции», М. Издательство «Просвещение», 1964 г.

Французская литература

Пьер Огюстен Карон Бомарше

Биография

Бомарше Пьер Огюстен Карон (Beaumarchais) - знаменитый французский драматург и публицист, родился 24 января 1732 в Париже. Сын часовых дел мастера, он первоначально занялся ремеслом отца, но в тоже время ревностно изучал музыку.

Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе и, благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ, сделался обладателем значительного состояния.

В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гёте: «Клавиго».

Но посреди своих торговых спекуляций, Бомарше выступил перед публикой с двумя пьесами: «Eugenie» (1767) и «Les deux amis» (1770), из которых на сцене удержалась только первая. После смерти своего компаньона Дювернэ Бомарше начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом ее было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ.

Чтобы добиться доступа к докладчику Гёцману, Бомарше поднес жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гёцмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп. Бомарше был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению. Тогда он написал в свою защиту знаменитые «Memoires» (1774); затем «Suite de memoires» (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина.

В тоже время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары - образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который еще и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент увидел себя вынужденным отменить приговор первой инстанции и как-нибудь замять это дело посредством соглашения.

Симпатии публики к Бомарше выросли еще больше после представления классических театральных комедий его: «Севильский цирюльник» (1775) и «Свадьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомаршэ является провозвестником революции и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Свадьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и не даром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы. Когда началось восстание сев. американских колоний, Бомарше с большим уменьем принял на себя заботу о доставлении им военных припасов, нажив на этом миллионы.

Замешанный в новом процессе (1781) за пособничество в уводе жены Корнманна, Бомарше нашел себе превосходного противника в Баргассе. Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнегоуспеха. Процесс он выиграл, но на этот раз публика была не на его стороне. Вдобавок опера «Tarare» (1787) пошатнула его славу, какписателя, а комедия «La mere coupable» (1792), стоявшая в тесной связи с «Фигаро», встретила очень холодный прием.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, не смотря на потраченные на него громадные издержки (Бомарше завел для этого издания даже особую типографы в Кэле) принесло Бомарше почти около миллиона убытку.

Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя поставку 60000 ружей республиканскому войску. От наказания он избавился только бегством в Лондон, а второй раз в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. Свое поведение в этом деле Бомарше пытался обелить в «Mes six epoques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий народа.

Бомарше Пьер Огюстен Карон (Beaumarchais) - известный французский публицист и драматург, родился в Париже 24 января 1732 года. Отец был часовым мастером, чем он и сам поначалу занимался и одновременно с этим активно изучал музыку.

Его разговорный дар и музыкальные таланты предоставили для него доступ в высшее общество, где со временем он сумел завязать большие связи, которые стали очень полезными в будущем. Боморше умудрился попасть во дворец к самому Людовика XV и стал обучать игре на арфе его дочерей. Пьер Бомарше был дважды женат на богатых, которые умерли очень скоропостижно. Благодаря ним, а также знакомству с банкиром Дювернэ, он стал обладателем внушительного состояния.

В 1764 он отправился в Мадрид по денежным делам. Там он убил на дуэли обольстившего его сестру испанского писателя Клавиго, что стало сюжетом трагедии Гёте «Клавиго». После смерти Дювернэ, который был его компаньоном, Пьеру предстояла тяжба с наследником Дювернэ графом Блака и здесь ему представилась возможность выказать свой изумительный талант и изворотливость в полном объеме. Тяжба, предметом которой был неуплаченный долг, который требовал наследник Дювернэ, разбиралась в парламенте.

Для того чтобы иметь доступ к докладчику Гёцману, Бомарше пришлось приобрести дорогой подарок для его жены. Когда он проиграл процесс, подарок ему вернули, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гёцмана. На основании данных фактов в 1773 году возник новый процесс по обвинению в покушении на подкуп и клевете.

Бормаше был замешан в новом процессе (1781) по обвинению в пособничестве в уводе жены Корнманна, где в Баргассе сумел найти себе превосходного противника. Процесс он сумел выиграть, но публика была против него. После этого пошатнула его славу как писателя опера «Tarare» (1787).

В 1792 он потерял много денег, когда взял на себя обязательства на поставку 60000 ружей во время республиканской войны. Он сбежал в Лондон, сумев таким образом избежать наказания, а потом в Гамбург, откуда сумел вернуться лишь в 1796 году. Свое поведение Бомарше попытался обелить в предсмертном сочинении «Mes six epoques», однако, оно не сумело вернуть ему симпатий народа. Умер писатель19 мая 1799 года.

Фритьоф Нансен - биография

Фритьоф Нансен (норв. Fridtjof Nansen, 1861-1930) - норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки - физической океанографии, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.

Биография

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Кристиании (ныне Осло) в усадьбе Стуре-Фрён, принадлежащей его отцу - преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов - датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. С юности был превосходным лыжником, неоднократно выигрывал чемпионаты Норвегии. После окончания гимназии серьёзно выбирал между живописью и наукой, и в результате поступил в университет на отделение зоологии. Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану: в 1882 - отправился на судне тюленепромышленной компании «Викинг» в плавание среди льдов (в качестве биологической практики). Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В 1883, после окончания университета Христиании, Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген. В 1885-1886 гг. работал в университете Пармы и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани. Докторскую степень получил за несколько месяцев до отправления в Гренландию.

Гренландская экспедиция 1888 г.

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу - переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя, скудное финансирование предоставил спонсор из Дании. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.

В состав экспедиции вошли:

1. Фритьоф Нансен - начальник экспедиции.
2. Отто Нейман Свердруп - опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.
3. Олаф Дитрихсон - опытный лыжник.
4. Кристиан Кристиансен Трана - северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).
5. Самуэль Йоханнесен Балту - саами по национальности, оленевод и каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».
6. Оле Нильсен Равно - саами по национальности, оленевод и каюр.

Экспедиция отправилась в путь 5 мая 1888. Нансен вместе с пятью товарищами через Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии и 17 июля произошла высадка на плавучие льды, в 20 км от побережья. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, тягловой силой служили сами люди. Морозы достигали −40° C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу мазь для лыж). 3 октября 1888 г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 660 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Члены экспедиции опоздали на последний пароход, шедший на родину, но успели передать письма и телеграммы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию в 1889 г. и были чествуемы всей нацией. Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора без обязательства чтения лекций).

В 1890 и 1891 гг. вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Grønland («На лыжах через Гренландию», 2 тт., в 1928 г. сильно сокращена автором) и Eskimoliv («Жизнь эскимосов»). Книги эти свидетельствуют о приверженности Нансена в тот период идеям социал-дарвинизма.

Экспедиция на «Фраме» 1893-1896 гг.

Покончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к подготовке к еще более смелой и грандиозной экспедиции - в область Северного полюса.

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведет то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле «Жанетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов, а предметы с нее были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.
50 долларов 1988 г. - памятная монета Островов Кука, посвящённая Фритьофу Нансену

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно прочного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

План экспедиции вызвал резкую критику в Великобритании (был доложен на заседании Королевского географического общества в 1892 г.), но был поддержан норвежским парламентом, выделившим в 1890 и 1893 гг. субсидии на строительство судна в 250 тыс. крон, с обязательным условием - экспедиция будет иметь чисто норвежский национальный состав (Норвегия с 1814 по 1905 гг. была частью Швеции). Прочие расходы в 200 тыс. крон были покрыты национальной подпиской и субсидиями частных инвесторов, в том числе и зарубежных: О. Диксон поставил электрооборудование, а барон Э. Толль построил на Новосибирских островах эвакуационные базы на случай катастрофы, и передал Нансену 35 западносибирских ездовых собак. Одним из спонсоров экспедиции была пивоваренная фирма Эллефа Рингнеса.

Экспедиция отправилась из Христиании 24 июня 1893 г., имея запас провизии на пять лет и топлива на шесть месяцев полного хода. На участие в экспедиции претендовало более 600 человек, в конечном итоге команда включала 13 человек:

1. Фритьоф Нансен - начальник экспедиции, зоолог, гидролог и океанолог.
2. Отто Нейман Свердруп - командир «Фрама», исполняющий обязанности начальника экспедиции с 14 марта 1895 г.
3. Сигурд Скотт-Хансен - помощник командира, старший лейтанант ВМФ Норвегии. В экспедиции был главным метеорологом, астрономом и специалистом по магнитным и гравитационным исследованиям.
4. Хенрик Греве Блессинг, кандидат медицины - врач, ветеринар и ботаник экспедиции.
5. Теодор Клаудиус Якобсен - штурман «Фрама». Штурман норвежского и новозеландского флотов.
6. Антон Амундсен - старший машинист «Фрама». Машинист ВМФ Норвегии.
7. Адольф Юэлл - провиантмейстер и кок экспедиции. С 1879 г. служил штурманом норвежского флота.
8. Ларс Петерссен - второй машинист и кузнец экспедиции. Служил в норвежском флоте. С 1895 г. исполнял также обязанности кока и метеоролога.
9. Фредерик Яльмар Йохансен - кочегар и метеоролог. Лейтенант норвежской армии.
10. Педер Леонар Хендриксен - матрос и гарпунщик. Шкипер норвежского флота, принимал участие в экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.
11. Бернар Нурдал - кочегар, электрик и матрос. Исполнял также обязанности метеоролога. Унтер-офицер Норвежского ВМФ.
12. Ивар Отто Иргенс Мугстадт - матрос, каюр и часовщик. До экспедиции сменил множество профессий, включая лесника и надзирателя психиатрической лечебницы.
13. Бернт Бентсен - матрос. С 1890 г. служил штурманом арктического промыслового флота Норвегии. Вошёл в состав экспедиции за полчаса до отплытия из Тромсё. Погиб во время экспедиции на Шпицберген в 1899 г.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05" и восточной долготе 101°35". Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось - им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 - 19 мая 1896 гг.). Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.
Маршрут экспедиции Нансена в Арктике

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась - судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии. Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.
Нансен (слева) и Йохансен (справа) 17 июня 1896 г. на мысу Флора у базы Джексона.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893-1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-96 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893-1896 гг.») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени - «Фрам» в Полярном море" (1940, 1956, переизд. 2007).

Дальнейшая деятельность

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В 1906-1908 был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США, в 1920-1922 верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. В следующем году стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро. В 1922 был удостоен Нобелевской премии мира, а в 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.

Не прерывал Нансен и научной деятельности: в 1900 г. совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 г. плавал на пароходе «Коррект» к устью Лены, и совершил поездку по Транссибирской железной дороге. Планировал он и экспедицию в Антарктику на «Фраме», но в 1905 г. из-за болезни жены отказался от этой идеи, передав судно Амундсену. С 1928 г. участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его кончины. Последние годы жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Надгробие находится в его усадьбе «Пульхёгда».

В его честь названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена».

Личная жизнь

Нансен был с 1890 г. женат на Еве Сарс (1868-1907), дочери известного зоолога Микаэля Сарса. Именно Ева освящала «Фрам» при его спуске на воду в 1892 г., ей посвящён эпиграф описания путешествия Нансена «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать». В 1893 г. у них родилась дочь Лив, которая впервые увидела отца уже в возрасте трёх лет. Во время отсутствия Нансена, Ева сделала музыкальную карьеру, профессионально выступая как певица.

В честь Евы и Лив Нансен назвал острова на Земле Франца-Иосифа (ныне выяснилось, что это один остров, поэтому на картах он называется Евалив). После 1898 г. у Нансенов было ещё шестеро детей.

Ева Нансен скончалась в 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне. Вторично он женился в 1919 г. на Сигрун Мунте. Дочь Лив оставила об отце и матери мемуары.

Русские издания книг Нансена

  • Фритиоф Нансен. Во мраке ночи и во льдахъ. Путешествие норвежской экспедиции на корабле Фрамъ къ Северному полюсу. 31 рисунокъ на отдельныхъ листахъ и в тексте. Карта путешествия в цвете. СПб: Вольфа, 1897. 337 с.
  • Нансен Ф. В стране льда и ночи т.1-2 СПб. Тип. Бр. Пантелеевых, 1897. 320, 344 с.
  • Нансен Фритьоф (составила Анненская А.) На лыжах через Гренландию. Библиотека Всходов СПб.: Ред. журнала для детей Всходы 1897. 198 с
  • Нансен Фритиоф. Во мраке ночи и во льдах. Путешествие Норвежской экспедиции на корабле Фрам к Северному полюсу. 2 тт. Полный перевод, под редакцией Н. Березина. СПб. Издательство О. Н. Поповой. 1901 г.
  • Нансен Фритьоф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. С портретом автора, 155 рисунками и 3-мя картами. Авторизованный перевод с норвежского А. и П. Ганзен. Петроградъ Издание К. И. Ксидо. 1915 г. 454 с (Совр. изд. 2004)
  • Фритиоф Нансен. Россия и мир. Перевод с фр. С. Бронского. С предисловием Н. Мещерякова. М.-Пг. Государственное изд-во. 1923 г. 147 с.
  • Нансен Ф. Собрание сочинений. В 5 тт. М.: Географгиз, 1939-1940.
  • Нансен Ф. Фрам в полярном море. В 2-х томах. М.: Географгиз, 1956. 368, 352 с.
  • Нансен Ф. «Фрам» в Полярном море. Пер. с норв. Лопухиной З. И., вступ.ст. Глушкова В. В. Серия: Библиотека путешествий. М.: Дрофа 2007 г. 992 с.

Фритьоф Нансен - биография

Вячеслав Титов / Музей «Фрам». Осло. Норвегия.

Норвежский ученый Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen) известен в первую очередь как полярный исследователь, но также – как доктор зоологии, основатель новой науки - физической океанографии, политический и общественный деятель и дипломат, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира, спортсмен – лыжник и конькобежец, кораблестроитель, писатель, историк и немного художник.

Однако во многих семьях в разных частях планеты норвежца вспоминают не за открытия и не за картины, а за «нансеновские паспорта» – разработанные им документы, позволившие людям, лишившимся родины против своей воли, перемещаться по миру и, тем самым, спасшие жизни многим сотням тысяч человек на протяжении XX века.

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 года в Христиании (так в то время назывался Осло) в патриархальной религиозной семье нотариуса и аристократки.

В детстве мальчик увлекался спортом, причём так основательно, что в 16 лет установил мировой рекорд в беге на коньках на расстояние в одну милю и сразу после этого выиграл лыжный чемпионат Норвегии.

Впоследствии Нансен побеждал в этом соревновании ещё 11 раз. В 1877 году в Норвегии был основан «Лыжный клуб Христиании». Нансен состоял в нём на протяжении 49 лет.


После окончания школы произошла довольно обычная история: родители настаивали, чтобы ребёнок выбрал одну профессию, но отпрыска прельщала совершенно иная сфера деятельности.

Отец хотел, чтобы Фритьоф стал юристом, но сын не планировал посвящать жизнь скучной офисной работе. Нансен мечтал о путешествиях и приключениях. Он обладал авантюрным и несколько безрассудным складом характера.

Однажды он едва не покалечился, прыгнув на лыжах с трамплина, в другой раз чуть не остался без глаз, решив испытать собственноручно сконструированное и собранное ружьё.

Отец предложил Фритьофу компромисс: поступить в военное училище. Там, по замыслу родителя, его отпрыск смог бы получить в избытке путешествий и приключений, а к тому времени, когда повзрослеет и одумается, глядишь, обзавёлся бы достаточно высоким чином и прилагающемся к нему общественным статусом.

Молодой Нансен сначала было согласился, но вскоре передумал и поступил на зоологический факультет университета Христиании. Отец смирился с выбором сына и впоследствии даже помогал ему в организации экспедиций.

Нансен специализировался на биологии полярных животных. В 1882 году он отправился в свою первую экспедицию – к архипелагу Шпицберген и к расположенному примерно в 1 000 километров от него на пути к Гренландии острову Ян-Майен.


Сегодня этот покрытый льдами клочок суши известен тем, что на нём расположен самый северный вулкан на земле, пробудившийся в 1970-ом году, а также тем, что рядом с ним в 1961 году произошла авария на советской подводной лодке К-19.

Во времена Нансена рассказать о Ян-Майене можно было ещё меньше: вулкан «спал», до закладки первого советского атомного подводного ракетоносца оставалось более полувека.

На пути к удалённому острову молодому исследователю пришлось испытать «прелести» матросской жизни во время продолжительного плавания. Он носил уголь, мыл посуду, выполнял другую «чёрную» работу, а в оставшееся время ещё и изучал жизнь обитателей океана и природные условия за бортом.

Уже в первую экспедицию Нансен сделал серьёзное научное открытие. Он понял, что морской лёд формируется на поверхности водоёмов. До него считалось, что вода замерзает на глубине 100 метров, а затем поднимается на поверхность.

Нансен обнаружил в океане плавающий древесный ствол. Сама по себе находка вполне обычная – деревья часто попадают в реки, которые затем выносят их в море. Но, изучив ствол, норвежец понял, что это сосна из Сибири, из противоположной области арктического бассейна. Очевидно, дерево было занесено в Северную Атлантику течением.

Следовательно, заключил Нансен, существуют водные потоки, пересекающие всю Арктику, в том числе те области, куда из-за толстого слоя льда не могли пробиться корабли.

Догадка впоследствии легла в основу самой известной научной теории Нансена и его самого знаменитого исследовательского проекта.

Но это было позднее. А пока норвежец – рядовой член небольшой экспедиции. Он полон идей и даже просит капитана корабля высадить его в Гренландии для продолжения исследований на суше. На этот случай Нансен уже заготовил интересную научную теорию, которую собирался проверить.

Однако, капитан запретил высадку. Учитывая неготовность Нансена к долгому одиночному пребыванию в Арктике, этот отказ руководителя экспедиции, возможно, спас жизнь будущему нобелевскому лауреату. Норвежцу предстояло ещё очень много узнать и многому научиться, чтобы самостоятельно путешествовать во льдах.

Экспедиция благополучно вернулась на родину и следующие несколько лет Нансен провёл в кабинете. Здесь проявилась еще одна грань таланта учёного. Он всерьёз увлёкся живописью. Один из знакомых, впечатлённый успехами зоолога на этом поприще, даже рекомендовал ему бросить науку и стать художником. Нансен не последовал совету.


Он не перестал мечтать о самостоятельной экспедиции в Арктику. Норвежец решил пересечь ледяной щит Гренландии на лыжах. Для этого он много занимался спортом, совершал длительные лыжные переходы по Скандинавии в условиях, максимально приближенных к арктическим.

В 1888 году «гренландская» мечта стала реальностью. Нансен отправился на самый большой в мире остров, чтобы, стартовав с его восточного побережья, достичь западного. Учёного сопровождали пять спутников.

Эта идея была негативно воспринята в Норвегии. Почти все считали, что смельчаки погибнут во льдах от холода и ветра. Правительство отказалось выделить деньги на финансирование экспедиции. Одна из газет прямо написала: «...было бы преступлением оказать поддержку самоубийце». Лишь один датский коммерсант дал Нансену пять тысяч крон, чего хватило для организации похода.

Действительно, затея была очень рискованной. Толщина ледника в Гренландии местами превышает три километра. На его вершине постоянно дует сильный ветер и стоят жуткие морозы. До Нансена путешественники восемь раз безуспешно пытались пересечь остров.

Норвежец внёс в план похода элемент авантюры. Он решил стартовать с восточного берега, прекрасно понимая, что, если ледяной щит окажется непреодолимым, и возникнет желание вернуться, обратного пути не будет.

Дрейфующие льды не позволят кораблю подойти к восточному берегу и забрать путешественников. Им оставалось идти только вперёд.

«…Для сохранения своей жизни и возвращения домой необходимо будет дойти до населённых мест на западе во что бы то ни стало; иного выбора не будет, а это всегда сильный стимул в действиях человека», – писал Нансен в своих воспоминаниях.

17 июня 1888 года нанятое судно с путешественниками на борту достигло края льдов, окаймляющих Гренландию с востока. Дальше путь крупному кораблю был закрыт. Лишь через 12 дней Нансен и его спутники на лодках достигли берега острова.

В августе началась самая сложная часть экспедиции, когда её участники поднимались на ледовый щит острова. Они страдали от 40-градусных морозов часто сопровождавшихся сильным ветром.


По неопытности Нансен допустил ошибку, которая могла стоить полярникам жизни. Он захватил с собой слишком мало жирной пищи, исключительно важной в условиях Арктики.

Чтобы компенсировать нехватку жиров, исследователи стали употреблять льняное масло, которым обычно смазывали сапоги.

Путешественники потеряли счёт времени, так как забыли завести хронометры, обморозили руки и лица. Тем не менее, 24 сентября, преодолев 472 километра, они достигли западного берега Гренландии.

Полярникам ещё несколько месяцев пришлось ждать возвращения на родину – осенью море замерзло и судоходство прекратилось. Нансен со спутниками провели зиму в Готхобе (Godthåb), крупнейшем поселении Гренландии.

Учёный не терял времени зря. Он изучал жизнь, обычаи и способы выживания эскимосов в экстремальных условиях. Это очень помогло ему в следующих экспедициях.


Он также сделал важную находку, подтвердившую его теорию о морских течениях, пересекающих Арктику. В Готхобе Нансен обнаружил деревянное приспособление для метания копий, которое обычно используют аборигены Аляски, живущие на противоположном от Гренландии краю арктического бассейна.

Как оно сюда попало?

Эскимосы рассказали, что деревяшку принесло море, подтвердив предположение норвежского исследователя о том, что существует течение, пересекающее всю полярную область Земли.

По итогам первой экспедиции Нансен написал две книги: «На лыжах через Гренландию» и «Жизнь эскимосов». Обе впоследствии много раз переиздавались.

Если перед экспедицией Нансена и его спутников называли «самоубийцами», то после неё их стали именовать «героями».

В 1889 году руководитель похода удостоился медали «Вега» Шведского общества антропологии и географии, а в 1891 году – медали Виктории Королевского географического общества в Лондоне.


После возвращения в Норвегию Нансен занял должность хранителя зоотомического кабинета в университете Христиании. Он разработал план новой экспедиции в Арктику, ещё более дерзкой и опасной, чем переход через Гренландию.

Идея была проста. Если существует трансарктическое течение, то в него можно попасть на корабле и дрейфовать по Северному Ледовитому океану.

Движение не требует топлива и совершения каких-либо действий. Водный поток сам понесёт судно.

В конце осени корабль вмёрзнет в лед и продолжит путь по течению уже вместе с ледяным полем. Весной, когда потеплеет, судно выйдет на свободную воду.

Если всё правильно рассчитать, то маршрут дрейфа пройдет рядом с Северным полюсом. В ближайшей к нему точке можно высадить небольшую группу полярников на лыжах и собачьих упряжках, которые быстро доберутся до «макушки планеты» – большую часть пути до полюса они преодолеют на борту дрейфующего корабля.

«С помощью этого течения проникнуть в ту область, которую тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шёл против течения. Если попытаться работать заодно с силами природы, а не против них, то мы найдём вернейший и легчайший способ достичь полюса», – писал Нансен.

Реализация идеи требовала решения двух проблем – научной – она проще – и технической, гораздо более сложной.

Первая заключалась в необходимости определить место, откуда берёт начало трансарктическое течение. Нансен рассчитал, что «линия старта» находится у побережья Сибири. Именно оттуда следовало начинать дрейф.

Во-вторых, требовалось создать корабль, способный вмёрзнуть в лёд, не будучи при этом раздавленным, вместе с ледяным полем проплыть через всю Арктику и благополучно выйти на свободную воду.

Такое судно было построено. Его сконструировали именно для полярного дрейфа и . Корпус корабля был округлым и слегка вытянутым, напоминающим половинку куриного яйца, а днище – гладким.

При возникновении бокового давления льда судно не расплющивалось, а выталкивалось наверх, оставаясь лежать на ледяном поле.


«Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года на военно-морской верфи в норвежском Хортене и в следующем году начал свой первый и самый известный поход.

Нансен вместе с 11 спутниками планировали проводить в плавании разнообразные научные исследования, а также, если получится, достигнуть Северного полюса, хотя эта задача была второстепенной. Нансен считал полюс лишь точкой на карте. Её достижение почётно, но малозначимо для научных исследований.

Экспедиция продолжалась три года и заслуживает отдельного описания. Нансен прекрасно рассказал о ней в своей самой известной книге «Фрам» в полярном море» (название русского издания).

Шхуна вмёрзла в лёд у побережья Сибири и начала медленный дрейф на север. 14 марта 1895 года, когда «Фрам» находился примерно в 700 километрах от полюса, Нансен, взяв в спутники Ялмара Юхансена (Hjalmar Johansen), отправился на собачьих упряжках к «макушке планеты».

Из-за мороза и пурги они не дошли до неё 400 километров. Путешественники повернули на юг и провели зиму 1895/1896 годов на островах Земли Франца-Иосифа, после чего направились к архипелагу Шпицберген.

В это время в Норвегии объявился некий экстрасенс, который заявил, что установил телепатический контакт с Нансеном, и тот сообщил ему, что достиг Северного полюса.

В море нашли бутылку с письмом, якобы написанным путешественником, где он сообщал о покорении полюса. Газеты не раз публиковали подобные известия, заставляя недоумевать учёных и обывателей.

Сам Нансен никогда не пытался присвоить себе лавры покорителя полюса. Он всегда говорил, что не дошёл до него 400 километров.

В июне 1896 года норвежцы встретились с британской полярной экспедицией и вместе с ней вернулись на родину. К тому времени многие уже считали «Фрам» и его команду погибшими – вестей от Нансена и его спутников не было почти три года.

Жизни путешественников, действительно, не раз угрожала опасность. Порой на шхуну наваливались такие мощные льды, что, казалось, «Фрам» всё-таки будет расплющен, несмотря на свой устойчивый к сдавливанию корпус. Однажды даже была объявлена эвакуация команды.


Нансена и Юхансена при неудачном переходе к полюсу едва на покалечили белые медведи. Руководитель экспедиции один раз чуть не утонул, когда его каяк во время преодоления полыньи повредил морж.

Тем не менее, все полярники вернулись домой живыми и стали национальными героями. Экспедиция «Фрама» по сей день остаётся предметом гордости норвежцев.

Именно их земляки построили судно для дрейфа во льдах, с честью выдержавшее запредельные нагрузки. Нансен и Юхансен установили мировой рекорд, добравшись до 86 градуса северной широты, чего ранее не удавалось никому из европейцев.

На участников дрейфа и похода посыпались ордена, медали и почётные звания.


Научные результаты экспедиции оказались грандиозными. Только их обработка заняла около 10 лет. Руководил ею сам Нансен, ставший в 1897 году профессором университета Христиании.

Его освободили от чтения лекций и позволили заниматься только изучением научного материала.

Впоследствии Нансен редко участвовал в рискованных экспедициях. Он консультировал других полярников, отправлявшихся в высокие широты, изучал собранные ими материалы.

Так, норвежец разработал план покорения Южного полюса. Учёный думал, что лучшим транспортным средством для подобного путешествия станут собачьи упряжки.

Эту идею подхватил его соотечественник


Лишь в 1900 году Нансен сам предпринял небольшое плавание по северной Атлантике на судне «Микаэль Сарс». Экспедиция выполнила различные океанографические исследования.

Корабль подошёл к кромке полярных льдов, но из-за плохой погоды вернулся в Норвегию.

В 1905 году Нансен планировал отправиться на «Фраме» в Антарктиду, но из-за болезни жены путешественника экспедиция не состоялась.

В первые годы XX века профессор Нансен стал известным политиком и дипломатом.

С 1814 года Норвегия находилась в Унии со Швецией, обладая очень широкой автономией, страна всё-таки была сильно зависима от Стокгольма. В Норвегии становилось всё больше сторонников полной государственной независимости и Нансен был среди них.

В 1905 году отношения между соседними странами настолько обострились, что некоторые даже допускали возможность военного столкновения.

Норвегия хотела самостоятельности, но Швеция противилась этому. Европейские государства преимущественно поддерживали Стокгольм. Тогда Нансен, будучи на тот момент самым известным и уважаемым норвежцем в мире, стал ездить по европейским столицам, чтобы разъяснить позицию сторонников независимости.

Он даже вёл переговоры об избрании нового короля Норвегии, которым в конце концов стал датский принц Карл. Нансен не раз приезжал в Копенгаген, чтобы от имени норвежского правительства обсудить детали восшествия нового монарха на престол.

В 1906 году учёный стал первым послом уже независимой Норвегии, возглавив представительство в Великобритании, и фактическим министром иностранных дел нового королевства.


В это же время Нансен занялся изучением путешествий средневековых мореплавателей и написал фундаментальный труд «В туманах Севера». В нём он проследил историю освоения Северной Атлантики и арктического бассейна с древности до 1500 года.

О масштабе и объёме проделанной работы говорит тот факт, что при её создании использовалось более 400 письменных источников.

Дипломатическая служба оказалась недолгой. Она тяготила Нансена. «Я только и мечтаю о том, как бы скинуть с себя эти цепи. Я стосковался по лесу и моим вольным горам», – писал он в дневнике в феврале 1907 года.

Уже в ноябре того же года Нансен ушёл в отставку и вернулся к научной работе. Он снова совершил несколько плаваний по Северной Атлантике, хотя не идущих ни в какое сравнение с первой экспедицией «Фрама».

В 1918 году начало свою работу первое в истории всемирное государственное объединение – Лига Наций, прообраз современного ООН. Нансен вернулся на дипломатическую службу и принял активное участие в создании и работе этого органа.

Став комиссаром Лиги Наций по делам беженцев, он курировал вопросы возвращения на родину военнопленных и других лиц, насильственно перемещённых за время Первой мировой войны.

Под его руководством был разработан «насеновский паспорт» – первый признанный мировым сообществом официальный документ, удостоверявший личность беженца, и позволявший ему легально перемещаться по миру.

«Нансеновсие паспорта» выдавали армянам, бежавшим от турецкого геноцида и лишившимся родины гражданам Российской империи, спасавшимся от большевиков, захвативших власть в их стране.

В 1921 году в России начался голод, затронувший миллионы людей. Нансен собирал продовольствие для голодающих.


В 1922 году норвежец стал лауреатом Нобелевской премии мира. Полученные деньги он пожертвовал на помощь беженцам.

Спустя много лет в его честь была названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена».

Он занимался общественной и научной работой всю оставшуюся жизнь, несмотря на серьёзное заболевание сердца. Нансен много ездил по Европе и Америке, читал лекции, писал книги и статьи, основал Общество изучения Арктики при помощи дирижаблей, планировал полететь на Северный полюс.


Фото: The book "Eventyrlyst", written by Fridtjof Nansen/ Присуждение Нобелевской премии мира 1922 года. На переднем плане - король Хокон VII и кронпринц Улаф, Нансен сидит позади них

Фритьоф Нансен скончался в своём поместье Пульхёгда (Polhøgda – Полярная звезда, норв.), неподалёку от Осло 13 мая 1930 года.

Сразу после его смерти Лига Наций учредила Нансеновскую международную организацию по делам беженцев. Она помогала новым вынужденным переселенцам, число которых в Европе никак не уменьшается на протяжении последних ста лет: сначала людям, бежавшим от гражданской войны в Испании, потом – спасавшимся из Третьего рейха, затем – покинувшим разные страны во время Второй мировой войны...


Жизненный путь Фритьофа Нансена можно описать его собственными словами, сказанными во время одного из публичных выступлений:

«Все мы ищем в жизни «иных берегов», чего ещё мы можем требовать? Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовёт нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания. Зов пустынь трепещет во всех наших поступках и возвышает, облагораживает нашу жизнь».

Текст: Алексей Чемоданов,Сергей Толмачёв