Значение лопухин иван владимирович в краткой биографической энциклопедии. Смотреть что такое "Лопухин, Иван Владимирович" в других словарях

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (1756-1816) - государственный и общественный деятель, философ, публицист, мемуарист; издатель, сенатор . Один из видных представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807).

В 1775 году он - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством , после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов .

В 1785 года в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях .

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением. С воцарением Императора Павла I , покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в тайные советники. Но и в отношениях с императором Лопухин проявлял свою независимость и твердость в суждениях, осмеливался даже возражать. Придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву.

В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память. Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине и работу в Крымской комиссии, за что в 1807 году был произведён в действительные тайные советники.

Семья

Жена - Матрена Ефимовна Никитина (с 9.02.1813 года)

Оценка личности И. В. Лопухина

Известный в свое время литератор А. Ф. Воейков говорил о нем: «Иван Владимирович Лопухин принадлежит к тем людям, коих память воскрешает в душе сладкое и тихое чувство умиления любви, а не удивление страха. Имя его произносится с благословением, с признательностью, со слезами. Он всему на свете предпочитал добродетель; его жизнь - непрерывная цепь благотворений».

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 6 марта
  • Родившиеся в 1756 году
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 4 июля
  • Умершие в 1816 году
  • Умершие в Орловской губернии
  • Масоны России
  • Масоны - великие мастера
  • Мартинисты
  • Издатели Российской империи
  • Действительные тайные советники
  • Государственные деятели России
  • Мемуаристы Российской империи
  • Русские писатели XVIII века
  • Писатели России XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лопухин, Алексей Александрович
  • Лопухин, Иларион Дмитриевич

Смотреть что такое "Лопухин, Иван Владимирович" в других словарях:

    Лопухин, Иван Владимирович - родился 24 февраля 1756 года, в селе Воскресенском (Ретяжи тож), Кромского уезда Орловской губернии. Имение это приобрел отец Л., Владимир Иванович (1703 1797 гг.), в царствование имп. Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов,… … Большая биографическая энциклопедия

    Лопухин Иван Владимирович - . Происходил из знатного рода. Отец – генерал поручик, киевский губернатор, родственник царицы Евдокии Федоровны. Детство Л. провел в Киеве.… … Словарь русского языка XVIII века

    Лопухин Иван Владимирович - Лопухин, Иван Владимирович известный мистик (1756 1816). Состоял в военной службе; был председателем московской уголовной палаты. В судейскую практику Лопухин внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное … Биографический словарь

    Лопухин Иван Владимирович - , русский государственный деятель, публицист. Из дворян. С начала 1780 х годов сблизился с московскими масонами и вступил в орден розенкрейцеров… … Большая советская энциклопедия

    ЛОПУХИН Иван Владимирович - (1756 1816) российский государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С нач. 1780 х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской компании и масонской типографии (1783), после закрытия которой (1792) подвергался… … Большой Энциклопедический словарь

    Лопухин Иван Владимирович - (1756 1816), государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С начала 1780 х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской компании и масонской типографии в Москве (1783), после закрытия которой (1792) подвергался… … Энциклопедический словарь

    Лопухин (Иван Владимирович) - (Иван Владимирович, 1756 1816 г.) – известный мистик. Дослужившись до чина полковника на военной службе, он вышел в отставку и был определен советником московской уголовной палаты, а затем председателем. В 1785 г. он вышел в отставку и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ЛОПУХИН Иван Владимирович - (24.02(6.03). 1756, с. Воскресенское (Ретяжи), близ Кром Белгородской губ. 22.06(4.07). 1816, там же) видный представитель масонства. Род. в родовитой дворянской семье. С 1782 г. жил преимущественно в Москве, был советником, а затем и… … Русская Философия. Энциклопедия

ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - российский государственный дея-тель, из-да-тель, пе-ре-во-дчик, действительный тайнный советник (1807).

Из ро-да Ло-пу-хи-ных. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние. Председатель Московской уго-лов-ной па-ла-ты (1784-1785; с 1782 года со-вет-ник па-ла-ты). Вы-сту-пал за уме-рен-ность в на-ка-за-ни-ях, по-ла-гая, что «луч-ше ос-тавить без на-ка-за-ния мно-гих ви-но-ва-тых, не-же-ли од-но-го не-вин-но-го осу-дить», и про-тив смертной каз-ни. По-зи-ция Лопухина ста-ла при-чи-ной его раз-но-гла-сий с московским глав-но-ко-мандующим Я. А. Брю-сом и вы-хо-да Лопухина в от-став-ку.

В конце 1796 годавоз-вра-щён на государственную служ-бу императором Пав-лом I . По-дал ему за-пис-ку в за-щи-ту ста-ро-об-ряд-цев, за-яв-лял о не-об-хо-ди-мо-сти ве-ро-тер-пи-мо-сти по от-но-ше-нию к ним (вклю-че-на в сочинение «Вопль ста-рин-но-го су-дьи, ко-то-ро-го иные на смех на-зы-ва-ют фи-лан-тро-пом…», опубликована в сборнике «Чте-ния в Об-ще-ст-ве ис-то-рии и древ-ностей рос-сий-ских», 1862, кн. 2). В ре-зуль-та-те ряд су-деб-ных дел пе-ре-смот-рен в поль-зу ста-ро-об-ряд-цев. Статс-сек-ре-тарь (декабрь 1796 - январь 1797), уво-лен от долж-но-сти из-за двор-цо-вых ин-триг. Се-на-тор (с 1797 года; в 1813-1816 годы не-при-сут-ст-вую-щий се-на-тор). Осу-ж-дал сло-жив-шую-ся сре-ди се-на-то-ров прак-ти-ку со-гла-шать-ся, как пра-ви-ло, с пред-ло-же-ния-ми министра юс-ти-ции и обер-про-ку-рора, «не об-ре-ме-няя се-бя даль-ней-ши-ми рас-су-ж-де-ния-ми». Участ-во-вал в се-на-тор-ских ре-ви-зи-ях в 1800 году в Ка-зан-ской, Вят-ской и Орен-бург-ской гу-бер-ни-ях (по ито-гам ре-ви-зии боль-шин-ст-во гу-берн-ских чи-нов-ни-ков по-нес-ли на-ка-зание за зло-упот-реб-ле-ния) и в 1801-1802 годах в Сло-бод-ско-Ук-ра-ин-ской губернии, где бла-го-да-ря вме-ша-тель-ст-ву Лопухина смяг-че-но по-ло-же-ние ду-хо-бор-цев. Председатель Ко-мис-сии для раз-ре-ше-ния спо-ров по зем-лям на Крым-ском полуострове (1802-1805). В Се-на-те час-то вы-сту-пал с осо-бы-ми мне-ния-ми по различным во-про-сам, что вы-зы-ва-ло не-до-воль-ст-во министра юс-ти-ции свет-лей-ше-го князя П. В. Ло-пу-хи-на , ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, спо-соб-ст-во-вал пе-ре-во-ду Лопухина из 6-го (уго-лов-но-го) в 8-й (апел-ля-ци-онный) департамент Се-на-та (1807). Во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года Лопухин по-ки-нул Мо-ск-ву од-ним из по-след-них - 30 августа (11 сентября).

В мо-ло-до-сти ув-ле-кал-ся фи-ло-со-фи-ей Про-све-ще-ния (идеями Воль-те-ра, Ж. Ж. Рус-со, П. А. Голь-ба-ха), позд-нее стал от-да-вать пред-поч-те-ние ре-лигиозной мис-ти-ке Л. К. Сен-Мар-те-на, И. Арн-д-та, Э. Юн-га. Сбли-зив-шись в начале 1780-х годов с Н. И. Но-ви-ко-вым , стал чле-ном «Дру-же-ско-го учё-но-го об-ще-ст-ва» (с 1782 года). Ма-сон, ро-зен-крей-цер (по-свя-щён в 1782 году). Для из-да-ния ма-сон-ской литературы в 1783 году от-крыл в Мо-ск-ве свою ти-по-гра-фию (в 1786 году сли-та с Ти-по-гра-фи-чес-кой ком-па-ни-ей). В ней в 1784 году пе-ча-тал ма-сон-ский журнал «Ма-га-зин сво-бод-но-ка-мен-щи-че-ский...» и се-рию «Из-бран-ная биб-лио-те-ка для хри-сти-ан-ско-го чте-ния». В 1792 году, по-сле аре-ста Но-ви-ко-ва, Лопухин под-верг-ся до-про-су и обы-ску, но ос-тав-лен в Мо-ск-ве под на-блю-де-ни-ем, что-бы опе-кать сле-по-го от-ца. Дал сло-во императрице Ека-те-ри-не II пре-кра-тить ма-сон-скую дея-тель-ность.

Сто-рон-ник пие-тиз-ма и квие-тиз-ма. В конце 1780-х - начале 1790-х годов Лопухин обос-но-вы-вал то-ж-де-ст-вен-ность ма-сон-ст-ва и хри-сти-ан-ст-ва: «Не-ко-то-рые чер-ты о внут-рен-ней церк-ви, о еди-ном пу-ти ис-ти-ны и о раз-лич-ных пу-тях за-блу-ж-де-ния и ги-бе-ли…» (1789, опубликовано в 1798 году), «Нра-во-учи-тель-ный ка-те-хи-зис ис-тин-ных франк-ма-со-нов…» (1790, на французском языке). Главная за-да-ча про-по-ве-ди ма-сон-ст-ва как «нау-ки до-б-ра», по оп-ре-де-ле-нию Лопухина, - мо-раль-ное со-вер-шен-ст-во-ва-ние ка-ж-до-го че-ло-ве-ка, путь к ко-то-ро-му ле-жит че-рез са-мо-по-зна-ние. Осу-дил Фран-цуз-скую ре-во-лю-цию XVIII в ека («Из-лия-ние серд-ца, чту-ще-го бла-гость еди-но-на-ча-лия и ужа-саю-ще-го-ся, взи-рая на па-губ-ные пло-ды меч-та-ния ра-вен-ст-ва и буй-ной сво-бо-ды», 1794). Вы-сту-пал про-тив идеи Ж. Ж. Рус-со о при-род-ном ра-вен-ст-ве лю-дей («От-рыв-ки со-чи-не-ния од-но-го ста-рин-но-го су-дьи и его же за-ме-ча-ние на из-вест-ную кни-гу Рус-со-ву "Du contrat social"», 1809). Од-на-ко как по-бор-ник спра-вед-ли-во-сти и лич-ной сво-бо-ды ви-дел в кре-по-ст-ном пра-ве без-ус-лов-ное зло, вме-сте с тем счи-тал его со-хра-не-ние в Рос-сии не-из-беж-ным, а от-ме-ну - «опас-нее са-мо-го на-ше-ст-вия не-при-ятель-ско-го», по-сколь-ку, по мне-нию Лопухина, ос-лаб-ле-ние вла-сти по-ме-щи-ков над кре-сть-я-на-ми при-ве-дёт к кре-сть-ян-ским бун-там. От-стаи-вал иде-ал т. н. внутреннего хри-сти-ан-ст-ва в про-ти-во-вес внеш-не-му со-блю-де-нию пра-вил хри-сти-ан-ской жиз-ни («Не-что для раз-мыш-ле-ния о мо-лит-ве и сущ-но-сти хри-сти-ан-ст-ва», 1814).

Пе-ре-вёл с французского языка по-эму Э. Юн-га «Тор-же-ст-во ве-ры над лю-бо-вию» (1780), трак-тат Ж. Ж. Рус-со «О бла-жен-ст-ве» (1781), про-из-ве-де-ния ди-рек-то-ра Французской ака-де-мии А. Л. То-ма «Речь, го-во-рен-ную в Ака-де-мии фран-цуз-ской при всту-п-ле-нии его в оную» (1782) и «Сло-во по-хваль-ное Мар-ку Ав-ре-лию» (1795, опубликовано в 1801 году), а так-же книги «Ве-ра в Ии-су-са, или Крат-чай-ший путь к Бо-гу» (опубликовано в 1804 году) и др.

В 1792-1796 годы в сво-ей усадь-бе в селе Са-вин-ское Бо-го-род-ско-го уезда Московской губернии (ны-не Щёл-ков-ско-го района Московской области) Лопухин уст-ро-ил «фи-ло-соф-ский» ланд-шафт-ный парк, в ко-то-ром на-хо-ди-лись пан-те-он «Храм друж-бы», по-свя-щён-ный князю Н. В. Реп-ни-ну - дру-гу Лопухина, а так-же па-мят-ни-ки Я. Бё-ме, Ф. Фе-не-ло-ну, Ти-хо-ну За-дон-ско-му, немецкому пи-са-те-лю-мис-ти-ку К. фон Эк-картс-хау-зе-ну, Кон-фу-цию, бюс-ты Со-кра-та, Ж. Ж. Рус-со и др. (ны-не поч-ти все па-мят-ни-ки ут-ра-че-ны); один из ост-ро-вов в пар-ке на-зван Лопухиным в честь Э. Юн-га.

Член Воль-но-го рос-сий-ско-го со-б-ра-ния (с 1781 года), Российского биб-лей-ско-го общества (с 1814 года).

Ав-тор ме-муа-ров (на-пи-са-ны под дик-тов-ку Лопухиным в 1808-1809 годы), ши-ро-ко рас-про-стра-няв-ших-ся в спи-сках (от-рыв-ки опубликованы в журнале «Друг юно-ше-ст-ва», 1812, № 1) и сыг-рав-ших зна-чительную роль в фор-ми-ро-ва-нии об-щественных на-строе-ний 1-й половины XIX века Пол-но-стью «За-пис-ки о не-ко-то-рых об-стоя-тель-ст-вах жиз-ни и служ-бы се-на-то-ра И. В. Ло-пу-хи-на» опубликованы А. И. Гер-це-ном в Лон-до-не в 1860 году (ре-принт - 1990).

На-гра-ж-дён ор-де-ном Св. Алек-сан-д-ра Нев-ско-го (1809) и др.

Сочинения:

Под-ра-жа-ние не-ко-то-рым пес-ням Да-ви-до-вым. М., 1794;

Тор-же-ст-во пра-во-су-дия и доб-ро-де-те-ли, или До-б-рый су-дья. М., 1794;

Вы-пис-ка на-став-ле-ний и при-ка-за-ний, дан-ных гг. се-на-то-ра-ми при ос-мот-ре Вят-ской гу-бер-нии в мар-те 1800. М., 1800;

Пись-ма к M. M. Спе-ран-ско-му и Д. П. Ру-ни-чу // Рус-ский ар-хив. 1870. Кн. 1; [Пе-ре-пи-ска с А. М. Ку-ту-зо-вым] // Рус-ская ста-ри-на. 1874. № 1-3, 1896. № 11;

[Пись-ма к Алек-сан-д-ру Пав-ло-ви-чу и Е. П. Льво-вой] // Рус-ский ар-хив. 1884. № 3; Ма-сон-ские тру-ды. СПб., 1997.

(1756-1816 гг.) - русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807 г.), сенатор, известный мистик.

В 1775 г. поступил на военную службу и дослужился до полковника; в 1782 г. определен советником Московской уголовной палаты, а потом и ее председателем. В судейскую практику Лопухин внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное их применение. В 1785 г. он вышел в отставку и принял деятельное участие в литературных и филантропических предприятиях Новиковского кружка: перевел ряд мистических сочинений, написал в защиту русских масонов «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов» (1790 г., несколько изданий), был великим мастером одной из лож, помогал бедным, благоустраивал школы, открывал типографии в Москве, за свой счет отправил за границу студентов Невзорова и Колокольникова. «Катехизис» имеет важное значение для определения целей и задач франкмасонов вообще и убеждений самого автора. Любовь к Богу и ближнему, не исключая и врагов, и постоянное внутреннее совершенствование - главные основы «Катехизиса», доказывающего отсутствие у масонов каких-либо политических стремлений. Важное значение для определения масонского учения (особенно обрядовой его стороны) имеет другое сочинение Лопухина, написанное в 1791 г.: «Духовный рыцарь или ищущий премудрости». Когда в 1792 г. началось преследование мартинистов, Л. сначала был назначен в ссылку, но потом оставлен в Москве «ради престарелого отца». До конца 1796 г. он проживал в Москве и напечатал «Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами» (1794 г.), «Излияние сердца чтущего благость единоначалия» (1795 г.), «Описание нескольких картин и список с некоторых отрывков, находящихся в магазине давнего смотрения на внутренние причины действий и на слепоту развращенных французов» (1795 г.) и «Подражание некоторым песням Давыдовым» (стихами, 1796 г.). С воцарением Павла I он внезапно был вызван в Петербург и назначен статс-секретарем, но в начале следующего года переведен сенатором в Москву. Здесь он занимался главным образом разбором уголовных и следственных дел, проявляя те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В 1800 г. вместе с сенатором Спиридовым ревизовал губернии Казанскую, Вятскую и Оренбургскую, причем обнаружил особенное попечение о крестьянах. Общий гуманный характер ревизии Л. виден из его брошюр: «Выписка наставлений и приказаний, данных гг. сенаторами при осмотре Вятской губ.». В 1801г. Л. ревизовал Харьковскую губ. и занялся там разбором дела о духоборцах. Гуманное отношение его к ним навлекло на него обвинение в размножении их. Для опровержения этого обвинения он написал «Глас искренности», напечатанный не ранее 1816 г. в «Сионском вестнике». Александр I, однако, был доволен его действиями и много раз давал ему серьезные поручения. Вышедши в 1812 г. в отставку, он поселился в своем скромном имении на Оке и там скончался. За время с 1797 по 1816 гг. им написаны: «Замечания на известную книгу Руссо «Du Contrat Social», где Л., между прочим, высказывает мнение, что государственное устройство является чем-то случайным, а не самобытной органической формой; «Отрывки для чтения верующим» (1805 г.); несколько статей в «Друге юношества» Невзорова; «Вера в Иисуса или кратчайший путь к Богу» и др. Характерным признаком всех сочинений Л. является пламенная религиозность и мистицизм. Большой интерес представляют «Записки» Лопухина, изданные впервые в 1860 г. в Лондоне, а потом в «Русском архиве» (1884 г.) с портретом. Обстоятельная биография Лопухина написана Афанасьевым (в «Архиве исторических и практических сведений», кн. I), «Новиков и московские мартинисты» (1869 г.); «Исторические очерки русского масонства и его главных представителей» (в «Орловских епарх. ведомостях», 1869, № 6 и след.); Незеленов, «Литературные направления»; Полторацкий, «Русские достопамятные люди» («Рус. старина» 1892 г., № 7); Мертвого, «Записки»; Воейков, «Воспоминания» (в «Новостях литературы», 1825 г., № 5); Лубяновский, «Воспоминания» (М., 1872 г.). Несколько писем Лопухина к Руничу, Сперанскому, Львовой помещены в «Русском Архиве».

Лопухин является одним из выдающихся масонов Екатерининской эпохи. Как отмечает Н. Пиксанов, по своим дарованиям и общественному влиянию он уступал только таким «двум вершинам» масонства той поры, как Н.И. Новиков и И.Г. Шварц. Он оставил после себя довольно богатое литературное наследие, что тем более ценно и примечательно, так как, по мнению ряда исследователей, русские масоны большей частью ограничивались переводами иностранных книг и статей по интересующим их вопросам и редко выступали самостоятельно. Здесь уместно будет также напомнить, что И.В. Лопухин был не литератором по роду занятий, а государственным служащим, чиновником. И в то время, когда «на первом плане повсюду стояла по преимуществу физическая, материальная сторона человеческой природы, в явный ущерб духовному и нравственному развитию» , он, наряду с добросовестной службой на благо Отечества, стремился изложить моральные принципы масонства с тем, чтобы открыть его для общества. Именно с этой целью он пишет свои масонские произведения: «Духовный Рыцарь» (1791 г.) и «Некоторые черты о внутренней церкви» (1798 г.). Первое из них Лопухин называет в своих «Записках» «пьесой», в которой «краткими чертами представлены главные пункты герметической науки, образ ея святилища, ходъ внутренняго обновления человека и начала самопознания и глубокой морали» . К этой пьесе автором был «присоединен» «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов», изданный как «средство представить в самых истинных и кратких чертах все начала науки и нравственности нашего общества (т.е. масонства)».

Что касается второго упомянутого выше произведения Лопухина, то в нем автор представляет Орден вольных каменщиков как внутреннюю церковь, указывая при этом «единый путь истины и различные пути заблуждения и гибели» , присовокупляя к этому труду краткое изображение качеств и должностей истинного христианина. Последнее во многом дублирует содержание «Катехизиса».

Оба произведения Ивана Владимировича глубоко пропитаны духом христианства. В них автор создает идеальный образ масона, к которому должны стремиться все «Ищущие Премудрости».

Итак, какими же нравственными качествами должен был обладать истинный масон. Прежде всего, он должен быть глубоко верующим человеком, любить Бога «паче всего», соизмеряя все свои поступки с Божественными заповедями; «быть точным подражателем Ему» , «качествовать себя в нравах и добродетелях Иисусовых». Вся жизнь его должна быть пропитана «Духом любви» не только по отношению к ближним, но и к врагам, «к ненавидящим его». Истинный масон должен любить молчание, «чаще обращаться внутрь себя». Из всех добродетелей ему подобают в большей мере смирение? глубокое самоотвержение, приводящее порой к страданиям, но способствующее «к таинственному умерщвлению его греховного человека» , а также преданность и, конечно же, самопознание, без которого невозможно осознание своих грехов и пороков, а, следовательно, невозможно узреть и пути внутреннего совершенствования.

Немаловажным для масона является также умение «терпеливо сносить, не помогая себе, жесточайшую боль, и быть в готовности на завтра умереть без проптания; сносить величайшую бедность, обладаючи способами производить богатства, превосходящие богатства всего мира; скитаться по земле без роптания, не имея места, где на оной приклонить голову свою». И все это ради «исполнения Воли Небесного своего Владыки». Истинное счастье для масона – уметь ощутить в себе «тьму невежества» и ненависть к порокам . Обладание вышеперечисленными качествами еще не гарантирует истинность масона. Есть еще нечто, чего должен «опасаться» Ищущий Премудрости. Так, он не должен впадать в отчаяние, ибо оно способно «повергнуть в бездну тьмы», убегать суетности, не «обезображивать» себя самолюбием и не давать волю воображению. Дабы ничто не могло «воспрепятствовать откровению Божественной жизни в душе», «должно воздерживать страстные стремления похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, противодействуя в сердце своем движениям, противным чистой любви». Злоба и гнев также не могут украсить масона, поэтому их «всемерно укрощать должно» . Соединив в себе, таким образом, все лучшие нравственные и духовные качества, масон может искать тайн Премудрости в «Обители Мира и Покоя, куды ни какая неприязненная сила приближиться не может». Правда, он не должен забывать при этом, что его основная работа осуществляется «посреди Мира сего», далекого от совершенства. Поэтому он обязан действовать таким образом, чтобы, «не прикасаясь сердцем к суетам Мира», совершать добрые дела бескорыстно, не обращая их на собственную честь, руководствуясь исключительно «Духом собратства» и «любовью к ближним». Нравственный облик масона, воссозданный нами на основе произведений И.В. Лопухина, будет неполным, если мы упустим из внимания вопрос о гражданских обязанностях вольного каменщика. На первой странице «Духовного Рыцаря» Лопухин перечисляет «доблести», которые «давать могут право и достоинство ко вступлению в Общество». На первом месте значится среди них «пламенное усердие к Царю и Отечеству своему». «Непоколебимая верность и покорность к своему Государю с особливою обязанностию охранять Престол Его не только по долгу общей верноподданных присяги, но и всеми силами стремясь изобретать и употреблять всякие к тому благие и разумные средства» - так обозначено второе правило Духовных Рыцарей вслед за «прилежным упражнением в Страхе Божием». Таким образом, истинный масон есть не только верующий христианин, но еще и послушный верноподданный. «Он должен Царя чтить и во всяком страхе повиноваться Ему, не токмо доброму и кроткому, но и строптивому, «быть покорен высшим властям не токмо из страха наказания, но и по долгу совести» , примерно наблюдать Законы Государственные и всеми силами «противоборствовать буйной и пагубной системе мнимыя вольности и равенства», противной небесному порядку и земному благоустройству . Вместо того, чтобы увлекаться идеями «лжеправедников» и «модных философов», истинный масон должен заботиться о подвластных ему, должен «пещись о их вечном блаженстве…, соблюдать между ими правду и уравнение, оказывать им снисхождение и обходиться с ними без жестокости». Итак, И.В. Лопухин, говоря словами Н. Пиксанова, «дает читателям не только основы религиозной морали, но и казуистику нравственного поведения». Он создает цельный и гармоничный облик истинного Духовного Рыцаря, который предстает перед нами верующим гуманистом с устойчивыми моральными принципами, избегающим мирских сует, но не убегающим от мира, творящим добро и дающим просящему, законопослушным верноподданным монархистом и заботливым хозяином-крепостником.

Если мы обратимся к биографии автора, то без труда найдем в ней указания на все вышеперечисленные качества. «Один из самых цельных вольных каменщиков, для которых масонство было не только увлечением, но и делом всей жизни» создал идеальный образ масона, которому он стремился соответствовать в действительности. Изображенный И.В. Лопухиным Искатель Премудрости является в большой степени моральным портретом самого автора, отражением его духовного поиска не только как масона , но и как человека мыслящего, человека, которого привлекали идеи пиетизма и квиетизма.

Н. Пиксанов в своей статье говорит о том, что «культурно-психологический образ Лопухина типичен для целой группы знатного и служилого барства». Возможно это и так, если принимать во внимание его приверженность монарху и консервативные крепостнические взгляды. Но что касается духовности, гуманности, устойчивости в своих моральных принципах, то подобные черты не были характерны для общества эпохи Екатерины II, то «были тяжелые времена для тех, кто хотел бы ставить себе нравственные вопросы: грубые нравы, господство насилия и произвола, невежество и последнее даже в большинстве тех людей, которые должны были быть первыми учителями нравственности». Общество конца XVIII века в большинстве своем отторгло «масонский мистицизм», который все же «благотворно подействовал на общественную жизнь», способствуя смягчению нравов и развитию нравственной стороны в сравнении с первой половиной века . Остается лишь предположить, что если бы основные идеи Ищущих Премудрости были восприняты и развиты обществом в полной мере, то скорый исторический прогресс был бы обеспечен, поскольку по определению нравственность является одним из самых важных и существенных его факторов.

Литература:

1. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М.,1991.
2. Ешевский С.В. Сочинения по русской истории. М., 1900.
3. Записки некоторых обстоятельств жизни и службы действительного
тайного советника, сенатора И.В.Лопухина, сочиненные им самим //
Русский архив.-1884.-№ 1.
4. Лопухин И.В. Масонские труды: Духовный Рыцарь, некоторые черты о
внутренней церкви. М.,1997.
5. Масонство в его прошлом и настоящем. М.,1991. Т.1.
6. Пыпин А.Н. История русской литературы. СПб., 1913. Т.4.
7. Русские вольнодумцы в царствование Екатерины II. Секретно-вскрытая переписка. 1790-1795 // Русская старина, 1874. - Т. 9. - № 1. - С. 57-72; № 2.- С. 258-276.
8. Суровцев А. Г. Иван Владимирович Лопухин. Его масонская и государственная деятельность: Биографический очерк. СПб.: Изд. Петерб. учеб. маг., 1901. 124 с.
9. Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 704 с.

Значение ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

Лопухин, Иван Владимирович - известный мистик (1756 - 1816). Состоял в военной службе; был председателем московской уголовной палаты. В судейскую практику Лопухин внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное их применение. В 1785 г. он вышел в отставку и принял деятельное участие в литературных и филантропических предприятиях новиковского кружка: перевел ряд мистических сочинений, написал в защиту русских масонов "Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов" (1790, несколько изданий), был великим мастером одной из лож, помогал бедным, устраивал школы, открыл типографии в Москве, на свой счет отправил за границу студентов Невзорова и Колокольникова. Любовь к Богу и ближним, не исключая врагов, и постоянное внутреннее совершенствование - главные основы "Катехизиса", доказывающего отсутствие у масонов каких-либо политических стремлений. Важное значение для определения масонского учения (особенно обрядовой его стороны) имеет другое сочинение Лопухина, написанное в 1791 г.: "Духовный рыцарь или ищущий премудрости". Когда в 1792 г. началось преследование мартинистов, Лопухин сначала назначен был в ссылку, но потом оставлен в Москве, "ради престарелого отца". До конца 1796 г. он проживал в Москве и напечатал: "Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами" (1794), "Излияние сердца чтущего благость единоначалия" (1795), "Описание нескольких картин и список с некоторых отрывков, находящихся в магазине давнего смотрения на внутренние причины действий и на слепоту развращенных французов" (1795) и "Подражание некоторым песням Давыдовым" (стихами, 1796). С воцарением Павла I он внезапно был вызван в Петербург и назначен статс-секретарем, но в начале следующего года переведен сенатором в Москву. В разборе уголовных и следственных сенатских дел он проявлял те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В 1800 г. вместе с сенатором Спиридоновым ревизовал губернии Казанскую, Вятскую и Оренбургскую, причем обнаружил особенное попечение о крестьянах. Общий гуманный характер ревизии Лопухина виден из его брошюр: "Выписка наставлений и приказаний, данных господами сенаторами при осмотре Вятской губернии". В 1801 г. Лопухин, ревизуя Харьковскую губернию, занялся там разбором дела о духоборцах. Гуманное отношение его к ним навлекло на него обвинение в размножении их. Для опровержения этого обвинения он написал "Глас искренности", напечатанный не ранее 1816 г., в "Сионском Вестнике". Александр I был доволен его действиями и много раз давал ему важные поручения. Вышедши, в 1812 г., в отставку, он поселился в своем имении и там скончался. За время с 1797 по 1816 годы им написаны: "Замечания на известную книгу Руссо "Du Contrat Social", где Лопухин высказывает мнение, что государственное устройство является чем-то случайным, а не самобытною органическою формою; "Отрывки для чтения верующим" (1805); "Вера в Иисуса, или Кратчайший путь к Богу" и другие. Характерной чертой всех сочинений Лопухина являются пламенная религиозность и мистицизм. Большой интерес представляют его "Записки", изданные в 1860 г., в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских", и Герценом в Лондоне), а потом в "Русском Архиве" (1884, с портретом). Обстоятельная биография Лопухина написана Афанасьевым (в "Архиве исторических и практических сведений", кн. I). - См. Лонгинов "Новиков и московские мартинисты" (1869). "Исторические очерки русского масонства и его главных представителей" (в "Орловских Епархиальных Ведомостях", 1869, ¦ 6 и след.); Незеленов "Литературные направления", Полторацкий "Русские достопамятные люди" ("Русская Старина", 1892, ¦ 7); Мертваго "Записки", Воейков "Воспоминания" (в "Новостях Литературы", 1825, ¦ 5); Лубяновский "Воспоминания" (М., 1872). Несколько писем Лопухина к Руничу, Сперанскому и другим помещены в "Русском Архиве". Новейшая работа о Лопухине - П.К. Пиксанова, в т. I издания: "Масонство в его прошлом и настоящем" (М., 1915).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Владимирович , русский государственный деятель, публицист. Из дворян. …
  • ЛОПУХИН, ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1756-1816) ? известный мистик. В 1775 г. вступил в военную службу и дослужился до полковника; в 1782 г. определен советником …
  • ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
    (1756-1816) российский государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С нач. 1780-х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской …
  • ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
    (1756-1816) — известный мистик. В 1775 г. вступил в военную службу и дослужился до полковника; в 1782 г. определен советником …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • ЛОПУХИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЛОПУХИН в Энциклопедии фамилий:
    Знаменитейшая российская фамилия, достаточно вспомнить Евдокию Лопухину, первую жену Петра I, мать царевича Алексея. Происхождение фамилии проще простого. Лопухой называли …
  • ЛОПУХИН в 1000 биографий знаменитых людей:
    Алексей Александрович (1864-1928). Директор департамента полиции в 1902-1905 гг. Разоблачил провокатора Азефа, так как опасался, что "государственные преступления" последнего могут …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • ЛОПУХИН
    ЛОПУХ́ИН Пётр Вас. (1753-1827), светлейший князь (1799), гос. деятель. В 1798-99 ген.-прокурор, в 1803-10 мин. юстиции, участвовал в разработке проектов …
  • ЛОПУХИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОПУХ́ИН Ив. Вл. (1756-1816), гос. деятель, публицист. Сподвижник Н.И. Новикова. С нач. 1780-х гг. сблизился с масонами, один из организаторов …
  • ЛОПУХИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОПУХ́ИН Ал. Ал-др. (1864-1927?), один из рук. полит. сыска в России, дир. Деп. полиции (1902-05). В 1906 выступил с разоблачением …
  • ЛОПУХИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОПУХ́ИН Ал-др Пав. (1852-1904), правосл. богослов, проф. Петерб. духовной академии. Издатель и ред. (т. 1-5) "Православной богословской энциклопедии" (изд. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • ЛОПУХИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Павлович (1852-1904) , русский православный богослов, профессор Петербургской духовной академии. Издатель и редактор «Православной богословской энциклопедии» (с 1900, т. …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СОФРОНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-22 Time: 15:20:26 Навигация Портал = Википедия = Софронов, Анатолий Владимирович Викисловарь = Викиучебник = Викитека = Анатолий Владимирович …
  • МУРАВЬЕВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Муравьев Леонид Владимирович (1868 - 1941), священник, священномученик. Память 29 октября и …