Общественный прогресс исторические типы обществ. Социальный прогресс: сущность, виды, критерии

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.16. Понятие общественного прогресса

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

Взгляды на направленность общественного развития

1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби: движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла (теория исторического круговорота).

2. Религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах общества.

3. Французские просветители: непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

4. Современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Критерии определения прогрессивности: уровень производительности труда и благосостояния населения; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; степень свободы личности.

Современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Для живой и неживой природы следует употреблять понятия развитие , или эволюция (живая природа), и изменение (неживая природа). Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Понятие «развитие» шире понятия «прогресс». Всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Регресс (обратное движение) – тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъемов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства, с одной стороны, приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но, с другой стороны, это ведет к экологическим проблемам, к тому, что молодежь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой, и т. д.

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное . Характер того или иного социального развития зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы, а лишь изменяющих ее части и структурные элементы.

Виды реформ:

1. по направленности: прогрессивные реформы (60–70-х гг. XIX в. Александра II); регрессивные (реакционные) («контрреформы» Александра III).

2. по сферам преобразований: экономические, социальные, политические и др.).

Под социальной революцией понимается коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная революция всегда связана с разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Революции могут быть кратковременными (Февральская революция 1917 г.), долговременными (неолитическая революция).

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Противоречивость прогресса

1) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой (например, прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

2) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие; использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, ухудшение зрения, психические отклонения и др.

3) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Гуманистические критерии прогресса: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В современном обществознании:

* Акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

* Общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

5.2.6. Организации общественного питания На уплату ЕНВД переводится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации

Из книги Кружки, жерлицы, поставушки - рыбалка без проколов автора Смирнов Сергей Георгиевич

Судак как двигатель прогресса Лет 15-20 назад в момент неполного заката многочисленных рыболовных баз отряд кружочников еще был достаточно многочисленным. Загрязнение водоемов, браконьерство, мощный рыболовный пресс уже тогда заметно снизили концентрацию рыбы и,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).Организаторы опросов стремятся выяснить мнение людей, предлагая

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс совершенствования факторов производства, применяемой техники и технологии, технических методов и форм организации труда на основе широкого

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

Двигатели прогресса Именно так можно назвать Techi. Эта группа единомышленников очень важна для производителя, потому что именно они помогают продвигать продукты, доносить известия о новинках до масс, формировать определенный образ компании на рынке. То есть получается,

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

2. Идея прогресса Прогресс – сравнительно новая идея. Представление о том, что человеческие учреждения можно совершенствовать сознательными усилиями людей, впервые высказал в конце XVI века Жан Боден, темный схоласт, еще веривший в колдовство и обличавший ведьм. Но в 1737

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

1.3. ПАРАДОКСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Продолжая разговор о безопасности автомобилей, замечу, что прогресс в области автомобильной безопасности и в области автомобилестроения вообще влияет на безопасность неоднозначно. Статистика говорит о том, что современные машины

1. Социальные изменения и социальный прогресс.

2. Глобальное общество.

3. Модернизация общества.

1. Социальные изменения, их формы. В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших. В процессе развития социума просматриваются две основные модели поведения общественных систем - эволюция и революция.

Основные источники развития социальных процессов - это противоречия. При этом выделяются противоречия антагонистические и неантагонистические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия, вооруженной борьбы.

Если представить на схеме модель общества, то можно выделить ядро (базовую систему духовных, этических и эстетических ценностей), центральную область (сферу экономики, науки, техники) и внешнюю оболочку (политическую и юридическую сферы). Развитие общественной системы может идти извне, когда политическая сфера провоцирует культурные мутации. Обычно инициатива исходит от других цивилизаций. Возможен и иной путь: через естественные изменения собственной культуры к изменениям в экономике и соответствующему политико-юридическому оформлению. Первый путь - революционный, путь агрессии против чужой культуры. Второй - эволюционный путь поступательного перехода от низшей ступени к высшей, путь традиционный и гуманный.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам циви­лизации называется социальным прогрессом . Это обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, воз­вращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и ре­грессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс - глобальный процесс, характеризующий движе­ние человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс - локальный процесс, охватывающий от­дельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным.

Что представляют собой реформа и революция?

Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагиваю­щих основ существующего социального строя.

Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее осно­вы существующего социального строя. Она носит скачкообра­ный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преоб­разований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользо­вания междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеоб­щего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к соци­альным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Наряду с социальными выделяют экономические и политиче­ские реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налого­вая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение граждан­ских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ.

Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?

Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ соци­ального строя.

Октябрьская революция в 1917 г. проводилась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом - основы существующего строя.

Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременны­ми и долговременными.

Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продол­жалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке. Благодаря аграрной революции человек перестал быть кочевником.

Она резко изменила условия жизни человека, повысила произ­водительность общественного труда.

Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII-XX вв. Она тоже сыграла выдающуюся роль в че­ловеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного техническо­го уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).

Изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов - ка­питалистов и пролетариев.

Возьмем современное общество. Конец XX в. подвел человека к таким рубежам, за которыми начинается совершенно новый этап его истории. Это - век технических свершений, человек впервые, преодолев силу земного притяжения, вырвался в космос, средства транспорта и связи сократили время и расстояния. Человечество превращается в единый организм, в нем возникают некоторые общие стандарты поведения, государственного устройства.

В то же время проблема сохранения жизни на Земле стала реальностью. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, возникшее в глубокой древности, противостояло концепциям регресса (нисходящая линия развития от древнего "золотого" века - Гесиод, Сенека), а также теориям циклического круговорота, повторяющего одни и те же стадии (Платон, Аристотель).

Социальный прогресс. Проблема его критерия. Идея прогресса начала утверждаться в науке с XVII-XVIII столетий (Бэкон, Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей и развивается человеческая личность.

П. Л. Лавровым: "Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей". А с другой стороны, очень четко просматривается тенденция увеличения «индивидуализации общества» (Зигмунд Бауман).

Научно-технический прогресс (машинизация и автоматизация) определяет другие стороны прогресса: урбанизацию, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни. Все эти стороны прогресса теснейшим образом взаимосвязаны.

Однако отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Ряд ученых считают, что надежды на безграничный прогресс, составляющий ядро "новой религии", призванной заменить Град Божий Земным Градом, не оправдались. Все большее число людей начинают сознавать, что:

Неограниченное удовлетворение желаний не является путем к счастью и даже к получению максимального удовольствия;

Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными увеличивается;

Независимыми хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины;

Технический прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны;

Человек, превратившись в сверхчеловека, наделенный сверхчеловеческой силой, пока не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Причину столь неутешительных последствий прогресса Э. Фромм и ряд других авторов видят в самой индустриальной системе, в том, что ее психологическими посылками являются себялюбие, эгоизм, алчность, которые порождены данной системой и отнюдь не ведут к гармонии и миру. Людей все больше привлекает все механическое, безжизненное, все сильнее охватывает жажда разрушения. Оказывается забытым человек, который отторгнут от общества, потерян в современном индустриальном мире. Кризис личности - одна из самых сложных проблем, порожденных современной цивилизацией, современным индустриальным миром.

Характерной чертой современного мира является его многополюсность, сегментность. Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций - все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые мы относим к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, нациям, поколениям, слоям, отдельным индивидам и др. В рациональном обществе речь должна идти о гармоничном сочетании и тех, и других.

Современному миру свойственна и противоречивость. Противоречия современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а поэтому требуют неотложного решения, причем усилиями народов всех стран. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой бойни, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населения Земли природными ресурсами (сырьем, продовольствием, источниками энергии) или нахождения их заменителей, преодоления возрастающего разрыва в уровне и доходах различных стран, ликвидации голода, нищеты и др.

На наших глазах меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами (по подсчетам ЮНЕСКО их не менее 50 ведется в мире) нарастает эскалация терроризма. С помощью средств ведения войны сегодня можно многократно уничтожить жизнь на Земле. Однако эта страшная, губительная для биосферы нагрузка остается в основном потенциальной, чего нельзя сказать о нагрузке, связанной с трудовой активностью людей. Последняя в настоящее время близка к критической и в недалеком будущем способна привести к разрушению биосферы - не столь молниеносному, как в войне, и от того, возможно, еще более мучительному. Современный экологический кризис выражается в изменении климата; в загрязнении природы - воды (Арал, Байкал и др.), земель, воздуха; в истончении озонового слоя.

Приведем лишь несколько примеров, которые без всяких комментариев показывают крайнюю тревожность ситуации и необходимость человеческих действий по спасению среды обитания. Природные ресурсы: за 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю; запасы минеральных ресурсов по расчетам ученых истощатся через несколько десятилетий. Лес: его вырубка в 18 раз превышает прирост. Почва: 1 см чернозема накапливается за 300 лет, а погибает сейчас за 3 года. Океан: нефтяные пятна, отходы, содержащие фосфор, свинец, радиоактивные элементы, которые на 1 кв. км поверхности составляют 17 т. Пресная вода: 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой. Воздух: 115 млн. легковых автомобилей только в США поглощают кислород, выбрасывают вредные вещества - примерно 150 млн. т. Одна из экологических проблем - потепление климата. В настоящее время температура на планете на 2,6 градуса выше, чем 100 лет назад. К концу следующего века она может возрасти на 5,5 градусов. Под влиянием глобального потепления уровень моря поднимется на 0,5-2 м. Это нанесет огромный ущерб большинству государств.

История человечества учит нас, что всегда существовала необходимость согласования человеческой деятельности с возможностями природы. Судьба общества во многом определяется тем, что происходит вокруг нас по законам, от нас не зависящим. 2,5 тыс. лет назад в Южном Китае назревал экологический кризис: население быстро росло, но пищевые ресурсы не прибавлялись. Выход нашел человек: он открыл эффективную технологию поливного рисоразведения. Рис стали высаживать в чеки, полностью залитые водой. Кроме того, в чеках стали разводить рыбу, которая снимала труд прополки рисовых плантаций, удобряла почву, служила пищей. Возникли новые гармоничные отношения человека и природы. Кризис был снят, а на этой основе возникла удивительная цивилизация. Решить экологическую проблему-в силах человечества, но для этого оно должно регламентировать деятельность общества, согласовывать "стратегию общества" и "стратегию природы", учитывать особенности развития природных систем. И тогда общество обретет стабильность в своем развитии, достигнет расцвета экономической деятельности, техники, искусства, проявления творческой индивидуальности человека.

Общественный прогресс - это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному . Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Впервые теорию прогресса описал известный французский публицист аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» в 1737 году. По его теории прогресс заложен Богом в каждого человека и этот процесс неизбежен, как природные явления. В дальнейшем исследование прогресса как общественного явления продолжилось и углубилось.

Критерии прогресса.

Критерии прогресса - это основные параметры его характеристики:

  • социальный;
  • экономический;
  • духовный;
  • научно-технический.

Социальный критерий - это уровень социального развития . Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития - это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.

Экономический критерий - это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий - самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.

Духовный критерий - нравственное развитие - один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот - регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.

Научно-технический критерий - это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче - инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.

Альтернативные теории.

Понятие прогресса подвергается критике еще с XIX века. Ряд философов, историков отрицает прогресс как общественное явление полностью. Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями. А. Тойнби в качестве примера приводит историю различных цивилизаций , в каждой из которых есть фазы возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и т.д.).

На мой взгляд эти споры связаны с различным пониманием самого определения прогресса как такового, а также с различным пониманием его социальной значимости.

Тем не менее, без общественного прогресса у нас не было бы общества в его современном виде с его достижениями и нравами.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. На основе изменений осуществляется процесс социального развития. Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс»

Общественный прогресс – это такое направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимым изменением человечества, в результате осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Регресс – тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему.

Таким образом, прогресс и локален и глобален. Регресс только локален.

Обычно под общественным прогрессом подразумевается не те или иные прогрессивные изменения отдельных социальных общностей, слоев и групп или индивидов, а восходящее развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

Механизм общественного прогресса во всех системах состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

Очень часто возникновение и удовлетворение общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов различных социальных общностей и социальных групп, а также подчинения интересов одних социальных общностей и групп другим. В таком случае социальное насилие оказывается неизбежным спутником социального прогресса. Общественный прогресс, как последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах общественного развития.

Источником, первопричиной общественного прогресса, определяющей желания и действия миллионов людей, выступают их собственные интересы и потребности. Каковы же человеческие потребности, обуславливающие общественное развитие? Все потребности разделяются на две группы: естественные и исторические. Естественные потребности человека – это все социальные потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения и воспроизводства жизни человека, как природного биологического существа. Естественные потребности человека ограничены биологическим строением человека. Исторические потребности человека это все социальные и духовные потребности, удовлетворение которых необходимо для воспроизведения и развития человека, как социального существа. Ни одна из групп потребностей не может быть удовлетворена за пределами общества, вне развития общественного материального и духовного производства. В отличие от естественных потребностей исторические потребности человека порождены ходом общественного прогресса, безграничны в развитии, в силу чего неограничен общественный и интеллектуальный прогресс.

Однако, общественный прогресс – это не только объективная, но и относительная форма развития. Там где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия социального прогресса прекращается, возникают периода упадка и стагнация. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизации. Следовательно, как показывает практика, социальный прогресс в мировой истории совершается зигзагообразно.

Весь опыт ХХ века опроверг однофакторный подход к развитию современного общества. На формирование той или иной общественной структуры оказывают влияние множество факторов: прогресс науки и техники, состояние экономических отношений, устройство политической системы, вид идеологии, уровень духовной культуры, национальный характер, международная среда или существующий миропорядок и роль личности.

Различают два вида социального прогресса: постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Революция – комплексное скачкообразное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя и представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие.

Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается с изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых стран.

В истории социальной мысли было предложено три модели социальных изменений: движение по нисходящей линии, от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу – циклами; движение от высшего к низшему – прогрессу. Эти три варианта всегда присутствовали во всех теориях социальных изменений.

Простейший тип социальных изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. В основу линейной теории общественного прогресса положен прогресс производительных сил. События последней четверти ХХ века показали, что придется расстаться с представлением, согласно которому за ключевой и, в сущности, единственный источник развития принимаются изменения в производительных силах и производственных отношениях. Подъем производительных сил еще не гарантирует прогресса. Жизнь показывает, что безграничное увеличение материальных средств жизни, принятое за благо, оборачивается для человека губительными последствиями. Длительный период понимание социального прогресса связывалось с промышленным развитием, с высокими темпами экономического роста и созданием крупной машинной индустрии. Условия и формы образования экономической, политической и социальной жизни подчинены развитию технико-экономических параметров, достижению индустриальной технологии. Но в последней трети ХХ века эйфория индустриально-технического оптимизма пошла на убыль. Индустриальное развитие не только создало угрозу социальным и культурным ценностям, но и подорвало собственную основу. На Западе заговорили о кризисе индустриализма, признаками которого стали разрушение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Все более очевидным становится несоответствие уровня научно-технического и экономического развития уровню удовлетворения потребностей человека. Изменилось и само понятие социального прогресса. Основным его критерием становится приведение общественного устройства в соответствие не столько с требованиями развития техники, сколько, прежде всего, с естественной природой человека.

Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Согласно этой теории социальное развитие идет не по прямой, а, скорее по кругу. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени, то в циклическом процессе состояние изменяющейся системы в более позднее время будет таким же, каким оно было раннее, т.е. в точности повторится, но на более высоком уровне.

В повседневной социальной жизни очень многое организуется циклически: например, сельскохозяйственная жизнь – и в целом вся жизнь аграрных обществ – носит сезонный, циклический характер, поскольку определяется природными циклами. Весна – время сева, лето, осень – время сбора урожая, зима – пауза, отсутствие работы. На следующий год все повторяется. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания, затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни.

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций. Именно их имеют ввиду Шпенглер и Тойнби, говоря о цивилизационных циклах.

О развитии циклических представлений в библейской книге Эклеззиаста сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В записях Геродота (V в. до н.э.)дана схема приложения цикла к политическим режимам: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия. В работах полибия (200-118 гг. до н.э.) проводится похожая мысль, что все государства проходят неизбежные циклы роста – зенита – упадка.

Социальные процессы могут идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне, нисходящая спираль – повторение на относительно более низком уровне.

Понятие социальных изменений
Социальные изменения - это процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений.
Изменения в обществе очень тесно связаны с культурой, поэтому к ним применим термин «социокультурные изменения». По характеру протекания социальные изменения могут подразделяться на:
1. Эволюционные - постепенное реформирование, усовершенствование, модернизация, плавные количественные преобразования.
2. Революционные - быстрые, коренные, качественные изменения.
Оба эти типа изменений тесно взаимосвязаны: именно эволюционное развитие создает условия для революционных изменений в обществе.
Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия могут привести к социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей могут использовать его, внедрить в свою практику.
Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а наоборот, однонаправлены, сопряжены.
Социальные процессы
Социальные изменения являются результатом социального взаимодействия, причем взаимодействия однонаправленного - на удовлетворение своих потребностей. Поскольку потребности у личности и социальной группы множество, значит и социальных действий много.
Социальный процесс - это совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить, идентифицировать из множества других социальных действий.
Многообразие социальных процессов предполагает их типологизацию. Американские социологи Р. Парк и Э. Берджес выделили следующие типы социальных процессов:
1. Кооперация - процесс совместной и скоординированной деятельности по достижению единой цели на основе взаимной выгоды.
Кооперация, прежде всего, связана с желанием многих людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.
Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать совместную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга или группах на работе. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована, и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах.
Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей. Кооперация во вторичных группах (организации, социальные слои и общество в целом) выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей данного общества, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на основе государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, подгруппами и отдельными индивидами.
2. Конкуренция - это острое соперничество, борьба между социальными субъектами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены. Конкуренция - это борьба за достижение преимуществ, наивысших выгод. В качестве социальных ценностей, за которые идет конкурентная борьба, обычно выделяют:
. власть;
. деньги;
. статус;
. любовь;
. признательность и т. п.
Конкуренция может быть:
. личностная - когда конкуренты знают друг друга;
. безличная - когда идет борьба без идентификации соперников (за рынки сбыта, рынки сырья и т. п.).
Конкуренция в обществе выполняет ряд функций:
. распределение недостаточного вознаграждения;
. стимулирование личности к самым большим достижениям;
. деструктивная, так как в результате конкурентной борьбы можно потерять все;
. конфликтообразующая: потерпевший поражение конкурент не всегда соглашается на мирный исход и может прибегнуть к интригам, насилию. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превратится в конфликт с непредсказуемыми результатами.
3. Приспособление - это процесс принятие индивидом или социальной группой культурных норм, ценностей и эталонов поведения новой социальной среды. Приспособление - это социальный процесс, присущий социальным мигрантам как по вертикали, так и по горизонтали. Личность, не усвоившую норм и ценностей новой социальной среды или отвергаемая этой социальной средой, называется маргиналом.
Приспособление может проходить в следующих формах:
. подчинение, как обязательное условие приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм;
. компромисс - форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.
Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается, и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспособления мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками;
. ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.
4. Амальгамизация - это процесс биологического смешивания двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.
5. Конфликт как социальный процесс будет нами рассмотрен позже и подробно.
Понятие социального прогресса
Социальный прогресс - это всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от первобытного состояния к вершинам цивилизации.
Социальный прогресс включает в себя экономический, технический и культурный прогресс, причем фундаментом социального прогресса служит научно-технический прогресс.
Научно-технический прогресс структурно состоит:
. из технического прогресса;
. из промышленной революции;
. из информационной революции.
Развитие общества подвержено действиям законов:
1. Закон ускорения истории.
Его суть в том, что каждая последующая стадия развития общества занимает в 3 - 4 раза меньше времени, чем предыдущая. Каменный век был длиннее следующего за ним века металла, феодализм по времени короче рабовладельческого строя. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, тем быстрее, динамичнее развивается общество. В России с начала XX в. до современности сменились три цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная.
2. Закон неравномерности развития народов и наций.
В развитии человеческого общества в различное время передовую роль играли различные народы и цивилизации: Древний Восток сменился Древней Грецией и Древним Римом, Египтом; средневековая Европа передала эстафету Америке; современная Япония ассоциируется с техническим прогрессом.
Социология исследует и процесс, противоположный прогрессу - регресс.
Регресс - это попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.
В отличие от прогресса, регресс носит не глобальный, а локальный характер, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Правда, некоторые ученые считают, что в случае массированного применения ядерного оружия возможно исчезновение человеческой жизни на Земле, что приведет к всеобщему регрессу.
Виды социального прогресса
В социологии различают следующие виды социального прогресса:
1. Реформа - это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
2. Социальные реформы - это реформы, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни. Социальные реформы могут быть прогрессивными и регрессивными; они проводятся правительством под давлением или по требованию народа.
3. Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
Революционные изменения в совокупности представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Социальные революции бывают кратковременными (октябрьский переворот 1917 г. в России) и долговременными (неолитическая или аграрная революция - скачок от собирательства к земледелию - началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, в других - 8 тыс. лет).
Таким образом, важным показателем жизненности общества является характер социального взаимодействия и степень прочности социальных отношений, а насколько развито общество показывает качество и скорость социального прогресса.