Цикл опыта в гештальт терапии. Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии

Осознавание желаний

Если осознавание ощущений и чувств - это актуальный опыт, то осознавание желаний связывает его с будущим и создает направление движению. «Только если знаешь, где ты и чего хочешь здесь и сейчас, можно «выковать» центральное звено в цепи событий, (оставляющей основу жизни», - пишут Ирвин и Мириам Польстеры. Однако вопрос «Что ты хочешь ?» - один из самых трудных для клиентов. И особенно сложным он будет в том случае, если терапевт задает его без предварительной подготовки, состоящей в осознавании клиентом актуальных ощущений и чувств, контекста ситуации и адресата этих чувств. Нередко терапевты задают этот вопрос вследствие собственной растерянности, тревоги и незнания, что делать с клиентом. Но клиент, собственно, за этим и приходит к терапевту, именно это он и хочет узнать. Без предварительной подготовки осознавания терапевт в ответ на этот вопрос обычно получает «не знаю», «хочу, чтобы родственники вели себя по-друтому» или «скажи мне, как быть?». Не ориентируясь в своих переживаниях, клиент не может ни понять, что он хочет, ни выбрать...

К формулированию терапевтического запроса эта ситуация не имеет отношения, ведь, как правило, вопрос к терапевту пришедший клиент уже приносит с собой. Но то, что он хочет на самом деле, то, что связано с содержанием его потребности, часто кардинальным образом отличается от его запроса к терапевту. Когда человек может распознать свое желание и определить, к кому оно направлено, он уже почти у цели. Молодой человек не желает больше быть буфером для конфликтных отношений своих родителей, он хочет отдохнуть, сосредоточившись на своей жизни, и тут же вспоминает, что может жить в пустующей квартире своей тетки. Молодая девушка, осознающая свой собственный вклад в свое одиночество, вспоминает людей, которым давно не звонила, и чувствует желание встретиться. Загруженный постоянной работой мужчина, избегающий таким способом сложных отношения с женой, хочет отдохнуть, а для этого сказать твердое «нет» ее постоянному контролю и давлению.

Исполнить желаемое часто не представляется возможным из-за идеалистической глобальности желаний. Выполнимые желания конкретны и просты - хочется, чтобы приласкали и сказали доброе слово, когда плачешь, хочется, чтобы оставили в покое и дали возможность побыть одному, хочется увидеть определенного человека или написать книгу на интересующую тему. Определенное и конкретное желание способно стать фигурой, вызывающей мобилизацию энергии для его выполнения.



Иногда клиенты пытаются получить желаемое от людей, которые не в состоянии это дать, и не берут от тех, кто дает. Так, клиентка компульсивно требует выражения любви и заботы от эмоционально холодной матери, это становится темой многих сессий и не приводит к удовлетворению ее потребности. Вместе с тем она совершенно не замечает поддержки других людей, их симпатий и не отвечает на это. Следовательно, задача заключается в том, чтобы обратить внимание клиентки на этот паттерн поведения и чувства других людей, мимо которых она проходит, в какой-то степени повторяя материнское поведение.

Теория Self, функции Self

Существенная часть практики гештальт-терапевта состоит из тщательного исследования контакта (создания и разрушения «фигур») и экспериментального исследования терапевтом этого процесса. Та часть гештальт-теории, которая касается того, как это" делает индивидуум, называется теорией self. В ней self (или самость, как ее переводят на русский язык) является агентом изменений. Термин self также относится к системам контактов организма с окружающей средой в настоящий момент и к способу организации нашего опыта. «Будем называть самостью систему контактов, - пишут PHG*. - Самость - это действующая контактная граница...». Эти контакты представляют собой структурированный опыт настоящей ситуации.

В традиционной психологии принято думать, что self является сущностью, находящейся внутри, в то время как в гештальт-терапии это процесс взаимодействия на контактной границе поля «организм - окружающая среда». Очень важно понять, что self не является структурной сущностью психики («вещью» или объектом), self - это процесс - selfing.

Этот процесс имеет две составляющие: идентификацию («это Я») и отчуждение («это не Я»), которые составляют так называемую Эго-функцию или функцию выбора (Philippson Р., 1995, 1996b, 1997). Self существует там, где появляется контакт (контактная граница), но не как дополнительный объект психики, а как процесс формирования «фигуры» у индивидуума. Когда граница контакта отсутствует, self присутствует как возможность. Согласно Ф. Перлзу, self можно понять только в контрасте - это та часть поля, которая противостоит остальным его частям. PHG: «Self не может рассматриваться как фиксированная структура и существует там, где имеется факт интеракции на границе. Это «фигура-фон» процесс в ситуациях контакта».



Для того чтобы отразить интегративность функций self , Латнер (1992) приводит притчу о слепых, ощупывающих слона и пытающихся передать целое через описание частей (уши, хвост, хобот…). При этом видящий - это тот, кто видит целое и в этом смысле self индивидуума обладает интегративным свойством. Self интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Далее, self осознает и ориентируется, чувствует, подходят ли друг другу среда и организм, осуществляет агрессию и манипуляцию. В ситуациях контакта self проявляется процессом образования «фигуры - фона», а чувство, сопровождающее этот процесс, - возбуждение -как раз и свидетельствует о процессе формирования, когда незавершенная ситуация стремится к завершению. Если потребность удовлетворена («фигура» разрушена) и происходит ассимиляция, self уменьшается, поскольку основная роль состоит в приспособлении организма в среде. Уменьшается self и в случае слияния, изоляции и равновесия, где нет «фигуры» или она недоступна.

Свойства и функции self

Одним из свойств self является спонтанность. Это понятие подразумевает непрерывное действие системы «организм - среда», свободное формирование и разрушение фигур. Она предполагает вовлеченность субъекта в ситуацию, принятие ситуации н действия . Говоря о вовлеченности, мы имеем в виду, «что нет никакого иного чувства себя или других вещей, кроме собственно переживания ситуации. Это чувство непосредственно, конкретно, присутствует в настоящем и интегрирует восприятие, мускульный компонент и возбуждение» (Перлз, 2001).

Спонтанность одновременно активна и пассивна - это творческое безразличие (или беспристрастие) среднего залога. Self не может проявляться кроме как в контакте с чем-то возникающим в текущем процессе. Этот контакт может осознаваться как ощущение материала, импульсов, фона, направленности интереса, присвоения или отчуждения.

При этом, у self как системы имеются частичные составляющие, или функции, представляющие собой разные способы контактов. Это функция Ид, Эго-функция и функция личности. Так, функция Ид - это и функционирование в фоновом режиме, включающем смутно ощущаемую среду, и чувства, связывающие организм со средой, прошлые незавершенные ситуации, становящиеся осознанными, внутренние импульсы, потребности в их тело сном проявлении и восприятие всех этих параметров (которое иногда блокировано). Это и опыт чувств, отдыха и релаксации, и множество ситуаций, в которых мы соприкасаемся с собой физически и чувствуем себя проприоцептивно. Эта функция по своей природе автоматична, пассивна - все, что приходит к нам, приходит непроизвольно, спонтанно.

Эго-функция, в отличие от Ид, наоборот, активна. Self по своей сути противостоит «другому» или «иному». Процесс, в котором проявляется self, состоит из двух фаз - идентификация («Это я») и отчуждения («Это не Я»). Это функция выбора или сознательного отказа. Эго-процесс включает также идентификацию с собственными актами выбора - ценностями, интересами, избеганиями (Philippson, 1995). Это то, что классики назвали автономным критерием здоровья. В общем смысле Эго-функция отражает поляризацию нашего опыта, важную для построения «хороших» фигур (первичная полярность - это фигура-фон). Здоровая Эго-функция дает индивидууму чувство инструментальности бытия, индивидуум чувствует себя одним из тех, кто делает вещи происходящими. Нарушение этой функции называется потерей Эго-функции и лежит, по мнению классиков (Перлз, 2001), в основе невроза: субъект затрудняется или оказывается неспособным выбрать адекватный способ поведения. При этом Ид-функция продолжает воспринимать внутренние импульсы и потребности, а ответ Эго-функции оказывается неудовлетворительным, творческое приспособление индивидуума не соответствует доминантной потребности. Эта доминантная потребность при неврозе остается нереализованной.

Функция личности

Это функция интеграции опыта, функция усвоения (ассимиляции). Она включает представления и концепции субъекта о самом себе, образ себя, необходимый для объяснения своего поведения, систему установок, принятых данной личностью в межличностных отношениях; это ответы на вопросы, задаваемые другими или самим субъектом, это вербальное отражение себя в настоящий момент, ссылки на себя. Перлз назвал функцию личности активным самосознанием, изучающим себя и делающим реплику в отношении себя.

Итак, функция личности включает говорение о себе, но это говорение имеет социальную направленность, поскольку ориентированы на других людей. Это часть нашей здоровой жизни. Ее можно назвать системой ранее признанных фактов (или инсайтов). Чем менее свободно и менее здорово поведение индивидуума, тем больше в функции личности находится ошибочных концепций себя , эго-идеалов, стереотипов, масок, искажений и т. п. Клиенты приходят на терапию в тот момент, когда их идентификация является неадекватной для той ситуации в среде, где они находятся.

В терапии функция личности важна и в тот момент, когда клиент пришел к нам с проблемой («я слишком мягкий и мною все помыкают») и пытается с нашей помощью сформировать «фигуру», говоря о себе, и в тот момент, когда он ассимилирует собственный опыт действий по отношению к своей удовлетворенной потребности. Но для здорового функционирования в мире индивидууму недостаточно определять себя как кого-то, ему необходимо делать выборы.

Здоровое функционирование личности характеризуется автомностью и ответственностью индивидуума, его знанием себя «как лица, играющего определенную роль в актуальной ситуации» (PHG, 2001). Автономия - это свободный выбор, при котором субъект сохраняет чувство непринужденности, свободы от принуждения. Он знает кто он и где он , и принимает на себя обязательства в соответствии с тем, кем он является. Поведение становится своим собственным, так как ранее оно было уже достигнуто и ассимилировано. Автономия основана на спонтанности, а в спонтанном поведении приоритет имеет новизна. Ответственностъ - это исполнение контракта, заключенного в соответствии с тем, кем субъект является, это постоянство поведения в таких рамках. Это не означает, что поведение никогда не меняется, оно меняется творчески, в соответствии с изменеием ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

Джондлин Ю. Фокусирование. – М: Независимая фирма «Класс», 2000.

Зннкер Дж. Телесные процессы в психотерапии. Вступление. – http:// www.gestalt.lv/rus/international/teksti/index.htm&id=51.

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

Немиринский О.В. Фасилитация контакта в гештальт-терапии // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 3. – С. 93– 106.

Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. – М.: Гиль-Эстель, 1993.

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: Либрис, 1996.

Перлз Ф.(1997) Гештальт семинары (Гештальт-терапия дословно) // Гештальт 96: Сб. мат-лов Московского гештальт-института. – М., 1997. – С. 6- 17.

Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2001.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

Рыбин В.И. Инсайт и гештальт // Московский психотерапевтичог кий журнал. – 1997. – № 3. – С. 85-104.

Хломов Д. (2000) Гештальт-терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. – С. 343 – 371.

Curran K.M., Seashore C.N.,Welp M.S. (1995) Use of Self as an Instrumen of Change. – http://www.eqalvoice.com/use_of_self.pdf.

Jacobs L. (2002) Its Not Easy to Be a Field Theorist: Commentary on «Cartesian and Post-Cartesian Trends in Relational Psychoanalysis)), Gestalt!, 6 (2). – http://www.g-g.org/gei/6-2/jacobsreview.html.

Тема 6.Теория контакта в гештальт-терапии

1. Значение настоящего момента – «здесь и сейчас».

2. Осознавание и саморегуляция.

3. Теория Self.

1. Значение настоящего момента – «здесь и сейчас» .

В теории, методологии и практике гештальт-терапия представляет собой психотерапевтический подход, центрированный на настоящем моменте. Все важные теоретические концепции, на которые опирается гештальт-терапия, сфокусированы на феноменологии, осознавании и разделяют примат настоящего над прошлым и будущим.

Гештальт-психология, например, концентрируется на природе п структуре перецептуального опыта, и работа неизбежно сфокусирована на том, что воспринимается в настоящий момент. Невозможно также представить себе холистический подход и сохранение холистической перспективы без ориентации на настоящее. То же самое верно и для феноменологии. Фено­менология рассматривает в качестве своего предмета исследование объектов и событий, которые мы воспринимаем (естественно, в настоящий момент), а также создание подходящих методов для наблюдения и исследования.

Tакоефилософское течение, как экзистенциализм, изучает основные вопросы существования в настоящем. Это природа и смысл жизни, смерть, личностные отношения, отношения с авторитетами (Богом). Знаменитое высказывание Кьеркегора гласит: «Жизнь – это не проблема, которая решается, а ре­альность, которая испытывается». То, что испытывается, всегда находится в настоящем. Даже психоанализ в своей концеп­ции феноменов трансференции и контртрансференции ориентирован на отношениях терапевта и клиента «здесь и сейчас», так как терапевтические отношения всегда существуют толь-ко в настоящем.

11одход, ориентированный на настоящее, отличается от ис­торического подхода, в котором настоящее рассматривается как последствие прошлого. Для исторической перспективы важны вопросы «Почему?», «Что было причиной настоящего состояния?», и они поворачивают взгляд исследователя от на­стоящего момента на что-то еще. Но историческая перспек­тива неизбежно находится в настоящем вместе с ее носителем. В гештальт-терапии важно не «Почему?», а «Что есть?» (Resnick R., 2000). Подход, ориентированный на настоящее, акцентиру­ет вопросы «Как?», «Что?», «Что есть?», «Что это за опыт?», «Из чего он состоит?», «Как он организован?». С этой точки зрения, прошлое и будущее находятся в настоящем: все мечты и воспоминания, фантазии и мысли - это действия, происхо­дящие в настоящем.

Настоящее - это всегда новая целостность, даже если ин­дивидуум достаточно точно оживляет и переживает старое со­бытие. Согласно Джендлину (2000), настоящее придает прошло­му новую функциональную направленность и новую роль. Про­шлое в своей новой роли структурируется по-иному, иначе ин­терпретируется и функционирует в настоящем, даже если ин­дивидуум этого не осознает. Джендлин утверждает, что пере­живания, происходящие в настоящем, всегда изменяют про­шлое. Добавим, что силы и энергия человека всегда находятся в настоящем («прошлое уже прошло, а будущее еще не насту­пило»).

Итак, в гештальт-подходе воспоминания - это некоторый опыт, переживаемый в настоящем. Схватывание настоящего момента, сосредоточение на настоящем, полное присутствие и ощущение настоящего - это подход, который применяется в гештальт-терапии как по отношению к воспоминанию, так и по отношению к фантазии о будущем. Все это в полной мере относится к понятию «осознавание».

В гештальт-терапевтической сессии момент «здесь и сейчас» движется между «прямо сейчас» (клиент-терапевтическое вза­имодействие), «прошлым в настоящем» (воспоминания клиен­та о детстве, предшествующее клиент-терапевтическое взаи­модействие) и «будущим в настоящем» (желания клиента по отношению к терапии). Каждый момент «прямо сейчас» выст­раивается как «фигура» напротив фона «прошлого в настоя­щем» и «будущего в настоящем», и это то, что постоянно от­слеживается гештальт-терапевтом (Philippson, 1996).

2. Осознавание и саморегуляция .

Имеется в виду осознавание как процесс (awareness), называемый еще в литературе сознаванием. Последний вариант, не существовавший ранее в русском языке, создан для того, чтобы компенсировать совершенную форму глагола «осознавать» (осознал что-то - и процесс завершен). Здесь и далее будет все же использоваться существительное «осознавание», подразумевающее процесс и не имеющее, с нашей точки зрения, коннотации завершенности, присущей глаголу.

Что такое осознавание?

Базовым способом и целью гештальт-терапии является «осознавание-как-процесс». Мы часто воспринимаем осознавание как случайный, беспорядочный и пассивный процесс - свет попадает в наши глаза, какие-то звуки с улицы проникают в наши уши, какие-то люди привлекают наше внимание, а мы при этом вроде бы ничего не делаем. Это описание касается лишь пассивных аспектов осознавания, однако у осознавания имеется и активная сторона.

Приведем пример. Мы начинаем терять интерес к делу, которым занимаемся, когда мы голодны. Почувствовав знакомые ощущения в области желудка, мы бросаем клавиатуру компьютера и направляемся к холодильнику. Открываем дверцу... и вос­прими маем не дизайн холодильника, не полки и посуду, не форму бутылок (все это есть в поле зрения), а мясо и овощи. Несмотря на то, что в поле зрения много предметов и деталей, мы начинаем видеть и осознавать то, что нам важно и нужно. Таким образом, и восприятие, и осознавание может быть как пассивным, так и активным процессом.

Перлз считал осознавание «смутным двойником внимания», однако говорил, что осознавание более диффузно, чем внимание, и подразумевает более расслабленное и целостное восприятие. Гештальт-терапевты рассматривают осознавание как инструмент исследования взаимодействия индивидуума и среды, поскольку он предоставляет и терапевту, и самому клиенту наилучшую картину имеющихся в его распоряжении ресурсов. Для этого гештальт-терапевты используют эксперимент, помогающий клиентам попять, что они делают и как они делают то, что делают (Reznick, 2000). «Гештальт-терапия помогает нам расширить и увеличить наше осознавание, привлекая потерянные или избегаемые части опыта» (Bray, Philippson, 1988, 1998).

Осознавание же дает возможность достигать инсайтов, получать знание о среде, выбирать и нести ответственность за собственный выбор и в конце концов - возможность строить отношения с другими людьми. По Йонтефу (1976, с. 67), «это процесс бытия в бдительном контакте с наиболее важными элементами поля «организм - среда» с полной сенсомоторной, эмоциональ­ной и энергетической поддержкой». Кроме того, осознавание дает возможность индивидууму почувствовать свою идентичность и мир, в котором он живет. Важно, что расширение контакта и осознавания не является целью само по себе. Это расширение полезно, если помогает личности установить лучшие отношения с миром (Нуспег, Jacobs, 1995).

Осознавание имеет пять характерных качеств: контакт, ощущение-как-процесс, возбуждение, формирование фигуры и це­лостность (Latner, 1992).

Контакт - это встреча с различиями. Для нашего собствен­ного опыта это означает подняться навстречу другому, тому, что отличается от уже известного нам, от того, что мы чувствуем или когда-либо испытывали. Ощущение-как-процесс определяет природу осознавания. Наиболее близки нам (в полном смысле слова - по расстоянию) прикосновение, ощущения изнутри тела - проприоцепция (Проприоцепция - способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных сегментов. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ, восприятие определенными рецепторами, ПРОПРИОЦЕПТОРАМИ, внутренних нервных сигналов, посредством которого животное ощущает свои движения, положение и состояние) и чувства. Более дистанцировано визу­альное и слуховое восприятие.

Возбуждение содержит целый спектр эмоциональных и фи­зиологических ощущений: от более диффузного и характеризу­ющего состояние благополучия до большей настороженности и выраженного интереса к чему-либо. Если мы видим знакомо­го, идущего по улице, наше осознавание включает непосред­ственное контактирование с личностью, которую мы видим, наши воспоминания, мысли и чувства. Наш интерес - форма возбуждения - может почувствоваться как сердцебиение или глубокое дыхание, или как тепло внутри грудной клетки, или как импульс к действию.

Формирование фигуры отсылает нас к способу, которым она образуется и развивается. В примере «со знакомым, встречен­ным на улице», мы видим, как возникает центральный фокус интереса. Это характеристика второй фазы формирования фи­гуры. Наконец, еще одно фундаментальное свойство осознава­ния - целостность. Невозможно понять что-то существенное (сущность), кроме как через целостность.

Что такое целое или целостность? Слово «гештальт» в немец­ком языке означает что-то, что испытывается как единство (це­лостность), несмотря на то, что оно состоит из различимых эле­ментов. В немецком языке «гештальт» имеет несколько эквивалентов: целостность, конфигурация, фигура. Как следствие, в гештальт-терапии оно используется для обозначения целостного опыта. Что то, что воспринимается как целостность (целое), может быть гештальтом. Личность может быть для нас целостностью и в то же время частью целостности (например, семьи). Целое может быть группой идей («Серебрянный век») или людей (рабочий класс). Данные примеры иллюстрируют то, как эти целостности относятся к природе нашего опыта и нашего осознавания.

Инсайт и осознавание

Каково соотношение инсайта, эффективность которого так акцентируется аналитиками, и осознавания в гештальт-терапии?

По Вертгеймеру («Продуктивное мышление», 1987), инсайт - это «прозрение, схватывание структуры ситуации», «прозрение, производящее изменения в структурном значении составных.частей, изменение их места, роли и функции». Как психологический термин «инсайт» был введен гештальт-психологами. В гештальт-терапии инсайт определяется еще и как одновременное интегративное осознавание частей и целого (Yontef, 1993), паттернизация перцептуального поля таким способом, что его существенные связи становятся ясными. Это формирование гештальта, в котором релевантные факторы выстраиваются по отношению к целому (Heidbreder, приведено по Yontef, 1993).

Итак, инсайт - это форма осознавания, в котором имеется точное чувственное понимание структуры целостного поля, которое релевантно межличностной теме пациента. Для инсайта характерно появление уникального смысла, эмоциональной значимости именно этой организации поля. Это чувственное знание о том, за что каждый ответственен и не ответственен, присвоение того, что является собственным, и отвержение того, что собственным не является, а также появление способности к осознан­ному выбору.

Первоe отличие гештальт-терапии и психоанализа во взглядах на природу инсайта касается его принадлежности. В гештальт-терапии инсайт часто обозначается как «Ага!» - переживание и принадлежит клиенту. Это переживание свидетельствует о завершении, успешной интеграции и присвоении ранее диссоциированного опыта. Гештальт-терапевт организует терапевтический процесс так, чтобы дать возможность незавершенной ситуации проявиться в терапевтической сессии, развернуть ее, прожить и интегрировать в настоящее. В каком-то смысле «Ага!»-реакции клиента являются вспомогательными инсайтами процесса осознавания клиента. В психоанализе же инсайт в основном принадлежит аналитику, является его рабочим инструментом и фундаментом точной интерпретации.

Второе отличие - это континуальная (в противоположность дискретности) роль осознавания в отличие от инсайта (Рыбин, 1997). Осознавание - это длящийся процесс переживания и опи­сания происходящих в настоящем ощущений, чувств и мыслей, доступный в любой момент времени, это способ постоянно нахо­диться в контакте с самим собой. Осознавание когнитивно, сен­сорно и аффективно. Внимание к осознаванию ставит акценты на что, как и где опыта клиента, а вовсе не на почему, необходи­мом для аналитической интерпретации. Инсайт же - форма осоз­навания, непосредственное и быстрое «схватывание очевидного единства части элементов поля» (Yontef, 1993).

Классическая формула «здесь и теперь», принадлежащая мно­гим современным подходам психотерапии, видоизменяется в «те­перь и как» феноменологической направленности гештальт-те­рапии. Понятие «как» касается положения тела и жестов, дыха­ния и интонации голоса, речи и взгляда и обозначает приоритет формы над содержанием (по Перлзу). Фокусирование на осоз-навании сохраняет вовлеченность клиента в настоящую ситуа­цию. Особенно это проявляется в ситуации эксперимента, когда метафорическое проигрывание (enactments), заменяющее собой вербальный анализ, предоставляет почву для «короткого замы­кания» инсайта.

Как работают с инструментом осознавания гештальт-терапевты? «Основная фраза, с которой мы просим наших пациентов начинать терапию и к которой мы обращаемся постоянно, - при­чем не только к словам, но и к ее духу, - это простая фраза: «Сей­час я сознаю», - пишет Ф. Перлз. Гештальт-терапевты часто за­дают вопросы «Что вы чувствуете?», «Что с вами происходит?», «Что вы делаете?» и «Что вы хотите?». Для того чтобы ответить на эти вопросы, клиент должен на некоторое время уйти из ситу­ации межличностной коммуникации, сконцентрироваться на себе и своем внутреннем состоянии, разобраться в том, что находится в фоне, обычно не осознаваемом или осознаваемом только час­тично, и сказать об этом терапевту.

Зачем все это нужно? Ощущения и чувства - это целостный сигнал об отношениях потребности и среды. Чувство голода сиг­нализирует о необходимости поискать пищу в среде (в материнской груди, в холодильнике, в магазине, в лесу). Страх - это сигнал для человека позаботиться о своей безопасности, а сексуальное возбуждение - сигнал о возможности удовлетворить свою сексуальную потребность. Таким образом, переживание какого-либо ощущения или чувства является универсальным способом поддержания жизни, а при отказе от переживания по какой-либо причине ориентиры оказываются потерянными, и тогда жизненно важные решения принимаются на основе внеорганизменных критериев («здравого смысла», позиции другого человека, норм и правил сообщества и т. п.).

Ощущение и чувства - это сенсорный опыт организма, который может быть получен сознательным сосредоточением. При­слушиваясь к себе, мы можем обнаружить множество ощуще­нии, которые до этого находились за пределами осознавания. Тяжесть в спине и неудобство в пояснице, щекочущие ощущения в груди и затрудненное дыхание становятся фигурой, если человек сконцентрируется на их распознавании. Внимание должно быть целенаправленным и конкретным. Клиент учится осознавать с помощью терапевта, который направляет его внимание на важные детали его поведения или состояния. Так, терапевт может обратить внимание на рассогласование вербального и невербального сообщения клиента. Например, клиентка, весело улыбаясь, говорит о своих очень серьезных проблемах, а терапевт спрашивает ее, что же она чувствует на самом деле. Или терапевт, заметив, что клиент перестает дышать в определенных ситуациях (прерывание дыхания часто замораживает чувства) обращает на это внимание клиента.

Ирвин и Мириам Польстеры (1997) описывают процесс осознавания с помощью метафоры о гурмане, который, пробуя соус, научается чувствовать не только смешанный вкус, но и его отдельные компоненты. Клиент также двигается между целостным опытом и осознаванием отдельных его частей, причем некоторые из них осознаются им слабо или вообще находятся вне осознавания. Такое осознавание дает жизни новые, ранее недоступные для клиента смыслы. В отличие от инсайта, который бывает иногда, осознавание - это инструмент доступный всегда и в настоящем .

Между ощущением и реальным поведением человека находится широкий спектр внутренних процессов, осознавание которых делает доступной организменную саморегуляцию. Это осознавание ощущений и чувств, ориентация в том, какая из потребностей становится в данный момент наиболее важной для организма, ориентация в среде, способной предоставить возможности для удовлетворения потребности, непосредственное удовлетворение потребности и ассимиляция полученного опыта. «В контексте саморегуляции организма взаимоотношение между организмом и средой является решающим. Организм и среда составляют взаимозависимое единство, в котором организм стремится осуществлять саморегуляцию» (Латнер, 1986, приведено по Фрю, 2001).

Потребность становится доминирующей спонтанно, а не произвольно. Двигаясь от потребности к потребности, организм обеспечивает свое выживание и развитие («мудрость организма», по Ф. Перлзу). В основе этого лежит способность организма выбирать доминантную потребность из «иерархического списка» потребностей, «он обращается к доминирующей потребности выживания прежде, чем к какой-либо иной» (Перлз, 1996). Если доминантная потребность спонтанно осознается и организм действует в направлении ее удовлетворения - это и есть психологическая форма саморегуляции организма (гомеостаз). В этом и выражается мудрость организма, выбирающего в среде то, что необходимо для удовлетворения потребностей. В этом случае психотерапевт человеку не нужен. Здоровая саморегуляция основана на жизненно важных предпочтениях.

Вопрос о том, насколько в условиях общества возможна такая саморегуляция, затрагивает каждого человека. У большинства клиентов создается ощущение, что общество в лице семьи или коллег (начальника, других людей) значительно ограничивает саморегуляцию (другое название этого - внешний локус контроля - приписывание ответственности внешним событиям, обстоятельствам и другим людям). Но на самом деле саморегуляция допустима в значительно большей степени, чем мы это себе позволяем.

На контактной границе все время происходит последовательная смена фонов и фигур, функций Id, Ego и Personality. Каждый фон опустошается и передает свою энергию формированию фигуры, которая в свою очередь становится фоном для следующей фигуры. Такую последовательную смену фона и фигуры, включающую в себя несколько фаз, называют циклом опыта или циклом контакта. Цикл опыта чаще всего изображают в форме «волны» (рис.3) или в виде круга, которые показывают динамику возбуждения или динамику энергии организма в течение всего времени цикла контакта.

Рис.3 Цикл контакта

Ф. Перлз и П. Гудман предложили выделять четыре стадии контакта:

  1. Преконтакт;
  2. Контактирование;
  3. Финальный контакт;
  4. Постконтакт.

В нижней точке кривой, на стадии преконтакта , где уровень энергии самый низкий, организм расслаблен и находится в покое: тело представляет собой фон . В этот момент организм ничего не тревожит, и он не может зарегистрировать ощущения, поскольку они слабые и неясные. Примером такого состояния являются глубокая расслабленность, трансовые состояния, некоторые периоды сна и так далее. Организм в этот момент не контактирует со средой , он сосредоточен на том, что внутри него, Self представлено в виде функции Id . Однако организм не может долго пребывать в этом.

Постепенно могут появляться ощущения : либо как ответы на средовые стимулы, либо как сигналы об изменении состояния самого организма. Среди них могут быть ощущения дискомфорта, боли, или ощущения, связанные с голодом, сексуальным возбуждением и так далее. По мере возникновения ощущений они постепенно дифференцируются , и наиболее яркие и сильные ощущения привлекают все большее внимание, сигнализируя об актуализации потребности . Теперь внутренние процессы могут быть обозначены, переведены в речевую или какую-то другую форму (например, рисунок, движение), в которой они могут быть узнаны. Так проявляется символизация.

Фаза контактирования представляет собой этап цикла, во время которого организм отождествляется и разотождествляется с возможностями среды , чтобы постепенно обнаружить то, как, каким образом в данной среде может/не может быть удовлетворена потребность. Это процесс сканирования, оценивания и манипулирования набором объективных возможностей , во время которого организм выбирает направление, мобилизует свою энергию и предпринимает действия. Теперь возбуждение становится фоном , а набор возможностей представляет собой фигур у. Выбор возможностей и отказ от них, агрессивное приближение и преодоление препятствий, произвольная ориентация и манипулирование связаны с активизацией Ego функции .

Финальный контакт представляет собой момент, когда организм отождествляется с импульсом, объектом или возможностями среды. Это момент, когда организм полностью вовлекается в действие , ради которого он исследовал среду, и которое он так долго вынашивал. Во время финального контакта ощущение себя полностью сменяется ощущением вкуса, вдыхаемого запаха, ощущением объятий, ощущением спонтанности, максимальной вовлеченности в желаемое действие. Перлз пишет, что «на какое-то мгновение существует только фигура на пустом фоне и ощущение спонтанности… нет смысла различать Self, ид и эго».

И наконец, завершается цикл контакта стадией постконтакта . Это время для ассимиляции того, что было получено организмом. Ассимиляция предполагает отделение и усвоение ценного и полезного (полученного в контакте) от того, что оказалось ненужным, токсичным, неподходящим. Организм чувствует удовлетворение и насыщение, он переваривает. Результатом происходящего переваривания является рост и развитие личности: все, что было ценно в ходе контакта и было усвоено организмом, становится частью нового фона: новые представления, новые способы действия, обстоятельства, люди, опыт – все это обогащает и меняет личность. На это фазе цикла опыта Self проявляется функцией Personality .

На конкретных примерах можно рассмотреть, как разворачивается цикла контакта, пронаблюдать его этапы (табл.1). В качестве примеров выбраны две ситуации: переживание тяжелой утраты и переживание жажды. Как видно, в циклах контакта удовлетворяются очень разные потребности: и физиологические , и связанные с отношениями .

Поскольку потребности бывают разные, то и циклы удовлетворения этих потребностей могут существенно отличаться и по продолжительности, и по интенсивности, по затраченной энергии и так далее. Существуют короткие циклы опыта как, например, в случае с переживанием жажды, или более длительные. Ситуацию с утратой можно, например, рассматривать как один длительный цикл контакта, в ходе которого восстанавливается способность человека полноценно жить в отсутствие того, кто был утрачен.

Жажда

Тяжелая утрата

Ощущение

Сухость во рту Онемение и шок

Осознавание

Ощущение интерпретируется, потребность в воде осознается Человек начинает замечать чудовищную реальность утраты

Мобилизация

Человек начинает мобилизовать себя, чтобы начать движение для удовлетворения потребности, например, планирует идти на кухню Человек начинает замечать чувства, связанные с утратой (скорбь, горе)

Действие

Человек движется в сторону кухни, берет стакан, наливает воду, подносит ко рту Человек начинает выражать эти чувства: появляется дрожь в губах, учащается дыхание, появляются слезы

Финальный контакт

Пьет воду из стакана Эмоции полностью выражаются: человек плачет, скорбит по утрате

Удовлетворение

Жажда удовлетворена Возникает облегчение от выражения эмоций

Уход от контакта

Организм снижает активность, поскольку задуманное выполнено Организм уходит от эмоций

Ассимиляция и опустошение

Остается пространство для возникновения следующей потребности Пространство остается свободным для того, чтобы в нем возникла новая потребность, связанная с переживанием горя

Табл.1 Этапы цикла контакта при переживании тяжелой утраты и жажды

Самой длительной фазой цикла является все же преконтакт , а наиболее короткой его фазой – финальный контак т. Медленный и аккуратный преконтакт позволяет более точно дифференцировать актуальную потребность, в таком случае энергия для удовлетворения потребности мобилизуется легче. Если же на начальном этапе цикла потребность была выбрана не точно, то мобилизовать энергию для ее реализации бывает иногда невозможно и цикл контакта остается незавершенным. Цикл контакта может прерываться не только на этом этапе, а в любой точке до начала финального контакта.

Год издания и номер журнала:

В статье проводится анализ классической концепции цикла контакта, а также ее основных положений. Предложенная П. Гудманом и Ф. Перлзом модель цикла контакта оставалась практически неизменной с момента ее основания, подвергаясь лишь незначительным модификациям и уточнениям. Рассматриваются представления о прерываниях контакта, а также анализируется понимание прегнантности, предложенное авторами концепции. В фокусе внимания оказываются также механизмы self -динамики, лежащие в основе классической концепции контакта. Завершается статья констатацией некоторых фундаментальных противоречий, имеющихся в самом ее основании, и намечаются направления необходимой методологической ревизии.

Ключевые слова: концепция цикла контакта, преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт, прерывания контакта, прегнантность, фигура/фон, self -динамика, id -, ego - и personality -функции, поле организм/среда.

Концепция цикла контакта, лежащая в основании методологии гештальт-подхода в психотерапии и предложенная основателями направления П. Гудманом и Ф. Перлзом, является одним из фундаментальных положений, определяющих теорию и практику гештальт-терапии. С момента ее появления в работе «Возбуждение и рост в человеческой личности» (известной также под названием «Теория гештальт-терапии») она оставалась практически неизменной, подвергаясь лишь незначительным модификациям, дополнениям и уточнениям. Основные ее положения и по сей день выступают одним из важнейших методологических и методических средств психотерапии. Однако при последовательном анализе концепции цикла контакта вскоре становится очевидным множество противоречий методологического свойства, которые пропитывают ее в самом основании. Цель настоящей работы заключается в представлении читателю фундаментальных оснований классической концепции контакта, а также демонстрация некоторых наиболее важных методологических конфликтов и проблем, содержащихся в ней. Мы надеемся, что тем самым, мы начнем подготовку теоретического фундамента для проведения необходимой методологической ревизии и создания модели контакта, альтернативной традиционной.

Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
(слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм).

«Однако сразу же уточним, что гештальт-терапия,
в отличие от некоторых других подходов, направлена не на атаку,
победу или преодоление сопротивления, а, скорее,
на их осознавание клиентом, с тем, чтобы они
больше соответствовали возникающей ситуации»
(Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004 - 127 с.)

Тему статьи я выбрала не случайно. Механизмы прерывания контакта долгое время мне не давались. Я делала выписки по теме в течение года, часто к ним возвращалась, перечитывала. Когда я систематизировала для себя основные знания, начались сложности с практическим применением. В статье я постаралась обобщить по возможности полно и сжато информацию о механизмах прерывания и провести анализ классической концепции механизмов прерывания контакта в гештальт -терапии, а также ее основных положений.

Механизм прерывания контакта это нарушенный способ контакта организма и среды. И выявление каждого механизма прерывания важно для психотерапевтической работы, причем каждый механизм требует к себе особый подход. (Гингер С., Гингер А. 1999)

Наиболее распространенными механизмами прерывания контакта считаются: слияние (конфлуенция), интроекция , проекция , ретрофлексия и эготизм . (Перлз Ф., Гудмен П. 2001.)

Каждый механизм соответствует своему периоду по циклу контакта. Так, слияние возникает в преконтакте и характерно тем, что человек не осознает свои чувства, желания, или телесные ощущения. После выделения фигуры из напитавшего ее энергетически поля, на фазе контактирования контакт затрудняют интроекция и/или проекция. На следующем этапе, финальном контактировании, когда клиент уклоняется от прямого способа удовлетворения своей потребности можно говорить о дефлексии или о ретрофлексии, если происходит обращение возбуждения на самого себя. Эготизм подразумевают на этапе постконтакта, в случае, если новый опыт, который был получен в предыдущих фазах не ассимилируется в self и отврегается в пользу уже имеющегося.

П. Гудман считает, что до фокусирования возбуждения возникает слияние, когда возбуждение наступило – интроекция, в момент встречи с окружающей средой – проекция, во время конфликта и разрушения – ретрофлексия, в процессе финального контакта – эготизм. (Погодин И.А. 2011)

Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова пишут, что действительно, некоторые механизмы прерывания можно обнаружить в разных местах цикла, но чаще всего сопротивления характерны для определенных циклов. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

У защитных механизмов есть несколько этапов развития: адаптивный - для лучшего приспособления к среде, невротический - защитный механизм «закостенел», не помогает адаптироваться и нарушает саморегуляцию и психотерапевтический - защитный механизм проявляется в психотерапевтическом процессе или как средство диагностики.(Демин Л.Д., Ральников И.А., 2005)

Ирина Булюбаш (Булюбаш И.Д. 2003) пишет, что механизмы прерывания могут возникать и у терапевта во время работы с клиентом. Обрыв контакта происходит в случае, если терапевту не достаточно опыта распознавания или навыков работы с механизмами прерывания и он сам того не сознавая поддерживает механизмы прерывания контакта клиента. В другом случае терапевт прерывает контакт обычным, неосознаваемым для себя способом.

Не стоит забывать, что «рассмотрение механизмов прерывания контакта – это метод исследования структуры невротического поведения индивидуума в ходе терапевтической сессии, а не метод их классификации». (Булюбаш И. Д. 2011 -170 с.)

Для полноты картины стоит процитировать Ф. Перлза: «Хотя мы полагаем, что невроз как нарушение контактной границы вызывается первоначально действием различающихся между собой механизмов, было бы нереалистичным говорить, что какое-либо конкретное невротическое поведение может быть примером только одного из них. Нельзя также утверждать, что каждое определенное нарушение на контактной границе, каждое нарушение равновесия в поле, объединяющем организм и среду, создает невроз или свидетельствует о невротическом стереотипе.» (Перлз Ф. 1996 -20 С.)

О паталогическом слиянии можно говорить, когда человек не ощущает границы между собой и средой. Он не осознает своих потребностей, не понимает, что хочет делать и как он этого не делает. Не различает целое и части. В основе психосоматических заболеваний лежит патологическое слияние. (Перлз. Ф. 1996). Нет различий между "Я" и "не-Я". Слияние не дает возможности выделения фигуры из фона в преконтакте и мешает сопровождающему ее возбуждению. (Робин Ж.-М. 1994). В разговоре человек часто употребляет местоимение «Мы».

Существуют два вида конфлюэнции (слияния). Первый вид - сигнал не выделяется или сбивается прежде, чем наступает его осознание. Клиент что –то переживает, но не может сказать что, ощущения смешаны, одно принимается за другое. Второй вид - это слияние с другими людьми, нет границы между «я» и «ты», чужие переживания принимаются за свои собственные.

Об интроекции говорят, когда человек впускает в себя чужие установки и убеждения без "переваривания". То, что говорит другой- безусловно, первая инстанция. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

Когда начинает возникать фигура, энергии становится все больше, появляется возбуждение - организм получает возможность контакта с окружающей средой. Интроекция прерывает эту возможность при выпадении функции "Эго", возбуждение становится слишком тревожащим и человек заменяет свои желания на желания другого. (Робин Ж-М. 1994)

Процесс принятия или отвержения того, что может нам предложить среда - затруднен, предложенное «не переварилось» и не ассимилировалось. И эта часть среды становится нашей, являясь по сути чужеродным. Интроектор не имеет возможности развиваться, т.к. все силы уходят на удержание чуждых элементов в своей системе. При интроекции граница между собой и остальным миром сдвигается внутрь себя, от человека почти ничего не остается. В речи это звучит как "я думаю", а подразумевается "они думают". (Перлз. Ф. 1996)

И вот возникла форма, появилось возбуждение, и появляется другой механизм, противоположный интроекции - проекция. То, что, принадлежит субъекту, он приписывается окружающей среде. Человек не берет ответственность за свои эмоции, ощущения, опыт и приписывает ее кому-то другому, переводит вовне то, за что не может отвечать сам. (Робин Ж.-М. 1994).

Люди опираются в своей жизни на прошлый опыт - на проекции и не всегда элемент проекции идет как прерывание контакта. Но если проекция стала привычным механизмом - это беда. В речи проекции звучит как замена «я» на «ты, они». Выделяют зеркальную проекцию, когда другим приписывают свои мысли, чувства, ощущения которыми человек хотел бы обладать. Проекция катарсиса – приписывание другим того, что не признаем в себе. Дополнительная проекция - для того, что бы оправдать свои собственные чувства, особенно те, что признавать не хочется, мы приписываем их другим. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. -182-190 с.)

В проекции граница между собой и остальным миром сдвигается немного "в свою пользу", и это дает возможность снять с себя ответственность, отрицать принадлежность себе ощущений или чувств, с которыми трудно примириться, потому, что они выглядят для нас непритягательными или обидными. (Перлз Ф., Гудмен П. 2001)

Ретрофлексия (этот термин возник в гештальт-терапии, в отличие от проекции и интроекции) тоже разрушает гештальт. Этот термин говорит об опыте, который возникает как контакт с окружающей средой, но возвращается к самому организму. Человек не позволяет себе проявлять свои чувства в отношении их истинных объектов, и разворачивает их против себя. (Робин Ж. –М., 1994)

Ретрофлектор проводит четкую границу между собой и средой - точно посередине себя самого. Ретрофлектор говорит: “Я стыжусь себя” - или: “Мне нужно заставить себя дописать этот реферат”. Он делает почти бесконечный ряд утверждений такого рода, и все они основаны на удивительном представлении, что “сам” и “себя” - два разных человека. (Перлз Ф., Гудмен П. 2001)

Выделяют зеркальную ретрофлексию – то, что хотел бы получить от других и катарсиса - то, что хотел бы сделать другим. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

При эготизме человек ставит беспросветную границу с окружающей средой. Невозможно достичь спонтанности. Проявляется эготизм через удержание себя в момент, когда требуется обратное для достижения окончательного соприкосновения. (Робин Ж.-М., 1994)

Эготизм рассматривается как искусственная гипертрофия ego-функции, которая ведет к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, содействующая развитию автономии.Человек ощущает полную самодостаточность и отстраненность.Он охраняет свои границы и не может полностью окунуться в происходящее. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

Работа терапевта направлена на восстановление способности клиента к различению. Терапевт помогает клиенту обнаружить для себя, что является или нет им самим, что препятствует развитию и что содействует и тогда клиент обретает правильное равновесие и границу контакта между собой и остальным миром. (Перлз Ф. 1996)

Литература:
Булюбаш И.Д. Супервидение в гештальт-терапии: механизмы прерывания контакта и стратегии супервизора. М.: Институт психотерапии. 2003
Булюбаш И Д. Руководство по гештальт –терапии. М.: Психотерапия, 2011
Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта / Пер. с фр. Е.В.Просветиной. – СПб.: Специальная Литература, 1999
Демин Л.Д., Ральников И.А.. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Типология, основные виды и функции защитных механизмов. 2-е изд. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004
Перлз. Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии / Пер. с англ. М.Папуша. – М., 1996.
Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001
Погодин И.А. Журнал практической психологии и психоанализа. «Классическая концепция цикла контакта в методологии гештальт-терапии» Год издания и номер журнала: 2011, №2
Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. Перевод И.Я.Розенталь. Jean-Marie Robine. La Gestalt-therapie. P.: Morisset, 1994;. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.