Экологические проблемы удмуртии презентация. Экологические проблемы в удмуртской республике

Ижевск, 24 января — АиФ-Удмуртия. По данным «Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2015 году» экологическое состояние нашей республики зачастую отличается в лучшую сторону по сравнению со средними показателями по ПФО, так и по России в целом, сообщает пресс-служба Минприроды УР.

Выбросы в атмосферу

Ежегодно в Удмуртии выбрасывается в атмосферу 276 тыс. тонн загрязняющих веществ от всех источников (стационарных и передвижных), то есть на каждого жителя республики приходится 182 кг. Для сравнения: по России данный показатель составляет 213 кг, по ПФО — 179 кг. В Удмуртии на автотранспорт приходится 46 % загрязнения атмосферы от общего объёма выбросов. (По России — 44 %, по ПФО — 54 %). В зонах с высоким и очень высоким индексом загрязнения атмосферы (ИЗА) в России проживает 17 % городского населения. В ПФО — 1 %. В Удмуртии на сегодняшний день — 0 %.

Это значит, что ни один из городов нашей республики не входит в число населённых пунктов России с наиболее загрязненной атмосферой! До недавнего времени зоной с высоким и очень высоким индексом загрязнения атмосферы являлся город Ижевск, в результате чего 59 % городских жителей Удмуртии проживали в условиях высокого ИЗА.

Сбросы загрязненных стоков в водные объекты

Доля сброса загрязнённых сточных вод к общему объёму стоков в России составляет 14,4 %, а в ПФО — 38 %. В Удмуртии из 280 млн кубометров стоков 133,3 млн кубометров являются стоками загрязнёнными. Таким образом, доля загрязнённых сточных вод в республике составляет 47,6 %.

Дело в том, что даже многие райцентры Удмуртии и даже Можга до сих пор не имеют очистных сооружений канализации. Однако данная проблема постепенно решается. Так, в январе 2017 года очистные сооружения заработали в Уве. До конца года подобные сооружения будут запущены ещё в двух райцентрах Удмуртии — Можге и Балезино.

Обращение с отходами производства и потребления

Удмуртия не входит в число регионов — основных производителей отходов производства и потребления, образующихся в Российской Федерации. В республике за год образуется 1 млн 386 тыс. тонн отходов производства и потребления, то есть на каждого жителя Удмуртии приходится всего 910 кг отходов производства и потребления. Это в разы меньше, чем в регионах с развитой рудо- и угледобывающей промышленностью, на долю которых приходится основной объём образования промышленных отходов в Российской Федерации.

Более наглядными представляются данные по образованию бытовых (правильное название — твёрдых коммунальных отходов, ТКО). В Удмуртии ежегодно образуется 484,2 тыс. тонн ТКО или по 319 кг на одного жителя. По России данный показатель составляет 481 кг, а по ПФО — 505 кг. В 2015 г. в России образовалось 70,5 млн тонн ТКО, из которых 7 % было вовлечено в хозяйственный оборот (остальные объёмы направлены на захоронение). В ПФО — образовалось 15 млн тонн ТКО, при этом уровень утилизации составляет всего 5,4 %. В Удмуртии данный показатель является гораздо более солидным — 17 %. В частности, внедряется сортировка мусора перед отправкой но полигоны ТБО, а город Ижевск практически полностью оборудован уличными контейнерами для сбора пластиковой тары.

Минприроды Удмуртии напоминаем, что все данные относятся к 2015 году. Аналогичный государственный доклад за 2016 год будет опубликован по завершении объёмного анализа самых разнообразных статистических данных в декабре нынешнего года.

Шестого марта состоялась расширенная коллегия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, посвященная итогам деятельности министерства в 2012 году и задачам на 2013 год. В работе коллегии принял участие заместитель Председателя Правительства УР Ильдар Бикбулатов.

Ситуация

В прошлом году в республике серьезных природных катаклизмов не было. В спокойном режиме прошел весенний паводок. Однако все помнят чрезвычайную ситуацию с несанкционированным размещением четыреххлористого углерода в пос. Балезино, в ликвидации которого Минприроды УР принимало самое активное участие, обеспечивая постоянный отбор проб и анализ опасного вещества в воде, воздухе и почве.

Ежегодно в Удмуртии выбрасывается в атмосферу более 200 тысяч тонн загрязняющих веществ, то есть на каждого жителя республики приходится 135 кг. Это значительно меньше, чем в соседних регионах (сравните: Пермский край - 226 кг, Кировская обл. - 161 кг, Татарстан - 152 кг).

По счастью, Удмуртия не является лидером и по образующимся отходам - ни среди субъектов РФ, ни среди регионов ПФО. В республике ежегодно образуется порядка миллиона тонн отходов, то есть на каждого жителя республики приходится 650 кг.

Тем не менее экологическая обстановка, точнее техногенное и антропогенное воздействие на окружающую среду, в Удмуртии остается достаточно сложной. Деятельность Минприроды УР в прошлом году была направлена на решение этой проблемы. Работа министерства, как и во все предыдущие годы, происходила с учетом очень большого (более 100) числа функций при минимальном количестве штатных сотрудников, если сравнить этот показатель с аналогичными органами управления других регионов ПФО.

Главная особенность работы министерства в прошлом году - переход на программно-целевой принцип. В министерстве разработан проект госпрограммы УР «Окружающая среда и природные ресурсы на 2013-2015 годы», которая учитывает стратегию социально-экономического развития Удмуртии до 2025 года.

Без воды нет жизни

Уже с прошлого года в водохозяйственной сфере министерство работает по госпрограммам - принята республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса УР», которая во многом аналогична федеральной.

Водное хозяйство - это одно из приоритетных направлений работы Минприроды УР, оно самое дорогое. Затраты на природоохранные мероприятия в области использования, охраны водных и гидротехнических сооружений (ГТС) в 2012 году составили 25,6 млн. рублей, или 22,8 процента средств, предусмотренных бюджетом республики. Это чуть меньше, чем в 2011-м (23 процента).

В прошлом году министерство привлекало средства федерального бюджета по линии Федерального агентства водных ресурсов в виде субсидий на капитальный ремонт и строительство ГТС, а также субвенций - на осуществление переданных полномочий РФ в области водных отношений. Безаварийная эксплуатация и текущий ремонт десяти самых крупных ГТС, которые находятся в собственности республики, финансировались, как и раньше, из республиканского бюджета.

Перечислим наиболее важные мероприятия 2012 года, касающиеся водного хозяйства Удмуртии: продолжение работ по берегоукреплению Ижевского водохранилища в районе парка им. Кирова, капитальный ремонт ГТС Камбарского водохранилища, расчистка и спрямление русел рек Постолка в с. Яган Малопургинского района, Ирейка и Ува в пос. Ува, работы по очистке ложа Березовского залива Воткинского водохранилища, установление границ водоохранных зон и закрепление их на местности специальными информационными знаками и др.

Обеспечение безопасного пропуска весеннего паводка через ГТС прудов и водохранилищ - важное направление деятельности министерства. Ежегодно в республике обследуется от 45 до 50 ГТС, в прошлом году обследовано 45 крупных объектов (из них 40 - специалистами Минприроды УР). Сегодня в Удмуртии 34 бесхозных ГТС, в 2007 году их было 62. Хозяева ГТС «находятся» благодаря совместной деятельности Минприроды УР с главами муниципальных образований.

В план водохозяйственных мероприятий до 2020 года включены такие крупные объекты как Ижевское, Воткинское и Камбарское водохранилища, где планируется их экологическая реабилитация; расчистка русел рек Чепца в пос. Балезино и г. Глазове, Иж в г. Ижевске, реки Сарапулка в г. Сарапуле; строительство ограждающей дамбы в пос. Балезино.

В 2012 году в федеральный бюджет в виде платы за пользование водными объектами по договорам, заключаемым Минприроды УР, поступило 29,3 млн. рублей (при плане 21,5 млн. руб.). В 2013 году в федеральный бюджет при участии Минприроды УР поступит еще 26,3 млн. рублей. Однако важно своевременно решить проблему нелегитимных водопользователей, которая остро обозначилась в прошлом году. Проблема возникла в связи со сменой компаний, эксплуатирующих очистные сооружения муниципальных образований, которые не имеют права пользования водными объектами. Сегодня нелегитимно осуществляют сброс в водные объекты предприятия ЖКХ Алнашского, Воткинского, Граховского, Малопургинского, Можгинского, Сарапульского, Селтинского, Шарканского и Юкаменского районов. В 2013 году министерству предстоит решить эту проблему, опираясь на помощь районных администраций.

Что делать с отходами?

В 2009 году в республике утверждена РЦП «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в УР на 2010-2014 годы», которая предусматривает кустовой принцип размещения полигонов по захоронению отходов с созданием сети мусоросортировочных станций. К сожалению, финансирование этой программы оставляет желать лучшего. Так, в 2011 году из запланированных 100,4 млн. рублей республиканским бюджетом было выделено 4 млн., а в 2012 году из 151 млн. рублей - 35 млн. Тем не менее к январю этого года по программе сделано следующее: начато строительство кустового полигона г. Можги, разработана проектная документация для строительства кустового полигона в Увинском районе и для строительства мусоросортировочных станций в Малопургинском, Алнашском, Балезинском и Ярском районах. Заканчивается разработка строительной документации для г. Камбарки, Каракулинского, Граховского, Вавожского, Шарканского, Сюмсинского районов.

Ведется поиск инвесторов для строительства, создан региональный кадастр отходов, утвержден перечень отходов, подлежащих сбору в качестве вторичного сырья. Прорабатывается вопрос о строительстве мусороперерабатывающего комплекса с применением новейших научно-технических достижений, который бы обслуживал г. Ижевск и прилегающие районы.

Заповедных территорий будет больше

В конце прошлого года по инициативе Минприроды УР издана новая редакция «Красной книги УР», в которую включено 358 видов флоры и фауны. По сравнению с 2001 годом, когда была издана первая «Красная книга УР», их число сократилось на 56 видов. Режим заповедования пошел «краснокнижным» растениям и животным на пользу.

В 2012 году продолжились работы по развитию сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в республике. В государственный кадастр недвижимости внесены как зоны с особыми условиями использования два памятника природы: «Заякинская кедровая роща» в Игринском районе и «Камбарское болото» в г. Камбарка. В этом году им планируется придать статус памятников природы регионального значения.

В природных парках «Усть-Бельск» и «Шаркан» в течение всего прошлого года в соответствии с госзаданиями велись традиционные мероприятия по охране и соблюдению режима, а также эколого-просветительские: экскурсии, фестивали, конкурсы, выставки, детские экологические лагеря и т.д.

В прошлом году для природного парка «Шаркан» разработана проектная документация на строительство «Визит-центра», работа по созданию туристической инфраструктуры в наших природных парках продолжится и в 2013 году.

Откуда берутся деньги на охрану природы?

Чтобы мероприятия по охране окружающей среды выполнялись своевремено, они должны финансироваться. Основой их финансового обеспечения являются платежи предприятий-природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду. Администратор этих платежей - Управление Росприроднадзора по УР. Министерство также имеет полномочия по контролю за полнотой начисления платы и работает во взаимодействии с Росприроднадзором.

В 2012 году объем средств за «негативку», поступивший в бюджеты всех уровней, составил 506,8 млн. руб., что на 311 млн. больше, чем в 2011 году. План пополнения доходной части бюджета республики в виде поступлений платы за «негативку» в 2012 году выполнен на 179 процентов, фактическое поступление средств составило 202,7 млн. рублей.

Казалось бы, перевыполнение плана сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду должно вести к увеличению финансирования природоохранных мероприятий. Однако на деле это не так. Например, финансирование на 2013 год планируется в объеме лишь 106 млн. рублей.

Что касается расходования средств на республиканские природоохранные мероприятия в прошлом году, то они осуществлялись в соответствии с Перечнем мероприятий, утвержденным Правительством УР, и финансировались за счет средств республиканского бюджета в объеме 118,4 млн. рублей. Наибольший объем средств, 35 млн. руб., был потрачен на реализацию программы по отходам; значительная сумма, 34,5 млн. руб., «ушла» на утилизацию 247 тонн пестицидов у дер. Жеребенки Завьяловского района; 27,6 млн. рублей выделено на текущие водохозяйственные мероприятия и т.д. Всего за 2012 год на выполнение природоохранных мероприятий из выделенных предельных объемов финансирования использовано 95 процентов средств.

Выводы

Недропользование, инспекторская деятельность, вопросы государственной экологической экспертизы, нововведения в области информатизации (в частности, в работу запущен новый сайт министерства minpriroda-udm.ru или минприрода-удм.рф) - также самым подробным образом обсуждались в тот день.

Подводя итоги, заместитель Председателя Правительства УР Ильдар Бикбулатов подчеркнул, что несмотря на недостаточное финансирование и скромное количество госслужащих, успешная работа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР впечатляет и заслуживает самой высокой оценки. Он поблагодарил министерство за оперативное решение проблем, связанных с благополучным разрешением чрезвычайной ситуации в п. Балезино и ликвидацией 20-летнего несанкционированного захоронения дуста в окрестностях д. Жеребенки. Затронув проблему недостаточного финансирования республиканской программы по отходам, Ильдар Бикбулатов заверил присутствующих в том, что он понимает важность задач, стоящих перед республикой в этой сфере. Наметившееся увеличение объемов производства в Удмуртии обернется для экологов дополнительными нагрузками по контролю за состоянием окружающей среды. Включение Удмуртии в федеральные программы по отходам, внимание республиканских властей к этой проблеме, по всей вероятности, обернется ощутимыми результатами в ближайшем будущем. «Очень хочется, чтобы несанкционированных свалок в республике не было», - поделился с присутствующими заместитель Председателя Правительства УР.

После обсуждения доклада министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Михаила Кургузкина и выступлений участников заседания коллегия решила признать деятельность министерства в 2012 году удовлетворительной и определила задачи на 2013 год.

Особенности экологической обстановки в городах и районах Удмуртской Республики и возникающие в них экологические проблемы обусловлены спецификой размещения промышленных и сельскохозяйственных предприятий и транспорта, а также характером воздействия на окружающую среду.Из двух основных экологических проблем – загрязнение воздуха и загрязнение водных объектов.

В настоящее время наиболее острыми экологическими проблемами в области природопользования являются:

1. Загрязнение вод промышленными и бытовыми отходами; нерациональное использование водных ресурсов;

2. Загрязнение воздуха выбросами стационарных объектов и транспорта;

3. Нерациональное использование земельных площадей, загрязнение и разрушение почв;

4. Истощение запасов полезных ископаемых;

5. Нерациональное использование животных и растительных, в первую очередь лесных природных ресурсов;

6. Устранение и утилизация отходов производства и потребления.

Атмосфера.

Особенности экологической обстановки в городах и районах Удмуртской Республики и возникающие в них экологические проблемы обусловлены спецификой размещения промышленных и сельскохозяйственных предприятий и транспорта, а также характером воздействия на окружающую среду.

Основные загрязнители - ООО «Газпромтрансгаз Чайковский», ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Русснефть», ОАО «Ижсталь», ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.

В выбросах загрязняющих веществ в атмосферу в целом по республике преобладают: оксид углерода – 31,622 тыс. т, углеводороды – 28,963 тыс. т, оксиды азота – 13,823 тыс. т, сернистый ангидрид – 5,583 тыс. т. Машиностроительный комплекс является потенциальным загрязнителем воздушного пространства, поверхностных водных объектов, почвы. Так, наиболее экологически опасными загрязнителями, образующимися в литейном производстве, являются оксид и диоксид серы, оксиды азота, а также твердые вещества, входящие в состав литейных форм.

Гидросфера.

На территории республики 8925 водотоков (рек и ручьев) и 868 прудов и водохранилищ (219 - площадью более 5 га).В результате промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных стоков воды Камы, Лозы и Нижнекамского водохранилища официально относятся к разряду «очень загрязненные».В Удмуртской республике ежегодное использование свежей воды составляет в среднем 302-306 млн. куб.м. При этом в отдельных отраслях хозяйства около 90% используемой воды обычно сбрасывается в водоемы в виде сточных вод, загрязненных отходами хозяйственной деятельности. В целом по республике уровень загрязнения водоемов (особенно рекреационных) заметно выше, чем по стране и Приволжскому округу.Таким образом, проблема водоотведения в республике стоит очень остро, так как большая часть очистных сооружений не обеспечивает очистку вод до нормативного уровня в связи с тем, что они построены и эксплуатируются 20-25 и более лет.

Литосфера.

В структуре сельскохозяйственных угодий преобладает пашня - 81,78%. В результате хозяйственной деятельности происходит изменение замельных угодий. Идет сокращение сельскохозяйственных площадей, зарастание их кустарником. Растут площади под залежами.

Изменяется качественный состав земель. Уменьшается содержание в почвах гумуса. За двадцать лет содержание гумуса в почвах сократилось на 0,35 процента, ежегодные потери гумуса составляют 0,47 тонн/га.

Территория республики изрезана густой сетью речных долин, логов, оврагов. Средний размер контура пашни составляет 24,9 гектара.

Республика расположена в зоне повышенной опасности интенсивного развития эрозии. 70 процентов сельхозугодий и 75 процентов пашни находятся на эрозионноопасных землях, на подверженной водной эрозии.

В Ижевске почти не осталось районов, в которых загрязнение окружающей среды не оказывало бы вредного влияния на здоровье жителей. Во многих оно превышает норму троекратно. Наиболее вредной оказалась зона, проходящая от завода Ижсталь дальше на север. Связано это с тем, что расположена она с подветренной стороны от промзоны на довольно маленьком расстоянии. Усугубляется положение и тем, что в этой стороне размещены многочисленные фабрики и автомагистраль, перегруженная движением транспорта. Повышение уровня загрязнения наблюдается летом, когда ветра слабые и высокая температура воздуха. Самыми благоприятными для жизни здесь считаются улицы Тимирязева и Холмогорова. Ещё одна причина загрязнения — отходы. Множество незаконных свалок размещены рядом с жилыми строениями. Однако мусорно — сортировочный комбинат не справляется с их объёмами. Несмотря на плохую экологию, с некачественной водопроводной водой специалисты справились быстро. На сегодняшний день качество её соответствует норме. Многочисленные промышленные, сельскохозяйственные и нефтедобывающие компании отрицательно сказались на качестве подземных вод. Усугубили ситуацию стоки и разливы нефти.

Водные ресурсы района

Город расположен в верхней части реки Иж. Она и дала ему название. На ней сооружена плотина, над ней образовался огромный пруд (длина — 11,4, а ширина — 2,5 километра). За размеры его считают озером. Являясь главным источником водоснабжения, Ижевское искусственное озеро, во время паводка, представляет опасность для жителей и близлежащих предприятий. Через Ижевск протекает множество небольших речек, а также около пятидесяти родников. Только двадцать две из них имеют названия. Их общая длина — тридцать пять километров. В пригороде есть Ново — Ижевский источник, славящийся целебными минеральными водами.

Лесные ресурсы района

Местные жители много внимания уделяют развитию зелёного хозяйства (газоны, клумбы, цветники). Высадка деревьев в его черте помогает улучшить экологическую ситуацию. Тополя хорошо поглощают газ, клён, осина, ольха — оксиды углерода, ясень, берёза, дуб — хлористые соединения. Сосновые насаждения отлично задерживают пыль и тяжёлые металлы. В Ижевском округе леса занимают сорок процентов всей площади. В них растут хвойные и лиственные деревья. Они любимые места отдыха, охоты и дают ценные ресурсы — мёд, ягоды, грибы.

Температура и климат Ижевска

Населённый пункт относится к умеренно — континентальной зоне, с тёплым непродолжительным летом и длинной холодной зимой. В зимнее время преобладают циклоны. За год он получает радиацию солнца объёмом 90 ккал/см2. Самый морозный месяц — январь, его температура, в среднем, -14,2 градуса, а более жаркий — июль — +18,7. Годовая влажность — 76%. Влажность умеренная, наблюдается среднегодовое количество осадков 460 миллиметров. Преобладают южные и юго — западные ветра, со средней скоростью 4 м/сек. В городе часто бывают метели и туманы.

Промышленность города

Ижевск — большой индустриальный центр в Удмуртии. Всем известен он оборонным и машиностроительным производством и является оружейной столицей России. Производимое здесь оружие — самое востребованное у военнослужащих. Хорошо развита и металлургическая отрасль. Деревообрабатывающая отрасль производит мебель, фанеру, ДСП, оборудование и станки. Несколькими компаниями осуществляются нефтедобывающие работы. Выпускаемая на Ижевском радиозаводе техника и оборудование, используются на объектах в космосе несколькими странами.

Видео на тему

Вы можете посмотреть видео на тему «ТОП 10 самых грязных городов России» и сравнить экологическую обстановку.

- 63.00 Кб

Экологические проблемы Удмуртии.

Радиационная ситуация. Гамма-фон территории не превышает допустимые нормативы и не требует планировочных ограничений.

Данные ежегодного контроля лаборатории атмосферного мониторинга подтверждают стабильность и безопасность радиационной обстановки в городе.

Экологическая ситуация в городе, во многом определяется загрязнением воздушного бассейна. Годовой объем вредных веществ, поступающих в воздушный бассейн города, в 1998 г. составил 78,422 тыс. тонн, из них более 60% приходится на выбросы автотранспорта. В связи с ростом парка автомобилей, в Ижевске, как и в других городах России, прослеживается тенденция к возрастанию доли выбросов автотранспорта. Приоритетный список предприятий-загрязнителей включает 29 объектов, чей совокупный выброс составляет 95% от суммарного выброса стационарных источников. .

Загрязнение почв.

Химическое оружие. Химическое оружие стало обузой и опасностью для человечества задолго до его окончательного запрета, конвенцию о котором подписали 174 страны мира всего лишь в девяностые годы прошлого века. Избавление от его запасов – дело общемировое, хотя каждая страна занимается этим самостоятельно, производится это под международным контролем. Сотрудники международных организаций – частые гости в удмуртских болотистых лесах. Их внимание привлекает объект УХО, или, другими словами, объект по уничтожению химического оружия. Некогда секретный, а теперь – известный всей стране и всему миру.

Загрязнение водных ресурсов

Основными причинами техногенного загрязнения Ижевского пруда и городских водотоков являются:

o организованные сбросы сточных вод промышленных предприятий и МП "Ижводоканал";

o сбросы неочищенных стоков ливневой канализации;

o смыв загрязнителей с промышленных и селитебных территорий;

o отсутствие канализации частного жилого сектора;

o аэротехногенные выпадения примесей.

Оценке и контролю поддается только поступление загрязнителей в поверхностные водоемы через организованные выпуски, число которых достигает 31.

Годовой суммарный сброс сточных вод достигает 124 млн.куб.м/год (4 куб.м/сек). Более 85% сточных вод относится к категории недостаточно очищенных, 12% сбрасывается без очистки и только 3% стоков входят в категорию условно чистых. Однако необходимо отметить, что и они содержат значительное количество загрязнителей. Таким образом, все сбрасываемые в водоемы сточные воды в значительной степени загрязнены и не соответствуют нормативам СанПиН N4630-88 г. Следует подчеркнуть, что реальное поступление больше, так как отсутствует учет загрязняющих веществ, сбрасываемых с ливневыми водами и смываемых с промышленных и селитебных территорий.

В результате поступления такого количества загрязнителей практически во всех водоемах-приемниках нарушен гидрохимический режим:

o изменена минерализация как по количеству, так и по качеству;

o многократно превышены фоновые концентрации по нефтепродуктам и тяжелым металлам.

Приоритетный список предприятий-загрязнителей включает 4 организации, сбросами которых обеспечивается 98.5% общегородского стока: Одной из проблем является то, что сбросы Муниципального предприятия "Ижводоканал", наряду с бытовыми, содержат промышленные стоки многочисленных предприятий, причем, до 15% из них сбрасывается в городскую канализацию без предварительной очистки, в нарушение "Правил приема сточных вод в системы канализации". Мощность существующих сооружений биологической очистки составляет 93440 тыс.куб.м/год, в настоящее время они перегружены, строительство второй очереди задерживается из-за недостатка финансирования.

Регулярные наблюдения за химическим составом поверхностных источников ведутся в двух створах - Ижевский пруд и р.Иж, ниже впадения р.Позимь. При анализе состояния поверхностных водоемов были также использованы и данные эпизодических наблюдений ведомственных лабораторий и обследований, проведенных городским Комитетом по охране окружающей среды. Отличительной чертой санитарного состояния всех водоемов города является комплексный характер загрязнения: регулярное превышение ПДК по нескольким ингредиентам.

Экологическое состояние Ижевского пруда представляет особую важность для города, так как пруд является источником водоснабжения и основным местом отдыха населения. В нормативной водоохранной зоне Ижевского пруда находятся около 40 объектов, оказывающих негативное воздействие. Вода загрязнена практически по всей акватории. Максимальное комплексное загрязнение наблюдается в южной части пруда, прилегающей к промзоне. Многолетнее осаждение тяжелых металлов из атмосферы привело к значительному загрязнению Ижевского пруда, рек и их донных отложений, а также подземных вод.

Наиболее загрязненными являются реки Иж и Старковка (Октябринка): обе протекают по промышленным территориям и принимают значительный объем сточных вод. В р.Иж поступает до 92% общегородского количества стоков. По качеству вода рек относится к категории "чрезвычайно грязная". р. Подборенка - по качеству вода реки в верхней части относится к категории "умеренно-грязная", в средней и нижней - "грязная", "чрезвычайно грязная". Весь бассейн реки Карлутки освоен под промышленную и селитебную застройку, во многих местах возникли неорганизованные свалки. Состояние реки критическое. В связи с этим возникает проблема восстановления режима реки до состояния возможности естественного самоочищения и самовосстановления.

р. Чемошурка - по качеству вода реки относится к категории "загрязненная". Причина загрязнения - размещение гаражей в водоохранной зоне.

реки Пироговка, Позимь, Пазелинка, Малиновка - сброс промышленных и хозфекальных стоков в водоемы практически отсутствует. Санитарное состояние вод оценивается как удовлетворительное.

Для улучшения экологического состояния поверхностных водоемов города необходимо, в первую очередь, провести ряд общегородских мероприятий по улучшению очистки и ликвидации неочищенных сточных вод (как промышленных, так и хоз-бытовых). Для этого в Генеральном плане предусмотрено:

o завершение строительства нового блока ОС канализации производительностью 100 т.м3/сут на существующей площадке; расширение очистных сооружений канализации на новой площадке

o Проведение исследовательской работы "Улучшение качества очистки сточных вод"

o Разработка комплексного проекта утилизации осадка сточных вод методом обезвоживания и сжигания

o Предварительная очистка промышленных стоков на ОС промпредприятий;

o Организация системы водоотведения и очистки ливневых стоков;

o Строительство и реконструкция сетей канализации и канализационных насосных станций по районам города:

Административные районы и площадки нового строительства

Основные мероприятия

Устиновский

Проектирование и строительство второй напорной нитки канализации от РКНС-15 до РКНС-13, L - 1,9 км; строительство второй напорной нитки канализаци от РКНС - 13 до ул. Петрова L - 0,6 км, строительство самотечного коллектора по ул. Петрова d - 1000мм, L - 0,9км; вторая напорная нитка канализации от КНС-14 до КНС-15. d - 400мм, L - 1,2 км.

Первомайский

Окончание строительства ГКНС-3, окончание строительства коллектора № 26, строительство коллектора d - 1600 мм от жилого района Ипподромный до коллектора № 26 L - 0,7 км; окончание строительства канализационного тоннеля ж.р. Южный d - 2000мм, L - 1 км - перемычки между Центральным коллектором и коллектором №26

Ленинский

Строительство напорных ниток от КНС 8А до коллектора №26, 2d - 600мм, L - 1,8 км

Алексанровский, Пирогово

Проектирование и строительство КНС, внеплощадочных сетей канализации - самотечных коллекторов и напорных линий до ГКНС - 3, внутриплощадочных сетей

Проектирование и строительство КНС Q - 10 тыс. м3/сут, напорных линий 2d - 200мм, самотечных коллекторов. внутриплощадочных сетй

Проектирование и строительство самотечного коллектора до коллектора № 26, внеплощадочных самотечных коллекторов, внутриплощадочных сетей

o В соответствии с природоохранными требованиями, подлежат поэтапному выносу из водоохранной зоны пруда и малых городских рек экологически опасные объекты, в частности, шлакоотвал АООТ Ижсталь, золоотвал ТЭЦ-1, автокооператив "Октябрь". Платные автостоянки переводятся в категорию автостоянок кратковременного хранения. Подлежат реконструкции АЗС, территории гаражей.

o В прибрежной зоне пруда и вдоль рек Подборенки, Карлутки, Чемошурки, протекающим по селитебным территориям, проектируются парковые зоны.

Важным мероприятием планировочного характера является закрепление границ водоохранных зон и установление особого режима хозяйственной деятельности в соответствии с действующими нормативами. Вопросам реконструкции и развития инженерных систем города, способствующих улучшению экологической ситуации, посвящены специальные разделы Генплана.

Основные направления улучшения экологической ситуации Ижевска разработаны в ряде природоохранных документов и программ. В комплексе с ними в Генеральном плане разработан комплекс эколого-градостроительных мероприятий.

В соответствии с основной задачей генерального плана - рациональная организация территории - в проектных предложениях учтены все экологические ограничения и требования.

Построены нормативные СЗЗ промрайонов, отдельных предприятий и объектов, а также разработаны первоочередные мероприятия по защите населения в этих зонах.

Районы первоочередного расселения жилого фонда и жилищных компенсаций определены в зависимости от характера жилого фонда и гигиенической обстановки на территории. Необходимо поэтапное выведение жилой застройки поселков (Тонково, Октябри, Смироново, Старки), расположенных в Северо-Восточном промрайоне.

Основная природоохранная проблема города - нормализация обстановки на территориях проблемных ареалов и, в первую очередь, Центрального промрайона. Стратегически она может решаться по двум направлениям: вывод профильных предприятий (с высоким классом санитарной вредности) за пределы города или их радикальная модернизации.

Генеральным планом предлагается запрещение территориального расширения сложившихся промышленных районов на период расчетного срока, упорядочение планировки промрайонов, проведением на предприятиях комплекса природоохранных мероприятий, разработанных в общегородских программных документах и планах предприятий. Предлагается не размещать в городе предприятий и производств высокого класса санитарной вредности, которые могут стать дополнительным источником экологической опасности.

В проекте разработаны планировочные рекомендации и градостроительный режим использования территорий промышленных районов города. Особый контроль природоохранной деятельности и состояния атмосферы в прилежащей жилой застройке требуется для предприятий, расположенных на территориях жилых районов, в СЗЗ которых находятся детские сады и медицинские учреждения.

Одним из основных направлений Генерального плана является разработка комплекса планировочных мероприятий по улучшению условий проживания населения в сложившихся жилых районах. Специфика районов определяет направленность, характер и очередность мероприятий.

Список используемой литературы.

Газета «Жизнь»

Экологические проблемы Удмуртии:

Загрязнение водных ресурсов.

Выполнила работу:

ученица 8 «б» класса

Васильева Наталья.

Ижевск 2006г.

Описание

Электромагнитная обстановка. На территории города работают три радиотелевышки: ул.Песочная 17, ул.Пушкинская 204, п.Вараксино. В Генеральном плане предусмотрен санитарный разрыв 50м от территорий радиотелевышек.
На основании инженерных требований, от высоковольтных линий передач установлены коридоры, для которых введены ограничения по размещению застройки, в первую очередь, жилой.