Как легко запомнить ударения в словах егэ. И как же все это запомнить? Никаких правил, никаких закономерностей? Как ставить ударение «по средам», если речь идет о дне недели

ико́та
Икота, ико та,
Уходи на Федо та.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.


и́ксы
1. Играли весело реми ксы,
А мы все вычисляли и ксы.
2. По улице гуляли фи ксы,
Мы в школе вычисляли и ксы.


инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Ве ры
Обе мамы - инжене ры.


инструме́нт
Предъявите докуме нт -
Мы дадим вам... (инструме нт).


и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро -
Коль неверно, то искра́,
Если верно - и́ скра!
(С. Белорусец)


катало́г
1. Ударение в слове катало г
Падает всегда на третий сло г!
2. Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смо г,
В ней бывает картотека,
Специальный катало г.
3. Подарок выбрать мне помо г
Один хороший катало г.


кварта́л
1. Мы прошли нема ло -
Целых два кварта ла.
2. В бухгалтерии авра л -
Завершается кварта л.
3. День отчётности наста л,
Время закрывать кварта л.


кладова́я
- Что стоишь, завхоз, зева я?
- Опустела кладова я.


кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожида ла,
Ведь ложку сахару я кла ла.
2. Бережно я книги протира ла,
Потом в коробочку их кла ла.


ко́гтя
В бочке есть и ложка дё гтя:
Кошки нет без остренького ко́ гтя.


коры́сть
Всё мыши смогут перегры зть,
Коль будет с этого коры сть.


краси́вее
1. Чем человек счастли вее,
Тем выглядит краси вее.
2. Тот из нас счастли вее,
В ком душа краси вее.


креме́нь
1. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый де нь.
Не расколется креме нь.
2. Я купил себе реме нь
Крепкий, будто бы креме нь.


ле́ктор
Будет новый «ле ктор» -
Предупредил проре ктор.


ло́ктя
1. Царапинка у ло ктя
От кошачьего ко гтя.
2. А собачка не без ко гтя -
Вот царапина у ло ктя!


ломо́та
Тяжела была рабо та -
В теле всём теперь ломо та.


ломо́ть
Жалко весь, но дайте хо ть
Хлеба вашего ломо ть.


мастерски́
Лишь потёр слегка виски ,
Выпил виски мастерски .


мозаи́чный
Подарок мозаи чный,
Вполне себе прили чный.


мусоропрово́д
На площадке - хорово д,
Чистят - мусоропрово д.


нача́в
Я понял весь уста в,
Только читать нача в.


нача́вший
1. Он был уже уста вший
И отступать нача вший.
2. Хоть он и много повида вший,
Но чувством проникаться был нача вший.


нача́вшись
1. Мы разошлись не попроща вшись,
Окончился роман и не нача вшись.
2. Ты ушёл, её и не дожда вшись,
Встреча закончилась и не нача вшись.


новорождённый
Я ужасно утомлё нный,
Брат не спит новорождё нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)


новосте́й
1. Я жду своих госте й
И с ними новосте й.
2. Услышать я хочу весте й,
Хороших добрых новосте й.


облегчи́ть
Непросто ударенья заучи ть!
Стихи задачу могут облегчи ть!


опто́вый
1. Построили в городе но вый
Красивый магазин опто вый.
2. Возле улицы садо вой
Магазин открыт опто вый.


оркестро́вая
Была уже совсем не но вая
В театре яма оркестро вая.


осве́домить
Чтоб территорию иссле довать,
Жильцов надо осве домить.


парте́р
1. В доме - чудесный интерье р,
Возле него цветной парте р.
2. Премьера фильма про моде рн,
Билеты взяли мы в парте р.


плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спроси ть:
Будет ли яблоня плодоноси ть?
2. Дерево можно исцели ть,
Будет оно плодоноси ть.


пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же жда ть?
Надо трубу пломбирова ть!
2. Зубик болит. Не горева ть!
Пошли его пломбирова ть!


позвони́шь
1. Ну, почему же ты молчи шь,
Ведь я спросила: позвони шь?
2. Ему ты этим отомсти шь,
Если ему не позвони шь.


премирова́ть
1. Директор должен написа ть:
Кого, за что премирова ть.
2. За труд не надо забыва ть
Работников премирова ть.


прину́дить
1. Свет солнечный её разбу дит,
Гулять на улице прину дит.
2. Холодный ветерок осту дит,
Одеться потеплей прину дит.


при́няли
Всё они предпри няли,
Решение уже при няли.


развите́е
1. Учись-ка ты быстре е,
И будешь развите е.
2. Считай, читай скоре е,
И будешь развите е.


реме́нь
Я купил себе реме нь
Крепкий, будто бы креме нь.


свёкла
1. Мы у тёти Фё клы
Ели борщ из свё клы!
2. Свёкла плакать начала,
До корней намо кла:
- Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свё кла.
(П. Синявский)


сверли́т
1. У соседей голова боли т -
Он стену целый день сверли т.
2. Он на лавочке сиди т,
Взглядом все её сверли т.


сли́вовый
1. Несу в корзине и вовой
Пирог с начинкой сли вовой.
2. Сок я сли вовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.


сори́т
Тот природу не храни т,
Кто на улице сори т.


столя́р
Красит здания маля р,
Мебель делает столя р.


танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессо нница,
Не устала ещё танцо вщица.


тво́ро́г
Бабка испекла пиро г
Да забыла про творо г.


то́рты
1. В музее - натюрмо рты:
На них - цветы и то рты.
2. Не налезли шо рты -
Часто ели то рты.
3. Сперва -
Их на кусочки режьте.
А следом -
Открывайте рты -
И с наслажденьем
То́ рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)


трансфе́р
1. Запотел секундоме р -
Столь тяжёлым был трансфе р.
2. Грустил дядя офице р,
Не прибыл его трансфе р.


ту́фля
Слово «ту фля» я прочту
С ударением на «ту ».


убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты твори ть!
Известность надо убыстри ть.


углуби́ть
1. Чтобы было легче жи ть,
Знания нам нужно углуби ть.
2. Корабли не смогут плы ть -
Канал здесь нужно углуби ть.


украи́нский
Харчо - суп грузи нский,
А борщ - украи нский.


уме́рший
1. Он был какой-то потускне вший,
Как лебедь в опере уме рший.
2. И сад был полностью сгоре вший,
Наверное, он был уже уме рший.


фено́мен
1. Вынесли приговор: он невино вен.
Столь странный это был фено мен.
2. Зверь этот был просто огро мен,
Такой загадочный фено мен.


фети́ш
1. Нет, ему не угоди шь.
Думает, что он - фети ш.
2. А куда ты так спеши шь?
Ведь работа не фети ш.


хво́я
1. Елкё не было поко я -
Нравилась котёнку хво я.
2. После солнечного зно я
Свежестью одарит хво я.


цеме́нт
Для строителей в моме нт
Машина привезёт цеме нт.


ша́рфы
А у нашей Ма рфы -
Все в полоску ша рфы.


шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси .


щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шме ль
И уселся на щаве ль.
2. Срубили е ль,
Сорвали щаве ль.


щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля .

Довольно частая проблема у детей возникает в школе с ударениями. А все потому, что даже сами мы - взрослые в ежедневной речи ставим эти ударения неправильно, совершенно не обращая на это никакого внимания до той поры, пока чадо не принесет из школы тройбан по русскому. А ведь запомнить ударения легко и просто.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У" можно составить такой сюжет: "ТУфля выпала из самолета "ТУ". Или представить такую картинку: "ТУча, похожая на ТУфлю". Или: "ТУшью измазали ТУфлю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О", можно составить коротенький сюжет: "ТОлстый, потому, что любит ТОрты", - или придумать Рифму: "Долго ели тОрты - не налезли шОрты". Другой вариант: "Не пошли на кОрты - стали кушать тОрты".

Перед вами слова фразы, которые могут помочь запомнить, куда падает ударение. Быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.

Так что читаем стихи и запоминаем вместе с ребенком.

Стихи - запоминалки ударения

На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.

Сперва их на кусочки режьте.
А следом открывайте рты –
И с нacлажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
...............................................................

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный!..
...............................................................

Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
...............................................................

Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
...............................................................

Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
...............................................................

Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!
...............................................................

Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
...............................................................

Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
...............................................................

Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим!..
...............................................................

Срубили ель,
Сорвали щавЕль.

...............................................................

Добрый доктор АйболИт
спрашивает: "Кто звонИТ?"

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЁкла.

Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искрА,
Если верно – Искра!..
...............................................................

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
...............................................................

Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.
...............................................................

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
...............................................................

Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
...............................................................

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА...
...............................................................

Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
...............................................................

Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
...............................................................

Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
...............................................................

Не налезли шорты –
Долго ели тОрты!
...............................................................

Вот ведро,
смотри, народ:
Вот ваш
мусоропровОд!
...............................................................

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

...............................................................

Заучив весь алфавИт,
он имел усталый вид.

...............................................................

Пилот потратил много сил, но всё же выпустил шассИ.

Уже нашли слова, в которых делаете ошибки в ударении?

Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Как научить?

Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Игры

Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Считалочки и короткие стишки - отличный способ запомнить ударение в словах

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр .

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы .

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн ,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.

Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла .
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл .
Ему лучше не звонúть ,
кто звонúт , тому водить.

В яслях дети баловáлись ,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на
горшок».

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть ,
встанем все по алфавúту :
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт ,
тот расчёт наш облегчúт .

Упражнения

Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Видео: Постановка ударения в словах

А.П. Чехов когда-то великолепно сказал: «По сути, для интеллигентного человека плохо говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать». И с этим нельзя не согласиться. Говорить человек учится с первых дней своей жизни: сначала он вычленяет из обшей какофонии окружающих звуков свое имя, затем – слова, которые произносятся чаще всего. Позже ребенок начинает воспроизводить слова, повторяя их в точности так, как слышит от близких людей.

Но, к сожалению, не всё то, чему мы учимся от окружающих, соответствует нормам родного языка! Помочь разобраться в правилах произношения призвана наука орфоэпия (греческое orthós - «правильный» и épos - «слово»), одним из разделов которой является изучение расстановки ударений в русской речи.

Слова с ударениями, которые нужно запомнить

Загляните в орфоэпический словарь, и вы с удивлением обнаружите, как много ошибок допускаем все мы в своей повседневной речи! Тут и там мы ежедневно слышим уродливые: «пО няла», «взЯ ла», «снЯ ла».



ТортА х или тО ртах

А, ведь, стоит всего лишь запомнить одно простое правило: В глаголах женского рода в форме прошедшего времени ударным становится окончание –а . Запомните и получайте удовольствие от правильного произношения таких слов как: понялА , снялА , взялА , вралА , лгалА , ждалА , гналА , воспринялА , позвалА .

Исключений, которые необходимо запомнить, не так уж много: стА ла, слА ла, крА ла, клА ла и все слова, имеющие приставку вы- (вЫ пить – вЫ пила, вЫ нуть — вЫ нула).

Еще одной ловушкой стало употребление существительных во множественном числе. Здесь ошибка подстерегает нас еще на этапе образования множественного числа. Почему-то многие превращают слово «договО р» в «договорА », а «профессор» и «доктор» превращаются в чудовищные «профессорА » и «докторА ». На самом деле, всё «проще пареной репы »:

  1. Большинство существительных мужского рода во множественном числе приобретают окончание –ы.
  2. Окончание –ы всегда безударно!

Запомнили? Теперь у вас не должно возникнуть проблем с такими словами как: аэропО рт – аэропО рты, профЕ ссор – профЕ ссоры, дО ктор – дО кторы, бант – бА нты, шарф – шА рфы, договО р – договО ры, лифт – лИ фты, торт – тО рты, бухгА лтер – бухгА лтеры

Мы все гордимся тем, что русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. Но проникновение в речь иностранных слов – явление неизбежное и вполне закономерное. Мало кто знает о том, что в истинном русском языке отсутствуют слова, начинающиеся на букву «А «.

Большинство слов, начинающихся с первой литеры алфавИ та, имеет греческое происхождение, а некоторые пришли к нам из тюркского (например: арбуз, аршин, аргамак). Мода на использование французского языка среди представителей высших сословий, которая началась во времена правления императрицы Елизаветы Петровны и закончилась в период наполеоновских войн, обогатила нашу речь огромным количеством галлицизмов.

Нынешнее поколение наблюдает как русский язык активно обогащается словами, имеющими англоязычное происхождение. Слова-пришельцы, поселившиеся в наших словарях, в большинстве своём сохраняют ударения на привычном месте.

Так для французских заимствований характерно ударение, падающее на последний слог, для латинских – на предпоследний. Правильность ударений в словах иностранного происхождения лучше всего проверять по словарям, но те слова, которые плотно вошли в наш обиход, необходимо запомнить: алфавИ т, апострО ф, дефИ с, жалюзИ, каталО г, некролО г, квартА л, партЕ р, эспЕ рт, фетИ ш, фО рзац, факсИ миле.

Также следует запомнить нормы постановки ударения в следующих прилагательных: кУ хонный, слИ вовый, грУ шевый, украИ нский, мозаИ чный, оптО вый, давнИ шний.

Самые популярные слова с ударениями на олимпиадах

Изучение правильности постановки ударений может стать увлекательным занятием. Зачастую, одного знания правил русского языка оказывается недостаточно. Многие ударения нужно только запомнить, обращаясь к специальным орфоэпическим словарям.

При подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ обычно предлагается к изучению до 500 самых распространенных словоформ, которые могут вызвать затруднения с правильной постановкой ударений, но их количество этим не ограничивается. Изучение норм ударения – процесс трудоёмкий, но результат может превзойти все ожидания: наша речь не будет пестрить неграмотными «взЯ ла», «прО центы», «договорА », а значит нам не будет стыдно перед классиками русской словесности.


Тренировка памяти
>
Как запомнить, где в слове делать ударение

Наверняка вы хотя бы раз испытали чувство смущения, когда сомневались, правильно ли поставили ударение в том или ином слове. А сколько раз пытались запомнить правильный вариант! Вспомните, как режет слух, когда кто-то делает в слове неправильное ударение. Тем не менее есть слова, в произнесении которых ошибаются даже очень образованные люди, часто сами себя поправляя, но так и не будучи до конца уверены в правильности своего варианта.

Например, как правильно сказать слово "торт" во множественном числе? ТортЫ или тО рты? А слово "туфли" в единственном числе? ТуфлЯ или тУ фля? Говорят, что, чтобы писать грамотно, надо много читать, а что же делать для того, чтобы ставить в словах правильное ударение, ведь в книгах ударение не указано? А вокруг все говорят по-разному, вот мы и не можем запомнить, как же правильно. Особенно тяжело, конечно, приходится детям. И хотя таких слов в русском языке не так много, они могут вызывать трудности всю жизнь.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У " можно составить такой сюжет: "ТУ фля выпала из самолета "ТУ ". Или представить такую картинку: "ТУ ча, похожая на ТУ флю". Или: "ТУ шью измазали ТУ флю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О ", можно составить коротенький сюжет: "ТО лстый, потому, что любит ТО рты", - или придумать Рифму: "Долго ели тО рты - не налезли шО рты". Другой вариант: "Не пошли на кО рты - стали кушать тО рты".

Перед вами слова, в которых часто допускаются ошибки в ударениях и фразы, которые могут помочь запомнить, где его правильно ставить. Посмотрите, быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.


ДоговО р (а не дО говор)

ДогоВОР украл ВОР.


КаталО г (а не катА лог)


КатаЛО г съела ЛО шадь
В катаЛО ге ЛО жка вместо закладки.


АлфавИ т (а не алфА вит)


Заучив весь алфаВИ т,
он имел усталый ВИ д.


ЗвонИ т (а не звО нит)


Добрый доктор АйболИТ
спрашивает: "Кто звонИТ ?"


ШассИ (а не шА сси)


Пилот потратил много СИ л,
но всё же выпустил шасСИ .


ЖалюзИ (а не жА люзи)

На ЗИ му жалюЗИ купил.

БаловА ть (а не бА ловать)


БалоВАТ ь сладкой ВАТ ой.


КоклЮ ш (а не кО клюш)


КЛЮШ ка в углу отдыхает,
а мальчик коКЛЮШ ем страдает.


КремЕ нь (а не крЕ мень)

Меняю креМЕНЬ на реМЕНЬ .


КУ хонный (а не кухО нный)

Полотенцем кУХО нным вытер УХО .

ПЕ тля (петлЯ )


В ПЕТ ле трудно ПЕТ ь.