Как не терять внимание при чтении. Как удержать внимание при чтении с экрана? Приемы отключения навязчивых мыслей

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т. е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого » фона, или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга . Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности .

Непроизвольное внимание мотивировано и направляется под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный, это — интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но, так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя мы перестаем делать над собой усилие: читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное — от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя — его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время.

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув, нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание спадает. «Взяться за непосильную книгу — значит растрачивать даром силы и зря убивать время» .

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Исследования, проведенные профессором П. Я. Гальпериным, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Ю. Б. Гиппенрейтер особое место отводит зрительному вниманию как специфическому внутреннему механизму. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Работы Ю. Б. Гиппенрейтер показали, что характерная особенность оперативного поля зрения — чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Этот феномен называется варископичностью . Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы «шарит » по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст.

Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается уровневой интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты или невидящего взора, при котором ваше внимание как бы гаснет, отсюда следует, что при чтении нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности. Внимание — своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения: как очень высокий, так и замедленный темп чтения утомляет, способствует снижению внимания.

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.

Роль внимания при чтении исключительно велика. Внимание определяет также в значительной степени эффективность многих других видов челове­ческой деятельности. Внимание-один из признаков воли. Степень сосредо­точения или организации внимания есть показатель скорости чтения.

По образному выражению К- Д. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внеш­него мира».

Итак, внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.

Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невоз­можно.

Психологи называют вниманием избирательную направленность созда­ния при выполнении определенной работы. Чтение - вид деятельности, в ко­тором значение внимания особенно велико. В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. А для этого в первую очередь не­обходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.

С точки зрения физиологии, согласно учению И. П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях (отрицательная индукция).И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положительная индукция). Явление индукции возни­кает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения.

Таким образом, в каждый момент времени в коре головного мозга думаю­щего человека имеется определенный очаг повышенной возбудимости, харак­теризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими усло­виями для возбуждения. «Если бы можно было,- говорил И. П. Павлов,-ви­деть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптималь­ной возбудимостью" светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяю­щееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее зна­чительной тенью».

Именно этому «светлому пятну», которое может охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное осознание того, что воз­действует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, т. е. эффект сосредоточения.

Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый А. А. Ухтомским. Согласно этому прин­ципу в мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбужде­ния. Он как бы привлекает к себе все побочные возбуждения, поступающие в мозг, благодаря чему в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила первичного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы. С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других, дей­ствующих в данный момент. Есть люди, от рождения обладающие усидчи­востью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг оптимальной доминантной воз­будимости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вы­зываемым действием несильных побочных раздражителей.

Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуты, когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвле­чение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной ра­боте. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если по­сторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания (на­пример, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вя­лости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражи­тели в течение продолжительного времени).

Правильная организация внимания имеет огромное значение для психи­ческой деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внима­ния при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на занятиях.

На рис. 32 показаны три способа организации внимания на занятиях. Вос­приятие можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта.

Рис. 32. Три способа организации внимания

В основном тут действует оперативная память, и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что школьник многое не понял. Усвоить материал можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50%-прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Он реализован в одном из экспериментов, проведенных в Москве. Запись прослу­шанного не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма неопределенные вопросы (стрелки показывают обращение к педагогу), затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы, и, наконец, усвоение. Итог такой работы-запись усвоенного на

«языке собственных мыслей».

Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно,

что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно ее придерживаться.

Вы берете в руки книгу. На что, прежде всего, обращаете внимание? Совершенно верно, на название книги и ее автора. Затем? На оглавление. И если эти объекты вызвали у Вас интерес, Вы начинаете листать книгу, бегло просматривая отдельные разделы. После такого предварительного ознакомления Вы можете или заинтересоваться книгой, или отложить ее.

Интересная книга помогает сосредоточиться, сконцентрировать на ней внимание при чтении. Сопереживая вместе с героями книги, читатель отключается от настоящей действительности, переносится в иной, нереальный мир, воспринимая его, словно участник тех событий. Наступает полная концентрация внимания с идеальным запоминанием текста.

А что делать в случае необходимости чтения совершенно неинтересного материала, который Вы должны выучить, чтобы сдать экзамен? Как сконцентрировать внимание на нем и запомнить содержание?

Попробуйте проанализировать этот "совершенно неинтересный материал", задавая самому себе и автору вопросы относительно излагаемого. Прежде всего, задайте вопросы себе:
- почему этот материал мне не нравится (я его не понимаю, непоследовательность в изложении, сомнительные утверждения, академичность изложения и т.д.)?
- что я считаю в этом материале лишним при раскрытии темы?
- что в этом материале отсутствует или плохо изложено для понимания темы? (и так далее).

Активно анализируя материал, "раскладывая его по полочкам", Вы даже не заметите, как сконцентрируете на нем внимание, как из "неинтересного" он превратится в "захватывающий" и легко запоминаемый. Вы запоминаете то, с чем абсолютно согласны, либо то, что категорически отвергаете. Если к какому-то факту Вы относитесь равнодушно, это значит, что либо он Вас не интересует, либо Вы не имеете достаточно знаний, чтобы комментировать его.

К этой стадии, стадии анализа информации с целью ее запоминания, необходимо прийти через тренировку динамической устойчивости концентрации внимания , выполняя более простые упражнения. К ним относится умение находить ошибки в написанных словах.

Многие школьники и их родители увлекаются скорочтением. Научиться читать в 3 - 5 раз быстрее, чем обычно - значит во столько же раз сократить время на получение какой-то информации, или во столько же раз увеличить объем получаемой информации за то же время. В принципе, это очень полезное умение. Но при этом не следует забывать отрицательную сторону скорочтения: охватывая одним взглядом одну или несколько строчек, читатель схватывает их смысл, но не замечает ошибок в отдельных словах или даже отсутствие целых слов.

Привычка к скорочтению вырабатывает привычку к скорописанию, что отрицательно может сказаться на правописании. Согласитесь, что школьное сочинение (и не только школьное!) с большим количеством ошибок оставляет неприятный осадок у читателя и не может вызвать уважения к человеку, написавшему такое сочинение.

Поэтому, наряду со скорочтением, необходимо обладать навыками внимательного чтения, особенно при проверке собственного сочинения. Тем более, что такое чтение является хорошей тренировкой концентрации внимания.

Упражнения.

Упражнение 41.
Попросите ребенка переписать любой абзац из какого-нибудь текста (для детей младшего возраста желательно дать текст с крупным шрифтом). Затем ребенок сам читает свой текст и ищет ошибки. При грамотном написании его необходимо обязательно похвалить.

Упражнение 42.
Если есть возможность, скопируйте на копире несколько абзацев любого текста из газеты или журнала в двух экземплярах с некоторым увеличением шрифта (если такой возможности нет, работайте с газетным или журнальным текстом без увеличения). Ребенок внимательно читает текст и в каждом слове вычеркивает одну заранее обусловленную букву (например, букву "К"). Чтобы придать этому упражнению вид игры, Вы тоже вычеркиваете эту же букву на втором экземпляре текста (или в другом тексте). Затем Вы меняетесь своими работами и проверяете друг у друга, все ли выбранные буквы вычеркнуты.
Таким образом, ребенок (да и Вы тоже) концентрирует внимание при чтении текста дважды: когда вычеркивает букву и когда проверяет работу. Повторяйте упражнение несколько раз, выбирая другую букву.

Упражнение 43.
Для выработки концентрации внимания при чтении могут успешно применяться так называемые Таблицы Шульца. Это таблица в виде квадрата, в клетках которой записаны числа от 1 до 25, или от 1 до 36, или от 1 до 49 и так далее в зависимости от количества клеток в таблице. Особенностью ее является то, что числа записаны не по порядку. Необходимо как можно быстрее найти в таблице все числа от единицы до последнего.
Ниже в качестве примера приведена одна таблица. Вы можете сами составить неограниченное количество подобных таблиц. Засекайте время и находите числа. Хороший результат с таблицей на 25 чисел 30 - 40 секунд.

Упражнение 45.
Ребенок (школьник) читает приведенный ниже текст один раз. В процессе чтения он подсчитывает, сколько раз встречается в тексте буква "а".

Я не знаю, как долго был без сознания, но когда я очнулся, солнце уже клонилось к закату. Вокруг стояла абсолютная тишина, словно никогда и не было той страшной бури, оторвавшей меня от земли мощным вихрем. Где я, и что со мной случилось? Как долго я летел в воздухе? Кто меня спас?
(Буква "а" встречается 15 раз).

Можно продолжить выполнение упражнения, подсчитывая другие буквы.

Упражнение 46.
Усложним предыдущее упражнение. Приведенный ниже текст необходимо читать с максимально возможной скоростью, подсчитывая количество какой-то буквы, (например, буквы "н"). По секундомеру определяется продолжительность чтения.

Я медленно сел, ощущая боль в правой руке и правой ноге. Ничего страшного. Похоже, я отделался только царапинами, когда падал на ветки одинокой густой ели, неизвестно откуда здесь появившейся. Вокруг больше ничего не было, только высокая трава да какие-то цветы, словно нарисованные, стояли с поникшими головками.
(Буква "н" встречается 17 раз).

Выполняя это упражнение, можно провести самотестирование по формуле:
К = n/Nt,
где n - подсчитаное количество буквы в тексте;
N - фактическое количество этой буквы в тексте;
t - продолжительность чтения в минутах (до десятичного знака).

Упражнение 47.
Это упражнение способствует развитию концентрации внимания при чтении и при письме. Необходимо внимательно читать приведенные ниже предложения, находить в них ошибки и подсчитывать общее количество слов с ошибками.

Мой брат пообещал оптравить письмо потчой, но чепому-то так и не сделал этого. Урок был скучный, и я чметал о каникулах, которые так бытсро закочнились. Количетсво птиц в стае было оргомное. Я люблю путешетсвовать, поэтому георгафия мне нравится. Мы огранизовали веселое туритсическое путешетсвие по нашему городу. Каждый вечер я налбюдаю за взездами, это так итнересно.
Количество слов с ошибками - 14.

Все мы понимаем, что продожлительный стресс плохо влияет на наш огранизм, приводит к ралзичным заболеваниям. Едининчые заболевания болезнью Альцгеймера начали потсепенно перерастать в массовые. Ондой из причин такого явления монжо назвать отсутсвтие неохбодимости в тренирокве нашей памяти. Симтпомы болезни начали появляться у сорокапятилентих людей.
Количество слов с ошибками - 12.

Упражнение 48.
Найдите среди представленного в строчках набора букв осмысленные слова. Для примера в первой строчке такое слово выделено.

Рамаберлес кинркущозерочфиэнскерпкомнатаыумаквариумтпцглазжяе Кпдомрухцеюфлсадбинсгрибтщеежагрзонтгмруетнотыремпвяэткортиклдраб

Упражнение 50.
Это вопрос-шутка. Вы сможете легко на него ответить при внимательном чтении.

У отца Мери день рождения. К нему пришли все пять его дочерей со своими мужьями. Мана пришла с Наком, Мене пришла с Неком, Мини пришла с Ником, Моно пришла с Ноком. С кем пришел Нук? (Примечание: имя пятой дочери не Муну).

Начало книги смотрите здесь.

Суть проблемы внимания. Невнимательность при чтении может быть выражена в том, что когда вы читаете, вам приходится возвращаться к предыдущему предложению, так как вы его механически прочитали, но не вникли в смысл. Чем чаще вы возвращаетесь, тем ниже ваша скорость. Потому первым шагом к увеличению скорости чтения является работа с вашим вниманием и концентрацией при чтении.

Внимание и интерес. Часто вы сами могли замечать, что в первые минуты чтения процесс идет гораздо медленнее, чем через полчаса после начала. Вы как бы «разгоняетесь». На самом деле, повышается ваш уровень внимания. Особенно, если книга интересная, и вы захвачены сюжетом. Чем более интересна для вас книга, тем больше ваше внимание и тем быстрее вы читаете.

Но можно ли сделать так, чтобы внимание было сконцентрировано на тексте даже не самом интересном уже в первые минуты, что, несомненно, повысит скорость чтения?

- Можно! Попробуйте выполнить указанные ниже упражнения и рекомендации.

Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне.

В игре важен азарт!

Азарт (франц. hasard) - увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность. (Большая советская энциклопедия). Чтобы создать азартную игру на основе предстоящего процесса чтения, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Если вам это дается сложно, то можете использовать приведенные ниже примеры и рекомендации.

Состязательность. Например, если вы читаете учебник перед экзаменом, можете устроить соревнования с товарищами, кто быстрее прочитает учебник или кто ответит на большее количество вопросов по учебнику, которые вы можете задать друг другу. Состязательность в учебном процессе - это главное оружие преподавателя (знаю на своем опыте), способное повысить интерес к процессу обучения. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны как групповые. И в чтении вы можете найти себе соперника!

Личные рекорды. Еще одним фактором создающим азарт при чтении может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. К примеру, читая книгу, вы можете засекать скорость чтения, допустим количество страниц в час, затем стараться побить собственный рекорд. Личные рекорды можно ставить в скорости, в количестве страниц, в количестве книг, в освоенном материале и во многом другом.

Пытайтесь мотивировать себя тем, что читаемый материал может быть полезен вам. Попытайтесь перечислить все возможные преимущества, которые даст вам прочитанный текст. Пусть они не значительны, но главное их найти. Затем визуализируйте это, помечтайте и приступайте к чтению.

Даже если это скучный учебник, который нужно прочитать для подготовки к экзамену, вы должны понять, что эти знания вам пригодятся и, в конце концов, хорошая отметка по предмету порадует хотя бы вашу маму.

Упражнение 1.3. Внешние раздражители

Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и уметь заниматься, не обращая ни на что внимание.

Сложные условия делают человека более внимательным, учат его отключаться от внешних раздражителей и заниматься тем, что ему нужно.

Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу в парке в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Упражнение 1.4. Состояние транса

Состояние транса , по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Так, в состоянии транса человек может принять позу, которая неудобна в обычном состоянии, и провести в этой позе достаточно длительное время.

Например, читая интересную книгу и положив ногу на ногу, через полчаса в перерыве вы можете обнаружить, что одна нога сильно затекла. Но во время чтения вы не думали о ноге, вы были в состоянии повышенного внимания к книге, у вас работало зрительное восприятие настолько сильно, что сигналы от остальных органов чувств просто не воспринимались мозгом.

Подробнее о вхождении в состояние транса вы можете .

Упражнение 1.5. Игра N-назад

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. В игре вам будут по порядку показываться карточки и вам придется определить, была ли такая же карточка показана в прошлый раз.навыка поиска нужной информации в тексте, что также может помочь вам не возвращаться к уже прочитанному.

Примечание. Если Вы считаете, что предложенные упражнения даются Вам слишком легко, то можете перейти к следующим урокам. Ведь каждый человек индивидуален, и разные навыки могут даваться по-разному: одни - немного проще, другие - чуть сложнее.

Предположим, что пару дней назад вы попали в большую пробку, направляясь домой с работы. Это позволило вам немного почитать: примерно 2 часа 45 минут. Таким образом за один день вы смогли бы прочесть почти половину «Эссенциализма» Грега Мак-Кауна. При подобной скорости чтения ваш wish list на Amazon переполнился бы за считаные недели.

Внесем коррективы: допустим, на самом деле вы не читали текст, а слушали. Предположим, «Эссенциализм» был вашей первой аудиокнигой. Некоторые скажут, что вы сжульничали: мол, нельзя называть себя библиофилом, слушая аудиокниги. Есть и еще один минус: после такого знакомства с текстом вы вряд ли сможете вспомнить и половину информации.

Все это наводит на мысль: как с научной точки зрения подойти к решению вопроса удержания внимания при чтении? Конечно, легко обвинить прогресс в отсутствии у многих современных людей способности сконцентрироваться надолго на одном объекте. Но быть может, мы задаемся неверным вопросом? Что, если суть не в том, какие книги мы читаем, а в том, как мы это делаем?

Переворот, скроллинг и снижение внимания

В 2013 году ученые отобрали 72 десятиклассника и предложили им пройти тест на технику чтения с одним условием: часть испытуемых использовала бумажные носители, а другая часть — компьютерные дисплеи. Как вы, наверное, уже поняли, группа читающих с листа показала лучшие результаты. Но вы вряд ли догадаетесь о действительной причине этого.

Суть кроется в пространственном осознании информации. По мнению исследователей, мы не просто читаем тексты; мы отчасти их переживаем. Подобно тому как вспоминая маршрут, по которому уже ездили, вы создаете ментальную карту материала во время чтения.
Можно вспомнить, где части информации находятся, и как они связаны между собой. При чтении с ридеров такая связь между понятиями нарушается. Как следствие, куда сложнее создавать мысленную структуру текста.

Сюда же можно отнести проблему оценки прогресса чтения. Полосы прокрутки внизу или по бокам экрана не сравнить с толстой стопкой страниц в руках. Почему это имеет значение? Физические свойства книги помогают нашему мозгу структурировать информацию, которую мы читаем. Ридеры не имеют физических страниц, поэтому структура, формируемая в подобном случае, получается более шаткой и нестабильной. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению понимания в целом.

В то время как, казалось бы, приведено достаточно доказательств, чтобы забраковать ридеры как носитель информации, всплывает другое объяснение проблемы понижения внимания. И тут уже причина в нас самих.

Как мы читаем онлайн?

Наше отношение и чувства, испытываемые при чтении онлайн, имеют куда большее значение, чем вы думаете. В конце концов, не все эксперименты демонстрируют сниженный уровень понимания при чтении с экрана. Это в большей степени связано с нашим мышлением, а не с устройствами для чтения.

Мы — плохие читатели, потому что подсознательно ассоциируем контент на экране с незначительной информацией (почта, твиты и т. д.). Это способствует тенденции к беглому усвоению, в отличие от вдумчивого чтения, при котором мы вникаем в каждое слово.

В зависимости от устройства, есть также соблазн закрыть файл с книгой и переключиться на что-то простое: например, на чтение ленты в Twitter (небольшой секрет — многие делают это регулярно).

Исследования показали, что на аудиокниги нашего внимания уходит еще меньше. В одном из исследований ученые из University of Waterloo разделили людей на три группы — тех, кто читали отрывок вслух, читающих про себя, и тех, которые слушали запись отрывка текста.

Людям, которые слушали рассказ, было, по правде говоря, скучно. Их внимание было рассеяно больше, чем у тех, кто читал отрывок сам (как вслух, так и молча). Эти слушатели показали худшие результаты в понимании текста.

Предположительно, это происходит потому, что прослушивание чужого чтения требует значительно меньших усилий с вашей стороны. Это попросту недостаточно активный процесс, чтобы по-настоящему вовлечь вас.

Улучшайте навыки чтения, независимо от инструмента

Притом, что технология может быть неким несуразным третьим колесом в наших отношениях с чтением, она никуда не денется. Хорошая новость в том, что мы можем улучшить способности мозга к обработке и восприятию информации даже при чтении с экрана. Согласно данным Марианны Вольф (Maryanne Wolf):

Та же пластичность (способность мозга к обучению и адаптации), что дает нам глубоко и вдумчиво воспринимать текст, позволит применить принципы глубокого чтения в новой среде.

Исследователи из Waterloo, показавшие, как сильно мы отвлекаемся при прослушивании аудиокниг, обнаружили следующее: чтение вслух существенно повышает понимание. Когда вы читаете вслух, у вас по умолчанию задействован механизм, способный оповестить вас в случае потери концентрации. В подобном случае вы просто начинаете неправильно произносить слова.

Еще один прием, помогающий более качественно воспринимать информацию при прослушивании аудиокниг: резюмировать содержание каждой главы по ее завершению. Как только рассказчик переходит к следующей главе, попробуйте нажать на паузу и вслух повторить важные тезисы последней части.

Если у вас не получится, то лучше отмотать назад. Исследования подтверждают, что подобное подведение итогов помогает нам запомнить больше информации, так как мы вынуждены определять основные моменты текста, отбрасывая лишнее.

Тренируйте периферическое зрение

Немного попрактиковавшись в развитии периферического зрения, вы научитесь читать быстрее естественным образом. Тим Феррис (Tim Ferriss) разработал технику, способную повысить вашу скорость чтения еще быстрее при помощи трекера (ручки или другого инструмента, следующего за уровнем глаз по мере чтения) и определенных упражнений, повышающих количество воспринимаемых слов. Таким образом, ваши глаза могут в большей степени сосредоточиться на центре страницы.

Еще одна маленькая хитрость: большинство приложений для прослушивания аудиокниг имеют функцию увеличения скорости воспроизведения. Некоторым проще понимать информацию на скорости в 1.5 раза выше номинальной. Если вы чувствуете, что темп повествования слишком медленный, то попробуйте его ускорить. Как и при использовании первого совета, при наличии определенной практики вы привыкнете к более быстрым темпам прослушивания аудиокниг.

Сделайте чтение активным опытом

Обычно чтение представляет собой пассивный опыт. Вы расслабляетесь, наливаете чашечку кофе и наслаждаетесь . Совсем иначе читает книги Райан Холидей (Ryan Holiday). Для него чтение — весьма активный опыт:

«Если мне нужно уточнить что-либо, я сгибаю уголок страницы и позже к этому возвращаюсь. Я ношу с собой ручку и записываю любые мысли, чувства, связи, возникающие у меня при прочтении того или иного отрывка. Не бойтесь испортить книгу заметками или аннотациями».

Делайте пометки на полях, выделяйте текст и записывайте запомнившиеся отрывки по мере прочтения или прослушивания. Не бойтесь отложить книгу или поставить запись на паузу, пока вы записываете пришедшую вам в голову мысль.

Таким образом, вы куда прочнее взаимодействуете с полученной информацией, чем если бы просто прочли ее, а потом мучительно вспоминали нужную вам часть. Преимущества в данном случае действительно весомые. Исследования доказали, что подобный способ активного чтения позволяет ощутимо повысить понимание информации.

Повторение

Многие, закончив книгу, ставят ее на полку в библиотеку или перемещают в папку в Kindle, пока не переставят ее или не дадут почитать приятелю. Еще один совет от Райана Холидея заключается в повторном прочтении книг.

Билл Клинтон, например, перечитывает «Размышления» Марка Аврелия каждый год. Существует высокая вероятность того, что при повторном прочтении вы будете замечать те вещи, которые не увидели в первый раз. Хотя при этом вы можете прочесть меньше книг за год, зато поймете больше из прочитанного материала.

Записывать свои мысли — простой способ повысить понимание и научиться критически мыслить о предмете. Поднимите качество чтения на следующий уровень, записывая основные моменты и их значение для вашей жизни или сферы бизнеса. Речь идет о применении усвоенного материала. Если вы сделаете это, то с большей вероятностью вспомните прочитанное спустя некоторое время. Рональд Рейган использовал подобную систему для сбора исторических заметок и даже анекдотов.

Суть здесь отнюдь не в бездумной порче бумаги. Сосредоточьтесь на выделении основных моментов своими словами. Зная, что вам придется резюмировать содержание книги, вы серьезно повысите уровень внимания при чтении.

Если у вас есть время для чтения только по дороге на работу, тогда аудиокниги, несомненно, ваш выбор. Ведь iPad гораздо компактнее и легче, чем тома «Войны и Мира». Никто не принуждает вас к компромиссу между применением технологий и качеством знаний — при правильном подходе вы получите и то, и другое.