Как правильно подавать себя в обществе. Внешность также играет роль

Учись создавать свой имидж и повышай свои акции!

Займемся тем, что называется «управление впечатлением». Все мы играем в жизни разные роли: прилежной мамы или строгой начальницы, добродушной невестки или незаменимой работницы. Отнесись и к своему предстоящему дебюту как к роли, которую надо красиво и убедительно сыграть. Дивиденды не разочаруют! Люди, грамотно выстраивающие свой профессиональный имидж, получают повышение по службе, прибавку к жалованию, в конце концов, имеют вес и влияние в коллективе. Те, кто умеет вызывать симпатию с первого взгляда, окружены друзьями. Как добиться расположения и уважения окружающих? В каких ситуациях скромность вредна, а ненавязчивая самореклама полезна? И что нужно говорить и делать, чтобы наверняка стать душой компании?

Своя в новом коллективе

Ты перешла на другую работу. Первые несколько дней любой человек чувствует себя немного скованно, это естественно. Твоя главная задача – наладить доброжелательные отношения с коллегами, чтобы не чувствовать неловкости и отчужденности.

К первой встрече с коллегами подготовься серьезно: мнение о человеке складывается в течение тридцати секунд после знакомства, потом его трудно «переиграть» заново. Сначала бросаются в глаза обувь и прическа, затем лицо, а потом наблюдатель охватывает «картинку» целиком. Поэтому туфли и укладка должны быть в идеальном порядке! Используй жесты открытости – они демонстрируют искренность и добродушие: раскрытые руки ладонями вверх, пожимание плечами. Ну вот, первые тридцать секунд прошли, и как же вести себя дальше? Соблюдай правила, которые помогут тебе во время адаптации.



Разговаривая с коллегой, проявляй заинтересованность – так ты покажешь свою открытость и готовность к взаимодействию. Для того чтобы наладить приятельские отношения со всеми сотрудниками, общайся с каждым из них.

Корректируй стиль разговора. Если на твоей новой работе принято обращаться друг к другу на «ты», независимо от возраста и статуса, тебе придется подстроиться под это общее правило.

Налаживай контакт. По пятницам сотрудники после работы пьют чай с тортом (вино с фруктами или пиво с орешками)? Значит, в следующий раз купи угощение и пригласи коллег отпраздновать твое назначение. Тебе, как человеку новому, не стоит навязывать свои новаторские предложения – оставь это на потом.

Определи неформального лидера в коллективе – так ты быстрее поймешь законы, по которым здесь живут. Не говори ничего лишнего и не участвуй в интригах. Зачем тебе репутация сплетницы?

Представляй себя с позитивной стороны: рассказывай хорошее или веселое (о муже, детях, фильмах, отдыхе, еде). Не упоминай о скандале на прошлой работе, громком увольнении или неумном начальнике – вряд ли эта информация добавит тебе очков.

Не торопись с оценками, особенно отрицательными! В любом человеке непременно найди позитив: например, слишком разговорчивый коллега – просто общительный человек, немного агрессивный – значит напористый в делах, медлительный – основательный и скрупулезный.

Задавай вопросы. Для новичка они вполне уместны. Гораздо хуже, если ты, вовремя не разобравшись в специфике своей работы, наделаешь массу ошибок.

Твоим коллегам не понравится:

назидательный или высокомерный тон. А также молчаливость, скованность, отстраненность от людей;
неуместные вопросы о зарплате, начальстве, других сотрудниках;
излишняя назойливость, болтливость, имидж «своей в доску».
В незнакомой компании

Умение произвести хорошее впечатление понадобится не только в рабочих отношениях. Тебе предстоит визит в новую компанию, в которой ты никого не знаешь? Конечно, ты волнуешься: как к тебе отнесутся, придешься ли ты ко двору. Чтобы вечеринка прошла удачно, настройся на приятное общение: тебе предстоит говорить комплименты, заводить разговор и показывать себя с лучшей стороны. На самом деле это не так трудно, как тебе может показаться!

Улыбайся, будь открытой и доброжелательной. Можешь предварительно отрепетировать роль дома перед зеркалом. Большую помощь тебе окажут… домашние любимцы: если ты вовремя похвалишь кошечку, хомячка или песика, отношение хозяйки к тебе наверняка будет лояльнее. Смело можешь рассказывать интересные анекдоты или смешные случаи из своей жизни.

Поддерживай разговор, задавай вопросы. Не грузи собеседников своими проблемами. Избегай длинных монологов, лучше ограничься короткой репликой.

Следи за темпом речи: спокойная, медленная манера говорить указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность. Если же ты станешь говорить слишком быстро или сбивчиво, собеседники увидят, как ты волнуешься.

В любой компании найдется человек, который окажется ближе или будет более доброжелателен. Завяжи с ним разговор, спросив: «Наверное, вы давно друг друга знаете?» Или так: «Какая здесь замечательная атмосфера! У вас традиция – собираться периодически?»

Существуют вечные темы, которые с удовольствием все поддерживают. Спроси у той семейной пары, что сидит напротив тебя, где они успели так загореть среди зимы? Поверь, они с удовольствием расскажут о своем отдыхе в Египте.

Если ты все-таки сморозила глупость, не стоит забиваться в угол и молчать до конца вечера. Расправь плечи, прими свободную позу – это поможет тебе восстановить утраченную уверенность в своих силах.

Чувствуешь себя скованно? Понаблюдай за людьми и найди у каждого несколько позитивных качеств. Например, вон тот мужчина веселый, общительный и обладает отличным чувством юмора. А эта женщина уверена в себе, имеет хороший вкус, и ее высказывания всегда тактичны. Это упражнение поможет расслабиться и настроиться на приятное общение.

Хвали только то, что тебе действительно нравится: человек подсознательно почувствует неискренность комплимента. Фраза «эта кофточка тебе к лицу» уместна лишь в том случае, если это истинная правда.

Помни: нравиться абсолютно всем невозможно! В любой ситуации найдутся люди, которые примут тебя настороженно, и не всегда это связано с твоей персоной. Может, у человека просто болит голова или его преследуют неприятности в личной жизни. Сосредоточься на тех, кто с легкостью общается с тобой, задает вопросы и не устает весело балагурить.

Твоим новым знакомым не понравится:

резкое осуждение их действий, вкусов, поведения или внешности;
отсутствие интереса к делам или рассказу человека, с которым ты в одной компании;
невоздержанность в пище или спиртном.
Измени свой имидж

Изменить мнение о себе гораздо сложнее, чем кажется. Если у коллег и приятелей сложился определенный стереотип, не слишком для тебя лестный, для начала займись самоанализом. Спроси себя: «Насколько справедливо сложившееся мнение? И что нужно сделать, чтобы его изменить?» Если тебя считают меркантильной, может, ты в какой-то из ситуаций повела себя, как скупердяйка? Например, комментировала слишком дорогое меню в ресторане или всегда и обо всех вещах судила с точки зрения их стоимости. Возможно, ты слишком скромна – именно поэтому начальник не предлагает тебе кресло повыше: ведь руководителями становятся лидеры. Однако в твоих силах изменить мнение людей!

Откорректируй свою внешность и стиль: пусть твой новый образ сразу бросится в глаза окружающим (стильная стрижка, платье вместо джинсов, высокие каблуки вместо кроссовок). Проявленный интерес к своей персоне используй для достижения главной цели – изменить мнение окружающих о тебе.

Сделай то, чего ты раньше никогда не делала, например, пригласи коллег в кафе, угости вкусным пирогом собственного приготовления. Твоя задача: предстать с новой стороны (хорошей хозяйки, организатора, собеседника).

Участвуй в совместных мероприятиях – чаепитиях, походах по магазинам, вечеринках или самодеятельности. Так ты продемонстрируешь всем свои несомненные организаторские способности.

Предлагай свои идеи на собраниях и совещаниях: сколько можно жить в тени? Не надо бояться брать на себя ответственность.

Не позволяй себя использовать некоторым сотрудникам: твое время и услуги ценны. Откажи сотруднице, работу которой ты безропотно исполняешь.

Если ты стала жертвой сплетен и подозрений, попробуй поставить вопрос ребром и поговорить со сплетником напрямую. Лучше, если такой разговор состоится в присутствии незаинтересованного коллеги или «лидера мнений».

Твоим старым знакомым не нравится:

твоя инертность – когда ты не радуешься их большим успехам и маленьким победам;
твое безразличие и самоустранение: если ты невольно даешь понять, что «отбываешь службу», а карьера тебя вовсе не интересует;
когда ты постоянно подчеркиваешь свое превосходство.
Резюме
Помнишь, как в школьные годы ты сдавала экзамены? Когда билеты были не выучены, ты старалась оттянуть «страшный» момент, суетилась, заглядывала в шпаргалку и ждала подсказки с соседней парты. Однако если ты знала учебник назубок, то прямо рвалась в бой, тебе хотелось показать всем свои знания! Правило выученного урока будет действовать и во взрослом возрасте. Подготовь к первой встрече и свою внешность, и свое сознание, и тогда ты будешь ждать ее с нетерпением, это будет не испытание, а шанс показать свои лучшие качества и приобрести друзей!

Программируй хорошее впечатление
Этот тренинг лучше всего выполнять перед сном, когда подсознание наиболее активно.
Расслабься, закрой глаза. Представь себя в кинотеатре: все дальнейшее должно напоминать фильм. Вообрази человека, с которым тебе надо встретиться. О чем он думает, что для него важно в жизни, чего он ждет от тебя? А теперь поставь себя на его место. Что ему будет приятно от тебя услышать? Что ему нравится в тебе? Представь, как говоришь ему нечто очень приятное. Не отпускай эту картинку несколько мину т. Наутро, придя на встречу, твое подсознание поможет тебе произвести хорошее впечатление.

Перед важной встречей или разговором побалуй себя любимым блюдом. Надень одежду, в которой ты чувствуешь себя комфортно и в которой себе нравишься. Положи в сумочку свои любимые безделушки: флакончик духов, «счастливый» талисманчик – что бы там ни говорили скептики, а эти милые мелочи поддерживают хороший настрой. Перед тем, как войти в помещение, произнеси мысленно: «Я вас люблю», обращаясь к сидящим за дверью. Ты начнешь излучать благожелательность и уверенность. А теперь – вперед: ты просто не можешь не понравиться!

Как победить страхи
У тебя завтра собеседование или первый день на новой работе? Эти упражнения помогут тебе обрести уверенность в себе.
1 Возьми лист бумаги, раздели его на две колонки. В первой напиши все свои положительные качества, во второй – отрицательные. Пусть кто-нибудь из твоих друзей просмотрит и, если надо, подкорректирует этот список. Теперь, глядя на него, задай себе вопрос: какие мои хорошие качества помогут на предстоящей встрече? Какие помешают?
2 Задумайся, в каких ситуациях проявляются твои негативные черты и отрицательные качества? Как избежать таких ситуаций?
3 Прокрути в уме разные сценарии развития завтрашней встречи. Какие неприятные для тебя моменты могут возникнуть? Продумай, как ты будешь на них реагировать, чтобы не потерять лицо. Отрепетируй возможные варианты своего поведения в этих ситуациях.

Не пытайтесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Это касается всего – и выбора наряда, и манеры поведения. Если вы привыкли к или нарядам в классическом стиле, не стоит надевать на первое свидание декольтированное платье или мини-юбку. Постарайтесь выигрышный ансамбль из привычных вещей, в которых вы чувствуете себя уверенно. Эта рекомендация касается и выбора обуви – если вы некомфортно чувствуете себя , не просите у подружки ее секси-босоножки на шпильке, потому что в этой обуви вы будете себя чувствовать совсем не комфортно, а все ваши мысли будут о том, чтобы скорей прийти домой и разуться.

То же самое касается манеры поведения. Не старайтесь преподнести себя не такой, какая вы есть – подумайте, зачем с самого начала обманывать друг друга ложными ожиданиями? Даже если у вас получится быть естественной и органичной в выбранной роли (а это очень трудно), то через некоторое время придется выбирать – снимать маску или продолжать играть и дальше, а последствия такого выбора могут быть непредсказуемыми. Поэтому просто будьте самой собой. И ни в коем случае не пытаясь рассуждать о том, в чем вы совершено не разбираетесь, потому что при этом вы можете своего спутника напыщенно и глупо.

Не молчите. Нет ничего тягостнее, чем неловкое молчание, которое способно здорово испортить впечатление друг от друга. Если вышло так, что и вы, и ваш спутник немногословны, берите на себя ведущую роль и поддерживайте беседу. Можно разговаривать на любые темы (лучше не о политике), шутить, рассказывать смешные истории. Изо всех сил постарайтесь, чтобы беседа носила легкий и непринужденный характер, только не увлекайтесь и не переигрывайте.

Слушайте вашего собеседника. Даже если вы общительны и разговорчивы от природы, не превращайте первое свидание в театр одного актера. Позвольте говорить вашему спутнику – таким образом, вы лучше узнаете его и сможете отыскать какие-то точки соприкосновения, общие темы и интересы. А если ваш визави неохотно рассказывает о себе, помогите ему, задавая интересующие вас вопросы. Только не надо спрашивать о прежних пассиях (ни на первом , ни потом).

Оставайтесь загадкой. Не выливайте на вашего спутника на первом свидании ушат информации, пытаясь рассказать о себе все, начиная с ясельного возраста – если отношения продолжатся, у вас еще будет на это масса времени. А сейчас лучше говорите о себе сегодняшней, например, о своих хобби и увлечениях.

Больше смейтесь и улыбайтесь (конечно, к месту). Даже если шутки вашего партнера не вызывают у вас приступа бурного веселья, не сидите с каменным лицом, едва выдавливая из себя улыбку, ведь от нее в данной ситуации зависит очень много. Искренняя улыбка подбодрит вашего спутника, который, быть может, имеет отличное чувство юмора, но просто немного волнуется, оказавшись в вашем обществе.

В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Дело в том, что партнер, с которым мы общаемся, это не пассивный объект восприятия, а живой человек, имеющий свои цели, свое представление о характере взаимодействия, и главное - способный решительным образом повлиять на то, как мы его увидим. Именно эта способность «вмешательства» живого объекта восприятия в процесс формирования своего образа у собеседника и называется самоподачей. По существу самоподача, самопредъявление состоит в управлении вниманием партнера.

Ведь действительно, когда мы смотрим, например, на дерево, то наше внимание зависит в общем и целом от нас: если у нас плохое настроение, мы обращаем внимание на уродливые наросты на стволе, а если хорошее - то на зеленую листву. И дерево не в состоянии само управлять нашим вниманием - оно не может «прикрыть» некрасивое место ветвями, не может успокаивающе пошелестеть листьями. Разве что птица, севшая на ветку и запевшая свою песню, может нас привлечь, но тут нет заслуги дерева. Когда мы воспринимаем человека, все иначе. Каждый может управлять вниманием партнера - надеть яркую одежду, какие-то части тела открыть для обозрения, а какие-то закрыть, что-то в своем поведении подчеркивать, а что-то затенять и таким образом создавать как бы иерархию признаков своего образа - «вот на это обратите внимание в первую очередь, а вот потом на это, а теперь посмотрите сюда...». И конечно, для этого не только не нужно знать психологию, теорию внимания, для этого не обязательно даже понимать, осознавать, что делаешь. Управление вниманием может производиться невольно и неосознанно с тем же успехом, что и осознанно, хотя, конечно, целенаправленное самопредъявление иногда может быть совершенно неотразимым.

Достаточно вспомнить свой восторг по поводу «волшебства» фокусников, которые умеют вытащить у вас из кармана яйцо, которое там никогда не лежало. Но ведь известно, что огромная доля мастерства фокусника - умение управлять вниманием аудитории: вовремя отвлекать, вовремя направлять его, куда следует.

Наверное, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат дает его самоподача. Причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления. Самоподача есть средство управления вниманием других, но не его цель. Ведь не является же целью просто привлечь внимание к ресницам или к румянцу - это только средства для создания желаемого цельного образа. Обычно при взаимодействии человек вольно или невольно ожидает, что тот или иной акцент, который он ставит в самоподаче, вызовет не только и не столько внимание к себе, сколько приведет к раскрытию многих других параметров, необходимых для завершенного образа. Так, увидев на лацкане пиджака собеседника значок «Мастер спорта» (акцент самоподачи), мы склонны приписывать владельцу значка свойства, которые, по нашему мнению, присущи спортсменам (физическая сила, спокойствие). Если же на лацкане значок «Союз журналистов», то будут приписывать, скорее, свойства, присущие журналистам (общительность, любопытство).

Откуда же мы знаем, какие детали, какие акценты приведут к желаемому впечатлению? Основой для самопредъявления является наше интуитивное знание об основных способах социального восприятия. Это и типичные схемы формирования первого впечатления, и эмоциональное понимание, и закономерности каузальной атрибуции. Самоподача заключается в умении (в большинстве случаев неосознанном) направить восприятие партнера по определенному пути. Либо это навязывание того или иного стереотипного представления, которое должно задать потом специфический «ореол» отношения к нам партнера, окрасить его в нужный нам цвет, либо это управление партнером в тесном межличностном общении, которое приводит к более полному и точному взаимопониманию, либо это сообщение информации, которая должна вызвать атрибуцию тех причин и мотивов, которые кажутся нам соответствующими действительности или просто почему-либо выгодными. Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия. В первом впечатлении и в других ситуациях межгруппового общения - это те знаки, которые связаны с той или иной схемой восприятия; в межличностном общении - это акцентирование определенных моментов в общении, в других ситуациях - «подсвечивание» определенных каузальных схем. Рассмотрим их по очереди.

Самоподача превосходства

Самоподача превосходства, чтобы быть успешной, должна опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства - одежду, манеру речи и поведения. Но поскольку самоподача - это управление вниманием партнера, то очень важно к тому же, чтобы эти крючки при самоподаче были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты, выделены.

Например, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих и увеличивать ошибку только в том случае, если она будет рассматриваться на фоне немодной одежды остальных. Когда все одеты одинаково, то этот фактор не сработает. И среди «своих» необходимо буквально «гнаться за модой», чтобы поддерживать представление о себе на желаемом уровне. Превосходство часто демонстрируется через стоимость, цвет и силуэт одежды. Именно эти параметры и должны быть как-то подчеркнуты, выделены для самоподачи превосходства.

Если же нам необходимо скрыть превосходство, мы должны позаботиться об обратном. Когда молоденькая девушка надевает строгий темно-серый костюм, каждый понимает, что она идет не на танцы, а значит, для нее чрезвычайно важно подчеркнуть свой статус: возможно, она депутат, учительница, руководитель; во всех этих случаях ей надо скрыть молодость, акцентировать некоторую официальность. Эта же девушка на вечеринке будет в модном и современном платье - это уже другая самоподача, в данном случае означает, что «я такая же, как все», - среди гостей на вечеринке все одеты модно и современно, она ничем не выделяется. Когда студент, собираясь на экзамен, одалживает строгий галстук у приятеля, он, скорее всего, стремится чуть-чуть завысить свой статус, т.е. управляя схемой восприятия по превосходству, усилить влияние соответствующих представлений. Если же знаменитый профессор, собираясь на тот же экзамен, надевает джинсы и свитер, он, используя ту же схему, пытается в самоподаче сделать обратное - уменьшить, ослабить ошибку превосходства с тем, чтобы улучшить взаимодействие со студентами.

Самоподача превосходства имеет очень большое значение для профессионалов общения - руководителей, юристов, преподавателей. Они, как правило, знают об этом, но не всегда понимают конкретные пути достижения успеха. Именно поэтому во многих странах мира существуют консультативные фирмы, которые помогают «поставить» нужную самоподачу. Работа консультанта основана на тонком знании того, как в конкретных условиях определенной социальной группы воспринимаются представители других групп и как они «должны» выглядеть, чтобы их деятельность была успешной. В следующих двух примерах из книги Дж.Т. Моллоя «Одежда для успеха» хорошо видно, как это делается.

Одна фирма, специализирующаяся на финансовых расчетах, обратилась с просьбой помочь перспективной сотруднице. Женщина эта блестяще окончила университет и была ведущим налоговым консультантом фирмы. Она прекрасно справлялась с работой до тех пор, пока занималась непосредственно в офисах своей фирмы. Как только она перешла к консультациям в фирмах клиентов, дела резко ухудшились: служащие почти полностью игнорировали ее советы. Автор пишет: «Когда я ее увидел, все стало ясно. Она была миловидной блондинкой ростом 1 м 50 см, весом 42 кг. В свои 26 лет она выглядела на 16. Я решил ее заставить выглядеть строго и серьезно, насколько это было возможно с ее миниатюрной фигурой. На службе она стала носить темный костюм и контрастирующую с ним белую блузку, легкий шелковый шарф и шляпку с полями. Существенным дополнением были очки в темной оправе. Изменение гардероба принесло успех. Теперь клиенты слушали ее с уважением и вниманием, ее советы принимались как руководящие. Сейчас эта женщина занимает более высокое положение в фирме».

Однако не каждой женщине надо для успеха превращаться, перерождаться из лани в барракуду. Второй пример: «Женщина, занимающаяся заключением торговых контрактов. Рослая, крепкого телосложения, она начала свою карьеру на севере страны, после переезда в южные штаты продолжала носить темные костюмы и большой атташе-кейс. Ее дела на Юге стали идти хуже, хотя никаких изменений, кроме географических, как будто не произошло. После консультации она стала носить костюмы светлых тонов и легкие женские сумки. Этого было достаточно, чтобы она стала мягче, "южнее" и респектабельней. В результате она достигла успеха, удовлетворяющего и ее и фирму».

В этих примерах достаточно ясно видно, что самоподача строится не вообще, а в соответствии с конкретными стереотипами, бытующими у определенных групп.

Если показать превосходство одеждой достаточно просто, то акцентирование превосходства в манере поведения сложнее. Признаком превосходства здесь является независимость, за которой скрываются те или иные нарушения норм общения. Например, вызывающее поведение молодежи служит именно тому, чтобы подчеркнуть манерой поведения превосходство. Кто не слышал в общественных местах преувеличенно громкий смех молодых компаний, подчеркнутое употребление либо непонятных, либо нецензурных слов. Это ведь способ самоподачи - только через независимость в поведении (в данном случае - в речи). Разумеется, такое поведение - признак низкой культуры в общении, и его следует преодолеть в процессе воспитания и самовоспитания.

Самоподача привлекательности

Привлекательность тоже является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого.

Знаками привлекательности могут являться затраты человека на свой внешний вид, та работа, которую приходится выполнять для создания определенного внешнего облика. Уточним, какая именно работа необходима для создания своего образа. Может, это работа по добыванию модного платья, усилия по созданию современной прически. Наверное, каждый интуитивно понимает, что отдельные элементы его облика (одежда, прическа) сами по себе не сильно «играют» в смысле привлекательности. Скажем, модная одежда сама по себе, вопреки распространенному мнению, чаще «работает» не на привлекательность, а на демонстрацию превосходства. Но если эта модная одежда идет нам, т.е. нами затрачено время на подбор одежды не только по критерию моды, но и по критерию соответствия одежды нашим данным, то мы наверняка будем выглядеть более привлекательно.

Итак, правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательнее, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие со своими внешними данными.

Часто, стоя перед зеркалом, мы не подозреваем о том, что не только приводим себя в порядок, но и усиливаем ошибку по фактору привлекательности: все это - самоподача, ведь чем больше мы понравимся, тем лучше по всем параметрам мы будем оцениваться. Конечно, не надо думать, что самоподача привлекательности всегда увеличивает ее оценку. Бывают ситуации, когда самоподача служит другому - снижению ошибки. Когда красивая женщина «не очень следит за собой» - чуть реже причесывается, не уделяет особого внимания тому, что носят - это тоже не что иное, как самоподача, в данном случае это попытка снизить ошибку привлекательности.

По наблюдениям социологов, красивым женщинам гораздо труднее построить прочную счастливую семейную жизнь, чем менее красивым. Связано это с ошибкой привлекательности, которая в некоторых случаях так велика, что приводит к явной переоценке женщины по всем параметрам - уму, хозяйственности и т.п., что нередко не подтверждается в браке, и разочарованные мужчины склонны винить супругу в том, что она «испортилась». А это всего лишь недоучет самоподачи и влияния ошибки привлекательности. Поэтому снижение этой ошибки при общении с будущим мужем - очень важная задача. Да и в гораздо более простых ситуациях полезно уметь уменьшать действие ошибки. Масса ситуаций требует этого: прием гостей - «хозяйка не должна быть красивее гостей», чужая свадьба - «невеста должна всех затмить красотой», сдача экзамена женщине-преподавателю - зачем ее отвлекать? Во всех этих случаях самоподача привлекательности тоже производится, но только «наоборот» - меньше затрат, меньше внимания к себе и т. п.

Самоподача отношения

Самоподача превосходства и привлекательности по важности и «частоте употребления» значительно проигрывает самоподаче отношения. Ведь действительно всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему - чаще хорошее, но иногда и плохое. И конечно, недоучет самоподачи отношения к нам сильно сказывается на эффективности общения.

С детства ребенка учат вежливости, обходительности, предупредительности (волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста», «поздоровайся с тетей», «не смотри в пол») - все это азы самоподачи. Ему очень рано объясняют, что отношение к человеку зависит от этих волшебных слов и выполнения этих предписаний. И поэтому, если относительно самоподачи превосходства или привлекательности можно подозревать их неосознанность, «подспудность» и, следовательно, невольное их использование, то самоподача отношения, безусловно, происходит гораздо более осознанно. Наверное, мало найдется людей, которые вполне отчетливо не осознавали бы, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника не располагает окружающих к ним, в то время как улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт.

Но и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Что такое «открытый взгляд»? Как нужно смотреть, чтобы получился как раз такой взгляд, а не какой-нибудь другой, ведь от взгляда очень многое зависит?

Действительно, обычно прямой взгляд интерпретируется как выражение хороших чувств. Но есть одно существенное исключение. Если кто-то смотрит на нас прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой «вызывающий» взгляд часто интерпретируется скорее как знак враждебности, нежели дружелюбия. В одном очень остроумном исследовании проверялся «эффект» такого взгляда. Когда водители автомобилей стояли перед перекрестком и ожидали зеленого сигнала светофора, они «получали» пристальный взгляд от другого шофера, стоявшего рядом, или от пешехода, либо вообще на них никто не смотрел. Затем была измерена скорость, с которой они двигались с места и пересекали перекресток. Результаты оказались такими:

Отсюда следует, что пристальный взгляд вызывает реакцию избегания: шоферы (и мужчины, и женщины), на которых «так» смотрели, пересекали перекресток значительно быстрее, чем те, которых никто не пугал.

Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные мы хорошо знаем по приемам, используемым подхалимами. Если проанализировать подобные приемы, то мы увидим, что главное в них - это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать («приятно спорил»).

Безусловно, негативное отношение к подхалиму и его средствам было бы неверно переносить на самоподачу отношения. Часто такие же приемы мы используем во многих ситуациях обыденного общения. Например, мы знакомимся с новым человеком. Наиболее хорошая тактика - найти общую тему для разговора. Причем важно найти именно такую тему, где точки зрения заведомо совпадают (ведь в некоторых отношениях мы все в одной группе). Может, поэтому так характерен для начала общения разговор о погоде.

Арсенал невербальных средств разнообразен: показать отношение можно и кивком головы и «взглядом прямым, открытым и честным с легкой улыбкой на губах (отнюдь не заискивающей, а простодушной)». Но, пожалуй, наиболее важны среди невербальных знаков отношения такие, как поза, расположение тела по отношению к собеседнику. Понятно, что если мы повернулись к собеседнику лицом - одно отношение, а спиной - другое. Очень хорошо это видно у детей: если ребенок любит взрослого, он старается быть как можно ближе к нему, а если не любит - убегает или прячется. И если у взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают всегда, когда они обижены - отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья. И все это - знаки определенного отношения. Однако очень важно еще, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу, так как это противоречие весьма информативно, оно «изобличает» заведомо ложную, осознанно неправдивую самоподачу, выявление которой приводит к отрицательной оценке человека.

Это очень ярко проявляется в результатах исследований, посвященных тем внешним поведенческим характеристикам, которые связаны с ситуациями симуляций, обманов и т.п. В таких работах показано, что человек, говорящий неправду, старается это скрыть и поэтому выглядит неестественно - то, что он говорит, воспринимается как менее спонтанная, более подготовленная речь. Одновременно говорящий демонстрирует больше равнодушия к содержанию. Данный комплекс часто и используется для распознавания лжи. Совпадение вербальных и невербальных средств, наоборот, усиливает доверие к человеку.

Однако здесь мы уже ближе к самоподаче эмоционального состояния в общении.

Самоподача актуального состояния

Все те особенности проявления актуального состояния человека в его внешнем облике и поведении, которые мы обсуждали ранее, могут быть также использованы в самоподаче. Когда мы смотрим фильм или спектакль и нам не нравится игра актера, мы можем охарактеризовать ее так: «что-то он здесь переигрывает, пережимает». Что это значит? Если вдуматься, то это значит, что, играя то или иное состояние (а значит, производя осознанную самоподачу), актер перестарался - переполнил внешний рисунок роли знаками своего волнения, того или иного переживания.

И мы, глядя на это, не находим, что он адекватно передает то, что с ним происходит. С неопытными актерами часто происходит обратное - они явно «недоигрывают», или, как говорят профессионалы, сказывается «зажим», состоящий в том, что внешние знаки переживания актера просто не видны, и тогда вообще неясно, что же происходит с его героем.

Примерно то же мы часто видим в собственном общении. Иногда, желая, чтобы собеседник лучше нас понял, проникся нашими переживаниями, мы «педалируем», подчеркиваем какие-то внешние признаки взволнованности, удрученности и т.д. Это может происходить и ненамеренно, однако это не что иное, как самоподача, и мы рассчитываем, что наши партнеры адекватно поймут наше поведение. Иногда бывает как бы отрицательная самоподача - человек по тем или иным причинам старается скрыть, что с ним происходит, не показать внешне своих чувств. Существует даже расхожее мнение, будто умение скрывать свои чувства очень полезно в жизни. Однако трудно не согласиться с тем, что в реальном общении это только затрудняет понимание другими наших проблем и в общем не способствует успешному взаимопониманию. Когда человек действительно заинтересован в партнере и его понимании, то он должен всячески избавляться от такой отрицательной самоподачи, а попросту говоря, вести себя раскованно и более непринужденно.

Таким образом, самоподача актуального состояния - очень существенный компонент общения, вниманием к которому вряд ли стоит пренебрегать.

Самоподача причин поведения

Нет сомнения в том, что в общении постоянно используется и самоподача, «целью» которой является организация понимания причин своего поведения партнером в нужном для нас направлении. Большое количество таких часто употребляемых оборотов, как «я не виноват, что...», «обстоятельства так сложились, что...», «я был вынужден...», «тогда все так делали» и т.д. и т.п., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.

Однако существуют и гораздо более сложные способы самоподачи причин поведения. Кто не встречал людей, у которых всегда все плохо, которым во всем не везет и которых просто преследуют разнообразные жизненные затруднения, но, главное, которые очень любят об этом рассказывать. Такая «долговременная» самоподача приводит к тому, что при необходимости проинтерпретировать поведение такого человека в той или иной ситуации окружающие в первую очередь вспомнят об этих и других обстоятельствах и припишут причину им, а не личным качествам человека. С другой стороны, самоподача «мне всегда везет» приводит обычно к личностной атрибуции поступков «счастливчика». Вероятно, не имеет большого смысла подробно описывать все такие способы самоподачи, важно просто еще раз подчеркнуть их влияние на понимание нас нашими партнерами. И стоит задуматься над тем, почему все считают, что именно вы виноваты во всех своих неудачах, а такой же как вы Василий Иванович всегда оказывается несчастной жертвой обстоятельств - в этом, видимо, проявляется не только несправедливость общего мнения, но и наши собственные усилия.

Представления о самоподаче будут неполными, если не рассмотреть ее этических аспектов. В распространенных обыденных выражениях типа «пускать пыль в глаза», «вешать лапшу на уши» слышится явно отрицательное, негативное отношение к тем действиям, с помощью которых «пускают пыль в глаза», да и к людям, которые это делают. Иными словами, в житейском представлении бытует не особенно уважительное отношение к самоподаче. Конечно, не всегда, но часто житейские представления связывают ее не с лучшими качествами людей.

Такая позиция по отношению к самоподаче объясняется тем, что в общем мнении она неоправданно тесно связана с представлением об осознанности действий. Считают, что самоподача всегда сознательна и, более того, всегда направлена на то, чтобы ввести партнера в заблуждение. Однако ни первое - обязательное осознание самоподачи, ни второе - то, что она всегда вводит в заблуждение, - не соответствуют действительности.

Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся. Если два приятеля собираются на важный разговор к начальству и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и галстук, чтобы выглядеть «соответственно», а другой презирает такое «подлаживание под ситуацию» и поэтому идет в джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый «подает» официальность, уважение, статус, респектабельность, другой «предъявляет» независимость, наивность, самостоятельность. Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. А значит, она в любой момент может послужить источником ошибок при восприятии другого. При таком понимании проблемы важнее не столько фиксироваться на негативных эмоциональных ассоциациях, связанных с самоподачей, сколько, осознав ее обязательное присутствие в общении, понять ее закономерности, средства и методы с тем, чтобы учитывать возможное влияние.

Например, многие исследования показывают, что одной из причин ранних разводов является разочарование супругов друг в друге после некоторого периода совместной жизни, когда они обнаруживают, что те качества, которые они предполагали в партнере, на самом деле отсутствуют. Понятно, что это во многом связано с самоподачей. В период добрачного общения влюбленные осознанно или, что чаще, неосознанно пытаются показать себя с лучшей стороны, склонны некритически относиться друг к другу, не учитывают ошибки социальной перцепции и поэтому видят в любимом скорее то, что им хочется, чем то, что есть на самом деле.

В нашем обществе люди чаще всего вступают в брак с романтическим туманом в голове; обычно они не обращают внимания на черты характера, потребности и цели своего избранника (избранницы). Они вступают в брак с образом, а не личностью. Образ этот частью составлен из их собственных желаний и фантазий (больше всего это похоже на интерпретацию пятен Роршаха), а частью получается в результате сознательной или неосознанной игры партнера. Человек может изображать себя перед другим иным - такой личностью, какую, на его взгляд, можно принять и полюбить, однако очень редко это - настоящий образ личности. А семейная жизнь выявляет точки несовпадения ожидаемого и действительного, и происходят изменения в отношениях.

Конечно, умелая самоподача важна не только для счастливого брака. Она очень значима и во многих профессиях - врача, педагога, следователя, адвоката, руководителя и т.д. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Поэтому недоучет ее влияния является непростительной ошибкой.

Юлия Сергеевна Крижанская, кандидат психологических наук, генеральный директор Независимого аналитического центра (Санкт-Петербург).

Вы удивитесь, узнав, сколько амбициозных и талантливых людей терпят крах при приеме на работу или на важной деловой встрече, просто не сумев правильно преподнести себя. В то же время люди без должного опыта и багажа знаний, но с правильно подвешенным языком легко получают работу и заключают контракты. Важно уметь убеждать окружающих людей в том, что Вы действительно заслуживаете высокой оценки.

Как одеться, чтобы произвести хорошее впечатление

Широко известен факт, что люди встречают по одежке. Согласно данным исследования рекрутинговой компании в сотрудничестве с известными имидж-дизайнерами и стилистами, двое из пяти работодателей (это около 38 %) отказывают претенденту в приеме на работу по причине его внешнего вида.

Первое приятное впечатление (стиль одежды, манера речи, особенности невербальной коммуникации) - одно из главнейших условий правильного преподнесения себя. Универсальный вариант одежды на деловой встрече - это костюм и минимум аксессуаров. Более того, чем солиднее и серьезнее люди, с которыми Вы ведете переговоры, тем строже должен быть ваш наряд.

Самое главное - одежда должна быть чистой и тщательно выглаженной. Мужчинам перед встречей желательно побриться - даже однодневная щетина может испортить первое впечатление. Женщинам нужно внимательно отнестись к своему макияжу и не переборщить с косметикой. Ароматы также немаловажны - чесночный запах, запах алкогольного или сигаретного перегара вызовут отталкивающий эффект, даже если они будут «замаскированы» дорогими духами.

Как себя вести на невербальном уровне

Как себя правильно подать - вопрос, подразумевающий много индивидуальных нюансов. В первую очередь, не нужно открыто нервничать и суетиться. Чтобы выглядеть спокойным, постарайтесь расслабиться, принять удобную естественную позу. Лезть с ногами на диван и разваливаться на стуле, конечно, не стоит, но и человек, сидящий, «будто кол проглотил», тоже не располагает к комфортному общению. Сядьте так, как будто Вы настроены на долгую и приятную беседу. Не скрещивайте руки или ноги - это подсознательно настроит Вашего собеседника на отторжение. Не следует класть руки на стол - этот жест означает просьбу о помощи.

Вообще, использование языка жестов в разговоре может серьезно повлиять на ход встречи. Главное - правильно использовать эти жесты. Например, говоря несколько лестных слов в адрес собеседника, кивните головой в подтверждение. Искренняя улыбка и паузы в ключевых, на Ваших взгляд, местах разговора сыграют важную роль. Пытаться блеснуть остроумием не стоит - высока вероятность остаться непонятым. Жевать, курить тоже нежелательно, даже если Вам из вежливости была предложена сигарета.

Как говорить, чтобы правильно себя подать

Если это собеседование, то Вас наверняка ждут вопросы с подковыркой: о предыдущем месте работы и причинах ухода оттуда, о том, чего Вы ожидаете на новом месте, каким видите развитие компании. Отвечать нужно кратко, информативно, без негатива. Если зададут вопрос о Ваших недостатках, отвечайте, что они, конечно, есть, но на работу никак не повлияют.

Если Вас попросят рассказать о себе, лучше не пускаться в долгие разговоры про свою биографию. Осветите только моменты, связанные с опытом работы и перечислите свои профессиональные навыки и достижения. Это лишний раз подтвердит Ваши деловые качества. Можно обойтись минимумом личной информации. Работодатель спрашивает об этом, когда есть перспективы командировок или частных переработок.

Подведем итоги. Как правильно подать себя на встрече:

  1. Не опаздывайте - лучше Вы подождете 10 минут, чем человек, на которого Вы хотите произвести благоприятное впечатление, будет ждать Вас полминуты.
  2. Не показывайте своего волнения, держитесь естественно, но прямо и ровно. Будьте уверены в своих силах, заранее подготовьтесь к различным вариантам прохождения встречи.
  3. Тщательно подбирайте и продумывайте слова, не бубните, не торопитесь. Чистый, ровный голос - это признак уверенности в себе.
  4. В то же время учитесь слушать и задавать конкретные профессиональные вопросы (лучше их подготовить заранее).

Прощаясь с собеседником, поблагодарите его за возможность встретиться с ним вне зависимости от результата разговора. Искренняя улыбка, немного легкого хорошего юмора напоследок не помешают деловой беседе, а наоборот, подтвердят впечатление, что Вы профессионал и уверенный в себе человек.

Многие задаются вопросом о том, как же найти свое место в современном обществе. Люди в первую очередь воспринимают мир глазами: если место некрасиво, человек отворачивается и проходит мимо, если кто-то не нравится внешне, его отвергают, даже не заглядывая за занавес его души. Поэтому, кроме развития качеств душевных, не мешает также озаботиться внешней составляющей своего образа. Ведь даже при наличии хорошего образования, неплохих рекомендаций и опыта работы, при приеме на определенную работу могут отказать, если собеседуемый явился на интервью с грязной головой и в двухнедельной майке, купленной в переходе метро. Именно внешний облик помогает нам оценивать социальный и материальный статус собеседника, а также распознавать его отношение к окружающим.

– ее облик. В нашем обществе принятно, что женщина занимается не только карьерой, но и домом, а также собой, и уход за собой является ее минимальным обязательством. Разве может женщина, не умеющая следить за собой, управиться с настоящей работой? Такой вопрос нередко появляется в людском подсознании.
Разумеется, внешний облик зависит не только от выбираемой одежды. Он складывается из умения вести диалог и подавать себя с наиболее выгодной стороны в разных компаниях. Важно не только чувство вкуса, но и чувство меры, проявляемое во внутренней утонченности, этикете, а также желание развиваться.

Первое правило , которое нужно запомнить и неустанно применять, – это опрятность. Опрятность должна быть во всем, начиная с волос и заканчивая обувью. Одежда не должна быть дорогой, чтобы быть девушке к лицу, но она уж точно должна быть опрятной, чтобы производить должное впечатление на окружающих.
Второе правило – уместность. Попытки выделиться из толпы не всегда могут быть на руку, например, на спортивных соревнованиях нечего делать в нежном платье и на каблуках.
Третье правило , касающееся непосредственно гардероба, – это выработка своего стиля, а не слепое следование модным тенденциям. Следование моде может быть разорительным, но хуже того, оно может выглядеть просто смешным в глазах людей разбирающихся.
Четвертое правило – уверенность в себе – уже больше подходит в раздел психологии. Хорошее впечатление на других можно произвести, держась с ними на одном уровне. А сделать это можно только будучи уверенной в своих силах, зная себе цену. Не стоит опускать глаза и увиливать, также как не стоит бегать за людьми, которые вас не ценят. Оставаться верной своим принципам, опираясь на чувство собственной гордости, вот главный залог уверенности в себе.
Наконец, пятое правило подачи себя в обществе – честность. Ложь влечет за собой лишь большую ложь и имеет свойство вскрываться в самый неподходящий момент. Так что, если нет возможности сказать правду, уж лучше просто промолчать. И отношения с людьми станут гораздо проще.

Презентовать себя в обществе гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Главное для женщины – это верность себе и своим идеалам, внутренняя утонченность и уверенность в собственных силах. Но продуманный облик, аккуратно подобранный гардероб и выработанное чувство стиля еще никому никогда не вредили.