Как правильно себя подать в обществе. Программируйте хорошее впечатление

Очень полезно уметь в нужной ситуации одни свои качества красиво подчеркнуть, а другие — красиво затушевать. Из этого можно извлечь немало выгод…

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ — это представление собственной личности на строгий суд других личностей, формирование впечатления о себе.
Хорошо уметь управлять этим процессом — значит иметь возможность подобрать пароль к любому сердцу, пройти в любую дверцу, даже если на ней висит амбарный замочище.
Как в зависимости от ситуации блеснуть умом, то замудрить, то глуповато-наивно увернуться от разговора, то по-деловому разрешить все вопросы или показать свою беспечность?..

ЗАЧЕМ НАМ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ?
Мы представляем, подаем, презентуем себя, желая получить от других людей нужные ресурсы: уважение, признание или жалость; деньги и подарки, информацию или связи… Жизнь — штука сложная, куда интереснее, чем шахматы или пасьянс.
Правильно презентовать себя — значит возглавить ситуацию, понравиться человеку любого пола, легко устроиться на работу или стать лучшим другом ректора.

ШАГ ПЕРВЫЙ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАЧЕСТВ
Ты можешь успешно подать себя, если научишься привлекать к себе внимание.
Многое зависит и от того, каким ты хочешь, чтоб тебя видели окружающие. Этот образ — и есть та цель, к которой надо идти.
Чтоб подойти к «идеальному» представлению о себе как можно ближе, необходимо начать с того, что есть, и заняться совершенствованием себя любимого.
Обрати внимание на то, чего тебе не хватает. Постарайся это сделать объективно, положа руку на сердце. Здесь здоровая самокритика и объективная самооценка просто необходимы. Развивать нужные качества и способности, конечно, обязательно, но на это могут уйти годы.
Поэтому акцентируй внимание на том лучшем, что уже имеется.
Итак, совершенствуемся!

ШАГ ВТОРОЙ: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДОСТОИНСТВ
Первое впечатление о человеке — чаще всего визуальное. То, каким тебя увидят в первый момент, очень важно. Хотя бы потому, что добрая половина человечества убеждена, что «первое впечатление — самое верное». Поэтому главное — не ударить лицом в грязь с самого начала.
Помни простой закон: внешнее отражает внутреннее. Гармония внутри тебя сразу покажет себя вовне и даже отобразится на твоем внешнем виде. Говорю честно: необходимо ее поискать (может быть, для этого придется решить некоторые внутренние конфликты). Взгляд, мимика, жесты, походка — все изменится. А еще добавь обаятельную улыбку и благородный блеск спокойствия во взоре — и успех тебе обеспечен!
И не думай, что понравиться людям можно, лишь обладая внешностью голливудской звезды и соответствуя некому стандарту красоты, принятому в обществе. Скорее наоборот: нужна «изюминка», что-то сильно отличающее тебя от других, привлекающее, загадочное. Шаблоны ведут к стереотипам, а тебе необходимо запомниться! Кстати, те же голливудские звезды сами доказали это, всемирно прославив как свои достоинства, так и недостатки внешности и фигуры. Карликовый рост Дени Де Вито или лошадиная улыбка Джулии Робертс воспринимаются как милая индивидуальность, тот же «изюм».

ШАГ ТРЕТИЙ: КОММУНИКАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ
Теперь прокладываем «коммуникации», которые соединят нас с другими людьми. Переходим к процессу общения, где предполагается не только обмен информацией во всех ее видах и подвидах, а еще и эмоциями, настроением… Выразительная речь, уверенность, открытость, искренность — это те качества, которые помогут каждому оставить о себе хорошее впечатление.
Если хочешь, чтобы народ к тебе потянулся…
Правильно, как говорится, лицо — попроще, никакой надменности и ехидства. Но и не допускай заискивания и подобострастного лебезения. А главное, научись внимательно смотреть на человека, однако совсем не стоит пристально выпячивать на него стебельковые глазуньи!!!
Постарайся отметить для себя его недостатки (так, к сведению), но обрати пристальное внимание на то, что в нем есть ХОРОШЕГО, вызывающего восхищение, уважение или симпатию. Тут же вырази все возникшие у тебя позитивные эмоции по этому поводу. И результат не заставит
себя ждать: увидишь, как человек начнет раскрываться тебе навстречу! Главное в этом деле не переборщить. Черта между восхищением и откровенной лестью очень тонкая!

УЧТЕМ НЮАНСЫ

РУКИ — В БРЮКИ?
Не знаешь, куда девать руки во время разговора? Согласись, что человеку они нужны, и не стесняйся их присутствия. Пусть спокойно лежат на подлокотниках кресла или на твоих коленях.
Выражая эмоции, мы часто жестикулируем. Важно, чтоб это было красиво и естественно — соблюдай дистанцию и не размахивай руками перед носом окружающих, напоминая ветряную мельницу.
Старайся не держать руки в карманах, не поправлять что-нибудь суетливо в своей одежде или прическе, не смотреть часто на часы, не вертеть постоянно в руках всевозможные мелкие предметы. Достоинство в каждом движении говорит о правильной самооценке человека.

РИСУЕМ ВЗГЛЯДОМ ТРЕУГОЛЬНИК
Для многих в общении проблема заключается не только в том, куда деть руки, но и куда воткнуть взгляд.
В официальном общении поможет «деловой треугольник». Переводи взгляд по лицу собеседника из точки в точку: глаз, другой глаз, нос или губы и опять глаз, глаз, нос и т. д.
Для неформального общения подойдет «дружеский треугольник». Это более широкая зона охвата взором: глаз, глаз, пуговица на груди.

ВНИМАНИЕ!
В разных ситуациях мы выбираем для себя ту или иную роль. Но немаловажно суметь сыграть ее удачно. Желание показаться другим и как-то выделиться надо соизмерять с возможностями.
И еще… Надежнее всего всегда оставаться самим собой.
Чтобы лучше осознать, как человек к тебе относится, научись понимать других людей не только по тому, что они говорят, но и «читая между строк».

А что ты думаешь об этом?


Уметь подать себя - это целое искусство, но которым можно овладеть.. Ува, сейчас в современном мире.. этим искусством надо владеть.. т.к многое зависит - как ты себя подашь.. от того зависит - как ты будешь успешен в своей отрасли.. самое главное - подать себя- какой ты есть на самом деле.. а не очередную маску.. Т.е то, что ты умеешь - совершенствуй.. будь в этом СУПЕР!! Если ты любишь заключать сделки - совершенствуй.. свою коммуникабельность.. и через какое-то время.. у тебя появится шанс в чем-то реализовать себя.. может ты понадобишься какому-то человеку.. вот такой.. улыбчивый, коммуникабельный, деловой человек.. Если ты романтическая натура - не спеши за модой.. будь такой какая ты есть - и вдруг на твоем пути.. появляется.. этот человек.. и он полюбит такую какая ты есть - романтическая девушка, которая любит ходить в театры, слушать симфонии..
Т.е самопрезентация - подача своих достоинств.. своих умений.. своих способностей..чтоб быть в гармонии с собой.. и в твоем окружении появятся люди.. кому интересна будет твоя личность..


В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Дело в том, что партнер, с которым мы общаемся, это не пассивный объект восприятия, а живой человек, имеющий свои цели, свое представление о характере взаимодействия, и главное - способный решительным образом повлиять на то, как мы его увидим. Именно эта способность «вмешательства» живого объекта восприятия в процесс формирования своего образа у собеседника и называется самоподачей. По существу самоподача, самопредъявление состоит в управлении вниманием партнера.

Ведь действительно, когда мы смотрим, например, на дерево, то наше внимание зависит в общем и целом от нас: если у нас плохое настроение, мы обращаем внимание на уродливые наросты на стволе, а если хорошее - то на зеленую листву. И дерево не в состоянии само управлять нашим вниманием - оно не может «прикрыть» некрасивое место ветвями, не может успокаивающе пошелестеть листьями. Разве что птица, севшая на ветку и запевшая свою песню, может нас привлечь, но тут нет заслуги дерева. Когда мы воспринимаем человека, все иначе. Каждый может управлять вниманием партнера - надеть яркую одежду, какие-то части тела открыть для обозрения, а какие-то закрыть, что-то в своем поведении подчеркивать, а что-то затенять и таким образом создавать как бы иерархию признаков своего образа - «вот на это обратите внимание в первую очередь, а вот потом на это, а теперь посмотрите сюда...». И конечно, для этого не только не нужно знать психологию, теорию внимания, для этого не обязательно даже понимать, осознавать, что делаешь. Управление вниманием может производиться невольно и неосознанно с тем же успехом, что и осознанно, хотя, конечно, целенаправленное самопредъявление иногда может быть совершенно неотразимым.

Достаточно вспомнить свой восторг по поводу «волшебства» фокусников, которые умеют вытащить у вас из кармана яйцо, которое там никогда не лежало. Но ведь известно, что огромная доля мастерства фокусника - умение управлять вниманием аудитории: вовремя отвлекать, вовремя направлять его, куда следует.

Наверное, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат дает его самоподача. Причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления. Самоподача есть средство управления вниманием других, но не его цель. Ведь не является же целью просто привлечь внимание к ресницам или к румянцу - это только средства для создания желаемого цельного образа. Обычно при взаимодействии человек вольно или невольно ожидает, что тот или иной акцент, который он ставит в самоподаче, вызовет не только и не столько внимание к себе, сколько приведет к раскрытию многих других параметров, необходимых для завершенного образа. Так, увидев на лацкане пиджака собеседника значок «Мастер спорта» (акцент самоподачи), мы склонны приписывать владельцу значка свойства, которые, по нашему мнению, присущи спортсменам (физическая сила, спокойствие). Если же на лацкане значок «Союз журналистов», то будут приписывать, скорее, свойства, присущие журналистам (общительность, любопытство).

Откуда же мы знаем, какие детали, какие акценты приведут к желаемому впечатлению? Основой для самопредъявления является наше интуитивное знание об основных способах социального восприятия. Это и типичные схемы формирования первого впечатления, и эмоциональное понимание, и закономерности каузальной атрибуции. Самоподача заключается в умении (в большинстве случаев неосознанном) направить восприятие партнера по определенному пути. Либо это навязывание того или иного стереотипного представления, которое должно задать потом специфический «ореол» отношения к нам партнера, окрасить его в нужный нам цвет, либо это управление партнером в тесном межличностном общении, которое приводит к более полному и точному взаимопониманию, либо это сообщение информации, которая должна вызвать атрибуцию тех причин и мотивов, которые кажутся нам соответствующими действительности или просто почему-либо выгодными. Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия. В первом впечатлении и в других ситуациях межгруппового общения - это те знаки, которые связаны с той или иной схемой восприятия; в межличностном общении - это акцентирование определенных моментов в общении, в других ситуациях - «подсвечивание» определенных каузальных схем. Рассмотрим их по очереди.

Самоподача превосходства

Самоподача превосходства, чтобы быть успешной, должна опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства - одежду, манеру речи и поведения. Но поскольку самоподача - это управление вниманием партнера, то очень важно к тому же, чтобы эти крючки при самоподаче были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты, выделены.

Например, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих и увеличивать ошибку только в том случае, если она будет рассматриваться на фоне немодной одежды остальных. Когда все одеты одинаково, то этот фактор не сработает. И среди «своих» необходимо буквально «гнаться за модой», чтобы поддерживать представление о себе на желаемом уровне. Превосходство часто демонстрируется через стоимость, цвет и силуэт одежды. Именно эти параметры и должны быть как-то подчеркнуты, выделены для самоподачи превосходства.

Если же нам необходимо скрыть превосходство, мы должны позаботиться об обратном. Когда молоденькая девушка надевает строгий темно-серый костюм, каждый понимает, что она идет не на танцы, а значит, для нее чрезвычайно важно подчеркнуть свой статус: возможно, она депутат, учительница, руководитель; во всех этих случаях ей надо скрыть молодость, акцентировать некоторую официальность. Эта же девушка на вечеринке будет в модном и современном платье - это уже другая самоподача, в данном случае означает, что «я такая же, как все», - среди гостей на вечеринке все одеты модно и современно, она ничем не выделяется. Когда студент, собираясь на экзамен, одалживает строгий галстук у приятеля, он, скорее всего, стремится чуть-чуть завысить свой статус, т.е. управляя схемой восприятия по превосходству, усилить влияние соответствующих представлений. Если же знаменитый профессор, собираясь на тот же экзамен, надевает джинсы и свитер, он, используя ту же схему, пытается в самоподаче сделать обратное - уменьшить, ослабить ошибку превосходства с тем, чтобы улучшить взаимодействие со студентами.

Самоподача превосходства имеет очень большое значение для профессионалов общения - руководителей, юристов, преподавателей. Они, как правило, знают об этом, но не всегда понимают конкретные пути достижения успеха. Именно поэтому во многих странах мира существуют консультативные фирмы, которые помогают «поставить» нужную самоподачу. Работа консультанта основана на тонком знании того, как в конкретных условиях определенной социальной группы воспринимаются представители других групп и как они «должны» выглядеть, чтобы их деятельность была успешной. В следующих двух примерах из книги Дж.Т. Моллоя «Одежда для успеха» хорошо видно, как это делается.

Одна фирма, специализирующаяся на финансовых расчетах, обратилась с просьбой помочь перспективной сотруднице. Женщина эта блестяще окончила университет и была ведущим налоговым консультантом фирмы. Она прекрасно справлялась с работой до тех пор, пока занималась непосредственно в офисах своей фирмы. Как только она перешла к консультациям в фирмах клиентов, дела резко ухудшились: служащие почти полностью игнорировали ее советы. Автор пишет: «Когда я ее увидел, все стало ясно. Она была миловидной блондинкой ростом 1 м 50 см, весом 42 кг. В свои 26 лет она выглядела на 16. Я решил ее заставить выглядеть строго и серьезно, насколько это было возможно с ее миниатюрной фигурой. На службе она стала носить темный костюм и контрастирующую с ним белую блузку, легкий шелковый шарф и шляпку с полями. Существенным дополнением были очки в темной оправе. Изменение гардероба принесло успех. Теперь клиенты слушали ее с уважением и вниманием, ее советы принимались как руководящие. Сейчас эта женщина занимает более высокое положение в фирме».

Однако не каждой женщине надо для успеха превращаться, перерождаться из лани в барракуду. Второй пример: «Женщина, занимающаяся заключением торговых контрактов. Рослая, крепкого телосложения, она начала свою карьеру на севере страны, после переезда в южные штаты продолжала носить темные костюмы и большой атташе-кейс. Ее дела на Юге стали идти хуже, хотя никаких изменений, кроме географических, как будто не произошло. После консультации она стала носить костюмы светлых тонов и легкие женские сумки. Этого было достаточно, чтобы она стала мягче, "южнее" и респектабельней. В результате она достигла успеха, удовлетворяющего и ее и фирму».

В этих примерах достаточно ясно видно, что самоподача строится не вообще, а в соответствии с конкретными стереотипами, бытующими у определенных групп.

Если показать превосходство одеждой достаточно просто, то акцентирование превосходства в манере поведения сложнее. Признаком превосходства здесь является независимость, за которой скрываются те или иные нарушения норм общения. Например, вызывающее поведение молодежи служит именно тому, чтобы подчеркнуть манерой поведения превосходство. Кто не слышал в общественных местах преувеличенно громкий смех молодых компаний, подчеркнутое употребление либо непонятных, либо нецензурных слов. Это ведь способ самоподачи - только через независимость в поведении (в данном случае - в речи). Разумеется, такое поведение - признак низкой культуры в общении, и его следует преодолеть в процессе воспитания и самовоспитания.

Самоподача привлекательности

Привлекательность тоже является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого.

Знаками привлекательности могут являться затраты человека на свой внешний вид, та работа, которую приходится выполнять для создания определенного внешнего облика. Уточним, какая именно работа необходима для создания своего образа. Может, это работа по добыванию модного платья, усилия по созданию современной прически. Наверное, каждый интуитивно понимает, что отдельные элементы его облика (одежда, прическа) сами по себе не сильно «играют» в смысле привлекательности. Скажем, модная одежда сама по себе, вопреки распространенному мнению, чаще «работает» не на привлекательность, а на демонстрацию превосходства. Но если эта модная одежда идет нам, т.е. нами затрачено время на подбор одежды не только по критерию моды, но и по критерию соответствия одежды нашим данным, то мы наверняка будем выглядеть более привлекательно.

Итак, правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательнее, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие со своими внешними данными.

Часто, стоя перед зеркалом, мы не подозреваем о том, что не только приводим себя в порядок, но и усиливаем ошибку по фактору привлекательности: все это - самоподача, ведь чем больше мы понравимся, тем лучше по всем параметрам мы будем оцениваться. Конечно, не надо думать, что самоподача привлекательности всегда увеличивает ее оценку. Бывают ситуации, когда самоподача служит другому - снижению ошибки. Когда красивая женщина «не очень следит за собой» - чуть реже причесывается, не уделяет особого внимания тому, что носят - это тоже не что иное, как самоподача, в данном случае это попытка снизить ошибку привлекательности.

По наблюдениям социологов, красивым женщинам гораздо труднее построить прочную счастливую семейную жизнь, чем менее красивым. Связано это с ошибкой привлекательности, которая в некоторых случаях так велика, что приводит к явной переоценке женщины по всем параметрам - уму, хозяйственности и т.п., что нередко не подтверждается в браке, и разочарованные мужчины склонны винить супругу в том, что она «испортилась». А это всего лишь недоучет самоподачи и влияния ошибки привлекательности. Поэтому снижение этой ошибки при общении с будущим мужем - очень важная задача. Да и в гораздо более простых ситуациях полезно уметь уменьшать действие ошибки. Масса ситуаций требует этого: прием гостей - «хозяйка не должна быть красивее гостей», чужая свадьба - «невеста должна всех затмить красотой», сдача экзамена женщине-преподавателю - зачем ее отвлекать? Во всех этих случаях самоподача привлекательности тоже производится, но только «наоборот» - меньше затрат, меньше внимания к себе и т. п.

Самоподача отношения

Самоподача превосходства и привлекательности по важности и «частоте употребления» значительно проигрывает самоподаче отношения. Ведь действительно всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему - чаще хорошее, но иногда и плохое. И конечно, недоучет самоподачи отношения к нам сильно сказывается на эффективности общения.

С детства ребенка учат вежливости, обходительности, предупредительности (волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста», «поздоровайся с тетей», «не смотри в пол») - все это азы самоподачи. Ему очень рано объясняют, что отношение к человеку зависит от этих волшебных слов и выполнения этих предписаний. И поэтому, если относительно самоподачи превосходства или привлекательности можно подозревать их неосознанность, «подспудность» и, следовательно, невольное их использование, то самоподача отношения, безусловно, происходит гораздо более осознанно. Наверное, мало найдется людей, которые вполне отчетливо не осознавали бы, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника не располагает окружающих к ним, в то время как улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт.

Но и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Что такое «открытый взгляд»? Как нужно смотреть, чтобы получился как раз такой взгляд, а не какой-нибудь другой, ведь от взгляда очень многое зависит?

Действительно, обычно прямой взгляд интерпретируется как выражение хороших чувств. Но есть одно существенное исключение. Если кто-то смотрит на нас прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой «вызывающий» взгляд часто интерпретируется скорее как знак враждебности, нежели дружелюбия. В одном очень остроумном исследовании проверялся «эффект» такого взгляда. Когда водители автомобилей стояли перед перекрестком и ожидали зеленого сигнала светофора, они «получали» пристальный взгляд от другого шофера, стоявшего рядом, или от пешехода, либо вообще на них никто не смотрел. Затем была измерена скорость, с которой они двигались с места и пересекали перекресток. Результаты оказались такими:

Отсюда следует, что пристальный взгляд вызывает реакцию избегания: шоферы (и мужчины, и женщины), на которых «так» смотрели, пересекали перекресток значительно быстрее, чем те, которых никто не пугал.

Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные мы хорошо знаем по приемам, используемым подхалимами. Если проанализировать подобные приемы, то мы увидим, что главное в них - это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать («приятно спорил»).

Безусловно, негативное отношение к подхалиму и его средствам было бы неверно переносить на самоподачу отношения. Часто такие же приемы мы используем во многих ситуациях обыденного общения. Например, мы знакомимся с новым человеком. Наиболее хорошая тактика - найти общую тему для разговора. Причем важно найти именно такую тему, где точки зрения заведомо совпадают (ведь в некоторых отношениях мы все в одной группе). Может, поэтому так характерен для начала общения разговор о погоде.

Арсенал невербальных средств разнообразен: показать отношение можно и кивком головы и «взглядом прямым, открытым и честным с легкой улыбкой на губах (отнюдь не заискивающей, а простодушной)». Но, пожалуй, наиболее важны среди невербальных знаков отношения такие, как поза, расположение тела по отношению к собеседнику. Понятно, что если мы повернулись к собеседнику лицом - одно отношение, а спиной - другое. Очень хорошо это видно у детей: если ребенок любит взрослого, он старается быть как можно ближе к нему, а если не любит - убегает или прячется. И если у взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают всегда, когда они обижены - отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья. И все это - знаки определенного отношения. Однако очень важно еще, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу, так как это противоречие весьма информативно, оно «изобличает» заведомо ложную, осознанно неправдивую самоподачу, выявление которой приводит к отрицательной оценке человека.

Это очень ярко проявляется в результатах исследований, посвященных тем внешним поведенческим характеристикам, которые связаны с ситуациями симуляций, обманов и т.п. В таких работах показано, что человек, говорящий неправду, старается это скрыть и поэтому выглядит неестественно - то, что он говорит, воспринимается как менее спонтанная, более подготовленная речь. Одновременно говорящий демонстрирует больше равнодушия к содержанию. Данный комплекс часто и используется для распознавания лжи. Совпадение вербальных и невербальных средств, наоборот, усиливает доверие к человеку.

Однако здесь мы уже ближе к самоподаче эмоционального состояния в общении.

Самоподача актуального состояния

Все те особенности проявления актуального состояния человека в его внешнем облике и поведении, которые мы обсуждали ранее, могут быть также использованы в самоподаче. Когда мы смотрим фильм или спектакль и нам не нравится игра актера, мы можем охарактеризовать ее так: «что-то он здесь переигрывает, пережимает». Что это значит? Если вдуматься, то это значит, что, играя то или иное состояние (а значит, производя осознанную самоподачу), актер перестарался - переполнил внешний рисунок роли знаками своего волнения, того или иного переживания.

И мы, глядя на это, не находим, что он адекватно передает то, что с ним происходит. С неопытными актерами часто происходит обратное - они явно «недоигрывают», или, как говорят профессионалы, сказывается «зажим», состоящий в том, что внешние знаки переживания актера просто не видны, и тогда вообще неясно, что же происходит с его героем.

Примерно то же мы часто видим в собственном общении. Иногда, желая, чтобы собеседник лучше нас понял, проникся нашими переживаниями, мы «педалируем», подчеркиваем какие-то внешние признаки взволнованности, удрученности и т.д. Это может происходить и ненамеренно, однако это не что иное, как самоподача, и мы рассчитываем, что наши партнеры адекватно поймут наше поведение. Иногда бывает как бы отрицательная самоподача - человек по тем или иным причинам старается скрыть, что с ним происходит, не показать внешне своих чувств. Существует даже расхожее мнение, будто умение скрывать свои чувства очень полезно в жизни. Однако трудно не согласиться с тем, что в реальном общении это только затрудняет понимание другими наших проблем и в общем не способствует успешному взаимопониманию. Когда человек действительно заинтересован в партнере и его понимании, то он должен всячески избавляться от такой отрицательной самоподачи, а попросту говоря, вести себя раскованно и более непринужденно.

Таким образом, самоподача актуального состояния - очень существенный компонент общения, вниманием к которому вряд ли стоит пренебрегать.

Самоподача причин поведения

Нет сомнения в том, что в общении постоянно используется и самоподача, «целью» которой является организация понимания причин своего поведения партнером в нужном для нас направлении. Большое количество таких часто употребляемых оборотов, как «я не виноват, что...», «обстоятельства так сложились, что...», «я был вынужден...», «тогда все так делали» и т.д. и т.п., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.

Однако существуют и гораздо более сложные способы самоподачи причин поведения. Кто не встречал людей, у которых всегда все плохо, которым во всем не везет и которых просто преследуют разнообразные жизненные затруднения, но, главное, которые очень любят об этом рассказывать. Такая «долговременная» самоподача приводит к тому, что при необходимости проинтерпретировать поведение такого человека в той или иной ситуации окружающие в первую очередь вспомнят об этих и других обстоятельствах и припишут причину им, а не личным качествам человека. С другой стороны, самоподача «мне всегда везет» приводит обычно к личностной атрибуции поступков «счастливчика». Вероятно, не имеет большого смысла подробно описывать все такие способы самоподачи, важно просто еще раз подчеркнуть их влияние на понимание нас нашими партнерами. И стоит задуматься над тем, почему все считают, что именно вы виноваты во всех своих неудачах, а такой же как вы Василий Иванович всегда оказывается несчастной жертвой обстоятельств - в этом, видимо, проявляется не только несправедливость общего мнения, но и наши собственные усилия.

Представления о самоподаче будут неполными, если не рассмотреть ее этических аспектов. В распространенных обыденных выражениях типа «пускать пыль в глаза», «вешать лапшу на уши» слышится явно отрицательное, негативное отношение к тем действиям, с помощью которых «пускают пыль в глаза», да и к людям, которые это делают. Иными словами, в житейском представлении бытует не особенно уважительное отношение к самоподаче. Конечно, не всегда, но часто житейские представления связывают ее не с лучшими качествами людей.

Такая позиция по отношению к самоподаче объясняется тем, что в общем мнении она неоправданно тесно связана с представлением об осознанности действий. Считают, что самоподача всегда сознательна и, более того, всегда направлена на то, чтобы ввести партнера в заблуждение. Однако ни первое - обязательное осознание самоподачи, ни второе - то, что она всегда вводит в заблуждение, - не соответствуют действительности.

Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся. Если два приятеля собираются на важный разговор к начальству и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и галстук, чтобы выглядеть «соответственно», а другой презирает такое «подлаживание под ситуацию» и поэтому идет в джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый «подает» официальность, уважение, статус, респектабельность, другой «предъявляет» независимость, наивность, самостоятельность. Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. А значит, она в любой момент может послужить источником ошибок при восприятии другого. При таком понимании проблемы важнее не столько фиксироваться на негативных эмоциональных ассоциациях, связанных с самоподачей, сколько, осознав ее обязательное присутствие в общении, понять ее закономерности, средства и методы с тем, чтобы учитывать возможное влияние.

Например, многие исследования показывают, что одной из причин ранних разводов является разочарование супругов друг в друге после некоторого периода совместной жизни, когда они обнаруживают, что те качества, которые они предполагали в партнере, на самом деле отсутствуют. Понятно, что это во многом связано с самоподачей. В период добрачного общения влюбленные осознанно или, что чаще, неосознанно пытаются показать себя с лучшей стороны, склонны некритически относиться друг к другу, не учитывают ошибки социальной перцепции и поэтому видят в любимом скорее то, что им хочется, чем то, что есть на самом деле.

В нашем обществе люди чаще всего вступают в брак с романтическим туманом в голове; обычно они не обращают внимания на черты характера, потребности и цели своего избранника (избранницы). Они вступают в брак с образом, а не личностью. Образ этот частью составлен из их собственных желаний и фантазий (больше всего это похоже на интерпретацию пятен Роршаха), а частью получается в результате сознательной или неосознанной игры партнера. Человек может изображать себя перед другим иным - такой личностью, какую, на его взгляд, можно принять и полюбить, однако очень редко это - настоящий образ личности. А семейная жизнь выявляет точки несовпадения ожидаемого и действительного, и происходят изменения в отношениях.

Конечно, умелая самоподача важна не только для счастливого брака. Она очень значима и во многих профессиях - врача, педагога, следователя, адвоката, руководителя и т.д. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Поэтому недоучет ее влияния является непростительной ошибкой.

Юлия Сергеевна Крижанская, кандидат психологических наук, генеральный директор Независимого аналитического центра (Санкт-Петербург).

Умейте себя подать

Что бы мы ни говорили, как бы ни старались казаться уверенными в себе, самостоятельными и безмятежными, каждый новый выход в люди неизбежно заставляет нас волноваться и думать о том, как нас примут и как к нам отнесутся. Здесь многое, если не все (или почти все), зависит именно от того, как вы сумеете себя преподнести.

Мы уже говорили о том, как важно первое впечатление – это именно тот случай, когда встречают по одежке и по внешнему виду в целом. И в зависимости от того, какое вы произведете впечатление в первый раз, вас будут воспринимать в дальнейшем.

Способ подачи себя зависит от того, чего вы добиваетесь – дружбы, любви, уважения, почитания, преклонения, равноправия или чего-то еще. Но в любом случае первую скрипку в создании собственного образа будет играть ваше внутреннее ощущение себя в том или ином образе – романтическом или утонченном, деловом или озорном, изысканном или модном, или все сразу.

Как научиться подавать себя, чтобы люди всегда воспринимали нас именно так, как нам это надо? Дело это непростое, но научиться можно всему, надо лишь приложить терпение и старание.

Займитесь «самокопанием» – найдите то, что составляет основу, внутренний стержень вашей сущности. Это поможет вам в формировании своего образа, каким бы вы его ни создали впоследствии. То, какой вы себя осознаете, неизбежно накладывает отпечаток на ваше поведение, мировоззрение, систему взглядов и ценностей. Настоящая вы – это вовсе не то, какой вас видят окружающие, не образ, пропущенный через фильтр чужих мнений и суждений, не отражение идеала. Вы – это вы, и никто не может лучше вас сказать, что вы из себя представляете.

Это неправда, что человек – лишь отражение в сознании других, потому что люди, окружающие вас, способны воспринять вас лишь в том объеме и так, как вы того пожелаете. То есть ваше собственное «Я» является первоисточником в формировании впечатления от вас, вашего наружного образа.

Как прав был Заболоцкий, говоря в своих «Метаморфозах»:

Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что называют мной, -
Не я один.
Нас много.
Я – живой.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз.
О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!


Однако мы зачастую просто ленимся и боимся быть разными. Мы обычно выбираем самую приемлемую для себя, самую комфортную и удобную дорогу, образ, маску – называйте как хотите, – и следуем по раз и навсегда установленному пути, играем раз и навсегда выбранную роль, живем по раз и навсегда утвержденному сценарию.

Безусловно, то, что дано природой, трудно поддается изменению. Но именно трудно, а не невозможно. Чаще всего мы сваливаем на «врожденность» и «наследственность» тех или иных своих качеств свое нежелание что-либо изменять в себе. Лень – основное, причем не врожденное качество, говорит в нас.

Если вы начнете работать, стремиться изменить себя так, чтобы вам было удобно существовать, даже такое, казалось бы, неизменное слагаемое человеческой сущности, как темперамент, может стать если не другим, то видоизмененным.

Вы можете стать любой. Правда. Только надо разрешить себе это. Вдумайтесь – в каждой ситуации мы играем роль. То матери, то любимой женщины, то строгого начальника, то верной подруги, то ребенка. Вы можете быть справедливой, гордой, циничной, любящей, доброй, злой, категоричной и лояльной – вы можете быть какой угодно. И все это будете вы. Точнее, множество «Я», которые мирно в вас сосуществуют.

Играя ту или иную роль, вы соответственно ей меняетесь и сами – меняются ваши привычки, манеры, взгляды, суждения и оценки. Вы становитесь «кем-то» и не замечаете этого, вполне искренне считая, что остаетесь сами собой. Но ведь это и замечательно – ваша личность не застывает и не остается одинаковой все время, а постоянно меняется, а вместе с ней меняется и мир вокруг вас. Как же сделать так, чтобы этот мир принимал вас, был к вам дружественен и благожелателен?

Примите и постарайтесь понять себя – какая вы? Поймите, что свойственно тому или иному вашему «Я», а что ему претит. Научитесь органично вживаться в свои роли, и в один прекрасный день вы поймете, как чудесно быть разной, каждый день новой и не такой, как вчера, и какой вы будете завтра. Если для вас это трудно, представьте, что вы – актриса, и это ваша лучшая роль. Развивайте в себе актерские способности, старайтесь играть свои воплощения совершенно искренне и с увлечением.

Фальшь недопустима, потому что обманывать нехорошо в любом случае, а обманывая других своим обликом, себя-то вы обмануть не сможете. Так что притворяться не стоит, но если вы точно знаете, что сегодня вы одна, завтра другая, а послезавтра третья, и все это абсолютная правда, то и относиться к вам будут соответственно тому, как вы себя поведете, как представите себя и как сумеете удержать внимание аудитории.

Поэтому, если сегодня вы выбрали романтический стиль , ему следует соответствовать: одежда, макияж, прическа и поведение – все должно быть в одном «ключе». В одежде – преобладают светлые мягкие тона, свободные линии. Широкие юбки, пышные блузки, макияж в лунных и персиковых тонах, немного блеска, прическа уложена без лака, из волос, лежащих волнами, независимо от их длины. Вести себя надо раскованно, но не развязно, быть мягкой и женственной, теплой и свободной.

Если вы желаете представить себя как даму утонченную и даже где-то гламурную, вы должны знать, что утонченные дамы носят одежду свободного (но не слишком) покроя, из традиционных тканей и классического кроя. Их одежда долгое время не выходит из моды и носится так, будто ее лишь вчера сшили. Точно так же утонченно должна выглядеть и прическа – без начесов и взбитых прядей, без торчащих волосков и асимметричных контуров. Гладкие и прямые волосы, независимо от их длины – вот прическа утонченной дамы. Походка тоже имеет значение – старайтесь избегать туфель на слишком высоком каблуке, они делают походку вызывающей и соблазнительной, что не слишком подходит к такому облику. Носите туфли на низком или среднем каблуке, ходите грациозно и легко, едва касаясь земли, и старайтесь удерживать на лице легкую полуулыбку, будто вы только что улыбнулись, и ваши губы все еще помнят это.

Вы можете создать образ веселой, остроумной и озорной шалуньи . Такое воплощение поможет вам снискать расположение людей, ценящих в жизни радость и веселье. Это очень просто – сделайте себе озорную прическу, попробуйте забавный шиньон или прическу с множеством заколок, хвостики или косички с вплетенными в них цветными нитями. Дамы постарше могут поэкспериментировать и сделать себе прическу с асимметричными прядками, выпущенными на лицо, можно попробовать цветные пряди. Парик – отличная идея, особенно если вы не собираетесь скрывать, что сегодня у вас на голове не «натуральная» грива, а искусственная. Если вы избрали для себя такой образ, то вам придется ему соответствовать – все время на лице должна быть веселая улыбка, вы должны быть готовы посмеяться и пошутить, и не только над другими. Если у вас нет настроения играть в веселушку, лучше даже не пытайтесь, иначе вы будете похожи не на остроумную и веселую женщину, а на печального клоуна. Ужас! Хотя, с другой стороны, вы все-таки можете попытаться, и кто знает, быть может, маскарад заставит вас настолько вжиться в роль, что вы и думать забудете о дурном настроении.

В любом случае, какой бы образ вы для себя ни избрали, какую бы роль ни захотели сыграть, всегда стремитесь к естественности и непосредственности, лишь тогда вас станут воспринимать так, как вам того хочется.

Уметь подать себя, понравиться окружающим – значит открыть свою душу и сердце, значит сделать так, чтобы ни у кого не осталось и тени сомнения в том, что вы и есть та, кем представляетесь, и только тогда вы сможете рассчитывать на то впечатление, которое вам нужно.

Старайся быть искренней при общении с людьми © flickr.com

Многие из нас до сих пор судят о человеке по первому впечатлению. Поэтому очень важно выгодно подать себя в разных ситуациях при общении с людьми.

Самопрезентация - это умение представить себя как личность и сформировать правильное впечатление у других личностей.

Зачем она нужна

Представить себя и обозначить лучшие свои качества, так или иначе, стремимся мы все. Но бывают ситуации, когда мы ставим перед собой и вполне конкретные цели: устроиться на работу, понравиться кому-либо. Нередко мы стремимся получить и материальную выгоду: добиться повышения по службе , получить признание или материальные блага.

Оцени себя

Для этого, прежде всего, постарайся правильно оценить все свои достоинства и недостатки. Будь максимально объективной и самокритичной. Особенно акцентируй внимание на свои лучшие качества, а если уверена, что тебе чего-либо не достает, - займись самосовершенствованием.

Первое впечатление

Как говорится, «встречают по одежке». Причем нередко в прямом смысле слова. Постарайся представить себя в выгодном свете с первого момента знакомства. Запомни, что уверенные манеры и доброжелательная улыбка станут твоим главным оружием. И не забудь подчеркнуть свою индивидуальность, как в одежде, так и во всем внешнем виде.

При общении с людьми будь проще, доступнее и понятнее. Уверенная и выразительная речь, открытость и искренность создают самое благоприятное впечатление.

Взгляд

Научись внимательно смотреть на собеседника. Однако это совсем не значит, что нужно пристально разглядывать его с ног до головы. Психологи рекомендуют выделить большой и малый треугольник: глаза и подбородок, глаза и верхняя пуговица на рубашке. Переводи взгляд поочередно на эти точки, если не знаешь, куда девать глаза.

Ищи в своем собеседнике те черты, которые вызывают в тебе симпатию и положительные эмоции. Остановись на них и общайся с этой позиции.

Руки

Нередко во время общения мы не знаем, куда девать руки. Не стоит их стесняться, равно как и оживленно жестикулировать. Будь максимально естественной и расслабленной. Помни, что держать руки в карманах почти неприлично, не стоит и поправлять что-либо в гардеробе, нервно теребить ручку или постоянно смотреть на часы.

Умение производить на окружающих хорошее впечатление - это целое искусство. Открытые, оптимистично настроенные, позитивные люди имеют гораздо больше шансов на успех. Психологи говорят о том, что Вы можете сами формировать впечатление, которое Вы производите на окружающих. Что ж, есть смысл им поверить. Учитесь создавать свой имидж самостоятельно!

От того, какое именно впечатление мы производим на окружающих нас людей, зависят во многом наши успехи во многих жизненных сферах - на работе, в личной жизни. Никто не хочет казаться выскочкой, надоедой или букой. И мало кто откажется от того, что ему приятно, когда окружающие ценят его за ум, талант, смекалку, энергию и так далее.

Можно ли сделать так, чтобы Вас заметили и признали? Можно, и на первый взгляд довольно легко - просто быть самой собой, говорить то, что думаете, и все - признание у Вас в кармане. Однако не все так легко и однозначно, как кажется. Существует множество книг, статей, посвященных самопрезентации, существуют специальные тренинги для тех, кто хочет повысить свой рейтинг в глазах окружающих.

Давайте попробуем заняться управление впечатлением. Все мы в жизни играем разные роли, надеваем разные макси - примерной жены, заботливой мамы, безупречной сотрудницы. Относиться следует и к предстоящему нам дебюту так, как будто мы играем роль, причем играем добросовестно и убедительно. Поверьте, дивиденды не разочаруют Вас. Люди, умеющие грамотно выстраивать свой имидж, продвигаются по карьерной лестнице, получают прибавки к жалованию, набирают вес и влияние в окружающем коллективе. Те, кто вызывает симпатию с первого взгляда, с первого слова никогда не испытывают недостатка в друзьях. Можно ли добиться уважения и расположения окружающих? Когда скромность похвальна, а когда вредна? что можно предпринять, чтобы стать душой компании?

Своя в новом коллективе

Вы сменили место работы? первое время любой человек на новом месте чувствует себя несколько зажато и скованно - это нормально. Ваша основная задача - суметь наладить отношения с коллективом, создать ощущение доброжелательности. Первая встреча с будущими коллегами, несомненно, важна. Мнение о человеке, как правило складывается в течение полуминуты после знакомства, и трудно его впоследствии изменить. Первыми в глаза бросаются прическа и обувь, а значит им уделить стоит самое пристальное внимание. И только потом взгляд охватит Вас полностью. Старайтесь использовать при разговоре жесты открытости - раскрытые ладонями вверх руки, пожимание плечами и так далее. Но вот, прошла самая первая и самая страшная минута, что дальше? А дальше придерживайтесь тех правил, которые мы предлагаем Вашему вниманию ниже.

Разговаривая с коллегами, проявляйте как можно больше заинтересованности, показывая свою открытость и готовность идти на контакт.

Корректируйте стиль своего разговора в зависимости от тех правил, которые приняты в этом обществе.

Налаживайте контакт. Если по пятницам сотрудники устраивают чаепитие, стоит в следующую пятницу принести торт и пригласить коллег отпраздновать Ваше назначение.

Определите неформального лидера в Вашем новом коллективе, так вы сможете гораздо быстрее понять законы и обычаи, по которым этот коллектив живет.

Представляйте себя с позитивной стороны. Рассказывайте побольше веселого и хорошего.

Не стоит торопиться с оценками, отрицательными тем более. Ведь в любом человеке, в любой ситуации можно найти позитивные моменты - вот этим и займитесь.

Задавайте вопросы.

Вашим коллегам, скорее всего, не понравится, если вести себя Вы будете надменно и высокомерно, если Вы будете задавать неуместные вопросы, например, о зарплате, о начальнике и так далее. Также не стоит быть слишком болтливой и надоедливой.

В незнакомой компании

Следует уметь производить хорошее впечатление не только в рабочей обстановке, например, на вечеринке, это не менее важно. Если Вам предстоит прийти на вечеринку, где много незнакомых людей, настройтесь сразу на приятное и непринужденное общение.

Улыбайтесь и старайтесь казаться доброжелательной и открытой. Можете прорепетировать перед зеркалом дома.

Поддерживайте разговор, задавайте вопросы. Но не грузите своих собеседников своими проблемами или излишне длинными монологами.

Следите за темпом речи. Старайтесь говорить спокойно, не быстро, это покажет, что Вы человек уравновешенный, рассудительный.

В любой компании Вы сможете найти наиболее доброжелательного человека - заведите с ним разговор. Существует множество тем, которые интересны всем, и которые обязательно поддержат, главное такие темы найти.

Если Вы все-таки умудрились сморозить глупость, не стоит молчать до конца вечеринки, забившись в угол. Расправьте плечи, примите независимую свободную позу - это поможет Вам прийти в себя.

Если чувствуете себя скованно, просто понаблюдайте за собравшимися, и найдите у каждого из ни несколько приятных, позитивных качеств - это поможет Вам расслабиться и настроиться на позитивный лад.

Однако не стоит перебарщивать с доброжелательностью. Хвалить следует только то, что Вам на самом деле нравится, ведь неискренность почувствовать труда не составляет. А тогда, прощай, имидж доброго и открытого человека, души любой компании.

И помните, нравиться абсолютно всем просто невозможно. Всегда найдутся люди, которые отнесутся к Вам настороженно. и не всегда это будет связанно именно с Вами, как с личностью. Так что не стоит переживать.

Вашим новым знакомым точно не понравится, если Вы будете в резкой манере осуждать и пристрастия, вкусы, действия, если Вы не будете интересоваться тем, что Вас рассказывают, а также, если Вы будете весьма невоздержанны в спиртном или пище.

Измените свой имидж

Изменить сложившееся о себе мнение не так легко, как кажется на первый взгляд. Если стереотип, который возникает в отношении Вас лестным никак назвать нельзя, стоит начать с самоанализа. Попытайтесь понять, почему у окружающих сложилось о Вас именно такое мнение.

Откорректируйте свой стиль и свою внешность. Пусть Ваш новый образ привлечет внимание, которое можно использовать для изменения мнения окружающих о себе.

Сделайте то, что раньше Вы не делали никогда. Попробуйте представить себя с новой, более хорошей стороны.

Участвуйте в совместных мероприятиях - это отличная возможность продемонстрировать свои организаторские способности.

Предлагайте свои идеи, не бойтесь брать на себя ответственность.

Не позволяйте себя использовать. Не бойтесь обидеть кого-то.

Если вы вдруг стали жертвой подозрений и сплетен, попробуйте прямо и безаппеляционно поговорить со сплетников. Лучше, если этот разговор состоится в присутствии незаинтересованных лиц.

Вашим старым знакомым не понравится Ваша инертность, когда Вы не радуетесь их удачам, Ваше безразличие, а также, если Вы постоянно будете подчеркивать свое превосходство.

Программируйте хорошее впечатление

Это упражнение лучше всего выполнять перед сном, в это время наше подсознание наиболее активно. Итак, расслабьтесь и закройте глаза. Попробуйте представить себя в кинотеатре - дальнейшее представление будет напоминать фильм. Представьте человека, с которым планируется встреча. Подумайте, что для него важно в жизни, что он от Вас ждет? Поставьте себя на его место? Что приятно ему будет от Вас слышать? Прокручивайте эту картинку некоторое время, несколько минут. Наутро, когда вы придете на встречу, Ваше подсознание поможет Вам в том, чтобы Вы произвели хорошее впечатление.

Перед важным разговором или встречей следует максимально успокоить себя - съешьте что-нибудь вкусненькое, оденьте любимую и удобную одежду, возьмите с собой "счастливый" брелок и так далее.

Как победить страхи

У Вас завтра собеседование, или уже первый день на новой работе?

Возьмите лист бумаги и разделите его на две колонки. В первой напишите все свои положительные черты, во второй отрицательные. Пусть друзья подкорректируют Ваш список. Теперь посмотрите на список и попытайтесь понять, какие качества смогут Вам помочь на новой работе, а какие помешать.

Задумайтесь над тем, в каких ситуациях, вы проявляете свои отрицательные стороны. Подумайте, как можно избежать подобных ситуаций.

Прокрутите в уме сценарии развития вашей встречи завтра. Продумайте, какие неприятные моменты могут испортить Вам настроение, а окружающим впечатление. Подумайте, как можно выйти из таких ситуаций, не потеряв своего достоинства. Отрепетируйте свое поведение.