Куда платить за выбросы в окружающую среду. Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде. Бюджетные организации вне зависимости от того, какие виды деятельности они осуществляют, негативно влияют на окружающую природную среду, в связи с чем являются плательщиками взносов за загрязнение окружающей среды. В данной статье рассмотрим вопрос платы за загрязнение окружающей среды - понятие, размер, сроки внесения и ответственность, к которой могут привлекаться учреждения за нарушения, связанные с природопользованием.

Нормативная база для исчисления юридическими лицами платы за загрязнение окружающей природной среды включает в себя:

  • ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ;
  • ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
  • ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
  • п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок N 632);
  • п. 1.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26.01.1993 по согласованию с Минфином России и Минэкономики России.

К видам негативного воздействия на окружающую среду согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды воздействия на окружающую среду.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия и ее предельные размеры определяются в соответствии с Порядком N 632. Пунктом 2 Порядка N 632 установлены два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых норм;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых лимитов.

При определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д. Это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности учреждения на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ). Из общего числа нормативов выделяют:

  • нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов <1>;
  • нормативы допустимых физических воздействий <2>;
  • нормативы допустимых выбросов <3>;
  • лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов <4>.
<1> К ним относятся нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
<2> К ним относятся нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
<3> Устанавливаются для субъектов хозяйственной или иной деятельности в соответствии с показателем вредных веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечивается норматив качества окружающей среды.
<4> Под ними понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрение наилучших из существующих технологий, в целях соблюдения нормативов в области охраны окружающей среды.

Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются Минприроды, другими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией (п. 2 Постановления N 545 <5>).

<5> Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов".

По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья человека в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344) устанавливаются базовые нормативы платы.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы: природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

К базовым нормативам платы применяются поправочные коэффициенты:

  • Коэффициенты, учитывающие экологические факторы для отдельных регионов и бассейнов рек, установленные с учетом природно-климатических особенностей территорий (приведены в Приложении 2 к Постановлению N 344);
  • дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (п. 2 Постановления N 344);
  • коэффициент 1,2 за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов (Письмо Ростехнадзора от 31.08.2006 N 04-10/609).

Заметим, что в 2012 г. утверждены повышающие коэффициенты в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов": 2,05 для норматива, установленного в 2003 г. Постановлением N 344, и 1,67 для норматива, установленного в 2005 г. Постановлением N 410 <6>.

<6> Постановление Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344".

Размер платы за загрязнение окружающей природной среды для конкретного природопользователя определяется в соответствии с требованиями Порядка N 632, при этом расчет производится по каждому виду вредного воздействия. Ниже, в таблице, приведем расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в разрезе видов загрязнений.

Степень загрязнения Расчет платы Пункты
Порядка
N 632
В пределах допустимых
нормативов


норматив платы.
2. Данные произведения суммируются по
видам загрязнений
3
Сверх предельно
допустимых нормативов
в пределах
установленных лимитов
1. Количество фактических выбросов
(сбросов) в пределах утвержденных
нормативов умножается на установленный
норматив платы.
2. Разница между фактическим

количеством выбросов в пределах

3. Полученные произведения суммируются
по видам загрязнения
4
Сверхлимитное 1. Количество фактических выбросов
(сбросов) в пределах утвержденных
нормативов умножается на установленный
норматив платы.
2. Разница между фактическим
количеством выбросов в пределах
утвержденных лимитов и фактическим
количеством выбросов в пределах
нормативов умножается на норматив платы
в пределах установленных лимитов.
3. Разница между фактическим
количеством выбросов (сбросов)
и фактическим количеством выбросов
в пределах утвержденных лимитов
умножается на норматив в пределах
установленных лимитов.
4. Полученные произведения суммируются
по видам загрязнения.
5. Эти суммы умножаются на пятикратный
повышающий коэффициент
5, 6
При отсутствии
оформленного в
установленном порядке
разрешения (лимита)
<*>
<*> В этом случае плата рассчитывается за сверхлимитные выбросы в окружающую природную среду.

Обратите внимание! Повышающий коэффициент 5 не применяется к нормативам платы за загрязнение окружающей среды при превышении технических нормативов выбросов в атмосферу, установленных для транспортных средств. Для транспортных средств устанавливается не предельно допустимый уровень выбросов, а технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 96-ФЗ).

Транспорт, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы, к эксплуатации и производству запрещается (п. 1 ст. 17 Федерального закона N 96-ФЗ). Проверка транспортных средств на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормам проводится в рамках техосмотра (пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83). Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" к его проведению привлечены частные станции технического осмотра, при этом будут проводиться и замеры на соответствие установленным требованиям содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и уровня шума.

Приведем пример расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Пример. На балансе бюджетного учреждения образования г. Наро-Фоминска Московской области числятся микроавтобус, работающий на дизельном топливе, и грузовой автомобиль, использующий бензин АИ-80. За I квартал 2012 г. количество израсходованного топлива (по данным путевых листов) в расчете на тонны: микроавтобусом - 1000 л, грузовым автомобилем - 1500 л. Рассчитаем ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду в форме выбросов в атмосферный воздух данным автотранспортом загрязняющих и иных веществ.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками (в том числе транспортными средствами) зависят не от массы (объема) загрязняющих веществ, а от вида и массы (объема) используемого топлива (Приложение 1 к Постановлению N 344 в редакции Постановления N 410):

Для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации автотранспорта нужно установленный норматив умножить на количество топлива, фактически израсходованного за отчетный квартал. Количество израсходованного топлива должно быть подтверждено первичными документами бухгалтерского учета.

1. Рассчитываем ставку платы за загрязнение окружающей среды согласно нормам Постановления N 344:

  1. норматив платы за 1 тонну выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками, использующими:
  • дизельное топливо, - 2,5 руб.;
  • бензин АИ-80, - 1,3 руб.;
  1. коэффициент, учитывающий экологический фактор, - 1,9 (Московская область относится к Центральному экономическому району РФ);
  2. дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов - 1,2;
  3. норматив платы установлен в 2003 г., в 2005 г. оставлен без изменения, следовательно, в 2012 г. используем повышающий коэффициент 2,05;
  4. ставка платы равна:
  • микроавтобус - 11,69 руб/т (2,5 руб. x 1,9 x 1,2 x 2,05);
  • грузовой автомобиль - 6,08 руб/т (1,3 руб. x 1,9 x 1,2 x 2,05).

2. Определяем количество использованного топлива:

  1. норматив платы установлен за 1 тонну топлива. Так как расход дизельного топлива измеряется в литрах, его переводят в тонны, для чего используется показатель плотности. Согласно п. 6 Приложения 2 к Приказу N 146 <7> плотность:
  • дизельного топлива - 0,83 г/куб. см (0,83 кг/л);
  • бензина АИ-80 - 0,715 г/куб. см (0,715 кг/л);
  1. количество израсходованного топлива определяется на основании первичных учетных документов (путевых листов). За прошедший квартал расход в расчете на тонны составил предположительно:
  • дизельного топлива - 1000 л, 1,07 т (1300 л x 0,825 кг/л / 1000 кг);
  • бензина АИ-80 - 1500 л, 1,07 т (1500 л x 0,715 кг/л / 1000 кг).
<7> Приказ Росстата от 20.07.2009 N 146 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)" и Приложения к форме N 11-ТЭР "Сведения об образовании и использовании вторичных энергетических ресурсов", N 4-ТЭР "Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива и теплоэнергии, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов".

3. Рассчитываем плату за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников загрязнения:

  • для автобуса, использующего дизельное топливо, - 12,51 руб. (1,07 т x 11,69 руб.);
  • для автомобиля, использующего бензин, - 6,51 руб. (1,07 т x 6,08 руб.).

Общая сумма платы - 19,02 руб. (12,51 + 6,51).

Бухгалтерский учет

В соответствии с положениями Инструкции N 174н <8> в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по начислению и выплате сумм платы за загрязнение окружающей среды отражаются следующим образом.

<8> Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению". <*> Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах нормативов и лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (п. 7 Порядка N 632, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плательщики должны самостоятельно произвести расчет и внести соответствующую сумму в доход бюджета. Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается квартал.

Коды платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Приложением 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <9>, в 2012 г. для бюджетных учреждений следующие.

<9> Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Отчетность

Отчетность по форме, утвержденной Приказом N 204 <10>, представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Заполненный расчет, прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью, представляется в орган по месту нахождения и регистрации объекта. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 руб., представления расчета платы в электронном виде не требуется (п. 11 Приказа N 204).

<10> Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды

Несвоевременная плата за негативное воздействие на окружающую среду рассматривается как нарушение ст. 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" КоАП РФ. Согласно нормам этой статьи за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение штрафа (ст. 8.41 КоАП РФ):

  • на должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;
  • на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

О.Бусыгина

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.

Основой современной системы платежей являются методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба и методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением законодательства. Согласно этим документам рассматривались два методических подхода к расчету платы:

    Плата исходит из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного в результате превышения установленных нормативов);

    Плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.

Поскольку определение экономического ущерба имеет ряд методических трудностей, предпочтение отдавалось второму подходу. В 1991 г. были утверждены нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ. В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:

    плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия);

    плата зависит от массы и состава выбросов;

    плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;

    плата учитывает региональную экологическую специфику (величину ассимиляционного потенциала природной среды);

    плата должна осуществлять стимулирующую функцию (побуждать предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий).

В результате было введено два норматива платы: за предельно допустимый выброс (ПДВ) и за его превышение. Платежи осуществляются за счет прибыли предприятия.

Через коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РФ была учтена экологическая специфика регионов.

Суммарная величина платежа за загрязнение определялась следующими факторами:

    Общая масса выбросов (сбросов, отходов);

    Структура выбросов и агрессивность ингредиентов по отношению к природной среде;

    Соблюдение установленных нормативов ПДВ (ПДС);

    Структура загрязняющих веществ по активности их воздействия на население;

    Уровень использования ресурсосберегающих технологий;

    Проведение природоохранных мероприятий в заданных объемах и в установленные сроки;

    Эффективность использования действующего природоохранного законодательства.

С 1992 г. эта система закреплена законодательно. Плата за загрязнение взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и формы их собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Плата взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:

    выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

    сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в том числе через канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

    размещение отходов.

По своей экономической сути норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годового удельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещение затрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения .

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.

Базовые нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района .

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

    себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов;

    прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.

Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли.

При взимании платежей за загрязнение предусмотрены льготы, которые выполняют стимулирующую роль для предприятия. Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а отражены в виде льгот при налогообложении доходов, имущества предприятий.

Согласно Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы» (1991 г.) существуют следующие виды льгот: изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.

При налогообложении имущества предприятия исчисляемая для целей налогообложения сумма уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов природоохранного назначения. А для малых предприятий при приобретении природоохранного оборудования, проведении ими научно-исследовательских работ используется инвестиционный налоговый кредит в размере 10% от стоимости закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного в РФ.

Размеры платежей корректируются территориальными природоохранными органами с учетом освоения предприятием средств, выделяемых на природоохранные мероприятия. Основой для этого является план мероприятий, проводимых предприятием. При этом корректировке подлежат только 90 % суммы платежей. Все расчеты основываются на проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входит эколого-экономический паспорт предприятия.

В случае занижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается из прибыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф. В случае несвоевременного поступления средств взыскивается пеня в размере 0,3% от суммы платежа за каждый день просрочки.

Если платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке или прекращении деятельности этого предприятия.

Таким образом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулировании предприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также в аккумулировании средств в системе экологических фондов для проведения природоохранных мероприятий.

С экономической точки зрения плата за загрязнение окружающей среды и другие воздействия на нее является платой за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды. В этом значении она, как и плата за пользование всеми природными ресурсами, должна отражать реальные значения общественных издержек производства .

Резкое повышение эффективности природопользования возможно лишь при существенном усилении территориального природопользования. В то же время только сами предприятия могут в полной мере определить возможные для них природоохранные мероприятия, осуществить их реализацию и обеспечить эффективную эксплуатацию оборудования и внедренной технологии. Поэтому усиление роли территориальных органов управления природопользованием, в первую очередь, требует решения проблемы их взаимоотношений с расположенными в регионе предприятиями .

Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом,

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», в котором утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базовые нормативы платы за загрязнение.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение:

  • - выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов;
  • - выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;
  • - плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конкретных размеров платы за загрязнители. Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации. Базовые нормативы представлены в двух видах -- за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах -- в два раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений -- за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления Колесников С.И. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003..