Психологическое консультирование и психодиагностика работы. Психологическое консультирование и психодиагностика (620ч)

В практике психологического консультирования ученые-исследователи не имеют единого ответа на вопрос, нужна психодиагностика при работе с клиентом. Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Психологическая диагностика - составная часть процесса психологического консультирования, во время которого психолог-консультант стремится к более глубокому пониманию клиента. Применение психодиагностики уместно, когда специалисту не хватает данных для классификации проблемы клиента, построения программы коррекционной или развивающей помощи и тому подобное. Можно выделить ряд преимуществ использования диагностики (по Т. В. Барлас) во время консультирования:

1) объективность данных, их относительная независимость от собственного опыта и представлений психолога-консультанта. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут внести противоречия и стать поводом для их просмотра или уточнения;

2) скорость получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно короткое время сформировать целостное представление о клиенте и выявить его психологические особенности, существенные для оказания квалифицированной помощи;

3) возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланках тестов или протоколов, которые фиксирует психолог-консультант. Эта информация, как правило, шире и объективная, чем, например, записи психотерапевтической сессии. Этим данным психолог-консультант может обратиться за помощью к коллегам, или вернуться к ним на любом этапе работы с клиентом;

4) возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки или сотни специально подобранных вопросов, тогда как во время беседы психологу не удается спросить так много. Достоверность результатов обеспечивается возможностью повторного обследования для проверки открытости клиента в ответах на вопросы.

"Психодиагностика" в дословном переводе означает "постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения об имеющемся психологическое состояние клиента. Специалист, который занимается психологическим консультированием, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, которая волнует клиента. При этом психологу- консультанту следует опираться не только на результаты бесед, но и оперировать конкретными данными, полученными по результатам психодиагностики, проследить динамику изменений определенных личностных характеристик, сообщая об этом клиенту.

В ходе консультативной сессии от первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска. Даже отказываясь от конкретных границ диагностики, психолог-консультант должен задать себе вопрос:

Что происходит сейчас в жизни клиента?

Чего ожидает клиент от консультирования?

Какие потенциальные возможности и ограничения клиента?

Как далеко и глубоко следует углубляться в консультировании?

Чем характеризуется динамика настоящей жизни клиента?

Современный психолог-консультант, как подчеркивают многие авторы (С. Васьковская, Р.Кочюнас, И.М. Цимбалюк и др.), "Понимает клиента и лечебно и психотерапевтически". Психологическая диагностика помогает консультанту собрать как можно больше данных о личности клиента, дает возможность правильно классифицировать проблему и разработать соответствующую психокоррекционную или развивающую программу оказания помощи. В работе психолога-консультанта психодиагностика занимает чрезвычайно важное место. Любой совет, консультация, рекомендации возможны только при предварительном анализе личности клиента и волнующих его проблем.

Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов - психотерапии, тренинговых действий, коррекционно-развивальнои работы и тому подобное. Все они должны быть индивидуализированы, то есть должны опираться на разносторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности человека, обратившегося за помощью.

Итак, психологическая диагностика - основа деятельности любого психолога, чем бы он ни занимался - индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и др., В какой бы сфере он ни работал - в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров.

Использование психодиагностики во время консультирования связано с соблюдением определенных условий. Во-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими и затратными по времени, так как основная деятельность психолога-консультанта - выслушивание клиента, беседа, межличностное общение, обсуждения, в случае необходимости, перерыв, изменение тактики и тому подобное. В рамках психологического консультирования могут быть организованы короткие "психодиагностические пробы", которые органично включаются в консультирование и соответствуют определенной цели.

Во-вторых, если в ходе консультации психологическую диагностику необходимо использовать как вспомогательное средство для "запуска" процесса основной беседы. Например, когда мать привела к психологу своего сына-подростка, который сам этого не хочет. После короткой беседы с матерью психолог пытается продолжить разговор с подростком (при отсутствии матери), а он упорно молчит, и вовсе не собирается обсуждать свои проблемы. Итак, если с помощью коммуникативных средств не удается разговорить клиента, в такой ситуации можно использовать некоторые опросники для активизации беседы. Заполняя бланк ответов, подросток все же должен будет вступить во взаимодействие с психологом, ничего не спрашивая, уточняя и тому подобное. Кроме того, психолог будет иметь возможность наблюдать за клиентом, отслеживать, ответы на вопросы составляют трудности или неудобства для него и др.

В-третьих, психодиагностика проективного типа (незаконченные предложения, рисунки) может быть успешно использована, если клиент испытывает трудности с языком (определенные дефекты) и рассчитывать на полноценное общение нельзя. Подобные методики также уместны во время работы психолога-консультанта с младшими школьниками. В ходе выполнения определенных задач консультант может задавать уточняющие вопросы, формулировать провокационные или стимульно вопросы и др.

В-четвертых, психодиагностика может быть успешно использована, когда необходимо оперативно в ходе консультирования выяснить глубинные тенденции личности клиента, неосознаваемые им самим.

Диагностика в психологическом консультировании имеет свою специфику. Она осуществляется с соблюдением психологом- консультантом определенных правил.

1. Первое правило касается правильного использования психодиагностического инструментария: в процессе оказания консультативной помощи психолог-консультант должен применять только валидные методики. Применение методик и тестов, которые не прошли процесс валидизации, может привести к получению неверных данных о состоянии клиента, установление неправильного психологического диагноза, а соответственно неправильной построения коррекционной работы с клиентом, а также к дисквалификации консультанта.

2. Второе правило заключается в квалифицированном подборе нескольких методик или тестов, измеряющих один и тот же показатель. Это касается тех случаев, когда нужно уведомлять клиента о наличии у него серьезных отклонений (неприятных для клиента) в личностных характеристиках. Например, если у клиента "шизоидная" акцентуация характера, то лучше подтвердить это двумя-тремя методиками, чтобы окончательно убедиться в правильности диагноза. Если есть необходимость сообщать родителям, что их ребенок не смог адаптироваться к лицею или гимназии, то лучше иметь в своем арсенале достаточное количество данных, полученных по нескольким методикам.

3. Третье правило заключается в квалифицированном установлении соответствия психодиагностической методики возрастной категории клиента. Каждый психолог-консультант должен иметь в своем арсенале методики и тесты, которые измеряют одни и угги же показатели, но для всех возрастов клиентов. Это может указывать на высокую степень готовности консультанта работать с разновозрастной категории клиентов.

4. Четвертое правило касается специфики консультативной и диагностической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также умственно отсталыми детьми. Этот вопрос необходимо рассмотреть более детально.

Как указывают практики (В. Ф. Моргун, Л. М. Крыжановская, И. Титов и др.), Психодиагностическая работа с детьми должна следовать принципам поэтапного изучения психики ребенка (Л.С. Выготский), положением гуманистического подхода к личности (Г.А. Балл, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), принципам отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения (С.Д. Забрамна, Т. В. Сак, Е.А. Стребелева и др.).

Ученые считают, что на первом этапе средством снятия напряжения и установления контакта может служить беседа с ребенком, во время которой необходимо выяснить следующее: точность представлений ребенка о себе, своей семье, родных, друзей (имя, фамилия, -отца, возраст); характер представлений о времени, явления природы (ориентировочно по часам, распознавания времени года и т.д.); способность ориентироваться в пространстве (понятие "ближе", "дальше") наличие кругозора (представление о стране, события, людей и т.д.).

После установления контакта, на втором этапе, можно начинать психодиагностике особенностей интеллектуальной сферы и уровня сформированности представлений и знаний ребенка. Необходимо обращать внимание на ряд общих моментов.

1. Понимание ребенком инструкции и цели задания.

Каждый раз необходимо убедиться, воспринимает ребенок инструкцию и пытается ли ее понять. Умственно полноценные дети внимательно слушают инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить. Дети умственно отсталые, с отклонениями в виду или недостаточно работоспособны, не фиксируют соответствующее внимание по инструкции и, не дослушав до конца, начинают выполнять задания наугад.

Важно также установить, способна ребенок запомнить предлагаемую ему инструкцию. Чаще всего дети умственно отсталые запоминают инструкцию и поэтому не могут завершить задачу. То же самое характеризует детей с нарушением работоспособности.

2. Характер деятельности при выполнении задач,

Во всех случаях важно установить, как выполняет ребенок задачи: с интересом, целенаправленно или формально. Кроме того, необходимо обратить внимание на степень устойчивости интереса.

Необходимо также проследить за тем, каким образом ребенок выполняет задание. Интеллектуально развитые дети стремятся найти оригинальное решение и экономные способы действия. Умственно отсталые - действуют шаблонно, или даже неадекватным способом.

Важно выяснить, насколько собрано и сконцентрировано работает ребенок и какова ее работоспособность. Одни дети довольно долгое время внимательны, другие постоянно отвлекаются и быстро истощаются. Следует определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредотачиваться или быстрая истощаемость. Желательно установить, умеет ребенок пользоваться предложенной помощью. Чем больше эта способность, тем выше уровень учебной восприимчивости ребенка.

3. Реакция ребенка на результаты работы.

Как правило, дети с развитым уровнем интеллекта способны оценить выполненную работу. Они радуются своим успехам и переживают по поводу неудач. Некоторые дети с трудностями в поведении намеренно делают вид, что их не волнует отсутствие определенных достижений.

4. Общая эмоциональная реакция на факт обследования.

Умственно полноценные дети демонстрируют известную неловкость и предвзятость. Равнодушное отношение к факту обследования и "фамильярне" отношение к экспертам чаще всего характерно для умственно отсталых детей. Как подчеркивают исследователи (Р. С. Немов, Л. М. Крыжановская и др.), Во всех случаях при психодиагностики интеллектуального развития детей необходима доброжелательная, спокойная и ровная обстановка.

Итак, психологическая диагностика и консультирование - взаимосвязанные процессы, успех которых определяется как внешними, так и внутренними факторами. К внешним исследователи относят организацию, к внутренним - готовность к сотрудничеству, как консультанта, так и клиента. Основными стадиями психодиагностики консультативной деятельности ученые считают следующие:

1) нетестовыми;

2) первичную - диагностику, в процессе которой изучается общая структура личности клиента, где кроются причины его проблем;

3) текущую: диагностирование текущих изменений личности;

4) завершающую: интерпретация полученных психодиагностических данных и уточнения программы консультативной помощи.

Профессионально-психологическое консультированиеотносится к деловому консультированию. Специфика его состоит в том, что оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека профес­сиональных способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров, консультирование руководителей и персонала организации и т.п.

В профессиональной диагностике можно выделить как минимум два направления:

во-первых – психодиагностика как средство информационного обеспечения профессиональной ориентации и профконсультирования.

во-вторых – психодиагностика того, как человек справляется с профессией, а также выявление наличия определенного уровня профессионализма у конкретного специалиста.

Так, например, Э.Ф. Зеер в своей книге «Психология профессий» считает, что «психодиагностика – это теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков». Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специ­альные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Психодиагностический этап профконсультационной работы – это этап, когда делается основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:

мотивационная сфера личности , где дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и устойчивость;

способности субъекта и особенности личности. Устанавливается уровень выраженности свойств основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей;

подготовленность личности . Оценке подвергаются знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроизводству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем;

устойчивые психические состояния . Такие психические состояния, как агрессивность, тре­вожность, нейротизм и др., влияют как на выбор, так и на осуществление профессиональной деятельности, могут стать как конструктивным, так и деструктивным фактором во взаимоотношениях в трудовом коллективе;

самооценка и особенности формирования профессиональных планов . В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении.

Психодиагностические методы, в основном, те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические – на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.

В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика .Ее особенности заключаются в следующем:

· результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;

· выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способ­ностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности;

· осуществляется мониторинг профессионального развития личности;

· определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы.

1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.

4. Интерактивные методики .В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая так же, как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

5. Проективные методики, построенные, главным образом, на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проективные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематический апперцептивный тест и др.

6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

7. Приборные психофизиологические методики, применяемые, в основном, в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

К этой группе психодиагностических методик относятся также аппаратурные поведенческие методики .С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профконсультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профконсультационной проблемы, определяет психодиаг­ностическое поле деятельности практического психолога (табл.15).

При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инструмен­тарий, произвести отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.

Таблица 15

Психодиагностическое поле профессионального консультирования

Проблема
профконсультирования

Методы психодиагностики

Профессиональное самоопределение

Тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова; опросники профессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др.

Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз и др. Беседа, интервью

Профессиональная пригодность

Приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики. Тесты интеллекта, специальных способностей. Тесты достижений

Профессиональная адаптация

Стандартизированное аналитическое наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: «Завершение предложения», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические проективные методики и др.

Реализация профессионально-психологического потенциала

Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники: потребность в достижении, самоотношение. Методики шкалирования и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психологическая беседа, интервью

Профессиональный рост, карьера

Объективные тесты интеллекта, креативности. Тесты достижений, самоотношения. Проективные методики: «Завершение предложения», ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, графические проективные методики. Методики шкалирования: семантический дифференциал, методики определения самооценки, уровня притязаний и др.

Профессиональные деструкции (стагнация, кризисы, конфликты)

Тесты-опросники: ММР1, тест Кеттелла. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуарные решетки Келли, методики определения самооценки, семантического дифференциала и др.

Профессиональная реабилитация

Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко. Проективные методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, графического проектирования. Тесты интеллекта, достижений и специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизированное наблюдение и др.

Психологическая диагностика ,как отмечает Е.М. Борисова, начинается еще в процессе в школьной профориентации.

Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного психодиагностического обследования учащегося состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. В основе такого подхода лежит представление о профессиональной пригодности как некоем изначально присущем человеку качестве, которое можно выявить с помощью психодиагностического обследования. При этом предполагается, что, с одной стороны, есть объективные требования профессий к психологическим качествам человека, с другой – сами эти качества, поддающиеся диагностике, надо лишь соотнести одно с другим, и сразу будет решен вопрос о том, к какой профессии «предназначен» данный человек. Внешне логичная, эта схема оказывается внутренне противоречивой и несостоятельной в практике профконсультирования. Не говоря уже об отсутствии исчерпывающего перечня требований профессии к человеку, вряд ли можно полагать, что проводимое диагностическое исследование даст возможность получить достаточно устойчивую картину индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося.

Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Выявляемое в психодиагностическом эксперименте актуальное состояние психики складывается под влиянием многих факторов, но без направленного ее формирования на какую-либо деятельность. Откуда же ждать соответствия диагностируемых способностей профессиональным требованиям?

Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути форми­рования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отри­цательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации (которая и изучается психодиагностическими методами в первую очередь), и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора. Этот результат лишь ориентировочный.

Самый существенный недостаток «диагностической» профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

В чем же тогда состоит смысл психодиагностической работы в профконсультации, и нужна ли она вообще? Психодиагностическое обследование, безусловно, полезно, но его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Сама консультация не одноразовое мероприятие, это большой, иногда длительный совместный труд психолога и учащегося, в котором полностью применимы принципы педагогики сотрудничества. Решение о выборе профессии или области деятельности должно рождаться в ходе совместной работы.

Школьный психолог в своей профконсультационной работе должен проводить идею о том, что нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельности оказалась бы и в целом, и в отдельных функциях соответствующей этой деятельности. Индивидуализированная структура способностей, удовлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.

Психодиагностическое обследование должно помочь учащемуся лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.

Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним профконсультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга.

Как уже было сказано, профдиагностическое обследование в школе начинается с диагностики мотивационной сферы личности, диагностики способностей и достижений.

Актуальность психологической диагностики мотивов и способностей определяется, в первую очередь, большой практической значимостью этой проблемы для профориентации, их развития и последующего профотбора. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация в эпоху НТР, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения побудительной сферы, интеллекта, способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей и их качественного своеобразия. В профессиональной ориентации одним из важнейших направлений выбора профессии являются некоторые представления о том, какого рода знания и умения являются необходимыми для обучения в средне-специальном, высшем учебном заведении или для успешной работы. Абитуриент или претендент на какое-либо рабочее место должен продемонстрировать, что он знает и какими умениями владеет.

Психодиагностика – это всегда диагностика какого-либо конкретного психического содержания. Важнейшим содержательным разделом диагностики является оценка индивидуальных различий в области интеллекта, способностей и уровня достижений. Тесты, предназначенные для получения показателей этих различий, называют тестами на определение «максимальных возможностей», поскольку тестируемый человек должен показать все, на что он способен. При этом его ответы в соответствии с определенным правилом оцениваются как правильные или неверные.

Целевая аудитория:

  • Специалисты с высшим образованием.
  • Кто заинтересован в овладении практической психологией.

По завершению курса выпускник получает диплом переподготовки установленного образца РФ Высшей школы экономики переподготовки с правом ведения профессиональной деятельности.

Документы для поступления:

  • Заполненная анкета (на компьютере).
  • Ксерокопия паспорта.
  • Ксерокопия диплома (обязательно высшее образование).
  • Две фотографии 3×4.

Программа

Модуль 1. Цветков М.Ю. "Общая психология и социальная психология":

  • Психология личности.
  • Психология конфликта.
  • Психология эмоций.
  • Психология общения.
  • Социальная психология групп.

Модуль 2. Цветков М.Ю. "Клиническая психология и основы психосоматики":

  • Предмет и объект клинической психологии.
  • Методологические проблемы клинической психологии.
  • Клиническая психология в соматической медицине.
  • Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине.

Модуль 3. Крупецкая Е.С. "Психодиагностика":

  • Методические основы психодиагностического обследования.
  • Классификация психодиагностических методик.
  • Психологическая диагностика свойств личности.
  • Психологическая диагностика свойств интеллекта.

Модуль 4. Сирма И.П. "Искусство психологического консультирования":

  • Психоанализ и психоаналитическая терапия.
  • Аналитическая психология К.Г. Юнга.
  • Гуманистическая психология.

Дата: сентябрь 2015 г.

Модуль 5. Ярошенкова О.Ю. "HRс нуля":

  • Кадровая служба организации.
  • Подбор персонала.
  • Мотивация персонала.
  • Адаптация персонала.
  • Схема вознаграждения в организации.

Модуль 6. Крупецкая Е.С. "Групповая психотерапия":

  • История и развитие групповой психотерапии.
  • Классификация и основные направления.
  • Изучение групповых норм.
  • Общие методы работы в групповой психотерапии.

Модуль 7. Иванова К.В. "Семейное консультирование":

  • История возникновения семейной терапии.
  • Основные школы и направления семейной психотерапии.
  • Семья как система.
  • Семейная психотерапия: принципы и процессы
  • Техники семейной психотерапии

Модуль 8. Автаева А.В. "Телесно-ориентированная терапия":

  • История телесно-ориентированного подхода в психотерапии.
  • Психология тела В. Райха.
  • Биосинтез.
  • Современный соматический подход.

Модуль 9. Крупецкая Е.С. "Психолого-педагогическое консультирование":

  • Предмет и задачи психолого-педагогического консультирования.
  • Психодинамика развития ребёнка и психология семейного воспитания.
  • Родитель, ребёнок и школа: психология взаимодействия.

Модуль 10. Автаева А.В. "Тренинг личностного роста":

  • Тренинг личностного роста — особый вид групповой психологической работы.
  • Основные параметры межличностных взаимодействий в тренинге.

Модуль 11. Арутюнян А.Ю. "Арт-терапия":

  • Базовые техники арт-терапии.
  • Теория и практика арт-терапии.
  • Терапевтические подходы в арт-терапии.
  • Личностно-профессиональный тренинг.

Модуль 12. Подготовка и защита выпускной аттестационной работы.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Программа профессиональной переподготовки
«Психологическое консультирование и психодиагностика личности»

Руководитель программы. Кандидат психологических наук, доцент .

Контакты. Тел. +7 985 615-89-93.

Цель программы. Подготовка высококвалифицированных психологов-практиков, сочетающая достаточно высокий теоретический уровень с умениями анализировать и решать на практике широкий круг проблем: личные, межличностные, семейные, сексуальные, детские, родительские и др.

Преподаватели. Ядром преподавательского состава являются ведущие профессора и доценты факультета психологии МГУ. Для проведения практических занятий привлекаются известные в России и за рубежом специалисты-практики в сфере психотерапии, психоанализа, психодиагностики и других своевременных направлений психологической помощи.

Слушатели программы. Лица, имеющие высшее образование, желающие получить систематизированные знания и навыки для работы в центрах психологической помощи, в области частной практики, в медико-психологических центрах и сфере консультативных услуг широкого профиля.

Выдаваемый документ. Диплом о прохождении профессиональной переподготовки в МГУ, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере психологического консультирования и психодиагностики личности.

Сроки обучения. Объём программы - 702 ак. часа. Продолжительность обучения - 2 учебных года (4 учебных семестра). Занятия проводятся 3 раза в неделю. Время занятий: в рабочие дни с 18:30 по 21:40, суббота - в дневное время. Начало занятий с 1 октября.

Оплата. Стоимость обучения в 2018/2019 учебном году составляет 500 000 рублей за два года обучения. Оплата обучения производится по семестрам строго в соответствии с указанной стоимостью без взимания какой-либо дополнительной оплаты со слушателей за образовательные услуги, не предусмотренные договором с МГУ.

Условия приёма. По результатам собеседования. Собеседование проводится строго по записи с 27 августа по 1 октября 2018 года в рабочие дни с 15:00 до 19:00.

Перечень документов: паспорт и его ксерокопия, диплом о высшем образовании и его ксерокопия, две фотографии 3х4. Если было изменение фамилии или имени после получения диплома о высшем образовании необходим документ, подтверждающий этот факт.

Учебный план.

Наименование дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Семестр 1
Общая психология личности
Психология характера и индивидуальных различий
Возрастная психология и психология развития
Психологическая помощь в истории культуры
Основы психодиагностики и тестологии
Семестр 2
Концепции и методы психологического консультирования и психотерапии
Семейная психотерапия
Практикум по психодиагностике: личностные тесты и опросники
Проективные рисуночные методики психодиагностики
Юнгианский психоанализ
Психология детско-родительских
отношений
Семестр 3
Общая психопатология
Гуманистическая психотерапия
Клиническая психология
Практикум по семейной психотерапии
Введение в психотерапевтическую
практику
Семестр 4
Гештальт-терапия
Психотерапия пищевой зависимости
Введение в сексологию
Практикум по индивидуальному консультированию
Нейропсихология
Основы психосоматики
Дипломная работа

ИТОГО:

Итоговая аттестация: защита дипломной работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Представления психологов-консультантов о том, нужна ли им психодиагностика и как они могут ее использовать в своей практической работе, разнообразны, но в целом довольно скептичны. Одна из причин этого - отсутствие интереса к подобным вопросам со стороны специалистов по психодиагностике, которые (в отличие, например, от тех, кто работает в детской или организационной психологии), как правило, не считают своей непосредственной задачей проблемы адаптации психодиагностики к конкретным практическим задачам и ситуациям психологического консультирования. В результате психолог-консультант имеет в своем распоряжении набор качественных инструментов при отсутствии четкого представления о том, зачем они ему нужны. Поэтому набор остается невостребованным, или используется недостаточно эффективно, или вообще не по назначению.

К преимуществам, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи можно отнести:

Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут и противоречить им, что должно стать серьезным основанием для их проверки, а возможно и пересмотра.

Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи. Дополнительные возможности по высвобождению времени психолога на проведение тестирования и обработку результатов обеспечивает компьютерное тестирование.

Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. Эта информация как правило гораздо богаче и объективнее, чем, к примеру, записи психотерапевтической сессии. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом, если возникнет потребность в их повторном анализе или переосмыслении.

Возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки, а то и сотни специально отобранных вопросов, тогда как при беседе психолог часто делает выводы на основе меньшей по количеству и более фрагментарной информации. Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.

психодиагностика личностный консультирование

1. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Для понимания возможностей психодиагностики имеет принципиальное значение то, какие методы использует психолог в своей работе - тестовые или экспертные. Тестовые методы предполагают использование тестов как относительно кратких стандартизованных испытаний, позволяющих дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Стандартизованное испытание подразумевает наличие стандарта процедуры проведения тестирования, обработки его результатов и их содержательной оценки, который задается разработчиком теста, а от пользователя требуется строгое его соблюдение. Основными атрибуты качественного теста являются: стандартный тестовый материал, ключи для обработки, тестовые нормы, сведения об основных характеристиках теста - валидности и надежности, которые позволят пользователю оценить качество теста и его соответствие задачам исследования, а также основы интерпретации, пользуясь которыми можно «перевести» количественный показатель испытуемого в описание его психологических особенностей.

В отличие от тестовых методов, экспертные (клинические) методы не предполагают стандартизации. Процедура их проведения и анализа задана не так жестко. Их результатом является качественная оценка психологических особенностей испытуемого. Как правило, экспертные методы предполагают развернутое взаимодействие между психологом и испытуемым. Они позволяют дать углубленное целостное описание психики человека, дают возможность гибко адаптировать процедуру психодиагностического исследования к индивидуальным особенностям конкретного клиента. Однако при работе с экспертными методами следует учитывать, что они, как правило, не имеют жесткой схемы анализа и интерпретации результатов, и поэтому эффективность их применения зависит от опыта и интуиции психолога. Чем меньше опыт применения методики, тем меньше информации она дает психологу, тем больше вероятность неправильных выводов.

Таким образом, работа психолога в рамках тестового или экспертного подхода принципиально различается по своей «идеологии». Оба они могут дать богатую информацию практическому психологу, для чего необходимо четко представлять, с каким методом - тестовым или экспертным - и с помощью какого подхода психолог работает. Однако на практике это происходит далеко не всегда, и поэтому с тестами работают как с экспертными методами, произвольно меняя процедуры и не заботясь о проверке качества теста, а от экспертных методов ожидают строгости и однозначности результатов, реально возможных только при работе с тестами.

Т.В.Барлас приводит некоторые сравнительно простые экспертные методики, которые могут быть использованы психологами-консультантами в их практической работе:

Проективная методика неоконченных предложений, восходящая к ассоциативному эксперименту Юнга, предполагает завершение испытуемым фраз, начало которых произносит психолог;

Методика личностного дифференциала предназначена для изучения самооценки, а также межличностного восприятия и межличностных отношений. Испытуемому предлагается оценить себя или какого-то человека с помощью набора из 21 пары прилагательных. При анализе методики представляют интерес как отдельные оценки, так и три интегральных показателя, получивших название Оценка, Сила, Активность;

Методика «Психологическая время» предназначена для структурированной самооценки жизненного пути и планов на будущее. Она предусматривает выполнение испытуемым всех или некоторых из нижеперечисленных заданий. В процессе их выполнения испытуемый дает необходимые с его точки зрения комментарии.

Психодиагностика не отделена непреодолимой преградой от психотерапевтических техник. Точно также, как любые психотерапевтические вмешательства имеют диагностический аспект, психодиагностические методики имеют психотерапевтический потенциал и могут использоваться для решения различных задач психологической помощи:

а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах. В подобной ситуации выполнение психодиагностической методики может стать способом структурировать процесс взаимодействия с клиентом. Экспертные методики, предполагающие такое взаимодействие, в подобной ситуации уместнее тестовых. В частности, для этого особенно хорошо подходят методики, посвященные самоописанию и оценке прошлого опыта.

б) Повышение доверия. Данную задачу удается выполнить, если при обсуждении результатов психодиагностического обследования клиент слышит то, что он расценивает как верное, интересное, важное для него и вместе с тем, неочевидное, такое, о чем, по представлению клиента, нельзя догадаться на основе предшествующего взаимодействия. Если это удается, клиент убеждается: психолог действительно понимает его и является компетентным специалистом, что увеличивает доверие и способствует формированию позитивных ожиданий. Для этой задачи лучше всего подходят рисуночные проективные методы, в которых для неспециалистов связь рисунка и интерпретации малоочевидна, а также личностные опросники.

в) Углубление представления клиента о себе, которое может происходить на разных этапах психодиагностического обследования. Во-первых, уже отвечая на многочисленные вопросы о самом себе, клиент как правило начинает более пристально и внимательно оценивать себя, задумываться о своих проблемах ("Как жаль, что в жизни никто не задает таких вопросов", - сказал однажды молодой человек, закончив отвечать на вопросы теста). Во-вторых, новая для клиента информация, получаемая на основе многих экспертных методик, настолько очевидна, что не нуждается или почти не нуждается в комментариях психолога. Иногда для самостоятельной интерпретации клиента достаточно задать наводящий вопрос или обратить его внимание на какой-то ответ или противоречие. И наконец, самую обширную информацию о себе клиент получает, когда ему сообщают о результатах исследования. Форма обсуждения результатов, полнота их изложения определяется конкретной ситуацией, однако если психодиагностика была проведена, то обратная связь клиенту должна быть предоставлена обязательно.

г) Создание и укрепление мотивации для психологической помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы. Наиболее актуально использование психодиагностики для создания мотивации в двух ситуациях. Первая из них возникает, когда клиент, частично осознавая свои проблемы, еще не пришел к решению о необходимости психологической помощи. В этом случае может возникнуть запрос на тестирование, психологически более приемлемый для клиента, который на самом деле является замаскированным запросом на оказание помощи. Обсуждение результатов психодиагностики и выявленных проблем может помочь клиенту принять решение об обращении к психологу-консультанту или психотерапевту. Вторая ситуация возникает, когда клиент приходит не по своей инициативе и не предъявляет никаких проблем. В этом случае также имеет смысл выявить проблемы с помощью психодиагностического обследования и обсудить их с клиентом.

Психодиагностическое обследование, как и другие формы деятельности психолога, должно проводиться в соответствии с этическими нормами. Эти положения таковы.

1. Добровольность участия в психодиагностическом обследовании, которая подразумевает не только формальное согласие испытуемого, но и осознание им целей и задач исследования, а также того, как будут использоваться его результаты. Для обследования детей до 16 лет необходимо согласие их родителей.

2. Конфиденциальность информации. Результаты могут быть сообщены третьим лицам только с согласия испытуемого. Эта норма имеет следующие ограничения.

Обследование, которое проводится в интересах организации (школа, предприятие, суд и др.) подразумевает ознакомление заранее оговоренного круга лиц из организации с результатами. Однако испытуемый должен быть поставлен в известность об этом до того, как он даст согласие на обследование.

Родители имеют право на информацию о результатах своих детей.

Профессиональная тайна может быть нарушена в рамках требований законодательства.

3. Ограничение распространения психодиагностических методик - профессиональные методики должны распространяться только среди специалистов, которые могут обеспечить их квалифицированное применение, и не попадать в руки недостаточно компетентных людей и потенциальных испытуемых.

4. Достаточная квалификация пользователей психодиагностических методов

5. Психопрофилактическое изложение результатов психодиагностического обследования предполагает такой способ их изложения, который не наносит вреда самооценке испытуемого и не имеет иных нежелательных последствий.

Рекомендации и требования, касающиеся заключения для испытуемого по результатам психодиагностического обследования, часто достаточно противоречивы и не содержат внятных указаний на способы преодолеть эти противоречия. Многие из подобных вопросов и противоречий могу быть разрешены, если руководствоваться тезисом о том, что заключение для испытуемого по результатам психодиагностического обследования - это «особая форма психотерапевтического сообщения» (Тобиас, 2003) и следовательно при его проведении следует руководствоваться принципами и правилами психологического консультирования и психотерапии. Если немного изменить терминологию, то станет понятно, что вопросы, на которые трудно найти ответы в рамках психодиагностики, достаточно разработаны в психологическом консультировании (Алешина, 1999; Кочюнас, 1999). Так, если считать заключение вариантом консультирования, станет очевидно, что устный вариант в подавляющем большинстве случаев является предпочтительнее, чем письменный (вряд ли консультант будет рассматривать вариант письменного консультирования, если возможно очное). Если мы будем рассматривать информацию психодиагностического заключения как вариант интерпретации, то станет понятно, что далеко не вся информация может быть донесена до испытуемого/ клиента (интерпретация может быть дана, лишь если она уместна и может быть принята клиентом). При этом до начала взаимодействия с испытуемым невозможно точно предвидеть его реакцию на сообщаемую информацию и следовательно неясно, какую часть этой информации можно будет донести до испытуемого. Поэтому сообщение результатов обследования должно быть диалогичным и гибким; психолог должен быть готов изменить его содержание в зависимости от реакции испытуемого.

При обсуждении информации, которая может затрагивать достаточно серьезные личностные проблемы и конфликты, уместно использовать техники вопроса и «мягкой» конфронтации (Ягнюк, 2000). Вопрос дает возможность не представлять подобную информацию как непререкаемую истину, но скорее как одну из возможностей. К примеру: «Результаты теста показывают, что вы….. Что вы по этому поводу думаете?».

При психодиагностическом обследовании достаточно часто выявляются противоречия, которые могут отражать реальные конфликты и проблемы в жизни испытуемого. Техника «мягкой» конфронтации позволяет представить имеющееся в результатах обследования противоречие без развернутой интерпретации, предоставив испытуемому возможность самостоятельно дать интерпретацию, или задуматься над проблемой, или же обесценить результаты, используя психологические защиты. В последнем случае, скорее всего, последующая интерпретация противоречия психологом нецелесообразна.

Учитывая общность психологического консультирования и беседы по результатам психодиагностического обследования, можно выделить следующие желательные особенности рекомендаций.

Если испытуемый ориентирован на получение рекомендаций, то желательно предоставить ему рекомендации, даже если психолог расценивает готовность клиента к их выполнению как низкую, с целью избежать выраженного разочарования и негативной оценки психодиагностического обследования в целом; в подобных случаях рекомендации следует формулировать в как можно более общем виде.

Если есть такая возможность, беседу следует завершить, сообщив о том, что испытуемый может при желании вновь обратиться к психологу для повторного обсуждения результатов, частичного или полного повторения обследования или за психологической помощью. Эта возможность нередко оказывается востребованной.

Эффективность психодиагностических процедур, сопоставимая по эффективности с психотерапевтическим воздействием, в последнее время считается важным аспектом диагностики и оценки. Показано, что обратная связь по результатам тестирования является более эффективной (уменьшение симптоматики дистресса, увеличение самооценки), чем сессия поддерживающей психотерапии такой же продолжительности, причем позитивный эффект сохранялся в течение двухнедельного срока (Finn, Tonsager, 1992). Выделяются следующие виды позитивных эффектов, которые оказывает беседа по результатам диагностики (Finn, Butcher, 1991)

Повышение самооценки

Уменьшение одиночества и чувства изолированности

Увеличение надежд

Уменьшение симптоматики

Улучшение понимания себя

Увеличение мотивации к получению психологической помощи и к более активному участию в психотерапии, если она уже проводится.

По данным Т.В.Барласа, по результатам проведения психодиагностического обследования с последующей беседой отмечается ряд положительных эффектов (по данным катамнеза, от 4 месяцев до двух лет после проведения обследования)

1.Выраженные изменения к лучшему жизненной ситуации. Случаи, когда причинная связь между обследованием и происшедшими изменениями очевидна, достаточно редки. Однако происшедшие в результате психодиагностического обследования изменения могут быть столь разительны, что могут оцениваться как «самая удачная и элегантная психотерапия, которую я когда-либо совершал» (Corsini, 1984). Приведенный им пример удивителен еще и тем, что заключение психолога по результатам тестирования состояло всего из одной фразы (о высоком IQ), которая изменила жизнь человека. Интерпретация испытуемым (заключенным в тюрьме) этой фразы «вызвала полнейшее изменение в представлении о себе и привела к изменениям в поведении и в его чувствах относительно себя самого и окружающих».

Достаточно часто в катамнезе после психодиагностического обследования встречаются упоминания явных изменений к лучшему жизненной ситуации - уменьшение конфликтов в семье, улучшение межличностных отношений, служебные успехи и пр. - однако достаточных оснований для того, чтобы считать эти изменения следствием проделанной совместно с психологом работы как правило нет, хотя и исключать такую возможность не стоит.

2. Принятие решений на основе результатов психодиагностического обследования. Гораздо чаще, чем принятие новых решений на основе полученной при психодиагностическом обследовании информации и ее обсуждения с психологом, результатом проведенной работы является укрепление уверенности в решении, фактически принятом еще до обследования, но в котором клиент сомневался, или выбор из нескольких вариантов решения.

3. Повышение самооценки (словами испытуемых, «укрепление веры в себя», «повышение уверенности в себе») отмечается большинством испытуемых в качестве результата психодиагностического обследования и является по нашим данным наиболее выраженным эффектом обследования.

Основными факторами, определяющими эффективность психодиагностического обследования, причем в некоторых случаях большую, являются:

Самоанализ, который происходит в процессе ответов на вопросы психодиагностического обследования и дает возможность задуматься над темами и проблемами, над которыми клиент раньше не думал, получить ценную информацию даже без обсуждения результатов

Наглядность информации, получаемая в результате психодиагностического обследования, ее представление в виде чисел, графиков и пр., возможность сравнить свои результаты со статистической нормой.

Объективность тестов: их результаты часто воспринимаются испытуемыми как более значимая и достоверная информация, чем слова психолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, если представить психодиагностическое заключения для испытуемого/клиента как вариант психологического консультирования, то можно предложить следующие рекомендации по его проведению:

При сообщении испытуемому результатов обследования следует руководствоваться теми же принципами, что и при проведении психологического консультирования; в частности, следует воздерживаться от действий и сообщений, от которых психолог воздерживается при проведении консультирования.

Заключение должно быть устным

Заключение должно строиться как диалог

Полнота сообщаемой испытуемому информации определяется в процессе беседы.

При проведении беседы желательно использовать принципы деноминализации, контекстуализации и позитивной реинтерпретации:

1) Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих особенности испытуемого, из существительных или прилагательных в глаголы (к примеру, вместо «вы - экстраверт» можно сказать «вы обычно легко и свободно общаетесь»). Принцип помогает избежать восприятия информации психолога как «диагноза».

2) Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности (вместо «вы испытываете трудности в общении - «вы испытываете трудности, общаясь с незнакомыми людьми, или в большой компании, где вы на виду»). Принцип помогает избежать представления о том, что трудности, связанные с особенностями испытуемого, являются всеобъемлющими и подстерегают его всегда и везде.

3) Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения (вместо «вы не можете сосредоточиться, когда вокруг шумно» - «для работы вам нужна тишина»). Принцип позволяет избежать представления об ограниченных возможностях клиента и фатальном отсутствии у него тех или иных качеств.

Вместе с тем, следует признать, что психодиагностическое обследование как правило предполагает единственную встречу с психологом по результатам обследования, в ходе которой у клиента обычно отсутствует осознанная мотивация к самоизменению: он настроен скорее на получение информации и (или) рекомендаций. Поэтому в большинстве случаев психодиагностическое обследование не может привести к выраженным изменениям. Чаще всего испытуемый в первую очередь воспринимает ту информацию, которая не противоречит его Я-концепции и соответствует его жизненным планам. В противном случае информация не воспринимается адекватно и (или) искажается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барлас, Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы / Журнал практической психологии и психоанализа, 2003.- №1.

2. Барлас, Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии / Ежегодник по психотерапии и психоанализу 2012 / отв. ред. К. В. Ягнюк, 2012. - С.150-166.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психодиагностика в психологическом консультировании. Методы психологического тестирования и сферы их применения. Организация и проведение исследования социально-психологических факторов профессиональной адаптации сотрудников фирмы, анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2015

    Роль беседы в психологии и психологическом консультировании, основные этапы ее реализации. Особенности ведения беседы в психологическом консультировании. Приемы ведения беседы в психологическом консультировании: специальные вопросы и уточняющие техники.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2012

    Психологическое консультирование; практические задачи и значение психодиагностики. Аспекты изучения личностной индивидуальности: исследование пары на этапе планирования семьи с помощью тестов, неформализованных методик; итоги наблюдения и взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2011

    Психодиагностика: понятие, цели. Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву. Характеристика методик, которые применяются для психодиагностики курсантов. Оценка коммуникативных способностей в процессе первичной профконсультации.

    реферат , добавлен 21.10.2009

    Сущность психодиагностики. Задачи научной и практической психодиагностики. Методы вычисления коэффициента корреляции. Создание количественных и качественных методов психодиагностики. Модели оценки личности. Пихологические основы взаимодействия в обществе.

    тест , добавлен 10.12.2011

    Исследование особенностей диагностической работы организационного психолога. Характеристика практики оказания действенной психологической помощи людям. Изучение значимости психодиагностических методик, применяемых в психологическом консультировании.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Место и роль психодиагностики в системе научного знания. Методики и принципы психодиагностики. Теория психоанализа З. Фрейда, теория отчуждения Э. Фромма, трансакционный анализ личности Э. Берна. Конструирование и проблемы достоверности теста, опросника.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2010

    Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Особенности развития отечественной психодиагностики. Требования, предъявляемые к квалификации психодиагноста. Понятие надежности теста как устойчивости к действию побочных факторов. Подходы и психодиагностические методики в сфере диагностики интеллекта.

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Сбор информации об человеческой психике как цель психологической диагностики, ее развитие и становление в России и зарубежных странах. Истоки истории психодиагностики, возникновение экспериментальной психологии. Работы по психологическому тестированию.