Словарный запас в 5 лет. Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

Конспект занятия в старшей группе, на тему "Фрукты, овощи"

Бакирова Лилия Фанисовна, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №7 «Колосок», город Нурлат
Описание материала: Это занятие будет полезно для учителей-логопедов, и для воспитателей старшей группы. Занятия предназначено для детей старшей группы (возраст 5-6 лет). Занятие является закреплением ранее изученного материала.
Цель: закрепление признаков и названий фруктов и овощей
Задачи:
Образовательная: расширение словарного запаса (название и признаки фруктов, овощей, понятие "сад" и "огород"), формирование умения отвечать полным предложением на вопрос, закрепить знания детей о фруктах и овощах, умение составлять описательные рассказы, развитие умения образовывать множественное число существительныхх от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные
Коррекционно-развивающая: развитие процессов концентрации внимания, зрительного восприятия, развитие памяти, мышления, развитие мелкой моторики
Воспитательная: воспитание любви к природе и бережного к ней отношения, воспитание умения работать в коллективе, воспитание дисциплинированности
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением фруктов и овощей, картина сада, огорода, мешочек с фруктами и овощами, игра "Поваренок", "Волшебное дерево"
Ход занятия:
1.Орг. момент
Игра "4й лишний"
Логопед: здравствуйте, ребята!!!
Дети: Здравствуйте
Логопед: а сейчас ребятки, на свой стульчик сядет тот, кто назовет лишний предмет:
стол, яблоко, диван. кресло
яблоко, банан, ананас, огурец
малина, клубника, черника, груша
юбка, морковь, платье, майка
2. Беседа-диалог с детьми:
Логопед:

Давайте назовем все фрукты и овощи, которые выставлены на доске

- Сегодня мы с вами будем говорить о фруктах и овощах.
- В какое время года мы собираем урожай фруктов и овощей?
- Где растут? На чем?


- Что приготовить?
- Для чего их нужно кушать?
3. Волшебный мешочек
Вот мы с вами и вспомнили, всё что мы знаем об овощах и фруктах, а сейчас я приготовила для вас мешочек, как вы думаете, что может быть в этом мешочке?
Дети: овощи и фрукты
Логопед: правильно. Сейчас вы по очереди будете засовывать руку в мешочек, и на ощупь должны отгадать, что вы нашли в этом мешочке. А когда уже вытащите свой фрукт или овощ, расскажите о нем, какого цвета, формы, какой на ощупь, где растет, что можно из него приготовить. Посмотрим, какие вы внимательные и догадливые.
4. Д/и с мячом "Один-много "
Вы наверное немножко устали сидеть, давайте с вами встанем и поиграем с мячом. Я вам говорю один фрукт ил овощ, а вы мне называете много таких овощей или фруктов. Кому я кинула мяч, тот и говорит.
5. Игра "Волшебное деревце"
У меня для вас приготовлена ещё одна игра, она называется "Волшебное дерево".


Посмотрите на него внимательно, догадались, почему оно волшебное?
Дети: на нем растут фрукты и овощи
Логопед: верно, а на деревьях у нас только что может расти?
Дети: фрукты
Логопед: А овощи где растут?
Дети: в огороде на грядках
Логопед: совершенно верно. И вот сейчас каждый из вас соединит резиночкой свои любимые фрукты, или овощи. Не запутайтесь. Одной резиночкой можно соединить только 2 фрукта, или 2 овоща. И потом посмотрим кто из вас какие фрукты или овощи любит.
6. Самомассаж с шипованными мячами
Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку)
7. Игра "Поварёнок"


Логопед: А сейчас ребята, мы с вами поиграем ещё в одну очень интересную игру, игра называет "Поварята", мы с вами будем поварятами. А готовить мы будем сок и варенье из разных фруктов. Я каждому из вас раздаю баночку с вареньем и коробочку с соком, на них изображены фрукты. А вы должны будет приклеить коробочку с соком и баночку с вареньем под тот фрукт, который изображен на листе. И не забудьте нам сказать какой же сок и варенье у вас получится. Постарайтесь свой сок и варенье назвать правильно не ошибайтесь.
8. Итог занятия
Логопед:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Где растут фрукты, где овощи?
- Какая польза во фруктах и овощах?
- Что вам сегодня больше всего понравилось?
- Вы большие молодцы. Мне очень понравилось, как вы себя вели. До свидания.

Кристина Костереноко

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Овощи, фрукты»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе.

Воспитатель: Костеренко КристинаНиколаевна

г. Щёлково

Тема: ”Овощи, фрукты”.

Программное содержание: формировать представления об овощах и фруктах, развивать умение употреблять их в речи, закреплять понятие о цвете, упражнять в наклеивании готовых форм, формировать навык обьединять предметы по одному признаку и выделять среди них лишний предмет, упражнять в работе с клеем.

Оборудование: муляжи фруктов и овощей, наглядность с изображением огорода и сада, заготовки из цветной бумаги фрукты и овощи, салфетки и клей, карточки с изображением овощей и фруктов, воспитание чувства коллективизма.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество.

Ход занятия:

Дети входят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас всех видеть, давайте повернемся друг к другу и улыбнемся, что бы у нас было хорошее настроение.

Происходит эмоциональный настрой на занятие.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны будите отгадать, куда мы попадем в первую очередь:

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

Это наша (бабушка) .

Воспитатель: Правильно, мы отправимся в гости к бабушке.

Ребята, а бабушка у себя посадила огород! Что может посадить бабушка?

Сейчас я достану чудесный мешочек, и мы узнаем, что у нее растет!

Проводится дидактическая игра” Что растет на грядке”.

Дети достают по овощу и его называют. При этом говорят его описание.

Например: Помидор, какой? (помидор круглый, красный, сочный) .

Огурец, какой? (Огурец длинный, зеленый) .

Воспитатель: Какие вы молодцы.

Физминутка.

Мы капусту рубим – рубим,

Мы капусту мнем – мнем,

Мы капусту солим – солим,

Мы капусту жмем – жмем.

Дети идут и садятся на ковер.

Воспитатель: А кто это сидит у нас на полянке?

Дети: Заяц.

Воспитатель: А зайчик нам приготовил задание.

Дидактическая игра “ Найди лишнее”.

Дети с помощью воспитателя выбирают из предложенных карточек с изображением овощей и фруктов лишний предмет.

Например: Нарисовано 3 овоща и один фрукт, дети должны исключить фрукт, потому что остальные все овощи.

Динамическая пауза.

На носочки я встаю

Яблочко я достаю

С яблочком бегу домой

Мамочки подарок мой.

Воспитатель: А сейчас мы сделаем нашей мамочке подарок. Для этого мы должны будим с вами пойти и собрать много фруктов. Кто что соберет то и будите наклеивать на наш большой лист.

Коллективная работа.

Дети вместе с воспитателем ходят по группе и собирают фрукты, вырезанные из цветной бумаги. Воспитатель при этом спрашивает, кто что нашел. Затем фрукты дети приклеивают в нарисованную корзинку, выполняя при этом коллективную работу. Воспитатель следит за правильной работой с клеем и как дети умеют пользоваться салфеткой.

Воспитатель: Про что мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: Про овощи и фрукты.

Воспитатель: Чем мы еще занимались?

Ответы детей.

После занятия ватман с коллективной работой вывешивается в приемной для родителей.





Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ФЦКМ «Овощи и фрукты» Цель: -Формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей:познание,математика,развитие.

Итоговое занятие к теме недели «Овощи и фрукты. Как мы варили суп и компот» Цели и задачи: 1. Учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли. 2. Учить кормить куклу ложкой из тарелки. 3. Формировать отношение к.

Итоговое занятие темы недели «Овощи и фрукты». Конспект занятия «Как мы варили суп и компот» Итоговое занятие к теме недели «Овощи и фрукты. Как мы варили суп и компот» Орсина А. А. Итоговое занятие к теме недели «Овощи и фрукты.

Комплексное занятие во второй младшей группе (аппликация, ознакомление с окружающим, развитие речи) Цель: 1. Закрепить знания о классификации.

Тема: " Фрукты и овощи"Цели: расширить и уточнить представление детей об овощах и фруктах, их признаках, месте произрастания, учить отгадывать.

Цель: 1. Учить детей узнавать и называть овощи, ввести в активный словарь детей обобщающее слово «овощи». 2. Формировать представление.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: Овощи

Цели:

1)Закрепить знания детей об овощах.

2)Учить находить сходства и отличия (по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь).

3)Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно – ласкательную и множественную форму существительных.

4)Воспитывать культуру поведения за столом во время приема пищи.

Оборудование: две корзины, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мячик.

Ход занятия

1)Организационный момент.

Воспитатель: Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу – ох!

Воспитатель: Что принесла хозяйка с базара? (Дети называют овощи, воспитатель достает их из корзинки)

Воспитатель: Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

2. Рассказ воспитателя.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, чеснок. Лук выдергивают; капусту срубают. Картошку выкапывают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи очень полезны, в них много витаминов.

3.Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина), сравнение моркови и свеклы, огурца и помидора, тыквы и кабачка.

4. Игра «В огороде у козы Лизы».

Коза пришла в огород собрать овощи, а там кроме овощей еще насыпали фрукты. Давайте ей поможем: в одну корзину соберем овощи, а в другую – фрукты.

(Дети выбирают картинки с изображением овощей и фруктов, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?

Хрустящая капуста, свежие огурцы, сладкая морковь.

А куда мы положим арбуз? (Арбуз – это большая ягода. Его мы положим отдельно от фруктов и овощей.)

5.Игра «Большой - маленький».

Воспитатель кидает мяч, ребенок должен подобрать слово.

Огурец – огурчик, помидор – помидорчик, чеснок – чесночок.

6.Игра «Назови, какой это сок».

Томат – томатный, морковь – морковный.

7.Физкульминутка.

Мы капусту режем-режем,

Мы капусту мнем-мнем,

Мы капусту давим-давим,

Мы капусту солим-солим.

8. Игра «Составь предложение».

Помидор круглый, а морковка -…..

Огурец овальный, а тыква….

Лук горький, а морковь ….

Огурец зеленый, а помидор…

9.Игра «Мы считаем».

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять-

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

Два огурца. (Счет идет в игре до пяти.)

10. Итог занятия.

О чем мы говорили сегодня?

Где растут овощи?

А сейчас я приглашаю вас за стол – отведать дары осени.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»

Цель: Активизация словаря и закрепление обобщающих понятий по теме.

Задачи: 1. Коррекционно-образовательные

  • Расширение тематического словаря
  • Усвоение навыков образования относительных прилагательных
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • Согласование существительных с прилагательными
  • Образование существительных мн. числа
  • Составление простого описательного рассказа по плану.

2. Коррекционно-развивающие

  • Развитие связной речи
  • Развитие зрительного, пространственного и фонематического восприятия

Развитие внимания, мышления, моторики, логоритмических навыков.

3. Коррекционно-воспитательные

Формировать интерес к занятию.

Оборудование: Корзина с муляжами овощей, сюжетная картина по теме, предметные карточки, опорная схема, разрезные картинки.

Ход занятия

I. Орг. момент

На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди достают оттуда овощи, показывают и говорят: «В корзине лежит…» .

После этого логопед спрашивает: «Как можно назвать все одним словом?»

II. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. «Сбор урожая» . Формирование навыков фразовой речи. Беседа об овощах с рассматриванием тематической картины.

Какое время года изображено на картине?

Что делают люди?

Какие овощи они собирают?

Куда они их складывают, где хранят?

3. Упражнение «Овощи-малютки» . Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Используются предметные карточки.

У меня помидор, а у Даши ………

У меня горох, а у Никиты …… и т.д.

4. Упражнение «Один-много» . Образование мн. ч. существительных.

Одна тыква – много…

Один огурец – много…

Один помидор – много … и т.д.

5. Игровое упражнение «Поварёнок» . Образование относительных прилагательных.

Логопед начинает, а дети заканчивают:

Давайте приготовим обед из овощей.

Сварим суп из гороха. Как называется суп?....

Сделаем пюре из картофеля. Как называется пюре?...

Приготовим салат из свеклы. Какой получился салат?...

Сделаем икру из кабачков. Какая получилась икра?...

Испечем пирог из тыквы. Какой получился пирог?...

Выжмем сок из моркови. Как называется сок?....

Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?....

IV. Физкультминутка

Упражнение «Урожай» . Координация речи с движением.

В огород пойдем, урожай соберем. (Маршируют)

Мы морковки натаскаем («Таскают» )

И картошки накопаем. («Копают» )

Срежем мы кочан капусты, («Срезают» )

Круглый, сочный, очень вкусный. (Круги руками 3 раза)

Щавеля нарвем немножко («Рвут» )

И вернемся по дорожке. (Маршируют)

Игровое упражнение «Повтори чистоговорки» . Воспитание звуковой культуры речи.

Щи – щи – щи – мы собрали овощи;

Ва – ва – ва – покатилась тыква;

Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;

Ла – ла – ла – круглая свекла;

Ох – ох – ох – наварили мы горох;

Чок – чок – чок – в огороде кабачок;

Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.

VII. Итог занятия

Лог.: Молодцы! А давайте вспомним стих про овощи.

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Вот овощи спор завели на столе - Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

Занятие в старшей группе детского сада. Тема: ОВОЩИ

Цели:
1. Выявить знания детей по теме.
2. Вырабатывать навык дифференциации слов разных грамматических категорий.
3. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в сложном предложении.
4. Активизировать и расширять словарь по теме.
Предварительная работа: перед занятием проводится 1-2 целевых прогулки на огород. Дети знакомятся с овощами.
Оборудование: овощи (сырые, вареные, соленые), муляжи, картинки, схемы, корзинка, «Волшебный мешочек».

ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.

На панно выставлены различные картинки, отобрать те, которые подходят к демонстрируемой игрушке (помидор). Расставить на панно и запомнить порядок. Логопед закрывает выставленные детьми картинки и просит по памяти назвать их. При этом он показывает место на панно и спрашивает: «Что там?».
II. Введение в тему.
Детям логопед показывает овощи, они называют их. Обращается внимание на цвет, форму, вкус и другие качества, свойства, признаки.
Задание: вызванный ребенок показывает называемый овощ среди других или называет показываемый. Отвернувшись от стола, по памяти, несколько детей называют овощи, которые лежат на столе.
III. Активизация имеющихся знаний.
1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Наощупь определить овощ, назвать его, описать его признаки.
2. Упражнение «Угадай овощ по вкусу». Ребенку с закрытыми глазами кладут в рот кусочек вареного или сырого овоща. Каждому ребенку дают вперемешку попробовать вареную и сырую морковь, вареный картофель, помидор, свежий и соленый огурец. Ребенок должен угадать по вкусу и описать овощ. Здесь логопед делает акцент голосом при постановке вопроса: «Что это?», «Какой?».

3. Упражнение в дифференциации категорий слов. Логопед показывает картинку «огурцы» и просит детей поставить вопрос («Что это?»). Затем он эту картинку прикрепляет на панно и говорит, что сюда мы будем ставить картинки, к которым можно задать такой же вопрос.
Затем показывается зеленая полоска с картинкой огурец и детей просят задать вопрос о цвете («Какой он?»); о форме и т.д. Полоса, овал, огурец выставляются рядом на панно и детям сообщается о том, что сюда будем ставить картинки, описывающие свойства предмета.
Затем демонстрируется картинка «Мальчик сажает овощи» и логопед просит детей поставить вопрос к действиям мальчика. Как можно спросить и т.д.
После этого логопед показывает картинки, дети задают вопрос, отвечают и ставят в нужный столбик на панно.
Закрепление:
а) самим придумать, подобрать слова к каждому столбику;
б) логопед: «Я буду называть разные слова, а вы должны поднять руку, когда услышите слово, которое может быть включено в этот (сущ., прилаг., глаг.) столбик.
IV. Динамическая пауза.
Спрятались на грядке ловко,
Репка, свекла и морковка.
(присесть, прикрыть глаза руками.)
За ботву потянем,
Из земли достанем.
(встать, руками снизу вверх имитировать движения «дергаем морковку»).
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет.
(высокие прыжки с поворотами в разные стороны).
V. Изучение нового материала.
На столе разложены муляжи овощей и стоит корзина. Логопед приговаривает: «Мы сами сажали весной огород. Мы сами сажали, полили и вот … . Что выросло у нас в огороде? (Овощи).
Будем складывать овощи в корзину и проговаривать: Я положила огурец. Он твердый, длинный, зеленый. Другой ребенок говорит про другой овощ. Затем составляется сложное предложение про двух детей сразу: «Таня положила большой помидор, а Вова положил маленький огурчик». «Петя положил красную морковь, а Саша – зеленый лук». Вопрос уточняющего характера: «Что сделали Таня и Вова? Что сделали Петя и Саша?». Попарно дети выполняют аналогичные действия. Овощи убираются. Дети проговаривают хором и по одному видимые действия.
VI. Закрепление изученного.
Логопед читает стихотворение (Юлиан Тувим «Овощи»), иллюстрируя картинкой:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! …
Обобщающая беседа:
Какие овощи принесла?
Что из них готовят?
Какие были овощи, пока их не варили?
Какие они стали в супе?
VII. Итог занятия.
Какие овощи вы любите?
Что готовит ваша мама из овощей?