Волшебная скрипка анализ. Доклад: Анализ стихотворения гумилёва "Волшебная скрипка"

В анализе «Волшебной скрипки» Гумилёва на первый план выйдут наблюдения над восклицательной и повествовательной интонацией, повторами и инструментовкой стихотворного текста. Стихотворение «Волшебная скрипка», которое открывает сборник «Жемчуга», поэт посвятил В.Брюсову.

Стихотворение «Волшебная скрипка» написано восьмистопным хореем, в котором ударения приходятся на нечётные слоги. . Нет сомнения, что взволнованность и цельность семистопного хорея не теряют своих свойств и в восьмистопном хорее, каким написана «Волшебная скрипка». Метр завораживает читателя своей мелодикой, подвижностью интонации, порывистостью и свойственной Гумилёву звучностью рифмы.

Композиция стихотворения, состоящего из шести катренов, отличается строгой продуманностью.
Первая и последняя строфы, которые объединены восклицательной интонацией, представляют собой обращение к мальчику, мечтающему о волшебной скрипке. В центральной части стихотворения (вторая, третья, четвёртая и пятая строфы) движение поэтической мысли определяется двумя мотивами: мотивом «вечной» игры (вторая и третья строфы) и мотивом прекращения игры (четвёртая и пятая строфы). Таким образом, стихотворение, гармоничное по своей композиции, состоит из четырёх частей: 1-я часть -первая строфа, 2-я часть — вторая и третья строфы, 3-я часть — четвёртая и пятая строфы, 4-я часть — шестая строфа.

Характерной чертой стилистики «Волшебной скрипки» являются многочисленные повторы, определяющие мелодику всего стихотворения. Повторы первой части стихотворения (первой строфы) призваны усилить убеждающий пафос поэта в его обращении к мальчику: «Ты не знаешь, ты не знаешь … », «что такое … », «что такое … ».

Стилистическая фигура первой части «Волшебной скрипки» (оксюморон, построенный на
сочетании контрастных по своему значению слов, несовместимых признаков) — « … счастье, отравляющем миры», — находит непосредственное развитие в движении поэтической мысли стихотворения » … злобно насмеялось всё, что пело»).

Течение времени во второй части стихотворения передаётся словами «взял … однажды», «исчез навеки», «вечно петь и плакать», «вечно должен виться, биться». Вторая строфа строится на сочетании контрастных эпитетов: «повелительные» — «безмятежный», «царственные» — «бешеные». Здесь же появляются бесы — «духи ада», «бешеные волки», которые противостоят скрипачу и его «вечному» намерению играть.

Исключительной выразительности и яркости образов поэт достигает в третьей строфе стихотворения, завершающей его вторую часть. Какими средствами художник слова достигает неповторимого интонационного рисунка этого четверостишия? Ученики прежде всего обратят внимание на многочисленные повторы, которые подчёркивают наиболее важные слова («вечно» — «вечно», «струнам» — «струнам», «биться» — «виться») и усиливают внутристиховую паузу после каждой четвёртой стопы.

Велика роль в строфе повторяющегося союза «и», который оттеняет динамичность и неумолимость всё нарастающего действия. Союз «и» не теряет своей выразительной силы и в третьей части «Волшебной скрипки». Он обрамляет эту кульминационную часть стихотворения, ибо с особой силой звучит в первых двух стихах четвёртой строфы и в заключительных двух стихах пятой строфы.

В движении к постижению смысла стихотворения целесообразно сопоставить две редакции четвёртой строфы. В автографе, посланном В.Брюсову, эта строфа звучала так: «Ты устанешь, ты замедлишь, и на миг прервётся пенье, / Тотчас бешеные волки устремятся на тебя. / И запрыгают, завоют в кровожадном исступленье, / Белоснежными зубами кости крепкие дробя».
Что же заставило поэта предпочесть вариант, который вошёл в канонический текст? В черновом варианте нет той насыщенности глаголами, передающими действия и переживания скрипача, которой выделяется окончательный вариант строфы («устанешь», «замедлишь», -прврвётся», «не
сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть»).

Сопоставление заставит учеников вернуться и к выразительной роли повторяющегося союза «и», который усиливает действие, передаваемое глаголами. Кроме того, строфа чернового автографа включает в свой состав два предложения, а канонический текст четверостишия состоит из одного
сложного предложения, две части которого связаны знаком тире, указывающим на художественно оправданную резкую смену событий.

Намеренно ушёл поэт и от явно натуралистической детали («Белоснежными зубами кости крепкие дробя»), оставив лишь образ — «в кровожадном исступленье», Течение времени передаётся в строфе словами «на миг», «тотчас», которые приходят на смену категориям «навеки», «вечно» и подчёркивают, что драматические события третьей части стихотворения проходят
стремительно, мгновенно.

Строфа, завершающая третью часть стихотворения, начинается, как и предыдущая, местоимением «ты». Одинаковое начало строф, составивших третью часть стихотворения, подчёркивает их смысловое единство. В картине смерти скрипача велика роль однородных эпитетов и художественных определений: «запоздалый, но властительный испуг», «тоскливый смертный холод». Запоминающийся образ создаёт и метафора в сочетании со сравнением: «и
тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело … «. В звуковой организации пятой строфы нельзя не отметить настойчивое повторение поэтом звуков «з» и «с»: первый стих — з с с с; второй стих- з з с с; третий — с с; четвёртый — с з з.

Звукопись придаёт стиху дополнительную выразительность и оказывает сильное воздействие на читателя. Традиционно-поэтическое «очи», расположенное симметрично во втором стихе второй строфы и во втором стихе пятой строфы, объединяет вторую и третью части стихотворения («У того исчез навеки безмятежный свет очей» — «в очи глянет запоздалый, но властительный испуг»).

Четвёртая часть стихотворения — новое обращение поэта к мальчику, которое заставляет художника слова, нарисовавшего картину смерти скрипача, внести изменения в ритм стихотворения. В первом стихе цезура расположена после второй и четвёртой стоп, а во втором стихе — после второй, четвёртой и шестой стоп. Проникновенно-искреннее обращение к мальчику приводит поэта к мотивированному изменению ритма, насыщению его паузами.

Стихотворение «Волшебная скрипка» Гумилёв написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник «Жемчуга». Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилёва.

Литературное направление и жанр

Отдавая дань своему учителю, Гумилёв использует символы и аллегории. В традиции символистов музыка – первооснова творчества, особая стихия, порождающая поэзию в том числе. Волшебная скрипка как аллегория поэзии – символистский образ, хотя лира, инструмент Аполлона, была бы более прямой аллюзией.

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой обращение к «милому мальчику». Это ученик, преемник, начинающий поэт, который только просит о «счастье, отравляющем миры» (оксюморон). Нельзя в этой связи не вспомнить обращение Брюсова к юноше бледному и три совета ему. В стихотворении Брюсова юноша не терпит никаких лишений, наоборот, он возвышается над толпой, поклоняется лишь искусству. Стихотворение Гумилёва говорит о жертвах, которые должен принести поэт на пути поэзии.

В стихотворении поднимается тема поэта и поэзии. Основная мысль состоит в том, что поэт так же подчинён поэзии, как и поэзия подвластна ему. Поэт не выбирает этот путь, он следует своему призыву, даже если этот призыв губителен. Стихотворение является пророческим по отношению к творцам 20 в., многих из них преследовали и убили «бешеные волки».

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством. Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.

Четвёртая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.

В последней строфе наставник – лирический герой - смиряется с участью, уготованной его ученику, и передаёт ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый мальчик, улыбка светла , безмятежный свет очей. Метафора «эти взоры – два луча» отражает убеждённость мальчика в своём пути. Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: тёмный ужас, духи ада , белеющий бурун, бешеные волки, кровожадное исступленье, запоздалый, но властительный испуг, тоскливый смертный холод.

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Стихотворение Гумилёва «Волшебная скрипка» вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища. Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьёз опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них. Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушённый и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдаёт ему опасный предмет. Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: «Мальчик, дальше».

Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Всё, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением. Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилёв создаёт квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса. На ней нет «ни веселья, ни сокровищ». Так ради чего же идти? Ради самого пути. Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

В статье будет комплексно рассмотрено известное поэтическое произведение, сделан анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка». Будет сделана попытка разобраться в задумке автора.

Тема

Тема данной поэзии вечная. Она характерна не только для творчества Н. Гумилева, но и для всей мировой литературы. При этом в своих стихах каждый поэт выражает в первую очередь самого себя, а только потом ту мысль, которая его вдохновила. Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» позволяет понять, как глубок и разнообразен внутренний мир этого яркого поэта, теоретика акмеизма.

Форма

Надо отметить, что произведение написано автором в форме посвящения В. Брюсову. Но что хотел донести Н. Гумилев? Несмотря на то что по факту в стихотворении речь идет о скрипаче и скрипке, на самом деле это обыкновенная аллегория, которую прозорливый читатель сразу разгадывает. Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» дает понять, почему автор выбрал именно этот художественный прием. Брюсов - это поэт символизма, который воспринимает музыку как некую высшую силу или стихию. Она подобна божественной чистоте и является основой любого творчества. К тому же очень важно, что у образа скрипки много сходства с образом лиры, которая считается символом поэзии.

Символизм

Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» показывает противоречивость самого автора. Творчество состоит из двух составляющих, которые нераздельны. Первая из них - это чистый дух и восторженное начало, которое автор произведения передает благодаря образу милого ребенка, доброжелательного учителя. Но вторая сторона - это внешний мир, который полнится злыми «духами» и «волками». Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» позволяет понять, что процесс творения он сам описывает, используя оксюморон и антитезу. Для автора творчество является не только блажью, но и крестом, который каждый человек принимает добровольно, так как не представляет своей жизни без творческой деятельности.

Мотивы

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Волшебная скрипка» показывает, как ему важна преемственность в творчестве. Мы видим, как учитель бережно и с трепетом в руках передает свою любимую скрипку маленькому мальчику, который только начинает свой путь. При этом образ автора отходит на второй план и становится второстепенным. Первое место занимает творчество, духовная жизнь и наполненность поэта.

Нельзя отрицать явного мотива смерти, который присутствует в стихотворении. Призывая мальчика к бесстрашию и смелости, автор говорит ему не бояться, но погибнуть, если необходимо, «славной смертью скрипача».

Анализ стихотворения Н. С. Гумилева «Волшебная скрипка» демонстрирует яркий образ дороги, которую автор представляет как сложный путь к своим истокам сквозь дремучие леса. Каков главный посыл поэта? Стать творческим человеком - это означает добровольно встать на опаснейший путь, полный испытаний, обладая при этом только своим талантом - «волшебной скрипкой».

Какой мир окружает нас в стихотворении? Н. Гумилев видит все в древнерусском колорите, полном тайн, мифов и легенд, который обязательно оживает под покровом ночи. Ведущие образы произведения - волки, но почему? Дело в том, что автор представляет мир безжалостным, но очень свободным и гордым. Именно поэтому волки - лучший символ в данном случае. Однако по ходу чтения стиха мы понимаем, что волки - это те, кто стал на опасный путь поэта, но не прошел его, а превратился в чудовище, мстящее всем за собственную глупость и ошибки. Это оборотни, которые не смогли пройти свой путь достойно, они желают зла каждому новому смельчаку.

Все художественные средства, которые автор очень умело и выразительно использует, необходимы для того, чтобы глубже открыть главную задумку стихотворения. В чём она? В том, что путь поэта опасен, что сплошь и рядом мы наблюдаем трагедии маленьких людей, что творчество часто вызывает духовную гибель, несмотря на свою живительную силу. Но может, дело во внутреннем мире тех, кто сдается и превращается добровольно в оборотня?

Несмотря на то что тема бойкая и яркая, автор всё же повествует неспешно и плавно, чтобы его речь лилась, а не гремела. Это удается ему, благодаря использованию нетрадиционных приемов и длинных строк. Занимательно, что ритм стиха и его содержание явно противоречат друг другу. Благодаря такому необычному сочетанию, появляется ощущение некой фатальности, рока судьбы.

Анализ стихотворения Гумилёва “Волшебная скрипка”

Стихотворение “Волшебная скрипка” является ключевым для всего творчества Гумилёва. Он дорожил этим стихотворением настолько, что даже не включил его в сборник ‘’романтические цветы” для того чтобы стихотворение впервые было опубликовано в таком авторитетном журнале как “весы”.

Стихотворение представляет собой обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества. не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону медали и показывает искушённый поэт.

В образе скрипки перед нами предстаёт поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием и высшим блаженством. Лирический герой рассказывает юному поэту о том,что истинный поэт не имеет права на отдых, он всегда должен творить, а иначе “бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”.Также он считает, что должен служить поэзии без надежды на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу.Настоящего поэта не пугает ничего. Он пойдёт своей дорогой и погибнет “славной смертью, страшной смертью скрипача”.

Стихотворение очень музыкально благодаря сочетанию согласных звуков ”вл” : ”владей волшебной скрипкой”

Стихотворение написано пятистопным анапестом совместно с восьмистопным хореем. Рифма используется как мужская, так и женская, рифмовка – перекрёстная. Гумилёв применяет эпитеты (“темный ужас”,”обезумевший смычок”), инверсии (“Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”), сравнение (“холод обовьет, как тканью, тело”), олицетворение (“Надо вечно петь и плакать этим струнам”), оксюморон (“Не проси об этом счастье, отравляющем миры”)

Эти изобразительно – выразительные средства придают произведению выразительность.

В этом стихотворении лирический герой провозглашает творчество видом самосожжения. Я думаю, что и сам Гумилёв верил в роковую предназначенность поэта и готов был принять смерть с присущим ему героизмом.

2 037 0

Люди подвержены различным страстям, и знал об этом, пожалуй, лучше других. Он с детства увлекался поэзией и уже не мог представить своей жизни без рифмованных строк, которые ложились ровными рядами на бумагу. Возможно, поэтому он мог найти общей язык с людьми творчества и понимал, что за подобные увлечения порой приходится расплачиваться самым ценным, что есть у человека – его душой.

Вопрос о том, что именно представляет собой талант – награду богов или же искушение дьявола – актуален во все времена. Задавался им и Николай Гумилев, который в 1910 году написал стихотворение . Судя по тому, какой смысл поэт вложил в это произведение, он искренне считал: любые страсти, даже если они обусловлены великими идеями и благими намерениями, призваны служить сатане.

С первых строк своего стихотворения автор предупреждает его героя – неискушенного юношу – от соблазна взять в руки самую обычную скрипку. Поэт на собственном опыте знает, как сложно потом будет расстаться с иллюзией собственного превосходства, которая впоследствии способна сломать жизнь каждому человеку.
«Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, что такое темный ужас начинателя игры!» , - предостерегает поэт своего невидимого собеседника от соблазна, уже понимая, что это желать это уже бессмысленно. Он видит, что у юного музыканта «исчез навеки безмятежный свет очей» - первый признак того, что душу одолевают страсти. Потребность в музыке становится настолько сильной, что укротить ее никто и ничто не в силах. «Надо вечно петь и плакать этим струнам, вечным струнам» , - отмечает поэт, прекрасно представляя, какая участь ждет молодого человека, если он откроет для себя мир волшебных звуков, способных заменить ему реальность.

Однажды встав на путь творчества, человек перестает контролировать свои желания. Он становится рабом нот и плачущей скрипки, которая заменяет ему общение с внешним миром. То же самое, по убеждению Гумилева, происходит и с поэтами, и с художниками, если они по-настоящему талантливы и преданны своему делу. Но автор не желает подобной участи юношу, с которым ведет свой тайный диалог. Ведь страсти еще никого не смогли сделать по-настоящему счастливыми. «И невеста зарыдает, и задумается друг» , - таков финал каждого, кто полностью отдается творчеству. Однако соблазн почувствовать себя богом очень велик, поэтому автор понимает всю тщетность своих попыток уберечь неискушенное создание от того, чтобы встать на опасный путь. «На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ и погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!» , - напутствует поэт героя своего стихотворения, понимая, что убедить его в обратном – то же самое, что и самому отказаться от поэзии.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.