Заметки городской сумасшедшей.

Фомичев С. А. Катерина Тимашева -- поэтесса пушкинской плеяды // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. -- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989 . -- Вып. 23. -- С. 152--157. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v89/v89-152-.htm КАТЕРИНА ТИМАШЕВА -- ПОЭТЕССА ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ Екатерина Александровна Тимашева заслуживает внимания историков литературы по многим причинам. Ей посвящали стихи Пушкин, Баратынский, Языков, Вяземский, Великопольский, Ростопчина. Стихотворения Тимашевой появлялись в печати редко, но все -- в изданиях Дельвига--Пушкина: в "Литературной газете" (1831, No 12--"К портрету***"), в альманахе "Северные цветы" (1831 -- "Ответ") и, наконец, в последнем пушкинском выпуске того же альманаха (1832 -- "К застенчивому", "К незабвенному"). Кроме того, в единственной статье о жизни и творчестве Е. А. Тимашевой Ф. Я. Прийма опубликовал еще два стихотворения поэтессы, сохранившихся в архиве С. Д. Полторацкого и явившихся непосредственными откликами на посвященное ей стихотворение Пушкина. Это "Послание к Учителю" и "К портрету Пушкина". 1 Казалось бы, как известная поэтесса своего времени, как светская женщина, обладавшая обширным кругом знакомств, наконец, как мать будущего министра внутренних дел Екатерина Александровна Тимашева должна была оставить след в мемуарах и переписке своих современников, что позволило бы достаточно полно восстановить и ее биографию, и ее литературное наследие. Однако этого не случилось. Сведения о ней очень ограничены, некоторые ее стихотворения (за исключением уже опубликованных) обнаруживаются в архивах, но полный их свод, с которым знакомился в свое время Пушкин, был впоследствии затерян. Нам неизвестны портреты Екатерины Александровны. Не знаем мы и ее московского адреса. Между тем прояснение биографии и творчества Е. А. Тимашевой значительно не только само по себе (речь идет о довольно известной поэтессе пушкинского времени), но и помогло бы понять посвященное ей стихотворение Пушкина, смысл которого в современном восприятии несколько затемнен. Екатерина Александровна Тимашева родилась 25 июля 1798 г., -- по свидетельству С. Д. Полторацкого, в г. Дорогобуже Смоленской губернии. 2 В биографических сведениях о ней указывается девичья фамилия -- Загряжская, однако более определенные сведения о ее родословии неизвестны: в родословной росписи дворянских родов Руммеля и Голубцова она упоминается в дополнительном списке Загряжских без указания родителей. Тот же Полторацкий указывал, правда, что ее двоюродный брат -- некто Щупинский, жительствовавший в Смоленске, муж Александры Щупинской (урожд. Мелиной), русской писательницы. 3 Известно также, что Е. А. Тимашева была теткой Елизаветы Петровны Киндяковой, именовавшейся в московском обществе Запретной Розой (под таким названием в 1826 г. были опубликованы посвященные ей стихи Вяземского) по причине неудачного ее брака с кн. И. А. Лобановым-Ростовским (брак, заключенный в феврале 1824 г., расторгнут по решению синода в 1826 г., во втором замужестве Елизавета Петровна -- Пашкова). Очевидно, в Дорогобуже прошли детство и юность Екатерины Александровны, там же она вышла замуж за ротмистра Сумского гусарского полка, кавалера русских и иностранных орденов Егора Николаевича Тимашева; 9 июля 1815 г. С. Г. Волконский сообщал своей матери из Оренбурга: "Н<иколая> И<вановича> Тимашева ожидают <...> Он спешит на свадьбу в Дорогобуж. Егор Николаевич берет девицу из фамилии Загряжских, достойную и наилучше воспитанную". 4 После этого молодая чета живет в Оренбурге. Между прочим, здесь в 1816 г. Е. А. Тимашева породнилась с будущим декабристом С. Г. Волконским (21 марта 1816 г. он сообщал: "Я, матушка <...> был восприемником у Вильгельмины Васильевны Рычковой; кума со мною -- добронравная и прекрасная Тимашева", 5 16 июня он же писал матери: "Г-жа Тимашева -- в поместьях добродетельного Николая Ивановича" 6). Позже Е. А. Тимашева перебирается в Москву, очевидно с целью дать достойное воспитание своим сыновьям -- Николаю (род. в 1816 г.) и Александру (род. в 1818 г., с 1868 по 1878 министр внутренних дел). Муж ее проживает в Оренбурге (в 1823--1830 гг. он наказной атаман Оренбургского казачьего войска, в 1833--1844 гг. предводитель дворянства Оренбургской губ.); для московских знакомых Екатерины Александровны он посторонний человек (А. И. Тургенев пишет 11 февраля 1832 г. Вяземскому: "К Тимашевой приехал какой-то муж, или улан, или казак"), 7 сама же она в центре внимания московского света. А. И. Тургенев называет ее царицей Тимашевой (письмо от 11 января 1832 г.), 8 а Вяземский пишет ему из Петербурга: "...здесь много говорят о красоте <...> Тимашевой" (письмо от 1 января 1832 г.). 9 К началу 1830-х гг. относится переписка Тимашевой с Вяземским. 10 Здесь, в частности, мы находим обращенное к нему стихотворение поэтессы. Вот открытый лист от Друга, Пусть он вас предохранит От хандры и от недуга И жестоких покорит. Но в минуту наслажденья Миг один пусть будет мой, Пред кумиром упоенья Друга вспомните душой. 1831 года 18 июля Москва 11 Кроме того, удалось обнаружить еще несколько стихотворений Тимашевой, до сих пор не публиковавшихся. Одно из них посвящено упоминавшейся выше Е. П. Лобановой-Ростовской (Запретной Розе). КЛизе Как минута наслажденья, Как счастливых дней мечты, Как блаженства упоенье, Очаровываешь ты. Как певца "Весны" * искусство, Как младенец красотой, Как святой свободы чувство, Всех пленяешь ты собой. 19-го апреля 1826

* "Весна", стихотворение князя Вяземского

(примеч. Тимашевой). 12

Строка о "святой свободе" в данном стихотворении отнюдь не случайна. Оппозиционность общественных настроений Тимашевой отмечена была в статье Ф. Я. Приймы, напечатавшего ее стихотворения, обращенные к Пушкину, в одном из которых читаем: Иль может быть, воспоминанья Тебя далеко увлекли... Друзей погибших, их страданья Невольно душу потрясли. Ах! прах невинный кто слезою Горячей в день не оросил И кто об них в душе с тоскою Не вспоминал и не тужил... 13 Очевидно, тем же настроением одухотворено и другое стихотворение Тимашевой: Он пал -- и храброго могила, Как одинокий цвет степей, Мрачна, печальна и уныла Одна, далеко от друзей. Ах, не придет к тебе с слезами Оплакать прах любезный твой, Не будет жадными устами Лобзать могилы роковой. Напрасно мать, сестра с тоскою В степи пойдут тебя искать! Не мрамор пышный над тобою Там будет взоры удивлять, Но черный крест, в песке глубоком, Прах осеняет милый твой, И путник скажет с тяжким вздохом: "Да будет мир с твоей душой". 3 декабря. 14 Приведем текст еще одного до сих пор не публиковавшегося стихотворения поэтессы. Скажи Скажи, что выражал вчера твой нежный взор? Кому был обращен? Или воспоминанья Давно минувших дней, судьбе наперекор, Опять в душе твоей зажгли очарованья? О, верь! Любви твоей она цены не знала, Не знала счастия тобой любимой быть. Холодною душой она не постигала, Как может пламенно тебя душа любить. Нет, милый образ твой, в минутах сновиденья, Не озарял ее: с отсутствием твоим В ней исчезали все восторги, упоенья, Пока пробудишь их присутствием своим. Один лишь ты любил, один пылал напрасно, Забудь ее и жизнь не отравляй тоской. Подругу ты найдешь, она полюбит страстно И оживит мечты, забытые тобой. 15 Преувеличивать поэтическое дарование Тимашевой не следует. И если Пушкин назвал ее стихи "прелестными созданьями", то только потому, что они звучали из уст прекрасной женщины, и в общем-то для Пушкина по-настоящему поэтичными были ее облик, ее живое очарованье. Встретившись с Тимашевой в Москве после возвращения из Михайловской ссылки, поэт записывает ей в альбом 20 октября 1826 г.: Я видел вас, я их читал, Сии прелестные созданья, Где ваши томные желанья Боготворят свой идеал. Я пил отраву в вашем взоре, В душой исполненных чертах, И в вашем милом разговоре, И в ваших пламенных стихах. Соперницы запретной розы Блажен бессмертный идеал... Стократ блажен, кто вам внушал Не много рифм и много прозы. III, 32 Исследователи давно обратили внимание на шутливую двусмысленность последнего четверостишия. Как его понять? "Стократ блажен", -- несомненно, муж Екатерины Александровны Егор Николаевич Тимашев, мало соответствующий ее поэтическому идеалу, но по праву супруга вкушающий блаженство. Две же предыдущие строки ("Соперницы запретной розы | Блажен бессмертный идеал...") Ф. Я. Прийма, помня о Запретной розе -- Елизавете Петровне Лобановой-Ростовской, попытался истолковать в том смысле, что как она, так и Екатерина Александровна боготворили гений Байрона 16 (о Байроне имеется упоминание в стихотворении Тимашевой "К портрету Пушкина"). Мне кажется, что в данном случае более правдоподобна иная трактовка. Да, Елизавету Петровну называли Запретной Розой. Это имя намекало на супружескую судьбу Лобановой-Ростовской, соотносимую с судьбой богородицы, девы Марии. Собственно выражение sancta rosa в более позднем пушкинском стихотворении "Жил на свете рыцарь бедный" можно перевести как `святая", `неприкосновенная", `целомудренная" роза. И именно в соотнесении с девой Марией наполняется смыслом лукавый мадригальный pointe стихотворения, воспевающего земную, греховную красоту женщины в противовес ее поэтически идеальным устремлениям. Хотя до нас и не дошли стихотворения Тимашевой, в которых ее "томные желанья | Боготворят свой идеал" (большинство ее стихотворений утеряно), наличие таковых подтверждают некоторые косвенные свидетельства. Так, в письмах к Вяземскому Е. А. Тимашева пишет: "Кто теперь она? Оставьте меня, по крайней мере, в сладкой надежде, что место духовника никто не заменил" (26 января 1832 г.); 17 "Нет, мое духовенство не сердится на вас" (24 июня 1832 г.). 18 Ср. также в письме Вяземского к А. И. Тургеневу от 7 марта 1832 г.: "Скажи Тимашевой, что когда мы встречаемся с Елисаветою Петровною <Пашковой>, мы на развалинах воспоминаний плачем о святом граде Иерусалиме". 19 Здесь, по сути дела, мы сталкиваемся с той же куртуазно-религиозной двусмысленностью, что и в стихотворении Пушкина. О милом кокетстве Е. А. Тимашевой вспоминал и Пушкин в письме к Вяземскому из Михайловского от 9 сенятбря 1826 г.: "Что наши? Что Запретная Роза? что Тимашева? как жаль, что я не успел с нею завести благородную интригу! но и это не ушло" (XIII, 305). Заканчивая заметку, я позволю себе также высказать предположение, что именно Е. А. Тимашеву имеет в виду Баратынский в обращенном к Пушкину стихотворении "Новинское", вошедшем в книгу "Сумерки". Она улыбкою своей Поэта в жертвы пригласила, Но не любовь ответом ей Взор ясной думой осенила. Нет, это был сей легкий сон, Сей тонкий сон воображенья, Что посылает Аполлон Не для любви -- для вдохновенья. 20 В комментариях к этому стихотворению справедливо отмечается, что, по-видимому, оно "связано с первым появлением в Новинском осенью 1826 года вернувшегося из ссылки Пушкина". 21 Баратынский упоминает о некой женщине, в ответ на кокетство которой Пушкин написал стихотворение, поэтически преображающее житейскую сиюминутность. Ни одного другого произведения Пушкина, написанного осенью 1826 г. и обращенного к женщине, кроме "Я видел вас, я их читал", мы не знаем. Показательно, что в ранней редакции стихотворения Баратынского первое четверостишие звучало несколько иначе: Как взоры томные свои Ты на певце остановила, Не думай, что мечта любви В его душе заговорила... 22 "Томность" -- это примета Тимашевой, согласно отмеченная во всех стихотворениях, посвященных ей. Ср. в другом стихотворении Баратынского: "Что ж грусть поет блестящая певица? Что томны взоры красоты..." 23 "Томны сны и сладки муки | Умилительной разлуки | И несбыточной мечты" упоминаются в стихотворении Языкова. 24 О том же пишут в стихах, обращенных к Тимашевой, и Великопольский, и Ростопчина. Ту же черту отмечает в "созданьях" Тимашевой Пушкин: "Где ваши томные желанья | Боготворят свой идеал".

С. А. Фомичев

1 Прийма Ф. Я. А. С. Пушкин. Стихотворение "Я видел вас, я их читал" // Литературный архив. М.; Л., 1953. Т. 4. С. 11--22. 2 ГБЛ, ф. 60, No 12, л. 16. 3 Там же, л. 17. 4 Архив декабриста С. Г. Волконского. Пг., 1918. Т. 1. С. 412. 5 Там же. С. 427. 6 Там же. С. 429. 7 Архив братьев Тургеневых. Пг., 1921. Вып. 6. С. 93. 8 Там же. С. 80. 9 Там же. С. 84. 10 См.: ЦГАЛИ, ф. 195, оп. 1, No 2843; частично опубликовано: Литературное наследство. 1952. Т. 58. С. 100--101. 11 ЦГАЛИ, ф. 195, оп. 1, No 2843. 12 ГБЛ, архив Полторацкого, 3, 52. 13 Литературный архив. Т. 4. С. 19. 14 ГБЛ, архив Полторацкого, 3, 5. 15 Рукописный сборник с записями различных стихотворений 20--30-х гг. XIX в. и прозаических отрывков (ИРЛИ, 9678, л. 43 об.). 16 Литературный архив. Т. 4. С. 21. 17 ЦГАЛИ, ф. 195, оп. 1, No 2843. 18 Там же. 19 Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. С. 97. 20 Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. М., 1982. С. 277. 21 Там же. С. 642. 22 Там же. С. 482. 23 Там же. С. 141. 24 Языков Н. М. Соч. Л., 1982. С. 159.

Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы Щеголев Павел Елисеевич

Тимашева Екатерина Александровна

Екатерина Александровна Тимашева (1798–1881), ур. Загряжская - московская поэтесса, жена (с 1815) Е. Н. Тимашева.

Ее брак с Тимашевым был неудачен. Пушкин встретился с ней после своего возвращения из ссылки в Михайловское и сразу же увлекся этой не обделенной литературным талантом женщиной. В письме Вяземскому 7 декабря 1826 года поэт писал: «…Что Тимашева? Как жаль, что я не успел с нею завести благородную интригу! Но это не ушло». В своих стихотворениях «Послание к учителю» (22 октября 1826) и «К портрету Пушкина» (25 октября 1826) Тимашева восторженно отозвалась о Пушкине. Поэт активно помогал Тимашевой в занятиях литературной деятельностью и публикациях ее произведений в «Северных цветах» за 1831–1832 года и в «Литературной газете» за 1831 год. В письме к Вяземскому Екатерина Тимашева просила выразить Пушкину признательность за публикацию в «Северных цветах» ее стихотворения «Ответ».

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Дельмас Любовь Александровна Настоящая фамилия - Тищинская (род. в 1884 г. - ум. в 1969 г.)Известная оперная певица, муза и любовница Александра Блока, вдохновившая его на создание цикла стихотворений «Кармен», «Арфа и скрипка», «Седое утро», «Соловьиный сад».«Я не знаю,

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Урусова Софья Александровна Софья Александровна Урусова (1804–1889) - старшая из трех дочерей А. М. и Е. П. Урусовых, фрейлина (с 1827), фаворитка Николая I, жена (с 1833) флигель-адъютанта князя Л. Л. Радзивилла.В конце 1820-х годов в доме Урусовых в Москве «были три грации, дочери

Из книги Четыре подруги эпохи. Мемуары на фоне столетия автора Оболенский Игорь

Волконская Зинаида Александровна Зинаида Александровна Волконская (1792–1862), ур. княгиня Белосельская-Белозерская, жена (с 1810) князя Н. Г. Волконского (брата известного декабриста), ставшего впоследствии флигель-адъютантом и егермейстером двора. Родилась она в Дрездене,

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Нащокина Вера Александровна Вера Александровна Нащокина (1811–1900), ур. Нарская-Нагаева - внебрачная дочь камергера и тайного советника А. П. Нащокина (троюродного брата П. В. Нащокина) и крепостной крестьянки Дарьи Нестеровны Нагаевой, жена (с 1834) близкого друга Пушкина

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Просто Екатерина Фурцева Министр культуры СССР Екатерина Фурцева Поздним вечером 24 октября 1974 года около элитного «цековского» дома на улице Алексея Толстого остановился правительственный лимузин. Вышедшая из машины немолодая, красиво одетая женщина уставшим голосом

Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий Яковлевич

Анна Александровна Родилась и выросла Аня в Полтаве. Училась в гимназии, но доучиться не успела – грянула революция. И жизнь, казалось, устоявшаяся и определенная на многие годы вперед, стала опасной и непредсказуемой. В гражданскую Анна хлебнула лиха. Могла запросто и

Из книги 22 смерти, 63 версии автора Лурье Лев Яковлевич

СПИРИДОНОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (род. в 1884 г. – ум. в 1941 г.) Один из лидеров партии левых эсеров, террористка, участница Октябрьского переворота. По решению Тамбовского комитета эсеров привела в исполнение приговор, смертельно ранив жандармского полковника Г. Н.

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Мария Александровна Герцогиня ЭдинбургскаяБукет герцогиниЛетом 1873 года Москву посетила великая княжна Мария Александровна, дочь императора Александра ll. В честь высочайшего визита в Кремле был дан прием, на котором княжне представлялись выдающиеся жители города.

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Лидия Александровна Иванова Окончила балетное, ныне Вагановское, училище. Поступила в труппу бывшего Мариинского театра. Надежда молодого русского балета 20-х годов. Блистала в «Петрушке» и «Корсаре». Была популярна и в среде балетоманов, и среди широкой публики. Летом

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Г. А. Александровской («Галина Александровна, Але-…») Галина Александровна Але- ксандровская, поверьте мне, хочу я, Чтоб было Вам уютно на земле И жили Вы по радостям кочуя. Чтоб жизнь на все Вам отвечала «да» И никогда не жалила Вас коброй, Чтоб были Вы такою же

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Господь управит автора Авдюгин Александр

МЕРКУРЬЕВА Вера Александровна 24.8(5.9).1876 – 20.2.1943Поэтесса и переводчица. Публикации в альманахах «Весенний салон поэтов» (М., 1918), «Золотая зурна» (Владикавказ, 1926). Знакомая Вяч. Иванова, И. Эренбурга, С. Шервинского, М. Гершензона, А. Ахматовой, М. Цветаевой.«Глаза

Из книги автора

МОНИНА Варвара Александровна 1894–1943Поэтесса, прозаик. Публикации в журнале «Свиток», альманахе «Литературный особняк». Рукописные сборники «Музыка земли» (1919), «Стихи об уехавшем» (1919), «В центре фуг» (1923–1924), «Сверчок и месяц» (1925–1926) и др. Жена С. Боброва.«Невысокая,

Из книги автора

ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна псевд. Мих. Павлович;17(29).9.1895 – 3.3.1980Поэтесса. Публикации в сборниках и альманахах «Первый сборник группы молодых поэтов» (М., 1914), «Сполохи», «Альманах муз», «Записки мечтателей», «Северные дни». Стихотворные сборники «Берег (Стихи)» (Пг., 1922),

Из книги автора

Из книги автора

Александровна Умерла Александровна. Преставилась. Проснулась утром, попросила у Степана (мужа своего, старосты нашего храма) просфорку и водички свяченой, скушала и, тихонько закашлявшись, - захрипев, - отошла ко Господу.В прошлое воскресенье причащалась, в четверг

Егор Николаевич Тимашев (1791- 1849)
Крупный оренбургский землевладелец, отставной полковник, предворитель дворянства губернии (1833-1844), до этого был наказным атаманом Оренбургского казачьего войска (1823-1830).
Супруга ЗАГРЯЖСКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА (1798-1881)
Сыновья:

НИКОЛАЙ 1816-1875,

АЛЕКСАНДР 1818-1893.

Егор Николаевич родился 19 апреля 1791 года. Большая часть его детства, отрочества и юность прошли в любимой Ташле в окружении крепостных людей, преданных и искренне привязанных к барину. Как и его старший брат, он обладал « многими талантами». Начитанностью и знанием деревенского книгохранилища он приобрел среди домашних прозвище «библиотекарь». Сразу по исполнению 18 лет, весной 1809г., Егор вступил в Оренбургский драгунский полк. Служба Егора шла успешно. В декабре 1811г. был произведен в корнеты с переводом в Сумской гусарский полк. В это полку Егор получил боевое крещение. Началась война. Для Егора война закончилась во Франции. К тому времени он участвовал во многих сражениях. В сентябре 1813 награжден орденом Св. Анны 4-й степени за отличие в сражении под местечком Борно. Егор за отличие в сражении при Лейпциге был произведен в штабс-ротмистры, под Провансом в ротмистры. Награжден орденами Св. Владимира, Св. Леопольда, Св. Максимилиана.
Женился в 1815г. на Катерине Александровне Загряжской, свадьба прошла в селе Печеничино Смоленской губернии. Невесте было тогда 16 лет. По ходатайству Волконского Егор Тимашев 21 мая 1817г. был переведен в Оренбург корпусным адъютантом. В январе 1818 переведен в Лейб-гвардии гусарский полк.
5 апреля 1822г. губернатор Эссен сообщил из Москвы, что император Александр I утвердил Егора Николаевича «управляющим должностью атамана Оренбургского казачьего войска впредь до избрания из среды оного войска буде кто достойнее окажется». В 1823 был произведен в полковники. Егор Николаевич, пробыв около трех лет в отставке после восьмилетнего управления Оренбургским казачьим войском, избирался на три срока губернским предводителем дворянства(1833-1844). Вышел в отставку в 1844г. и поселился в Ташле. Самый угрожающий вид принимала сумма долгов Московскому опекунскому совету. Достигшим к тому времени 200000 рублей. Егору Николаевичу пришлось много изощряться, чтобы, в конце концов, сохранить имение и дома от продажи с торгов. Основными источниками доходов с имения (и расплаты по платежам) были хлеб и винокурение. В 1835г. он возвратил часть земель, отданных еще Иваном Лаврентьевичем в кортомное содержание.
Егор Николаевич был знаком с П.М. Кудряшовым, Алябьевым. Супруга Екатерина Александровна Загряжская была знакома с А.С. Пушкиным.
Умер 17 февраля 1849 года.

Екатерина Александровна Тимашева (Загряжская) 1798 - 1881


Родилась 25 июля (5 августа) 1798 года. Детство и юность провела в имении отца в с. Печеничино Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Выйдя в 1815 г. замуж за Егора Николаевича Тимашева (1792 -1849), в то время ротмистра Сумского гусарского полка, она с 1816 до 1825 года постоянно жила в Оренбурге и Ташле.
В Ташле, имении ее мужа, прошло детство ее сыновей Николая (1816 -1875) и Александра (1818 - 1893). Сюда в «прекрасную Ташлу» любила она приезжать в любое время года. В течение десяти лет жизни в Оренбурге при первой возможности отправлялась ее карета из городского дома через степи в гористую и лесистую Ташлу.
Драматические обстоятельства личной жизни вынудили поэтессу переехать на постоянное жительство из Оренбурга в Москву, но дорогие места неизменно манили к себе. Неоднократно до конца своей долгой жизни она навещала Ташлу.
С того времени как она с сыновьями поселилась в Москве, в доме отца на Арбате, о ней заговорили как о поэтессе. Известные поэты пушкинского круга восхищались ею, дружили с ней и посвящали ей стихи: Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, Н.М. Языков… А.И. Тургенев в одном из своих писем Вяземскому называл её «царицей Тимашевой».

Вам всё дано со щедростью прекрасной
Благоволительной судьбой:
Владеете Вы лирой сладкогласной
И ей созвучной красотой.
Что грусть поёт блестящая певица?
Печаль, печаль - души её царица,
Владычица её мечты.
Вам счастья нет, иль, на одно мгновенье
Блеснувши, луч его погас,
Но счастлив тот, кто слышит Ваше пенье,
Но счастлив тот, кто видит Вас.

Так писал о ней поэт Е.А. Баратынский.
________________________________________ _

Графиня Е.П. Растопчина писала о ней:

На тёмную лазурь очей уныло-ясных
Ресницы чёрные покров бросали свой,
Во взорах пламенных, приманчиво-опасных
Изображался ум с чувствительной душой.
В ней что-то тайное и неземное было…
Прекрасное чело носило след страданья,
И беспокойствие взор беглый выражал:
Быть может, мучило её воспоминанье?
Быть может, сон ей душу волновал.
Когда в глазах прекрасных
Вижу крупную слезу,
Когда во взорах Ваших страстных
Замечу душу и тоску-
Я понимаю Вас!

А.С. Пушкин познакомился с Тимашевой в Москве осенью 1826 года, вернувшись из «Михайловской ссылки», в пору своей наивысшей поэтической славы. Он был очарован Екатериной Александровной Тимашевой, её красотой, умом, прекрасным голосом, изяществом манер и тонким вкусом.
Он посвятил Тимашевой стихотворение «Я видел вас…» и сам записал его в альбом адресату.

Я видел Вас, я их читал,
Сии прелестные созданья,
Где Ваши томные мечтанья
Боготворят свой идеал.
Я пил отраву в Вашем взоре,
В душой исполненных чертах,
И в Вашем милом разговоре,
И в Ваших пламенных стихах.
Соперницы запретной розы
Блажен бессмертный идеал…
Стократ блажен, кто Вам внушал
Не много рифм и много прозы.

Этот автограф сохранился.

Екатерина Александровна ответила на чудесное посвящение своими стихами «Послание к А.С. Пушкину» и «К портрету А.С. Пушкина».

Сохранился альбом Екатерины Александровны, куда она переписала многие свои стихи и потом заносила в него новые свои сочинения. В нем около полусотни неизвестных стихотворений Тимашевой. Некоторые из них связаны с ее воспоминаниями о степном крае, крае ее молодости. К примеру, стихотворение «Цветок». При чтении его невозможно не проникнуться чувствами поэтессы, не разделить ее грусти, не понять, какие горькие уроки преподнесла ей жизнь, и при этом невозможно не заметить теплых чувств к оставленному на «востоке», то есть в оренбургской стороне:

Один в саду завял цветок,
И солнца луч его не греет.
К нему не мчится мотылек,
Его зефир уж не лелеет.
Скажи же, кто тебя сразил?
Коварный глаз иль зло другое,
Иль холод севера убил,
Иль чувство тайное какое?
Иль на востоке ты друзей
Покинул с тайным сожаленьем?
Свободу ль их среди степей
Ты вспоминаешь с сокрушеньем.
Они цветут - их не гнетет
Рука холодного искусства.
Лишь солнце яркое взойдет
И оживет в них снова чувство.
И чужды им обманы, лесть,
Язык притворства, просвещенья;
И свято там хранится честь -
Души высокой упоенье!

А ты, бедняжка, здесь узнал
Друзей коварство, свет лукавый,
Расчеты страсти разгадал
И клевету с ее отравой.

http://az.lib.ru/t/timashewa_e_a/text_0010.shtml

Литературное наследие Е.А. Тимашевой невелико (самые ранние из ее сохранившихся произведений относятся к 1825 г.) и, по большей части, не опубликовано. Немногочисленные стихи печатались в «Московском телеграфе», в «Северных цветах», в «Литературной газете». Тем не менее, произведения Е. Тимашевой были известны современникам. Вслед за Пушкиным ей посвятили свои строки П. Вяземский, И. Великопольский, Е Ростопчина, Е. Боратынский, имя ее упоминается в письмах Г.С. Волконского, А.И. Тургенева, Е.П. Киндяковой (Раевской) и др.
В 1830 -1870-е гг. Е.А. Тимашева неоднократно навещала оренбургские имения. Умерла 4 (16) марта 1881 г. Похоронена в Новодевичьем монастыре.

Константин Николаевич Тимашев (1784-1805)

Константин родился 14 мата 1784 года. Он был всеобщем любимцем- гордостью родителей, кумиром барышень и образом подражания у приятелей и братьев. Прилежный в любом учении, он был хорошо начитан, недурно играл на скрипке, пел, рисовал, слыл отличным танцором. За характер, отличное стихотворчество, рыцарские идеалы в семье его звали Баярдом. Он везде был желанным гостем. В начале 1805 уехал в Петербург для поступления на воинскую службу. Едва начавшись, мирная служба окончилась - 13 августа 1805 началась первая война союзных войск с Наполеоном. Кавалергардский полк, к которому был приписан Константин, выступил в заграничный поход. Необстрелянный двадцатилетний кавалергард Тимашев стал участником вошедшего в историю жесточайшего сражения, произошедшего 20 ноября 1805г. под Аустерлицем. Константин Тимашев сгинул в аустерлицкой сече бесследно. О нем не было ни слуху не духу. Несчастный отец, родственники долго не хотели верить в его гибель, надеясь на чудо, утешали друг друга в письмах.

Василий Николаевич Тимашев (1790-1813)

Василий родился в 1790г. Покинул Ташлу вскоре за старшим братом. Поступил на службу в 1805г. в Рыльский мушкетерский полк. В виду волнения уральских казаков Рыльский полк долго стоял в Уральске. При Тимашеве был «его пестун» - дядька Тимофей Беляев, знаменитый ташлинский «грамотей». Через 2 года, 17 сентября 1808г. по ходатайству Г.С. Волконского « Тимашев-2-й, прапорщик Рыльского мушкатерского полка» высочайшим приказом был назначен бригадным адъютантом к генералу Модесту Матвеевичу Окулову, шефу этого полка. В 1811 Василий намеревался выйти в отставку. Но отец не разрешил ему этого сделать.
Василий Николаевич был большим любителем праздных развлечений, особенно танцев. Пользуясь покровительством своих начальников, он отпрашивался на все праздники то в Ташлу, то в Бузулук, то к другим родственникам.
К несчастию Николая Ивановича пристрастился еще и к карточной игре. Значительные суммы проигрывал он неоднократно. Дошло до невообразимого громадного долга- 10000 рублей. Отец заплатил долг сына, но сказав, что это первый и последний раз. Василий «усовестился и очувствовался», сумел сдержать данное батюшке слово, взял крепко себя в руки. Погиб во время Войны с Наполеоном, в «битве народов» под Лейпцигом.

(1798-1881)

Екатерина Александровна Тимашева (Загряжская ) родилась 25 июля (5 августа) 1798 года. Детство и юность провела в имении отца в с. Печеничино Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Выйдяв 1815 г. замуж за Егора Николаевича Тимашева (1792 –1849), в то время ротмистра Сумского гусарского полка, она с 1816 до 1825 года постоянно жила в Оренбурге и Ташле.

Эта талантливая женщина освятила своим пребыванием тюльганскую землю. В Ташле, имении ее мужа, прошло детство ее сыновей Николая (1816 –1875) и Александра (1818 – 1893). Сюда в «прекрасную Ташлу» любила она приезжать в любое время года. В течение десяти лет жизни в Оренбурге при первой возможности отправлялась ее карета из городского дома через степи в гористую и лесистую Ташлу.

Драматические обстоятельства личной жизни вынудили поэтессу переехать на постоянное жительство из Оренбурга в Москву, но дорогие места неизменно манили к себе. Неоднократно до конца своей долгой жизни она навещала Ташлу.

С того времени как она с сыновьями поселилась в Москве, в доме отца на Арбате, о ней заговорили как о поэтессе. Известные поэты пушкинского круга восхищались ею, дружили с ней и посвящали ей стихи: Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, Н.М. Языков… А.И. Тургенев в одном изсвоих писем Вяземскому называл её«царицей Тимашевой».

Вам всё дано со щедростью прекрасной

Благоволительной судьбой:

Владеете Вы лирой сладкогласной

И ей созвучной красотой.

Что грусть поёт блестящая певица?

Печаль, печаль – души её царица,

Владычица её мечты.

Вам счастья нет, иль, на одно мгновенье

Блеснувши, луч его погас,

Но счастлив тот, кто слышит Ваше пенье,

Но счастлив тот, кто видитВас.

Так писал о ней поэт Е.А. Баратынский.

Графиня Е.П. Растопчина писала о ней:

На тёмную лазурь очей уныло-ясных

Ресницы чёрные покров бросали свой,

Во взорах пламенных, приманчиво-опасных

Изображался ум с чувствительной душой.

В ней что-то тайное и неземное было…

Прекрасное чело носило след страданья,

И беспокойствиевзорбеглый выражал:

Быть может, мучило её воспоминанье?

Быть может, сон ей душу волновал.

Когда в глазах прекрасных

Вижу крупную слезу,

Когда во взорах Ваших страстных

Замечу душу и тоску-

Я понимаю Вас!

А.С. Пушкин познакомился с Тимашевой в Москве осенью 1826 года, вернувшись из «Михайловской ссылки», в пору своей наивысшей поэтическойславы. Он был очарован Екатериной Александровной Тимашевой, её красотой, умом, прекрасным голосом, изяществом манер и тонким вкусом.

Он посвятил Тимашевой стихотворение «Я видел вас…» и сам записал его в альбом адресату.

Я видел Вас, я их читал,

Сии прелестные созданья,

Где Ваши томные мечтанья

Боготворят свой идеал.

Я пил отраву в Вашем взоре,

В душой исполненных чертах,

И в Вашем милом разговоре,

И в Ваших пламенных стихах.

Соперницы запретной розы

Блажен бессмертный идеал…

Стократ блажен, кто Вам внушал

Не много рифм и много прозы.

Этот автограф сохранился.

Екатерина Александровна ответила на чудесное посвящение своими стихами «Послание к А.С. Пушкину» и «К портрету А.С. Пушкина».

Сохранился альбом Екатерины Александровны, куда она переписала многие свои стихи и потом заносила в него новые свои сочинения. В нем около полусотни неизвестных стихотворений Тимашевой. Некоторые из них связаны с ее воспоминаниями о степном крае, крае ее молодости. К примеру, стихотворение «Цветок». При чтении его невозможно не проникнуться чувствами поэтессы, не разделить ее грусти, не понять, какие горькие уроки преподнесла ей жизнь, и при этом невозможно не заметить теплых чувств к оставленному на «востоке», то есть в оренбургской стороне:

Один в саду завял цветок,

И солнца луч его не греет.

К нему не мчится мотылек,

Его зефир уж не лелеет.

Скажи же, кто тебя сразил?

Коварный глаз иль зло другое,

Иль холод севера убил,

Иль чувство тайное какое?

Иль на востоке ты друзей

Покинул с тайным сожаленьем?

Свободу ль их среди степей

Ты вспоминаешь с сокрушеньем.

Они цветут –их не гнетет

Рука холодного искусства.

Лишь солнце яркое взойдет

И оживет в них снова чувство.

И чуждыим обманы, лесть,

Язык притворства, просвещенья;

И свято там хранится честь –

Души высокой упоенье!

А ты, бедняжка, здесь узнал

Друзей коварство, свет лукавый,

Расчеты страсти разгадал

И клевету с ее отравой.

Литературное наследие Е.А. Тимашевой невелико (самые ранние из ее сохранившихся произведений относятся к 1825 г.) и, по большей части, не опубликовано. Немногочисленные стихи печатались в «Московскомтелеграфе», в «Северных цветах», в «Литературной газете». Тем не менее, произведения Е. Тимашевой были известны современникам. Вслед за Пушкиным ей посвятили свои строки П. Вяземский, И. Великопольский, Е Ростопчина, Е. Боратынский, имя ее упоминается в письмах Г.С. Волконского, А.И. Тургенева, Е.П. Киндяковой (Раевской)и др.

В 1830 –1870-егг. Е.А. Тимашева неоднократно навещала оренбургские имения. Умерла 4 (16) марта 1881 г. Похоронена в Новодевичьем монастыре.

Екатерина Александровна Тимашева заслуживает внимания историков литературы по многим причинам. Ей посвящали стихи Пушкин, Баратынский, Языков, Вяземский, Великопольский, Ростопчина. Стихотворения Тимашевой появлялись в печати редко, но все -- в изданиях Дельвига--Пушкина: в "Литературной газете" (1831, No 12--"К портрету***"), в альманахе "Северные цветы" (1831 -- "Ответ") и, наконец, в последнем пушкинском выпуске того же альманаха (1832 -- "К застенчивому", "К незабвенному"). Кроме того, в единственной статье о жизни и творчестве Е. А. Тимашевой Ф. Я. Прийма опубликовал еще два стихотворения поэтессы, сохранившихся в архиве С. Д. Полторацкого и явившихся непосредственными откликами на посвященное ей стихотворение Пушкина. Это "Послание к Учителю" и "К портрету Пушкина".

Казалось бы, как известная поэтесса своего времени, как светская женщина, обладавшая обширным кругом знакомств, наконец, как мать будущего министра внутренних дел Екатерина Александровна Тимашева должна была оставить след в мемуарах и переписке своих современников, что позволило бы достаточно полно восстановить и ее биографию, и ее литературное наследие. Однако этого не случилось. Сведения о ней очень ограничены, некоторые ее стихотворения (за исключением уже опубликованных) обнаруживаются в архивах, но полный их свод, с которым знакомился в свое время Пушкин, был впоследствии затерян. Нам неизвестны портреты Екатерины Александровны. Не знаем мы и ее московского адреса.

Между тем прояснение биографии и творчества Е. А. Тимашевой значительно не только само по себе (речь идет о довольно известной поэтессе пушкинского времени), но и помогло бы понять посвященное ей стихотворение Пушкина, смысл которого в современном восприятии несколько затемнен.

Екатерина Александровна Тимашева родилась 25 июля 1798 г., -- по свидетельству С. Д. Полторацкого, в г. Дорогобуже Смоленской губернии.2 В биографических сведениях о ней указывается девичья фамилия -- Загряжская, однако более определенные сведения о ее родословии неизвестны: в родословной росписи дворянских родов Руммеля и Голубцова она упоминается в дополнительном списке Загряжских без указания родителей. Тот же Полторацкий указывал, правда, что ее двоюродный брат -- некто Щупинский, жительствовавший в Смоленске, муж Александры Щупинской (урожд. Мелиной), русской писательницы.3 Известно также, что Е. А. Тимашева была теткой Елизаветы Петровны Киндяковой, именовавшейся в московском обществе Запретной Розой (под таким названием в 1826 г. были опубликованы посвященные ей стихи Вяземского) по причине неудачного ее брака с кн. И. А. Лобановым-Ростовским (брак, заключенный в феврале 1824 г., расторгнут по решению синода в 1826 г., во втором замужестве Елизавета Петровна -- Пашкова).

Очевидно, в Дорогобуже прошли детство и юность Екатерины Александровны, там же она вышла замуж за ротмистра Сумского гусарского полка, кавалера русских и иностранных орденов Егора Николаевича Тимашева; 9 июля 1815 г. С. Г. Волконский сообщал своей матери из Оренбурга: "Н<иколая> И<вановича> Тимашева ожидают <...> Он спешит на свадьбу в Дорогобуж. Егор Николаевич берет девицу из фамилии Загряжских, достойную и наилучше воспитанную".4 После этого молодая чета живет в Оренбурге. Между прочим, здесь в 1816 г. Е. А. Тимашева породнилась с будущим декабристом С. Г. Волконским (21 марта 1816 г. он сообщал: "Я, матушка <...> был восприемником у Вильгельмины Васильевны Рычковой; кума со мною -- добронравная и прекрасная Тимашева",5 16 июня он же писал матери: "Г-жа Тимашева -- в поместьях добродетельного Николая Ивановича"6).

Позже Е. А. Тимашева перебирается в Москву, очевидно с целью дать достойное воспитание своим сыновьям -- Николаю (род. в 1816 г.) и Александру (род. в 1818 г., с 1868 по 1878 министр внутренних дел). Муж ее проживает в Оренбурге (в 1823--1830 гг. он наказной атаман Оренбургского казачьего войска, в 1833--1844 гг. предводитель дворянства Оренбургской губ.); для московских знакомых Екатерины Александровны он посторонний человек (А. И. Тургенев пишет 11 февраля 1832 г. Вяземскому: "К Тимашевой приехал какой-то муж, или улан, или казак"),7 сама же она в центре внимания московского света. А. И. Тургенев называет ее царицей Тимашевой (письмо от 11 января 1832 г.),8 а Вяземский пишет ему из Петербурга: "...здесь много говорят о красоте <...> Тимашевой" (письмо от 1 января 1832 г.).9 К началу 1830-х гг. относится переписка Тимашевой с Вяземским.10 Здесь, в частности, мы находим обращенное к нему стихотворение поэтессы.

Вот открытый лист от Друга,
Пусть он вас предохранит
От хандры и от недуга
И жестоких покорит.
Но в минуту наслажденья
Миг один пусть будет мой,
Пред кумиром упоенья
Друга вспомните душой.
1831 года
18 июля
Москва11
Кроме того, удалось обнаружить еще несколько стихотворений Тимашевой, до сих пор не публиковавшихся. Одно из них посвящено упоминавшейся выше Е. П. Лобановой-Ростовской (Запретной Розе).

КЛизе
Как минута наслажденья,
Как счастливых дней мечты,
Как блаженства упоенье,
Очаровываешь ты.
Как певца "Весны" * искусство,
Как младенец красотой,
Как святой свободы чувство,
Всех пленяешь ты собой.
19-го апреля
1826

* "Весна", стихотворение князя Вяземского

(примеч. Тимашевой).12

Строка о "святой свободе" в данном стихотворении отнюдь не случайна. Оппозиционность общественных настроений Тимашевой отмечена была в статье Ф. Я. Приймы, напечатавшего ее стихотворения, обращенные к Пушкину, в одном из которых читаем:

Иль может быть, воспоминанья
Тебя далеко увлекли...
Друзей погибших, их страданья
Невольно душу потрясли.
Ах! прах невинный кто слезою
Горячей в день не оросил
И кто об них в душе с тоскою
Не вспоминал и не тужил...13

Очевидно, тем же настроением одухотворено и другое стихотворение Тимашевой:

Он пал -- и храброго могила,
Как одинокий цвет степей,
Мрачна, печальна и уныла
Одна, далеко от друзей.
Ах, не придет к тебе с слезами
Оплакать прах любезный твой,
Не будет жадными устами
Лобзать могилы роковой.
Напрасно мать, сестра с тоскою
В степи пойдут тебя искать!
Не мрамор пышный над тобою
Там будет взоры удивлять,
Но черный крест, в песке глубоком,
Прах осеняет милый твой,
И путник скажет с тяжким вздохом:
"Да будет мир с твоей душой".
3 декабря.14

Приведем текст еще одного до сих пор не публиковавшегося стихотворения поэтессы.

Скажи, что выражал вчера твой нежный взор?
Кому был обращен? Или воспоминанья
Давно минувших дней, судьбе наперекор,
Опять в душе твоей зажгли очарованья?
О, верь! Любви твоей она цены не знала,
Не знала счастия тобой любимой быть.
Холодною душой она не постигала,
Как может пламенно тебя душа любить.
Нет, милый образ твой, в минутах сновиденья,
Не озарял ее: с отсутствием твоим
В ней исчезали все восторги, упоенья,
Пока пробудишь их присутствием своим.
Один лишь ты любил, один пылал напрасно,
Забудь ее и жизнь не отравляй тоской.
Подругу ты найдешь, она полюбит страстно
И оживит мечты, забытые тобой.15

Преувеличивать поэтическое дарование Тимашевой не следует. И если Пушкин назвал ее стихи "прелестными созданьями", то только потому, что они звучали из уст прекрасной женщины, и в общем-то для Пушкина по-настоящему поэтичными были ее облик, ее живое очарованье. Встретившись с Тимашевой в Москве после возвращения из Михайловской ссылки, поэт записывает ей в альбом 20 октября 1826 г.:

Я видел вас, я их читал,
Сии прелестные созданья,
Где ваши томные желанья
Боготворят свой идеал.
Я пил отраву в вашем взоре,
В душой исполненных чертах,
И в вашем милом разговоре,
И в ваших пламенных стихах.
Соперницы запретной розы
Блажен бессмертный идеал...
Стократ блажен, кто вам внушал
Не много рифм и много прозы.
III, 32

Исследователи давно обратили внимание на шутливую двусмысленность последнего четверостишия. Как его понять? "Стократ блажен", -- несомненно, муж Екатерины Александровны Егор Николаевич Тимашев, мало соответствующий ее поэтическому идеалу, но по праву супруга вкушающий блаженство. Две же предыдущие строки ("Соперницы запретной розы | Блажен бессмертный идеал...") Ф. Я. Прийма, помня о Запретной розе -- Елизавете Петровне Лобановой-Ростовской, попытался истолковать в том смысле, что как она, так и Екатерина Александровна боготворили гений Байрона16 (о Байроне имеется упоминание в стихотворении Тимашевой "К портрету Пушкина").

Мне кажется, что в данном случае более правдоподобна иная трактовка. Да, Елизавету Петровну называли Запретной Розой. Это имя намекало на супружескую судьбу Лобановой-Ростовской, соотносимую с судьбой богородицы, девы Марии. Собственно выражение sancta rosa в более позднем пушкинском стихотворении "Жил на свете рыцарь бедный" можно перевести как `святая", `неприкосновенная", `целомудренная" роза. И именно в соотнесении с девой Марией наполняется смыслом лукавый мадригальный pointe стихотворения, воспевающего земную, греховную красоту женщины в противовес ее поэтически идеальным устремлениям.

Хотя до нас и не дошли стихотворения Тимашевой, в которых ее "томные желанья | Боготворят свой идеал" (большинство ее стихотворений утеряно), наличие таковых подтверждают некоторые косвенные свидетельства. Так, в письмах к Вяземскому Е. А. Тимашева пишет: "Кто теперь она? Оставьте меня, по крайней мере, в сладкой надежде, что место духовника никто не заменил" (26 января 1832 г.);17 "Нет, мое духовенство не сердится на вас" (24 июня 1832 г.).18 Ср. также в письме Вяземского к А. И. Тургеневу от 7 марта 1832 г.: "Скажи Тимашевой, что когда мы встречаемся с Елисаветою Петровною <Пашковой>, мы на развалинах воспоминаний плачем о святом граде Иерусалиме".19 Здесь, по сути дела, мы сталкиваемся с той же куртуазно-религиозной двусмысленностью, что и в стихотворении Пушкина.

О милом кокетстве Е. А. Тимашевой вспоминал и Пушкин в письме к Вяземскому из Михайловского от 9 сенятбря 1826 г.: "Что наши? Что Запретная Роза? что Тимашева? как жаль, что я не успел с нею завести благородную интригу! но и это не ушло" (XIII, 305).
Заканчивая заметку, я позволю себе также высказать предположение, что именно Е. А. Тимашеву имеет в виду Баратынский в обращенном к Пушкину стихотворении "Новинское", вошедшем в книгу "Сумерки".

Она улыбкою своей
Поэта в жертвы пригласила,
Но не любовь ответом ей
Взор ясной думой осенила.
Нет, это был сей легкий сон,
Сей тонкий сон воображенья,
Что посылает Аполлон
Не для любви -- для вдохновенья.20

В комментариях к этому стихотворению справедливо отмечается, что, по-видимому, оно "связано с первым появлением в Новинском осенью 1826 года вернувшегося из ссылки Пушкина".21 Баратынский упоминает о некой женщине, в ответ на кокетство которой Пушкин написал стихотворение, поэтически преображающее житейскую сиюминутность. Ни одного другого произведения Пушкина, написанного осенью 1826 г. и обращенного к женщине, кроме "Я видел вас, я их читал", мы не знаем. Показательно, что в ранней редакции стихотворения Баратынского первое четверостишие звучало несколько иначе:

Как взоры томные свои
Ты на певце остановила,
Не думай, что мечта любви
В его душе заговорила...22

"Томность" -- это примета Тимашевой, согласно отмеченная во всех стихотворениях, посвященных ей. Ср. в другом стихотворении Баратынского: "Что ж грусть поет блестящая певица? Что томны взоры красоты..."23 "Томны сны и сладки муки | Умилительной разлуки | И несбыточной мечты" упоминаются в стихотворении Языкова.24 О том же пишут в стихах, обращенных к Тимашевой, и Великопольский, и Ростопчина. Ту же черту отмечает в "созданьях" Тимашевой Пушкин: "Где ваши томные желанья | Боготворят свой идеал".