Действующего на основании доверенности выданной генеральным директором. Имеет ли право генеральный директор ООО делегировать свои полномочия по приему и увольнению сотрудников общества заместителю генерального директора путем выдачи доверенности на его им

Имеет ли право генеральный директор ООО делегировать свои полномочия по приему и увольнению сотрудников общества заместителю генерального директора путем выдачи доверенности на его имя? В Уставе кроме права генерального директора на прием и увольнение не предусмотрен запрет либо разрешение на делегирование указанных полномочий.

Генеральный директор вправе уполномочить своего заместителя осуществлять прием и увольнение работников общества, подписывать трудовые договоры, приказы, иные документы, если иное не предусмотрено в учредительных документах, а также в локальных актах, регламентирующих деятельность общества.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции исполнительного органа общества относятся полномочия по изданию приказов о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении. Он вправе применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания, осуществлять иные полномочия, не отнесенные законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Частью шестой ст. 20 ТК РФ установлено, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица или уполномоченными ими лицами.
Следовательно, ТК РФ предусматривает, что в трудовых отношениях от лица работодателя могут выступать не только сам орган управления юридического лица (в данной ситуации он представлен в лице руководителя единоличного исполнительного органа — генерального директора), но и лица, которые уполномочены этим органом (например, заместитель генерального директора, начальник отдела кадров, иное лицо).
Работодатель, в лице его органов или уполномоченных им лиц, регулирует деятельность организации (в том числе и трудовые отношения) путем издания локальных нормативных актов: приказов, распоряжений, инструкций, положений и др.
Общие требования к локальным нормативным актам установлены ст. 8 ТК РФ. Они издаются работодателем в пределах его компетенции в соответствии с требованиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, коллективных договоров, соглашений.
Законодательством не предусмотрена форма документа, которым генеральный директор (иное лицо, исполняющее функции исполнительного органа) может уполномочить своего заместителя осуществлять прием, увольнение сотрудников. Такие документы каждая организация разрабатывает сама. Обычно в таких случаях издается приказ, в котором указывается уполномоченное лицо, устанавливается круг его прав и обязанностей.
Но иногда генеральный директор делегирует свои полномочия путем оформления доверенности (ст. 185 ГК РФ). Это действительно необходимо, когда возложение обязанностей осуществляется в отношении лица, не являющегося сотрудником компании. Локальные нормативные акты (в том числе приказы) распространяются только на сотрудников организации, их издавшей, поэтому ими нельзя уполномочить лиц, не состоящих в трудовых отношениях с ней.
Для возложения полномочий на сотрудника компании доверенность выписывать не требуется, т.к. трудовые отношения урегулированы нормами трудового законодательства, которые не предусматривают оформление доверенности. Однако ее оформление не запрещено действующим законодательством, и при необходимости генеральный директор может уполномочить своего заместителя на выполнение соответствующих функций, в том числе и посредством выдачи доверенности, оформленной в простой письменной форме с приложением печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
При этом работник имеет право получать полную и достоверную информацию об условиях труда (часть первая ст. 21 ТК РФ). Поэтому работодатель должен предоставить работнику по его требованию документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего от имени работодателя трудовой договор. В любом случае, трудовые отношения возникают не только на основании подписанного трудового договора, но и в связи с фактическим допущением работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 61 ТК РФ).


13.05.2008, 16:52

Коллеги, помогите разобраться в следующей ситуации. От имени предприятия сотруднику выдана нотариально заверенная доверенность на право заключения сделок. Доверенность подписана от имени предприятия работавшим на тот момент директором. На сегодняшний день директор сменился, а до конца срока действия доверенности еще 1 год. Действительна ли еще эта доверенность или нужна новая, за подписью нового директора. Еще раз акцентирую внимание - доверенность выдана от имени предприятия, а не от имени директора.:confused:

13.05.2008, 17:08


13.05.2008, 17:22

Доверенность действительная на срок ее заключения, если не будет отозвана...
Ведь документы подписанные бывшим директором (в т.ч. Приказы, бухгалтерские документы и пр) не теряют своей силы только потому, что поменялся директор. Он- всего лишь уполномоченный предприятием исполнительный орган. Сегодня один, завтра другой.... Печать есть, подпись нотариуса есть - это важнее!
Все правильно доверенность выдает должностным лицом а не конкретным человеком. Анулируйте данную доверенность и вся проблема, но выправда не не можете точно знать где он ею воспользуется.

06.08.2008, 09:56

1. новый руководитель от имени предприятия (как лица которое выдавало доверенность) пусть отменит доверенность. - заявление нотариусу.
2. Уведомите доверенное лицо (если есть копия доверенности). Если нету, и доверенность была выдана недавно можете попробовать взять унотариуса выписку из Гос. реестра доверенностей. Мы использовали в своей практике, даже уведомление через СМИ (публикация в Урядовом курєре) - суд принимал это.
3. если есть опасения, что лицо может совершить какие либо действия - можеть разослать инф. письмо туда - где это может произойти. Особенно будьте осторожны с судами.

27.03.2009, 17:40

Нет, довереность не действительна, потому что:
1. Выдана от имени директора предприятия, а не от предприятия.
2. Сменился директор, сменился и представитель, а довереность от уполномоченого лица выдаеться а не от самого предприятия.

27.03.2009, 17:48

AndreyUr
доверенное лицо выступает от имени доверителя в данном случае от юридического лица. И по доверенности представляет именно юридическое лицо.
а директор просто как орган этого юр лица уполномоченный доверенность эту выдать.
не вводите в заблуждение вопрошающих

28.04.2009, 13:13

Вопрос удивил, но ответы удивиди еще больше. Все гениальное - просто. Не вижу повода ни отзывать доверенность ни считать эту доверенность недейстивтельной. Сотрудник, которому выдана доверенность, ведь еще работает?
Если договор заключает на 5 лет, к примеру, один директор, а потом он увольняется, то что ли договор признается недейстивтельным? С доверенностью точно так же.

03.06.2009, 00:08

03.06.2009, 09:22

а еще такой вопрос.если документы приняли по довере в ппф-донести в течение месяца нотариальную я же могу? это вроде как будет в данном случае что -то типа: обратилось неуполномоченное лицо,но тк как впоследствии дал гена нотариальную доверенность-он одобрил действия или возникнут проблемы?

Не скажу, что мне до конца понятен вопрос.
Но если у вас приняли документы по доверенности, составленной в простой письменной форме, значит проблем нет и такой доверенности достаточно для удостоверения полномочий лица.

В любом случае одобрение действий поверенного, совершенных с превышением полномочий, происходит в частности: совершением действия о принятии к выполнению, предоставлению письма и пр.

Кодификатор

03.06.2009, 11:42

а еще такой вопрос.если документы приняли по довере в ппф-донести в течение месяца нотариальную я же могу? это вроде как будет в данном случае что -то типа: обратилось неуполномоченное лицо,но тк как впоследствии дал гена нотариальную доверенность-он одобрил действия или возникнут проблемы?

Как раз недавно просматривала практику ВХСУ по схожему вопросу, в частности о применении ч. 1 ст. 1158 ГК Украины.

Была даже немного удивлена.
Вот некоторые Постановления:
от 06.07.04 дело №6/141;
от 19.07.05 дело №05/183;
от 18.10.06 дело №30/70-06-2845.

В указанных постановлениях пишется о том, что одобрением сделки подписанной неуполномоченным лицом может являтся оттиск печати предприятия на спорном документе.
Кроме того, считается, что если лицо в отношении которого была выполнена сделка неуполномоченнм лицом не оспаривает данную сделку, то он ее фактически одобрил.
Использование такой практики очень удобно в случае, если контрагент просит признать договор (а ровно как и акт приема-передачи и др.) недействительным по причине подписания неуполномоченным лицом документа с Вашей стороны. В таком случае, достаточно будет ссылки на ч. 1 ст. 1158 ГК Украины и на практику ВХСУ по данному вопросу.

Относительно действительности доверенности подписанной уволившимся директором, полностью согласна с Alya. Ни в одном нормативном акте нет требования к переподписыванию документов при смене руководства предприятия.
Единственное что может сделать предприятие при смене лица подписавшего договор, так это подписать доп. соглашение к нему об изменении преамбулы договора. Однако в случае с доверенностью никаких действий совершаться не должно. Доверенность действительна до срока указанного в ней.

03.06.2009, 12:18

Единственное что может сделать предприятие при смене лица подписавшего договор, так это подписать доп. соглашение к нему об изменении преамбулы договора.
Может, конечно, но зачем только ради этого заключать допсоглашение? :confused: Договор подписало лицо, обладавшее на то полномочиями (на момент заключения), то бишь директор в данном случае. И сама по себе смена директора вовсе не влечет необходимости заключения допсоглашения.

Кодификатор

03.06.2009, 13:08

Может, конечно, но зачем только ради этого заключать допсоглашение? :confused: Договор подписало лицо, обладавшее на то полномочиями (на момент заключения), то бишь директор в данном случае. И сама по себе смена директора вовсе не влечет необходимости заключения допсоглашения.

Я с этим абсолютно согласна. Просто на предприятии, в котором я имела честь работать, юридический отдел ну очень скурпулезно относился ко всем договорам и прочим документам:ac28 . Мимо нас ни одна спецификация не проходила. И в тот момент, когда у нас менялись директора департаментов мы делали соответствующие доп.соглашения, к которым прилагали приказы о назначении т доверенности - такой вот способ быть открытыми перед своими контрагентами. Тем более, что ставя свою подпись в таком доп. соглашении контрагент подтверждает свою осведомленность о смене уполномоченного лица и в случае непредвиденных проблем такое письменное подтверждение будет не лишним.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенные в вопросе обстоятельства не являются основанием для прекращения действия доверенностей, выданных от имени учреждения прежним руководителем. Такие доверенности продолжают действовать до наступления одного из обстоятельств, предусмотренных в ГК РФ.

Обоснование вывода:
Согласно ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами ( ГК РФ). То есть при выдаче доверенности от имени юридического лица доверителем является сама организация, а не ее руководитель. Последний выступает лишь в качестве органа юридического лица.
Обстоятельства, при наступлении которых действие доверенности прекращается, перечислены в ГК РФ. Смена руководителя организации или истечение полномочий лица, выдавшего доверенность от имени организации, к таким обстоятельствами не отнесены. Поэтому при назначении нового руководителя учреждения выданные прежним руководителем доверенности продолжают действовать до наступления перечисленных в ГК РФ обстоятельств, а лица, которым такие доверенности были выданы, вправе осуществлять предусмотренные в них полномочия и после назначения нового руководителя (смотрите, например, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2009 N А58-3470/08, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 N 12АП-9390/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2012 N Ф04-5640/12 по делу N А45-18317/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 N 11АП-11875/13, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015 N 15АП-15658/15, информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.06.2001 N 64).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.