Грузия школа. Где в грузии можно учиться на русском языке

В 2006 году Грузия подписала Болонское соглашение. Система образования в стране стала соответствовать общеевропейской, она предусматривает обучение в бакалавриате, магистратуре и докторантуре. В Грузии получение степени магистра и доктора зависит от желания учащихся.

Получить высшее образование в Грузии можно не только на грузинском языке. Для иностранных студентов в стране открыты русский, английский, французский и немецкий сектора в ведущих университетах Грузии по разным направлениям — медицина, право, экономика, бизнес, филология.

Цена за обучение в вузах Грузии колеблется от 2250 лари (до 1 тысячи долларов) до более, чем 20 тысяч лари (порядка 3400 долларов) в год.

Как правило, получить медицинское образование в других странах гораздо дороже, чем в Грузии. Именно поэтому каждый год данная сфера является самой востребованной среди иностранных студентов.

Как иностранцу поступить вуз в Грузии

Иностранным абитуриентам для поступления в высшее учебное заведение в Грузии нужно всего лишь предоставить аттестат о полном среднем образовании. Им не нужно сдавать Единые национальные экзамены, но придется платить полную сумму за обучение в вузе. В том случае, если они пожелают получить государственный грант, им придется сдать ЕНЭ по программе школьного образования в Грузии. В случае успешного прохождения экзаменов они могут получить и 100% финансирование.

Вузы Грузии с русскими факультетами

Список университетов, где можно учиться на русском языке небольшой.

В Тбилисском государственном университете имени И. Джавахишвили русский сектор открыт в таких направлениях, как кавказоведение, русская филология, журналистика и массовая коммуникация.

Грузинский технический университет предлагает следующие русскоязычные программы: строительство систем водоснабжения и водостока, энергетика и электроинженерия, телекоммуникация, технологии нефти и газа, горное и нефтегазовое дело, архитектура, бизнес-администрирование, международные отношения, журналистика, информатика, компьютерное моделирование, системы и сети, инженерная физика.

Тбилисский гуманитарный учебный университет предлагает всего два русскоязычных направления: организация и управление бизнесом и стоматология.

Тбилисский медицинский учебный университет "Гипократ" предлагает русскоязычным студентам образовательную программу дипломированного медика и образовательную программу дипломированного стоматолога.

Госпрограмма для нацменьшинств

Для представителей этнических меньшинств, являющихся гражданами Грузии, но не владеющих грузинским языком, Национальный центр экзаменов и оценок переводит экзаменационные тесты. Для поступления в вуз они могут сдать экзамены на азербайджанском, армянском или русском языках. Сдавать на грузинском им придется только экзамен по грузинскому языку и литературе.

Помимо этого, государство дает им возможность при успешной сдаче экзамена по навыкам на родном языке поступить в высшее учебное заведение и после прохождения годичного интенсивного курса по изучению грузинского языка, а затем продолжить учебу на любом факультете по желанию.

Иностранные студенты в Грузии

В государственных и частных университетах Грузии по данным Национальной службы статистики "Сакстат" (Грузстат) на 2016-2017 годах учатся 8 тысяч 12 иностранных студентов. В сравнении с предыдущим учебным годом их число возросло на 1,369 человек.

Большинство иностранных студентов (4 тысячи 599) учатся в частных университетах. Это в основном граждане Азербайджана (2 тысячи 93 человека).

Что касается государственных университетов, то больше всего студентов здесь из Индии (1,389 человек).

Из иностранных студентов 3 тысячи 611 человек являются студентами бакалавриата, а 4 тысячи 401 - магистратуры, резидентуры или программы дипломированного медика-ветеринара.

Большая часть учащихся в бакалавриате (2 тысячи 235 студентов) выбрали социальные науки, факультеты бизнеса и права, а большая часть учащихся в магистратуре, резидентуре или по программе дипломированного медика-ветеринара (4 тысячи 232 человек) — факультеты здравоохранения и социального обеспечения.

В Грузию на учебу приезжают даже из таких стран, как Китай, США, Канада, Германия, Россия, Израиль, Великобритания, Франция, Испания и другие.

В Украине мода на Грузию - изучают ее примеры, активно раскупают дешевые авиабилеты, проявляют чудеса «братской солидарности». Мы чаще говорим о реформе силовых ведомств, либерализации экономики, но не о системе образования в Грузии. А система эта тоже непростая и заслуживает внимания. Мы пообщались с экспертом по этому вопросу – Кахой Ломадзе (Kakhaber Lomadze), лидером Студенческого молодежного союза Грузии, лоббирующего интересы общественности в реформе образования.

Путь реформ и преобразований

Наша организация основана в 2002 году, ее учредители – студенческие объединения действующих в нашем городе вузов и Колледжей. Основным направлением деятельности сначала была защита прав студентов. Так что уже тогда мы занимались проблемами образования (в основном среднеспециального и высшего). Сейчас это основная деятельность Студенческого молодежного союза (Student-Youth Council).

Сейчас Украина переживает тяжелые времена – разговоры про образование и культуру не кажутся такими актуальными, как война или обеспечение армии. Как вы смотрите на эту проблему? Как с этим справлялась Грузия?

В Грузии в 90-х годах была схожая ситуация – Гражданская война, конфликты с Абхазией и Осетией – у нас тоже было время, когда образование и культура были на втором плане. Увы, так всегда происходит, когда ситуация в стране напряженная. «Когда говорят пушки, музы молчат». Грузия смогла справиться только при нормализации ситуации; к сожалению, нет никаких универсальных рецептов.

Конечно, в такое время нельзя делить проблемы на маленькие и большие. Если сейчас не обращать внимания на образование и культуру – это потом уже сказывается. Так случилось в Грузии – был недостаток квалифицированных кадров, потому что практически у целого поколения не было возможности получить образование.

- Опишите основные черты современной системы образования в Грузии.

Грузия прошла довольно длинный путь реформ и преобразований. Что мне нравится – не было страха перед экспериментами. Исходя из накопленного опыта, снова и снова вносились изменения. Министерство образования не боялось прислушиваться к мнениям экспертов, представителей НГО (негосударственных организаций – ред.) , работающих в этой сфере. На этом этапе основными чертами я назвал бы:

  • упор на повышение компьютерной грамотности в начальной школе: все первоклассники в Грузии получают специальные ноутбуки;
  • начиная с 2013 года ученики получают бесплатные учебники, которые потом возвращают школе;
  • как средние школы, так и вузы, управляются выборным органом (Попечительским советом, в которой входят родители, преподаватели, старшеклассники или студенты). У совета широкие полномочия: назначение и увольнения директора школы/ректора вуза, утверждение и контроль бюджета школы/вуза.

К сожалению, после 2010 года Министерство образования вернуло себе право назначать директоров школ без согласования с Попечительским советом и увольнять его членов без предварительного уведомления;

  • новая модель финансирования школы/вуза – система индивидуального финансирования: деньги «следуют» за учеником или студентом. Так бюджет школы/вуза зависит от количества учащихся. По отношению к вузам это касается абитуриентов, успешно сдавших вступительные экзамены и получивших финансирование от государства (грант). Школы с малым количеством учеников (провинциальные или высокогорные) получают дополнительную субсидию. В вузах, конечно, существует платное обучение.
  • введение единых вступительных экзаменов в вузы искоренило коррупцию при поступлении. Экзамены проводятся в один и тот же день по единой программе. Проводит их отдельная, независимая от Министерства образования, организация – «Национальный экзаменационный центр»;
  • совершенствующиеся стандарты обучения, переподготовка кадров, сертификация учителей – все это способствует не только повышению квалификации педагогического состава, но и заинтересованности в ней учителей. Зарплата педагогического коллектива напрямую связана с прохождением сертификации и получением лицензии на образование;
  • вузы в Грузии проходят обязательную сертификацию, при которой учитывается не только квалификация лекторов, но и площадь (от неё зависит количество студентов), наличие библиотеки, современной материально-технической базы и даже спортплощадки;
  • также после реформы 2010 года в школах была организована система охраны (мандатуры) для поддержания дисциплины как учащихся, так и педагогического состава. Мандатуры находятся под управлением Министерства образования и сообщают о нарушениях правил непосредственно руководителю в Министерстве;
  • много сделано для учеников с ограниченными возможностями: школы начали оборудовать пандусами, специальными туалетами, школы-новостройки – лифтами. Начали работать координаторы инклюзивного образования.

Реформа практически проведена активистами гражданского общества

- На какие мировые образцы ориентировались реформаторы, когда строили систему образования?

Помню, этот вопрос задали Александру Ломая – министру, при котором начинались реформы. К сожалению, не могу привести целиком его ответ, но главное – Грузия не старалась слепо копировать примеры (даже если они были успешными), а брала все лучшее, учитывая особенности страны. Можно сказать, реформа образования Грузии – синтез Европейских и Американских образцов.

В какой мере привлекались студенты, активисты гражданского общества в выборе пути развития высшей и средней школы?

Студенты сыграли важную роль в том, что реформа вузов в Грузии вообще началась. Разные студенческие объединения активно выступали против коррупции, которая властвовала в институтах.

Что касается активистов гражданского общества – можно сказать, практически ими и была проведена реформа. После Революции Роз очень много представителей НПО начали работу в государственных структурах и стали авторами ряда реформ, проводимых в Грузии. Хорошо, что Министерство образования не встречало «в штыки» рекомендации, которые подавали представители общественности.

Могу сказать, наша организация в данный момент работает над рекомендациями по неформальному образованию в средних школах и готовится их предоставить – у нас нет никаких проблем с контактами: как в самих школах, так и в Министерствах.

Трудно балансировать и не перейти в “идеологическое воспитание”

В Украине есть предложения вернуть в школы пятнадцатиминутки «Политической информации», чтобы информировать школьников о текущей политической ситуации. Как вы оцениваете такую инициативу?

Я лично категорически против. Для младших классов это будет непонятно (да и не нужно), а школьники средних и старших классов и сами в состояние получить информацию. В наш век, когда с помощью интернета есть возможность оперативно получить информацию, проводить политзанятия – это… возврат в тёмное прошлое. Даже если предложение будет принято – каковы гарантии, что это не будет «идеологически правильная информация»?

Должна ли школа заниматься патриотическим воспитанием? Как найти грань между «просвещением» и «идеологией»?

На этот счет у нас давно идут споры – на этой тонкой границе трудно балансировать и не перейти в «идеологическое воспитание». Во время президентства Саакашвили была попытка ввести в систему образования предмет «Военно-патриотическое образование». Он потом трансформировался в «Гражданскую оборону». Этот предмет включает в себя вопросы вроде безопасности на дорогах (для младших классов), действий при стихийных бедствиях… То есть, это не направлено на подогревание «любви к Родине», преданности Отечеству, стремления служить интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В 2004–2012 годах проводились летние лагеря для школьников (X-XII классы) под названием «Патриот». Заявленной целью было: «Пропаганда здорового образа жизни. Воспитание Патриотического духа». Сейчас эти молодёжные лагеря трансформировались в «Лагерь будущего».

- А что бы вы сказали о религиозной составляющей образования? Должны ли лежать в основе некие «ценности»?

Ооо… религия – довольно-таки сложная тематика в Грузии. Я не готов ответит на этот вопрос.

Терни

- Какое образование вы хотели бы получить, если бы появился второй шанс?

Даже не задумывался над этим. Наверное, был бы второй шанс, больше времени и внимания обращал бы на получение образования неформальными методами. Хорошо, когда есть академическое образование, но, исходя из моего опыта, есть сферы, в которых можно лучше и качественнее получить образование через тренинги, семинары, дистанционные курсы.

Поделюсь смешной историей из Крыма, откуда недавно вернулась. На курсах для школьных психологов эксперты из Санкт-Петербурга рассказывают о главных проблемах современных российских школ. Говорят, первая проблема - детский суицид, вторая - травля школьников. Крымские психологи зашумели, начали возмущаться – у них таких проблем нет. В ответ эксперт помахал головой и сказал убедительно: «Ничего, вы теперь в России – будут». Какие основные проблемы в современной грузинской школе? ;-)

Это, конечно, не суицид и травля – надеюсь, никогда не будут;-) Но проблемы, конечно же, есть:

– инфраструктуры школ. В подавляющем большинстве здания требуют капитального ремонта: нет соответствий санитарно-гигиеническим нормам. Хотя с начала реформ было построено и отремонтировано много школ, это лишь капля в море;

– качество образования значительно отличается между Тбилиси и сельскими регионами Грузии;

– среднее качество преподавания конкретных предметов в школе. Преподавание на этапе начального образования – грузинского, истории – довольно хорошее, но вот естественных наук (биология, физика, химия) – хуже. Это обусловлено отсутствием необходимого количества квалифицированных учителей;

– из-за низкого качества школьного образования и больших требований на единых экзаменах в Грузии большие масштабы частного репетиторства;

– после реформы 2010 года – потеря полной независимости школ;

– еще одна проблема – высокая (для Грузии) плата за обучение: абитуриент из социально незащищенной семьи, не получивший государственный грант, остается без доступа к высшему образованию.

- Есть ли механизмы сотрудничества между системой образования и рынком труда? Бизнесом?

Прямых, как бы прописанных на уровне закона, механизмов, к сожалению, нет. Но подавляющее большинство вузов сами налаживают контакты с бизнес-сектором и предоставляют студентам возможность прохождения стажировки по специальности и трудоустройства. В Грузии есть несколько частных вузов, (не хочу их называть, чтобы не обидеть кого-нибудь) выпускники которых получают практически 100% гарантию занятости.

Государство, конечно, старается внести свой вклад в способствование занятости выпускников, проводятся исследования для выяснения требований рынка труда, круглые столы между представителями вузов и бизнес-сектора. Есть несколько факультетов (в основном технических), учеба на которых полностью оплачивается государством. В последнее время уже идут разговоры о введении закона или правового акта, который обязывал бы представителей бизнес-сектора и государственных служб предоставлять места для стажировки.

Какие есть возможности для украинцев получить образование в Грузии? Какие специальности вы бы посоветовали?

Я знаю, что в Грузии обучается довольно-таки много студентов из разных стран. К сожалению, у меня нет данных, сколько конкретно – из Украины, или на каких факультетах они учатся. По исследованиям, выбор студентов в основном обусловлен тем, что у нас низкая плата, плюс высокий уровень обучения. Традиционно популярно обучение в медицинском университете – по данным на 2013 год, здесь училось около 1000 студентов из 27 стран. Популярен также экономический факультет государственного университета – в 2014 году практически удвоилось количество иностранных студентов; всегда высок уровень образования в Грузинском техническом университете.

Я думаю, что абитуриенты из Украины смогут найти подходящий вуз в Грузии, и не только государственный – у нас много частных вузов с высоким уровнем образования.

Фото: соцмережі, racurs.ua, gdb.rferl.org, 21region.org.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .

Накашидзе Р.М.

Источник: Журнал «Педагогика» 2013/8 с. 117

Над статьёй работала Панова Мария

Аннотация. Период возрождения грузинской государственности сопровождался сложными социально-экономическими преобразованиями, оказавшимися разрушительными для системы профессионального образования. Было закрыто более 80% соответствующих учебных заведений. Оставшиеся и в минимальной степени не отвечали существующим требованиям. Такое положение требует осмысления допущенных ошибок, структурных и организационных преобразований, построения системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова. Образование, система профессионального образования, подготовка квалифицированных кадров, рынок труда, непрерывное образование.

Сегодняшние социально-экономические реформы в Грузии требуют от системы профессионального образования определения точных механизмов соответствующего развития и модернизации. Они придают совершенно иное видение политике подготовки кадров, рассматривая ее как решающий фактор формирования интеллектуальных ресурсов и развития производительных сил страны.

Когда мы анализируем процессы, происходящие в Грузии, и стараемся найти причины, вызвавшие ее социально-экономический упадок, у нас появляется чувство закономерного недовольства тем, что страна, столь богатая природными и трудовыми ресурсами, оказалась в числе экономически отсталых государств. Причин отсутствует множество, но главная все-таки заключается в том, что нам трудно дается наука работать и мыслить по-новому. Мы не смогли ни научиться чему-либо на своих ошибках, ни правильно использовать чужой опыт. А ведь «если государство теряет ведущие позиции в определении политики в системе образования, в ее координации, финансировании и разработке стандартов, не может проявить активность по отношению к созданию системы профессионально-технического образования и ее дальнейшего функционирования, то мысль о его продвижении вперед и его развитии останется недостижимой мечтой» .

Мировая практика показывает, что рынок труда ориентирован сегодня на высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому в условиях свободной конкуренции особое значение приобретает создание стройной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров. Так, американский журнал «Harvard business revieu» писал: «Если германское производство на мировом рынке занимает одно из первых мест, то определяющим фактором этого является высокий уровень профессионального обучения в стране. Традиционная система обучения здесь обеспечивает получение образования на таком уровне, который дает возможность подготовки высококвалифицированных специалистов, а такие специалисты в силу своего теоретического и практического уровня могут быстро овладеть новейшей технологией» .

Исходя из вышесказанного, вопрос качественной и количественной подготовки молодой, квалифицированной рабочей силы должен стоять во главе плана перспективного развития страны. Успеха достигают только там, где воля государства и оказание помощи мобилизованы для этого.

Вызванные экономическим кризисом в Грузии падение производственного потенциала, остановка фабрик и заводов, снижение заявок на рабочую силу катастрофически уменьшили спрос на квалифицированных рабочих. К этому прибавилось и разрушение системы профессионально-технического образования В начале 1990-х гг. в ведомстве Министерства просвещения Грузии было до. 200 учебных заведений начального профессионального образования. К 2000 г. их число уменьшилось вдвое. Упала численность контингента .

Соответственно, были упразднены штатные единицы, многие хорошие специалисты остались без работы. В 1998 г. учебные заведения начального профессионального образования остались и без государственного финансирования. В конечном итоге, было ликвидировано более 80% училищ. Основанием для их закрытия послужила схема ликвидации системы начального профессионального образования, разработанная министерством просвещения по той причине, что выпускники училищ лишь пополняли ряды безработных. К сожалению, распорядителями судеб профессионального образования стали люди и политические группировки, которые не имели ясного представления о системе.

Из-за отсутствия правовых основ для самостоятельных действий училища оказались в неблагоприятном положении. Была уничтожена их достаточно богатая материально-техническая база: учебный инвентарь-оборудование, дорогостоящие станки-установки. Были нарушены традиционные отношения с предприятиями и учреждениями, базовыми предприятиями, общественными организациями, вертикальные и горизонтальные связи с другими учебными заведениями. Стало невозможно управлять процессами внутреннего и внешнего интегрирования. Не были сохранены и формы поощрения. Наоборот, в училищах ввели возрастной ценз, преимущество было отдано платежеспособным ученикам. Реальность вступила в противоречие с Конституцией страны, с законами и директивами о профессиональном образовании, о занятости, о социальной защите граждан. Были грубо нарушены конституционные права граждан , принцип бесплатного начального профессионального образования и его всеобщей доступности .

Определенные попытки оптимизации достижения большей эффективности обучения и его ориентации на мировые стандарты имели место, но в большинстве случаев разные изменения, отказ от своих традиций и требований принесли отрицательные результаты. Так, Правительство Грузии в августе 2005 г. на основании принятой Концепции о профессиональном образовании решило снять из программ профессиональных образовательных учреждений преподавание общеобразовательных дисциплин. В результате была проведена реорганизация, которая резко уменьшила число учащихся в училищах, было освобождено от работы большое количество преподавателей общеобразовательных предметов. Деятельность сохранившихся учебных заведений не смогла и в минимальной степени удовлетворить требования к подготовке по современным стандартам квалифицированных кадров. Правительство Грузии от 12 марта 2008 г. приняло распоряжение за № 118 «О профессиональном образовании и занятости», согласно которому для привлечения инвестиций в рамках публично-частного партнерства должны были создать 50 центров профессиональной подготовки и переподготовки. Это было бы весьма полезным для возрождения учебных заведений, потерявших свою функцию. К сожалению, это распоряжение не было выполнено.

Учебное заведение, которое не отвечает своему назначению, должно быть закрыто, но представляется нелогичным, когда ликвидируется единственное в регионе или в районе учебное заведение. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, необходимо сделать все возможное, чтобы учебное заведение функционировало. Существование учебного заведения в городе, районе или крупном населенном пункте повышает их статус, влияет на демографическую стабильность региона, играет важную роль в развитии культурных, спортивных и других общественных сфер.

Сейчас растет число частных учебных заведений, но их мощность и учебные профили достаточно ограничены. Большинству желающих получить квалификацию трудно оплачивать обучение. Часть выпускников общеобразовательных школ лишены возможности получить желаемую профессию и вынуждены начинать работу безо всякой квалификации или пополнять ряды безработных.

И сейчас актуальны слова выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского: «Увеличить ремесленные школы стоит с единственной целью, чтобы вольницы и места пребывания заключения не были отягощены теми лицами, которые в результате надлежащего ремесленного воспитания могут избежать больниц и тюрем. Общество должно заботиться не столько о наказании, сколько об искоренении преступности, делать все для нравственного воспитания подростка и в совершенстве овладения им специальностью» .

В 2012 г., по итогам исследования, проведенного выборочным методом, оказалось, что 80% учеников городских и 55% учеников сельских школ пользуются услугами репетиторов. А среди абитуриентов, поступающих в вузы, таковых оказалось 94%. Подобная тенденция проявилась и в профессиональных учебных заведениях: их студенты ищут пути повышения качества своих знаний и практического совершенствования у высококвалифицированных специалистов и передовиков производства. Овладение профессиональной квалификацией выходит на передний план.

Следует убедить каждого члена общества в том, что знание и профессиональная квалификация являются движущим фактором успеха в жизни. К сожалению, вследствие информационного вакуума часто возникает отрицательное отношение к той или иной профессии. Определенная часть работников имеет поверхностное представление об общественном значении собственной профессии, они мало разбираются в связанных с ней законодательных и нормативных актах.

Проекты зачастую не становятся предметами публичного обсуждения. Проектам и решениям в большинстве случае не хватает конкретности и ясности, не определены движущие факторы и обязанности ответственных за выполнение лиц или групп.

Стандарты профессионального образования должны обеспечить тесные связи между секторами профессиональной подготовки и экономики. Особенно в той сфере, где личность может быть занята после соответствующей подготовки. Также необходимо учесть важность единого подхода различных стран к стандартам профессионального образования, что позволяет нострифицировать выданные ими дипломы .

Профессиональное образование своей деятельностью, целями и задачами обеспечивает огромный потенциал для того, чтобы создать условия и способствовать развитию малого и среднего бизнеса; может дать значительный экономический и социальный эффект подготовки высоко-квалифицированных кадров для малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, семейного и индивидуального предпринимательства.

Из-за структурных изменений, происшедших в системе по Закону о профессиональном образовании 2007 г., часть учебных заведений оказалась не готова к переходу на многоступенчатое обучение, к включению в непрерывный образовательный процесс и работе по новым методам. Им стало сложно определить, со стандартами и программами какого уровня и качества следует иметь дело, какими инструкциями руководствоваться. Не удались своевременная подготовка и массовая переподготовка работников, повышение их квалификации, активное включение зарубежных экспертов и зарубежных специалистов в обсуждение обновленных и новых программ, процессы апробации.

Проблему профессиональной подготовки нельзя рассматривать изолированно от других компонентов государственной образовательной системы и социально-экономического развития страны. Стремление к профессии начинается с семьи, со школы, а развитие и совершенствование происходит в профессиональном образовательном заведении. Среди проблем, которые должна решить школьная реформа, основанная на принципе непрерывного образования, одной из важнейших становится проблема коренного преобразования и улучшения подготовки учеников - будущих профессионалов. Это не является узковедомственным делом, носит общественный характер и требует единых согласованных действий со стороны государства, школы, семьи и широких слоев общества.

Проблемы по своему масштабу глобальны. Стратегическое направление профессионального образования по отношению к политике системы непрерывного образования рассматривается в трех аспектах:

1) методологический ориентир непрерывного образования и проблема формирования полноценного гражданина современного общества, место профессионального образования в этом процессе;

2) предусмотренная реформой структурная модель школы будущего, педагогические задачи, поставленные перед ее отдельными ступенями;

3) основные особенности развития заведений профессионального образования в новой социально-экономической среде.

Одной из исходных идей современных концепций непрерывного образования является требование воспитания личности, адаптированной к динамично развивающейся действительности. Система образования должна подготовить людей к будущим изменениям, научить их воспринимать эти изменения, использовать их для общественного блага и сохранять форму в условиях научно-технического прогресса. Задачей непрерывного образования является подготовка личности к профессиональной мобильности, адаптации к быстроменяющейся действительности.

Для рассмотрения проблемы в данном аспекте необходимо учесть требования, которые жизнь ставит перед современным человеком, профессионалом, не являющимся простым исполнителем компонентов трудового процесса. Он фактически и организатор этого процесса, осуществляет его планирование, анализирует производственную информацию и адекватно реагирует на нее, принимает оперативные решения; имеет возможность коррекции своего поведения и производственного процесса, быстрой адаптации в неординарной ситуации. Все это требует от него не только основательного профессионального образования, но и достаточно высокой психологической подготовки и, что главное, широкого общего образования. Решение важнейшей государственной задачи - подготовки таких профессионалов - возможно лишь с помощью системы непрерывного образования, организованного на уровне современных требований.

Пятиступенчатая структура профессионального образования является важным шагом на пути приведения его в полное соответствие с европейскими образовательными стандартами, способствует и увеличивает оптимизацию и гибкость обучения. Но при этом мы вынуждены констатировать, что часто учебные программы не соответствуют современным производственным отношениям, результатам технического и технологического перевооружения.

Невозможна подготовка полноценного дипломированного специалиста на первой ступени обучения, путем реализации кратковременных, 2-, 3- или 6-месячных программ. Не следует повторять негативные стороны подготовки кадров узкой специализации, которые ориентированы лишь на выполнение заданий под чужим наблюдением. «Профессиональному образованию в этом случае придется идти по совершенно новому, непроторенному пути, т.к. в соответствии с его классическим пониманием воспитание социально зрелого гражданина, готового действовать, имеющего чувство ответственности, должно стать основополагающей идеей любого вида образования и в производственной деятельности» .

Профессиональное образование должно способствовать развитию творческих навыков студента, который будет способен планировать свою работу, управлять ею. Работодатель требует самостоятельно действующих и инициативных работников. С одной стороны, он отказывается от профессионала, зависящего от чужого решения и чувствующего небольшую ответственность за итоговые результаты, с другой - ищет профессионала, способного действовать независимо, быстро реагировать в экстремальной ситуации и чувствующего большую ответственность.

Профессиональные учебные заведения, в тесном союзе с предпринимателями, можно превратить в очаги создания, обсуждения и дальнейшего совершенствования новой продукции, новых видов услуг. Такой подход может усовершенствовать профессиональное образование и повысить статус, престиж и значение учебных заведений в экономике страны и регионов, стать решающим фактором самозанятая населения и силой, стимулирующей развитие бизнеса.

Успешная занятость зависит от качества знаний и экономической ситуации, существующей в стране. Формирование и развитие профессиональной компетенции достигается в результате последовательной, целенаправленной работы. Она во многом зависит от базисной подготовки и качества обучения еще в общеобразовательных школах. Претензии работодателей к уровню подготовки кадров все более растут, и часто мы имеем дело с такими универсальными требованиями, удовлетворение которых невозможно без соответствующих ключевых компетенций. Вместе с профессиональной квалификацией работников должны характеризовать устремленность к цели, навыки быстрого адаптирования, коммуникабельности, саморазвития, знание компьютера и иностранных языков. Именно подготовленные таким образом кадры имеют возможность сделать успешную профессиональную карьеру и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Возрождение профессионального образования и его организация в соответствии с сегодняшними требованиями нуждаются в поддержке со стороны властей. В первую очередь нужно позаботиться о качественном улучшении профессионального образования и осуществлении принципа всеобщей доступности. Недопустимо повторение ошибок, совершенных в прошлом. Проекты, имеющие жизненно важное значение, только в том случае станут перспективными, когда будут тщательно обговорены со всеми потенциальными партнерами и ведомствами, заинтересованными судьбой будущего поколения, и обеспечены скрупулезно проработанным законодательством. Необходимо сделать общедоступным бесплатное профессиональное образование и содействовать трудоустройству выпускников; принять меры по прекращению бесконтрольного отъезда за границу детей из Грузии. Нужно создать жителям всех населенных пунктов условия для получения желаемого уровня образования и обучения по выбранной специальности.

По данным ООН, в 2011 г. в Грузии 25 тыс. детей не ходило в школу (училище), они не имели элементарных бытовых условий. Согласно другим исследованиям, выявилась еще более тревожная картина: «Таких детей не 25 тысяч, а 100 тысяч» .

Новая власть с новыми программами и учебниками, обнадеживающими обещаниями возвращается в школы, училища, детские дома. В этом смысле показательна бесплатная раздача учебников всем учащимся в новом 2013/14 уч. году. Заслуживают внимания и инициативы неправительственных организаций и международных организаций-доноров, среди которых можно выделить созданное на окраине Тбилиси под патронажем голландцев детское село: здесь все делается для развития детей, развития у них способностей и формирования навыков, получения ими профессий, выведения их на стезю жизни.

В системе профессионального образования социальное партнерство носит несколько специфический характер. Каждый участвующий в нем партнер, кроме общего интереса, руководствуется и собственными амбициями. Интерес всех должен быть согласован и учтен, в противном случае взаимоотношения не смогут быть налажены.

Такие кардинальные вопросы образовательной деятельности, как профориентационная работа и помощь в получении профессии, не полностью отвечают современным требованиям. Существующее положение можно счесть и своеобразным проявлением отрицательных сторон социальной и образовательной политики страны. Надежда на то, что эти процессы будут отрегулированы самой жизнью и не стоит тратить на них материальные и духовные ресурсы, представляется в корне неправильной. На первый взгляд простое дело, но в действительности оно требует научного подхода. Следует заботиться о сочетании интересов общества и личностей.

Изменения профессионально-квалификационных характеристик, внедрение новых профессий и необходимость в one решающей подготовке кадров предполагают разработку новых образовательных программ, создания школ-предприятий, школ-хозяйств, учебных и опытных хозяйств, совершенствование процессов управления.

У нас фактически нет детально рассчитанного плана практической реализации реформы профессионального образования. Ныне обсуждаемая концепция обещает создание стабильной системы профессиональной подготовки в едином образовательном пространстве. Но если внимательно проанализировать ситуацию, в первую очередь необходимо создать прочную основу для преобразований, соответствующих новой политической и социально-экономической реальности, в частности: разработать эффективные формы и методы работы, усовершенствовать учебную материально-техническую базу, реализовать региональную образовательную политику, принять соответствующие законодательные акты и директивы. Эффективные структуры управления, начиная с Министерства образования и науки и кончая региональными местными структурами, должны быть построены на принципах прозрачности и публичности, обеспечить организацию деятельности, ориентированной на результаты.

Новейшие национальные образовательные программы должны обеспечить возможность подготовки профессионалов, ориентированных на высоко конкурентную среду. Личность следует обеспечить такими знаниями, которые освобождают от посторонней помощи и опеки, делают каждого независимым и успешным гражданином. Именно в этом мы видим сущность реформы образования.

Новая образовательная концепция создает плодотворную почву для того, чтобы все типы учебных заведений сформировались и развились как многоотраслевая, многоступенчатая и многофункциональная система. На их базе можно создать всевозможные отделения и звенья образования с различными сроками, формами, направлениями обучения, создать кратко-срочные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, службы прогнозирования потребности в рабочей силе; установить тесные связи с биржами труда, службами занятости. На передний план выходят требования формирования и развития профессиональной педагогики, развивающейся в тесной связи с социологией, психологией, физиологией, экономикой и т.д.

В настоящее время в Грузии ускоренными темпами начался процесс интеграции и интернационализации образования. Создаются различного вида организации, транснациональные фонды, поддерживающие профессиональное образование. Они способствуют обмену опытом, специалистами, внедрению новых технологий. Вместе с методической помощью растет материально- техническая и финансовая поддержка. «Корпорация вызова тысячелетия» (США), поставившая своей задачей способствовать экономическому развитию и снижению уровня бедности, улучшению качества человеческого капитала, искоренению дефицита квалифицированных технических специалистов и профессионалов как основного фактора, который мешает непрерывному развитию страны в экономических секторах, выделила на эти цели 15 млн. долл. .

В условиях современной глобализации остро стоит проблема сохранения своих корней, собственного достоинства, национальных традиций и самобытности. Мы с большим интересом откроем двери европейской цивилизации. Грузинское профессиональное образование входит в многосторонние творческие отношения с зарубежными странами. Важные перспективы сулит поддержка ООН, Евросоюза, их экспертов, отдельных объединений в осуществлении деловых проектов США, Германии и других государств в нашей стране.

Надо с не меньшим вниманием следить за событиями на постсоветском пространстве и в странах восточной Европы. Вызывает сожаление разрыв творческих отношений с Россией, имеющей богатые традиции и опыт в развитии профессионального образования. Шаги, которые в последнее время сделали в направлении возрождения экономического сотрудничества Патриарх Грузии Илья II, представители науки и культуры, отдельные политические деятели нашей страны, дают надежду на духовное сближение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы И Международного Конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке. (Сеул, апрель 1999). Минск, 1999.

2. Harvard business revieu. New York,1992. № XII.

3. www.geostat.ge

4. Конституция Грузии (государственный закон). Тб, 1995 (на груз. яз.).

5. Закон Грузии о начальном профессиональном образовании. Тб,1996 (на груз. яз.).

6. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч. Тб., 1974 (на груз. яз.).

7. Manual Development of standards in voca-tional Education and training. European training foundation, Turin, 1998.

8. Булл Б. К предпринимательству в профессиональном образовании и подготовке. Тб, 2002 (на груз. яз.).

Дети приходят в школу в 6 лет и учатся 12 лет (классов). За это время дети проходят 3 ступени:

  • Начальная школа — 6 лет.
  • Основная школа — 3 года.
  • Средняя школа — 3 года.

Большое внимание в грузинских школах уделяется компьютеризации: каждый каждый ученик первого класса получает нетбук (подарок Президента) для записи и выполнения домашних заданий. Эти компьютеры производятся в Грузии на базе процессоров Intel. В компьютерах установлена специальная программа, которая делает процесс обучения более интересным. Что примечательно, это касается не только городских, но и деревенских школ. Но основное обучение проводится традиционно, по учебникам. Учебники выдаются бесплатно в начале года, а в конце года сдаются в библиотеку.

Изучение иностранных языков

Иностранный язык изучается с первого класса. В Грузии большинство школьников уже на этапе основной школы свободно владеют английским языком. С пятого класса школьники начинают изучать второй иностранный язык по выбору класса, многие школы выбирают русский язык. Раньше второй иностранный язык начинали изучать с седьмого класса, но было много недовольства в среде учителей и родителей, поэтому с этого года второй иностранный язык изучается с пятого класса, а третий по выбору учеников — с десятого класса.

В Грузии принята десятибалльная система оценивания. После 9 класса школьник получает документ, подтверждающий его успешное окончание основной школы. Еще через три года выдается аттестат о полном среднем образовании.

Организация школьной жизни в Грузии курируется попечительскими советами (в попечительский совет школы входят учителя, родители и ученики). Попечительские советы при участии Министерства образования выбирают директоров школ . После тестирования, собеседования в Министерстве образования кандидаты на пост директора предъявляют свой стратегический план развития школы попечительскому совету, и попечительский совет выбирает директора из нескольких кандидатов.

Для поступления в высшие учебные заведения необходимо сдать экзамены по обязательным предметам:

  • Иностранный язык (на выбор).
  • Математика.
  • Грузинский язык.

А также по тем предметам, которые предлагает ВУЗ для поступления на определенную специальность:

  • Литература.
  • История.
  • География.
  • Биология.
  • Химия.
  • Физика.

В 12 классе кроме основных обязательных предметов для абитуриентов дополнительно проводятся уроки по тем предметам, которые они сдают на вступительных экзаменах по соответствующей программе. Посещение этих занятий не контролируется.

Вместо уроков физического воспитания проводятся уроки спорта, созданы школьные лиги по разным видам спорта.

Изучаются новые предметы: мировая культура, гражданская самозащита и безопасность. С 11 класса изучается и еще один предмет — «Дорожные знаки и безопасность движения».

Учителя в Грузии

Отдельного внимания заслуживают учителя грузинских школ. Их заработная плата напрямую зависит от результатов специального тестирования. Каждые пять лет министерство образования контролирует общие знания: грузинский язык и историю, а также предмет, на котором специализируется учитель. Помимо основных положений в систему контроля входит знание английского языка и владение ИКТ. Если преподаватель отлично проходит сертификацию, его ждет существенная надбавка к зарплате. Аттестация и курсы повышения квалификации обязательны.

В этом году внедряется новая схема профессионального развития учителя. Сертификационные экзамены по предмету остаются в силе, но сдавать экзамен по профессиональным навыкам, интегрированный экзамен (ИКТ + английский язык) уже не требуется. Главное новшество в том, что учителя делятся на три категории:

  • 1 категория — несертифицированные учителя
  • 2 категория — это все сертифицированные учителя
  • 3 категория — практикующие в школе доктора наук

Чтобы перейти из одной категории в другую, необходимо набрать нужное количество «кредитов» в течение 3-4-х лет. Одной из форм набора «кредитов» является сдача экзамена по предмету, но также есть множество других вариантов: тренинги, учительские конференции, интегрированные уроки, авторство и соавторство печатной книги, инклюзивное обучение и другое.

После проведения реформ в области образования и интенсивного изучения английского языка в Грузию поступило более 1000 иностранных, говорящих на английском и других языках, учителей. Это педагоги из США, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Великобритании и других стран. Учителя приглашаются по запросу школы.

Совместно с государственными школьными учреждениями в Грузии занимаются педагогической деятельностью и частные школы. Наиболее распространены они при крупных высших учебных заведениях.

С 2012 года действует программа «Грузинский язык для будущего процветания» . Она предполагает обучение грузинскому языку в Кве́мо-Ка́ртли (Нижняя Картлия) и Са́мцхе-Джавахе́ти (отдаленные регионы Грузии), где основное население — армяне и азербайджанцы. Более 500 добровольцев едут в эти места и в негрузинских школах обучают местное население грузинскому языку. Для большей мотивации те из учащихся, которые заканчивают 12 классов со средним наивысшим баллом, получают серебряную или золотую медаль, а ученики, закончившие на 10 баллов 9 класс, награждаются персональными компьютерами.

Также проводятся национальные олимпиады , где победители награждаются денежными призами и путевками в летние лагеря. В 2012 году более чем в 100 школах Грузии открыты так называемые классы будущего, оснащенные суперсовременной техникой.

Всяческую помощь оказывает государство для развития инклюзивного образования . Во всех школах работает специальный педагог, помогающий учителям в работе с детьми-инвалидами.

Взаимодействие с родителями

Изменилась схема взаимодействия школы и учеников, школы и родителей. Государство перестало финансировать сами школы , а финансирует учеников. Финансовый ваучер, который выдается ученику безвозмездно, позволяет ему самому выбрать, в какой школе учиться и внести свои средства. Родители и сами могут принимать участие в контроле над бюджетом школы, вступив в попечительский совет. В попечительский совет входят учителя, родители и ученики.

В школах задействованы так называемые «мандатные», главной их задачей является обеспечение безопасности и дисциплины. Благодаря их работе в школах на 94% сократились случаи насилия, на 98% — вандализма, на 97% — факты ношения оружия.

Каждая школа является независимой юридической единицей. Это позволяет иметь независимый банковский счет. Школа может принимать пожертвования, сдавать в аренду помещения для того, чтобы получить дополнительные средства.

Выпускные и вступительные экзамены

Для снижения коррупции министерство образования вывело аттестационные и вступительные экзамены из компетенции школ и высших учебных заведений. Для этих целей был создан специальный экзаменационный центр.

Две системы тестирования учеников полностью различны. Аттестационные экзамены составляются независимой автоматизированной программой в режиме онлайн с закрытой интернет-связью. Ученики отвечают на вопросы, находясь в своих классах. Экзамен проходит под аудио- и видеонаблюдением. Также на тестировании находятся наблюдатели из других школ. Содержание экзаменов включает в себя программу знаний, начиная с 6 класса.

На самом деле, для тестирования грузинских школьников была разработана уникальная программа, которая самостоятельно подстраивается под знания ученика. Если ребенок ответил неверно, то следующий вопрос автоматически будет менее сложный, если верно, то и новое задание на порядок выше и по сложности, и по баллам.

Сдавая вступительные экзамены в высшее учебное заведение, школьник должен осуществить подготовку по 4 предметам:

  • Грузинский язык.
  • Иностранный язык (чаще всего английский — около 70%).
  • Навыки (логика). Включает в себя вербальную часть и математический тест. Тест основан на проверке логического мышления.
  • Предмет на выбор (в зависимости от требований выбранного ВУЗа).

Английский язык — обязательный. Для поступления в ВУЗ школьники могут выбрать другой:

  • Русский.
  • Французский.
  • Немецкий.

В последнее время была отмечена наибольшая популярность английского, затем русского, немецкого и французского языков.

На поступление в тот или иной ВУЗ важны баллы, полученные при сдаче вступительных экзаменов. На результат не влияют ни оценки школьного аттестата, ни наличие золотой медали.

Среднее специальное и высшее образование

За последние десятилетия образовательная сфера пережила большое количество реформ. Как утверждают сами преподаватели и чиновники, коррупция в этой области сведена к нулю. Например, до 2003 года попасть в высшее учебное заведение без серьезной суммы денег или влиятельных родственников было практически невозможно. Сейчас все решается по результатам Единого национального экзамена — аналог Единого государственного экзамена, который действует на территории РФ.

Приоритетом образовательных реформ является результат, открытость, равноправие граждан.

У учеников, которые закончили 9 классов, есть возможность поступить на первый уровень среднего профессионального образования. Через три года обучения, помимо диплома о среднем профессиональном образовании, студент получает аттестат о полном среднем образовании технической/профессиональной школы.

Высшее образование в Грузии делится на 4 уровня:

  • Бакалавриат первой ступени (дипломированный специалист).
  • Бакалавриат.
  • Магистратура.
  • Докторантура.

Оценки имеют либо балльную систему, либо буквенную.

Все высшее образование в Грузии платное. Правительством установлена конкретная стоимость обучения. Например, цена за год обучения на бакалавриате составляет 2225 лари — это приблизительно 56 тысяч рублей. Частные учреждения могут поднимать стоимость независимо от согласия правительства, поэтому стоимость обучения в таких заведениях может достигать 200 тысяч рублей.

При сдаче единого вступительного экзамена учитывается количество баллов, которые набрал ребенок. За высокие баллы ученик получает от государства грант на оплату обучения. При наивысших результатах государство финансирует 100% стоимости обучения, далее можно получить помощь на возмещение 70, 50 процентов.

Студент имеет право перевестись из одного высшего учебного заведения в другой за определенную плату. Так как Грузия участник Болонского процесса, аттестаты школьников имеют силу в любом государстве мира с аналогичной системой.

В настоящее время большинство крупных учебных заведений принимает на обучение иностранных студентов с Ближнего востока и соседних государств. Особым спросом пользуются медицинские ВУЗы. И наоборот, грузинские студенты становятся не редкостью, а закономерностью в зарубежных образовательных учреждениях высшего уровня: Йель, Кембридж, Оксфорд. За счет специального фонда лучшие ученики получают финансирование проживания и обучения за границей.

Министерство образования и наук Грузии ведет свою образовательную политику конкретным, общедоступным путем, который признан во всем мире. Специалисты, которые владеют английским языком и компьютерными технологиями в совершенстве, всегда будут востребованы не только в своей стране, но и за рубежом.

Фото : Георгий Базаев, Частная школа "Интеллект", г. Тбилиси, Грузия. Благодарим за помощь в написании статьи: Нестан Беридзе (дополнения и правки), Ирму Пхакадзе, Лелу Чорголашвили, Николаза Чхартишвили.