Как обучаться и создавать навыки. Развить творческие навыки: рисование, иллюстрирование, фотография

Навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать детей с Аутизмом . Ребенок, который умеет наименовать предметы, или складывать паззлы из 100 кусочков, или отвечать на вопросы, не сможет пройти интеграцию, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, и кушать с помощью столовых приборов.

Навыки самостоятельности могут быть различных видов и сложности, начиная от способности пить воду со стакана, и заканчивая умением безопасно переходить дорогу. Очень важно при обучении этих навыков обращать внимание на общее моторное развитие ребенка, а так же на хронологический возраст. Иногда происходит, что дети 4-5 лет по-прежнему кушают молочные смеси из бутылочек или ходят с соской, в то время как их сверстники о соске уже давно забыли. Возможно, некоторые из этих детей затрудняются есть с помощью столовых приборов из-за моторных нарушений, но это не говорит о том, что не нужно их этому обучить. Просто обучение будет более постепенным, и возможно понадобятся специальные приспособления или методики для того что бы их этому обучить. Точно также можно отнестись к умению одеваться/раздеваться самостоятельно, мыть руки, чистить зубы, и т.д. С другой стороны, не следует обучать детей с Аутизмом таким навыкам, которые их сверстники еще не умеют - т.е. не нужно ожидать от трехлетнего ребенка, что он качественно почистит зубы, самостоятельно наденет пижаму, расстелет кровать и ляжет спать.

Обучение навыкам самостоятельности отлично от обучения других навыков, прежде всего тем, что большинство этих навыков состоит из нескольких реакций, так называемой "цепочки поведений". По этому, такие методы, как DТТ или Incidental Teaching на подходят, т.к. в них идет процесс усиления каждой реакции.

Например, мытье рук состоит из следующих реакций:

1. Открыть кран

2. Намочить руки

3. Взять мыло

4. Намылить руки

5. Смыть мыло водой

6. Закрыть кран.

7. Вытереть руки полотенцем.

Если мы будем обучать эту цепочку с помощью DТТ, то после каждой реакции нужно дать ребенку какое-либо поощрение или похвалить. А это, в свою очередь, может помешать ребенку запомнить все действия и их правильный порядок.

Наиболее подходящим методом обучения является так называемое "цепное обучение" - Chaining. Оно может быть 3-х видов:

1. Backward Chaining. На первоначальном этапе, для того что бы ребенок правильно выполнил все действия, ему дается подсказки на каждую из реакций. Второй этап заключается в том, что бы постепенно убирать подсказку для последней реакции в цепочке, а на все предыдущие - по-прежнему давать подсказки. После того, как последнюю реакцию ребенок выполнит самостоятельно, можно начать процесс уменьшения подсказок для предпоследней реакции. И так далее, пока все реакции в цепочке не будут выучены самостоятельно. На примере мытья рук, на реакции 1-6 будет дана полная подсказка, а в процессе вытирания рук подсказки будут постепенно удалены. После того, как ребенок научиться вытирать руки самостоятельно, то работа над уменьшением подсказок будет в закрывании крана. И т.д.

2. Forward Chaining. В этом методе, постепенное уменьшение подсказок начинается с первой реакции, а не с последней, а все последующие реакции выполняются с помощью подсказок. На примере мытья рук - сначала мы научим ребенка самостоятельно открывать кран, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. Потом он научиться подставлять руки под текущую воду, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. И т.д.

3. Total Task Chaining. Если какая-либо цепочка реакций почти полностью выполняется качественно ребенком, и только одна-две реакции не выполняются достаточно хорошо, то можно дать ребенку подсказку именно на эти реакции, и постепенно эти подсказки убрать, а не учить всю цепочку с начала (или с конца). Например, если ребенок все делает правильно, но затрудняется только в намыливании рук, то можно помочь ему намылить руки, и постепенно убрать эту помощь.

Для эффективного применения методов Chaining следует предпринять следующие шаги:

1. Как можно точнее определить все реакции в цепочке и их последовательность. Для некоторых детей цепочка может содержать больше реакций, чем для других. Например, "вытереть руки полотенцем" может быть "снять полотенце, вытереть правую руку, потом левую руку, потом повесить полотенце обратно".

2. Правильно выбрать вид подсказки, для того чтобы можно было как можно скорее ее убрать, и что бы у ребенка не развилась зависимость от этих подсказок. Обычно, самой эффективной подсказкой при обучении этих навыков является физическая помощь, но иногда есть деть, которым очень мешают прикосновения, поэтому можно использовать и визуальные подсказки, и инструкции. Чаще всего, инструкции являются самым нежелательным видом подсказки, т.к. дети становятся зависимыми от них, и часто не могут перейти от одной реакции к другой без инструкции.

3. Обучение навыков самостоятельности требует многократных повторений. Даже если у ребенка нет мотивации для выполнения того или иного навыка, все равно, с помощью ежедневных тренировок и повторений, при правильном методе обучения и постепенном, но прогрессивном уменьшении подсказок, он сможет овладеть тем или иным навыком.

Когда мы говорим о методах, используемых для развития навыков, мы сталкиваемся с двумя вопросами. Во-первых, что понимать под «навыком», а во-вторых, насколько возможно деление навыков на первичные и вторичные.

В нашем контексте «навык» означает способность применять знания на практике. Навык зависит от двух главных факторов:

Запаса знаний индивида.

Личных характеристик человека (внутренние способности, зрелость, мотивация и т. д.). Повторение, то есть практика, улучшает усвоение навыков. 30.

Можно выделить две основные группы навыков:

Широко представленные общие навыки, такие, как решение проблем или коммуникационные навыки.

Специальные, непередаваемые навыки, например, навык выполнения определенной процедуры.

Первую группу можно отнести к первичным навыкам, формирующим основу для дальнейшего развития остальных навыков. Обучившись тому, как учиться и как говорить, человек переходит к усвоению специальных навыков определенной деятельности, которые мы отнесем ко второй группе. Если говорить в целом, развитие навыков, используемых «вне работы», подразумевает развитие общих первичных навыков. Когда же речь идет о навыках, развиваемых на рабочем месте, то внимание уделяется специальным навыкам, направленным на выполнение специальных процедур. 31.

Общие методы развития навыков включают:

Физические/технические навыки:

инструктаж на работе

работа рядом с опытным специалистом

инструктаж вне работы Навыки мышления:

ситуационный анализ

упражнения на разрешение проблем

постановка письменных вопросов

участие в проектах

Навыки коммуникации/социальные навыки:

курсы публичного выступления

курсы составления отчетов

ролевые игры

групповые дискуссии

упражнения на развитие лидерских качеств 32.

В приведенном списке участие в проектах относится к методам, развивающим навыки мышления, где индивиду требуется исследовать проблему, оценить ее и написать отчет по выполненной работе с дополнительными рекомендациями. Работа над проектом - эффективный способ использования теоретических знаний на практике. В ролевых играх каждый участник разыгрывает определенную роль. Роль может быть четко закреплена или предоставлена на усмотрение обучающегося.

Ролевые игры широко используются для развития коммуникативных навыков. С помощью этих упражнений человек может развить тактические навыки и эмоциональные основы ведения деловых переговоров. Упражнения на развитие лидерских качеств могут варьироваться от ситуации, когда группа не имеет лидера и она сама должна решить, как обеспечить функцию управления до ситуации, когда определенного индивида называют лидером группы и дают ему определенное задание. Возможность обсудить с группой или преподавателем проделанную работу - важный фактор развития социальных и коммуникативных навыков, который позволяет людям оценивать их личный уровень поведения и понять, что необходимо усовершенствовать в своей профессиональной деятельности. 33.

В то время как основные знания о работе обычно приобретаются в процессе работы, развитие навыков лучше происходит вне рабочих стрессовых ситуаций, особенно на ранних стадиях обучения. Поэтому организации зачастую проводят внерабочие, иногда «выездные» тренинги, чтобы сотрудники могли усвоить определенные навыки в «безопасном» окружении, где в случае, если они допустят ошибку, это не повредит ни работнику, ни организации. Взаимосвязь теории и практики эффективнее развивается вне работы. Как только необходимый уровень навыков будет достигнут, теорию можно переносить на практику. 34.

Другим объяснением, почему организации развивают навыки персонала вне работы, является стремление избежать присутствия так называемого «человеческого фактора» - то есть традиций и привычек, которые существуют в данном трудовом коллективе каждой организации. Так, поведение продавца в магазине будет продиктовано стереотипом о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, и это может сказаться на понижении качества работы. В похожей ситуации оказывается руководитель, который, обучая своего подчиненного, внушает ему, что его подход к выполнению той или иной задачи наиболее верный. Поэтому неудивительно, что усвоить определенные знания на работе бывает довольно сложно в отличие от обучения вне работы. Естественно в этой ситуации преподавателям сложнее контролировать процесс обучения, а результаты обучения иногда принимают неожиданные обороты под влиянием рабочей группы.

Еще по теме Обучение навыкам:

  1. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения

Я хочу вам рассказать, как научиться учиться.

Да, именно так: вопреки распространенному заблуждению, обучаемость – это не способность, с которой ничего нельзя поделать, это навык, который можно натренировать. Причем, я убеждена, что натренировать его можно в любом возрасте. И ваша способность выучить язык, освоить новую профессию или разобраться в новой области знаний полностью зависит именно от этого навыка.

Мне 31 год, и я замечаю, что многие мои ровесники жалуются на память, на то, что, мол, в юности учились гораздо лучше, запоминали информацию гораздо быстрее. И в связи с этим утверждают, что проблема в стареющем мозге. Да нет, друзья, проблема вообще не в нем, а в том, что в юности вы все время учились, хотели вы того или нет. Сначала в школе, потом в университете, иногда системно и осознанно, иногда вовсе нет. Но вы тренировали этот навык. А потом, закончив университет, забросили. Ну, иногда ходили на какие-то семинары или курсы. Но разве можно это считать прокачкой навыка? Послушали и забыли, ведь так? Кстати, многие думают, что запоминание наизусть чего-то тренирует мозг (и, кстати, приравнивают это к обучению). Но нет, это совсем не то. Запоминание наизусть – это не обучение. А обучение – это осознанное овладевание определенным массивом знаний. Это мое личное определение, хотя википедия мне не противоречит. А еще хорошее определение (а заодно пояснение понятия « способности») можно посмотреть .

А вот я на память не жалуюсь. Даже наоборот, считаю, что она у меня стала гораздо лучше, чем была в юности (хотя и тогда на неё я не грешила). Я гораздо быстрее, чем раньше, схватываю информацию, лучше умею ее структурировать, делать логические выводы и запоминать. Почему? Нет у меня сверхспособностей (жаль, конечно, это признавать). Просто я прокачала свой навык обучаться. Я никогда не забрасывала учебу, каждый год поднимала новые пласты знаний. И знаете, какой бонус получила в итоге, помимо отсутствия «проблем с мозгом”? Я начала ловить необыкновенный кайф от процесса получения новых знаний. Прямо физический кайф: прилив энергии, драйв, счастье. А потом я прочитала теорию про круг ресурсов человека (простое объяснение можно посмотреть ), и получила подтверждение своих догадок: прокачанный навык обучаться действительно приносит в жизнь энергию. Учеба – это ресурс. Он может приносить нам энергию, а может её вытягивать – ведь все равно в современном мире, чтобы оставаться на плаву, нам нужно совершенствоваться, то есть учиться новому.

Поэтому я хочу вам рассказать, как же научиться учиться. Только знайте, что (как и со всеми непрокачанными ресурсами в вашей жизни), чтобы развить навык учиться, вам придется смириться с тем, что вначале вы не будете получать из этого процесса энергию. Все будет наоборот: вам понадобится энергия, чтобы ее туда вкладывать. Откуда взять энергию? Из какого-то прокачанного уже ресурса. Проще говоря, из той сферы вашей жизни, которая уже приносит вам кайф. Найдите ее и используйте, чтобы развиться!

Из написанного выше следует, что волшебной пилюли не существует: нужно засучить рукава и приступать к делу. Если всё написанное выше вас убедило и вы готовы заработать себе очень важную в современном мире способность, которую сложно переоценить, вот что вам стоит сделать. Для начала, найдите то, чему бы вы хотели научиться прямо сейчас. Это должно быть что-то новое для вас, желательно, кардинально новое, что-то, о чем вы знаете только издалека. Например, область знаний бизнес-анализа. Или давайте вслед за мной учить испанский! Или английский, кому актуально.

Нашли? Отлично! Начало положено… В дальнейших статьях я опишу все этапы, которые вам придется пройти и все сложности, с которыми придется столкнуться. Так, я расскажу про то, как найти и поддерживать в себе мотивацию, что делать, когда появляется мысль: “Ух, блин, как много всего! Да это нереально выучить!”, как победить деструктивную веру в отсутствие у вас способностей (к языкам, например), как построить процесс обучения так, чтобы не перегорать и откуда брать силы и ту же (ну что поделать?) мотивацию.

Характерные для аутизма особенности поведения часто препятствуют овладению навыками в естественных повседневных ситуациях. Избирательность в еде, интенсивные двигательные стереотипии, расторможенность, отсутствие реакции на просьбы и требования взрослого - типичные примеры поведения, не позволяющего эффективно обучать ребёнка обслуживать себя. Преодоление выраженных проблем поведения является важной предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть навыками самообслуживания. Однако возможна ситуация, когда коррекционные воздействия оказываются неэффективными для какого-либо вида проблемного поведения; наиболее часто это относится к двигательным стереотипиям. В подобных случаях учат ребенка самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом, несмотря на наличие проблем поведения, но учитывая их влияние на процесс обучения.

Сформированность основ учебного поведения, умение ребенка выполнять хотя бы несколько инструкций, концентрировать внимание на предметах также являются предпосылками, необходимыми для того, чтобы ребенок мог обучаться навыкам самообслуживания. Как и при обучении использовать расписания, следует убедиться, что ребенок переносит тактильный контакт (МакКланнахан, Крантц, 2003). Иногда формирование учебных навыков и обучение важным для повседневной жизни умениям можно проводить параллельно. Решение об этом должно приниматься совместно родителями и специалистами.

Научить ребенка с аутизмом есть самостоятельно бывает непросто, поскольку, как отмечалось выше, сфера пищевого поведения часто страдает при аутизме. Определенные ритуалы, связанные с процессом еды, могут быть достаточно устойчивыми, а попытки изменить что-либо в них порой приводят к тому, что ребенок расстраивается, начинает плакать, кричать, проявлять аутоагрессию. В то же время, некоторые дети не едят сами просто из-за того, что их кормят. Стоит вложить им в руку ложку, как они тут же начинают есть самостоятельно. Учитывая отмеченное выше, становится понятным, что прежде, чем приступать к обучению надо провести наблюдение за поведением ребенка во время еды и предположить, что мешает ему овладеть навыком самостоятельного потребления пищи. Основными препятствиями могут быть:

Нарушения моторики;

Наличие стереотипа поведения;

Отсутствие практики пользования столовыми приборами. Нарушения моторики часто встречаются у аутичных детей

с органическим поражением ЦНС, в том числе с детским церебральным параличом. Они не удерживают в руке ложку, не могут зачерпнуть жидкую пищу (например, суп), проносят ложку мимо рта. В таких случаях необходимы специальные упражнения по развитию моторики и координации движений. Процесс обучения навыку самостоятельной еды порой затягивается на месяцы и даже годы, но всегда приводит к успеху.

Для того, чтобы обучение было эффективным, ребенок должен быть голоден. Если ребенок не хочет есть, у него отсутствует естественная мотивация, которая является двигателем обучения. Первый шаг - умение держать ложку. Следует подобрать удобную ложку: для кого-то лучше использовать легкую алюминиевую, а для кого-то важно, чтобы масса ложки ощущалась в руке. Обучение производят, используя физическую помощь: рукой ребенка захватывают ручку ложки, и манипулируют рукой так, как если бы ребенок ел сам. Желательно, чтобы взрослый находился позади или сбоку от ребенка, но не перед ним - так будет легче уменьшать помощь незаметно для него. Постепенно на короткие моменты следует отпускать руку ребенка, слегка подстраховывая ее.

В некоторых случаях ребенку бывает трудно попасть лож кой в рот. Сначала ребенку дают пищу, которую можно есть без столовых приборов: яблоки, печенье и т.п. Затем кусочек печенья или яблока кладут в ложку, направляя руку ребенка ко рту. Кусочки твердой пищи ребенку легче положить в рот, к тому же, если он Промахнется, последствия легче устранить, чем при употреблении жидкой пищи. Постепенно пере ходят к обучению есть картошку, кашу, макароны, салаты, супы - важно предлагать ребенку только то, что он ест с удовольствием. Все достижения в овладении навыком должны поощряться так, как это приятно ребенку. Желательно, чтобы другие члены семьи ели вместе с ребенком за столом. Такая ситуация провоцирует естественное подражание со стороны ребенка, является эмоционально комфортной и социально адекватной.

Некоторые аутичные дети привыкают к определенному стереотипу, связанному с употреблением пищи. Здесь мы не будем говорить об избирательности в еде или о стереотипе есть только дома, но не в других местах. В нашей практике мы часто сталкивались с ситуацией, когда ребенок не сидит за столом во время еды. Типичная картина такова: ребенок пере- мешается по квартире, в то время как мама пытается, бегая за ним с тарелкой супа или каши, положить ему в рот хотя бы пару ложек. Другой распространенный стереотип: ребенок привык, что его кормят, и отказывается брать в руку ложку или вилку. В обоих случаях у родителей должна быть решимость изменить ситуацию раз и навсегда. Если обучение начинается, делать шаг назад, сдаваться крайне нежелательно. Чтобы эмоционально травмировать ребенка как можно меньше, необходимо продумать заранее, как будет строиться обучение, какие требования, и в какой последовательности будут предъявляться. Ниже описывается обобщенный ход обучения. Следует помнить, что все решения должны всегда приниматься с учетом особенностей каждого ребенка и каждой семьи.

В первом случае (не сидит за столом) требуется подготовительный этап, который заключается в правильной организации пространства, где ребенок будет есть. Место, где будет сидеть ребенок, должно быть расположено так, чтобы он не мог его покинуть самостоятельно. Можно посадить ребенка в уголок у шкафа, а взрослому сесть рядом с ним. Высота стула должна быть такой, чтобы ребенку было удобно есть. Повторим еще раз: на момент начала обучения ребенок должен быть голоден. Для первого самостоятельного употребления следует предложить самую любимую ребенком еду. Если ребенок никогда не пользовался столовыми приборами, на начальном этапе обучения пусть ест то, что можно есть руками: орехи, фрукты, сыр, колбасу и т.д. Первая задача: чтобы он съел все, что лежит на тарелке, не покидая места за столом. Учитывая это, объем предложенной пищи должен быть таким, чтобы ребенок мог ее съесть быстро и полностью. Первый успех - то, что ребенок сидел за столом и ел сам - необходимо каким-либо особенным образом поощрить (например, взять его на руки и покружить; дать подержать мамин мобильный телефон; подарить ему новую игрушку и т.п.). Что предложить ребенку в следующий прием пищи - вопрос достаточно сложный. Основной принцип: лучше двигаться медленно, но при этом не останавливаться на достигнутом. Если три раза подряд предложить ребенку лакомства, у него может сложиться уверенность, что теперь он всегда будет есть только их, поэтому меню следует варьировать, помня о том, что промежутки между приемами пищи должны быть длительными, чтобы ребенок успел проголодаться. Количество пищи должно постепенно увеличиваться, однако при этом не следует превышать объем, необходимый для того, чтобы ребенок мог насытиться. Разумеется, доступ к еде вне стола с момента начала обучения должен быть прекращен. Исключение может составить ситуация, когда ребенок учится есть за столом не дома, а в другом месте - у бабушки, в коррекционном учреждении и т.п. В этом случае можно научить ребенка самостоятельно есть за столом в одном месте, а затем,

учитывая опыт обучения, приступить к освоению навыка в домашних условиях. Как уже говорилось, если ребенок ест вместе с другими людьми, процесс обучения, чаще всего, проходит эффективнее.

Если привычный для ребенка стереотип состоит в том, что его кормят, он может выражать негативное отношение при попытке научить его есть самостоятельно. В случае, когда ребенок может пользоваться столовыми приборами, следует поставить перед ним тарелку, вложить ложку ему в руку и сказать: «Ешь сам». Если ребенок не предпринимает попыток есть самостоятельно, дает Ложку взрослому, следует достаточно твердым движением вложить ее обратно в руку ребенка и направить к пище. Физическая помощь может оказываться так же, как при нарушениях моторики (см. выше), с той разницей, что отход от использования помощи должен быть значительно более быстрым. Может возникнуть вопрос: не есть ли манипулирование рукой ребенка то же самое кормление? Если направлять руку ребенка твердыми короткими движениями, находясь позади него, то это будет стимулировать его к тому, чтобы он самостоятельно пользовался ложкой. При кормлении более очевидно, что основная инициатива принадлежит взрослому: он держит ложку, зачерпывает ей пищу, ребенок лишь, подобно птенцу, открывает рот. Каждый шаг ребенка на пути к самостоятельности желательно поощрять. Следует помнить о том, что, останавливаясь на каком-то этапе обучения длительное время, мы создаем новый стереотип, от которого некоторым детям будет трудно отказаться. Поэтому надо стараться как можно быстрее приблизить момент, когда ребенок будет есть полностью самостоятельно.

Если ребенок не ест сам потому, что он никогда не пробовал этого делать, то логика обучения будет такой же, как при нарушениях моторики. Однако в этом случае можно сразу начинать с привычной для ребенка еды, и как можно быстрее уменьшать степень физической помощи. С самого начала следует обратить внимание на то, чтобы ребенок правильно держал ложку (вилку): переучивать всегда труднее, чем учить. Как и в описанных выше случаях, не надо давать ребенку больше еды, чем он хочет. Не стоит забывать о поощрениях, которые, по возможности, должны быть естественными.

Для некоторых родителей внутренним психологическим препятствием для того, чтобы учить ребенка есть самостоятельно, служит опасение, что он испачкается, устроит беспорядок на кухне, испортит скатерть или обои и т.п. В этом случае следует подстраховаться: постелить на стол клеенку (или положить под тарелку пластиковую подставку); вместо мягкого стула взять табуретку, которую легко вытереть. Ребенку можно повязать фартук, засучить рукава (при нарушениях моторики он случайно может попасть локтем в тарелку). По возможности, надо стараться приучать ребенка есть аккуратно, пользоваться салфеткой. Усилия, которые родители прикладывают для того, чтобы научить ребенка есть самостоятельно, обычно быстро вознаграждаются. Положительный момент состоит не только в том, что в репертуаре ребенка появляется новый полезный навык, но и в том, что со временем отпадает необходимость постоянно контролировать, как ребенок ест, и у родителей появляется немного свободного времени.

Большинство детей с аутизмом без специального обучения не овладевают навыком самостоятельно одеваться и раздеваться. Основными препятствиями для этого могут быть, когда ребенок:

Убегает с места одевания;

Не владеет отдельными операциями, которые требуется выполнить при одевании;

Не может запомнить последовательность операций;

Ждет инструкций со стороны взрослого.

Многие дети с аутизмом в спонтанном поведении проявляют постоянную повышенную двигательную активность, которая может быть близка к расторможенности. Подобное поведение затрудняет овладение многими навыками, в числе которых одевание. Как и в случае кормления «в движении» (см. выше), часто имеет место одевание постоянно перемещающегося ребенка. Иногда маме или папе удается на несколько секунд удержать его, чтобы натянуть на него колготки или свитер, но вскоре ребенок вырывается и продолжает бегать по квартире. Правильная организация пространства совершенно необходима для того, чтобы сформировать стереотип одевания в определенном месте. Прежде всего, надо продумать распорядок дня ребенка, отметив моменты, когда он должен переодеваться. Обычно это происходит не менее четырех раз в день: утром (снять пижаму, надеть домашнюю одежду); в течение дня (на прогулку; с прогулки); вечером (снять домашнюю одежду, надеть пижаму). Затем следует решить, где ребенок будет переодеваться. Лучше сделать так, чтобы процесс каждого переодевания осуществлялся в определенном месте. Например, утреннее переодевание может происходить около кроватки, где ребенок спит. Переодевание на прогулку и с прогулки желательно организовать в прихожей.

Каждое место для переодевания должно быть, по возможности, ограничено какими-либо пространственными рамками. Например, стул, на спинке которого висит одежда, может стоять у стены между шкафом и кроватью. Когда ребенок встанет с постели, его следует сразу подвести к стулу, усадить на него, затем направлять к частично самостоятельному выполнению операций по переодеванию. В начале обучения важно, чтобы все происходило быстро и энергично. В связи с этим требованием, физическая помощь является почти полной: руками ребенка быстро снять пижамные штаны, положить их на кровать, взять трусы со спинки стула, надеть их, взять шорты и т.д. Желательно, чтобы домашняя одежда легко надевалась (без пуговиц, кнопок и молний), была удобной и комфортной для ребенка. В дальнейшем наличие пуговиц будет необходимо, чтобы учить ребенка их застегивать, но в начале, как уже говорилось, самое главное - избегать промедлений. Напомним, что наша основная задача - «удержать» ребенка в ситуации одевания так, чтобы он не успел отвлечься. Как только мы замечаем, что он не пытается убежать, физический контроль можно постепенно ослабевать, предоставляя ребенку все больше самостоятельности. Если последовательно проводить обучение таким образом во время всех переодеваний, ребенок достаточно быстро научится оставаться на одном месте и, если не сразу быть самостоятельным, то, по крайней мере, участвовать в одевании.

Иногда ребенок не может одеваться или раздеваться сам потому, что не умеет выполнять какие-либо операции: не может снять свитер, застегнуть пуговицы, молнию, натянуть колготки и т.п. Родители из года в год одевают ребенка сами, не зная, как можно изменить эту ситуацию. Прежде всего надо организовать место для одевания так, как это было описано выше. Затем следует путем наблюдения установить, какие именно операции ребенок не может выполнить. Изучая это, надо предоставить ребенку возможность, попробовать как можно больше делать самому. Иногда взрослые оказывают ребенку помощь, не давая ему даже попытаться быть самостоятельным. Если не тревожиться, что ребенок сделает что-то не так, то станет очевидно, что он умеет больше, чем казалось.

Следующий шаг: оценив реальные возможности ребенка, решить, каким навыкам, важным для обучения одеванию, его можно начинать учить. Есть операции, которые можно отрабатывать сразу по ходу одевания (например, подтянуть штаны, колготки, надеть носки); некоторым навыкам необходимо учить специально, в другое время. Обычно это относится к умению застегивать пуговицы, выворачивать одежду. Для каждого из этих навыков следует решить, в каком порядке будет осуществляться обучение.

Например, при обучения застегивать пуговицы сначала используются тренажеры (см. рис. 4) с крупными пуговицами и петлями, в которые легко проходят пуговицы. При обучении используют физическую помощь и поощряют ребенка за то, что он пытается самостоятельно застегнуть пуговицы. Затем ребенку предлагают тренажеры с более мелкими пуговицами и более тугими петлями. Количество тренажеров, которые могут понадобиться, варьирует от двух до пяти. Затем ребенка учат застегивать пуговицы на себе, что значительно сложнее, чем на тренажере. На этом этапе может потребоваться дополнительное обучение. Сначала предлагают застегивать большие и средние пуговицы и только когда успех достигнут, ребенка учат застегивать рубашки с мелкими пуговицами.

Когда операция освоена, ее переносят в контекст одевания. Что касается обучения отдельным навыкам по ходу одевания, главное - решить для себя, как именно учить ребенка выполнять то или иное действие, например, снимать или надевать куртку. Затруднения в освоении таких навыков обычно связаны с нарушениями моторики, концентрации внимания, которая проявляется в виде недостаточного контроля ребенка за своими движениями. Поэтому единообразное обучение позволяет создать двигательный стереотип в обход нарушенных функций (например, при невозможности речевого программирования деятельности). При обучении иногда прибегают к различным специальным приемам, многие из которых, на первый взгляд, могут показаться искусственными и странными, но в реальности облегчают овладение навыками.

Научить ребенка самостоятельно надевать куртку с капюшоном можно так: сначала учат ребенка надеть на голову капюшон, чтобы куртка повисла сзади, затем ребенок должен вдеть руки в рукава и снять капюшон. Такой способ проще, чем обычный. Однако постепенно надо учить ребенка надевать куртки, кофты и рубашки, пользуясь обычным способом.

Многие дети надевают обувь «не на ту ногу». Можно на линолеум приклеить (или закрепить скотчем) вырезанные из картона контуры подошв, точно соответствующие по размеру обуви ребенка. Ребенка учат ставить тапочки (туфли, сапоги), накладывая их на контуры. Таким способом ребенок может научиться правильно надевать обувь без помощи взрослого. Со временем контуры следует убрать (можно делать это постепенно: сделать их менее яркими, только затем убрать совсем).

При обучении застегивать сандалии ребенок должен совершать манипуляции с ремешком и застежкой, требующие некоторой ловкости пальцев. Лишние помехи только затрудняют процесс, поэтому мы учим ребенка засучивать штанину на той ноге, на которой он застегивает обувь, а затем, после того, как все сделано, опускать штанину обратно. Некоторые операции, которые входят в состав навыка одевания, ребенок длительное время не может выполнять сам, ему требуется помощь. В таких случаях надо учить ребенка просить о помощи каким-либо доступным для него способом (брать взрослого за руку, просить: «Помоги мне застегнуть куртку» и т.п.).

Четкая пространственная организация места, где ребенка учат одеваться, является фактором, облегчающим создание стереотипа одевания. Остановимся более подробно на этом моменте, обсуждая трудности, возникающие у детей при запоминании порядка одевания.

Некоторые дети не могут запомнить, в каком порядке надо выполнять многочисленные операции при переодевании. Это проявляется в том, что они пытаются взять не тот предмет одежды, который нужен в данный момент, снимают то, что только что надели. Трудности овладения сукцессивно организованными процессами, характерные для аутизма, в полной мере проявляются при овладении навыками самообслуживания, состоящими из множества шагов. Есть два основных варианта решения этой проблемы: с использованием расписания в виде схемы операций, включенных в одевание, и без использования расписания. Рассмотрим сначала способ обучения без расписания.

Основными составляющими ситуации обучения в этом случае являются:

а) удобное для ребенка расположение тех предметов, которые нужны для одевания;

б) четкая единообразная физическая помощь со стороны взрослого.

Приведем пример того, как может быть организовано место для переодевания на улицу в период от осени до весны, и как производится обучение.

На стене располагается подходящая ребенку по росту вешалка с полочкой и тремя крючками. Рядом стоит стул, под которым лежит небольшой резиновый коврик. При переодевании на прогулку исходное расположение вещей таково. На полочке лежат шапка, шарф, колготки и свитер. На одном из крючков висит теплый непромокаемый комбинезон, на другом - куртка, в карманах которой находятся варежки, на третьем - рубашка. Рядом со стулом стоят сапоги, в которые вложены теплые носки. Ребенка учат переодеваться на прогулку следующим образом:

1) он должен взять коврик и положить его перед стулом;

2) сесть на стул и снять тапочки, положить их перед ковриком;

3) снять футболку и повесить ее на спинку стула;

4) снять домашние брюки и повесить их на спинку стула;

5) снять носки и положить их на брюки;

6) взять с полки колготки и надеть их;

7) снять с крючка рубашку, надеть и застегнуть ее;

8) взять с полки свитер и надеть его;

9) достать теплые носки из сапог и надеть их;

10) снять с крючка комбинезон и надеть его;

11) убрать коврик и поставить на него тапочки;

12) взять сапоги и надеть их;

13) встать, взять с полки шарф, надеть его;

14) взять с полки шапку и надеть ее;

15) снять с крючка куртку, надеть и застегнуть ее;

16) достать из карманов варежки и надеть их.

Таким образом, когда ребенок возвращается с прогулки, вещи расположены так: на спинке стула - носки, домашние брюки, футболка; под стулом - коврик и тапочки.

Важно, чтобы при оказании физической помощи взрослый не действовал своими руками, а направлял руки ребенка к выполнению тех или иных операций. Постепенно помощь следует уменьшать, предоставляя ребенку все больше возможностей действовать самостоятельно.

У детей с первичными нарушениями двигательной сферы (например, при ДЦП), трудности при одевании могут быть столь существенными, что самостоятельность оказывается минимальной. Тем не менее, необходимо ставить достижимые задачи по формированию хотя бы самых элементарных навыков. Например, у мальчика 7 лет отмечались выраженные нарушения общей и тонкой моторики (остаточные явления ДЦП), атипичный аутизм сложного генеза. Приведенный ниже список действий предназначен для педагогов, обучающих мальчика переодеваться.

Как Валера переодевается, приходя на занятия. Предметы одежды, которые Валера снимает, приходя с улицы, куртка, шарф, шапка, комбинезон (черный), ботинки, теплые носки, рейтузы.

Предметы одежды, которые Валера надевает в помещении: штаны, кроссовки.

Взрослый расстегивает пуговицы на куртке. Взрослый помогает Валере расстегнуть «Молнию» на куртке. Взрослый помогает Валере снять куртку (Валера сбрасывает куртку на тумбочку).

Валера вешает куртку на крючок. Валера с помощью взрослого снимает шарф. Кладет шарф на полку.

Валера сам дергает шапку за завязки и снимает ее. Кладет шапку на полку.

Берет кроссовки (две сразу) и ставит на пол около тумбочки. Берет коврик из тумбочки и кладет на пол. Садится на тумбочку.

С помощью взрослого снимает ботинки (начинает развязывать шнурки, в конце стаскивает ботинок с ноги самостоятельно).

Ставит ботинки на пол (но не на коврик). С помощью взрослого снимает комбинезон (после того, как взрослый помог снимать лямки, продолжает их снимать сам; расстегивает молнию; стоя снимает сам; когда сидит - взрослый помогает).

Вешает комбинезон на крючок.

С помощью взрослого снимает носки (взрослый кладет Валере ногу на ногу, помогает начать снимать; Валера должен сам «стащить» носок с ноги). Кладет носки рядом на тумбочку.

Валера снимает рейтузы с максимальной помощью взрослого. . Валера кладет рейтузы рядом. Валера берет штаны с полки.

Валера с помощью взрослого надевает штаны (поднимает ногу, придерживает штаны, в конце подтягивает штаны).

Берет кроссовки (по одной), должен поставить ногу в кроссовку; взрослый продолжает надевать кроссовки. Взрослый завязывает шнурки. Валера встает, кладет коврик в тумбочку. Как мы видим в приведенном примере, требования к ребенку по самостоятельному выполнению действий на данном этапе обучения являются минимальными (в соответствии с его возможностями), однако по ходу обучения они должны постепенно возрастать.

Запомнить порядок шагов, из которых состоит переодевание, не имея внутренней речевой программы или наглядной схемы последовательности действий, очень сложно. Поэтому обучение с использованием расписания бывает более эффективно, чем обучение без расписания (табл. 7). Если ребенок соотносит предметы с их изображениями на фотографиях, то расписание может состоять из фотографий, каждая из которых

Таблица 7 Вот пример расписания по раздеванию с улицы

Что изображено на фотографии Что должен сделать ребенок
Перчатки Куртка Снять перчатки и положить их в карманы куртки. Снять куртку и повесить на крючок вешалки.
Шапка Коврик Сапоги Снять шапку и положить в рукав куртки. Взять коврик и положить перед стулом.
Комбинезон Расстегнуть молнию на комбинезоне, снять его и повесить на спинку стула.
Свитер Снять свитер и повесить его на спинку стула.
Шерстяные носки Снять шерстяные носки и положить их в сапоги.
Колготки Снять колготки и повесить их на спинку стула
Легкие носки Взять с полки носки и надеть их.
Джинсы Взять с полки джинсы и надеть их
Сандалии Взять сандалии и надеть их.

означает определенное действие. Расписание может быть вертикальным (фотографии располагаются сверху вниз на специальном стенде) и в виде альбома (фотографии располагаются на страницах тетради или папки с файлами). В своей практике мы чаще всего используем тетради с железными кольцами, в которые вставляет маленькие файлы с фотографиями (рис. 5).

Ребенка направляют, чтобы он после выполнения каждого действия возвращался к расписанию, которое должно быть также расположено в прихожей, где происходит переодевание. Постепенно физическая помощь должна уменьшаться так, чтобы ребенок самостоятельно, ориентируясь на расписание, мог переодеваться.

Если используется вертикальное расписание, после выполнения каждого действия ребенок должен снимать карточку, обозначающую сделанное, и убирать ее (например, класть в коробочку, стоящую на полу). Для этого удобно закрепить карточки на «липучках» или каким-либо другим образом - например, на магнитной доске.

Когда ребенок уже научился использовать расписание самостоятельно, можно попробовать убрать расписание и посмотреть, не сможет ли он обойтись без внешней поддержки. Иногда это удается, в некоторых случаях необходимо дополнительное обучение в виде дозированной физической помощи.

Возможные затруднения при самостоятельном одевании могут быть связаны с зависимостью ребенка от инструкций взрослого, что наблюдается у детей с аутизмом достаточно часто (МакКланнахан, Крантц, 2003). Ребенок не переходит от действия к действию, если ему не говорят: «Бери шапку, надевай, бери куртку» и т.д. В таких случаях необходимо дать ребенку только начальную инструкцию: «Одевайся», затем полностью исключить словесное вмешательство. Полезно использовать расписания, так как они помогают ребенку самостоятельно сосредоточиться на выполняемых действиях, а не на указаниях взрослого. Дозированная физическая помощь, предоставляя которую взрослый находится позади ребенка, позволяет создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи должна быть уменьшена как можно быстрее по мере увеличения самостоятельности ребенка.

Обучение навыкам личной гигиены - мыть руки, умываться, вытирать руки и лицо, чистить зубы и т.д. - требует четкого систематизированного подхода в той же мере, что и навыки, описанные выше. Прежде всего, необходимо расположить все предметы, которые могут понадобиться ребенку так, чтобы ему было удобно пользоваться ими самостоятельно. Надо заранее продумать, сможет ли он сам открыть кран, достать мыло, снять с крючка полотенце и т.п. Затем следует составить перечень шагов, из которых состоит навык, которому мы планируем обучать ребенка. Примером может служить навык мытья рук.

Напомним еще раз: единообразие в обучении помогает ребенку быстрее усвоить как порядок операций, так и содержание каждой из них. Особенно это важно для обучения навыка личной гигиены, поскольку использование расписаний в виде фотографий здесь невозможно, а словесные подсказки в большинстве случаев не позволяют ребенку быть самостоятельным. В качестве основных приемов обучения используется физическая помощь и моделирование (показ). Моделирование обычно вводится как вспомогательный прием - например, при обучении мыть руки взрослый показывает ребенку, как мылить руки и смывать мыло.

В нашей практике был случай, когда подростка с аутизмом обучали прдтирать лицо и шею лечебным лосьоном. Для того, чтобы научить протирать ватным тампоном различные части лица в определенном порядке, поначалу использовалось подражание (педагог также протирал лицо перед зеркалом, стоя рядом с ребенком). Постепенно мальчик запомнил, какие части лица надо протирать и научился делать это самостоятельно. При обучении строго придерживались следующей последовательности действий:

1. По инструкции пойти в ванную комнату.

2. Достать из пакета ватный тампон.

3. Открыть лосьон.

4. Смочить ватный тампон лосьоном.

5. Поставить лосьон на полку.

6. Протереть лоб (с левой стороны).

7. Протереть лоб (с правой стороны).

8. Протереть нос (с обеих сторон).

9. Протереть левую щеку.

10. Протереть правую щеку.

11. Протереть под носом.

12. Протереть подбородок.

13. Протереть шею.

14. Закрыть лосьон и поставить его на место.

15. Выбросить ватный тампон в мусорную корзину в туалете. Обучение навыку чистить зубы занимает порой достаточно длительное время, так как этот навык включает в себя большое количество шагов. Однако продуманный и четкий - подход, к обучению позволяет ребенку запомнить необходимые действия и их последовательность.


Похожая информация.


Развиваться и становиться лучше никогда не поздно. Существует огромное количество навыков, которые можно освоить в любое время и применять себе во благо.

«Хочу научиться рисовать, играть на гитаре, разговаривать на французском языке…», все это можно услышать из уст большого количества людей. При этом у каждого есть оправдание, почему они не освоили желаемый навык. На самом деле все просто, главное, захотеть, и может, настало то самое время, чтобы обучиться новому.

1. Развивайте свой творческий потенциал.

Умение рисовать или фотографировать уже давно переросло из хобби в способ заработка денег. Создавать красивые картины или делать стоящие фотографии могут единицы, и у вас есть шанс присоединиться к их компании, главное, иметь творческое начало. Во многих городах есть школы и курсы, где можно ознакомиться с азами выбранного направления и стать настоящим профессионалом. Важно заниматься ежедневно, уделяя развитию навыка хотя бы по полчаса.

2. Наверстайте упущенные знания.


Во время школы и университета невозможно освоить все, и как часто бывает, человек выбирает работу, которая может совсем не касаться полученного образования. Никогда не поздно восполнить пробелы и обучиться новому, например, основам бухгалтерии, юриспруденции и так далее. Можно заниматься с репетитором, онлайн или самостоятельно, при помощи книг и учебных пособий.

3. Кулинарные шедевры на домашней кухне.


Умение готовить пригодится не только женщинам, но и мужчинам. Поверьте, если вы будете уметь что-то большее, чем банальная жареная картошка или котлеты, то это огромный плюс. В сети существует огромное количество рецептов ресторанных блюд, которые можно освоить дома. Кулинарные навыки пригодятся в любом возрасте. Хотите удивить родственников и друзей, тогда приготовьте для них что-то неожиданное и очень вкусное.

4. Мелкий ремонт по дому своими руками.


Умение починить дверцу шкафчика или прикрепить плинтус пригодятся многим, поскольку вызывать по таким мелочам мастера, стыдно. Обучение будет происходить в домашних условиях, поскольку в сети можно найти огромное количество роликов, подробно объясняющих, как провести простой ремонт. Не стоит проявляться героизм и при серьезных поломках, лучше обратитесь к специалисту.

5. Без языка никуда.


Один из самых полезных навыков современного человека – свободное владение иностранными языками. Обучаться никогда не поздно, главное, поставить цель. Существует много вариантов получения знаний: специальные групповые курсы, индивидуальные уроки с репетитором, самостоятельно и онлайн обучение.

6. Нужно уметь защитить себя.


К сожалению, уровень преступности постоянно растет и никто не застрахован от нападения, поэтому даже минимальные навыки самообороны могут спасти жизнь. Простыми приемами можно обучиться самостоятельно, просматривая видео, где рассказывается о болевых точках и показана техника, а если вы хотите надавать обидчику сполна, тогда лучше посещать уроки у тренера.

7. Обучитесь навыкам дизайнера.


Конечно, никто не говорит о том, что нужно посвящать этому всю свою жизнь, но знать общие принципы в оформлении помещений и развить в себе навыки стиля может каждый. Рекомендуется ознакомиться с основными цветовыми типами и сочетаниями, понять главные особенности каждого стиля. Благодаря этим минимальным знаниям можно преобразить свое жилище и рабочее место.

8. Реализуйте музыкальные мечты.


Давно хотели освоить гитару или пианино, но на это попросту не было времени, возможно, оно наконец-то настало, и стоит воплотить задумку в реальность. Главное – купить инструмент, а заниматься можно дома, используя многочисленные обучающие сайты, программы и видео. Есть люди, которые преподают частные уроки игры на разных инструментах. Несколько уроков и вы сможете поразить знакомых игрой на любимом инструменте.

9. Тонкости психологии человека.


Вот что никогда не будет лишним, так это умение понимать и разбираться в людях и в себе. Благодаря этому можно выстроить хорошие дружеские и любовные отношения, избежать подстав и других проблем. Изучать психологию можно в течение всей жизни, читая полезные книги.

10. Теперь только удачные переговоры.


Очень полезный навык для людей, строящих свою карьеру или бизнес. Есть много полезных книг, которые помогут понять, как нужно строить отношения с окружающими людьми, как вести переговоры, чтобы получать выгоду и не позволять другим манипулировать вами.