Мцыри краткое изложение.

Одна из древних столиц Грузии - Мцхет. Она возведена меж двух рек - Арагвы и Куры, в ней же стоит один из прекраснейших соборов Светицховели.

Как-то вез один русский генерал ребенка плененного, но не довез, так как ребенок тот заболел и оставил он его в городе Мцхет, при мужском монастыре. Ребенок растет, его крестили и вырастили в христианских обычаях. Мцыри – так звали ребенка, уже давно позабыл свой язык. Его начинают готовить к обету монашескому.

В тот день, когда город настигла сильнейшая гроза, ребенок пропал. Его ищут три дня, но результата это не приносит. Через некоторое время мальчишку находят у гор, в окрестностях города Мцхет.

Он без сил, без чувств лежит на голой, выжженной солнцем земле, и доставляют его к монастырю. Юноша очнулся. Монахи пытаются его допросить или хотя бы покормить, он истощен и выглядит переболевшим серьезным недугом. Юноша отказывается от любой еды. Когда монахи понимают, что Мцыри хочет завершить свое существование, посылают чернеца за тем самым монахом, который когда-то принял его в монастырь еще ребенком, вылечил и окрестил его. Уже довольно пожилой монах все еще любит своего воспитанника ведь провел с ним не малое время. Монах принимает, то что юнец больше не желает жить и лишь просит его покаяться в грехах содеянных и смириться.

Мцыри не считает, что поступок его дерзок. Он горд своими действиями. Как оказалось, он все еще помнит свои родные просторы, как он был свободен, как сливался с природой, дышал ей, думал, как она. Он помнил горные барсы. Он помнил, как без оружия он мог вступить в единоборство со зверем, хозяином его диких лесов. Только так он мог доказать, что наравне с остальными мужчинами, и он достоин жить в крае своих отцов и дедов.

Прошло столько лет, но как только он ушел из монастыря он смог вспомнить свое детство и язык родных земель, аул и даже лица своих родителей, братьев и сестер. Пока Мцыри рассказывал о том, как блуждал он в горах, что пережил, он описывает чернецу, как это прекрасно быть в слиянии с природой, как важна первозданность его родины.

И лишь слово, данное самому себе еще в детстве он не желает нарушать, ведь считает его клятвопреступлением. Он обещал самому себе, что когда нибудь он найдет дорогу домой и вернется на свою родину. И у него почти получилось, он помнил, что необходимо все время держаться востока. Он шел день за днем, ночь за ночью, но неожиданно понимает, что возвращается туда откуда начинал свой путь в самые ближние окрестности города Мцхет, близ мужского монастыря при котором он вырос при котором проходил службу не свою службу. Он понял, что это самая главная оплошность в его жизни. Мцыри описывает, что каждый день, проведенный в монастыре, казался ему тюрьмой, ведь только так он воспринимал жизнь, проведенную здесь. Здесь он ослаб и телом и духом.

Он больше не мог найти дорогу домой, словно «луч- путеводитель» он потерял за долгие годы, ведь каждый горец обладал звериным чутьем тропы, ведущей его домой, каждый рожденный его получает с материнским молоком и без него невозможно жить в дикой среде центральной части Кавказа никому, ни человеку, ни зверю. Мцыри ушел, но не смог покинуть тюрьму в своей душе из-за цивилизации, которую привили ему с детства. Его не беспокоили так его раны, и запекшаяся кровь, присохшая к телу. Его убивало только одно, он терял инстинкт, жажду ее, с которой приходят в жизнь дети гор. Он больше не желает жить в рабстве с самим собой, лишь желает умереть, смиренно, никого не виня.


Он просит монахов выкопать ему могилу на стороне его родных гор, то место откуда их видно. Он просит это потому, что мечтает хотя бы после смерти почувствовать, как ветер донесет до него родную речь с его земель, а может быть и песню какую…

Поэма в стихах «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в 1839 году. И уже в 1840 году ее впервые опубликовали в сборнике «Стихотворения Лермонтова», который был издан еще при жизни поэта. Натолкнул Лермонтова на сюжет «Мцыри» краткий пересказ истории, услышанной им, когда он служил на Кавказе. Поэма «Мцыри» стала классическим образцом романтической поэзии. Она относится к более поздним кавказским работам поэта.

Краткий пересказ. «Мцыри» (Лермонтов)

Однажды Лермонтов, будучи в ссылке на Кавказе в 1837 году, по дороге встретил монаха и узнал от него, что он горец, которого еще ребенком забрал к себе в плен генерал Ермолов. Но когда мальчик заболел, тот оставил его в монастыре у братии. В стенах монастыря он рос, но к жизни монашеской так и не привык и поэтому несколько раз сбегал в горы, так как сильно тосковал по воле. А последняя попытка сбежать привела его к болезни, и он чуть было не умер.

Вся эта истоия так впечатлила молодого Михаила Юрьевича, что он сразу занялся созданием поэмы «Мцыри», краткий пересказ которой будет приведен ниже.

Насколько достоверен факт встречи монаха с поэтом, установить невозможно, однако история, описанная в самой поэме, скорее всего, действительно имела место. Ведь во времена захват русскими военными детей горцев был достаточно распространенным явлением.

Краткий пересказ «Мцыри» (Лермонтов) по главам

Война на Кавказе принесла немало бед местному населению. Бедный мальчик-горец попал в плен к русскому генералу, и тот собирался увезти его к себе, но по дороге ребенок сильно заболел. Тогда маленького пленника оставил у себя монах, живший в монастыре. И с тех пор юный Мцыри (в переводе с грузинского - "послушник") был обречен жить далеко от родных мест. Он был диковатым и запуганным. Чувствуя себя узником в неволе, он не переставал тосковать по своим родным местам.

Краткий пересказ «Мцыри» Лермонтова продолжается тем, что со временем этот подкидыш вроде как будто бы даже попривык к плену, постепенно выучил чужой язык, его крестили и даже собирались постричь в монахи. Но перед этим важным событием в сильную грозу у семнадцатилетнего юноши появляется сильное желание бежать куда глаза глядят. В эти минуты он вспомнил свою родину с ее пышными полями, заснеженными скалами и зелеными холмами, вспомнил свою родную речь, аул, лица родных ему людей: отца - мужественного бойца в кольчуге с блестящим оружием, отважных братьев и милых сестер.

Свобода

Всего три дня провел Мцыри на свободе. Но именно они имели для него огромное значение. Именно тогда он жил по-настоящему. Он видел могучие молодую грузинку, наполнявшую у источника кувшин водой. Ему даже пришлось сразиться со свирепым барсом. Мцыри победил барса, так как во время боя сам ощущал себя диким зверем. В эти жуткие минуты борьбы он уважал противника, который без страха встретил смерть. Сам юноша был сильно изранен, острые когти зверя сильно изодрали его тело. Но это не останавливало его, он все равно шел, чтобы найти свою родину. Через несколько дней он пришел к аулу, однако потом понял, что он опять вернулся к монастырю, и теперь все его мечты увидеть родной Кавказ в минуту развеялись. Совсем отчаявшись, он упал на песок.

Возвращение в монастырь

На этом поэма «Мцыри», краткий пересказ которой представлен в данной статье, не заканчивается. Беглеца ищут, но безрезультатно. Его найдут уже чуть позже в окрестностях монастыря, он будет лежать в бессознательном состоянии, израненный и истощенный, словно побывал в страшном бою. В обители он придет в себя, но будучи обессиленным, не прикоснется к пище. Понимая, что сбежать ему не удалось, Мцыри заведомо хочет приблизить дни своей кончины. На вопросы монастырской братии он не отвечает. Теперь ему остается только горько сожалеть о том, что его тело будет похоронено на чужбине.

Горькое прощание

Однако путь к неспокойной и мятежной душе старый монах, который когда-то крестил его. Понимая, что Мцыри осталось жить недолго, он хочет исповедовать юношу. И тогда молодой и несломленный духом горец красочно и живо рассказывает о тех трех днях, которые он провел на воле. Он утверждает, что променял бы рай и целую вечность на две минуты в Кавказских горах, где он беззаботно бегал ребенком. Мцыри просит старика, чтобы похоронили его в саду под акацией, откуда виден родной Кавказ, чтобы он смог заснуть с вечным покоем.

Анализ

Краткий пересказ «Мцыри» по главам на этом можно считать завершенным. Анализируя его, начинаешь видеть в Мцыри самого Лермонтова, который очень хорошо раскрывает тему человеческой свободы, твердой воли, целеустремленности, глубоко вписавшуюся в гармонию и красоту кавказской природы. Он вместе со своим свободолюбием сам сливается с природой и наслаждается ее великолепием.

Даже краткий пересказ поэмы «Мцыри» не сможет никого оставить равнодушным. Однако оригинал с точностью передает всю глубокую, страстную и эмоциональную атмосферу сюжета. Время, описанное в нем, как бы обобщено, так как Лермонтов, таким образом, показал философию самой жизни по собственному пониманию. В поэме речь пойдет о ценностях жизни, которую поэт видит в человеческом достоинстве, свободе и активных действиях для достижения своих целей.

Заключение

Данное произведение смогло раскрыть нам личность самого автора, ведь его герой Мцыри очень близок ему по мировоззрению и по духу. Поэма «Мцыри», краткий пересказ которой приведен выше, достаточно хорошо все описывает.

Безусловно, это произведение М. Ю. Лермонтова заняло достойное место в романтической поэзии. Словно вся жизнь поэта описана в нем, захватывая с первых строчек и разливаясь бурными и стремительными потоками жизни, души и сердца.

Основанная на реальной истории поэма о судьбе ребенка, попавшего в горный монастырь. Приболевшего мальчика пришлось там оставить, но вот монахом он так и не стал. Наоборот, он всегда мечтал о свободе, тем более что природа в тех краях прекрасна, её пейзажи и обитатели сами навивают мысли о воле. И вот Мцыри бежит из своей обители, бредёт по горам, сталкивается с опасностями, с дикими зверями. Через три дня его находят израненным, несчастного приносят в монастырь, где он, умирая, на вопросы монахов отвечает, что только в эти дни и был счастлив, только тогда и жил.

Произведение поэта об удивительном свободолюбии, о предназначении каждого. Не чувствовал себя Мцыри на своём месте в монастыре, и хотя побег принёс ему лишь гибель, юноша ни о чём не жалеет.

В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил. Старик забыт даже смертью, ему остаётся лишь вспоминать о прошлом, когда его страна цвела.
Однако рассказ читатель слышит не из уст старика, а от самого героя – Мцыри. И он говорит о том, что монах бы не сумел передать, понять и почувствовать.

Однажды сам генерал оставляет ребенка, который не смог бы дальше следовать за армией, в монастыре.

Несчастный Мцыри, выросший среди монахов, не мог побороть свою свободолюбивую натуру. Сбежав, он очутился во враждебном лесу, под прицелом тысячи звериных глаз. Но юноша не звал людей на помощь, ведь среди них он чувствовал себя чужим. То есть чужой и в обществе, которого он никогда не знал, чужой среди благочестивых (и скучных) монахов, чужой дикой природе. Сбившись с дороги, он сам забрёл в этот бескрайний и опасный лес.

У героя не было семьи, только мечты. Действительно, Мцыри трагический герой и своей судьбой, и своим ощущением жизни.

В пути он увидел мельком юную грузинку, которая несла кувшин с водой и прекрасно пела. В душе Мцыри пробудилось первое чувство любви. Встретился на воле герой и с яростным врагом – барсом. Хотя человек побеждает зверя, раны довольно опасны.

Так часто люди жаждут чего-то: славы, богатства, любви. Она не рады тому, что им дано, ничего не хотят видеть, всё готовы отдать ради своей мечты. Однако получив славу, страдают, а получив богатство, живут воспоминаниями, и получив любовь, от неё погибают. И всё же Мцыри правильно угадал своё предназначение – быть свободным человеком. Никакие трудности не заставили его повернуть к монастырю, он не раскаялся ни в чём. На воле он готов был бы претерпеть все сложности.

В последней строфе герой понимает, что осталось ему лишь последнее желание. И это – сад. Мцыри просит, чтоб его перенесли на любимое место в саду, где он так долго мечтал о воле. Он помнит, как густа трава, как душист воздух… Каждую мелочь! С этого места он последний разок сможет взглянуть на Кавказ. Его вольная душа устремляется туда – на свободу. И главный герой уйдёт без сожалений и без проклятий.

Глава 1

Несколько лет тому назад, в месте, где текли две реки Арагва и Кура, стоял монастырь. Сейчас он заброшен и разрушен. За развалинами и могилами тамошних царей, ухаживает одинокий старик - сторож. Те самые цари, когда-то отдали свой народ во власть России. С той поры, Грузия процветает.

Глава 2

Как-то раз, мимо этой обители проезжал русский генерал, он вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Генерал оставил своего пленника в монастыре. Монахи занялись его воспитанием. Ребенок рос нелюдимым, ни с кем не разговаривал. Он все тосковал по своему родному краю. Мцыри – так прозвали мальчика, однажды сбежал от монахов. Его долго искали, но нашли. Юношу принесли в монастырь изможденным. Близился его смертный час, монах пришел поговорить с Мцыри.

Глава 3

Юноша начинает свою исповедь. Мцыри сетует на свою невольную жизнь. Говорит о том, что все время тосковал по родным местам. Что его жизнь очень коротка, и он не успел ее толком прожить.

Глава 4

Глава 5

Затем, юноша говорит, что не боится смерти, его не долгая жизнь была бесполезной. Умирать совсем не страшно. Мцыри опять говорит монаху, что тот прожил жизнь, а он сам так и умрет молодым, на чужбине.

Глава 6

Потом он говорит старику о красотах природы, которую он видел на воле. О том, как она прекрасна. Когда, Мцыри смотрел на Кавказ, ему становилось легко и хорошо.

Глава 7

Юноша вспоминал свой отчий дом, отца, сестер. Родной аул и его жителей, он тоже помнил.

Глава 8

Затем он спрашивает монаха, что по его мнению делал Мцыри, когда сбежал из обители. И тут же сам отвечает, что эти три дня, он жил. Жил по-настоящему, эти дни не сравнятся с безвольным существованием в монастыре.

Глава 9

Когда Мцыри убегал, монахи все попрятались от грозы. Поэтому ему удалось спокойно уйти. Но когда он оказался на воле, он побежал, как зверь. Он бежал и наслаждался свободой. Когда юноша убедился, что за ним нет погони, он прилег отдохнуть.

Глава 10

Наступило утро, Мцыри очнулся ото сна, и увидел, что лежит на краю пропасти. Он испугался, но в то же время он слушал звуки природы, и успокаивался.

Глава 11

Затем Мцыри говорит о том, как был прекрасен «божий сад», в котором он оказался. Какие красивые виноградники там стояли, как пели птицы. Как он прислушивался к земле. Потом юноша захотел пить.

Глава 12

Тогда, Мцыри стал спускаться к потоку воды, с высоких плит. Он не боялся сорваться в пропасть, он лишь хотел пить. Услышав шаги, он спрятался. Из-за кустов он увидел милую девушку, которая пела песню. Ее голос и теперь звучит в голове юноши.

Глава 13

Глава 14

С такими думами он заснул, во сне ему привиделась прекрасная грузинка. От этого Мцыри проснулся. Он решил во что бы то ни стало, отыскать родную сторону. Голод одолевал юношу, он пустился в дорогу, и сбился с пути. Была ночь.

Глава 15

Мцыриоказался ночью в густом лесу.ММцыри оказался в кромешной тьме и в густом лесу. Он с большими усилиями шел через непролазный терновник, но все-таки заблудился. От отчаяния он упал на землю, и стал ее грызть. Мцыри рыдал, он не просил помощи у людей. Он считал, что для них – он зверь.

Глава 16

Юноша лежал и плакал, он не считал это постыдным поступком. Он не стеснял плакать. Вдруг из чащи леса появился барс с добычей. Мцыри испугался и подготовился к битве.

Глава 17

Юноша ждал нападения, когда барс его заметил, Мцыри уже был готов. Животное прыгнуло на юношу, но тот ударил его в лоб толстым суком. Барс застонал и опрокинулся, начался смертельный бой.

Глава 18

Потом барс кинулся на грудь Мцыри, а тот пронзил колом его шею. Животное и человек сцепились мертвой хваткой, но уже на земле. Барс выл, рычал. Мцыри тоже почувствовал себя диким зверем и заревел. Юноша одолел противника.

Глава 19

Затем Мцыри говорит монаху о своих шрамах на груди, которые остались после схватки с барсом. Сметь должна заживить эти раны. Когда он их получил, то не чувствовал боли. Он шел по лесу, и думал, что судьба смеется над ним.

Глава 20

Когда юноша вышел из лесу, настал уже день. Впереди он увидел аул, он показался Мцыри знакомым. Осмотревшись, что вышел к тому месту, где стоял монастырь, из которого он сбежал. Юноша понял, что не найдет родного края никогда.

Глава 21

Мцыри говорит, что даже конь может найти обратный путь домой, а он не смог. Юноша сравнивает себя с темничным одиноким цветком.

Глава 22

Мцыри устал от палящего солнца, он был голодным. Красоты природы уже не казались такими прекрасными. Он уже не слышал звуков, а так хотел…

Глава 23

Было тихо и спокойно, вдали, Мцыри увидел стены монастыря. Юноша хотел подняться, но не было сил. Хотел закричать, но не смог. Он тихо умирал, казалось ему, что он лежит на дне реки и с ним говорит рыба. Она призывает Мцыри навсегда остаться здесь, говорит, что здесь ему будет хорошо. С такими мыслями, юноша потерял сознание.

Глава 24

Потом Мцыри нашли, в бессознательном состоянии. На этом, юноша закончил свой рассказ. Он лишь об одном сожалел, что когда умрет, его похоронят на чужбине, и никто о нем плакать не будет.

Глава 25

Мцыри прощается с монахом, просит подержать его за руку. Говорит, что после смерти окажется в раю, но с удовольствием бы поменял рай на то место, где жил в детстве, на родной дом.

Глава 26

Это произведение говорит о том, что человек не может жить на чужбине. Ему нужен родной дом, свобода. Каждый человек, рожден вольным. Люди бывают разными, одни могут не противится своей судьбе, и смирится с пленом. Мцыри, как вольный горец, не смирился с жизнью на чужбине. Оно и правильно, человек никогда не должен забывать свою Родину.

Все действия, происходящие в произведении, относятся к 1915-1918 годам. Место действий итало-австрийский фронт. Фредерик Генри – родом из Америки, но служит лейтенантом санитарных войск в итальянской армии

  • Пикуль

    Пересказ произведений Пикуля

  • Краткое содержание Чехов Медведь

    Елена Ивановна Попова жена помещика. Она имеет несчастье стать вдовой. Женщина находится в глубокой скорби, но реальность заставляет ее оторваться от своей скорби.

  • Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

    «Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

    И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

    Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

    Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

    Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

    И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

    Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы. Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

    Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни…

    1. О произведении
    2. Главные герои
    3. Другие персонажи
    4. Краткое содержание
    5. Заключение
    6. Тест по поэме «Мцыри»

    Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

    Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

    Главные герои

    Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.

    Другие персонажи

    Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

    Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

    Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

    Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

    Глава 1

    В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

    Глава 2

    Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

    Главы 3-5

    «Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

    Главы 6-7

    Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

    Глава 8

    Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

    Главы 9-13

    Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

    Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

    Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

    Главы 14-15

    Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

    Главы 16-19

    В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

    Главы 20-23

    Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

    Главы 24-26

    Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

    «Увы! – за несколько минут
    Между крутых и темных скал,
    Где я в ребячестве играл,
    Я б рай и вечность променял…»

    Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

    Заключение

    Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

    Тест по поэме «Мцыри»

    После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 5945.