От чего зависит цветность волн. Свет и цвет: основы основ

Учитель физики г. Бахчисарай

Гапеенко Нина Александровна

Урок 2.78 по теме «Дисперсия света»

Цель: изучить понятия: волновая оптика, спектр, монохроматический свет, дисперсия; объяснять окраски предметов.

Метод: объяснительно-иллюстративный, исследование.

Ход урока:

Слайд 2-3.

На слайдах мы видим проявление законов отражения и законов преломления в цвете. Может ли геометрическая оптика ответить на вопрос: откуда появляются те или иные цвета и что такое цвет?

Нет. Для этого необходимо изучить строение световых волн. А эти вопросы рассматриваются в разделе «Волновая оптика».

Слайд 4.

(«Волновая оптика» и её основные вопросы)

Слайд 5.

Сегодня на уроке мы рассмотрим свойство «дисперсия».

Запишите тему урока:

    Объяснение нового материала:

Обратимся к экспериментальным данным. Ещё в 1605г . английский учёный Томас Харриот , изучая преломление света в жидкостях, обнаружил, что показатель преломления одного и того же вещества для красных лучей один, а для зелёных лучей другой. Это означает, что скорость световых волн разного цвета в веществе различна.

В настоящее время известно, что цвет , видимый глазом, определяется частотой световой волны. Поэтому открытие Харриота можно рассматривать как обнаружение зависимости показателя преломления вещества от частоты света.

Сам Харриот о своём открытии умолчал, и о его исследовании узнали значительно позже. В 1611г. Аналогичное явление, только не в жидкостях, а в стекле, обнаружил итальянский учёный Марк Антоний Доминис. И хотя его результаты были опубликованы, широкого распространения они не получили, а сам Доминис через 13 лет умер в тюрьме инквизиции.

В 1648г. дисперсия света была переоткрыта чешским учёным Я.М.Марци . Однако и на этот раз никто не обратил на это внимания.

И лишь когда соответствующие опыты были проведены Исааком Ньютоном в 1666г. , мир наконец узнал о новом явлении.

В начале 1666г. Ньютон был занят шлифовкой оптических стёкол несферической формы и решил испытать с помощью треугольной стеклянной призмы прославленное явление цветов.

Слайд 6-8.

«Сначала вид ярких и живых красок, получавшихся при этом, приятно развлёк меня. – вспоминал впоследствии Ньютон. – Но через некоторое время, заставив себя присмотреться к ним более внимательно, я был удивлён их продолговатой формой…»

Наблюдаемая картина получила название призматического или дисперсионного спектра.

До Ньютона белый (солнечный) свет считался простым, а различные цвета – его изменениями, появляющимися в результате взаимодействия света с «темнотой» или каким-либо веществом. Ньютон же, по словам современников, высказал «странную и необычную» гипотезу: «Мы должны различать два рода цветов: одни первоначальные и простые, другие же сложённые из них». Некоторые из простых лучей, по Ньютону, «способны производить красный цвет и никакого другого, другие – жёлтый и никакого другого и т.д.

Свои окончательные выводы Ньютон сформулировал в виде нескольких теорем. Первые из них гласят:

«Теорема I . Лучи, отличающиеся по цвету, отличаются и по степени преломляемости»

«Теорема II . Солнечный свет состоит из лучей различной преломляемости»

Итак, белый свет, по Ньютону, не является простым. Он имеет сложный состав и может быть разложен в спектр с помощью стеклянной призмы.

Рецензию на работу Ньютона было поручено сделать Роберту Гуку. Просидев над отзывам несколько часов подряд, Гук в своей рецензии выдвинул столь сильное возражение против ньютоновской теории, что Ньютону для обдумывания своего ответа потребовалось полгода. (По мнению Гука, утверждение о том, что в белом свете содержатся лучи всех цветов, равносильно утверждению о том, что в воздухе, заключённом в органных мехах, содержатся сразу все звуковые тона. Иными словами, это то же самое, что говорить о том, что шум есть совокупность правильных музыкальных звуков.)

В своём ответе на рецензию Гука Ньютон ушёл от рассматриваемой проблемы и сосредоточил внимание на слабых местах теории самого Гука.

Однако вслед за возражениями Гука последовала критика со стороны Гюйгенса. «Если бы то, что лучи света в их первоначальном состоянии были некоторые красными, некоторые синими и так далее, было правдой, - писал он, - то было бы очень трудно объяснить на механических принципах, в чём же состоит это различие цветов».

Гюйгенс оказался очень прозорлив – объяснение этого излучения появилось лишь в XIX в., когда было установлено, что излучения различных цветов отличаются частотой колебаний.

Слайд 9.

В самом деле, если с помощью второй призмы, перевернутой на 180 градусов относительно первой, собрать все пучки спектра , то опять получится белый цвет.

Слайд 10-12

Электромагнитное излучение одной определённой и строго постоянной частоты называется монохроматическим.

(На практике содержит узкий участок спектра)

-Дайте определение понятий «видимое излучение», «спектр», «цвет», «дисперсия».

Цвет – свойство тела вызывать определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.

Спектр – совокупность гармонических колебаний (или волн), создаваемых каким-либо источником.

Видимое излучение – электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 780 нм.

Дисперсия – это разложение белого света на семь цветов.

Слайд 13.

Вывод:

    Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части.

    Белый свет состоит из цветных лучей.

    Фиолетовые лучи преломляются сильнее красных.

Почему?

Классическая электромагнитная теория дисперсии была создана в конце XIX в Х.А.Лоренцом. Согласно электромагнитной теории дисперсия света является результатом взаимодействия световой волны с молекулами вещества. Когда световая волна проникает в вещество, под действием электрического поля этой волны электроны молекул начинают совершать вынужденные колебания. Частота этих колебаний совпадает с частотой волны, а амплитуда зависит от соотношения между данной частотой и собственной частотой колебаний электрона. При разной частоте света амплитуда вынужденных колебаний электронов, а также степень поляризации вещества также различны. Различной при этом оказывается и диэлектрическая проницаемость вещества . Но скорость света
, а показатель преломления

Поэтому если зависит от частоты света, то зависимостью от частоты будут обладать и с .

Скорость света в вакууме равна с=3·10 8 м/с. Но свет бывает разным: жёлтым, красным, зелёным и т.д. В вакууме лучи всех цветов распространяются с одной и той же скоростью. Заключение о том, что и в веществе лучи разного цвета распространяются с разной скоростью докажем на практике.

Обратим внимание на формулу:
.

Следовательно,
(опираемся на формулу из лабораторной работы по определению показателя преломления стекла).

Слайд 14.

Вывод :

Красный свет, который меньше преломляется, имеет наибольшую скорость, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.

Почему?

Рассуждения выносятся на доску:

Значит показатель преломления зависит от длины волны (от частоты).

Слайд 15.

Вывод: Показатель преломления зависит от длины волны электромагнитного излучения. Зависимость показателя преломления света от его длины волны называется дисперсией.

Определение: Зависимость скорости света в веществе (или показателя преломления) от частоты волны (или цвета) называется дисперсией света.

Слайд 16

Первичная проверка понимания:

    Что называют дисперсией света?

    Какой свет называют монохроматическим?

    Какой свет будет распространяться в веществе призмы (из стекла) с большей скоростью?

    Что произойдет при соединении световых лучей спектра?

    Чем объяснить белый цвет снега, черный цвет сажи, зеленый цвет листьев, красный цвет флага?

От чего зависит цветность световых волн? От частоты (только частота не изменяется при переходе из одной прозрачной среды в другую и цвет тоже не изменяется)

Объяснение цветности:

Особенно значительной становится амплитуда колебаний элект­ ронов в веществе при v v 0 . В этом случае наблюдается резонансное поглощение энергии и излучения соответствующих частот из падаю­ щего света «выпадают» (поглощаются).

У молекул бесцветного прозрачного вещества, например стекла, наиболее существенные резонансные частоты лежат в ультрафиоле­товой области. Поэтому обычное стекло хорошо пропускает видимый свет и поглощает ультрафиолетовый.

У цветных стекол резонансы имеются и в видимом диапазоне частот. Из-за этого часть проходящего света поглощается и остается лишь тот, который и придает цвет стеклу. Например, глядя на лампу накаливания через синий светофильтр, мы увидим ее синей потому, что синий светофильтр из всей совокупности излучений лампы про­пускает только синие, фиолетовые и голубые лучи, а остальные по­глощает.

Цвет непрозрачных предметов определяется тем светом, который они диффузно (рассеянно) отражают. Так, например, предмет, по­глощающий все лучи, кроме зеленых, отражая последние, приобре­тает зеленый цвет. Если же поверхность какого-то предмета оди­наково хорошо отражает лучи всех цветов спектра, то она будет казаться белой. Белые поверхности характеризуются значительным коэффициентом отражения. Причем, чем больший коэффициент от­ражения имеет белая поверхность, тем более светлой она кажется. Очень светлым поэтому выглядит белый порошок оксида магния (ко­эффициент отражения 96%). Свежевыпавший снег отражает 85% падающего светового потока, белая бумага - 75%.

«Черных лучей» в природе не существует. Предмет нам кажется черным в том случае, когда он поглощает почти весь падающий на него свет, одинаково плохо отражая лучи всех цветов. Например, коэффициент отражения черного бархата составляет всего лишь 0,3%.

Вообще все цвета, встречающиеся в природе, делят на ахрома­ тические и хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый, черный и серый цвета.

К хроматическим относятся спектральные цвета (от красного до фиолетового), пурпурные (малиновый, вишнёвый и сиреневый) и все остальные (коричневый, салатный и т.д.), получившиеся в результате смешения различных цветов между собой. Пурпурные цвета возникают при смешении в разной пропорции красных и фиолетовых или синих цветов.

Красный, зеленый и синий цвета являются взаимно независи­ мыми. Это означает, что каждый из них не может быть получен в результате смешения двух других. Направив на белый экран три пучка света, пропущенные соответственно через красный, зеленый и синий светофильтры, в месте их пересечения можно получить белый цвет. Правда, он получится лишь при одном совершенно опреде­ленном соотношении яркостей складывающихся световых пучков. Из­меняя это соотношение, в результате смешения красного, зеленого и синего цветов можно получить практически любой другой хрома­тический цвет.

Слайд 17

Объяснение на основе свойства дисперсии света природного явления «Радуга»

    Закрепление:

Слайд 18

Закрепление полученных на уроке знаний:

Тест по теме «Дисперсия света»

Вариант 1

    Сравните скорость распространения красного и фиолетового излучений в вакууме.

А. υ к › υ ф

Б. υ к = υ ф

В. υ к ‹ υ ф

    Как изменится частота зеленого излучения при переходе света из воздуха в воду?

А. Уменьшается

Б. Не изменяется

В.Увеличивается

    Показатель преломления воды при температуре 20 0 С для различных монохроматических лучей видимого излучения находится в интервале от n 1 =1,3308 до n 2 =1,3428. Каков из этих показателей является показателем преломления фиолетовых лучей?

А. n 2

Б. n 1

В.n 1 и n 2

    Почему для транспорта световым сигналом опасности является красный свет?

А. Ассоциируется с цветом крови

Б. Бросается в глаза

В.Имеет самый малый показатель преломления

Г. Менее всего рассеивается в воздухе и тумане.

    На белой бумаге написан текст красными буквами. Через стекло какого цвета буквы будут казаться черными?

А.Белого

Б.Красного

В.Зеленого

Вариант 2

    Сравните скорость распространения красного и фиолетового излучений в стекле.

А. υ к › υ ф

Б. υ к = υ ф

В. υ к ‹ υ ф

    Как изменится длина волны красного излучения при переходе света из воздуха в воду?

А. Уменьшается

Б. Не изменяется

В.Увеличивается

    От чего зависит цветность световых волн?

А. От их частоты

Б. От скорости их распространения

В.От длины волны

    Почему рабочие на стройке носят каски оранжевого цвета?

А. Оранжевый цвет хорошо заметен на расстоянии

Б. Мало изменяется во время непогоды

В. Менее всего рассеивается в воздухе и тумане.

Г. Согласно требованиям безопасности труда.

    В бутылку из зеленого стекла налиты красные чернила. Какого цвета кажутся чернила?

А.Черного

Б.Красного

В.Зеленого

Слайд 19

    Самопроверка

    Самоанализ (рефлексия)

    Домашнее задание:

Слайд 20.

Домашнее задание:

    Параграф 53 (учебник под редакцией проф. Н.А. Парфентьевой)

    Рымкевич №1081,1083,1084

    Творческое задание: «Применение дисперсии света.»

Список используемой литературы:

    Рымкевич А.П., « Задачник» для 10 – 11 классов, Москва, издательство «Дрофа», 2006

    Громов С.В., «Физика – 11», Москва, издательство «Просвещение», 2009

    Мякишев Г.Я., «Физика – 11», Москва, издательство «Просвещение», 2014

    Пинский А.А., «Физика – 11», Москва, издательство «Просвещение», 2009

Электромагнитный спектр представляет диапазон всех частот или длин волн электромагнитного излучения от очень низких энергетических частот как радиоволны до очень высоких частот, таких как гамма-лучи. Свет это часть электромагнитного излучения, которая является видимой для человеческого глаза и называется видимый свет.

Солнечные лучи гораздо шире видимого спектра света и описываются как полный спектр, включающий диапазон длин волн, необходимых для поддержания жизни на земле и : инфракрасный, видимый и ультрафиолетовый (УФ).

Человеческий глаз реагирует только на видимый свет, который лежит между инфракрасным и ультрафиолетовым излучением имеющий крошечные длины волн. Длина волны видимого света составляет всего от 400 до 700 Нм (нанометр миллиардная метра).

Видимый спектр света включает семь цветных полос, когда солнечные лучи преломляются через призму: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Первым человеком, открывшим что белый состоит из цветов радуги был Исаак Ньютон который в 1666 году направил солнечный луч через узкую щель и затем через призму на стену – получив все видимые цвета.

Видимый свет применение

За годы светотехническая промышленность стремительно развивала электрические и искусственные источники, которые копировали свойства солнечного излучения.

В 1960-х годов ученые придумали термин «полный спектр освещения» для описания источников, испускающих подобие полного естественного освещения, который включал ультрафиолетовый и видимый спектр необходимый для здоровья организма человека, животных и растений.

Искусственное освещение для дома или офиса подразумевает естественное освещение в непрерывном распределении спектральной мощности который представляет мощность источника в зависимости от длины волны с равномерным уровнем лучистой энергии связанный с и галогенновыми лампами.

Видимый свет — это часть электромагнитного излучения (ЭМ), как радиоволны, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновские лучи и микроволны. Как правило, видимый свет определяется как визуально определяемый для большинства человеческих глаз

ЭМ излучение передает волны или частицы на различных величинах волн и частотах. Такой широкий диапазон длин волн называется электромагнитным спектром .

Спектр, как правило, делится на семь диапазонов в порядке уменьшения длины волны и увеличения энергии и частоты. Общее обозначение представляет радиоволны, микроволны, инфракрасное (ИК), видимый свет, ультрафиолетовое (УФ), рентгеновские лучи и гамма-лучи.

Длина волны видимого света находится в диапазоне электромагнитного спектра между инфракрасным (ИК) и ультрафиолетовым (УФ).

Она имеет частоту от 4 × 10 14 до 8 × 10 14 циклов в секунду, или герц (Гц) и длина колебаний от 740 нанометров (нм) или 7,4 × 10 -5 см до 380 нм или 3,8 × 10 -5 см.

Что такое цвет

Пожалуй, наиболее важной характеристикой видимого света является пояснение что такое цвет . Цвет является неотъемлемым свойством и артефактом человеческого глаза. Как ни странно, но объекты «не имеют» цвета – он существует только в голове смотрящего. Наши глаза содержат специализированные клетки, образующие сетчатку глаза, которая действует как приемники, настроенные на длины волн в этой узкой полосе частот.

Излучение в нижней части видимого спектра, имеющей большую длину волны (около 740 нм) воспринимается как красный, в середине, как зеленый, и на верхнем конце спектра, с длиной волны около 380 нм, считается синий. Все остальные цвета, которые мы воспринимаем, являются смесью этих цветов.

Например, желтый цвет содержит красный и зеленый; голубой — смесь зеленого и синего, пурпурный — смесь красного и синего . Белый содержит все цвета в сочетании. Черный — это полное отсутствие видимого излучения.

Цвет и температура

Излучение энергии воспринимается как изменение цвета. Например, пламя паяльной лампы меняется от красноватого до синего и можно отрегулировать, чтобы жарче горела. Этот процесс превращения тепловой энергии в видимую энергию называется накаливание.

Лампа накаливания высвобождает часть своей тепловой энергии в виде фотонов. Около 800 градусов по Цельсию энергия, излучаемая объектом, достигает инфракрасного излучения. При увеличении температуры, энергия переходит в видимый спектр и у объекта появляется красноватое свечение. Когда объект становится жарче, цвет меняется до «белого каления» и в итоге превращается в синий.

Видимое излучение в астрономии

Видимый свет горячих объектов, таких как звезды, может быть использован для оценки их температуры.

Например, температура поверхности Солнца составляет примерно 5800 0 по Кельвину или 5527 0 по Цельсию.

Излучаемая энергия имеет пиковую длину колебаний около 550 нм, которые мы воспринимаем как видимый белый (или слегка желтоватый).

Если бы температура поверхности Солнца была прохладнее, около 3000 0 С, это бы выглядело как красноватый цвет, как звезда Бетельгейзе. Если бы это было жарче, около 12000 0 С, это будет выглядеть голубым, как звезда Ригель.

Звезда Бетельгейзе

Звезда Ригель

Астрономы также могут определить, какие объекты из чего состоят, так как каждый элемент поглощает свет в определенных длинах волн, называемых спектром поглощения. Зная спектры поглощения элементов, астрономы могут использовать спектроскопы для определения химического состава звезд, газопылевых облаков и других удаленных объектов.

В природе не существует цветов как таковых. Каждый оттенок, который мы видим, задает та или иная длина волны. образуется под воздействием самых длинных волн и представляет собой одну из двух граней видимого спектра.

О природе цвета

Возникновение того или иного цвета можно объяснить благодаря законам физики. Все цвета и оттенки являются результатами обработки мозгом информации, поступающей через глаза в форме световых волн различной длины. При отсутствии волн люди видят а при единовременном воздействии всего спектра - белый.

Цвета предметов определяются способностью их поверхностей поглощать волны определенной длины и отталкивать все остальные. Также имеет значение освещенность: чем ярче свет, тем интенсивнее отражаются волны, и тем ярче выглядит объект.

Люди способны различать более ста тысяч цветов. Любимые многими алые, бордовые и вишневые оттенки образуются самыми длинными волнами. Однако чтобы человеческий глаз мог увидеть красный цвет, не должна превышать 700 нанометров. За этим порогом начинается невидимый для людей инфракрасный спектр. Противоположная граница, отделяющая фиолетовые оттенки от ультрафиолетового спектра, находится на уровне около 400 нм.

Цветовой спектр

Спектр цветов как некоторая их совокупность, распределенная в порядке возрастания длины волны, был открыт Ньютоном в ходе проведения его знаменитых экспериментов с призмой. Именно он выделил 7 явно различимых цветов, а среди них - 3 основных. Красный цвет относится и к различимым, и к основным. Все оттенки, которые различают люди - это видимая область обширного электромагнитного спектра. Таким образом, цвет - это электромагнитная волна определенной длины, не короче 400, но не длиннее 700 нм.

Ньютон заметил, что пучки света разных цветов имели разные степени преломления. Если выражаться более корректно, то стекло преломляло их по-разному. Максимальной скорости прохождения лучей через вещество и, как следствие, наименьшей преломляемости способствовала наибольшая длина волны. Красный цвет является видимым отображением наименее преломляемых лучей.

Волны, образующие красный цвет

Электромагнитная волна характеризуется такими параметрами, как длина, частота и Под длиной волны (λ) принято понимать наименьшее расстояние между ее точками, которые колеблются в одинаковых фазах. Основные единицы измерения длины волн:

  • микрон (1/1000000 метра);
  • миллимикрон, или нанометр (1/1000 микрона);
  • ангстрем (1/10 миллимикрона).

Максимально возможная длина волны красного цвета равна 780 ммк (7800 ангстрем) при прохождении через вакуум. Минимальная длина волны этого спектра - 625 ммк (6250 ангстрем).

Другой существенный показатель - частота колебаний. Она взаимосвязана с длиной, поэтому волна может быть задана любой из этих величин. Частота волн красного цвета находится в пределах от 400 до 480 Гц. Энергия фотонов при этом образует диапазон от 1,68 до 1,98 эВ.

Температура красного цвета

Оттенки, которые человек подсознательно воспринимает как теплые либо холодные, с научной точки зрения, как правило, имеют противоположный температурный режим. Цвета, ассоциируемые с солнечным светом - красный, оранжевый, желтый - принято рассматривать как теплые, а противоположные им - как холодные.

Однако теория излучения доказывает обратное: у красных оттенков намного ниже, чем у синих. На деле это легко подтвердить: горячие молодые звезды имеют а угасающие - красный; металл при раскаливании сначала становится красным, затем желтым, а после - белым.

Согласно закону Вина, существует обратная взаимосвязь между степенью нагрева волны и ее длиной. Чем сильнее нагревается объект, тем большая мощность приходится на излучения из области коротких волн, и наоборот. Остается лишь вспомнить, где в видимом спектре существует наибольшая длина волны: красный цвет занимает позицию, контрастную синим тонам, и является наименее теплым.

Оттенки красного

В зависимости от конкретного значения, которое имеет длина волны, красный цвет приобретает различные оттенки: алый, малиновый, бордовый, кирпичный, вишневый и т. д.

Оттенок характеризуется 4 параметрами. Это такие, как:

  1. Тон - место, которое цвет занимает в спектре среди 7 видимых цветов. Длина электромагнитной волны задает именно тон.
  2. Яркость - определяется силой излучения энергии определенного цветового тона. Предельное снижение яркости приводит к тому, что человек увидит черный цвет. При постепенном повышении яркости появится за ним - бордовый, после - алый, а при максимальном повышении энергии - ярко-красный.
  3. Светлость - характеризует близость оттенка к белому. Белый цвет - это результат смешивания волн различных спектров. При последовательном наращивании этого эффекта красный цвет превратится в малиновый, после - в розовый, затем - в светло-розовый и, наконец, в белый.
  4. Насыщенность - определяет удаленность цвета от серого. Серый цвет по своей природе - это три основных цвета, смешанные в разных количествах при понижении яркости излучения света до 50%.

Свет и цвет. Волновая природа цвета

Все разнообразие окружающего мира мы видим благодаря свету и зрению. Свет излучают различные накаленные тела – солнце, нить элек­трической лампы, раскаленный ме­талл, газы, пламя керосиновой лам­пы, костер и т.д., которые называют первоисточниками света. Состав све­та, освещающего различные предме­ты, в значительной мере влияет на видимый человеком цвет этих пред­метов.

Под воздействием световых волн с колебаниями различной частоты у человека возникают различные све­товые и цветовые ощущения. Свет распространяется волнами опреде­ленной длины. Длина волны – это расстояние, на которое распростра­няется колебание за один период, т.е. за время, необходимое для одно­го полного колебания. Длина волны света обозначается греческой бук­вой X и измеряется в микрометрах (мкм).

Видимый спектр, т.е. диапазон волн, воспринимаемый человеком, ог­раничен волнами длиной приблизи­тельно 396 – 760 мкм. Некоторые ис­следователи считают, что глаз человека способен ощущать световые лучи в пределах 302 – 950 мкм, однако чувствительность глаза к крайним ви­димым лучам в сотни раз меньше, чем к световым лучам с длиной волны 396 – 760 мкм.

Прямой свет первоисточников (Солнца и т.д.) падает на окружающие предметы и объекты, при этом непро­зрачные предметы часть лучей погло­щают, а часть отражают. Цвет не­прозрачного предмета определяется светом, который от него отражается. У прозрачных предметов или имею­щих в своей структуре просветы или микропоры (например, ткани) часть лучей отражается, часть поглощается и часть пропускается. В результате все предметы и объекты сами становятся источником отраженного света, и до­вольно значительного, как, например, Луна, Земля, небесные тела и т.д.

Прямой свет определяет харак­терную окраску основного освещения объектов и предметов, их наиболее освещенные места, блики. Отраженный свет – второсте­пенный по силе источник света, определяет, во-первых, общую окраску теней и полутонов. Отраженный от предмета свет, в свою очередь, падает на со­седние предметы, вызывая рефлексы.

Цвет - это свойство тел вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого, или видимого излучения.

Цвета, входящие в солнечный спектр, и соответствующая им длина световых волн следующие (в ммк):

Фиолетовый 400 – 430 Синий 430 – 470
Голубой 470 – 500 Зеленый 500 – 535
Желтый 535 – 595 Оранжевый 595 – 620
Красный 620 – 700

Глаз человека воспринимает лучистую энергию как видимый цвет с длиной волн 400 – 760 нанометров.

Единицей измерения длины волны оптической области спектра излучений является нанометр (нм); 1 нм = 1 х 10 -3 мк (микрон) = 1 х 10 -6 мм (миллиметров).

Цветовой спектр

Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого сол­нечного света. Если на пути солнеч­ного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо бело­го светового луча появится цветная полоса из различных цветов , называ­емая спектром .

Рисунок 3 – Разделение белого светового луча на цвета спектра

Рисунок 4 – Преломление светового луча через призму

Цвета в спектре рас­полагаются в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеле­ный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет постепенно, без резких границ, посредством множества про­межуточных цветов переходит в дру­гой цвет. Те же чистые, яркие, спект­ральные цвета можно увидеть в радуге. Цвета радуги - это спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Рисунок 5 – Расположение цветов в радуге

Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона – цветовой круг, составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Это расположение цветов –КОЖЗГСФ - легко запомнить по фразе – КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН.

Цвета, отличающиеся различной цветностью (красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фио­летовые) называют хроматическими.

В спектре нет белых, серых цветов, а также черного цвета. Эти цвета, от­сутствующие в спектре, можно отли­чить лишь по светлоте. Группубелых, серых ичерных цветовназывают ахро­матическими (бесцветными).

Если же два крайних цвета спектра – красный и фиолетовый смешать между собой, то полу­чится новый промежуточный цвет пурпур­ный. Добавив пурпурный цвет к спектральным, можно спектр замкнуть в кольцо – цветовой круг, то есть расположить все спектральные и пурпурный цвет по окружности.

В результате мы имеем восемь цветов, считающихся в практике наиболее важны­ми: это желтый, оранжевый, красный, пур­пурный, фиолетовый, синий, голубой и зе­леный. Цветовые круги могут быть различны­ми по количеству содержащихся в них цве­тов, например: восемь, двенадцать, шестнадцать,

Рисунок 6 – Цветовой круг (8 цветов)

двад­цать четыре и т. д. (наш глаз в состоянии раз­личить более 150 оттенков цветов). Однако последовательность цветов в любом цвето­вом круге, как и в спектре, сохраняется одна и та же с той же последовательностью цве­тов, как в спектре.

Хроматические цвета отличаются друг от друга по трем признакам: цве­товому тону, насыщенности и светлоте.

Свет и цвет. Природа цвета и его физические основы

Ежедневно человек сталкивается с множеством факторов внешней среды, воздействующих на него. Одним из таких факторов, оказывающих сильное влияние, является цвет. Известно, что цвет может быть виден человеком лишь при свете, в темноте мы не видим никаких цветов. Световые волны воспринимаются человеческим глазом. Мы видим предметы потому, что они отражают свет и потому, что наш глаз способен воспринять эти отраженные лучи. Лучи солнечного или электрического света – световые волны в зрительном аппарате человека преобразуется в ощущение. Это преобразование происходит в три этапа: физический , физиологический , психологический .

Физический – излучение света; физиологический – воздействие цвета на глаз и преобразование его в нервные импульсы, идущие в мозг человека; психологический – восприятие цвета.

Физический этап формирования зрительного восприятия заключается в преобразовании энергии видимого излучения различными средами в энергию измененного потока излучения и изучается физикой.

Видимое излучение называют светом. Свет – видимая часть электромагнитного спектра, это частный случай электромагнитного излучения . Физики шутят, что свет – самое темное место в физике. Свет имеет двойственную природу: при распространении он ведет себя как волна, а при поглощении и излучении – как поток частиц. Итак, свет принадлежит пространству, а цвет – предмету. Цвет – это ощущение, которое возникает в органе зрения человека при воздействии на него света .

В цветоведении принято рассматривать свет как электромагнитное волновое движение. В области видимого излучения каждой длине волны соответствует ощущение какого-либо цвета.

В спектре белого солнечного света различают семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Глаз среднего наблюдателя способен различить в спектре белого света около 120 цветов. Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического излучения на три зоны:

Длинноволновую – от красного до оранжевого;

Средневолновую – от оранжевого до голубого;

Коротковолновую – от голубого до фиолетового.

Это деление оправдывается качественными различиями между цветами, входящими в различные области спектра. Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны (таблица 1), т.е. он может быть точно задан длиной волны или частотой колебаний. Самые короткие волны – фиолетовые, самые длинные – красные. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн зрительным аппаратом человека.

Глаз способен воспринимать волны длиной от 400 до 700 нанометров (нанометр – одна миллиардная метра, единица измерения длины световых волн).

Таблица 1. Соответствие диапазонов длин волн ощущениям цветов

С двух сторон от видимой части спектра находятся ультрафиолетовые и инфракрасные области, которые не воспринимаются человеческим глазом, но могут улавливаться специальным оборудованием (таблица 2). С помощью инфракрасного излучения работают камеры ночного видения, а ультрафиолетовое излучение хоть и невидимо человеческому глазу, но может нанести зрению значительный вред. Скорость распространения всех видов волн электромагнитных колебаний равна приближенно 300 000 км/с.

Таблица 2. Разновидности электромагнитных излучений

Световые волны попадают на сетчатку глаза, где воспринимаются светочувствительными рецепторами, передающими сигналы в мозг, и уже там складывается ощущение цвета. Это ощущение зависит от длины волн и интенсивности излучения. А все предметы, которые нас окружают, могут или излучать свет (цвет), или отражать или пропускать падающий на них свет частично или полностью.

Например, если трава зеленая, это значит, что из всего диапазона волн она отражает в основном волны зеленой части спектра, а остальные поглощает. Когда мы говорим «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что она поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создается при ее освещении . Таким образом, красная чашка отражает в основном волны красной части спектра. Если мы говорим, что какой-либо объект имеет какой-либо цвет, это значит, что на самом деле этот объект (или его поверхность) имеет свойство отражать волны определенной длины, и отраженный свет воспринимается как цвет предмета. Если предмет полностью задерживает падающий свет, он будет казаться нам черным, а если отражает все падающие лучи – белым. Правда, последнее утверждение будет верным лишь в том случае, если свет будет белым, неокрашенным. Если же свет приобретает какой-либо оттенок, то и отражающая поверхность будет иметь такой же оттенок. Это можно наблюдать на закате солнца, которое окрашивает все вокруг багряными тонами, или в сумеречный зимний вечер, когда снег кажется синим. Эксперимент с использованием окрашенного цвета довольно любопытно описывает И. Иттен в своей книге «Искусство цвета» .

Каким образом зрительный аппарат распознает эти волны, до настоящего времени еще полностью не известно. Мы знаем только то, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.

В данном контексте логично было бы напомнить еще одно определение цвета. Цвет – это различное число колебаний световых волн данного источника света, воспринимаемых нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми .

Ощущение цвета создается при условии преобладания в цвете волн определенной длины. Но если интенсивность всех волн одинаковая, то цвет воспринимается как белый или серый. Не излучающий волн предмет воспринимается как черный. В связи с этим все зрительные ощущения цвета разделяются на две группы: хроматические и ахроматические.

Ахроматическими называют белый, черный цвета и все серые цвета . В их спектр входят лучи всех длин волн в равной степени. Если же возникает преобладание какой-то одной длины волны, то такой цвет становится хроматическим. К хроматическим цветам относятся все спектральные и другие природные цвета .



2.2. Основные характеристики цвета

Для однозначности определения (спецификации) цвета часто используется система психофизических характеристик. К ним относятся следующие характеристики:

Цветовой тон,

Светлота;

Насыщенность.

Цветовой тон – качество цвета, позволяющее дать ему название (например, красный, синий и т.д.) . Интересно, что нетренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов, а развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Светлота – это степень отличия данного цвета от черного . В спектральных цветах самым светлым является желтый цвет, самым темным – фиолетовый. В пределах одного цветового тона степень светлоты зависит от применения белого. Светлота – степень, присущая как хроматическим, так и ахроматическим цветам . Оттенки одного цвета различной светлоты называют монохромными.

Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Так, если чистый спектральный цвет, например красный, принять за 100%, то при смешении 70% красного и 30% белого насыщенность полученной смеси будет равна 70%. От насыщенности зависит степень восприятия цвета.

Наиболее насыщены цвета спектра, причем самый насыщенный из них фиолетовый, а менее всего насыщен желтый.

Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности.

Натренированный человеческий глаз может различить около 25 оттенков цвета по насыщенности, от 65 оттенков – по светлоте при высокой освещенности и до 20 – при пониженной.

Собственные и несобственные качества цвета. Цвет, тон, светлота, насыщенность называют собственнымикачествами цвета. Собственные качества – это те качества, которые ему объективно присущи.

Несобственные качества цветам объективно не присущи, а возникают вследствие эмоциональной реакции при их восприятии . Мы говорим, что цвета бывают теплые и холодные, легкие и тяжелые, глухие и звонкие, выступающие и отступающие, мягкие и жесткие. Эти характеристики важны для художника, так как посредством их усиливается выразительность и эмоциональный настрой произведения .

Изменение объемности изображения зависит от насыщенности цвета (рис. 1) Активно насыщенные цвета делают изображение более объемным, нежели цвета слабо насыщенные или затемненные. Разбел и затемнение не только снижают активность цвета, но и ослабляют цветовые контрасты между пятнами. Монохромное изображение, так же как и насыщенное, способно активно передать объем, приближенный к ахроматическому варианту .

Рис. 1. Изменение объемности изображения в зависимости от насыщенности цвета:

а – оптимально насыщенные цвета; б – слабонасыщенные (высветленные) цвета; в – ахроматический вариант; г – слабонасыщенные (затемненные) цвета; д – монохромное изображение объекта, рельефность, объем и эмоциональный настрой композиции. При использовании слабонасыщенных цветов (высветленных или затемненных) объем будет чувствоваться меньше, чем при использовании насыщенных.