Расул гамзатов мудрые высказывания. Расул гамзатов, цитаты

Мстислав Валерианович Добужинский - своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги. Добужинский принадлежал к "Миру искусства". Он считал, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.

Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров "Мира искусства" искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в прошлом, или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.

Петербург стал главным героем большинства его лучших произведений. Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному "граду Петра", разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга - города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного, - фрагментами входят в картины Добужинского.

От пейзажей, изображающих конкретные уголки города, художник приходит в конце 1910-х годов к листам отвлеченно символическим: "Город- спрут", "Безмолвие", создает цикл "Городские сны".

Романтическая символика урбанистических видений Добужинского сродни поэзии его современников - Брюсова, Блока. Романтичен и изобразительный язык произведений Добужинского. Прирожденный график, он пользуется острой, иногда гротескной выразительностью линии, мастерски оттачивает деталь. В рисунках, особенно для книг, обращается к филигранному арабеску и изысканному силуэту.

Заветная страница в истории культуры для Добужинского был стиль и уклад России 30-х - 40-х годов 19-го века - России гоголевской поры.

Добужинский увлеченно работал над созданием декораций для спектаклей: "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Николай Старыгин" по Достоевскому. Самое лиричное создание Добужинского - "Белые ночи". Духовная жизнь героев Достоевского, да и само их существование в книге Добужинского, кажется порождением призрачно-хрупкого, щемяще-неверного мерцания ночного света, претворяющего чеканную оду дневного державного Петербурга в робкую напевную поэзию чистых душ.

Первые послереволюционные годы Добужинский плодотворно работает в области книжной иллюстрации, оформляет "Свинопас" Андерсона, "Тупейный художник" Лескова, "Скупой рыцарь" Пушкина.

В 1924 году Добужинский уезжает в Литву. Затем долгие годы живет в Европе, Америке. В 1943 году пишет декорации к балету на сюжет Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича и либретто к нему. Создает акварельные листы на тот же сюжет. Герой этих листов - город на Неве, навсегда вошедший в творчество художника.

Умер Добужинский в Нью-Йорке почти восьмидесяти лет.

    - (1875 1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако,… … Лермонтовская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1885 87) и в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения Мир искусства. В дореволюционный период работал главным образом в… … Художественная энциклопедия

    ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович - (1875 1957) российский график и театральный художник. Член Мира искусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к Белым ночам Ф. М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных работах… … Большой Энциклопедический словарь

    Добужинский Мстислав Валерианович - Добужинский, Мстислав Валерианович известный живописец и рисовальщик. Родился в 1875 г. Много работал в Мюнхене, обучаясь живописи. В 1901 г. выставил в Мире искусства офорт Крыши. Его изображения старого Петербурга, виньетки и рисунки обратили… … Биографический словарь

    Добужинский Мстислав Валерианович - , русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885‒87), в Мюнхене (1899‒1901) ‒ в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения «Мир искусства». В начале … Большая советская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), российский график, живописец и театральный художник. Член «Мира искусства». С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах,… … Энциклопедический словарь

    Добужинский, Мстислав Валерианович - Род. 2 (14) августа 1875 г., в Новгороде, ум. 20 ноября 1957 г., в Нью Йорке. Художник график, иллюстратор и театральный художник. Ученик А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, участник объединения "Мир искусства". Графика: "Петр Великий в… … Большая биографическая энциклопедия

    Мстислав Валерианович Добужинский - Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

    Добужинский, Мстислав - Мстислав Валерианович Добужинский Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

Книги

  • Мстислав Добужинский: Живопись. Графика. Театр , . Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) вошел в историю русского искусства как выдающийся график, мастер красивой и выразительной линии, тонкий и умный иллюстратор и оформитель книги,… Купить за 1100 руб
  • Бармалей , К. Чуковский. Художник этой книги Мстислав Валерианович Добужинский - один из представителей русской книжной графики начала XX века.- Для детей он начал работать еще в середине 1900-х годов, но особенно…

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович (1875-1957) – живописец, график, театральный художник, критик, мемуарист, участник творческого объединения «Мир искусства».

«Мстислав Добужинский родился 15 августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». В последних классах вильнюсской гимназии и затем в студенческие годы он каждое лето навещает мать, поселившуюся на своем хуторе в тургеневских местах в Кирсановском уезде. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника.
В 1885-1887 гг. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов, известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Затем переходит к другому учителю – венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию, и там ученики писали этюды на пленэре. Таким образом, Добужинский сумел наработать опыт в двух противоположных по своему подходу к искусству мюнхенских мастерских. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский. В 1902 г. он сблизился с художниками «Мира искусства», разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, «полного горькой поэзии и тайны», в создании которого он сам принимал непосредственное участие. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города… Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало… За парадный Санкт-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков».
С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е.Н. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. «У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и «По звездам Вячеслава Иванова».
История русской книжной графики не представима без Добужинского. Его иллюстрации, обложки, книжные марки, заставки и прочее украшают множество изданий той поры. Они встречаются в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», в альманахах «Шиповник» и «Подорожник», сборниках стихов Блока, Верховского, Крандиевской, Чулкова, Георгия Иванова, Мандельштама, Цветаевой, в книге Волошина «Лики творчества», М. Кузмина «Вторник Мэри» и «Нездешние вечера», в романе Сологуба «Мелкий бес» и его же «Политических сказочках», в книге для детей Ремизова «Морщинка», в книге В.А. Верещагина «Русская карикатура». Одним из значительных его достижений как художника-графика остались иллюстрации к «Бедной Лизе» Карамзина. Сам Добужинский называл в числе самых удачных своих работ той поры нарисованную им обложку к роману Ремизова «Пруд». Уже с богатым опытом театрального художника в театре Комиссаржевской и в МХТ он начинает в 1914 г. работать для балета. С.П. Дягилев вызвал его в Париж для исполнения декораций. Делал он также эскизы к костюмам в дягилевских балетах и был одним из тех, кто внес вклад в блистательный «русский сезон» в Париже перед началом мировой войны.
Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик». Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.
Эмигрировал Добужинский в 1924 г. в Каунас. Вскоре переехал в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь Зарубежья. Точности ради следует упомянуть, что книги, оформленные Добужинским, выходили еще в начале 1920-х гг. в Берлине, когда немецкая столица на несколько лет фактически стала столицей Русского зарубежья и крупнейшим центром русского книгопечатания. В известном издательстве Зиновия Гржебина еще до эмиграции художника вышла книга Ганса Христиана Андерсена с рисунками Добужинского. В этих иллюстрациях сказалась давняя любовь мастера книжной графики к детской книге. В 1922 г. в Берлине выходит монография С. Маковского «М.В. Добужинский», а в следующем году в «Балтийском альманахе» (Каунас) была напечатана статья другого крупного искусствоведа – Эриха Голлербаха, – посвященная 25-летию творческой деятельности Добужинского, вскоре вышла его же книга «Рисунки М. Добужинского».
Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925-1929 гг.). Редакция придавала особое значение оформлению своего издания и стремилась представить журнал как орган русского творческого слова, искусства и художественной старины. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.
В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «совершенно романтическим чувством». Он – поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу, изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Мстислава Храброго.
Живя в эмиграции в Прибалтике, Добужинский становится членом парижского Общества русской книги. Участвует в основанном в Париже и сразу ставшем популярным журнале «Сатирикон». На его страницах появляется серия «Старая Москва в рисунках М.В. Добужинского». Наездами он бывает в Париже, а в 1935 г. переезжает в Лондон. Иллюстрировал выходившие за рубежом русские книги. В 1937 г. Зарубежье широко отмечало столетие со дня смерти Пушкина. В эмигрантском «Петрополисе» вышло юбилейное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Добужинского. В пору Серебряного века он был одним из тех талантливых людей, чье творчество способствовало культурному возрождению в России. Так же и в эмиграции он был в числе тех, кто «помог наладить культурную жизнь Русского Зарубежья, участвуя в его культурных мероприятиях… и продолжил на чужбине традиции своего культурного наследия».
В 1939 г. Добужинский переехал в США. В эмиграции он много работал как театральный художник. Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г., и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г.), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г.), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Живя в Нью-Йорке, а летом в Нью-Джерси у моря или в пригороде Нью-Йорка – на Лонг Айленде (г. Си Клиф), писал пейзажи. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В тот же период начал работать над историей театральной живописи и собрал сведения более чем о 200 русских театральных художниках. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях - «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время.
В эмиграции Добужинский воспринимался как художник, вышедший из самой сердцевины Серебряного века, из эпохи, которую он сам ценил исключительно высоко и о которой писал года за полтора до своей смерти: «Время между двумя революциями (1905-1917) представляет небывалый по продуктивности подъем нашей художественной жизни во всех ее областях – в живописи, поэзии, в театре, издательском деле и т.д. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы».
В 1950-е гг. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе». В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг., и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы, и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался в доме младшего сына. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.» Вадим Крейд ©

Работы Мстислава Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк)...
Работы художника неоднократно продавались на ведущих мировых аукционах: Sotheby"s, Christie"s, MacDougall"s...

В. Добужинский - русский график, театральный художник, мемуарист.

Детство. Юность

Добужинский родился 2.08.1875 в Новгороде. Его отец был военным, служил преподавателем петербургского Михайловского артиллерийского училища, в отставку вышел генерал-майором. Мать была артисткой, певицей. Родители разошлись, едва родился Мстислав. Мать уехала, а отец взялся за воспитание и образование сына. Оба родителя очень любили мальчика, так что ему пришлось в детстве поочередно жить то у отца, то у матери. Проживая с отцом в Кишиневе, Мстислав поступил в гимназию, а закончил гимназический курс в Вильне.

Способности и тяга к рисованию обосновали его поступление в Императорскую школу общества поощрения художеств (Петербург), где он проучился с 1885 по 1887г. Художественному мастерству Добужинский учился у словенского живописца Антона Ажбе и у венгерского художника Шимона Холлоши в течение 1899 - 1901 годов в Мюнхене.

Профессиональный художник

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Гримасы города" фото

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Добужинский был в числе первых поклонников таланта литовского живописца и композитора Микалоюса Чюрлёниса, которого долгое время критики обходили вниманием. Глубокое понимание символического искусства Чюрлёниса, его фантастического мира мечты, сказочных видений свидетельствует о тонком чутье Добужинского в сфере художественного творчества.

В 1919 г. он получил назначение на пост директора художественного училища в Витебске. Когда был создан театр БДТ, на первых порах спектакли там оформлял Мстислав Добужинский. Кроме того, он много занимался преподавательской деятельностью, работая в штате частных художественных школ Петербурга. В 1922 г. стал профессором Петроградской .

Литовское гражданство

Русский и литовский поэт-символист Юргис Балтрушайтис, будучи полномочным представителем Литвы в Советском Союзе, помог Добужинскому принять литовское гражданство и покинуть СССР. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 - 29 годах - в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Каунас). Параллельно преподавал в одной из частных художественных школ, писал искусствоведческие статьи для литовских изданий. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию.

В Европе и США

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Старый домик" фото

Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства - создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20.11.1957.

Обзор творчества

Добужинский кртина "Окно в парикмахерской" фото

Начало творческого пути Добужинского сопровождалось влиянием югендстиля (это немецкое название стиля «модерн»), а также известных художников «серебряного века» (Бенуа, Сомов). Его причисляли к декадентам. Стиль его работ был близок к символизму. Много внимания Добужинский уделял в своем раннем творчестве городскому пейзажу. По его признанию, любимый Петербург привлекал его как художника не столько общепризнанными красотами, сколько деталями «изнанки» - закоулками, дворами, неказистыми местечками.

Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». В них художник изобразил жизнь и нравы города: безвкусица, цинизм, пошлость, продажность, где вперемешку соседствуют трагическое и комическое. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Рядом - равнодушные прохожие, бедный шарманщик со своей обезьянкой, какая-то нелепая афиша, зазывающая горожан, кафешантан, глухие и мрачные здания, в которых обитают несчастливые люди. Таким видел Добужинский современный ему Петербург.

Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие.

А в книжной графике можно назвать его замечательные иллюстрации к повести «Барышня-крестьянка» Пушкина, к сказке «Свинопас» Андерсена, к повести «Белые ночи», к сказке «Три толстяка» и к множеству других произведений.