Сборник басен. Овцы и Собаки

очень актуальны

В баснях поэты применяют особый язык аллегорий, иносказаний. Ещё его называют эзоповский. От имени древнегреческого философа Эзопа, родоначальника притч и басен в мировой литературе. В русской литературе таковым стал баснописец Иван Крылов.

Многие его произведения отмечены в числе «переводов или подражаний». Так, например, сюжет Ивана Андреевича «Скупой и Курица», восходит к басне Лафонтена «Курица с золотыми яйцами». А он в свою очередь перекликается с сюжетом притчи Эзопа «Вдова и курица».

Свой поступок заимствования сюжета «Скупой и курица» Крылов объясняет просто:

"Скупой теряет все, желая все достать.

Чтоб долго мне примеров не искать,

Хоть есть и много их, я в том уверен;

Да рыться лень: так я намерен

Вам басню старую сказать. "

Прошли века, тысячелетия. Переведены притчи-басни Эзопа с греческого на французский, на русский языки, а мудрость его притч не стирает ни время, ни языковые барьеры переводов. А вот сам язык изменяется со временем довольно значительно. Многие слова становятся архаичными и малопонятными, обороты речи превращаются из гибкой живой структуры в неуклюжие, неповоротливые словосочетания.

Это понял я, перечитав полное собрание басен Крылова из серии «КС» - «Классики и современники». Некоторые строфы малоизвестны, другие - «Стыдливый игрок», «Судьба игрока», «Павлин и соловей» были напечатаны Иваном Андреевичем анонимно в журнале «Утренние часы» ещё в XVIII веке, в 17888 году. При жизни баснописца они больше не перепечатывались. Теперь в XXI веке некоторые вещи классика Крылова современникам читать трудновато. И мне показалось, чтобы наследие великого русского баснописца не пропало втуне, его очередной раз следует перевести.

Но как? Лафонтену и Крылову было проще - они переводили с иностранного на свой родной язык. Если я вдруг осмелюсь сделать это - то мне придется переводить с русского языка на русский. Нелепость, глупость, несуразная. Но, подумав, решил, что переводить я буду с русского языка восемнадцатого века на русский язык века двадцать первого. Вот тут есть своя логика и целесообразность.

А как же с уважением? На творчество великого русского литератора замахнуться - нахальство необыкновенное. Ведь Крылов для многих поколений был почти обожествлен, любим. На этот вопрос опять же за меня ответил мудрый дедушка Крылов:

"Чтобы про бога всё узнать

Наверно богом нужно стать

А чтоб любить и чтить Его

Довольно сердца одного . "

Я всем сердцем люблю и чту Ивана Андреевича. Поэтому и предлагаю вам, дорогие земляки, свои скромные попытки перевода с русского языка XVIII века на язык XXI века. О необходимости такой попытки вы поймете, сравнив текст басни «Подагра и Паук» Ивана Крылова и мой перевод. Далее тексты Ивана Андреевича печатать нет надобности, их можно взять и прочитать в любой библиотеке. Мною будут опубликованы только переводы. Названия их остались классическими, без изменения. После моей попытки кто-нибудь ещё захочет сделать изложение, у него получится и лучше.

Иван Андреевич Крылов

Перевод Владимира Крайнева

"Подагра и Паук"

Подагру с пауком ад на свет родил:

Слух этот Лафонтен по свету распустил.

Не стану я за ним вывешивать и мерить,

Насколько правды тут, и как, и почему;

Притом же, кажется, ему,

Зажмурясь, в баснях можно верить.

И, стало, нет сомненья в том,

Что адом рождены Подагра с Пауком.

Как выросли они и подоспело время

Пристроить деток к должностям

(Для доброго отца большие дети - бремя,

Пока они не по местам!),

То, отпуская в мир их к нам,

Сказал родитель им: «Подите

Вы, детушки, на свет и землю разделите!

Надежда в вас большая есть,

Что оба вы мою поддержите там честь,

И оба людям вы равно надоедите.

Смотрите же: отселе наперед,

Кто что из вас в удел себе возьмет -

Вон, видите ль вы пышные чертога?

А там вон хижины убоги?

В одних простор, довольство, красота;

В других и теснота.

И труд, и нищета».

«Мне хижин ни за что не надо», -

Сказал Паук. «А мне не надобно палат, - Подагра говорит. - Пусть в них живет мой брат.

В деревне, от аптек подале, жить я рада;

А то меня там станут доктора

Гонять из каждого богатого двора».

Так смолвясь, брат с сестрой пошли, явились в мире.

В великолепнейшей квартире

Паук владение себе отмежевал:

По штофам пышным, расцвеченным

И по карнизам золоченым

Он паутину разостлал

И мух бы вдоволь нахватал;

Но к рассвету едва с работою убрался,

Пришел и щеткою все смёл слуга долой.

Паук мой терпелив: он к печке перебрался,

Оттоле паука метлой

Туда, сюда паук, бедняжка мой!

Но где основу ни натянет,

Иль щетка, иль крыло везде его достанет

И всю работу изорвет,

А с нею и его частехонько сметет.

Паук в отчаянье, и за город идет

Увидеться с сестрицей.

«Чай, в селах, - говорит, - живет она царицей».

Пришел - а бедная сестра у мужика

Несчастней всякого на свете Паука:

Хозяин с ней и сено косит,

И рубит с ней дрова, и воду с нею носит.

Примета у простых людей,

Что чем подагру мучишь боле,

Тем ты скорей

Избавишься от ней.

«Нет, братец, - говорит она, - не жизнь мне в поле!»

А брат

Тому и рад;

Он тут же с ней уделом обменялся:

Вполз в избу к мужику, с товаром разобрался

И, не боясь ни щнтки, ни метлы,

Заткал и потолок, и стены, и угды.

Подагра же, - тотчас в дорогу,

Простился с селом;

В столицу прибыла и в самый пышный дом

К Превосходительству селому села в ногу.

Подагре рай! Пошло житье у старика:

Не сходит с ним она долой с пуховика.

С тех пор с сестрою брат уж боле не видался;

Всяк при своем у них остался,

Доволен участью равно:

Паук по хижинам пустился непрятным,

Подагра же пошла по богачам и знатным;

И - оба делают умно.

Мы все уйдем когда-то в мир иной

Кто в трезвой памяти, а кто, впадая в детство.

Отец до смерти стал делить наследство.

Ведь каждый должен сделать выбор свой:

«В дворцах моих богатство, красота

А в хатах теснота и нищета».

Мне даром хижину не надо, - сказал Паук, - Подагра ж будет рада.

В деревне нет аптек и нет палат.

Согласна я, пускай живет в них брат.

Паук тенета натянул в чертоге

Всю ночь трудился…

Утром, что в итоге?

Слуга пришел и паутинку смёл

Паук свалился с потолка на пол

И радуясь, что не задет метлой

Помчался он, чтоб встретиться с сестрой.

Бежит и от испуга ему мнится,

Что на селе она живет царицей.

А бедная сестра у мужика

Ещё несчастней брата Паука.

Мужик с Подагрой сено косит,

Везет дрова и воду носит:

Ведь есть примета у простых людей,

Болезнь пройдет в движении скорей.

Сестра опять согласна с братцем

Без уговоров местом поменяться

Паук пополз по хатам неопрятным

Подагра к богачам в хоромах знатных

И участью своей довольны оба

Исчез их страх, и испарилась злоб а.

"Стыдливый игрок"

Крылов И.А. Басни /И.А. Крылов; примеч. Н.Л. Степанова; худож. В.Чижов. - М.,1983. - С.271

Хоть говорят, что бедность не порок

Но безрассудный наш игрок

Свое богатство все на кон поставил

Да только выиграть не смог

И без штанов и без сапог

Без денег игрока крупье оставил

И вдруг от батюшки посол

Убитый горем брат пришел:

Отец наш умирает

И, покидая этот мир,

Махнув на карты и трактир,

Простить тебя желает».

Сказал игрок:

Прийти бы смог

Сюда, ведь не обидно

А мне без шляпы и сапог

На люди выйти стыдно.

"Мот и ласточка"

Крылов И.А. Басни /И.А. Крылов; примеч. Н.Л. Степанова; худож. В.Чижов. - М.,1983. - С.200

Транжира, получив наследство,

Недолго пожил не по средствам

Сумел за год наследство промотать

Остался с шубою одною

И только потому, что холодно зимою

И ему не в чем было бы гулять

Вдруг ласточка летит, о Боже мой!

Уже запахло в воздухе весной

Зачем же кутаться мне в шубу, -

Воскликнул мот, продам её и вновь с деньгами буду

А вечером опять трещат морозы

И выжимают у бедняги слезы

Протер их мот и видит на снегу

Ту ласточку, замерзшую в пургу.

Проклятая! Убила ты меня.

Ведь шубу я продал из-за тебя.

Слова у мота гневны и грустны

Да ласточка одна не делает весны.

"Лещи"

Крылов И.А. Басни /И.А. Крылов; примеч. Н.Л. Степанова; худож. В.Чижов. - М.,1983. - С.251

Объелся барин кислых щей

И чтоб отведать свежую ушицу

Решил боярин развести лещей

В пруду с холодной, ключевой водицей.

Когда лещей веселый хоровод,

Образовался целый флот

Решил боярин расспросить народ

Послал к соседу своих слуг

Запустим в пруд зубастых щук?

Ты друг мне иль не друг?

Соседи к барину идут:

«Как это понимать?»

Когда лещей в пруду сожрут -

Ухинам не хлебать

«Молчать», - боярин заорал, -

Перечить мне не смей.

Откуда, плут, ты это взял,

Что я люблю лещей?»

"Кукушка и Орел"

Крылов И.А. Басни /И.А. Крылов; примеч. Н.Л. Степанова; худож. В.Чижов. - М.,1983. - С.236

Орел кукушечку назначил Соловьем

И вот кукушка в этом чине

Устроилась удобно на осине.

Решила песню спеть с Орлом вдвоем.

Как только грозный клекот раздавался,

Дрожали птицы в страхе на суку

А над дуэтом весь народ смеялся:

«Прекрасный шлягер, модное ку-ку!».

Кукушка жалобу направила свою

Орлу: «Не надо мной, а над тобой смеются.

Пусть ястребы с народом разберутся.

Ведь я на службе Соловьем пою».

Орел ответил: «Наши трели

Давно народу надоели,

А задарма кормить подкидышей твоих

Уж не желает ни один из них.

На должность Соловья тебе пролезть помог

А сделать Соловьем умеет только Бог.

"Конь и всадник"

Крылов И.А. Басни /И.А. Крылов; примеч. Н.Л. Степанова; худож. В.Чижов. - М.,1983. - С.125

«Мой конь послушен», -заявил Жокей.

И ипподром в восторге захлебнулся:

«Никак Жокею разумвозвернулся?

Весь мир благодарит тебя, о`кей.

Коняга твой уж выбился из сил

Верни емуда побыстрей своду».

Жокей поводья тут и отпустил

А конь тотчас чуть-чуть прибавил ходу.

Вскипела кровь, и загорелся взор

И мчится он уже во весь опор

Жокей ногами сжал бока слегка

Но конь вперед рванулся

Он на земь сбросил Седока,

А сам перевернулся.

Как не заманчива свобода

Она для нашего народа

Всегда губительна была

Умей свободойуправлять страна.

"Крестьяне и Река"

Крылов И.А. Басни /И.А. Крылов; примеч. Н.Л. Степанова; худож. В.Чижов. - М.,1983. - С.12

Крестьянам стороны лесной

Тревожно каждою весной

Их половодье часто разоряет

Бурлят ручьи и ручейки

Всех оставляет без муки

Всё из амбаров и полей смывают.

Но эти речки ручейки

На службе у большой Реки

Она об их разбое и не знает.

Пошли к Реке, она несет

Добра их целый пароход

И на волнах его своих слегка качает.

Сказал крестьянин: «Братцы, право

На младших здесь мы не найдем управу

Не стоит время тратить нам

Они со старшими все делят пополам.

"Лиса и Сурок"

Крылов И.А. Басни /И.А. Крылов; примеч. Н.Л. Степанова; худож. В.Чижов. - М.,1983. - С.5

Судью Лису уволили за взятки.

Лиса в курятнике? Да это сущий вздор!

Хотя у кур все яйца гладки

Но что первично - спорят до сих пор.

«Кума, тебе не намотали срок?

Благодаря лишь мне», - сказал Сурок.

Твои друзья воруют помаленьку

То домик выстроят, то купят деревеньку.

«Ты думаешь и я причастна к их греху?

Подумай, вспомни хорошенько.

Уймись, - видал ведь я частенько,

Что рыльце у тебя в пуху».

"Скупой и курица"

Крылов И.А. Басни /И.А. Крылов; примеч. Н.Л. Степанова; худож. В.Чижов. - М.,1983. - С.170

Бывает, что скупой не просто скуп,

Он беспредельно, баснословно глуп.

Нам по копейке денег накопил

И золотую курицу купил.

Несла она яички непростые

У них скорлупки были золотые.

Доходам небольшим скупой был рад,

Но кто-то слух пустил, что в квочке спрятан клад

Он курочку зарезал не спеша,

Но не нашел и медного гроша.

Алкид, Алкмены сын,

Столь славный мужеством и силою чудесной,

Однажды проходя меж скал и меж стремнин

Опасною стезей и тесной,

Увидел на пути свернувшись, будто ёж

Лежит, чуть видное, не знает, что такое.

Он раздавить его хотел пятой. И что ж?

Оно раздулося и стало боле вдвое.

От гневу вспыхнув, тут Алкид

Тяжелой палицей своей его разит.

Кто самолюбием чрез меру поражен,

Тот мил себе и в том, чем он другим смешон;

И часто тем ему случается хвалиться,

Чего бы должен он стыдиться.

С Осленком встретясь, Апеллес

Зовет к себе Осленка в гости;

В Осленке заиграли кости!

Осленок хвастовством весь душит лес

Был в древности народ, к стыду земных племен,

Который до того в сердцах ожесточился,

Что противу богов вооружился.

Мятежные толпы, за тысячью знамен,

Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле.

Зачинщики, из удалых голов,

Чтобы поджечь в народе буйства боле,

Кричат, что суд небес и строг и бестолков;

Что боги или спят, иль правят безрассудно;

Что проучить пора их без чинов;

Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно

У Льва служила Белка.

Не знаю, как и чем; но дело только в том,

Что служба Белкина угодна перед Львом;

А угодить на Льва, конечно, не безделка.

За то обещан ей орехов целый воз.

Обещан - между тем все время улетает;

А Белочка моя нередко голодает

И скалит перед Львом зубки свои сквозь слез.

Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают

Ее подружки в вышине:

Она лишь глазками моргает, а оне

Орешки знай себе щелкают да щелкают.

Приятель своего приятеля просил,

Чтоб Бочкою его дни на три он ссудил.

Услуга в дружбе - вещь святая!

Вот, если б дело шло о деньгах, речь иная:

Тут дружба в сторону, и можно б отказать, -

А Бочки для чего не дать?

Как возвратилася она, тогда опять

Возить в ней стали воду.

Произведения разбиты на страницы

Басни Крылова

Крылов Иван Андреевич – невероятно популярный в России писатель. Из большинства детских сказок и стихов – басни Крылова всегда самые лучшие, ведь они врезаются в память и возникают на протяжении всей жизни при встрече с человеческими пороками. Часто люди могут сказать, что Крылов писал свои стихи совсем не для детей, но неужели смысл его басен совсем не понятен детям? Ясно и грамотно прописана мораль, именно поэтому басни Крылова читать с огромной пользой сможет абсолютно любой ребенок.

Читать Басни Крылова мы обожаем с самого детства. В нашей памяти хранятся различные крыловские образы, которые зачастую возникают в нашей памяти в абсолютно разных жизненных перипитиях, и, обращаемся к ним, не перестаем удивляться таланту Крылова .

Басни занимают основополагающее место в творчестве Ивана Крылова . Применительно к басням вся разноплановая литература Крылова как сатирика, поэта и драматурга явилась всего лишь подготовкой для появления его гения - величайшего баснописца. В частности этим объясняется и то, что сам Крылов , относившийся несколько безучастно к своему раннему творчеству и ни разу за свою жизнь не объединивший их в специальном издании, с особенной тщательностью относился к работе над своими баснями и к их выпуску в свет.

Что же такое басня ? Согласно толковому словарю это "краткий, в основном стихотворный, нравоучительный текст", то есть сказка содержащая в себе учение, имеющее непосредственное отношение к внутренним душевным качествам личности, основанным на таких моральных идеалах как добро, отзывчивость, долга, справедливость и другие. Героями в баснях могут быть, что или кто угодно: люди, животные, предметы или растения, которые наделяются различными человеческими качествами. На нашем интернет сайте вы можете читать басни Крылова Ивана Андреевича онлайн список абсолютно бесплатно.


Иногда мы встречаем человека, похожего на Моську, которая лаяла на Слона, чтобы показаться смелой и отчаянной. А иногда встречаются люди напоминающие Обезьяну, которая смеялась сама над собой, потому что не узнала себя в отражении Зеркала. И конечно же каждый из нас хоть раз сталкивался с ситуацией, похожей на басню про Мартышку, которая по своей глупости, недооценивая Очки, разбила их. Маленькие басни Крылова очень поучительные, несмотря на их размер. Мораль каждой из них очевидна и понятна любому. А многие фразы даже превратились в афоризмы.

Include("content.html"); ?>

Крылов – один из известнейших писателей. Среди разных известных детских стихов и басен – произведения Крылова являются наилучшими, они прочно оседают в памяти и ярко раскрываются в течение жизни при столкновении с людскими пороками. Считается, что, Крылов писал свои басни на самом деле для взрослых, но ведь смысл его басен хорошо понятен и детям. Каждая история написана очень легко и доступно, поэтому произведения Крылова читать будет интересно даже самому маленькому ребёнку.

На нашем сайте вы найдёте Басни Крылова онлайн в оригинальном изложении. И дети, и взрослые познакомятся с глубоким смыслом этих маленьких жизненных историй, в которых люди завуалированы под видом животных со всеми их пороками и глупым поведением. После того как вы познакомитесь с творчеством писателя, мы уверены он станет одним из ваших любимых авторов, а его маленькие стихотворные истории останутся с вами на всю жизнь.

Басни Крылова читать ребенку нужно начинать как можно раньше. Они научат его, чего нужно опасаться в жизни, какое поведение неприемлемо, а за какое будут хвалить. Смысл басен, не относится к какому-то конкретному времени, он понятен в любую эпоху. Лёгкий слог сделал так, что мораль каждой истории превратилась в народную пословицу или стала веселым афоризмом. Все произведения написаны в литературной форме, но при этом заключают интонации и насмешки, свойственны только народному уму. Басни Крылова как маленькие романы или драмы, в которых заложена житейская мудрость и острота ума. Удивительно, как автор смог, не смотря на сатирический подтекст, оставить глубокое содержание и мораль в сюжете.

Басня Крылова глубоко проникла в суть ситуаций и характеров героев, что представлялось невозможным для других авторов этого жанра. Сатира, которая присутствует в баснях говорит о том, что баснописец был жизнелюбивым человеком, который с помощью своего творчества преподносил людям простые жизненные истины. Жанр письма Крылова настолько искусный, что, перечитывая басни других авторов, вы понимаете его гениальность.

В разделе нашего сайта басни Крылова онлайн вы можете познакомиться с творчеством этого великого писателя. Короткие интересные истории будут интересны как детям так и взрослым.

Басни Крылова читать

Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Волк и Пастухи

Волк, близко обходя пастуший двор
И видя, сквозь забор,
Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнёхонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»

Водопад и Ручей

Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.

Мальчик и Змея

Мальчишка, думая поймать угря,
Схватил Змею и, воззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря:
«Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.
На сей раз бог простит; но берегись вперёд
И знай, с кем шутишь!»

Овцы и Собаки

В каком-то стаде у Овец,
Чтоб Волки не могли их более тревожить,
Положено число Собак умножить.
Что ж? Развелось их столько, наконец,
Что Овцы от Волков, то правда, уцелели,
Но и Собакам надо ж есть.
Сперва с Овечек сняли шерсть,
А там, по жеребью, с них шкурки полетели,
А там осталося всего Овец пять-шесть,
И тех Собаки съели.

Петух и жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно.
***
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Туча

Над изнурённою от зноя стороною
Большая Туча пронеслась;
Ни каплею её не освежа одною,
Она большим дождём над морем пролилась
И щедростью своей хвалилась пред Горою,
«Чтo? сделала добра
Ты щедростью такою? –
Сказала ей Гора. –
И как смотреть на то не больно!
Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
Ты б область целую от голоду спасла:
А в море без тебя, мой друг, воды довольно».

Крестьянин и Лисица (Книга восьмая)

Лиса Крестьянину однажды говорила:
«Скажи, кум милый мой,
Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила,
Что, вижу я, она всегда с тобой?
В довольстве держишь ты её и в холе;
В дорогу ль – с нею ты, и часто с нею в поле;
А ведь из всех зверей
Едва ль она не всех глупей». –
«Эх, кумушка, не в разуме тут сила! –
Крестьянин отвечал. – Всё это суета.
Цель у меня совсем не та:
Мне нужно, чтоб она меня возила,
Да чтобы слушалась кнута».

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда - висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Сокол и Червяк

В вершине дерева, за ветку уцепясь,
Червяк на ней качался.
Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,
Так с высоты шутил и издевался:
«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!
Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?
Какая у тебя и воля и свобода?
И с веткой гнёшься ты, куда велит погода». –

«Тебе шутить легко, –
Червяк ответствует, – летая высоко,
Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;
Но мне судьба дала достоинства не те:
Я здесь, на высоте,
Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

Собака и Лошадь

У одного крестьянина служа,
Собака с Лошадью считаться как-то стали.
«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!
По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.
Велика вещь возить или пахать!
Об удальстве твоём другого не слыхать:
И можно ли тебе равняться в чём со мною?
Ни днём, ни ночью я не ведаю покою:
Днём стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу».
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин, заводясь домком,
Купил на ярмарке подойник да корову
И с ними сквозь дуброву
Тихонько брёл домой просёлочным путём,
Как вдруг Разбойнику попался.
Разбойник Мужика как липку ободрал.
«Помилуй, – всплачется Крестьянин, – я пропал,
Меня совсем ты доконал!
Год целый я купить коровушку сбирался:
Насилу этого дождался дня».
«Добро, не плачься на меня, –
Сказал, разжалобясь, Разбойник.
И подлинно, ведь мне коровы не доить;
Уж так и быть,
Возьми себе назад подойник».

Лягушка и вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
«Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?»
Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» -
«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.
Ну, каково?
Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего».-
«Ну, как теперь?» - «Все то ж». Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и - околела.

***
Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин?