Ссср и франция заключили договор о взаимопомощи. Советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи

СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

1) С.-ф. д. 1932 о ненападении - подписан 29. XI послом СССР в Париже В. С. Довгалевским и председателем Совета министров и министром иностранных дел Франции Э. Эррио.

Франция была одним из организаторов интервенции в Советской России; она позже других великих европейских держав признала Советский Союз. Локарнские договоры 1925 (см.), одним из участников которых являлась Франция, были направлены против СССР. Однако рост экономической и политической мощи Советского Союза, а также активизация ревизионистских кругов Германии заставили Францию на время изменить традиционный антисоветский курс её внешней политики.

В конце 1931 французский министр иностранных дел А. Бриан предложил Советскому правительству начать переговоры о С.-ф. д. Они были прерваны в мае 1932, после убийства белогвардейцем Горгуловым президента Франции П. Думера, но возобновились с приходом к власти во Франции правительства Э. Эррио. В результате этих переговоров и был подписан С.-ф. д. 1932.

Обе стороны обязались не прибегать к войне друг против друга ни при каких обстоятельствах (ст. I). Если бы одна из договаривающихся сторон подверглась нападению одной или нескольких третьих держав, другая сторона обязывалась не оказывать поддержки нападающим (ст. II). Все прежние соглашения, заключённые обеими сторонами до подписания С.-ф. д., оставались в силе (ст. III). Договаривающиеся стороны условились не препятствовать развитию торговли между обеими странами (ст. IV). Оба правительства взаимно обязались не вмешиваться во внутренние дела другой стороны и не поддерживать и не допускать на своей территории организаций, имеющих целью вооружённую борьбу против другой стороны (ст. V). Подтверждался принцип отказа от войны как средства разрешения споров (ст. VI).

VII, последняя, статья С.-ф. д. определяла порядок ратификации договора. Срок действия С.-ф. д. не был установлен. Договор мог быть денонсирован с предупреждением за год, но не ранее чем по истечении 2 лет со дня его подписания.

Одновременно с С.-ф. д. была заключена конвенция, предусматривавшая создание согласительной комиссии из четырёх членов (по два от каждой стороны) для разрешения всех споров, которые не могли быть улажены обычным дипломатическим путём. Решения комиссии должны были приниматься единогласно.

Обмен ратификационными грамотами С.-ф. д. и согласительной конвенции был произведён в Москве 15. II 1933.

Улучшение франко-советских отношений, нашедшее своё выражение в С.-ф. д., оказало влияние на позицию ряда европейских стран (Польши, Финляндии, Латвии и Эстонии), которые в том же 1932 подписали с Советским Союзом договоры о ненападении.

2) С.-ф. с. 1934 о взаимной заинтересованности обеих стран в заключении Восточного регионального пакта - подписано 5. XII M. M. Литвиновым и Лавалем в Женеве.

Мысль о заключении Восточного пакта (см.) принадлежала министру иностранных дел Франции Барту, по плану которого пакт должны были подписать 8 государств (СССР, Германия, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия). В случае нападения на одну из этих стран остальные участники пакта должны были немедленно оказать ей военную помощь. Франция брала на себя гарантию Восточного пакта; она обязана была выступить на стороне жертвы агрессии, если бы кто-нибудь из участников пакта не выполнил своих обязательств. Одновременно, по плану Барту, СССР должен был взять на себя гарантию Локарнских соглашений 1925 (см.).

Переговоры о подписании Восточного пакта велись в течение всего 1934. 12. IX от Германии был получен отрицательный ответ на предложение участвовать в пакте. Примеру Германии через несколько дней последовала Польша. Прибалтийские государства не давали определённого ответа, а Финляндия вообще не ответила на предложение СССР и Франции. Только Чехословакия присоединилась к проекту Восточного пакта.

9. X 1934 Барту был убит в Марселе, и портфель министра иностранных дел получил Лаваль. Он был противником Восточного пакта и выдвигал проект тройственного гарантийного договора Франции, Германии и Польши, направленного против СССР. Тем не менее советская дипломатия, проводя свою последовательную мирную политику, предложила подписать С.-ф. с. Поскольку французское общественное мнение настойчиво требовало от Лаваля продолжения внешней политики его предшественника и заключения Восточного пакта, Лаваль вынужден был дать согласие на предложение Советского правительства.

С.-ф. с. включало обязательство обеих сторон не вступать с предполагаемыми участниками Восточного пакта в переговоры, которые "имели бы целью заключение ими многосторонних или двусторонних соглашений, могущих нанести ущерб подготовке и заключению Восточного регионального пакта" (п. I). Стороны констатировали общую решимость обоих правительств добиваться заключения Восточного пакта.

9. XII к С.-ф. с. присоединилась Чехословакия.

Однако вследствие противодействия Германии и подрывной политики Лаваля планы Восточного пакта не получили осуществления, и С.-ф. с. не было реализовано.

3) С.-ф. д. 1935 о взаимной помощи - подписан 2. V полпредом СССР Потёмкиным и Лавалем в Париже.

Ввиду неудачи проекта Восточного регионального пакта и в обстановке растущей германской агрессии (16. III 1935 гитлеровское правительство издало закон о введении всеобщей воинской повинности) СССР и Франция решили заключить двусторонний договор о взаимной помощи.

Лаваль пошёл на подписание С.-ф. д. под давлением демократической общественности Франции и исходя из внешнеполитических расчётов, в которых главную роль играло стремление повысить удельный вес Франции во время будущих переговоров с Германией.

Ст. I С.-ф. д. устанавливала, что в случае опасности нападения какого-либо европейского государства на одну из договаривающихся сторон Франция и СССР приступят к немедленной консультации. Важнейшей статьёй договора была ст. II, обязывавшая обе стороны оказать немедленную помощь и поддержку той из них, которая явится объектом невызванного нападения третьей европейской державы. Ст. III и IV устанавливали, что С.-ф. д. соответствует уставу Лиги наций, а ст. V определяла порядок ратификации и продления С.-ф. д., который был заключён на 5 лет. Одновременно с С.-ф. д. был подписан протокол, уточнявший положения договора, порядок оказания взаимной помощи (вне зависимости от рекомендации Лиги наций) и сохранение в силе обязательств, ранее принятых на себя обеими странами. В протоколе указывалось также, что оба правительства считают желательным заключение регионального соглашения о взаимной помощи, которое должно заменить собой С.-ф. д.

Советское правительство считало, что С.-ф. д. "является известной преградой для врагов мира" (И. В. Сталин), и неоднократно подтверждало свою верность обязательствам, вытекающим из договора. 19. III 1936 В. М. Молотов в беседе с главным редактором французской газеты "Тан" сказал, что в случае нападения на Францию ей будет оказана вея помощь, предусмотренная С.-ф. д.

Иначе оценивала значение С.-ф. д. французская дипломатия. Лаваль затягивал ратификацию С.-ф. д. и препятствовал переговорам советского и французского генеральных штабов. Французский посол в Берлине Франсуа Понсэ по поручению Лаваля заверил Гитлера, что Франция готова пожертвовать С.-ф. д., если это понадобится для соглашения с Германией.

Ратификация С.-ф. д. Францией состоялась лишь 27. II 1936, после ухода Лаваля в отставку. Только весной 1939, после оккупации Чехословакии германскими войсками, французское правительство согласилось начать переговоры о практических мерах по оказанию взаимной помощи в случае войны. В переговорах приняло участие и английское правительство. Однако стоявшие у власти во Франции и в Англии реакционные круги не желали действенного соглашения с Советским Союзом и сорвали переговоры (см. Московские переговоры 1939).

С.-ф. д. потерял с этого времени своё значение.

4) С.-ф. д. 1944 о союзе и взаимной помощи - подписан 10. XII в Москве министрами иностранных дел В. М. Молотовым и Ж. Бидо.

В ходе второй мировой войны Советское правительство оказывало поддержку движению Свободной Франции, боровшейся против гитлеровской Германии. Как только французская территория была освобождена, Советское правительство признало временное правительство Франции (23. X 1944) и обменялось с ним послами. В декабре 1944 глава временного правительства ген. де Голль прибыл в сопровождении министра иностранных дел Ж. Бидо в Москву, где в результате переговоров с руководителями Советского правительства и был подписан С.-ф. д.

Ст. 1 и 2 договора устанавливали обязательство обеих сторон продолжать борьбу до окончательной победы над Германией, не вступать в сепаратные переговоры с ней и не заключать без взаимного согласия перемирия или мира с гитлеровским правительством. В соответствии со ст. 3 С.-ф. д. обе стороны обязались и по окончании второй мировой войны "предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую попытку агрессии с её стороны". Ст. 4 предусматривала, что в случае, если одна из сторон окажется вовлечённой в военные действия с Германией (в результате германской агрессии или в связи с применением ст. 3 С.-ф. д.), другая сторона "немедленно окажет ей всю помощь и поддержку, которые будут в её силах".

Стороны договорились также не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из них (ст. 5). Договор предусматривал также оказание взаимной экономической помощи после войны в целях ускорения восстановления обеих стран (ст. 6). В ст. 7 указывается, что С.-ф. д. не затрагивает обязательств, взятых ранее на себя обеими сторонами по отношению к третьим державам. Порядок ратификации определён ст. 8. В этой же статье зафиксирован минимальный срок действия договора (20 лет), порядок денонсации и прекращения действия договора. Если договор не будет денонсирован одной из сторон за год до истечения 20-летнего периода, он остаётся в силе на неограниченный срок, причём каждая из сторон может прекратить его действие извещением за один год. С.-ф. д. был ратифицирован французским правительством 22. XII и Президиумом Верховного Совета СССР 25. XII 1944; обмен ратификационными грамотами состоялся в Париже 15. II 1945.

Вскоре после окончания второй мировой войны французская дипломатия стала участвовать во всех планах, продиктованных из Вашингтона и враждебных Советскому Союзу. Нанося ущерб коренным национальным интересам Франции, французские правящие круги приняли активное участие в оформлении раскола Германии и в восстановлении военного потенциала Западной Германии, в создании "западного блока" и Северо-атлантического союза (см.), направленных против СССР и стран народной демократии. Тем самым Франция нарушила дух и букву С.-ф. д.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ" в других словарях:

    Пакт О ненападении между СССР и Францией 1932 подписан 29 нояб. в Париже полпредом СССР во Франции В. С. Довгалевским и пред. Совета Министров и мин. иностр. дел Франции Э. Эррио. СССР и Франция обязывались не прибегать к войне друг против друга… … Советская историческая энциклопедия

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик и президент Французской Республики, воодушевленные желанием укрепить мир в Европе и гарантировать его благо для своих стран, обеспечив более полным образом точное применение положений устава Лиги наций, направленных к поддержанию национальной безопасности, территориальной целостности и политической независимости государств, решив посвятить свои усилия подготовке к заключению европейского соглашения, преследующего эту цель, и, впредь до этого, способствовать насколько это от них зависит эффективному применению положений устава Лиги Наций, решили заключить договор с этой целью и назначили своими уполномоченными:

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик:

г. Владимира Потемкина, Члена Центрального Исполнительного Комитета, Чрезвычайного и Полномочного Посла при Президенте Французской Республики,

Президент Французской Республики:

г. Пьера Лаваля, Сенатора, Министра Иностранных Дел,

которые после обмена своими полномочиями, признанными находящимися в должной форме и надлежащем порядке, условились о следующих постановлениях:

В случае, если СССР или Франция явилась бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 статута Лиги Наций.

В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7 статута Лиги Наций, СССР или Франция явилась бы, несмотря на искренние мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.

Принимая во внимание, что согласно статье 16 статута Лиги Наций, каждый член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13, или 15 статута, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги, СССР и взаимно Франция обязуются в случае, если одна из них явится, в этих условиях, и, несмотря на искренние мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 статута.

То же обязательство принято на случай, если СССР или Франция явится предметом нападения со стороны европейского государства в условиях, предусмотренных в параграфах 1 и 3 статьи 17 статута Лиги наций.

Так как обязательства, установленные выше, соответствуют обязанностям Высоких Договаривающихся Сторон, как Членов Лиги Наций, то ничто в настоящем Договоре не будет толковаться, как ограничение задачи этой последней принимать меры, способные эффективно ограждать всеобщий мир, или как ограничение обязанностей, вытекающих для Высоких Договаривающихся Сторон из статута Лиги Наций.

Настоящий Договор, коего русский и французский тексты будут иметь одинаковую силу, будет ратификован и ратификационные грамоты будут обменены в Москве, как только это будет возможно. Он будет зарегистрирован в Секретариате Лиги Наций.

Он вступит в силу с момента обмена ратификациями и будет оставаться в силе в течение пяти лет. Если он не будет денонсирован одной из Высоких Договаривающихся Сторон с предупреждением по крайней мере за один год до истечения этого периода, то он остается в силе без ограничения срока, при чем каждая из Высоких Договаривающихся Сторон будет иметь возможность прекратить его действие путем заявления об этом с предупреждением за один год.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Совершено в Париже, в двух экземплярах.

ПРОТОКОЛ ПОДПИСАНИЯ.

В момент подписания советско-французского Договора взаимной помощи от сего числа, Уполномоченные подписали нижеследующий протокол, каковой будет включен в обмениваемые ратификационные грамоты Договора.

Установлено, что следствием статьи 3 является обязательство каждой Договаривающейся Стороны оказать немедленную помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги Наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 статута. Условлено также, что обе Договаривающиеся Стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, что Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что, если, несмотря на это, Совет не вынесет, по той или иной причине, никакой рекомендации, и если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи тем не менее будет выполнено. Условлено также, что обязательства помощи, предусмотренные в настоящем Договоре, относятся лишь к случаю нападения, совершенного на собственную территорию той или другой Договаривающейся Стороны.

Так как общее намерение обоих правительств состоит в том, чтобы ни в чем не нарушать, настоящим Договором, обязательств, принятых ранее СССР и Францией по отношению к третьим государствам, в силу опубликованных договоров, то условлено, что постановления упомянутого Договора не могут иметь такого применения, которое, будучи несовместимым с договорными обязательствами, принятыми одной из Договаривающихся Сторон, подвергло бы эту последнюю санкциям международного характера.

Оба правительства, считая желательным заключение регионального соглашения, целью которого явилась бы организация безопасности договаривающихся государств и которое вместе с тем могло бы включить обязательства взаимной помощи или сопровождаться таковыми, признают друг за другом возможность в соответствующем случае участвовать, с обоюдного согласия, в той форме, прямой или косвенной, которая представлялась бы подходящей, в подобных соглашениях, причем обязательства этих соглашений должны заменить собой те, которые вытекают из настоящего Договора.

Оба правительства констатируют, что переговоры, результатом которых явилось подписание настоящего Договора, были начаты первоначально в целях дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока Европы, а именно: СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР государства; наряду с этим соглашением должен был быть заключен договор о помощи между СССР, Францией и Германией, в котором каждое из этих трех государств должно было обязаться к оказанию поддержки тому из них, которое явилось бы предметом нападения со стороны одного из этих трех государств. Хотя обстоятельства до сих пор не позволили заключить эти соглашения, которые обе стороны продолжают считать желательными, но тем не менее обязательства, изложенные в советско-французском Договоре о помощи, должны пониматься, как имеющие действовать лишь в тех пределах, которые имелись в виду в первоначально намечавшемся трехстороннем соглашении. Независимо от обязательств, вытекающих из настоящего

Договора, напоминается вместе с тем, что согласно советско-французскому пакту о ненападении от 29-го ноября 1932 года и при том без ущерба для универсальности обязательств этого пакта, в случае, если бы одна из Сторон подверглась нападению одной или нескольких третьих европейских держав, не предусмотренных в вышеназванном тройственном соглашении, другая Договаривающаяся Сторона должна будет воздерживаться в течение конфликта от прямой или косвенной помощи или поддержки нападающему или нападающим, причем каждая из Сторон заявляет, что она не связана никаким соглашением о помощи, которое находилось бы в противоречии с этим обязательством.

Рост военной угрозы со стороны фашистской Германии подтолкнул Францию к сближению с Советским Союзом. Активным сторонником этого курса был французский министр иностранных дел Луи Барту.

Человек правых взглядов, бывший сотрудник Клемансо и Пуанкаре, Барту принадлежал к той группе французских политиков, которая видела в возрождении традиционного союза с Россией главную гарантию безопасности Франции против угрозы со стороны Германии.

После выхода из Лиги Наций Германии и Японии СССР по инициативе Барту было предложено вступить в ее состав. В сентябре 1934 г. Советский Союз принял это предложение, заняв место постоянного члена Совета Лиги Наций.

При активном участии Барту был подготовлен проект оборонительного Восточного пакта, гарантировавшего безопасность Франции, СССР, Германии, Польши, Чехословакии и Прибалтийских стран, но Германия и Польша отказались от участия в этом пакте.

Восточный пакт

9 октября 1934 г. в Марселе во время встречи югославского короля, прибывшего с визитом во Францию, король и Барту были убиты хорватскими террористами, но переговоры с Советским Союзом не прекратились. Поскольку Германия и Польша не хотели участвовать в Восточном пакте, французское правительство приняло советское предложение заключить двусторонний договор о взаимной помощи между Францией и СССР.

По условиям этого договора, подписанного в Париже 2 мая 1935 г., Советский Союз и Франция обязались немедленно оказать друг другу помощь и поддержку в случае неспровоцированного нападения со стороны какого-либо европейского государства.

Предполагалось, что такая помощь будет предоставляться в соответствии с рекомендациями Совета Лиги Наций, но если бы Совет не смог достичь единогласия, Франция и СССР все равно должны были выполнить свои обязательства.

Советско-французский договор не был замкнутым военным пактом. Напротив, в его тексте указывалось, что Франция и СССР продолжают считать желательным заключение более широкого регионального пакта, который мог бы его заменить.

16 мая 1935 г. Советский Союз подписал договор о взаимопомощи с союзницей Франции Чехословакией. По настоянию правительства Чехословакии, не желавшего принимать помощи от одного только Советского Союза и тем более, единолично помогать СССР, в советско-чехословацкий договор была внесена существенная оговорка: обязательства о взаимопомощи между СССР и Чехословакией вступали в силу лишь в том случае, если Франция также окажет помощь жертве агрессии.

Вскоре после заключения советско-французского пакта подписавший его министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль отправился в Москву, где был принят руководителями Советского государства во главе со Сталиным.

16 мая 1935 г. в печати появилось официальное сообщение о беседах Сталина с Лавалем, в котором, в частности, говорилось, что Сталин высказал «полное понимание и одобрение политики государственной обороны, проводимой Францией в целях поддержания своих вооруженных сил на уровне, соответствующем нуждам ее безопасности».

Это заявление вызвало большое волнение среди французских коммунистов, потому что ФКП с момента своего основания выступала против политики «национальной обороны» и отстаивала лозунг «революционного пораженчества».

Коммунисты не понимали, что в условиях наступления фашизма и растущей угрозы нападения на Францию гитлеровской Германии политика «революционного пораженчества» была на руку нацистам. После выступления Сталина руководство ФКП во главе с Торезом заявило: «Сталин прав».

В буржуазных кругах пакт о взаимопомощи с Советским Союзом вызвал большое недовольство. Сам Лаваль, подписав его, не скрывал, что воспринимает этот договор «как неизбежное зло». Он хотел не только заручиться поддержкой СССР на случай конфликта с Германией, но и предупредить сближение между Германией и Советским Союзом.

Несмотря на настояния СССР, французское правительство отказывалось дополнить договор конкретной военной конвенцией и затягивало его ратификацию. Лишь 27 февраля 1936 г. он был ратифицирован Палатой депутатов, а 12 марта - Сенатом.

Ввод германских войск в Рейнскую зону

Использовав ратификацию советско-французского договора в качестве предлога, гитлеровская Германия 7 марта 1936 г. ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону. Тем самым она нарушила положения Версальского договора (а также Локарнских соглашений).

Французское правительство, следуя за Англией, не предприняло никаких действенных мер, хотя в тот момент вооруженные силы Франции превосходили германские.

Оно лишь заявило, что действия Германии являются незаконными, и поставило вопрос об этом в Лиге Наций. Советское правительство предложило Лиге Наций принять коллективные меры против нарушения международных обязательств, но большинство ее членов отказалось применить какие-либо санкции против Германии.

К более прозападной политике, связанной с именем Литвинова . Ратификация договора французским парламентом была использована Гитлером как предлог для ремилитаризации Рейнской области , которая была категорически запрещена Версальским договором.

Предпосылки

Инициатива заключения договора исходила от Франции. В октябре-ноябре 1933 г. министр иностранных дел Франции Жозеф Поль-Бонкур предложил своему советскому коллеге Максиму Литвинову обсудить возможность заключения пакта о взаимопомощи между Францией и СССР, а также вступление СССР в Лигу Наций. Политбюро ЦК ВКП(б) признало эти вопросы «дискутабельными» и одобрило начало переговоров о заключении коллективного договора о взаимопомощи между Францией, СССР и Польшей, к которым могли присоединиться страны Балтии, Чехословакия и Бельгия. При этом, СССР отказывался от принятия обязательств по оказанию помощи союзникам Франции Югославии и Румынии. После отставки Поля-Бонкура в феврале 1934 г., ведение переговоров продолжил в апреле 1934 г. его преемник Барту . Одновременно, французская дипломатия пыталась улучшить отношения Москвы с странами Малой Антанты и выступала посредником при их контактах, целью которых было установление дипломатических отношений между ними. 18 мае 1934 г. Барту и Литвинов согласовали на встрече в Женеве новый формат пакта о взаимопомощи – оба министра одобрили приглашении в пакт Германии и Финляндии и неучастие Бельгии. Во время их следующей встрече в Женеве 8 июня, Барту передал Литвинову текст проекта пакта, который включал два договора: первый – о взаимопомощи между Германией, Польшей, ЧСР, СССР, странами Прибалтики и Финляндии, второй – советско-французское соглашение о взаимопомощи против нападения на них участников Локарнского договора или Восточного пакта. Установление на следующий день дипломатических отношений СССР с Чехословакией и Румынией облегчало привлечение Праги к складывающейся оси Париж–Москва. При этом, глава чехословацкой дипломатии Эдуард Бенеш сразу же выразил согласие на участии его страны в Восточном пакте. В то же время, Варшава и Берлин не восприняли идею Восточного пакта с воодушевлением. В итоге, реальные перспективы пакта о заключении коллективного пакта о взаимопомощи намечали участие только СССР, Франции и Чехословакии .

После убийства Барту в октябре 1934 г., сменивший его на посту Лаваля продолжил переговоры с Москвой. По мнению Лаваля, ему удалось к этому времени успешно договориться с Муссолини , a Гитлер , с его точки зрения, не возражал против двусторонних пактов. Лаваль считал, что заключение франко-советского договора увеличит силу Франции и побудит Германию договариваться на более выгодных для Франции условиях («я подписываю франко-русский пакт для того, чтобы иметь больше преимуществ, когда я буду договариваться с Берлином» ). Советская дипломатия также считала, что, в отличие от Барту, истинной целью Лаваля является договорённость с Германией и что уже в апреле 1935 года Лаваль получил согласие Гитлера на «тур вальса с СССР».

Переговоры

Франция настаивала на получении согласия Лиги Наций до оказания помощи стороне, подвергшейся агрессии. В итоге точка зрения СССР была отражена в Статье 3 договора.

Содержание договора и протокола

Статья I устанавливала, что в случае угрозы нападения европейского государства на одну из сторон договора Франция и СССР немедленно начнут консультации. Статья II обязывала стороны оказать немедленную помощь и поддержку другой стороне, если та станет объектом неспровоцированного нападения третьего «европейского государства», тем самым избегая вовлечения Франции в возможный конфликт СССР и Японии. Статьи III и IV устанавливали соответствие договора уставу Лиги наций. Статья V указывала порядок ратификации и продления договора. Договор был заключён на пять лет с автоматическим продлением.

Протокол подписания договора от 2 мая 1935 года уточнял, что решения Лиги Наций не требуется:

«Условлено, что следствием статьи 3 является обязательство каждой договаривающейся стороны оказать немедленно помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 устава. Условлено также, что обе договаривающиеся стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, чтобы Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что если, несмотря на это, Совет не вынесет по той или иной причине никакой рекомендации или если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи, тем не менее, будет выполнено».

Однако, уже следующий раздел протокола подчёркивал непротиворечивость налагаемых договором обязательств позиции Лиги Наций: эти обязательства «не могут иметь такого применения, которое, будучи несовместимым с договорными обязательствами, принятыми одной из договаривающихся сторон,. подвергло бы эту последнюю санкциям международного характера».

Договор в системе международных отношений

Договор рассматривался как часть общеевропейской системы безопасности, планы которой включали Восточный пакт . Так, параграф 4 протокола утверждал, что «переговоры, результатом которых явилось подписание настоящего договора, были начаты первоначально в целях дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока Европы, а именно СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР балтийские государства» и, кроме этого договора, «должен был быть заключён договор о помощи между СССР, Францией и Германией, в котором каждое из этих трёх государств должно было обязаться к оказанию поддержки тому из них, которое явилось бы предметом нападения со стороны одного из этих трёх государств».

Подписание договора

Договор был подписан 2 мая 1935 года в Париже . После подписания Лаваль посетил Москву 13-15 мая 1935 года и встретился со Сталиным и Молотовым . После визита было совместное коммюнике, заявившее, что дипломатии обеих стран «с полной очевидностью направляются к одной существенной цели - к поддержанию мира путём организации коллективной безопасности. Представители обоих государств, установили, что заключение договора о взаимной помощи между СССР и Францией отнюдь не уменьшило значения безотлагательного осуществления регионального восточноевропейского пакта в составе ранее намечавшихся государств и содержащего обязательства ненападения, консультации и неоказания помощи агрессору. Оба правительства решили продолжать свои совместные усилия по изысканию наиболее соответствующих этой цели дипломатических путей».

После гибели Барту французские правящие круги стали постепенно отходить от политики коллективной безопасности, но на первых порах им еще приходилось считаться с популярностью идеи советско-французского сближения. Даже новый министр иностранных дел Лаваль, стремившийся к сговору с Германией, был вынужден вначале продолжать линию своего предшественника.

5 декабря 1934 г. по настоянию Советского правительства было подписано советско-французское соглашение, в котором стороны заявили о своей решимости приложить все усилия для заключения Восточного пакта и обязались не заключать ни с каким государством, еще не выразившим своего согласия с Восточным пактом, договоров, затрудняющих его подготовку. Через несколько дней к соглашению присоединилась Чехословакия.

Вскоре Советское правительство предложило Франции заключить двусторонний договор о взаимной помощи против агрессии, и 2 мая 1935 г. он был подписан в Париже сроком на пять лет. Стороны договорились, что в случае неспровоцированного нападения на одну из них какого-либо европейского государства другая окажет «немедленно помощь и поддержку применительно к статье 16 Устава» Лиги наций. В приложенном к договору протоколе указывалось, что если Совет Лиги по той или иной причине не вынесет никакой рекомендации и если он не достигнет единогласия, то «обязательство взаимопомощи тем не менее будет выполнено». Отмечая, что данный договор является результатом переговоров, начатых первоначально для заключения европейского соглашения о безопасности, стороны по-прежнему высказывались в пользу такого соглашения.

Советско-французский договор, таким образом, предусматривал не только двустороннюю помощь, но и создание общеевропейской системы коллективной безопасности. Во время переговоров, состоявшихся 13-15 мая 1935 г. в Москве, СССР и Франция снова заявили о своей готовности продолжить усилия в этом направлении.

16 мая 1935 г. в Праге состоялось подписание советско-чехословацкого договора о взаимопомощи, аналогичного советско-французскому. Однако по настоянию правительства Чехословакии в договор была включена оговорка о том, что обязательство взаимопомощи вступит в силу для СССР и Чехословакии только в том случае, если на помощь жертве агрессии придет Франция. Эта оговорка значительно ослабляла эффективность советско-чехословацкого договора.

Правящие круги Франции и Чехословакии, пойдя на заключение договоров о взаимопомощи с Советским Союзом, действовали неискренне. Уже в мае 1935 г. Лаваль заверял германского посла во Франции, что «в любой момент можно будет пожертвовать договором с Советским Союзом, если это понадобится для полного и окончательного соглашения с Германией». Французское правительство под различными предлогами отказывалось разработать и подписать с СССР военную конвенцию, необходимость которой была признана во время переговоров о заключении договора.

Советское правительство, напротив, очень серьезно отнеслось к своим договорам с Францией и Чехословакией, рассматривая их как краеугольный камень создания европейской системы коллективной безопасности.