Теория всего.

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Комментарий к статье 9 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Понятие исправления осужденных раскрывается в ч. 1 ст. 9 УИК РФ. Согласно закону исправление представляет собой формирование у осужденного необходимых качеств, свидетельствующих об утрате им признака общественной опасности личности: уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Указанное формирование может рассматриваться и как процесс, и как его результат. В конечном итоге исправление должно обеспечить правопослушное поведение человека в период отбывания наказания и после освобождения.

Понятие исправления осужденного имеет большое правовое значение. Применение целого ряда норм уголовно-исполнительного закона соотнесено именно с этим понятием. Так, понятие исправления необходимо для определения степени исправления осужденного (ст. 109 УИК РФ). Исправление осужденного является одним из факторов, учитываемых при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного (ст. 175 УИК РФ). При этом в понятии исправления использовано указание на такие качества личности, которые могут быть выработаны в связи с применением наказания.

Уголовный кодекс (ст. 43) и Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст. 1) цель исправления осужденных распространяют на все виды наказания. Однако в зависимости от вида наказания достижение этой цели возможно в результате применения различных объемов правоограничений и различных средств воздействия на осужденных. Так, например, к осужденному к штрафу не может быть применено такое средство исправления, как труд. Кроме того, средства исправления осужденных должны применяться не только с учетом вида наказания, но и с учетом индивидуальных особенностей личности. Это означает отсутствие необходимости применения к каждому осужденному в полном объеме всех средств исправления. Например, если осужденный имеет высшее образование, отсутствует необходимость привлекать его к получению общего образования. Для осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет профессиональная подготовка не является обязательной (ст. 108 УИК РФ).

В полном объеме средства исправления в ряде случаев не могут быть применены и в связи с режимом исполнения отдельных видов наказания. Так, ст. 69 УИК РФ установлено, что в отношении осужденных к аресту общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются.

2. В качестве основных средств исправления осужденных закон определяет установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

Основные средства исправления служат для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания приобрел навыки и умения, которые способствовали бы его успешной ресоциализации после освобождения от наказания. Так, режим необходим для привития навыков дисциплины, упорядоченного поведения. Воспитательная работа способствует изменению мировоззрения осужденного, повышению его общего культурного уровня, прививает навыки общения, поведения в коллективе. Общественно полезный труд необходим не только для погашения затрат на содержание осужденного, но и в первую очередь для привития ему способности обеспечивать свое существование за счет общественно полезной деятельности, а не совершения преступлений.

В соответствии с подп. "с" п. 2 ст. 2 Конвенции N 29 Международной организации труда относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.

Говоря о таком средстве исправления, как общественно полезный труд, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закрепленный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предусматривает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы. Эти правила предполагают выполнение осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, которые, как следует из подп. "е" п. 2 ст. 2. Конвенции МОТ N 29 от 28 июня 1930 г. относительно принудительного или обязательного труда и подп. "d" п. 3 ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями. Привлечение осужденных в установленном законом порядке к такого рода работам не может расцениваться как произвольное возложение на них дополнительных обязанностей, поскольку, назначая осужденному наказание в виде лишения свободы, суд тем самым предопределяет необходимость и возможность использования в силу закона (ч. 2 ст. 9 УИК РФ) в качестве одного из основных средств исправления осужденных их привлечение к общественно полезному труду, в том числе в порядке ст. 106 УИК РФ.

3. Общее образование и профессиональная подготовка служат повышению уровня знаний осужденного как в общеобразовательном, так и в профессиональном плане, помогают ему приобрести профессию, позволяющую трудоустроиться после отбытия наказания. Общественное воздействие призвано способствовать приобретению или восстановлению осужденным социально полезных связей, привитию навыков участия в жизни общества. Оно имеет также и большое воспитательное значение.

Все средства исправления осужденных, как отмечалось выше, должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания индивидуальны. Эти индивидуальные особенности во многом и определяют виды и объем применяемых к нему средств исправления. Между тем закон не устанавливает критерии самого исправления, при наличии которых можно было бы сделать вывод о том, что осужденный более не нуждается в применении в отношении него наказания. Фактор исправления в каждом конкретном случае имеет специфические особенности, наличие которых устанавливается администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, а также судом при решении вопросов, связанных с отбыванием наказания, например при изменении условий отбывания наказания путем перевода в исправительное учреждение иного вида, в пределах одного учреждения, при условно-досрочном освобождении.

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.


2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.


3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.




Комментарии к ст. 9 УИК РФ


1. В ч. 1 комментируемой статьи дано законодательное определение понятия исправления осужденных. В нем поставлен акцент на процесс формирования у осужденного необходимых качеств, свидетельствующих об утрате им признака общественной опасности личности. Но и непосредственное приобретение таких качеств осужденным может рассматриваться как его исправление, т.е. как результат воздействия на личность мер уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера.

Исправление осужденных в конечном итоге должно обеспечить правопослушное поведение человека в период отбывания наказания и после освобождения.

Понятие исправления осужденного имеет большое правовое значение. Применение целого ряда норм уголовно-исполнительного закона соотнесено именно с этим понятием. Так, понятие исправления необходимо для определения степени исправления осужденного (ст. ст. 56, 109 УИК РФ). Исправление осужденного является одним из факторов, учитываемых при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного (ст. 175 УИК РФ). При этом в понятии исправления использовано указание на такие качества личности, которые могут быть выработаны в связи с применением наказания.

2. УК РФ (ст. 43) и УИК РФ (ст. 1) цель исправления осужденных распространяют на все виды наказания. Однако в зависимости от вида наказания, его содержания достижение этой цели возможно в результате применения различных объемов правоограничений и различных средств воздействия на осужденных. Так, например, к осужденному к штрафу не может быть применено такое средство исправления, как труд. Кроме того, средства исправления осужденных должны применяться с учетом индивидуальных особенностей личности. Это означает отсутствие необходимости применения к каждому осужденному в полном объеме всех средств исправления. Например, если осужденный имеет высшее образование, отсутствует необходимость привлекать его к получению общего образования. Для осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет профессиональная подготовка не является обязательной (ст. 108 УИК РФ).

В полном объеме средства исправления в ряде случаев не могут быть применены и в связи с режимом исполнения отдельных видов наказания. Так, ст. 69 УИК РФ установлено, что в отношении осужденных к аресту общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Не предусмотрены они и для осужденных, отбывающих ограничение свободы.

В качестве основных средств исправления осужденных закон определяет установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

Основные средства исправления служат для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания приобрел навыки и умения, которые способствовали бы его успешной ресоциализации после освобождения от наказания. Так, режим необходим для привития навыков дисциплины, упорядоченного поведения. Воспитательная работа способствует изменению мировоззрения осужденного, повышению его общего культурного уровня, прививает навыки общения, поведения в коллективе. Общественно полезный труд необходим не только для погашения затрат на содержание осужденного, но и в первую очередь для привития ему способности обеспечивать свое существование за счет общественно полезной деятельности, а не совершения преступлений. Общее образование и профессиональная подготовка служат повышению уровня знаний осужденного как в общеобразовательном, так и в профессиональном плане, помогают ему приобрести профессию, позволяющую трудоустроиться после отбытия наказания. Общественное воздействие призвано способствовать приобретению или восстановлению осужденным социально полезных связей, привитию навыков участия в жизни общества. Оно имеет также и большое воспитательное значение.

3. Все средства исправления осужденных, как отмечалось выше, должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания индивидуальны. Эти индивидуальные особенности во многом и определяют виды и объем применяемых к нему средств исправления. Между тем закон не устанавливает критерии самого исправления, при наличии которых можно было бы сделать вывод о том, что осужденный более не нуждается в применении в отношении его наказания. Фактор исправления в каждом конкретном случае имеет специфические особенности, наличие которых устанавливается администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, а также судом при решении вопросов, связанных с отбыванием наказания, например при изменении условий отбывания наказания путем перевода в исправительное учреждение иного вида, в пределах одного учреждения, при условно-досрочном освобождении.

Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства

Комментарий к статье 9

1. Исправление как категория уголовного и уголовно-исполнительного права понимается в двух значениях. Первое — исправление как цель уголовного наказания (ст. 43 УК РФ), уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ). Второе — исправление как процесс оказания воспитательного воздействия на осужденного, который должен привести к по-ставленной цели. Именно в этом, втором, значении в ч. 1 комментируемой статьи дано определение исправления осужден-ных.
Формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения представляет собой особый вид психолого-педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказания. При всей специфике объекта и условий, воспита-тельного воздействия он базируется на принципах и методах общей педагогики.
Реализация воспитательного воздействия на осужденных в настоящее время серьезно осложнена, поскольку в самом обществе нет устоявшихся ориентиров развития, не сформированы общенациональная идеология и ценности. Однако это не является основанием для сомнений в необходимости достижения цели исправления осужденных.
2. УИК РФ определяет содержание воспитательного процесса, а именно средства достижения его целей. Это: установ-ленный порядок исполнения и отбывания наказания, понимаемый для «срочных» видов наказания как режим; воспитатель-ная работа; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Для осужденных военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, до-полнительным средством исправления является военная подготовка, включающая в себя строевую, боевую и тактическую подготовку, воинское воспитание (см. комментарий к ст. 163 УИК РФ).
3. В установленном порядке исполнения (отбывания) наказания или в режиме выражены карательные правоограниче-ния, в нем же определен порядок применения других средств исправления: труда, воспитательной работы и т.д. Режим дис-циплинирует осужденного, приучает его к четкому соблюдению распорядка дня и предъявляемых к осужденному требова-ний. Именно в этом отношении режим является основным средством исправления.
Воспитательная работа включает в себя нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные формы воспитания осужденных (экологическое, патриотическое и т.д.).
Общественно полезный труд является обязательным для осужденных, отбывающих лишение свободы, ограничение свободы, обязательные работы и исправительные работы, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях. Труд обладает большим воспитательным потенциалом. Необеспеченность трудом осужденных в местах лишения свободы приво-дит к нарушениям режима и преступлениям. Кроме того, это приводит к потере трудовых навыков, что может негативно ска-заться после освобождения от отбывания наказания.
Получение общего образования и профессиональная подготовка регламентируются УИК РФ в соответствии с законо-дательством Российской Федерации об общем и профессиональном образовании. Воспитательное значение образования осужденных и получения ими профессии проявляется как в период отбывания наказания, так и после освобождения: резуль-таты конкретно-социологических исследований показывают, что эти лица в меньшей степени подвержены рецидиву престу-плений.
Общественное воздействие реализуется в соответствии со ст. 23 УИК РФ, закрепляющей содействие общественных объединений в исправлении осужденных, в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществление общест-венного контроля за их деятельностью.
4. Международные нормы в основном признают необходимость применения к осужденным основных средств исправ-ления, закрепленных в комментируемой статье. Так, в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.) рекомендуется труд осужденных в местах лишения свободы как позитивный элемент исправительного режима. В режимные мероприятия вклю-чены социальная работа, психологическая помощь, образование осужденных, целью которого является как повышение об-щего уровня образованности осужденных, так и ориентация на добропорядочную и законопослушную жизнь в будущем.
Европейские пенитенциарные правила рекомендуют поддержание контактов с социальными организациями и служ-бами, общественными объединениями и гражданами, использование их потенциала в поддержании необходимого правопо-рядка в тюрьме, обеспечении разумных потребностей осужденных во время отбывания наказания, на стадии подготовки к освобождению и после освобождения. Общественное воздействие в соответствии с международными стандартами должно быть таким, чтобы тюрьма действительно воспринималась как территория общественных интересов.
5. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены основные средства исправления осужденных. Помимо них на осужден-ных оказывают воспитательное воздействие и другие, не отнесенные к основным, средства исправления. Применительно к лишению свободы — это социальная работа, психологическая помощь и т.п.
6. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания. Наиболее полно они используются при исполнении (отбывании) лишения свободы и содержании в дисциплинарной воинской части. Общее образование, профессиональная подготовка осужденных к аресту не осуществляются (ст. 69 УИК РФ), не регламентированы общее образование и профессиональная подготовка осужденных при исполнении (отбывании) исправительных и обязательных работ. При на-значении штрафа исправительное воздействие оказывает лишь установленный порядок его исполнения.
Средства исправления осужденных применяются с учетом характера и степени общественной опасности совершенно-го преступления, личности осужденных и их поведения. Например, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в колониях особого режима, к общему образованию не привлекаются и профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве (см. комментарий к ст. ст. 108 и 112).

СТ 9 УИК РФ

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Комментарий к Ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания. Выбор средств исправления осужденных и их содержание зависит от ряда факторов, таких, как:

Вид исправительного учреждения;

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

Личность осужденного;

Поведение осужденного.

2. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется наказание в виде лишения свободы, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных в исправительных учреждениях к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару.

3. Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Как разностороннее средство воздействия на осужденных воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей мере, чем такие средства исправления, как режим и труд. Тем не менее проводить ее без правовой регламентации невозможно.

Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

Основной массив правового регулирования находится на подзаконном уровне: приказы, инструкции и другие ведомственные нормативные акты.

1. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Комментарий к статье 9 УИК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание принципа уголовно-исполнительного законодательства РФ о соединении наказания с исправительным воздействием, а также принципа дифференциации и индивидуализации в части рационального применения мер и средств принуждения, исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных. Таким образом как бы презюмируется основная направленность уголовно-исполнительного законодательства именно на исправление осужденных.
В ч. 1 комментируемой статьи дается определение понятия «исправление осужденных», которое свободно от политической ориентированности, как это было раньше при определении задач исправления и перевоспитания осужденных.
Сейчас процесс исправления осужденных ориентирован на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется так: формирование у осужденных правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Тем не менее речь идет здесь не только о «юридическом» исправлении (осужденный не совершит нового преступления), но и о более сложном явлении — нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает глубоко осознанно, а не из-за боязни нового наказания. Поэтому перед персоналом УИС стоит сложная задача по организации процесса нравственного исправления осужденных.
2. Исправление осужденных осуществляется с помощью основных средств, которые перечислены в ч. 2 комментируемой статьи. УИК детально регламентирует порядок исполнения и отбывания наказания. Применительно к исполнению наказаний, связанных с лишением свободы и содержанием в дисциплинарной воинской части, речь идет о режиме как обобщающем понятии порядка и условий отбывания наказания конкретного вида.
Уголовно-исполнительное законодательство, устанавливая порядок исполнения и отбывания всех видов наказаний, имеет в виду и его условия, которые в своей совокупности определяют объем и характер карательных и иных принудительных элементов в конкретном виде наказания. Хотя характер и объем кары определяет в своей основе уголовное законодательство, но их элементы содержатся и в нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний. Так называемые режимные требования ставят жизнь осужденных под жесткий контроль и надзор, тем самым дисциплинируя поведение данных лиц, что в конечном счете способствует их исправлению.
В уголовно-исполнительном законодательстве в отношении различных видов наказаний аспекты их исполнения и отбывания урегулированы в неодинаковой мере: в одних случаях акцент делается на исполнении (например, при взыскании штрафа, лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишении специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград), в других — детально регламентируется и исполнение, и отбывание наказания (при лишении свободы, исправительных работах и т.д.).
3. Проведение комплекса воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он представляет собой набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. В УИС действуют психологические службы.
При достижении цели исправления осужденных следует применять не одно воспитательное средство (сколь бы действенным оно ни представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.
В эту систему мероприятий входит и религиозное просвещение, однако оно не может быть панацеей от всех бед. Сейчас вместо политико-воспитательной работы с осужденными проводится просто воспитательная работа, что выразилось не только в снятии ее политической окраски, но и в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся) (более подробно эти вопросы освещены при анализе организации работы с осужденными, отбывающими конкретные виды наказаний).
4. Общественно полезный труд в силу своего исключительно большого воспитательного воздействия на личность выступает важнейшим средством исправления осужденных. В прошлом труд в законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве в сфере исполнения наказаний акцент смещен с трудового аспекта на уголовно-исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, проблема привлечения их к труду остается исключительно острой. Несмотря на колоссальные усилия УИС по сохранению и расширению рабочих мест в местах лишения свободы, количество безработных осужденных не сокращается. Условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде (см. подробнее комментарий к ст. 103-107 УИК).
5. Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспитательную направленность. В этом отношении УИС России накопила большой положительный опыт. К сожалению, в связи с резко возросшими экономическими трудностями она стала утрачивать данный воспитательный потенциал. Школы, профессионально-технические училища в местах лишения свободы стали закрываться все чаще, уходит педагогический персонал. Все это снижает эффективность процесса исправления осужденных.
6. Общественное воздействие как средство исправления осужденных в России применяется давно. Еще в начале XIX в. Указом Александра I было создано Общество попечительное о тюрьмах, в более поздний советский период нашей страны действовали распределительные и наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних, которые не только осуществляли общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвовали во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. Опираясь на практику прошлых лет, в настоящее время получили развитие различного рода научно-методические и методические советы, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в аппаратах управления ими, в том числе на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Сегодня вновь возрождаются попечительские советы как в пределах ФСИН, так и непосредственно в ИУ, в частности они организуются при каждой ВК. Набрали силу советы родственников осужденных и родительские собрания; в ряде мест они не только положительно себя зарекомендовали, но и стали эффективными рычагами воздействия на поведение осужденных. Прекрасные результаты давала ранее шефская работа трудовых коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений, которая осуществлялась как во время отбывания осужденными наказания, так и после их освобождения при проведении мероприятий по социальной реабилитации. К сожалению, в настоящее время эта работа находится в упадке в силу сложных социально-экономических условий выживания самих трудовых коллективов. Существуют и другие формы общественного воздействия.
7. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, личности осужденных и их поведения. Прежде всего, набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Однако даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы. Так, в тюрьмах и ИК особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, средства их исправления существенно отличаются от применяемых в других типах ИУ.
Поведение осужденного в ИУ влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание (первоначально облегченные или строгие), а также на объем предоставляемых ему льгот, возможность досрочного освобождения от наказания или изменения режима содержания на более легкий вид. Таким образом в полной мере раскрывается принцип уголовно-исполнительного законодательства о дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.