Умение влиять на другого человека. Влияние на поведение человека

Как влиять на людей.
Умение влиять на людей во время беседы, заставить их именно то решение, которое необходимо вам, является одним из важнейших в современном мире. Это умение пригодиться как в деловых переговорах, так и в повседневной жизни.

В общем-то, влиять на людей не так уж и сложно. Основная идея состоит в том, что люди в своём поведении очень часто руководствуются подсознательными простыми желаниями. И, чтобы добиться своих целей, необходимо понять простые желания людей, и затем заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать.

Надо заметить, что для того, чтобы повлиять на человека, вы НЕ должны пытаться ему что-либо навязывать, или заставить принять необдуманное решение. Это может показаться невероятным, но человек, который желает достигать взаимовыгодного сотрудничества, приобретает огромное преимущество, по сравнению с теми, кто пытается что-либо навязывать. Если вы готовы поставить себя на место того человека, от которого хотите чего-то добиться, и понять ход его мыслей, то вам не придётся беспокоиться о своих отношениях с ним.

Главный секрет в вопросе Как влиять на людей , заключается в умении помогать самоутверждению собеседника. Необходимо сделать так, чтобы ваш собеседник выглядел достойно в своих собственных глазах. Но обо всём по порядку: есть шесть основных принципов, которые помогут повлиять на абсолютно любого вашего собеседника (будь то продавец или покупатель, партнёр по деловым переговорам или преподаватель на экзамене). Вот они:

1. Интересуйтесь другими людьми.

Если вы хотите чего-то добиться от человека, то вы должны искренне интересоваться им. Вы должны понять каким проблемам он придает большее значение, какие у него фундаментальные взгляды на жизнь.

Прежде, чем обсуждать то что вам необходимо обсудить, (если есть такая возможность) имеет смысл поговорить о тех вещах, которые интересны для вашего собеседника, но не имеют отношения к вашей проблеме. Это даст ему понять, что вы имеете такие же взгляды на жизнь и окружающую действительность. Это особенно полезно, если ваш собеседник являеся "трудным человеком", т.е. таким, который склонен в необоснованной агрессии к собеседнику.

Этот приём был известен ещё в древнем Риме, и его выразил римский поэт Публий Сир: "Мы интересуемся другими людьми тогда, когда они интересуются нами".

2. Произносите имя собеседника

Удивительный факт состоит в том, что люди придают весьма большое значение своему имени. Запомнив имя собеседника и иногда употребляя его, вы внушаете ему осознание собственной значимости.

Учёные и психологи утверждают, что звук собственного имени вызывает у человека приятное чувство, обычно не осознаваемое им.

По легенде, Александр Македонский, человек, который имел уникальные способности влиять на людей, знал по имени кажого солдата своей армии.

3. Умейте слушать.

Очень часто отсутсвие умения слушать собеседника приводит к негативному отношению с его стороны. Если человек слишком озабочен тем, что надо сказать ему, он добьется гораздо меньшего, чем если будет сосредоточен на том, что говорит собеседник. Зачастую хорошим ораторам большинство людей предпочитают хороших слушателей, но умение слушать, видимо, встречается гораздо реже, чем все остальные качества.

Очень важным является умение задавать такие вопросы, на которые вашему собеседнику будет интересно отвечать. Поощряя собеседника к рассказу о том, что ему интересно и в чём неплохо разбирается можно завоевать его расположение.

Умение слушать во все времена ценилось выше, чем умение говорить. И именно поэтому во времена расцвета Римской империи, в сенате было множество говорящих и лишь один - слушающий.

4. Улыбайтесь, будьте оптимистичны и верьте в лучшее!

Этот принцип можно кратко изложить так: "Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если вы хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами".

Дело в том, что общаться с человеком излучающим оптимизм несравнимо легче, чем с тем, кто кажется только и ждёт какого-то подвоха. Будьте уверены в том, что ваше общение с человеком принесёт взаимную выгоду, тогда и ваш собеседник поверит в это.

Единственная проблема заключается в том, что действительно не просто найти в себе силы быть оптимистом, если вам приходиться общаться с большим количеством людей каждый день. Но если вы сможете это сделать, то увидите, что влиять н алюдей совсем нетрудно!

Этой мудростью владели древние китайцы. Они говорили так: "Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин".

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Если вы приблизительно знаете круг интересов своего собеседника, то перед важным разговором с ним постарайтесь быть максимально осведомлённым о том, что ему интересно. Самый верный путь к оказанию своего влияния на человека - это разговор с ним о том, в чём он будет чувствовать себя экспертом, или по крайней мере, знающим человеком.

Если вы подадите вашему собеседнику сигнал, что интересуетесь примерно тем же чем и он, вы можете легко завоевать его расположение, ведь он увидит в вас единомышленника!

6. Цените в людях то, что ценят в себе они!

Если вы будете следовать только одному этому правилу, вы сможете оказывать поразительное воздействие на абсолютно любого человека, и приобретёте множество друзей. Вот это правило:

Дело в том, что абсолютно любой человек жаждет, просто мечтает быть оценённым по достоинству. И если вы будете замечать и ценить реальные достоинства и умения какого-либо человека, вы приобретёте над ним громадное влияние.

Важно отметить, что вы НЕ должны использовать лесть в какой бы то ни было форме. Это, скорее всего, вызовет только негативную реакцию того, кому она предназначена. Людям не нужна дешёвая лесть, но любой человек страстно желает, что бы то, чему он уделяет большое внимание сам, было оценено по достоинству другими.

Соблюдая эти шесть основных принципов, вы с упсехом сможете влиять на людей.

По материалам: http://podumaiosebe.ru

Существуют – это шаги к успеху любого человека. Мобилизация собственных сил, приводит к получению желаемого результата. Современная литература предлагает множество методов для прививания навыка «убеждать людей», но остановимся на девяти скрытых правилах общения. Важно помнить, что собеседник является, прежде всего, личностью, а не управляемым субъектом. Поэтому простых шагов при убеждении быть не может. Личность имеет: интеллект, эмоции и волю. Поэтому, если вы хотите убедить личность, не пытайтесь показать своё превосходство, а научитесь становиться вторым Я вашего собеседника. Первое правило подсказывает, как это делать.

Первый метод «Отражение»

Влиять на людей можно научиться, когда развивать внимание к характерным жестам людей, пытаясь запомнить их и мысленно повторить. При более длительной тренировке этот навык срабатывает автоматически. Скорость обучению навыкам «убеждать людей» зависит от личных качеств человека, от его физической подготовки, от эмоциональности характера, от интеллекта. В любом случае важно понимать, что благодаря своему психическому и социальному развитию, человек может совершать осмысленные поступки или быть субъектом сознательной деятельности.

Успешное отражение действий партнёра, в то же время прочтение его настроение, наступает незаметно с интервалом в несколько секунд. Это верх мастерства влияния на людей .

Для чего необходимо отражение? Этот метод способствует мини гипнозу и убеждению на подсознательном уровне.

Тайминг – выбор точного времени для убеждения людей

Тайминг – наиболее сложный вопрос, так как прежде, чем научиться понимать надёжность момента в любой беседе, важно обладать интуицией. Это вторая ступенька навыков после «Отражения». В любом случае – идти «напролом» – означает «потерпеть поражение».

«Не оскудеет рука дающего» или «Взаимообмен»

Скупому человеку всегда хуже, чем щедрому. Важно самому не скупиться в мелочах, если сам человек рассчитывает на помощь в каких-либо вопросах. Добрая инициатива передаётся по эстафете и обязательно возвращается добром.

Фрейминг или «ключевые слова»

Что бы убеждать и влиять на людей при разговоре с собеседником необходимо вести разговор, в форме сотрудничества. Использование эмоционально окрашенных слов позволяет убедить людей принять личную точку зрения. Установлению коммуникативного контакта содействует все то, что снижает уровень отрицательных психических состояний. Вся система коммуникативных контактов должна строиться на положительных проявлениях личности, на справедливом и гуманном отношении к личности собеседника.

Дефицит

Преодоление барьера даже между профессионалами способствует владение психологическими методиками влияния на людей. При этом недопустимо психическое насилие. Но тонкое внушение, что товар является дефицитным, способствует желанию его приобрести.

Конгруэнтность

Конгруэнтность – это метод, который ведёт собеседника по пути к цели, не называя её формально. Например, вы хотите пригласить в ресторан девушку. Вам облегчит задачу, если предложение прозвучит у ресторана. Значит, изначально, целенаправленно, вы должны выбрать маршрут, что ведёт к ресторану.

Убеждать и влиять на людей красотой речи

Умение управлять своим голосом и при этом находить правильные слова – это дар, который прививается годами. У многих при отшлифовке речи возникает желание общаться.

Чувство стадности

Человек – это продукт общества и, как продукт, он обладает наделёнными ему свойствами. Поэтому важна личная харизма. Что бы убеждать и влиять на людей необходимо стать личностью.

Лидерство

По распространённому мнению великими лидерами не рождаются – ими становятся. И, несомненно, успех лидеров зависит не только от того, что они делают, но и как они действуют – насколько они полны энтузиазма, готовности к действию и азарта, насколько они вдохновляют и «зажигают» тех, кто идет за ними.

9 секретных методов убеждения и влияния на людей пригодятся в любых ситуациях в жизни.

Умение оказывать влияние на людей

Невозможно делать все одному, более того, это – не правильно. Управление предполагает, что часть работы должна лечь на плечи тех, кто трудится с вами или на вас. Влияние – это умение направлять людей, мотивировать их деятельность, поручать им разные задания и вести переговоры.

Из книги Эффективная мотивация автора Кинан Кейт

Умение понимать людей Если вы хотите разобраться в мотивах, которые движут людьми, примите во внимание тот факт, что у каждого из них есть свои потребности и именно они заставляют человека добиваться

Из книги Оценка поведения автора Кинан Кейт

Умение понимать людей Вам не удается заинтересовать сотрудников? Может быть, их мотив работать эффективно так слаб, что едва заставляет ваших подчиненных подняться с постели и прийти на работу? Или вы просто не сумели создать правильную мотивацию, недооценили

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Умение управлять поведением Если вы расстроены или обеспокоены поведением других людей, то, возможно, вам следует объективно проанализировать его. Может быть, вы пытаетесь помочь тому, кто этого не желает, или отвели на решение проблемы слишком мало времени. Вы могли

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

2.7. Понятие организации, модели организаций и их влияние на поведение людей Нанимаясь на работу в организацию, человек осознанно соглашается на целый ряд условий, в которых будет протекать его трудовая жизнь, и выражает готовность принять ряд ограничений в части своего

Из книги Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление автора Репин Владимир Владимирович

10.3.9 Умение управлять дистанцией, способность вести себя в рамках формальной ситуации с одновременным умением разрушать границы, привлекая к себе людей, создавая контакт более близкий и прямой Давайте взглянем на уровни общения лидера с подчиненными:? Формальное

Из книги Мастерство продажи автора Завадский Мишель

4. Поставлять продукты и оказывать услуги 4.1. Планировать и приобретать необходимые ресурсы (планирование цепочки поставок)4.1.1. Развивать производственную стратегию и стратегию обеспечения материальными ресурсами4.1.1.1. Определять производственные цели4.1.1.2. Определять

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Умение слушать Говорят, что 60% всех конфликтов между людьми возникает из-за коммуникационных проблем. Кто-то кого-то не расслышал или не так понял, в результате не так отреагировал, это вызвало недовольство или обиду другой стороны – и проблема стала расти как снежный

Из книги Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса автора Хау Джефф

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Из книги Продавай! Секреты продаж на все случаи жизни автора Пинтосевич Ицхак

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Из книги Как оказывать влияние. Новый стиль управления автора Оуэн Джо

Из книги автора

Умение слушать Одна из главных потребностей людей – внимание и признание. С детства дети добиваются внимания родителей. Иногда хорошими поступками и стихами на табуретках. Иногда – плачем и капризами. В любом случае каждый хочет, чтобы его выслушали. Так мы определяем,

Из книги автора

Упражнение № 12 Учимся оказывать влияние на людей 1. Прочитай книгу Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».2. Найди все упоминания о Чарльзе Швабе.3. Используй его приемы в своей

Из книги автора

Из книги автора

Введение Искусство оказывать влияние От века почтения к веку влияния Тридцать лет назад пара серых носков произвела настоящую революцию. Топ-менеджеры Procter&Gamble пришли на конференцию компании. Когда они заняли свои места, все присутствующие буквально онемели от

Осмотрительность и предусмотрительность.

Осмотрительность вырабатывается тем, что при всей решительности человек никогда не упускает из виду вопроса: «А что из этого может выйти?» Сначала обдумать, а потом решить.

Но не надо путать коле6ания с осмотрительностью. Колебание - не осмотрительность. Обдумай быстро и быстро решай, но непременно сначала обдумай: «А что из этого может выйти?»

Предусмотрительность вырабатывается привычкой заглядывать вперед.

Я занял позицию, я намерен ее защищать, но все-таки я должен решить заранее: а что, если, несмотря на все моё сопротивление, меня все-таки оттеснят? Тогда что я буду делать? И я должен наметить пути отступлёния, должен наметить другую позицию, которую я займу, если меня вытеснят отсюда.

Но вместе с тем я должен обдумать и противоположный случай: а что, если контратакой мне удастся опрокинуть атакующего противника, тогда что я должен делать? Преследовать его или остаться на позиции?

И по обстоятельствам положения решить и этот вопрос.

Вообще, всегда приняв известное решение, заглядывать в будущее и иметь в голове уже готовые решения на всевозможные последствия моих действий, чтобы ни одно из них не оказалось для меня неожиданным и не заставило бы меня растеряться.

Это самое главное качество начальника - будь то офицера, унтер - офицера или просто старшего. Уменье заставлять других делать то, что ты находишь нужным, заставлять не внешними причинами, не палкой, а влиянием своим - больше всего необходимо военачальнику.

Все великие полководцы и были великими только потому, что в высокой степени обладали этим умением.

Классический пример - Наполеон.

Никто, как он, не умел так влиять на других, на массы, и никто, как он, так не понимал ценности этого умения.

Наполеон отыскивал в полках солдат, имевших влияние на товарищей, и, сейчас же назначал их на командные должности.

И это правильно.

По-настоящему может быть военачальником только тот , кто умеет влиять на других и подчинить их своей воле.

Умение влиять на других складывается из нескольких элементов и главный из них - уверенность в себе, уверенность в том, что я знаю, что нужно делать, знаю, как и в каких случаях поступать, знаю, чему нужно людей учить и что нужно заставлять их делать.

Значит, уверенность в себе создается из знания и для нее необходимо, прежде всего, усвоение всех военных знаний.

Начальник, плохо усвоивший военные знания, нетвердый в них никуда не годится, у него не может быть уверенности в себе и у людей не может быть доверия к нему.


Одно из главных условий влияния на других состоит в том, что твои подчиненные естественно должны признавать твое превосходство, признавать тебя старшим не потому только, что ты поставлен над ними, но потому, что ты знаешь дело и можешь его исполнить лучше всех их.

Подчиненные должны говорить про тебя:

Он все знает, все разъяснит, он все покажет, он все может сделать лучше любого из нас. Куда нам до него!

Если они так не говорят, то начальник никуда не годится и не может иметь на них никакого влияния.

И надо, прежде всего, добиться, чтобы люди про тебя так говорили. Нужно всё время показывать, что ты можешь сделать все, что требуешь, и при этом лучше всех.

В строю, на маршировке , на гимнастике, на стрельбе, всюду ты должен стремиться стать первым и всем служить примером.

И тогда у тебя будет естественная уверенность в себе, и ты естественно будешь старшим, будешь общепризнанным атаманом и руководителем порученной тебе кучки людей.

Человек, сделавшийся смешным, уже не может иметь никакого авторитета.

Берегись сделаться смешным, а для этого никогда не берись за то, что выше твоих сил, не хвастай, не обещай сделать то, чего ты не можешь.

Старательно обходи всякую возможность «сесть в лужу» и сделаться смешным.

Помни, что этим ты в одну минуту можешь уничтожить результаты долговременной работы, и следи за собою.

Следующими необходимыми условиями подчинения людей своему влиянию являются: терпение, настойчивость, упорство, с которыми ты должен преследовать поставленные тобой задачи. Например, ты объясняешь что-нибудь солдату, а он не понимает.

Объясни раз, объясни два, он все не понимает. Ты машешь рукой и отходишь: «Ну, черт с тобой!» Так нельзя поступить! Ты должен 20 раз объяснить толково, спокойно, терпеливо и не бросать, пока не убедишься, что он тебя понял.

Для облегчения и твоей работы и солдатского восприятия твоих объяснений ты должен всматриваться в людей, разбираться в них и не «долбить» всякому объяснения одинаковым для всех, сухим, «казенным языком», но для каждого находить наиболее 6лизкие и понятные ему слова и способы объяснения.

Городскому развитому рабочему надо объяснять совсем иначе, чем серому неграмотному парню из глухой деревни.

Каждому объяснил «по одному», видишь – не понял, объяснил «по другому», другими словами, другим манером. Не понял так, найди третий способ объяснения, но не бросай, добейся, чтобы человек понял и воспринял.

Тогда у человека рождается сознание, что он от твоего влияния отказаться не может, что ты заставишь его понять, заставишь работать его мозги.

Ты вышел на занятия, подошел к одной группе людей, указал им, что делать. Отошел от них, оглянулся - они ничего не делают.

Ты можешь сделать вид, что не замечаешь, можешь подумать: «Черт с ними! Не стоять же мне у каждого над головой!»

Так очень часто поступают начальники. Но этого делать нельзя: делать так - это выпускать людей из-под своего влияния. Всякое указание должно быть исполнено.

Вернись, снова укажи, что делать. Постой, пока не начнут. Отойди; если перестали, то опять вернись и спокойно, хладнокровно заставь их делать.

Чтобы у людей создавалось впечатление, что не выполнить твоих приказаний, ускользнуть от них – нельзя, что ты всегда сумеешь настоять на их исполнении, а когда такое впечатление у них создастся, то тогда они уже и не будут пытаться не исполнять твоих распоряжений.

Следующее условие влияния на других: беспристрастие. От всех требовать службу

одинаково и равномерно. Никаких поблажек, никаких любимчиков.

Если люди будут говорить: - «Вот, Иванову, небось, всё можно, а нам нельзя»… - не может быть и речи о беспрекословном исполнении приказаний.

Нужно, чтобы люди про тебя говорили: «Он справедливый! Он со всех требует одинаково!» А отсюда у них будет создаваться вывод: «Он требует только то, что необходимо, и, значит, необходимо исполнять его требования!»

Ещё одно условие влияния на других: никогда не бросать слов на ветер, пустых, невыполнимых обещаний и пустых угроз. Каждое слово должно быть делом. С казал: добьюсь, чтобы вам дали отдых. Добейся. А если не уверен, что можешь добиться, то и не говори

Сказал: награжу!

Награди и смотри, не забывай.

Сказал: накажу!

Накажи уж без прощения.

Сказал: убью!

Раз сказал, то уже иди на все, чтобы выполнить сказанное, хоть на преступление. Но никогда не говори пустых слов.

Что же касается боевой обстановки, там, конечно, п ервым условием влияния на других является личный пример мужества и храбрости. Ты начальник малой части, тебе не нужно охватывать широкого горизонта, а потому ты можешь и должен быть всегда в самых опасных местах. Всегда спокойный, а если не можешь быть спокойным, то весёлый (в бою весёлым быть легче, чем спокойным). Два, три раза подчёркнуто покажи своё презрение к смерти. (Всегда рисковать жизнью без особой нужды нет смысла, но на первых порах, для утверждения своего влияния на людей, это полезно.)

И когда ты услышишь, что солдаты в землянке рассказывают про тебя: «Наш взводный молодчина! Ему черт не брат! Неприятель так и сыплет, так и сыплет, а он стоит, смотрит в бинокль, и хоть бы бровью повёл!» Тогда ты можешь быть спокойным. Ты имеешь влияние на своих людей, и они пойдут за тобою даже на смерть.

Помня обо всех перечисленных условиях «влияния на других», не надо забывать еще одного.

Ты не должен совершать таких поступков, которыми роняется твое человеческое достоинство, и за которые перестают уважать не только начальника, но и простого человека. Ты, конечно, не можешь пьянствовать, скандалить, обыгрывать подчиненных в карты, воровать, позволять себе брать взятки и пользоваться народным имуществом для личных целей. Пьяница, скандалист, картежник, вор, взяточник, растратчик народного добра, конечно, никаким уважением и влиянием пользоваться не может!

Ты должен быть безупречным, как человек! Ты должен быть чистым! Да об этом и говорить не стоит. Таким ты должен быть уже потому, что ты служишь в Армии.

В Армии, служащей великому делу освобождения Родины.

А такому великому делу можно служить только с чистыми руками.

Я не буду здесь останавливаться на такой общей проблеме, как готовность делать какие-то практические шаги во благо других. Зато стоит обратить внимание на особый вид помощи – взаимную психологическую помощь. В жизни каждого из нас нередко возникают ситуации, рождающие какие-то личностные проблемы, и в такие моменты другие люди порой могут помочь нам.

Можно выделить как бы два основных вида обстоятельств, с которыми связано оказание и принятие помощи. Один из них возникает в ситуации, когда индивид испытывает серьезные трудности и страдания и не может самостоятельно справиться со своими проблемами. Другой вид обстоятельств не связан со столь острой ситуацией, когда помощь со стороны жизненно необходима, однако есть возможность и потребность каких-то изменений в лучшую сторону. Примером ситуации первого типа может быть горе в связи с потерей близкого человека или утрата веры в собственные силы в результате серьезной неудачи. Примером ситуации второго типа может быть момент трудного выбора, или принятия жизненно важного решения, либо поиска более оптимального способа жизни и т.п.

Мне кажется, что наиболее распространенными в повседневной жизни формами оказания психологической помощи являются добрые советы и поддержка. Часто они кажутся эффективными только внешне, а на самом деле не очень-то облегчают жизнь нуждающегося в помощи человека. Я думаю, что наибольшей ценностью обладают такие отношения с человеком, испытывающим серьезные трудности, при которых возрастает его собственная способность справляться со своими проблемами. Мне также кажется, что умение оказывать помощь в какой-то мере связано с умением ее принимать, причем последнее для некоторых людей оказывается делом отнюдь не легким.

Влияние на другого человека чаще всего ассоциируется со способностью подчинять людей своей воле, и едва ли не каждый из нас имеет свои представления на этот счет. Последнее, правда, не означает, что сущность способности влиять на других сводится к стремлению завладеть человеком.

Так обстоит дело в случае влияния на предметы или неживую природу. Подобное представление о механизмах влияния на других людей весьма распространено, но оно вовсе не единственное. Поскольку здесь нас интересуют преимущественно межличностные отношения, мы можем тесно связать проблему воздействия с проблемой формирования контактов. Сформулируем проблему в виде вопроса, который нередко встает перед нами в различных ситуациях (но не вопроса "что я могу сделать, чтобы изменить этого человека?"): "Что я могу сделать, чтобы характер наших отношений изменился в желанном направлении?" Правда, состояние отношений зависит не только от меня, но и от моего партнера, но я могу непосредственно влиять на свою роль в этих отношениях.



Основным инструментом, с помощью которого мы устанавливаем контакты с другими и определенным образом влияем на них, является наша личность со всеми присущими ей ограничениями и особенностями. Если воздействие на другого человека определяется характером моих потребностей, стремлений и желаний, то практически всегда в ответном воздействии на меня со стороны этого человека точно так же отражаются и его потребности, стремления и желания. Реальные последствия направленного воздействия заключаются в обмене взаимных влияний и затрагивают обоих партнеров. Это может происходить в виде борьбы и стычек, а возможно, в форме совместной деятельности и взаимодействия. Таким образом, способность к оказанию влияния на другого человека можно понимать как умение строить отношения в желанном направлении.

Нередко нам хочется уметь успешно достигать важных для нас целей в ситуациях, когда кто-то препятствует этому или затрудняет этот процесс. В такие моменты никто не помышляет о совместной деятельности – основной задачей является преодоление препятствия или ликвидация угрозы со стороны другого. Особенно это относится к разнообразным жизненным коллизиям, связанным с борьбой против чьей-то несправедливости или нечестности. Действительно, трудно себе представить, чтобы с таким человеком – "источником зла", – сознательно унижающим людей и нарушающим моральные принципы, можно было бы установить отношения сотрудничества и взаимодействия. Хотя таких ситуаций еще много в нашей жизни, но порой я думаю: не слишком ли часто мы поднимаемся на "борьбу со злом", приписывая людям сознательный злой умысел? Мне хотелось бы в этой книге уделить больше внимания различным формам "мирного сосуществования". Итак, в основе способности влиять на других лежит умение расширять контакты, построенные на взаимодействии и сотрудничестве.