6 эмоций. Основные эмоции человека

Мне кажется, если бы с детства знали, что значат наши основные эмоции, как они себя проявляют, и о чем именно они говорят - жить бы стало значительно проще! И сейчас мы с вами наверстаем упущенное, ведь понимание эмоций способно значительно упростить жизнь и сделать вас мудрее! Давайте проверим!

Увы, в детстве нашему эмоциональному образованию фактически не уделяли должного внимания. И это сказалось на нашем психологическом здоровье.

Были времена, когда мое тело, ум и сердце пытались сказать мне очень важные вещи в течение нескольких месяцев, но я была не в состоянии понять это. И самое важное, что эмоции очень важны для логического мышления, мы должны уметь понимать, чему они пытаются научить нас.

Итак, независимо от того, хотите ли вы самостоятельно руководить значительными изменениями в своей жизни, или вы не уверенны в своих любовных отношениях, или вам просто нужна помощь в понимании того, что ваши основные эмоции пытаются сказать вам, описание этих пяти главных человеческих эмоций и их подтекста поможет вам разобраться в себе.


Наконец, хотелось бы отметить, что я сузила свой список до пяти основных эмоций, потому что я считаю, что они лежат в основе наших других эмоций. То есть существуют сотни эмоциональных проявлений, которые можно было бы рассмотреть, так называемые «вторичные» эмоции, но все они возникают из этих пяти основных.

Итак, начнем.

1. Счастье

По умолчанию это наша эмоциональная реальность. Мы чувствуем его, когда удовлетворяются наши базовые человеческие потребности. Мы счастливы, когда мы чувствуем себя в безопасности, вовлеченными в жизнь и любимыми.

С одной стороны, пробуждение состояния счастья может проявляться в ощущении спокойствия и расслабленной удовлетворенности, а, с другой стороны, может проявляться в качестве чувства радости, блаженства, экстаза или чувства влюбленности.

Поэтому отсутствие счастья указывает на то, что не удовлетворяются элементарные человеческие потребности.


2. Печаль

Печаль охватывает наше тело и разум, когда мы испытываем некоторые формы потери в своей жизни. Она может быть незначительной, как, например, от упавшего на землю мороженого, или разрушительной, как при разрыве отношений или потере работы или любимого человека, которого мы обожали.

Люди идут на многое, чтобы избежать чувства печали. Но мне нравится думать о грусти, как о своего рода процессе почитания. Только задумайтесь, мы просто чтим и отмечаем, как много что-то значит для нас, когда мы позволяем ряби печали протекать через наше тело... печаль может овладевать нами от нескольких дней или недель до полного погружения в безостановочное рыдание на протяжении месяцев, когда мы испытываем значительные потери в наши жизни.

И правда в том, что от печали никуда не деться, но вы тоже можете относиться к ней как процессу почитания, чтобы исцелить себя. Кроме этого, позволяя себе полностью испытать печаль, вы только сделаете себя более сильным и мудрым человеком.

Физические симптомы грусти часто включают в себя чувство тяжести в груди, напряженность в области челюсти и мышц горла, слезы в глазах.

3. Сексуальное возбуждение

Из всех пяти эмоций в этом списке, я бы сказала, что это одна из самых часто пренебрегаемых. Так происходит потому, что многие считают, что сексуальные чувства тесно связаны с состоянием счастья, но мне кажется, что они достаточно различны, и о сексуальности нужно говорить отдельно.

Сексуальное возбуждение у всех людей переживается по-разному, но общие физические ощущения часто представляют собой комбинацию чувства жара в груди и паховой области, видимое покраснение лица и верхней части грудной клетки, замедления дыхания и распространения чувства возбуждения, которое в конечном итоге распространяется по всему телу.

Наша сексуальное желание является одной из самых сильных движущих сил в нашей жизни (в конце концов, именно оно несет ответственность за продолжение рода). Когда вы поймете, как правильно использовать свою сексуальную энергию, вы сможете добиваться большего. Наша сексуальная энергия может быть преобразована в творческую, и это сила не похожа на любую другую.

Важно также помнить, что сексуальная энергия (как и любая другая эмоция, которую вы испытываете) создается вами и живет только в вашем организме. Таким образом, даже если вам кажется более логичным думать: «Я увидел(-а) очень привлекательного человека, и это он разбудил во мне эти чувства», на самом деле это вы пробудили их в себе. Люди не в силах «сделать» вас грустным, разгневанным или счастливым. Вы должны научиться брать на себя ответственность за ваши собственные эмоции. И с нашими сексуальными чувствами это работает даже сильнее, чем с другими.


4. Гнев

Одной из самых крутых вещей, которые я когда-либо узнала, изучая развитие ребенка, является то, что мы не можем научиться ползать, пока не научимся испытывать гнев (или вторичной эмоцией в этом конкретном примере может выступать разочарование). Мы не можем сразу же научиться ползать, потому что мы должны быть достаточно злыми на нашу нынешнюю ситуацию, мы должны прежде разозлиться на то, что мы не в состоянии перемещаться. Когда мы захотим двигаться, тогда и возникнет возмущение на неподвижность.

Испытайте гнев, а потом используйте его силу для обучения.

Гнев – это чувство, которое возникает, когда мы заблокированы каким-то образом (т.е. есть препятствие между нами и желаемым результатом) или когда получается то, чего мы не хотим.

Когда вы злитесь, ваши мышцы напрягаются (челюсть, кулаки, большие группы мышц испытывают напряжение и т.д.), и вы чувствуете, как энергия пытается заставить это напряжение покинуть ваше тело. Гнев заставляет вас топать ногами по земле, кричать или даже ударить кого-то.


5. Страх

Страх предназначен для поддержания безопасности. Но иногда онслишком уж тормозит нас (например, страх, что подумают другие люди может помешать вам строить карьеру своей мечты). На нижнем конце спектра этой эмоции, вы можете испытывать страх в виде нервозности, например, перед первым свиданием или публичным выступлением.

Мы все слышали о принципе «борись или беги». Он необходим на более высоком конце спектра страха, когда мы считаем, что угроза может нанести нам реальный ущерб (физический или эмоциональный).

Ваша главная задача – это научиться отличать надуманные поводы для волнения от реальных угроз.


Надеемся, что эта статья поможет вам разбираться в своих чувствах немного лучше. Если вы будете понимать, что лежит в основе вашей печали, несчастья, гнева или страха, вы сможете легче преодолевать их и направлять свои эмоции в нужное русло, в чем мы и желаем вам успехов!

«Все наши решения основаны на эмоциях».

Эти слова Тома Снайдера (Tom Snyder), основателя VorsightBP, произнесенные с главной сцены ежегодного саммита по внутренним продажам (AA-ISP"s Inside Sales Leadership Summit ), заставила целый зал слушателей одобрительно закивать головами.

Термин inside sales, или «внутренние продажи», имеет неоднозначную трактовку. Кто-то использует его для обозначения продаж существующим, или внутренним клиентам компании за счет увеличения суммы чека ( и кросс-сейлс), генерации повторных продаж, повышения удовлетворенности покупателей и т. п. Но изначальное значение слова inside в этом сочетании было ничем иным, как продажа «от души», «от себя», путем эмоционального воздействия и убеждения.

Несмотря на то, что все мы очень серьезно относимся к принятию решений, особенно если речь идет о клиентах B2B-сектора, люди далеко не всегда руководствуются одним лишь разумом и логикой. Это самообман — думать, что мы рациональнее, чем есть на самом деле.

В чем ошибся Декарт

В своей книге «Ошибка Декарта» (Descartes Error ) Антонио Дамасио, профессор нейропсихологии в Университете Южной Калифорнии, утверждает, что эмоции — необходимый фактор, влияющий на принятие решений. «Когда перед нами стоит задача выбора, наш прошлый опыт оказывает эмоциональное воздействие на наши рассуждения. Эмоции создают предпочтения, которые ведут к определенному решению», — пишет Ноэль Мюррей (Noel Murray) в своей статье для Psychology Today.

Соотнесите это представление с тем, что профессор в Гарварде, писатель и доктор психологии Стивен Пинкер (Steven Pinker) говорит о явлении когнитивного диссонанса:

Словом, страх часто верховодит нашим поведением. Вот как это можно обыграть:

  1. Помогите людям осознать цену бездействия. Пользователи часто так держатся за статус кво, что даже не осознают, насколько это невыгодно им самим. Задавайте им вопросы, например: «Как долго вы еще продержитесь, если оставите все как есть?» или «К чему приведет ваша нерешительность? ».
  2. Расскажите о печальном опыте других. Если у вас есть пугающая история о чьей-то неудаче или сбившейся с пути компании, поведайте ее.
  3. Подчеркните личные последствия. Что может случиться, если пользователь откажется от покупки? В каком положении он находится в своей компании? Свяжите ваш продукт и личные перспективы.
  4. Обсудите возможные потери. Благодаря такой особенности психики, как избегание неудач, люди сильнее реагируют, когда вы говорите им о возможных потерях, чем о вероятном выигрыше.
  5. последствие », «потеря », «ухудшаться », «снижаться », «страдать », «цена » и «ущерб ».

Альтруизм

Обувная компания TOMS применила альтруистический мотиватор, решив дарить по паре обуви нуждающимся людям за каждую покупку. Эта идея «one for one», основанная на взаимопомощи, резко увеличила количество продаж, так как покупатели чувствуют, что не только приобретают обувь, но совершают благородный поступок.

С каждой проданной пары обуви TOMS дарит новую пару бедным детям.

Помимо обуви, TOMS также делает пожертвования для поддержания программ восстановления зрения, здоровых родов и сохранения воды в развивающихся странах. Все эти акции делают продукт компании не просто товаром, но символом доброты, который ярко отзывается в сердцах ее клиентов.

Несмотря на некоторую сложность применения в B2B-секторе, альтруизм может стать оригинальным способом сменить модель вашего бизнеса. Нет ничего невозможного, а наши советы помогут вам в этом:

  1. Подчеркните пользу для сотрудников. Ваш продукт помогает экономить рабочее время или избавляет от нудной рутины? Упомяните обо всех преимуществах, которые могут быть полезны как отдельным людям, так и группе в целом.
  2. Опишите выгоду для клиентов и партнеров. Если ваше предложение может сделать их счастливее, не забудьте сказать об этом.
  3. Расскажите о миссии вашего оффера, какому общему благу содействует ваша компания.
  4. Говорите о командных ценностях. Хотя за раз вы имеете дело только с одним клиентом, укажите на важность сделки для всех заинтересованных сторон.
  5. польза », «широко распространенный », «давать », «помощь », «улучшать » и «развивать ».

Зависть

Если компания не испытывает даже намека на желание обойти своих конкурентов, вряд ли она долго продержится на плаву. Продавцы, занимающие один сегмент бизнеса, как правило, живо интересуются, какими услугами и сервисами пользуются их соперники. Поверните эту ситуацию в свою пользу.

Эти подсказки заставят ваших потенциальных клиентов позеленеть от зависти:

  1. Назовите имена конкурентов. Если вы уже работаете с одной из известных конкурирующих компаний, то пусть все знают об этом.
  2. Расскажите о преимуществах перед соперниками. Важно, чтобы покупатели видели в вашем продукте возможность вырваться вперед — упомяните (с разрешения) достижения клиентов в результате сотрудничества с вами.
  3. Поделитесь бизнес-отчетами. Отраслевые аналитики периодически публикуют отчеты о применении различных новейших практик и сервисов, которые отличают лидеров от отстающих. Отслеживайте, когда выходят эти публикации и делитесь ими с покупателями — особенно, если они подчеркивают успехи конкурентов.
  4. Используйте такие слова и фразы, как «конкуренция », «лучший », «лидер », «отстающий » и «вытеснить ».

Гордость

Чувство гордости — намного более эффективный инструмент продаж, чем это принято думать. Недавнее исследование CEB (Corporate Executive Board ) установило, что люди, испытывающие прилив гордости и повышение самооценки от использования продукта, намного чаще соглашались на покупку, чем когда в оффере речь шла только о ценности для компании.

Эту личную заинтересованность в предложении (identity value ) объясняют в своей статье для Harvard Business Review авторы Брент Адамсон (Brent Adamson), Карл Шмидт (Karl Schmidt) и Анна Берд (Anna Bird):

«Identity value — то, как ваш оффер влияет на восприятие людьми самих себя. Например, он может вызывать у них чувство гордости, способствовать уважению других людей или чувствовать свою причастность к группе», — говорится в статье HBR. — «Эта последняя эмоция отличается от двух первых: она скорее создает представление о том "Кто я", чем о "Что делаю я/моя фирма"».

Следующие советы помогут спровоцировать гордыню у ваших покупателей:

  1. Выразите прибыль в терминах личного имиджа. Например, если ваш продукт позволяет ускорить процессы, то здесь подойдет фраза «Вы прославитесь как человек, который сэкономил 200 часов на закупках!»
  2. Разместите на сайте награды, которые получили клиенты благодаря вашему офферу.
  3. Предложите упомянуть компанию. Ваш клиент ищет славы? Пообещайте упомянуть его команду в кейсе, исследовании или другом маркетинговом отчете... если он купит ваш продукт, естественно.
  4. Используйте такие слова, как «имидж », «уважение », «сильный », «репутация », «известный », «влияние » и «престиж ».

Стыд

Компании осторожничают с этой эмоцией, так как обращаться к ней — идти по тонкому льду. Кому понравится быть пристыженным? Так же и покупатели, как правило, не особо радуются, когда продукт или продавец заставляет их чувствовать себя дураками.

Однако, есть способы, как (очень деликатно) задействовать эту эмоцию в продажах:

  1. Намекните на прошлые ошибки. Особенно те, которые ваш оффер теперь поможет избежать или предотвратить.
  2. Предскажите печальное будущее. Никто не хочет проблем для своей компании. Обрисуйте тревожную картинку возможного будущего и тех последствий, к которым может привести текущее бездействие.
  3. Расскажите о том, как могут пострадать другие. Если отложенное решение может иметь негативный эффект на сотрудников или клиентов, мягко подтолкните покупателя к мысли об ответственности за это.
  4. Используйте такие слова, как «ошибка », «избежать », «инерция », «расстройство », «сожаление » и «неудача ».

Еще со времен Чарльза Дарвина, посвятившего этому вопросу специальную работу «Выражение эмоций у человека и животных», универсальность механизма выражения эмоций у людей остается предметом одного из самых долгих споров среди биологов, культурологов и социологов. Так, сторонники универсалистской гипотезы утверждают, что все люди независимо от расы и культуры способны транслировать окружающим шесть базовых эмоций (счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль), используя сходные — в силу биологической и эволюционной общности людей — конфигурации лицевых мышц.

Универсалистский взгляд на эмоциональный «лицевой код» неоднократно подвергался критике в ходе межкультурных исследований, но статистики, достаточной для набора доказательной базы, опровергающей (либо подтверждающей) эту гипотезу, до сих пор не было.

Но сейчас гипотезу универсального распознавания эмоций можно считать опровергнутой благодаря экспериментам, поставленным группой исследователей, работающей под руководством Рэйчел Джек — психолога из Университета Глазго (Великобритания), давно занимающейся этим вопросом. с их описанием публикует Proceedings of the National Academy of Sciences.

Универсалистскую гипотезу решили проверить на научность с помощью группы из специально отобранных 15 взрослых китайцев и 15 взрослых европейцев обоего пола (средний возраст 22 и 23 года соответственно), понимающих английский язык, но имеющих минимальный опыт знакомства с представителями другой культуры (китайская группа состояла из молодых людей, только что приехавших для обучения в Европу), а также специально разработанного генератора изображений, имитирующего все возможные движения различных лицевых мускулов на двух трехмерных аватарах — «азиатском» лице и «европейском». Наблюдатели, распознав ту или иную эмоцию в серии анимаций, состоящей из набора случайных выражений лиц, должны были классифицировать их по шести базовым эмоциям (плюс «не знаю», если эмоция осталась непонятной) и шкале интенсивности из пяти пунктов (от «очень слабо» до «очень сильно» выраженной эмоции).

В общей сложности в каждой группе было распознано (то есть отнесено к одной из шести эмоций) примерно по 4800 генерированных анимаций с примерно равными долями «азиатских» и «европейских» аватаров в каждой, что говорит о несущественном вкладе расового фактора в сам процесс распознавания эмоций (наблюдатели разных рас с одинаковым успехом распознавали эмоции что на «европейских» лицах, что на «азиатских»).

А вот культурный фактор оказался очень сильным: европейцы и азиаты классифицировали конфигурации лицевых мускулов по-разному.

Из 4800 анимаций в соответствии с числом наблюдателей в каждой из двух групп (15), распознаваемых эмоций (6) и рас аватаров, генерирующих виртуальные «рожи» (2), было выделено 180 обобщающих моделей (15х6х2) лицевой экспрессии, актуальных для китайцев, и 180, актуальных для европейцев. Согласно универсалистской гипотезе, эти модели должны группироваться сходным для китайцев и европейцев образом в шесть разных кластеров в соответствии с числом основных эмоций, поскольку каждой эмоции должна соответствовать специфичная и общая для всех людей комбинация лицевых мускулов, которую эти модели обобщают.

Модели, выделенные в группе европейцев, действительно сформировали шесть гомогенных эмоциональных кластеров (см. схему). А вот китайские модели подобного единообразия не демонстрируют: в статистическом отношении их кластеры оказались намного менее различимыми и содержащими многочисленные вкрапления из других.

Означает ли это, что китайцы хуже считывают мимику, чем европейцы, в том числе, как многие, быть может, успели подумать, из-за этического запрета смотреть прямо в лицо собеседника, распространенного в дальневосточных обществах?

Нет, похоже, все выглядит как раз наоборот: анализ полученных моделей, отражающих восприятие чужой мимики китайцами и европейцами, показал, что для китайца в отличие от европейцев самой информативной с точки зрения эмоций областью являются глаза, выражение которых намного хуже поддается контролю, чем мимика других частей лица. В этом смысле китайцы более тонко и, так сказать, оперативно считывают эмоции, чем европейцы, доверяющие более броской мимике, которой китайцы меньше доверяют, распознавая в первую очередь по глазам такие эмоции, как страх, отвращение и гнев (см. илл. 2).

По-видимому, список из шести базовых пунктов плохо годился для точной классификации эмоций, которые китайцы распознавали на лицах, генерируемых компьютером, что провоцировало путаницу и итоговое размывание кластеров в китайской группе. Иначе говоря, если шесть базовых позиций — счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль — адекватно описывают эмоциальный диапазон, считываемый с чужого лица европейцем, китаец интерпретирует язык лица иначе и такая шкала ему не подходит. Особенно это заметно в таких позициях, как «страх», «отвращение» и «гнев», которые, по мнению авторов, недостаточно учитывают такие актуальные для китайцев эмоции и связанную с ними мимику, как «стыд», «гордость» и «чувство вины», которым не нашлось место в «базовом» списке.

Что и немудрено, если список составлялся людьми, принадлежавшими западной культуре.

Используемая шкала эмоций и «мимические коды», таким образом, не универсальны и не описывают эмоциональный опыт людей другой культуры, иначе воспринимающих некоторые конфигурации лицевых мускулов, считают авторы статьи. Причина же различий не генетическая (разница в лицевой анатомии между европейцами и восточными азиатами ничтожна), а культурная: за тысячелетия относительной изоляции в разных популяциях Homo sapiens сформировалась спефицическая мимика, притом одна такая мимика, по стечению скорей исторических, чем научных обстоятельств, была признана «универсальной» .

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ЭМОЦИИ Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.Наиболее

Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ЭМОЦИИ Особенностью эмоциональной жизни шизоидного ребенка является отсутствие обратной связи. Он удивительно неэмоционален, и мы никогда не знаем, плохо ему или хорошо. Он не высказывает ни радости, ни печали, ни гнева.Трудно понять, как он относится к другим людям. При

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

ЭМОЦИИ Для эмоций истероида часто типична некоторая поверхностность, инфантильность, причем чувствуется преобладание инстинктов, сферы бессознательного, а не голоса разума, сознания.На первый взгляд он чрезвычайно эмоционален. Но на самом деле усиленная жестикуляция,

Из книги «Да» в ответ. Технологии конструктивного влияния автора Моносова Анна Жоресовна

Эмоции Юнг подчеркивает, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций:«Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т. е. чувства), потому что именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологию часто

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Эмоции Адлер описывал два вида эмоций: не связанные с обществом (socially disjunctive), которые относятся к достижению индивидуальных целей, и связанные с обществом (socially conjunctive), которые способствуют социальному взаимодействию. Не связанные с обществом эмоции, такие, как гнев,

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Эмоции Как психоаналитик Эриксон подчеркивает эмоциональный компонент психологических процессов. Осознание значения эмоций присутствует во всех его теоретических разработках. В области теории его привлекало объединение новых когнитивных и исторических данных и

Из книги автора

Эмоции Согласно теории Райха, хронические напряжения блокируют поток энергии, который лежит в основе всякой сильной эмоции. Панцирь не позволяет человеку переживать сильные чувства, он ограничивает и искажает их проявление. А от блокированных эмоций невозможно

Из книги автора

Эмоции Маслоу утверждал, что для самоактуализации важны положительные эмоции. Он призывал своих коллег к серьезному изучению воздействия на человека эмоций счастья, радости, внутреннего спокойствия, а также всевозможных забав, игр и развлечений. Он считал, что

Из книги автора

Эмоции Учение йоги направляет энергию на духовный рост человека.«Пока эти страсти (гнев, похоть и так далее) направлены к миру и его объектам, они - наши враги. Но когда они направлены к Богу, то становятся лучшими друзьями человека, так как тогда они ведут его к Богу. Жажду

Из книги автора

Эмоции Важной целью буддистского обучения является научение тому, как контролировать свои эмоции, избавившись от их власти. В большинстве эмоций нет ничего плохого; однако немногие люди проявляют свои эмоции должным или адекватным образом. Большая часть людей гневается

Из книги автора

Из книги автора

Эмоции Как и прочие феномены психической жизни человека, эмоции Курт Левин не рассматривает отдельно от других зон, входящих в жизненное пространство в данный момент времени. Вероятность появления эмоциональных реакций он связывает с количеством регионов, входящих в

Из книги автора

Эмоции Эмоции не возникают по приказу. Хочу радости - цель

Из книги автора

Эмоции Если бы Ариэль не получила результатов от проработки своей головной боли, мне следовало бы спросить ее: «Как ты думаешь, какие эмоции скрываются за твоей головной болью?» Она могла бы мне ответить: «Злость, грусть, горе», и мы проработали бы эти эмоции.Иногда за

Из книги автора

Эмоции Идеальное состояние для выступающего – это состояние потока. По словам психолога Михая Чиксентмихайи, это «состояние, в котором человек так увлечен своей деятельностью, что все остальное утрачивает для него всякое значение». Это очень тонкое состояние между

Задайте этот вопрос своим друзьям и знакомым и, я вас уверяю, вы вряд ли получите общий список. Тем не менее, психологам уже давно удалось придти к согласию в этом вопросе: Радость, Печаль, Гнев, Страх, Удивление и Отвращение .

Что позволяет базовым эмоциям носить это фундаментальное название:

1. Их испытывают люди разной этнической принадлежности по всему миру, т.е. они универсальны.
2. То как люди выглядят при этом, или, как мы это называем в , какие "калибровки" демонстрируют, также достаточно похоже проявляется у разных людей вне зависимости от пола, расы или происхождения.
3. У этих эмоций всегда есть предназначение, то есть они чему-то служат.
4. Избыточное стимулирование этой эмоции может приводить к разрушительному поведению.

Каждая из базовых эмоций сформировалась в результате борьбы человека за выживание в ходе его эволюционного развития. Нашим предкам приходилось ежедневно иметь дело:

    со страхом, чтобы избежать гибели от когтей и зубов хищников,

    с гневом, для того, чтобы противостоять сопернику,

    с отвращением, чтобы избежать заболеваний,

    с эмоцией печали, которая помогала пережить серьезные потери,

    с эмоцией радости, которая была своеобразным поощрением за удовлетворение инстинктивных потребностей для выживания (победа в поединке, сытость, сексуальная удовлетворенность),

    с эмоцией удивления, которая давала понять, что существовавшие до какого-то момента знания могут быть расширены за счет нового опыта.

Однако перед современными людьми давно уже перестали стоять задачи физического противостояния конкуренту за пищу или жилье, в чем помогал нам раньше гнев, да и отвращение давно уже перестало выполнять свое первичное назначение - предохранять от испорченной пищи или отворачиваться от возможного источника заболевания. Функцию наблюдения за качеством еды и сохранностью здоровья взяли на себя государственные институты (которые несут их с большим или меньшим успехом, но мы сейчас не об этом).

Любопытным фактом является то, что базовые эмоции , перестав выполнять свои изначальные функции, стали перекочевывать в смежные области жизни людей. Эти области порой никак не связаны с изначальными функциями. Например, гнев стал "топливом" в борьбе человека за его социальные или материальные преимущества, а также в противостоянии между "своими" и "чужими".

Отвращение теперь на службе у тех, кто в собственных, часто меркантильных целях, сеет рознь между людьми. Ксенофобия - или неприязнь к иностранцам, - также стала поводом для стимулирования этой эмоции. Чего стоят хорошо всем известные карикатуры, в которых "они" -"чужие" представлены в образах крыс, пауков, тараканов, гидр, гиен и пр.

То есть мы с вами оказываемся перед фактом, что если эмоция не может быть удовлетворена напрямую, человек удивительно изощренным способом находит возможность ее "попрактиковать" в своей жизни.

С одной стороны это повод серьезно задуматься, есть ли в вашей жизни место для безопасного выражения палитры базовых эмоций? Или, может быть, список привычных эмоций ограничивается социально приемлемым набором "комфортно"- "некомфортно"? С другой стороны, в нашей с вами действительности уже давно появились другие эмоции , решающие для нас новые, современные задачи. Смущение, жадность, скука, беспокойство, ревность, депрессия и любовь в нашей жизни играют более заметную роль, чем базовые эмоции.

Среди них, как минимум, пять новых эмоций могут претендовать на то, чтобы занять свое место среди Большой шестерки, так как они являются универсальными, легко узнаваемыми и служат определенной цели.

Среди таких эмоций находится Душевный подъем , или воодушевление. Несмотря на то, что эту эмоцию мы испытываем не так часто, все равно, это очень легко распознаваемое чувство. Мы словно впитываем все происходящее, у нас захватывает дух от внезапно открывшегося потрясающего вида природы. Когда мы слушаем любимого музыканта, на глазах выступают слезы восторга, по телу пробегают мурашки и в груди разливается удивительное тепло, знаменующее собой хлынувший поток чувства любви, надежды и восхищения. Многие помнят свои ощущения во время событий 1991 года во время путча, когда удалось отстоять Белый дом, благодаря тому всплеску душевного единства, который вывел людей на улицы и позволил им остановить танки.

Исследования показывают, что воодушевление является универсальным чувством , его испытывают люди в разных странах и принадлежащие к разным вероисповеданиям. Чаще всего это чувство возникает в связи со значимыми позитивными событиями в жизни семьи, общества или во время религиозных ритуалов. В результате тестирования, проводимого в Университете Вирджинии Джонатаном Хайдтом, было выявлено, что у людей, испытывавших эту эмоцию, приходил в возбуждение комплекс нервных окончаний в области шеи и горла, а также то, что в это время в кровоток поступало значительное количество гормона окситоцина, который способствует усилению поведения, направленного на эмоциональное сближение. У людей возникает желание прикасаться друг к другу, обнимать и больше доверять другим людям.

Таким образом, Душевный подъем является очень мотивирующей и сближающей людей эмоцией, несмотря на то, что по статистике, мы испытываем его нечасто - в среднем, один раз в неделю .

Мы можем стимулировать эту эмоцию, вспоминая о самых трогательных и волнующих моментах нашей жизни, при этом черты нашего лица смягчаются, расправляются мышечные напряжения и мимические морщины и, иногда, слегка приподнимаются брови. Это великолепный способ обрести доступ к живительной жизненной энергии, которая всегда находится внутри нас самих.

Другая эмоция, которая также имеет серьезные "претензии" на то, чтобы быть среди Базовых - это Интерес . Это чувство толкает нас на освоение новых знаний, исследование новых территорий или на использование новых стратегий в нашей жизни. Голова чуть склоняется набок, как будто мы пытаемся рассмотреть ситуацию в новом ракурсе, речь ускоряется и активизируется мимика верхней части лица, приподнимаются, "играют" брови, глаза приобретают особую зоркость за счет большей фокусировки и тонуса глазных мышц, вне зависимости от того, пытаетесь ли вы разобраться с новым техникой или с законом термодинамики.

Кроме того, что интерес стимулирует выход за рамки существующих знаний о мире, он в значительной степени способствует снижению уровня стресса и беспокойства, который наступает от огромного объема информации, стремительным потоком рвущимся в наше сознание благодаря СМИ и интернету.

При избыточном стимулировании интереса, в свою очередь возможно возникновение повторяющегося, потребительского и компульсивного поведения (например, шопоголизм).

По словам Паула Сильвиа, психолога из Университета Северной Каролины, наиболее важной для нас является способность интереса, снижать уровень стресса от контакта с чем-то неизведанным, что позволяет человеку продолжать интеллектуально развиваться в условиях обрушивающегося на него потока новой информации.

Благодарность - это эмоция, которая питает взаимоотношения между партнерами, супругами, детьми и родителями, сотрудниками и т.д. Во многих культурах выражение этой эмоции связывается с улыбкой и легким поклоном, иногда люди еще прикасаются ладонью к области сердца или совершают на масте, как в индуистской или буддийской традициях. Благодарность очень сильно стимулирует развитие принципа брать - давать в отношениях. Кроме того, это чувство стимулирует интерес к другому человеку и заставляет нас думать о возможности дальнейшего развития отношений. Надо отметить, что по словам Барбары Фредриксон, книга "Позитивность" (Positivity, 2009), чувство благодарности не только способствует углублению отношений в парах, но и усиливает гармонизацию работы в группах людей, сокращает текучку кадров, стимулирует волонтерскую деятельность в обществе. Чувство благодарности также опосредованно способствует снижению проявления насилия, сокращению загрязнения окружающей среды и разбазаривания природных ресурсов.
Гордость
- Двуликая эмоция. Гордыня названа одним из смертных грехов в христианстве. Тем не менее, гордость может проявляться и в глубоком удовлетворении от того вклада или достижения, который сделал человек. Каждому знакомо это чувство, иногда оно связано с повышением по работе, а иногда и с тем, что мы сделали что-то своими руками: победили в состязании или отгадали какое-то сложное слово в кроссворде.
Чем же отличается Гордыня от Гордости? Интересно, что внешнее, телесное выражение выглядит очень похоже. В обоих случаях человек приподнимает подбородок, расправляет плечи и слегка отводит руки от тела, как бы пытаясь выглядеть больше, чем он есть на самом деле. Любопытно, что в отличие от базовой шестерки, выражение гордости практически не затрагивает лицо, лишь легка улыбка может скользнуть по лицу. Еще одно различие состоит в том, что гордость, так же как и стыд, чувство вины или смущение, требует осознание своего вклада и оценки себя. По словам Джессики Трейси из Университета Британской Колубии в Ванкувере: "Для того чтобы испытать чувство гордости, мне необходимо осознать кем я являюсь, кем я хочу стать и как событие, которое произошло только что, отражается на моих амбициях". Тем не менее, Трейси считает, что у гордости есть основание претендовать на место среди 6 базовых эмоций. Ее исследование рассматривает проявление гордости даже у представителей племен, не имевших контактов с цивилизацией и не создавших свою письменность. Также в исследовании есть примеры, когда чувство гордости испытывали люди, слепые от рождения, таким образом, Трейси предполагает, что это чувство является скорее врожденным, чем научаемым.

Так в чем же смысл чувства гордости, и зачем нам нужны гордость и гордыня, которые чувствуются по разному, а выглядят похоже? В большинстве случаев, когда люди видят выражение гордости, это ассоциируется у них с высоким статусом. Таким образом гордость мотивирует нас к развитию для того, чтобы завоевывать уважение других людей. Есть два различных способа к достижению этого, что возможно и объясняет существование двух сторон гордости.

По словам антрополога Джо Хенриха, статус фигурирует в двух формах. Первый базируется на доминировании и его часто можно наблюдать среди не-человекообразных приматов, когда более крупных и сильных особей почитают, так как они могут напасть или даже убить других. Если проводить аналогию к нашей с вами действительности, то мы можем говорить о поведении жесткого и надменного босса в офисе. Второй тип социального статуса - это престиж. В этом случае, уважение и влияние приобретаются за счет больших знаний или навыков. "Такое описание подходит к двум видам гордости", говорит Трэйси. "Одна ассоциируется с агрессией и с чрезмерной самоуверенностью, тогда как другая мотивирует достижения, усердный труд и альтруистичное поведение".

Сомнение /Confusion - эмоция времени перемен. Это чувство, которое все мы испытываем время от времени, находимся ли мы в лектории или в картинной галерее или исследуем незнакомый город, но его довольно сложно описать. Датчер Келтнер из Университета Калифорнии (Беркли), предполагает, что мы испытываем это ощущение, когда информация, которую мы получаем из внешней среды недостаточна или противоречива. Но является ли замешательство эмоцией?

Для некоторых физиологов, сама эта мысль является скандальной. Некоторые описывают Сомнение, как наиболее пограничное состояние. Тем не менее, Сильвиа считает, что есть достаточно оснований для того, чтобы рассматривать СОМНЕНИЕ среди базовых эмоций, не только потому, что его довольно легко распознать. Мы морщим брови, прищуриваемся, иногда начинаем покусывать губы - вы узнаете СОМНЕНИЕ в то же мгновение, когда видите его на чьем-то лице. В действительности, как показало одно исследование, Сомнение является второй из наиболее легко узнаваемых повседневных эмоций, после радости.

Так чему может служить сомнение? "Сомнение родом из "семейства" эмоций, основанных на знаниях - интерес, удивление", - говорит Сильвиа. Он считает, что таким образом наше сознание говорит нам о том, что способ нашего мышления не срабатывает, что наша ментальная карта мира дала трещину или неадекватна реальности. "Иногда это приводит нас к тому, что мы останавливаемся в своей деятельности, но также сомнение мотивирует нас сменить фокус внимания или изменить стратегию обучения", - говорит он. Есть еще один любопытный аспект этой эмоции. Когда окружающие распознают это выражение лица, это стимулирует их к тому, чтобы помочь человеку, испытывающему сомнение. Если это действительно так, то сомнение стимулирует нас к получению новых знаний и к укреплению социальных связей, делая тем самым эту эмоцию наиболее актуальной эмоцией 21 века.

И помните, чем чаще вы испытываете ту или иную эмоцию, тем больше вы в ней "практикуетесь", тем сильнее те нейронные и биохимические связи, которые вы стимулируете в своем мозге. На чем концентрируется ваше внимание, туда и течет ваша жизненная энергия. И если вы легко раздражаетесь или печалитесь, а хотели бы чаще радоваться или удивляться, то что вы можете изменить в своей жизни и работе, для того, чтобы стимулировать те эмоции, испытывать которые вам хочется больше? Так что выбор за вами: быть влекомым привычным потоком бессознательных реакций или начать осознавать эмоции , которые вы испытываете и делать свой выбор в пользу тех, которые являются для вас желанными.

Кстати, медицинские исследования убедительно доказывают, что люди, которые чаще испытывают эмоцию интереса и высоко ценят и радуются новым знаниям, во много раз реже страдают от расстройств деятельности головного мозга и сердечно-сосудистых заболеваний.

С.К. С использованием материала журнала New Scientist (Jan 2010)