Алгоритм орфограммы правописание личных окончаний глагола. алгоритм орфограммы правописание личных окончаний глагола

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 4-а

Учитель : Тихонцева Лариса Юрьевна

УМК: Перспективная начальная школа

Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов»

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления об ударных и безударных окончаниях глаголов, формировать навык работы по алгоритму «спряжение глаголов»

Задачи:

Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании безударных окончаний глаголов, прививать навык работы по алгоритму «спряжение глаголов»;

Развивающие: формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции учащихся;

продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;

Воспитательные: развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:

учебник М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 107-108. - М:Академкнига/учебник, 2014 г.;

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов».

г

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент (2 мин)

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

Создать положительный эмоциональный настрой.

Методы:

Словесные,

Самоконтроль,

Мотивация учебной деятельности.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Рассказывает притчу.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая комфорта при дальнейшей работе. Желает успеха.

Подготовка класса к работе.

Объясняют, как поняли выражение

«Все в твоих руках» и почему к уроку подобрана именно эта фраза.

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

ф ормирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Актуализация знаний и пробное учебное действие (4-5 мин)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Работать над развитием орфографического навыка.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

повторение изученного материала, необходимого для работы на уроке, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Задачи:

активация грамматических понятий о глаголе, правил о безударных гласных.

наглядный,

словесный,

познавательный,

самоконтроль.

Предлагает решить проблемную ситуацию, решить, верны ли высказывания.

Выкупа[?]шь - 1 спр., выкупать- выкупаешь

слыш[?]т - 1 спр., слышать - слышешь

вьём - 2 спр., вить

вер[?]м - 2 спр., верить – верим

стел[?]т - 2 спр., стелить – стелит

Слайд 1

Учащиеся обдумывают ответы, высказывают свои мнения, подтверждая ответы изученными правилами.

Вставляем букву е, т.к. в начальной форме суффикс а, поэтому глагол 1 спр.

Это глагол исключение, относится ко 2 спр., пишем букву и.

Это ударное окончание, 1спр.

Начальная форма верить, суффикс и глагол 2 спр., вставляем и.

Глагол исключение, относится к 1 спр., вставляем е.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

Активизировать соответствующие мыслительные действия.

Задачи:

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Методы :

Словесные,

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Создает проблемную ситуацию

Спрашивает у учащихся с какой проблемой встретились. Из сложившийся проблемы просит вывести тему урока и цель урока, а также спрогнозировать дальнейший ход урока по таблице

повторить…

выяснить…

поупражняться…

Учащиеся на основе выводов после обсуждения проблемной ситуации и проверки формируют тему и цель урока. Вспоминают алгоритм, по которому определяют спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

Слайд 2.

(алгоритм определения спряжения глаголов)

1. Найду в предложении глагол.

    Поставлю глагол в неопределенную форму

    Определю окончание глагола.

    Вспомню схему-опору…

    Вспомню глаголы исключения…

    Назову спряжение…

После этого возвращаются к заданию и на основе алгоритма еще раз объясняют, какую букву надо поставить в безударное личное окончание глагола.

Слайд 3.

выкупаешь- 1спр.

слышит -2спр.

вьём- 1спр.

верим- 2 спр.

стелет -1спр.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

постановка вопросов,

умение слушать и понимать других.

Познавательные:

постановка проблемы.

Личностные :

самоанализ.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7-8 мин)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

выявить насколько у учащихся сформирован навык работы с алгоритмом.

Задачи:

Развивать способности к анализу, синтезу.

Способы достижения:

организация самостоятельной исследовательской деятельноси

Организует деятельность по применению полученных знаний. Для этого просит открыть учебник на с.107-108, прочитать учеников задание.

Учащиеся выясняют, что нужно вставить пропущенные буквы и определить спряжение глагола.

1 в.- 1-2ст.;

Пахн…т сен…м и т…плом.

Кто там ход…т? Кто там дыш…т?

В…юга пляш…т за с…лом.

Ветер ве…т снег на крыш… .

Фыркнул добрый старый конь-

К сену тян…[цца] губами.

Смотр…т вниз, в гл…зу-огонь…

Кто там брод…т под ст…лбами?

Две коровы вперебой

Все жуют, в..дыхая, жвачку.

А теленоч…к р…бой

В уг…лке бода…т тачку.

Мышь гуля…т по ст…не.

Гуси крикнули в клетушк… .

Что приснилось им во сне?

Май? Зеленые опу…ки?

Проверить как вы выполнили работу мы сможем на экране.

Физминутка

Читает четверостишие, если встречается глагол 1 спр., то хлопают девочки, если 2 спр. то хлопают мальчики.

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Далее идет самопроверка по эталону.

Слайд 4.

(На экране дан текст со вставленными орфограммами)

Оценивают себя в листках самооценки, рядом с номером задания значками «+» или «-».

Личностные:

самоконтроль,

самооценка

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование.

Познавательные:

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания

13-15 мин)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

учиться различать безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; уточнить характер затруднений.

Задачи:

Развивать умение работать в парах, в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.

Методы:

учебный диалог,

наглядные,

самостоятельная деятельность уч-ся,

взаимоконтроль;

познавательные.

1. Игра «Ты мне, я тебе» (работа в парах)

Разбивает детей на пары, предлагает обратить внимание на цветные карточки желтые и зеленые. (Дифференцированная работа на желтых карточках задания более сложные, чем на зеленых). Работа ведется по типу игры «Ты мне, я тебе».

Зеленая карточка

Замени словосочетание глаголом 2л. ед. ч. Укажи спряжение.

Дать ответ-

Выйдещь навстречу-

Окажем помощь-

Сделаете подарок-

Желтая карточка

Подбери к фразеологизмам глагол близкий по значению и запиши его форме 2л. ед. Укажи спряжение.

Зарубить на носу-

Клевать носом-

Вставлять палки в колеса-

Обвести вокруг пальца-

Просит ребят оценить себя на листках самооценки.

2. Работа в группах

Работа над деформированным текстом.

Разбивает детей на группы и дает задание в конвертах. Просит прочитать задание, спрашивает все ли понятно, если у учащихся возникают вопросы, объясняет.

Задания для групп

Восстановить деформированный текст, расставить предложения по порядку, определить спряжение у глаголов с пропущенной орфограммой. Попробовать вспомнить, кто является автором данного четверостишия и как оно называется.

В окно пове…ло весною.

И лес оден…тся листвою.

Уж та…т снег, бегут ручьи.

Засвищут скоро соловьи.

3. Игра «Найди четвертое лишнее» (работа выполняется самостоятельно)

На карточке 2 группы слов, зачеркни лишнее.

    Люб…шь, увид…шь, пиш…т, вход…т.

    Мож…м, лета…т, старту…те, смотр…шь.

Каждая пара читает задание на карточках и сама выбирает ту карточку, задание на которой им показалось наиболее интересным и доступным. Учащиеся выполняют задание в тетради, одна пара выполняет работу на обратной стороне доски, причем ребята из этой пары сами решают, кто какую карточку выполняет.

Проверка выполнения работы с доски.

Оценивают себя в листах самооценки, рядом с номером задания значками «+» или «-».

Учащиеся объединяются в группы и выполняют задания в группах.

Оценивают свою работу в группе в листах самооценки, рядом с номером задания значками «+» или «-».

Учащиеся самостоятельно вычеркивают лишнее слово из каждой группы, при проверке объясняя свой ответ.

Личностные:

самоконтроль;

самооценка.

Регулятивные:

контроль;

коррекция.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные

действие по аналогии;

умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения.

Рефлексия деятельности (3-5мин)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности и деятельности класса.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

Задачи:

Вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока, формировать самооценку учащихся.

Методы:

Наглядные,

Самоконтроль.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Молодцы, ребята! А теперь давайте подведем итог.

Над какой темой мы с вами работали?

Какую цель перед собой ставили?

Спрашивает у ребят, какое впечатление у каждого осталось после урока, чем он кому запомнился. Для этого на оценочных листах, на строчках просит написать синквейн , ключевым словом к которому будет существительное «спряжение».

Оценивает работу учащихся на уроке.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Пишут синквейн. Желающие 2-3 человека зачитывают.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

самооценка на основе успешности;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Закрепить умение работать с алгоритмом по определению спряжения глаголов.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выбери одно из предложенных заданий и выполни его. (Дифференцированная работа)

ТПО с.59 №54, или

ТПО с.63-64 №59.

Сами решают, какое из заданных упражнений выполнить дома.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

самостоятельное формулирование познавательной цели;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

постановка вопросов.


«Орфограммы в корнях слов» - Проверочный квадрат. Составим алгоритм. На основании смысла и рифмы восстановите недостающие слова. Сформулируйте тему урока. Выбери правило. Орфограммы. Тема: Напомните цель урока. Назовите главные слова в словосочетаниях, имеющие все морфемы. Если гласная, определи: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся.

«Слова с орфограммами» - Бамбук – удивительное растение. Составьте по картинке предложения, в которых были бы слова с чередованием гласной в корне. Спишите,вставив пропущенные буквы. Прочитайте текст и назовите слова с орфограммами в корне слова. Выр..сту, прик..сновение, соб..рает, пол..жение, к..сательная. Алгоритм. Орфограммы в корне слова (обобщающий урок).

«Глагол - это» - На закате солнца заухал в лесу сыч. Будут журчать. Поведёт лиса в сторону пушистым хвостом – будто искры рассыплет по снегу. 1. Это… 2. Обозначает… 3. Отвечает на вопросы: 4. Изменяется по… 5. В предложении является … Правописание глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени. Побелели поля и пригорки.

«Имя глагол» - Образование деепричастий, суффиксы. Самостоятельные части речи. Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния. Имена числительные Склонение простых числительных Склонение составных числительных. Разряды наречий по значению Степени сравнения наречий.

«Времена глаголов» - Проверьте! Подготовиться к проверочной работе. Какие глаголы употреблены в переносном значении? Объяснительный диктант. У глаголов какого времени определяется род? Проверь ударение! Определите время, лицо (род), число глаголов. Поставьте глаголы в прошедшем времени. Составьте предложения со словами кровать и комната.

«Орфограммы корня» - Под ударением или нет? Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Система занятий элективного курса. Корень или нет? Вставьте и объясните орфограммы. Правописание согласных в корне слова. Как проверить проверяемые безударные гласные? Распределительный диктант. Чередующиеся гласные. Вспомните алгоритм рассуждения.

1. Определите, ударное окончание или безударное. В ударном положении глаголы II спряжения имеют

личные окончания:

И -ит -ите

Am, -ят (3-е лицо мн. ч.)

В глаголах I спряжения пишутся: -ешь -ет

Е -ем -ете

2. Если окончание глагола безударное, поставьте его в неопределенную форму.

Ко II спряжению относятся:

Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиж­диться;

4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, дер­жать;

7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненави­деть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть.

КI спряжению относятся все остальные глаголы на: -оть, -ять* -еть, -уть, -ать, -ыть, -ти.

3. Выберите личное окончание глагола в зависимости от спряжения.

Образец применения алгоритма Спортсмены борЮТся - окончание безударное, н. ф. (что делать?) бороться, I спр., окончание 3-го л. мн. ч. ют.

Запомните:

Глагол брезжить имеет окончания II спряжения, кроме 3-го лица множественного числа - брез- жут (действительное причастие настоящего вре­мени - брезжущий);

Если к глаголу присоединяется приставка или постфикс -ся, спряжение глагола остается тем же;

Глаголы затмить, убедить, победить, дерзить, очутиться не имеют формы 1-го лица единствен­ного числа.

4 глагола в русском языке являются разноспрягае­мыми, они имеют окончания разных спряжений:

хотеть (ед. число - I спр., мн. ч. - II спр.);

есть (ед. число и 1-е и 2-е лицо мн. числа - II спр., 3-е лицо мн. ч. - I спр.);

дать (3-е лицо мн. ч. - I спр., остальные - II спр.);

бежать (3-е лицо мн. ч. - I спр., остальные - II спр.).

Отличайте глаголы изъявительного и повели­тельного наклонения.

В повелительном наклонении (глаголы выражают приказ, просьбу: напишите) перед -те пишется -и.

Рассуждайте:

Расскажите мне о вашей поездке.

Расскажите - глагол повелительного наклонения, поэтому независимо от спряжения пишется -ите.

Я буду благодарен, если вы подробно расскажете о поездке.

Расскажете - глагол изъявительного наклонения, I спряжения, поэтому окончание -ете.

Различайте:

глаголы с приставкой -обез (-обес), написание кото­рых зависит от переходности:

И (действие направлено на кого-либо) - в переход­ных глаголах;

Е - в непереходных (действие направлено на себя):

Обессилеть (лишиться сил) - I спр.: обессилею, обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обес­силеют.

Обессилить (лишить сил кого-то) - II спр.: обесси­лю, обессилишь, обессилит, обессилим, обессилите, обес­силят.

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска

пишется буква И?

а) уч..шься в школ.., становится темно, леч..шься в больниц..

б) смотр..шь на рисунки, выбер..т по вкусу, ве..т ве­терок

в) ре..т флаги, держ..т крепко, смотр..т исподлобья

г) дыш..т тяжело, не обид..т друга, гон..шь мяч

2. В каком ряду во всех словах пишется Е?

б) ненавид..мый всеми, обсужда..мый без конца, об­лекаемая в красивые слова

в) обдава..мый фонтанами воды, немысл..мый ус­пех, сдержива..мый всеми

г) опека..мый мною, изгоня..мый с позором, вполне решаемый

3. В каком ряду во всех словах пишется одна и та

же буква?

а) неиссяка..мый источник, задумыва..тся над зада­чей, брезж..т в тумане

б) не дел..тся на части, зижд..тся на справедливости, нагон..т быстро

в) выполн..т сполна, палуба кача..тся, пчелы жал..т

г) трепещет от страха, долго не избира..мый, про­вод..т тайными тропами

4. В каком ряду во всех словах пишется А (Я)?

а) вертящийся от нетерпения, терпящий бедствие, ненавидящими глазами

б) дыпь.щие силой, кле..щие игрушки, вяж..щее ощущение

в) строящиеся дома, борющийся с обстоятельствами, ду..щий ветер

г) умеющий мыслить, негре..щий плащ, спе..щие яб­локи

5. В каком ряду во всех словах пишется У (Ю)?

а) следующим рейсом, наде..щийся на чудо, ме­чущийся вдоль пристани

б) колебл-.щийся балл, выход..щий в тираж, смот­рящие с пониманием

в) пребыва..щий в заблуждении, звон..щий без пе­рерыва, вез..щий дрова

г) вер..щий в успех, ду..щий на воду, топч..щий письмо

Л. И. Тареева

Калейдоскоп
(урок-игра по теме «Орфограммы в глаголах», 6 класс)

Цели:

– обобщить и систематизировать орфограммы глагола, уметь выбрать нужный вариант написания и объяснить свой выбор;

– совершенствовать навыки группировки материала учебника, нахождения ответа на поставленный вопрос;

– развивать навыки работы в группе, воспитывать ответственность за свой вклад в общее дело, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: «Листок гласного контроля», индивидуальные зачетные карточки, карточки с оценками; карточки-задания.

Ход урока

I. Грамматическая разминка.

Учащиеся записывают под диктовку словосочетания, 2 ученика выходят к доске, работают по карточкам:

– Что вы записали? (Словосочетания .)

– Какие? (Подчинительные .)

– Отметьте главные слова.

– Какой частью речи являются главные слова?

– Как называются такие словосочетания? (Глагольные .)

Найдите: а) глаголы в инфинитиве;

б) глаголы несовершенного вида;

в) глагол 3 л., ед. ч. с безударным окончанием;

г) глагол прошедшего времени.

II. Постановка целей и задач урока.

– Мы заканчиваем изучение глагола. Значит, вы сможете ответить на мои вопросы:

– Какие вы знаете орфограммы в глаголах?

– Как их можно сгруппировать?

Учащиеся, получившие опережающее задание, классифицируют орфограммы глагола.

I гр. – Ь знак в глаголах.

II гр. – Суффиксы глаголов.

III гр. – Окончания глаголов.

IV гр. – Частицы с глаголами.

– Что же мы сегодня должны сделать на уроке?

Цель ставят учащиеся: систематизировать, повторить эти орфограммы и выработать навык правописания.

Учитель. Предлагаю провести сегодняшний урок в форме игры «Калейдоскоп».

Суть его в следующем: каждый ученик выполняет свою часть работы в группе ребят под одинаковыми номерами. Потом возвращается в свою первоначальную группу и выполняет роль учителя – учит и проверяет других учеников. В каждой группе выполняются задания всех номеров.

Воспитательные задачи:

– учимся работать в коллективе, слушать и уважать других;

– стараемся вырабатывать высокую ответственность за свою работу;

– учимся оценивать свои знания и знания других.

III. Работа в группах.

· Учащиеся в каждой группе (4–5 человек) распределяются по номерам. Затем они переходят за другие столы и группируются с игроками, имеющими одинаковые номера, образуя 4 группы: первые номера, вторые, третьи и четвертые.

В номерных группах выполняются задания.

1) Повторите орфограммы «Мягкий знак в глаголах».

Береч… честь, учит…ся хорошо, вернеш… долг, стрич…ся у мастера, надеят…ся на себя, посееш… рожь, зажеч… костер, стучат..ся в дверь, извиниш…ся перед мамой.

1) Повторите орфограммы «Правописание суффиксов глаголов» – работа с учебником.

2) Вставьте буквы, объясните орфограммы.

Раста..л снег, окле…л окна, выпл..ло облако, вылет..л самолет, крикн..те громче, вытр…те ноги, разбер..те книги, команд…вать отрядом, оканч…вает работу, совет…вать другу.

1) Повторите орфограмму «Буквы Е и И в окончаниях глаголов» – работа с учебником.

2) Вставьте буквы, объясните орфограмму.

Легко дыш…шь, хорошо труд…тся, быстро беж…шь, далеко вид…т, прекрасно держ…тесь, они стро…т дом.

1) Повторите орфограммы о правописании частиц с глаголами – работа с учебником.

2) Раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание частиц.

(Не)навидеть зло, (не)съел завтрак, (не)знали урока, (не)годовал от злости, никто (не)обижал. Посадили(бы), погрузились(бы), участвовали(бы), (не)хотелось(бы), (не)здоровилось, (не)обидел(бы).

· Выполнив задания, учащиеся показывают его учителю, затем возвращаются в свои группы, и их задание теперь выполняют все члены группы: 1, 2 … и т. д.

Учитель и два консультанта вызывают по 1–2 ученика из каждой группы и проверяют выполнение, ставят оценку, а учащиеся берут на отдельном столе карточку со своей оценкой.

IV. Итог урока.

1. Выявляется группа-победитель. В группе подсчитывается общий балл оценок на карточках, выявляется группа с наибольшим общим баллом – она побеждает.

Учитель подводит учащихся к рефлексивным действиям:

– Какие орфограммы повторили?

– Что выяснили для себя?

После кратких высказываний учащихся учитель благодарит всех участников игры за работу.